Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно

Практически каждая мама хочет, чтобы ребёнок рос умным, даже гением. Но среди всего многообразия методичек и инструкций по воспитанию нет той, которая бы помогла сделать из ребёнка – вундеркинда. Но как тогда в еврейский семьях вырастает такое количество гениев? В чем секрет еврейских мам? Давайте разберемся в этом вместе! Вот их основные принципы воспитания!

1. Поощряем самостоятельность

Большинство мам считает, что успешность ребёнка в будущем будет зависеть от того, насколько хорошо мы поможем ему осознать простую истину: «Я всё могу».

А вот в еврейских семьях учат детей похожему, но немного другому понятию: «Я всё могу сам». И разрешают им делать всё самим. Поэтому не удивляйтесь, если в кафе увидите малыша, который самостоятельно нарезает мясо в тарелке, хотя его физических сил для этого явно не достаточно.

2. Все начала трудны

Наши мамы бережно относятся к детским неудачам, оберегая их от возможных последствий. А стоит делать как представительницы Израиля, поддерживать и подбадривать каждое начинание малыша.

И если у их детей что-то не получается, то они не бегут сломя голову им помогать, а говорят: «все начала трудны».

3. Доверие лучше любой похвалы

Мы привыкли контролировать каждый шаг ребёнка, даже в тех делах, которые ему по силам. А у евреев поощряют детей доверием. И если им дали что-то делать самостоятельно, то не ходят рядом с поучениями, а всецело доверяют. Ведь они уверены, что он справится с возложенными на него обязанностями.

4. Чистота и опрятность - не главное

Любая мама придёт в ужас от внешнего вида еврейского малыша. На прогулке их мамы совершенно не заботятся о том, как они выглядят: грязные лица, испачканные руки, разорванные штаны на коленках. Нет, они не грязнули, просто не хотят тратить время на то, чтобы содержать малыша в идеально чистом виде. Ведь такое занятие отнимает много сил и времени, а малыш все равно выпачкается за считанные минуты.

5. Неряшливость ребёнка – это нормально

Хаос и неряшливость, которая царит вокруг детей, совершенно не беспокоит еврейских мам. Они знают, что маленький ребёнок только учится, поэтому у нег может что-то падать, ломаться, просыпаться.Наши мамы приучают к чистоте и зацикливаются на порядке. А стоит просто постепенно рассказывать детям об этом, не обращая внимания на небольшой хаос, царящий вокруг них.

6. Ребёнок должен «сажать свои батарейки»

Когда наши дети проявляют излишнюю активность, то многие специалисты ставят клеймо – «гиперактивный ребёнок». А ведь раньше такого понятия не было, а у еврейских мам нет до сих пор. Если ребёнок носится как угорелый, бегает, прыгает, то мама не станет кричать: «Не бери», «Стой», «Перестань так делать», «Слезь оттуда», «Успокойся».

Ведь непоседы должны вырабатывать всю энергию, которая в них накапливается за время отдыха.

7. Свобода в разумных пределах

Еврейские мамы позволяют своим детям многое. Они не ругают малыша за очередную картинку на любимых обоях, а наоборот, преподносят его рисунок как художественный шедевр. Но что касается уважения, тот тут установлены строгие рамки, за нарушение которых можно получить не просто выговор, а серьёзное наказание.

8. Папа и мама - главнее всех

Помимо уважения к старшим, которое в еврейских семьях прививается с самого детства, их учат тому, что папа с мамой главные. И то, что они делают, тоже важно.Их дети не будут висеть на шее родителей, требуя что-то для них сделать. Вместо этого сами попробуют починить машинку, зашить куклу или завязать шнурки.

9. Приучаем к самоконтролю с детства

Еврейские мамы не наказывают детей с помощью лишений. Они стараются создать такие условия, при которых ребёнок будет понимать, что правильные поступки принесут выгоду. Поэтому он старается корректировать своё поведение.

Он не станет выливать папин одеколон на кота не из-за того, что боится наказания. А потому, что понимает, вместо покупки нового одеколона папа купит что-то важное, например коробку конфет или ящик фруктов.

10. Замечаем каждое достижение ребёнка

Во всех европейских журналах для мам пишут о том, что ребёнка нельзя перехваливать. А вот в еврейских семьях поощряют любое детское начинание, даже незначительное.

И если ребёнок принес непонятный обрывок бумаги с каракулями и подарил его маме, то та с восхищением будет разглядывать шедевр малыша и даже похвастается им перед соседями.

Как воспитывать ребёнка — это личное дела каждого родителя. Но иногда стоит брать примеры с тех, кто смог достичь значимых результатов в воспитании. И пусть какие-то моменты могут казаться вам неприемлемыми, не стоит сразу отбрасывать их, просто взгляните на такие методы с другой стороны.

Конечно, многое зависит от генов, однако вы можете помочь своему ребенку раскрыть свой потенциал по-максимуму. Главное – желание, терпение и несколько простых правил:

Поощрять игры
Очень важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил в играх – это развивает любопытство, которое является ключом к успешному усвоению информации об окружающем мире. Интерес ко всему, что происходит вокруг, поможет в будущем получать удовольствие от обучения.

Много читать
Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он ещё совсем маленький – независимо от возраста, его мозг активно обрабатывает информацию. Словарный запас, которым ребёнок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждой прочитанной книжкой словарный запас ребёнка увеличивается, а языковые способности улучшаются.

Вовлекать ребёнка в разговор
Активное общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию ребенка. Непременно следует вовлекать малыша в разговор, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.
Позитивная, дружественная интонация пробуждает любопытство, тогда как негативные эмоции и приказы подавляют его.

Делать ребёнка собеседником
Общаться с детьми следует так, словно они полноценные собеседники. Говорить нужно медленно, используя короткие фразы, жесты и мимику, чтобы придать больший вес словам. Это поможет малышу распознавать и усваивать языковые модели, которые он будет использовать в речи.

Исключить посторонний шум
Фоновый шум (например, работающий телевизор) мешает ребёнку отличать звуки, которые ему нужно воспринимать, от ненужных. Не следует ставить телевизор в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.

Заниматься музыкой
И вовсе не для того, чтобы вырастить великого музыканта, а для общего развития. У детей, которые на протяжении трёх лет учились играть на музыкальных инструментах, развиваются способности, не связанные с музыкой. Что еще очень важно: обучение музыке улучшает память.

Заниматься творчеством
Любое творчество развивает воображение и тонкую моторику ребёнка. Поэтому ребенку нужно предоставить всё необходимое для рисования, вырезания, аппликаций и т.д. Хорошо, когда творческие занятия становятся регулярними, и у ребенка есть возможность в полной мере проявить себя.

Показывать и рассказывать
Во время прогулок ребенку нужно рассказывать обо всём вокруг, привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку уроком об окружающем мире. Очень полезно показывать, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб и т.д.

Избегать безликих обучающих фильмов
Исследования показали, что дети, которые смотрят такие безликие видео, обладают меньшим словарным запасом чем те, кто их не смотрит. Детская психика настроена на восприятие речи живого человека, на наблюдение за выражением лица. А в этих видео, как правило, звучит только голос, и слова воспринимаются детьми как поток бессвязных звуков.

Не быть слишком настойчивыми
Слишком стараясь сделать из малыша гения, причем поскорее, можно ему только навредить. Не стоит заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, или заниматься чем-то одним. Важно учитывать интересы и таланты ребёнка, развивать и поощрять их, а не заставлять его изучать всё и сразу против его воли.

Использовать полезные пищевые добавки
Например, рыбий жир. Жирные кислоты помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от одного нейрона к другому, увеличивая эффективность работы мозга. Дети, получающие достаточно жирных кислот, успешнее проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Спешить медленно и быть достойным примером
Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. С ним нужно разговаривать медленно и часто повторять слова, особенно в первый год жизни. Нужно быть внимательным и делать всё правильно. Не следует повторять неправильно сказанные ребёнком слова. Родители – главный пример ребенка для подражания. Так старайтесь действительно им быть!

Можно ли в этом мире воспитать гения, готового трудиться и противостоять проблемам? Как научить его быть счастливым несмотря ни на что? Об этом мы поговорили с писателем, автором методик развития памяти и речи, специалистом в области повышения самооценки, Натальей Евгеньевной Грэйс.

– У Вас есть персональный тренинг Воспитать гения. Он рассчитан только на талантливых детей или на обычных детей тоже?

- Гениальность – это высшая мера творческой одарённости, тем не менее, очень важна «питательная» среда. Если с ребёнком учить одно стихотворение в неделю, получается 52 стихотворения в год. За десять лет такого воспитания – 520 стихотворений, многие ли дети столько знают?! У меня есть определённые намётки, условно скажем, как воспитать гения. Для этого должно быть много условий: родители, которые друг друга любят, ребёнок должен быть зачат в любви, ему необходимо слышать развитую речь. В современном детском мире происходит эмоциональное оскудевание. Два-три часа в день, а то и пять, дети проводят в интернете. Фактически они видят плоское изображение, что-то себе домысливают, а когда в реальности встречаются с этим человеком, обнаруживают типичное «не то». Это общение в плоскости экрана приводит к тому, что дети разучились сопереживать, они не чувствуют чужую боль, отстранённо смотрят на душевные терзания родителей. Размышление, сопереживание, эмпатия, сочувствие, принятие, терпимость – эти вещи отсутствуют. А Вы спрашиваете, как воспитать гения.

Рядом с подрастающим гением должен находиться человек эмоционально богатый, эмоционально щедрый. Фрейд, например, сказал: «Уверенными шагами идёт по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери». «Я люблю тебя за то, что ты есть» – это духовная любовь. А когда ребёнка любят для собственного самоутверждения, в продолжение самого себя – это любовь плотская, порочная, безнравственная.

– Многие родители заставляют детей посещать секции, кружки и прочее против их воли. Поможет ли это воспитать гения?

– Это своего рода «реабилитация» родителей. Они пытаются заставить своих детей выполнять то, на что сами были не способны. Заставить маленького человечка ходить в бассейн или в музыкальную школу всегда было проще, чем выполнить самому подобные вещи. Тем не менее, моё наблюдение с детства: чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Если речь идёт о воспитании мальчика, то надо дать полгода, скажем, фехтования, полгода бокса, полгода карате, самбо, – каждые полгода менять систему тренировок физических навыков. И тогда к 16-18 годам сформируется молодой человек, который сможет почувствовать себя уверенным и сильным мужчиной.

– Наталья Евгеньевна, сейчас у нас грандиознейший недостаток мужественности. В чём Вы видите причину?

– Это проблема женского воспитания. Редкая мать бросит ребёнка, а вот отцы, бросающие детей – это частое, к сожалению, явление. Мальчика деформирует безотцовщина – рядом старшая сестра, мама, няня, воспитательницы, учителя средней школы, преподавательницы в ВУЗе. К 21 году молодой взрослый мужчина привыкает всецело подчиняться женщинам. Как ему потом иметь своё мнение, отстаивать его? Всё детство женщины шлёпали по попе, говорили «Замолчи! Отойди!», ставили в угол, выгоняли из класса, ругали за ошибки… Женское воспитание – это реальная опасность для мужчины. Женщина не должна бить мальчика, физически наказывать его, рядом должен находиться или отец, или старший брат, или отчим, то есть мужчина, вплоть до того, что приглашать наставника мужчину, проявляющего именно мужскую строгость. Женщина не может полноценно объяснить мальчику, что такое «хорошо», что такое «плохо». Не зря же «крошка сын к отцу пришёл».

– Какой сейчас можно составить психологический портрет современного подростка?

– Если говорить о богатых семьях, то это капризность, «я в семье главный». Происходит подмена ценностей. Детей скидывают на гувернантов, а на выходные их нехотя забирает отец. Потом ребёнок подрастает, ему покупают квартиру, оплачивают заграничную поездку, летний лагерь, но не дают общения. Среднестатистический отец в современном мире тратит на ребёнка около 8 минут в сутки. Соответственно, о какой близости, о каком тепле можно говорить? Откупаются от детей, я бы так это назвала. Дают деньги, но не дают тепла и любви.

– Что нужно преподавать детям помимо школьной программы, чтобы воспитать если не гения, то хоть развить способности?

– Основы противостояния влиянию взрослых, умение отказывать, способы работы со своей самооценкой. Дети злые по природе своей – они хвастаются, отбирают игрушки, бьют друг друга, конкурируют за внимание. Их нужно обучать таким вещам, как принятие, терпимость. Дети разрушают, клеймят за то, что человек «не такой». А детей, которые не такие, нужно учить принимать себя, противостоять чужому влиянию, техникам психического самбо. Каждого человека следует приучать к тому, что кто бы рядом с ним рядом ни находился, он имеет право на существование. Над ним точно так же всходит солнце, как и над тобой, его точно также любит Бог, как и тебя, у него такие же права на уважение. Америка мне в этом плане нравится. У них в церковь зайдешь, и там запросто могут петь дауны в церковном хоре. Над ними никто не смеется. Их нормально принимают. Это культура общества. Детям нужно прививать чувство сострадания.

– Наталья Евгеньевна, каковы основные проблемы взаимодействия детей и взрослых?

– Если говорить о детском воспитании, то одна из ошибок взрослых – гиперактивность в родительском воспитании, тотальный контроль над детьми. Как сказал один великий человек: «Любой гиперконтроль переходит в узурпаторство». Это одна из крайних точек воспитания. Вторая – полное наплевательство, полный пофигизм по отношении к ребенку. В его жизнь не вмешиваются, никто не смотрит, чем он занят, что делает. Ребенка надо воспитывать, но не ущемлять его свободу. У каждого человека есть личное пространство: его телефон, компьютер, кабинет, записные книжки. И когда родители не уважают личное пространство ребенка – роются в его дневниках, компьютере, в карманах. Страшное явление. Мне кажется, отношения должны строиться не на выведении на чистую воду и не на поимке, а на доверии. Когда ребенок перестает с тобой делиться – это горе. Захочет – сам покажет тебе личный дневник, не захочет – значит, ты плохо воспитываешь.

–Что Вы думаете об ошибке выбора профессии?

– Самый большой процент психологического надругательства над детьми происходит на стыке «школа-вуз», когда ребенок идет по стопам родителей. Твоя мама бухгалтер, бабушка бухгалтер и ты тоже должен быть бухгалтером. Если взять учителя, то его мама больше, чем в 70% случаев, учитель. Идет какое-то клонирование, нет своего выбора. Типичные ошибки: когда по стопам родителей, когда вуз близко к дому, выпускные экзамены в школе зачитываются как вступительные в университет. По принципу «чтобы только не париться». Потом наступает нарушение судьбы человека. Ему на роду написано быть музыкантом, а он получает образование юриста. Воспитать гения таким путём не получится, будет серая жизнь.

– Но ведь многим мешает страх – «хочется и колется»… Выбирают, что попроще, чтобы с гарантией.

– В самые ресурсные годы жизни человека, с 16-21, ребенок мечтает быть актером. Он должен пробовать, поступать, должен конкурировать. Пусть готовится, тренируется, проходит творческий конкурс. Вместо поддержки, ребёнку твердят: «Это не выгодно, экономически нецелесообразно, получай образование экономиста», а он отвечает: «Ну ладно, я выучусь для родителей, получу печать в диплом, а потом – второе высшее». А потом – извини, надо семью строить, детей рожать, думать о заработке, родителям помогать. Да и мозги уже не те. Поэтому, я считаю, ребенок должен пройти 5-6 профориентаций у разных специалистов, чтобы понять, чем ему заниматься. Я, например, занимаюсь профессиональным ориентированием больше со взрослыми, которые уже ошиблись, в 40 лет поняли, что не на той работе находятся. Бывает, студент на втором курсе понимает, что хочет бросить вуз, даже не в состоянии сдать сессию, настолько чужды ему предметы. Он действительно мечется, но обычно никто из родственников его не поддерживает. Все повторяют: «Ты закончи, диплом получи!» А он с каждым месяцем тает, теряет силы.

Система доктора Глена Домана творит чудеса. Дети могут с самого раннего возраста могут выполнять невероятные гимнастические упражнения, с двух лет умеют читать и общаться на нескольких иностранных языках. И это еще не все! В чем же секрет этой методике, которая воспитывает гениев?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В конце 40-х годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Он разработал особые методики, которые сразу же начали давать отличные результаты. Дети, которым давался «приговор» быстро развивались и даже во многом обгоняли своих здоровых сверстников. Вскоре выяснилось, что в основе всех методик Домана лежит легкое открытие: на поврежденные участки мозга можно воздействовать через здоровые.

Глен Доман возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Сегодня его методику используют родители всего мира.

Все дети гениальны с рождения, но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться

ФУНКЦИИ МОЗГА

Глен Доман выделяет шесть функций головного мозга, благодаря которым человек и отличается от всех других живых созданий. Это моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо, зрение, слух, ощущения.

Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Все эти функции от рождения ребенка и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. На этой основе и построена вся методика обучения Домана.

При этом, основной функцией считается двигательная функция (ходьба, бег, прыжки).

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Обильная подвижность дает ребенку возможность быстрее повышать свой умственный потенциал. Поэтому начинать развитие нужно с самого рождения малыша.

Первая ошибка. Большинство младенцев обычно кладут на спину, а в этом положении они беспомощны и не имеют возможности нормально двигаться. Доман предлагает перевернуть новорожденного на живот.

Вторая ошибка. Родители часто кутают малышей в теплые одежды, которые очень мешают им в движении. Учитывайте, факт, что после рождения ребенку не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С, но чтобы ему было тепло, нужно утеплить саму комнату, а не надеть на него кучу одежды.

СУТЬ МЕТОДИКИ


Доман предлагает использовать с первого дня рождения специальные треки для . Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Когда кроха отталкивается ножками, то сможет проползти достаточно большие расстояния. А любое ползание очень важно в развитии зрения, речи и интеллекта малыша. Поэтому даже старшим детям рекомендуется ползать вместе с малышами.

Кроме ползания, важно развивать у новорожденных . Для этого можно просто подносить 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам.

В итоге, перемещение на животе через 2,5 месяца перерастет в осознанное ползание, в 3-4 месяца в ползание на четвереньках, а потом в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, уже в шесть лет ребенок сможет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и несколько километров без остановки.

В изучении методики Глена Домана, также важно брать то, что подходит именно вашему малышу, не ставя себе рамки только этой программой. Так, например, продолжайте слушать с ребенком песенки, читать стихи, играть в ролевые игры и игрушки, а также заниматься творчеством.

Не забывайте подкреплять процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поглаживанием или поцелуем

ЧТЕНИЕ С РОЖДЕНИЯ

Доман считает обучение чтению самой главной и важной задачей. Если малыш научится читать, он не будет ограничиваться тем, что знают и дают ему родители.

По системе Глена Домана обучение чтению, математике и разным другим наукам строится по одному принципу. В течении дня ребенку нужно быстро показывать карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т.д., при этом четко произносить названия изображаемого. Такое обучение нужно начинать как можно раньше, тогда эффект будет больше.

Кстати, Доман не начинает обучение детей с букв. Он считает, что читать буквы очень сложно, поскольку нет примеров, на которых им можно показать. Зато гораздо проще со словами: много кто ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: