Упражнения для работы со своим внутренним ребенком. Что говорит ваш внутренний ребенок

Концепция Внутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. К. Юнг называл его «Божественное Дитя», а Э. Фокс - «чудо-ребенок». Психотерапевты Элис Миллер и Дональд Уинникотт ссылались на него как на «Истинное Я». Рокелл Лернер и другие исследователи зависимости от химических веществ говорили о нем как о «ребенке в душе». Внутренний Ребенок - это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это наше Настоящее Я - то, кто мы есть на самом деле.

С возрастом многим из Вас, чтобы выжить, приходится «забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе». Вы отстраняетесь от своего Настоящего Я, хотя оно часто остается совсем рядом, на заднем дворе - но все же не под крышей дома. Нет ли у Вас ощущения, будто в жизни чего-то не хватает? Я имею в виду - в глубине души, речь сейчас не о спутнике жизни и не о деньгах. Не возникало ли у Вас такого чувства, будто утрачена какая-то частица души? Вполне возможно, это и есть указание на то, что ваш Внутренний Ребенок спрятался.

Не затворились ли Вы в своей «раковине»? Не стараетесь ли скрывать свои истинные чувства? Трудно ли Вам заводить друзей и укреплять дружеские отношения? Часто ли Вы чувствуете себя неважно? Нет ли хронической усталости? Доводится ли раздражаться без причины? Не бывает ли так, что Вы стремительно несетесь вперед, даже не помышляя о том, чтобы просто прогуляться, подышать воздухом и посмотреть на окружающий мир? Часто ли Вам бывает страшно? Нет ли у Вас постоянного чувства одиночества? Не слишком ли мало в Вашей жизни радостей? Не воспринимаете ли Вы любое дело как «тяжкое бремя»?

Просто скажите: «да» или «нет».

Взрослые трудятся - а дети играют!

Если ваш ответ «да», то это классические симптомы недостатка любви и «спрятавшегося» Внутреннего Ребенка.

Лучшее сравнение, какое приходит в голову, - это классическая история о поисках пони в груде навоза. Ребенок входит в конюшню с мечтой посмотреть на пони. Ему сказали, что пони тут. Навоз для ребенка - дело десятое, это вовсе не помеха. Он восторженно разгребает кучу в поисках пони, смеется в предвкушении - и находит! Взрослый, которому тоже известно, что пони где-то там, часто думает только о навозе и либо просто отказывается от поисков, либо непрестанно жалуется на вонь. Его переживания связаны с навозом, а не с пони. А как поступили бы Вы?

Хорошо, мы, конечно, люди взрослые. Мы понимаем, что наш груз ответственности и забот намного тяжелее обыденного бремени ребенка. Но я сейчас предлагаю Вам оценить степень собственного внутреннего равновесия. Без «малыша внутри» гармония невозможна! Вас хоть раз называли «занудой» или «ворчуном»? А дети Вам такого не говорили? (Если да, это, вероятно, были очень мудрые дети!)

Кое-кто из Вас уже восклицает: «Только не я! У меня было счастливое детство!» Правда же заключается в том, что у многих из нас детство было далеко не счастливое, а у некоторых даже трагическое. Взросление могло оказаться мучительным периодом. Именно поэтому Вы и решили в свое время «вырыть норку и забраться туда», чтобы хоть какая-то частичка ребенка смогла пережить губительные обстоятельства. И когда это случилось, Вы утратили связь с «настоящим Я» - а одновременно и отстранились от окружающих.

Взрослея, мы часто начинаем считать собственными истинами то, что слышали от людей, имевших для нас авторитет, - родителей, учителей, воспитателей. Немалую роль играют также книги, фильмы и телевидение. Хорошо, если с возрастом мы начинаем яснее понимать, где усвоенные сведения, а где - свои собственные открытия. Тем не менее сейчас в нас уже накрепко въелись устаревшие «программы» - они по-прежнему работают в нашем характере, хотя и не приносят уже реальной пользы. Например, в детстве вы могли твердо усвоить, что с огнем играть нельзя, а спустя многие годы у вас вдруг возникла мысль ваять скульптуры с помощью паяльной лампы. Теперь вам придется пересмотреть старую «запись» и избавиться от страха и прочих чувств, которые мешают воплотить в жизнь мечту заниматься творчеством с помощью огня.

Что можно считать основной приметой здорового Внутреннего Ребенка? Гармония. Человек со здоровым Внутренним Ребенком ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Кроме того такой человек пребывает в тесной связи с тем, что он понимает под словом «Бог». Он всей душой ощущает Дух. Перечисление могло бы стать долгим, но Вы, наверное, уже уловили идею.

Когда летишь в самолете, стюардессы рассказывают всем пассажирам, как пользоваться кислородными масками, которые автоматически выпадают сверху, если в салоне снижается давление. Если летишь с ребенком, стюардесса непременно скажет: «Сначала позаботьтесь о себе, а потом - о ребенке». При любых перепадах «давления жизни» прежде всего нужно заботиться о себе - чтобы затем иметь возможность позаботиться о драгоценном грузе, который Дух доверил нам охранять.

Все это замечательно, но что, собственно, делать? Для начала добавим, что при падении давления кабина нашего воображаемого самолета погружается во тьму. Таким образом, прежде чем помочь своему ребенку, нужно справиться с двумя задачами: во-первых, нащупать маску и, во-вторых, надеть ее!

Найти спрятавшегося ребенка - это метафора, означающая признание того, что сейчас это дитя в Вашей жизни не участвует. Само понимание того факта, что малыш спрятался, практически сразу влечет его поиски и обнаружение. Задумайтесь вот над чем: обращаясь к своим детям с наставлениями, мы почти всегда подчеркиваем, что они уже почти взрослые. Взрослость во многом притягательна. Например, когда малыш плачет, родители часто говорят: «Не хнычь, ты ведь уже большой». А доводилось ли Вам слышать, чтобы хоть одна мама сказала карапузу: «Ты мой маленький мамочкин сыночек»? Судя по всему, похвалы всегда как-то связаны со взрослостью. И хотя мы говорим все это детям, поскольку сами считаем, что они должны откликнуться на нечто очевидное - на их собственное желание поскорее вырасти, - подобные высказывания нередко словно отрицают важность «детскости». Пришло время признать плодотворное богатство «детской личности» как в детях, так и в нас самих.

Во всем этом есть какая-то ирония судьбы. Некоторые специалисты готовы подтвердить, что, если бы нам удалось проникнуть в сокровенные чувства детей, мы бы поняли, что малыши относятся ко всему этому с истинной мудростью - да, они мечтают о привилегиях взрослых людей, но все же прекрасно сознают, насколько старшие несчастны (тем более что все это порой отражается на быте семьи). Итак, дети, возможно, вовсе не хотят взрослеть - им нравится быть маленькими! Но мы говорим сейчас о том, что любой взрослый способен вернуть себе замечательные «детские» черты, многие из которых по-прежнему у нас есть, только спрятаны где-то в глубине души.

Мне хочется рассказать Вам о великолепной книге, посвященной поискам в своей душе утраченного ребенка, причем процесс этот описывается шаг за шагом. Это одна из лучших работ о Внутреннем Ребенке из ныне существующих. Называется книга «Вернем себе Внутреннего Ребенка». Автор - доктор философии Лючия Капачионе. Вот что она говорит о Внутреннем Ребенке и о том, насколько он для нас важен: «Чтобы стать полноценным человеком, нужно слиться со своим внутренним ребенком и предоставить ему свободу самовыражения».

Итак, мы отправляемся на поиски зарытого клада! Слова «поиски клада» уже вызывают у Вашего Внутреннего Ребенка азартное предвкушение. Я же предлагаю Вам найти настоящее сокровище - самих себя! Осталось лишь рассказать о парочке способов. И если Вы воспринимаете все это достаточно серьезно, то, надеемся, формальность или новизна этих методов Вас не отпугнет. Они действенны!

Для первого общения со своим Внутренним Ребенком я бы рекомендовала тихую, спокойную и расслабленную обстановку. Кроме того, в самом начале я советую произносить слова вслух и дополнять их высказываниями о своих намерениях. Произносите любые слова, которые для вас значимы. Это не молитва, не набожность, а обращение к своим собственным сокровенным духовным чувствам, которое призвано показать, что вы совершенно искренно хотите отыскать свое утраченное сокровище.

Еще мне кажется, что очень важно «покончить с прошлым», то есть сказать своему Внутреннему Ребенку, что отныне Вы вступаете с ним в совершенно новое по форме общение. Скажите, что просите прощения за то, что забыли о нем, и за все те случаи, когда Вы не уделяли ему внимания и не оберегали его. Скажите все, что считаете необходимым, - то, что, по-вашему, эта заброшенная часть души хотела бы услышать. Возможно, Вам захочется также простить его за всю боль и телесные страдания, а равно и другие препятствия, которые возникали в Вашей жизни по его вине. Пожалуйста, не торопитесь с этой стадией процесса, поскольку откровенность, ясность и доверительность - важнейшие составляющие успеха.

Когда Вы чувствуете, что подготовили почву и можете переходить к диалогу, спросите (вслух или мысленно) своего Внутреннего Ребенка, как его зовут. Примите первый ответ, который услышите, почувствуете или воспримете как-то иначе, - и ничему не удивляйтесь. Продолжайте разговор, задавая простые вопросы: что он любит из еды, какой цвет ему больше всего нравится и так далее. Иначе говоря, не пожалейте времени на то, чтобы научиться беседовать с ним и создавать атмосферу доверительного общения. Со временем вы сможете вступать с ним в более серьезные и осмысленные диалоги. Ваша задача - вызвать у этого Ребенка ощущение безопасности, а также убедить его в том, что Вы его любите и поддерживаете. Этот Ребенок окажет вам огромную помощь - принесет радость и ощущение гармонии, здоровье и хорошее настроение. Да-да, он способен творить чудеса! Нужно только сделать его частью своей жизни.

В самом конце посидите немного и подумайте, о каком отношении со стороны взрослых вы мечтали в детстве. Это принесет полезные открытия в отношении действенного, основанного на любви воспитания - как Вашего Внутреннего Ребенка, так и детей, которых вы растите. Могу Вас заверить, что усилия, которые Вы потратите на работу с Внутренним Ребенком, окупятся сторицей и принесут огромное благо всем. Когда Ваш ребенок поставит перед вами очередную трудную задачу, пустите в ход свои новоприобретенные способности и направьте их на укрепление взаимопонимания с малышом. А если вы замечательный родитель для своего чада, то подумайте, что делаете для сына или дочери такого, чего не в силах сделать для собственного Внутреннего Ребенка. Еще раз повторю: значение этой работы для вашего собственного развития и гармонии в семье, во всем окружающем Вас мире просто невозможно переоценить!

«Сила другой руки» - так называется еще одна книга доктора Капачионе*, а также разработанный ею метод, описанный в уже упоминавшейся книге «Вернем себе Внутреннего Ребенка». Вероятно, не все читатели занимались медитацией, и многие сейчас гадают, существует ли упражнение, которое помогло бы им получить ответы от Внутреннего Ребенка. Конечно, да! Вот одно из них, придуманное доктором Капачионе: оно забавное и помогло уже очень многим людям.

У нас есть ведущая рука, а вот вторая при этом «атрофируется» от бездействия и «каменеет» с самого раннего детства. Как ни парадоксально, именно эта недоразвитая, «другая рука» и способна помочь нам вернуться к Внутреннему Ребенку. Благодаря ей начинает действовать правое полушарие мозга. Дело в том, что каждое полушарие человеческого мозга управляет противоположной стороной тела. Кроме того, уже выяснено, что у полушарий есть своя «специализация». В левом полушарии находятся речевые центры, контролирующие языковые и аналитические способности. Это полушарие называют «линейным», «логическим». Правое полушарие, напротив, не связано со словесным мышлением и руководит зрительно-пространственным восприятием, эмоциями и интуицией. Попытки писать «нерабочей» рукой обеспечивают прямой доступ к функциям правого полушария. Когда записываешь «другой рукой» диалоги между Ребенком и взрослым (или Внутренним Родителем - «рабочей рукой»), два полушария мозга вступают в прямое общение.

Благодаря своей долгой работе с Внутренним Ребенком доктор Капачионе выяснила, что, когда человек пишет «нерабочей рукой», он получает непосредственный доступ к функциям правого полушария. Один из используемых ею приемов письма она называет «разговор двумя руками».

Нам предлагается записывать беседу с Ребенком, перекладывая карандаш из руки в руку: вы, взрослый, пишете рабочей рукой (то есть той, которой пишете всегда), а ваш Внутренний Ребенок - другой, «нерабочей». Начинается все с того, что Вы высказываете Малышу Внутри свое желание «получше его узнать». Спросите, как его зовут, что он чувствует, сколько ему лет - задавайте любые вопросы, на которые ему захотелось бы ответить. Затем попросите Ребенка нарисовать то, чего ему сейчас хочется больше всего на свете. Напоследок спросите: «Что еще ты хотел бы мне сказать?» В завершение разговора поблагодарите его и скажите, что скоро обязательно побеседуете с ним еще раз. А в ходе общения помните главное: ребенок всегда прав. Он лишь описывает ощущения, которые сами по себе не хороши и не плохи - это просто то, что он чувствует.

Результаты, по заверениям доктора Капачионе, просто невероятны. Это упражнение лучше выполнять каждый день, хотя бы в течение десяти минут. Выбирайте спокойное время суток - например, прямо перед сном. Кроме того, поставьте перед собой во время беседы фотографию вашего Ребенка. Это поможет сосредоточиться на том возрасте, к какому он сам себя относит. Доктор Капачионе рекомендует также сберечь картинку, которую Ребенок нарисует на самом первом занятии, и смотреть на нее на всех последующих «сеансах».

Как беседовать со своим Внутренним Ребенком

1. Уединитесь в спокойном и тихом месте. Дышите глубоко, погрузитесь в тот прекрасный уголок своего разума, где царит безмятежность.

2. Продумайте и произнесите вслух намерение получше узнать и найти своего Внутреннего Ребенка.

3. Задавая вопросы, пишите своей «рабочей» рукой.

4. Записывая ответы Ребенка, пользуйтесь другой, «нерабочей» рукой.

5. Спросите у Ребенка, как его зовут и попросите нарисовать самого себя. Не торопитесь, дайте ему время. И не смейтесь! Проявляйте к нему такие же любовь и терпение, какие питаете к собственным детям.

6. Задайте другие вопросы (см. выше)

7. Задайте заключительный вопрос («Не хочешь ли сказать мне еще что-нибудь?») и поблагодарите Ребенка за то, что он откликнулся и побеседовал с вами.

8. Скажите ему, что очень скоро опять поговорите с ним.

Теперь, когда вы нашли Ребенка и вступили с ним в разговор, пришла пора установить с ним те взаимоотношения, которых Вы всегда хотели. Это и есть «пере-воспитание» или, продолжая наше сравнение с кислородной маской в самолете, - «надевание маски».

Но что, собственно, это такое? Все очень просто: это выяснение идеального подхода к воспитанию вашего Внутреннего Ребенка. Иначе говоря, поиск того подхода, о котором Вы сами мечтали в детстве: то, как должны были бы вести себя Ваши «идеальные родители». Идеальные родители всегда выслушают, не откажутся с тобой поиграть, расскажут две сказки вместо положенной одной - и выкажут свое уважение к ребенку тем, что не пожалеют времени на задушевный разговор.

Разумеется, есть и многое другое, но главное - сменить «заезженную пластинку», то есть стереотипы поведения, которые делают родителей «критичными» или «властными». Вся прелесть в том, что сейчас Вы уже сами стали взрослыми! Иными словами, Вы уже разобрались со всем тем, чему так трудно было научиться в детстве. И это существенно упрощает процесс.

Что нужно делать в начале «повторного воспитания»? Вот несколько советов:

1. Общайтесь с Малышом Внутри столько, сколько ему захочется.

2. Перепачкайтесь! Да-да, в буквальном смысле! Поиграйте в грязи. Посадите что-нибудь в саду. Нарисуйте красками что-то веселенькое и глупое. Главное, не пытайтесь придерживаться привычных рамок и условностей.

3. Пойте, танцуйте, играйте на музыкальных инструментах, займитесь чем-нибудь творческим.

4. Сходите на танцы! Не умеете танцевать? Тем лучше! Двигайтесь как хотите и не бойтесь показаться смешными. Никто не подумает, что Вы со странностями, если увидит, что Вы просто резвитесь вовсю. Наоборот, Вам только позавидуют!

5. Не удивляйтесь, если встретите других таких же взрослых Детей. И, если удастся, - поиграйте вместе!

6. Время от времени разрешайте своему Внутреннему Ребенку самому выбрать, что на себя надеть (точно-точно, самое время поносить те дурацкие шортики, что вы купили когда-то).

Все, о чем мы говорили выше, прекрасно отражено в диснеевском фильме «Малыш» с Брюсом Уиллисом. Взрослый Брюс Уиллис неожиданно встречается на пороге своего дома со своим Внутренним Ребенком. Затем разворачивается процесс - герой Брюса лучше узнает этого Ребенка и начинает прислушиваться к нему. Он быстро понимает, что это не так-то легко, но когда Ребенок наконец-то сливается с его душой, происходит переоценка прошлого, перемена в его восприятии, что, разумеется, оказывает большое влияние и на настоящее. Из «критически настроенного» отца герой Брюса Уиллиса постепенно превращается в отца настоящего. Хотя фильм этот содержит фантастические элементы, в основе его лежит глубокая и правильная аналогия с концепцией Внутреннего Ребенка.

ФОТО Getty Images

У меня есть привычка разглядывать людей. Я недавно ехала в метро и рассматривала бабушку и внука. А внук разглядывал меня. Бабушка это заметила и демонстративно громко произнесла: «У москвичей есть дурная привычка рассматривать людей вот так (и вытаращила глаза). Это неприлично!» Послание предназначалось мне, но бабушка не решилась сказать мне это в лицо, а смотрела на мальчика. Я была совсем не против, чтобы он меня разглядывал, мне был приятен его интерес. Но мальчик тут же съежился и отвел от меня взгляд. Именно так взрослые обрубают детские творческие интенции по исследованию мира и взаимодействию с ним. Нельзя разглядывать людей, а, собственно, почему? Почему нужно считать недопустимым и неприличным обычный исследовательский интерес?

Если лично в вас внутренний ребенок проявлен слабо, стоит не раз и не два, а много раз показать ему, что он для вас очень важен, и разрешить многое из того, что раньше было под запретом. Я предлагаю вам несколько упражнений, чтобы наладить контакт и укрепить позиции внутреннего ребенка. Упражнения взяты из книги Джулии Кэмерон 1 и творчески переработаны моим внутренним ребенком.

  • Оживляем погребенные мечты

Вспомните, что вы любили в детстве и какие у вас были мечты. Для этого закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании, почувствуйте свой центр, дышите в него, а потом войдите в него и очутитесь в детстве. Побудьте там сколько нужно, вспоминайте свои любимые занятия, увлечения, друзей и фантазии. Потом вернитесь в настоящий момент и запишите:

  • Пять хобби, которые вам интересны.
  • Пять предметов или учебных курсов, которые вам нравятся.
  • Пять навыков, которыми вы хотели бы овладеть.
  • Пять занятий, которые когда-то доставляли вам удовольствие.
  • Пять вещей, которые кажутся вам привлекательными, но делать их нельзя.
  • Что бы я сделал, если бы это не было «нельзя».

Рассмотрите список из пяти последних пунктов предыдущего задания. Это те табуированные действия, которые очень хотел бы осуществить ваш внутренний ребенок, но не может по причине того, что ему запрещает ваш внутренний критик, который происходит от критичного родителя. Внутренний критик (так же как раньше папа, мама, бабушка или дедушка) говорит, что нормальные, воспитанные, приличные, адекватные люди так делать не должны.

Очень часто даже просто создания списка запрещенных удовольствий достаточно, чтобы сломать барьеры, которые препятствуют исполнению желаний. Повесьте этот список на видном месте. Спросите себя: «Почему же это нельзя?» Вы же выросли и, возможно, уже можете обеспечить безопасность этих занятий или поддержать их финансово. Проверьте, может, уже можно?

  1. Прыжок с парашютом, погружение с аквалангом. Почему нельзя? «Это опасно», – отвечает критик. Но вы взрослый и можете принять меры безопасности.
  2. Танец живота, латинские танцы. Почему нельзя? «Это неприлично», – отвечает критик. Но вы взрослая и хотите демонстрировать свою женственность и сексуальность. Это нормально для взрослой женщины.
  3. Публикация собственных стихов. Почему нельзя? «Это выпендреж», – отвечает критик. Но вы взрослый, и это ваша ответственность – проявлять самость и предъявлять миру продукты своего творчества.
  4. Покупка ударной установки. Почему нельзя? «Это громко и нарушает границы соседей», – отвечает критик. Но вы взрослый и можете позаботиться о звукоизоляции и взять ответственность за конфликты, которые могут возникнуть.
  5. Поездка на велосипеде по Франции. Почему нельзя? «Это дорого, у тебя нет загранпаспорта, ты заблудишься», – отвечает критик. Но вы взрослый и можете решить все эти проблемы: заработать денег, сделать загранпаспорт и взять с собой в дорогу хорошую карту или навигатор.
  • Творческая прогулка

Выберите что-то из того, что ваш внутренний ребенок любит, и отправляйтесь с ним на творческую прогулку, где он cможет это свое желание реализовать. Балуйте его. По дороге покупайте ему все, что он просит – мороженое, шарики. Подбирайте с земли все, что ему понравится, все, что вызывает его интерес – камешки, монетки, гвозди. Сводите его туда, куда он попросит – на занятие лепкой или живописью, в зоопарк, в музей, в кегельбан, на пустынный пляж. Дайте ему вволю позаниматься тем, что он хочет – рисовать на песке, лепить на гончарном круге, глазеть на людей, гонять по лужам кораблики. Записывайте все творческие идеи, которые придут в голову вашему внутреннему ребенку. Ходите на творческие прогулки минимум раз в неделю.

Поставьте творческую прогулку в приоритет и не позволяйте внутреннему критику лишить вашего внутреннего ребенка этого удовольствия.

Поддерживайте любые проявления своего внутреннего ребенка. Чтобы он не боялся развиваться. Развитие, а не совершенство – вот что важно. Словом, делайте то, что он хочет, обеспечивая безопасность этих занятий через внутреннего взрослого. И тогда ваш внутренний ребенок начнет фонтанировать творческими идеями и обеспечит вас неуемной энергией для их реализации.

1 Д. Кэмерон «Путь Художника» (Гаятри, 2015).

Медитации – это ключ к формированию реальности, способ воздействия на подсознание, формирование себя самого, как новой личности. Выявив свои слабые стороны и страхи, их можно искоренить медитациями. Одна из таких проблем, над которыми нужно работать, это наш внутренний ребенок. Существует много практик, задача которых, как раз-таки, помочь своему ребенку. Все они имеют общее название: «Внутренний ребенок медитация». Это поистине глубокие, насыщенные медитации, достоинства которых будут описаны ниже.

Однажды я нашла медитативную диагностическую технику, которой поделюсь ниже. Ее результаты меня поразили. Такое простое, буквально десятиминутное упражнение, открыло мне глаза на то, чего я не знала. О том, что движет моими поступками, что я пытаюсь получить от мира и от других людей, и чего мне больше всего не хватает. Позже я поняла, что я подсознательно знала об этом, но не хотела себе признаваться.

Суть, возможности и ограничения данной медитации

Медитативные практики, связанные с внутренним ребенком, имеют огромную силу. Только представьте. Когда-то давно вы были ребенком. Иногда вас обижали родные, в чем-то отказывали, за что-то наказывали и что-то категорически запрещали. Все эти воспоминания сидят в нас, пусть и неосознанно. Они продолжат управлять нами. Хватало ли нам внимания и любви родителей в детстве? Лелеяли и баловали они нас или, напротив, постоянно ругали и всем были недовольны? Какой образ оценки себя самого привили: говорили, как вы прекрасны и замечательны или как глупы и непослушны?

Часто бывает так, что люди, чья низкая самооценка была сформирована еще в детстве родителями, во взрослом возрасте считают, что не достойны любви и принятия. И они начинают угождать другим, подстраиваться, терпеливо сносить все то, что их не устраивает. Даже в пределах своей собственной семьи. Ведь любовь не бывает просто так, ее нужно заслуживать.

Вот с этими установками и борется медитация на внутреннего ребенка. Она помогает найти источник неуверенности и боли, перестроить отношение к детским проблемам и травмам. Узнать, что такое самоценность. Подарить так необходимую любовь себе самому. И начать жить по-новому. Такие практики ничего не оставляют неизменным. Определив проблему, которая движет нами, с ней можно начать бороться.

Нашему внутреннему ребенку часто не хватает любви, внимания и заботы. Этих подарков не надо ждать от других людей. Вы сами можете сделать себя счастливой.

Техники медитации для работы с внутренним ребенком

Самое первое, с чего нужно начать — это встреча. Именно благодаря ей вы сможете открыть свой внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и пониманием того, что все обиды нужно отпустить и отправить далеко от себя. Представленная ниже техника поможет вам улучшить свое состояние, открыть подсознание, поверить в себя и отпустить обиды.


Встреча с внутренним ребенком медитация

Встреча с внутренним ребенком — это ваша первая встреча с самим собой. Для тех, кто только начинает практику, может показаться, что такая медитация — это некие видения, которые не должны быть у человека, но на самом деле это не так. Встреча с внутренним ребенком поможет вам посмотреть на себя со стороны:

  1. Найдите десять минут на самого себя. Сделайте освящение тусклым. Прилягте на кровать. Если чувствуете, что можете уснуть, лучше сядьте, вытянув вперед ноги. Подышите немного. Отключите поток мыслей. Если не получается, сосредоточьтесь на окружающих звуках.
  2. Когда будете полностью расслаблены, представьте, что с неба в вашу голову опускается золотой луч света. Постепенно этот свет заполняет ваше тело. Он проникает во все ваши органы и клетки. А теперь он выходит за пределы вашего тело, окутывая собой пространство вокруг вас.
  3. А теперь представьте, что вы находитесь на опушке леса. Здесь стоит скамейка, а на ней сидят… ваши родители. Они совсем молодые. Что они делают? Обнимаются или ругаются? Им радостно или тоскливо? Они вас не видят, но вы видите их. Что вы чувствуете? Вдруг, рядом с ними оказался ребенок. Красивый, маленький ребенок. Он что-то показал родителям, а потом побежал к лесу. Последуйте за ним.
  4. Вот вы зашли в лес и увидели, что ребенок сидит под деревом. Посмотрите на него внимательно. Ему весело или грустно? Быть может, он обижен на кого-то? Или чего-то боится? А может ему полностью хорошо сейчас?
  5. А теперь еще раз посмотрите ребенку в глаза и поймите, что это и есть вы. Вы, когда-то давно. Подойдите к нему. Он улыбается и протягивает вам свою крохотную ручку. Возьмите его ручку, обнимите этого прелестного милого ребенка. Почувствуйте, какая сильна любовь возрождается в вашем сердце. А теперь скажите, как вы его любите, что целиком принимаете. Пообещайте, что отныне будете заботиться о нем и во всем поддерживать. Поцелуйте ребенка в макушку и открывайте глаза. Какие у вас возникли ощущения?

А теперь предлагаю провести следующую практику. Эта поможет вам выяснить, чего вам не хватало в детстве и что вы хотите получить до сих пор.


Медитация на внутреннего ребенка

Выполните первые два пункта из прошлой медитации и, когда расслабитесь, переходите к следующим этапам:

  1. Представьте, что вы идете по темной мрачной улице. Она заброшена. Здесь нет ни людей, ни животных, ни птиц. Здесь стоят только покинутые дома и магазины.
  2. Выберете в одной из зданий и войдите в него. Пройдите по коридору возле дверей или прилавков.
  3. Смотрите по сторонам. Есть ли что-нибудь, привлекающее ваше внимание. А вот на вашем пути оказался некий предмет. Это может быть что угодно. Возьмите его с собой и положите в карман. Теперь покиньте это здание и эту улицу.
  4. Вы вернулись домой. Достаньте эту вещь и рассмотрите внимательно. Это может быть игрушка, рисунок, подушка, животное все, что угодно.
  5. Какой этот предмет? Что вы чувствуете, глядя на него? Положите этот предмет на свет в уютное место. Как вы думаете, как он себя чувствует? Что ему не хватает? Может заботы и любви, а может одиночества или покоя? Чтобы этот предмет хотел сейчас получить? Дайте ему это. И посмотрите, стало ли ему лучше. Быть может, он преобразился, стал ярче, чище? Почувствуйте, нужно ли ему что-то еще для счастья? Что именно? Дайте ему все это. А потом, когда предмет станет доволен, открывайте глаза.

Предмет из практики – это состояние вашего внутреннего ребенка. Чистый он, ухоженный, красивый или разбитый и старый? То, что предмет просил у вас – это то, что нужно вам самой. Выпишите эти вещи и начините давать их самой себе.

Исцеление внутреннего ребенка медитация

Теперь, когда мы познакомились с нашим ребенком и узнали о его потребностях, нас будет ждать следующая техника. Это особенно важная часть всей нашей работы. Ее направленность четко выражена в книге Евгении Погудиной: «отправиться в прошлое и дать внутреннему ребенку то, что ему нужно, чтобы вырасти». Выполните уже известные вам два пункта.

  1. После расслабления, вернитесь на лесную полянку к вашему внутреннему ребенку. Вы там уже встречались.
  2. Возьмите его на руки. Расскажите ему снова, как вы его любите и как восхищаетесь.
  3. Окружите его вашей любовью и заботой. Прижмите его по крепче к себе и попросите прощения за то, что не уделяли ему внимания, забыли о нем, ограничивали его.
  4. Почувствуйте свет в вашем сердце. Это свет любви. Передавайте его вашему ребенку. Расскажите ему о том, чего вы боитесь и о чем тревожитесь. Узнайте у него о его мечтах.
  5. Начините играть с ним. Веселитесь, кружитесь, бегайте. Дайте ребенку проявить себя максимально. А теперь наблюдайте, как этот ребеночек стал счастлив. Вас охватывает прилив любви и нежности, желания заботиться о нем.
  6. Ощутите, что и вы счастливы теперь. Затем поцелуйте ребеночка, пообещайте, что будете заботиться о нем и обязательно вернетесь к нему. И открывайте глаза.

Какие вы испытываете эмоции? Теперь повторяйте эту медитацию столько раз, сколько вам необходимо. Эти практики помогут вам понять себя самого, свое поведение и потребности, наладить связь с внутренним ребенком – важнейшей вашей частью. Эти медитации несут мощное исцеление и очищение. Начните уделять внимание вашему внутреннему ребенку и наблюдайте, как меняется мир вокруг вас!

Неважно, насколько мы велики или малы, почти все из нас пережили какую-то травму в детстве.

Такими травмами могут быть: вашу любимую игрушку выкинули на помойку; вы были брошены своим лучшим другом детства; физическое или эмоциональное насилие со стороны родителей или взрослых.

Работа с внутренним ребёнком является жизненно важным компонентом душевной работы, потому что это воссоединяет нас с раненым элементом себя - внутренним ребёнком. Когда мы вновь соединяемся с этой фрагментированной частью себя, мы начинаем открывать корень многих наших страхов, фобий, неуверенностей и саботажа жизненных структур.

Вероятно, вы будете удивлены тем, что вы откроете, работая с внутренним ребёнком. Вместо того чтобы просто смотреть на симптомы своей боли, вы будете идти прямо в суть и выявлять, когда страх, фобия или определенный образ жизни начал формироваться.

Во-первых, важно понимать, что существуют различные типы детских травм. Они включают в себя физические (включая сексуальные), эмоциональные и душевные травмы. Кроме того, когда детская травма была слишком тяжела или повторялась так много раз, что за этими травмами, потерялась душа. Возвращение души - это процесс «извлечения» скрытых или недоступных частей души.

Однако не все детские травмы приводят к «потере души», но они вполне могут привести к уязвлённой психике. Это может привести к таким проблемам, как депрессия, тревожность, низкая самооценка, фобии, деструктивные модели поведения и даже хронические заболевания.

Примеры детской травмы могут включать:

  • Эмоционально недоступный родитель, который скрывает привязанность.
  • Наказания посредством: пинков, тряски, ожогов, тряски за волосы, щипание, царапание или промывать рта с мылом, шлепков.
  • Растления, показывание порнографии или любой другой сексуальной деятельности.
  • Ребёнок, участвовавший в разводе.
  • Неуместные или обременительные обязанности (например, забота о своих родителях).
  • Не кормили или не обеспечивали безопасное место для жизни.
  • Оставление в течение длительного времени без присмотра.
  • Эмоциональное пренебрежение, не вырабатывание, поощрение и поддержки.
  • Обзывание и словесное оскорбление.
  • Унижение личности ребёнка.
  • Порча личных вещей ребёнка.
  • Завышенные требования.
  • Унижения.
  • Смерть значимых людей.
  • Автомобильные аварии, или других стихийные травмирующие события.

Есть еще много примеров детских травм, эти примеры приведены, чтобы вы смогли предоставить, с чем имеет дело работа с внутренним ребенком. Важно также помнить, что наши родители были не единственными ответственными за провоцирование детской травмы - наши бабушки и дедушки, братья, сестры, иные члены семьи, друзья семьи и друзья детства, возможно, также сыграли свою роль.

Работа с внутренним ребенком - это процесс общения, понимания, принятия и исцеления вашего внутреннего ребенка. Ваш внутренний ребенок представляет вашу первую подлинную личность, которая вошла в этот мир; она содержит вашу способность переживать удивление, радость, невиновность, чувствительность и игривость.

К сожалению, мы живем в обществе, которое заставляет нас подавлять внутреннего ребенка и «рост». Но правда заключается в том, что в то время как большинство взрослых физически «выросли», они никогда не достигают эмоциональной и психологической зрелости. Другими словами, самые «взрослые» не очень то и взрослые. Большинство людей остаются в состоянии ребяческого страха, гнева и травм, которые гноятся в подсознании в течение многих десятилетий.

Когда мы отвергаем и заглушаем голос внутреннего ребенка, мы накапливаем тяжелый психологический багаж. Этот неисследованный и неразрешенный багаж заставляет нас сталкиваться с такими проблемами, как психические заболевания, физические недомогания и расстройства в отношениях.

Фактически, можно сказать, что отсутствие сознательного отношения к нашему собственному внутреннему ребенку является одной из главных причин серьезных проблем, которые мы видим в современном обществе. От жестокого отношения к окружающей среде до жестокого обращения с собой, мы полностью отделились от своей подлинной невинности.

Учиться работать со своим внутренним ребенком не означает стать дитём, речь идет о восстановлении связи с искренней, детской частью.

Иными словами, есть большая разница между быть инфантильным и быть ребёнком.

Быть инфантильным вести себя как незрелый или наивный. По-детски это состояние чистоты и невинности. У всех нас есть потенциал, чтобы ощущать подлинную простоту; тот период в нашей жизни, когда мы видели мир с открытостью и удивлением.

Для того чтобы исключить чувство вины, стыда, страха, ненависти, отвращения и гнева, которые мы носим с собой, мы должны исцелить ребенка внутри. Для этого мы должны заслужить доверие нашего внутреннего ребенка через любовь и самолелеянье.

Здесь представлены 4 способа осуществления работы с внутренним ребёнком

1. Поговорите со своим внутренним ребенком.

Признайте своего внутреннего ребенка и позвольте ему знать, что вы относитесь к нему с добротой и уважением.

Вы могли бы сказать своему внутреннему ребенку, например:

  • Я люблю тебя.
  • Я тебя слышу.
  • Мне жаль.
  • Спасибо.
  • Я прощаю тебя.

Сделайте привычкой говорить со своим внутренним ребенком. Вы также можете общаться посредством ведения дневника, задавая своему внутреннему ребенку вопрос, а затем записывать ответ.

Путешествие в детство с помощью старых фотографий и воспоминаний о важных моментах. Пусть эти фотографии будут запечатлены в вашей памяти, потому что они будут служить вам на протяжении всей вашей работы с внутренним ребёнком. Возможно, вы даже захотите поставить одно из своих фото себя в детстве рядом с прикроватной тумбочкой или в свой кошелек, чтобы напоминать себе о присутствии вашего внутреннего ребенка.

3. Воссоздать то, что вы любили делать в детстве.

Сядьте и подумайте, что вы любили делать в детстве. Может быть, вам нравилось лазать по деревьям, играть с игрушечными блоками, обнимать мягкого игрушечного медведя или есть теплую кашу. Уделите время, чтобы включить ту деятельность, которую вы любили делать в детстве.

Через работу с внутренним ребёнком, люди находят такие стороны себя, о существовании которых они, как взрослые, даже и не знали. Эти открытия изменяют жизнь. Держите сердце открытым.

4. Совершите внутреннее путешествие.

Один из самых мощных способов восстановить связь с вашим внутренним ребенком, чтобы вылечить детские травмы, это совершить путешествие в детство.

Два типа внутренних путешествий: те, которые делаются с помощью медитации, и те, которые делаются с помощью визуализации.

Для того чтобы совершить эти внутренние путешествия важно, чтобы вы сначала получили доверие своего внутреннего ребенка с помощью предыдущих способов. Как только вы выработаете сильную связь с внутренним ребенком, вы можете после этого попросить его, чтобы он показал, какие более ранние обстоятельства жизни создали травму, с которой вы боретесь сегодня.

Присоединение к своему внутреннему ребенку через медитацию - это пассивный процесс: просто глубоко дышите, расслабьтесь, позвольте себе стать свидетелем своих мыслей и задайте свой вопрос. Например, вы хотели бы спросить: «Дорогой ребёнок, когда я впервые испытал травму в своей жизни?»

Позвольте себе стать свидетелем мыслей, которые возникают и исчезают. Ваш внутренний ребенок может помочь вам найти ответы. Помните, что важно быть терпеливым, любить и принимать. Если ваш внутренний ребенок не хочет раскрывать ответ, примите это. Важно, чтобы ваш внутренний ребенок чувствовал безопасность, надёжность и готовность.

Вы можете повторять свой вопрос время от времени, если не возникает никакого ответа внутри вашего разума. Этот процесс может занять от пары минут до часа и более.

Для того чтобы совершить путешествие, вы должны будете иметь опыт медитации. Научение быть свидетелем своих мыслей может занять много практик, поэтому если вы не привыкли к медитации, вы можете сопротивляться этой техникой, первое время.

Как совершить путешествие - визуализацию

Более активный способ связаться со своим внутренним ребенком и ранними травмами посредством визуализации.

Чтобы соединиться с внутренним ребенком через визуализацию, необходимо создать «энергетическое пространство» или безопасное место. Для этого необходимо визуализировать красивый сад или любое место, в котором вы чувствуете себя в безопасности, вдохновленным и целостным. После вхождения в энергетическое пространство, вы можете пригласить своего внутреннего ребенка, чтобы поговорить.

Вот несколько шагов

Расслабьтесь, закройте глаза и глубоко дышите.

Представьте, что вы идете вниз по лестнице.

В нижней части лестницы находится ваше ресурсное место, или безопасное место. В этом месте вы чувствуете себя сильным, надёжным и готовым поддержать.

Потратьте немного времени в вашем ресурсном месте. Погрузитесь в него. Как оно выглядит, пахнет и звучит?

После того как вы познакомились со своим ресурсным пространством, представьте, что ваша маленькая личность входит к вам, возможно, через дверь или водопад.

Обнимите себя - ребёнка, позвольте ему чувствовать себя как дома.

Когда вы будете готовы, задайте своему внутреннему ребенку свой вопрос, например: «Когда впервые я почувствовал себя грустным или напуганным?» Важно формулировать вопрос в детской терминологии.

Ждите его ответ.

Обязательно обнимите его, поблагодарите и скажите, как много он значит для вас.

Попрощайтесь с ним.

Возвращайтесь из своего ресурсного места, поднимаясь вверх по лестнице.

Возвращайтесь к своему обычному сознанию.

Это очень простые шаги, но они обеспечивают план, как выполнить путешествие - визуализацию.

Дети воспринимаю мир иначе, чем взрослые. Мы предполагаем, что какие- то события или явления из детства, не могли доставить нам травму, но у ребёнка это могло оставить глубокие шрамы. Поэтому важно никогда не делать предположений о своем внутреннем ребенке.

Через работу с внутренним ребенком, можно научиться горевать, исцеляться и разрешить те травмы, которые вы бессознательно удерживали так много лет. Это может освободить вас и позволить вам жить жизнью истинной зрелости, эмоционального баланса и благополучия.

Я надеюсь, что эта статья вдохновила вас на то, чтобы воссоединиться со своим внутренним ребенком. Поделитесь, а каким образом вы научились исцелять травмы из своего детства? Спасибо!

Записаться на консультацию можно по телефону или заполнив форму обратной связи, перейдя на страницу с контактными данными .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: