Удовлетворенность жизнью и отношение к старости пожилых людей. К старости отношение

Для многих пожилой возраст - это приговор, и приговор пугающий не столько из-за утраты физических сил и внешних изменений, сколько из-за панической неготовности встретить саму старость. Современная медицина с легкостью может вылепить из 70-летней куклу Барби, но это лишь доказывает, что человек XXI века всячески препятствует природному процессу.

Мы привыкли рассматривать однобоко, а ведь в этой поре тоже есть свои прелести. Удивляют и восхищают люди, которые своим примером доказывают, что главное - не стареть душой и жадно вкушать жизнь. Это письмо написала Владимиру Познеру американка Филлис Шлоссберг.

Отношение к старости

Старость в радость

    «Не так давно одна юная девочка подошла ко мне с вопросом: “А как это - быть старой?” Я задумалась в растерянности и не нашлась, что ей ответить, потому что не думала об этом раньше и старой себя не считала.

    От моего замешательства смутилась и девочка, однако я поблагодарила ее, сказав, что вопрос интересный. И как только я найду на него ответ, то сразу же сообщу ей. И вот ко мне внезапно пришло осознание того, что старость - это дар.

    На сегодняшний день я - тот человек, которым я всегда хотела быть. Нет, не думайте, что всю жизнь я только и стремилась к морщинам, пятнам на коже и отвисшему заду. Часто, глядя в зеркало, я недоумеваю насчет отражения в нём.

    Но эти переживания улетучиваются очень быстро. Потому что я никогда и ни за какие коврижки не согласилась бы отдать свою чудесную семью и своих близких друзей в обмен на темные волосы и плоский живот! Я заметила, что с течением времени я стала добрее и снисходительнее к людям.

    А себе я стала другом. Я больше не съедаю себя поедом за лишнее печенье, за купленную садовую фигурку, которая в общем-то мне не нужна, но которая украшает мой сад. Я за свои годы видела много друзей и знакомых, которые ушли из этого мира, так и не получив дара старости. Да и кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?

    Старость - это свобода. Ты можешь танцевать сама с собой под удивительные пластинки ушедшей молодости, можешь поплакать над увядшей любовью, которая была когда-то. Ты можешь сходить на пляж, не стесняясь своего тела, и, если хочется, можешь кинуться прямо в волны океана, несмотря на полные жалости взгляды юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Но они же тоже состарятся. Неизбежно.

    Порой меня настигает “девичья память”, но я вполне осознаю, что далеко не все вещи нужно запоминать. Только важные. За эти годы мое сердце не раз разбивалось. Да и как может не разбиться сердце, когда ты потерял любимого, когда страдает ребенок или когда любимую собаку сбивает машина?

    Но в этом и есть наша сила. Не могут быть красивыми глаза, которые не плакали ни разу. Не может быть живым и любящим стерильное сердце.

    Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Потому что много, много людей умерло рано, молодыми или еще не старыми, но и не юными. Я теперь могу говорить чистосердечно и правдиво: “Да-да, нет-нет”.

    Чем ты старше и даже старее, тем меньше тебя заботит чужое мнение. Тем меньше ты сомневаешься и тем реже (после стольких-то подножек) ты ошибаешься! Итак, дорогая юная девочка. Я скажу тебе вот что: мне нравится быть старой.

На протяжении всей истории человечества тема старения и смерти имела актуальное значение. Веками мыслители, философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир вечной молодости и бессмертия, а многие религии придавали старению особое сакрально - мистическое значение. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Как не парадоксально, но смерть - это счастье для умирающего человека, ведь после смерти он перестает быть смертным. Возможно ли избежать проявления этих базовых сущностных биологических свойств, которые присущи всему живому? Вопрос риторический. Но несмотря на всю его бессмысленность, мировые религии, такие как буддизм и христианство, имеют на него свои ответы. Согласно буддийской легенде, один из шестнадцати ближайших учеников Будды Гаутамы - архат Пиндола Бхарадваджа (по просьбе своего учителя) должен оставаться на земле до прихода следующего Будды Майтрейи и научить Дхарме всех живых существ.

Христианские корни возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю.

Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории). В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий - даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни.

Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (возможностью искупления). В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор - древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть.

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна классификация Дж. Биррена (1964) выделяющая восемь фаз жизненного развития человека:

Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость - это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!»

Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей.

Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец - 89 лет.

Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам.

Один пожилой человек переживает любовь - он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери - 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность - он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий). Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология – наука о старости выделяет следующие признаки старения:

1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма.

2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни). Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало.

4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения.

5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума.

6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков. Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается.

7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек…

8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» - выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи.

По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Но психологический возраст - это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути.

Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров.

Душевная гармония старости - это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

Интервью со спасателем Владимиром ЛЕГОШИНЫМ

Владимир Данатович ЛЕГОШИН родился в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт. Работал внештатным спасателем при Комиссии по черезвычайным ситуациям Совмина СССР. В отряде "Центроспас" – с 1992 года. С 1997-го заместитель начальника отряда. Герой России, заслуженный спасатель РФ.

- Как Вы относитесь к старости?

Мне 43 года, это еще не старость, но уже и не молодость. Я понимаю, что олимпийским чемпионом мне уже не быть, как бы я ни тренировался. Это я упустил.

Наступает переоценка своих действий, своей жизни, начиная с самого детства. Тогда возможностей было больше, но не было сегодняшнего опыта. Вот там бы я поступил более рационально, более экономно. Таких ошибок не совершил бы. Например, проявил бы не агрессию, а жалость. А что-то не стал бы менять ни за что. Такие сожаления о прошлом бывают у каждого.

Я смотрю на 25-летних, 30-летних, и они кажутся мне молодыми максималистами. У некоторых из них все делится на белое и черное. А у 20-летних тем более. В моем возрасте оттенков от белого до черного становится гораздо больше, а у пожилых палитра еще богаче. Они больше умеют прощать. Физических сил меньше, а жизненной мудрости больше – вот такой парадокс.




При этом у людей ближе к семидесяти круг общения сужается, во многом потому, что у них становится меньше возможности передвигаться. Зачастую бабушки и дедушки ограничиваются своей семьей. В общем, как в сказках говорится, жили дед да бабка на берегу синего моря. Когда им было по пятнадцать лет, у них, наверное, было полно друзей, но с годами почти никого не осталось... Могу судить по себе: если лет пятнадцать назад мой телефон в выходные трезвонил каждую минуту, то сейчас раз-два, и то по делу. У всех заботы, семья... Конечно, мы дружим с коллегами. Если нужна помощь, ребята всегда выручат, без вопросов. Плохие люди в нашей профессии, как правило, не приживаются, уходят. Но видимся в основном на работе, вне ее – редко.

– Сейчас многие, особенно женщины, всеми силами пытаются задержать молодость.

– Я уверен, что каждая женщина для своего мужа, для любимого человека хороша в любом возрасте. И оттого, что с годами у нее появляются морщинки, менее любимой она не становится. А этот бум, мода на молоденьких девочек... Это просто блуд, а не любовь, не нормальные отношения.

– Но почему же тогда люди молодятся до последнего? С помощью пластических операций, процедур, косметики, молодежного стиля в одеже и поведении..

– Думаю, это просто ненужная бравада: 60-летняя бабушка в мини-юбке или дедушка в коротких шортах – это же просто некрасиво, им это не к лицу. Или пожилая актриса, которой “подчистили” морщинки компьютерной графикой, красиво накрасили, одели. Да, она эффектно и молодо выглядит на экране, у нее много поклонников, кто-то даже влюбляется. Но ведь вблизи возраст не спрячешь. Спрашивается, зачем эта игра в молодость? Получается просто маска, а не живой человек.

Посмотрите на того же Табакова. Да, это пожилой человек. Но он этого абсолютно не скрывает, ведет себя соответственно возрасту и при этом следит за собой. Людей, которые достойно ведут себя в пожилом возрасте, много – актеры, политики и так далее. Каждому возрасту свойственен свой хабитус*, это неизбежно. Но можно и в пожилом возрасте сохранять свой стиль, выглядеть красиво.

– Говорят, что страх старости подсознательно идет от страха смерти.

– Мы всегда боимся неизведанного, ведь мы не знаем, что нас там ждет (я говорю в основном о неверующих людях, у верующих все более определенно).

- Ваша профессия повлияла на отношение к смерти?

– Изменила в корне. Когда столько раз встречаешься со смертью, когда твоя работа напрямую с ней связана и люди умирают у тебя на руках... Знаете, они абсолютно спокойны, хотя всё понимают: “Вы меня, наверное, уже не вытащите, я умру...” Некоторые находятся в ступоре, в полуобморочном состоянии. Им даже неприятно, когда их тормошат. Его просишь: “Открой глаза, поговори со мной”, чтобы хоть как-то его поддержать, помочь. “Да нет, я лучше посплю...”

Поэтому и я перестал бояться смерти. Мне и самому приходилось попадать в опасные ситуации, на грани жизни и смерти, у меня были серьезные ранения. И я понял: человеческий организм генетически приспособлен к смерти, как бы странно это ни звучало. Все проходят через этот барьер, все умирают. Это определено Свыше. Да, это тяжело, но никуда не деться. Каждая жизнь когда-нибудь кончается.

– Наверное, страх идет еще и от ожидания боли перед смертью.

– И к боли мое отношение сильно изменилось. Я убедился на своем опыте: организм автоматически защищает нас от слишком сильной боли. Даже если в человека попадает пуля, сначала он чувствует просто сильный удар. Либо боль будет острая, но кратковременная, либо ты ее вообще не почувствуешь – просто потеряешь сознание. Это зависит от болевого порога пострадавшего. Рано или поздно боль пройдет или прекратится. Господь не дает человеку испытания, которого тот не может вынести. Так что и боли я бояться перестал. Ее тоже придется пережить.

– А старости боитесь?

– Тоже нет. Я отношусь к ней совершенно спокойно, как к данности. И понимаю, что она может прийти в любой момент, жданно или нежданно. А вот чего боюсь, так это немощи. Старость – это умудренность. А немощь – это физическая слабость, невозможность реализовать то, что хочется в жизни.




Тема: «Уважительное отношение к старости»
Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста , повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:

Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи;

Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Оборудование: мультмедийный проектор, презентация Power Point, видеосюжет «О старости», фонограммы музыкальных композиций («А годы летят», «Как молоды мы были», Энрике Морриконе «Осень»).
Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.


Начало: видеосюжет «О старости».
Учитель: Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании
Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода и поддержания их достоинства.
Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.
Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.

(Звучи фонограмма песни «А годы летят…»)

Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость». (Слайд 3)

(Давалось предварительное задание двум обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):


Учащийся 1.Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.
В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Ограничивается подвижность суставов, снижается умственная работоспособность, легче возникает утомление, наблюдается ослабление памяти на текущие события, нарушается сон. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.
Учащийся 2. Старость - закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение - неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Учитель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.
Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.
Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.
Ведущий 1 (на фоне медленной композиции «Осень» Энрике Морриконе):

Какая жизнь у старика – (Слайды 4 – 10)

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…
Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!
Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.
Ведущий 2. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания. (Слайд 11)
Ведущий 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону . Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз … (Слайд 12)
Ведущий 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. (Слайд 13)
Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.
«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.
Ведущий 1. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)
Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?
(организуется общение)
Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек . Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
Ведущий 2. Нередко быт семьи – стирка, глажение белья, приготовление пищи, уборка квартиры, лежат на плечах наших бабушек. А место для отдыха бабушке отведено, как правило, на кухне. Зато внучка или внук имеют отдельную комнату. Одним словом, всё для детей и внуков и ничего для себя! А что же в ответ?
Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.
«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками , четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова , взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
-Как это кем? Дочерью, конечно.
-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации ? Что вы думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».


Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
(Организуется беседа)
Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств и неприятностей.
Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной коляске , покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том, что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете».
Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу, полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь организм – идёт необратимый процесс его разрушения.
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости. Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)
Ведущий 1. Подлинная гуманность общества ли, семьи или отдельной личности определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи нашим сородичам . И для самопознания, для постижения скрытых черт и собственной натуры самые точные критерии – сочувствие, добросердечное внимание не только к тем, кто имеет и умеет, но и к тем, кто уже всё отдал.
Ведущий 2.
Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: