У каких родителей спокойные дети? Спокойные родители – счастливые дети.

Sarah Ockwell-Smith

BABYCALM. A GUIDE FOR CALMER BABIES AND HAPPIER PARENTS

Печатается с разрешения издательства Little , Brown Book Group Limited и литературного агентства Nova Littera Ltd.

Все права защищены, ни одна часть данного издания не может быть использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя.

Посвящение

Себастьяну, Флинн, Рафферти и Вайолет.

Я люблю вас больше солнца, луны и звезд

Сара Оквелл-Смит окончила университет со степенью бакалавра психологии, а затем несколько лет занималась исследованиями в области фармацевтики. После рождения первенца Сара получила дополнительное образование как педиатр-гомеопат, преподаватель курсов гипнородов и специалист по сопровождению родов. Она также освоила детский массаж, гипнотерапию и психотерапию.

Сара создала торговую марку BabyCalm™ в 2007 г. в ответ на многочисленные просьбы родителей, которые вместе с ней готовились к родам, а затем нуждались в поддержке и советах по уходу за новорожденными. С помощью своего партнера по бизнесу Шарлотты Филипс Саре удалось превратить BabyCalm™ из скромной группы, собиравшейся в ее гостиной, в компанию с сотней преподавателей даже в таких удаленных от Британии странах, как Австралия, Канада, Ирландия и Испания.

Сара успела поработать с тысячей молодых родителей, подготовив их к наименее травматичным родам, а затем к спокойному первому «медовому месяцу» с младенцем. Самое большое удовольствие для нее – наблюдать, как нервная молодая мама превращается в уверенную счастливую мать. Сара с радостью участвует в этом процессе.

Что очень важно, сама Сара воспитывает четверых детишек. Она живет в 400-летнем коттедже в сельской части Эссекса с мужем, малышами, кошками, колли и даже цыплятами.

Благодарность

Хочу выразить благодарность всем родителям, с которыми я поработала за эти годы, которые доверились мне в такое сложное для них время и открыли мне много нового о малышах, родителях и себе самой. Моя особая благодарность мамам и папам, поделившимся своими историями в этой книге: Клэр-Луизе, Керри, Трейси, Сэму, Кэти, Шарлотте, Рози, Лизе, Коринн, Алекс, Кейт, Имоджен, Люси, Кэтрин и Шан.

Спасибо тем, кто научил меня столь многому: д-ру Джеймсу Деметру, читавшему лекции по психологии развития в Гринвичском университете; Исле Болл, в прошлом акушерке, члену Международной ассоциации преподавателей детского массажа, которая всегда готова была выслушать меня и научила доверять материнским инстинктам; Мэри Морган, основателю Института гипнородов; д-ру Мишелю Оденту за его удивительное глубокое понимание процесса родов и роли специалиста, который их сопровождает; и Питеру Уокеру за исключительно полезные занятия в Развивающем центре детского массажа и движения.

Особая благодарность моему партнеру по бизнесу и содиректору BabyCalm™ Шарлотте Филипс за то, что заставила меня покинуть зону комфорта и совершить «революцию материнства», а также преподавателям BabyCalm™, этой замечательной группе позитивных, энергичных, оптимистичных мам, которые разделяют наши цели и поддерживают молодых родителей в самых разных странах.

И наконец, спасибо моей семье: моему все понимающему мужу Иану, который в выходные, когда я преподаю, и по вечерам, когда я пишу, становится для наших малышей и папой, и мамой; моим родителям Линде и Дэвиду за счастливое детство; и конечно, всем моим четырем детям – Себастьяну, Флинн, Рафферти и Вайолет, они мои главные учителя.

Предисловие от Валерии Фадеевой

Многие «новоиспеченные» мамочки изо всех сил стремятся стать самой лучшей мамой для своего малыша или малышки. Они покупают горы дорогой одежды, дорогую кроватку, коляску и игрушки. И помимо этого – книги, в которых до мельчайших подробностей расписано, как следует себя вести с малышом – как его кормить, как купать, какой устанавливать режим сна и прогулок, как его развивать…

Я знаю по собственному опыту, как важно иметь возможность получать вовремя квалифицированные советы по уходу за малышом и его развитию. И также знаю, что невозможно дать один и тот же совет, который бы подошел абсолютно всем малышам. Ведь все они такие разные! Поэтому мамочкам нужно внимательно наблюдать за своим ребенком, прислушиваться к своему материнскому инстинкту и действовать в соответствии с ним.

Эта книга как раз о том, что вы не должны быть суперматерью, такой, какой вас хочет видеть общество. Вам не стоит руководствоваться книгами, которые рекомендуют воспитывать детей по точной схеме. «Достаточно хорошая мать» лучше идеальной, так как идеальная мать может причинить вред ребенку. Сара поддерживает идеи британского педиатра, детского психиатра и психоаналитика Дональда Винникотта, высказанные им более шестидесяти лет назад о том, что значит быть «достаточно хорошей матерью».

Автор видит свою задачу в том, чтобы увлечь молодых матерей в путешествие, благодаря которому они смогут осознать, что они сами являются самыми лучшими экспертами для своих малышей, что им не нужны шаблоны, не нужны указания традиционных «детских экспертов». Для этого достаточно просто доверять себе и ребенку. Сара называет это «материнской революцией» – революцией, как она утверждает, «которая вернет власть и уверенность всем матерям».

В книге много практических советов и подсказок не только от автора, но и от других родителей. Помимо этого, здесь объясняется, почему малыш ведет себя так или иначе.

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был спокоен, чтобы он вырос общительным и психологически здоровым. Прочитав эту книгу, вы поможете своему ребенку быть таким. Вы познакомитесь с «успокаивающими техниками», техниками засыпания, узнаете 10 способов продлить ночной сон, как действовать, если малыш не успокаивается, как бы вы ни старались (глава «Когда что-то не в порядке»), прочитаете о том, чего на самом деле ожидать от поведения малышей, как воспитать в малыше уверенность…

Сара предлагает обратить внимание на опыт азиатских, мексиканских, эскимосских, африканских матерей, матерей в племени южно-американских индейцев екуана, малыши которых спокойные и счастливые, и говорит о том, что́ мы можем позаимствовать у племенного воспитания. Например, использование слинга, совместный сон с ребенком, кластерное грудное вскармливание (кормление по требованию), отказ от ароматических туалетных принадлежностей.

Интересны и советы автора о том, как женщине физически и психологически восстановиться после родов – как справиться с печалью, депрессией, чувством вины после травматичных родов. Не забывает она и об отцах! Она считает, что роды для отцов «тоже огромное эмоциональное событие, которое может быть позитивным или негативным. То, как они проходят, отражается на поддержке, которую мужчина потом оказывает своей жене». Если роды прошли успешно, то отец пребывает в эйфории, так же, как и мать, чувствует связь с младенцем и испытывает любовь к нему, а если нет – то присутствие отца на родах оказывается травматичным и он нуждается в поддержке, причем даже в большей, чем женщина.

Очень важной, на мой взгляд, является глава «Переход к материнству». Автор рассказывает о том, что может случиться, когда вы становитесь матерью, и как с этим быть. Она поддерживает молодых мамочек и вдохновляет их: «Для одних дорога к материнству – короткая и легкая, для других – восхождение по горной тропе. Но это путешествие всегда дарит открытия. Вы можете узнать не только о детях и родителях, но и о себе. Мир молодой мамы часто переворачивается с ног на голову. То, что казалось важным, становится пустячным. Правда, иногда материнство разочаровывает или вызывает сложные чувства. Но не надо воспринимать их как поражение, это скорее возможность многое изменить».

До появления ребенка каждый родитель мечтает о том, что будет хорошим отцом или матерью. Но когда дети наконец рождаются, а с ними приходит череда сюрпризов, многие впадают в состояние паники, ощущают беспомощность и недостаток знаний. В таком случае главный совет для родителей – быть спокойными, чтобы суметь разобраться в трудной ситуации. Есть ряд рекомендаций, которые помогут сменить стиль воспитания на более эффективный, и произвести изменения в отношениях с детьми.

    Что бы ребенок ни сказал, не надо торопиться отказать ему еще до того, как ребенок закончил свою фразу. Такие непродуманные отказы ведут к тому, что потом слова родителей не ценятся ребенком. В то же время родители должны быть открыты для согласия с ребенком.

    Важно какое-то побыть наедине с собой. Такой уединенный отдых поможет оставаться спокойным.

    Если вы почувствовали, что нахлынула волна гнева и он готов «пролиться» наружу, то сначала надо глубоко вдохнуть или выйти из комнаты. Можно заняться другим делом или включить музыку, сделать все, чтобы прошло раздражение, и только потом действовать.

    Если вставать пораньше, появится необходимое время только для себя.

    С этой целью и ложиться нужно раньше. Так родители смогут прекрасно отдохнуть, а это очень влияет на способность оставаться спокойным. Если человек устал, он не сможет найти нестандартный выход из ситуации и не обращать внимания на мелочи.

    Сохранять спокойствие помогает творчество, когда мастерят своими руками или придумывают что-либо интересное. Главное, чтобы занятие доставляло радость, вносило необычное в рутинную жизнь.

    Можно придумать для себя каждодневное действие, которое доставит удовольствие, например, чаепитие, хобби или вечерняя прогулка с мужем по парку.

    Важно не замечать мелких ошибок ребенка. Если держать на контроле любые действия, постоянно критиковать их, это вносит в семью раздор и напряжение. Слишком много запретов повлекут ответную реакцию ребенка.

    В минуту волнения по любому поводу, важно подумать о том, что это лишь неприятность, которая скоро пройдет и забудется, так стоит ли тратить силы на борьбу с ней. Подумайте, будет ли эта ситуация, неприятность важна черех месяц, год. Если нет, то зачем так переживать из-за нее.

    Можно взять за правило, если намечается какая-либо ссора, начинать уборку. Активно двигаясь, человек не только сбрасывает стресс, но и меняет состояние эмоций с отрицательного на положительное.

  1. Заведите дневник, в который записывайте положительные моменты, веселые моменты, забавные фразочки аших детей. Время от времени читайте его для поднятия настроения.
  2. Получить спокойствие можно, повторяя мантру или молитву. Хорошо помогают занятия йогой или любыми другими упражнениями. Не помешает вечерняя горячая ванна.

    Необходимо выдерживать определенный темп. Чтобы все успевать, не надо спешить. Установите очередность в списке дел, исходя из их важности.

    Не потерять себя в сложной ситуации помогает юмор. Иногда можно позволять расслабиться, покривляться или потанцевать, подпевая себе.

    Учитесь обсуждать и договариваться, не повышая голоса. Вы можете обсуждать поведение друг друга, обиды, события, планы и совместно принимать решения. Это очень помогает выстраивать правильные отношения родителей с детьми.

    Важно обращать внимание на свое поведение, ведь часто дети копируют его. Если ребенок раздраженный, нервничает, возможно, причина именно в вас.

  3. Заведите свои правила и повесьте их на видное место. Правила должны быть не только для детей, но и для родителей. Например, не бить ребенка, не кричать, не опаздывать забирать его из садика/школы и т.п. Можно придумать систему поощрений за соблюдение правил, а также систему лишений в случае их несоблюдения.
  4. Иногда, чтобы восстановить хорошее настроение, достаточно поесть. Низкое содержание сахара в крови может способствовать возникновению раздражения. Устройте праздник живота, закажите пиццу или купите торт и получите радость от этого. Дети тоже будут рады.

    Не стоит изо дня в день заниматься рутиной. Пробуйте что-т о новое, меняйте обстановку, маршруты для прогулок, общайтесь с новыми людьми. Пусть каждый день приносит что-то новое, нестандартное.

  5. Музыка благотворно влияет и на детей, и на родителей. Можно слушать классическую музыку для спокойствия и вдохновения, особенно она полезна детям, ее можно ставить фоном, когда он играется.
  6. Избавиться от стресса поможет домашний питомец. Можно завести небольшое животное, не требующее сложного ухода. Вместе с ребенком интересно наблюдать за его привычками.

    Каждый день благодарите судьбу за то, что в вашей жизни есть ребенок. Напоминайте себе, какой он замечательный и уникальный.

    Чтобы быть спокойным, важно стать крепким духовно. Этому способствуют молитвы или медитация. Медитация успокоит ваш ум и наполнит энергией. Попробуйте!

    Если ничего не получается и не помогает, просто обнимите вашего ребенка, и делайте так как можно чаще. Телесный контакт помогает и детям, и родителям. Говорите, как сильно вы его любите.

Когда ребенок «включает максимальную громкость» дома, родители, как правило, отправляют чадо в уединенное место, чтобы он успокоился.

Однако так взрослые передают невербальные послания:

– Никому не интересно, почему ты плачешь. Нас не волнуют твои проблемы, и мы не будем помогать тебе справляться с ними.

– Злиться плохо. Ты плохой человек, если злишься и ведешь себя не так, как ожидают окружающие.

– Твоя злость нас пугает. Мы не знаем, как помочь тебе справиться с твоими чувствами.

– Когда ты испытываешь злость, лучший способ справиться с ней – сделать вид, что ее нет.

Нас воспитывали так же, и гневом мы не умеем управлять – в детстве нас этому не научили, и теперь мы кричим на детей, закатываем истерику супругу или просто заедаем свою злость шоколадом и пирожными или запиваем алкоголем.

Управление гневом

Давайте поможем детям ответственно относиться к своему гневу и управлять им. Для этого нужно научить их принимать свой гнев и не выплескивать его на окружающих. Когда принимаем свой гнев, обнаруживаем под ним такие чувства, как обида, страх и грусть. Если разрешаем себе пережить их, злость проходит, потому что лишь средство реактивной защиты.

Если ребенок научится переносить трудности ежедневной жизни без реактивного гнева, во взрослой жизни он будет эффективнее вести переговоры и достигать цели. Тех, кто умеет управлять эмоциями, называют эмоционально грамотными.

Эмоциональная грамотность ребенка формируется, когда мы учим его, что все чувства, которые он испытывает, нормальны, а вот его поведение – это уже вопрос выбора.

Ребенок в гневе. Что делать?

Как воспитать в ребенке умение грамотно выражать эмоции? Вместо того, чтобы наказывать его, когда он начинает злиться и капризничать, измените свое поведение.

1. Попытайтесь предотвратить реакцию «сражайся или беги»

Сделайте два глубоких вдоха и напомните себе, что не произошло ничего страшного. Если ребенок увидит, что вы реагируете спокойно, он постепенно научится справляться с гневом, не включая стрессовую реакцию.

2. Слушайте ребенка. Поймите, что его расстроило

Все люди переживают, что их не слышат. И дети не исключение. Если ребенок чувствует, что его пытаются понять, он успокаивается.

3. Пытайтесь посмотреть на ситуацию глазами ребенка

Если ребенок чувствует, что вы его поддерживаете и понимаете, у него больше шансов «раскопать» в себе причины гнева. Вам не нужно соглашаться или не соглашаться. Покажите ребенку, что вам небезразличны его чувства: «Мой хороший, мне так жаль, что ты думаешь, будто я тебя не понимаю. Наверное, ты чувствуешь себя таким одиноким».

4. Не принимайте на свой счет то, что он произносит вслух

Родителям больно слышать в свой адрес упреки, оскорбления и категоричные заявления. Как ни парадоксально, ребенок вовсе не имеет в виду то, что выкрикивает в гневе.

Дочери не нужна новая мать, и она не испытывает к вам ненависти. Она обижена, испугана и чувствует собственное бессилие. И выкрикивает обидные слова, чтобы вы поняли, как ей плохо. Скажите ей: «Должно быть, ты очень расстроена, если говоришь мне такое. Расскажи мне, что произошло. Я тебя внимательно слушаю».

Когда девочка поймет, что ей необязательно повышать голос и произносить обидные фразы, чтобы быть услышанной, она научится выражать свои чувства более цивилизованно.

5. Установите границы, которые нельзя переходить

Пресекайте физические проявления гнева. Твердо и спокойно говорите ребенку, что причинять вред окружающим недопустимо: «Ты очень зол. Но бить людей нельзя, как бы ты ни был рассержен и расстроен. Можешь топать ногами, чтобы показать, как ты зол, но драться нельзя».

6. Не пытайтесь вести с ребенком воспитательные беседы

Сын получил двойку по физике и теперь кричит, что бросит школу и уйдет из дома? Скажите, что понимаете его чувства: «Ты так расстроился. Мне так жаль, что тебе тяжело в школе».

7. Напоминайте себе, что вспышки гнева – естественный способ выпустить пар для ребенка

У детей еще не полностью сформированы нейронные связи в лобном отделе коры головного мозга, который отвечает за контроль над эмоциями. Даже взрослые не всегда могут управлять гневом. Лучший способ помочь ребенку развить нейронные связи – проявить эмпатию. Если ребенок чувствует поддержку, он чувствует доверие и близость к родителям.

8. Помните, что гнев – это защитная реакция

Гнев возникает как ответ на угрозу. Иногда эта угроза внешняя, но чаще всего она внутри человека. Когда-то мы подавили и загнали внутрь страх, грусть или обиду, и время от времени происходит что-то, что пробуждает былые чувства. И мы включаем режим борьбы, чтобы снова подавить эти чувства.

Когда ребенок чем-то расстроен, возможно, проблема кроется в невысказанных страхах и невыплаканных слезах.

9. Помогите своему ребенку справиться с гневом

Если ребенок выражает свой гнев, и вы относитесь к нему с сочувствием и пониманием, злость уходит. Она лишь скрывает то, что ребенок чувствует на самом деле. Если он может плакать и рассказывать вслух о страхах и обидах, гнев не нужен.

10. Старайтесь быть как можно ближе

Вашему ребенку нужен человек, который любит его, даже когда он злится. Если гнев представляет для вас физическую угрозу, отойдите на безопасное расстояние и объясните ребенку: «Я не хочу, чтобы ты причинил мне вред, поэтому я пересяду в кресло. Но я рядом, и я тебя слышу. И я всегда готова тебя обнять».

Если сын кричит: «Уходи», скажите: «Ты просишь меня уйти, но я не могу оставить тебя наедине с такими страшными чувствами. Я просто отойду подальше».

11. Заботьтесь о своей безопасности

Обычно дети не хотят делать родителям больно. Но иногда таким способом они добиваются понимания и сочувствия. Когда они видят, что их слушают и принимают их чувства, перестают вас бить и начинают плакать.

Если ребенок вас бьет, отстранитесь. Если он продолжает нападать, возьмите его за запястье и скажите: «Я не хочу, чтобы этот кулак приближался ко мне. Я вижу, как ты зол. Ты можешь бить свою подушку, но ты не должен причинять мне вред».

12. Не пытайтесь анализировать поведение ребенка

Иногда дети испытывают обиды и страхи, которые не могут выразить словами. Они копятся и выливаются в приступы гнева. Иногда ребенку просто нужно поплакать.

13. Дайте ребенку понять, что понимаете причину его гнева

Скажите: «Малыш, я понимаю, что ты хотел… Мне жаль, что так вышло». Это поможет снизить напряжение.

14. После того как ребенок успокоился, поговорите с ним

Избегайте назидательного тона. Поговорите о чувствах: «Ты была так расстроена», «Ты хотел, но…», «Спасибо, что поделился со мной своими чувствами».

15. Рассказывайте истории

Ребенок и так знает, что был не прав. Расскажите ему историю:

«Когда мы злимся, как ты злилась на твою сестру, мы забываем, как мы любим другого человека. Нам кажется, что этот человек наш враг. Правда? Каждый из нас испытывает нечто подобное. Иногда даже хочется ударить человека. Но если ты это сделаешь, потом об этом жалеешь…»

Эмоциональная грамотность – признак цивилизованного человека. Если мы хотим научить детей управлять гневом, нужно начать с себя.

Об авторе

КАК БЫТЬ СПОКОЙНЫМ РОДИТЕЛЕМ? Все на определенном этапе жизни хотят изменить мир. Все хотят вырастить лучших детей из когда-либо существовавших на Земле. Все собираются никогда не повторять ошибки своих родителей. А потом появляются дети. И все начинают чувствовать себя глупыми и беспомощными. Оставаться спокойными родителям сложнее, чем всем остальным людям. И для этого нет специального справочника. Однако есть советы, которые могут изменить способ воспитания детей и внести в окружающий мир такие желанные изменения: 1|| Не спешить говорить «нет». Часто родители отвечают отказом, даже толком не дослушав, чего хочет ребенок. Но такие необдуманные «нет» образуют порочный круг, и любые «да» и «нет» со временем обесцениваются. Так что не нужно говорить ребенку «нет» просто из-за неудобства, обдумывайте его. 2|| Будьте готовы для «да». В этом слове огромная сила. Сознательное «да» прекрасно. 3|| Читайте. Читайте все, что доставляет удовольствие и напоминает о необходимости сохранять спокойствие. Книги для родителей, книги о дзэне, все вдохновляющее. 4|| Оставляйте время для одиночества. Это помогает сохранять спокойствие. 5|| Делайте глубокий вдох. Никогда не наказывайте на эмоциях. Просто не делайте этого. Сначала сделайте «шаг в сторону», выйдите, послушайте музыку, сделайте что угодно, но сначала подышите глубоко и успокойтесь, прежде чем действовать. 6|| Рано вставайте. Иметь время только для себя больше чем необходимо. 7|| Ложитесь спать раньше. Быть полностью отдохнувшим – ключевой момент в деле спокойствия. Нельзя быть хорошим родителем, будучи слишком уставшим, чтобы думать, искать творческие пути решения проблем и игнорировать какие-то мелочи. 8|| Заведите хобби. Это может быть чтение, ведение блога, шитье, вязание, кулинария и что угодно, наполняющее жизнь смыслом и радостью. 9|| Подбадривайте себя действием. Это может быть любая самая любимая вещь, которую вы обязательно будете делать каждый день. Кофе? Танцы? Прогулка? 10|| Не обращайте внимание на мелочи. Контролировать и осуждать каждый шаг детей, значит только наполнять дом беспокойством и стрессом. 11|| Мыслите масштабно. Какая-то неприятность это лишь мазок на общей картине вашего семейного счастья, а не трагедия местного масштаба. 12|| Убирайтесь и чистите. Как только дети начинают вести себя плохо, сбрасывайте стресс, убираясь или что-то отчищая. Это намного более продуктивно, чем ссора. 13|| Проговаривайте свою персональную мантру для успокоения. Их может быть много. 14|| Физические упражнения, ходьба, йога. Что угодно, чтобы чувствовать себя лучше. 15|| Замедляйтесь. Не планируйте очень много вещей разом, делайте все поочередно. 16|| Позволяйте себе подурачиться. Расскажите анекдот, спойте песню, потанцуйте. 17|| Проговаривайте все проблемы. Спокойно, без криков. 18|| Будьте образцом для подражания. Если вы хотите, чтобы дети росли спокойными и уравновешенными, начните с себя. 19|| Перекусывайте. Часто раздражительность это результат низкого уровня сахара. 20|| Устанавливайте свои правила. Лимит на пользование компьютером и т.д. и т.п. Но не устанавливайте слишком много правил. Серьезно. 21|| Внесите изменения в свою повседневную жизнь. Сделать что-то необычное. 22|| Бывает достаточно не запланированно выйти на свежий воздух и стресс испарится. 23|| Будьте признательны. Напоминайте себе, насколько ваш ребенок особенный. Смакуйте какие-то моменты и воспоминания, будьте благодарны за время, проведенное с ребенком. 24|| Укрепляйте свой дух. Молитвой или медитацией. Горячей ванной перед сном. 25|| Когда все остальное терпит неудачу, просто обнимитесь. И вообще обнимайтесь как можно больше.

«Родителем быть нигде не учат, зато во всем обвиняют» .

«Школа для родителей»

Это 10 занятий направленных на развитие способности быть эффективным родителем, раскрывать безграничный потенциал своих детей, получать удовольствие от своей роли родителя, вдохнуть новый смысл в семейные отношения, а так же по-новому взглянуть на человеческое общение.

Почему школа?

«Школа для родителей» предлагает не список готовых рецептов, как изменить поведение ребенка, сделать его послушным и контролируемым, а как наладить связь с ребенком , взаимопонимание, вернуть открытость, доверие, безопасность в ваши отношения. Именно такие отношения способствуют развитию его уникальных эмоциональных и умственных способностей, которые станут залогом процветания его взрослой жизни.

Для того, чтобы наладить связь с ребенком, родителю необходимо научиться: вовлекаться в открытый эмоциональный контакт;

  1. Ощущать удовольствие от этого;
  2. Правильно читать словесные и несловесные сообщения;
  3. Понимать смысл этих сообщений и свои эмоциональные реакции;
  4. Регулировать свое эмоциональное состояние.

Это функции зрелой здоровой психики, основанные на развитых нейронных связях подкорки и коры, левого и правого полушария, позволяющих сонастраиваться на эмоциональное состояние ребенка и разумно отвечать на его потребности. Образно говоря — думать сердцем, а чувствовать мозгами. Развить эти способности — значит научиться поддерживать «родительское состояние мозга» в непростом деле воспитания детей (Hughes, Baylin “Brain-Based parenting”,2012).

Почему одни родители помогают развиваться своим детям, давая душевность и открытость, когда другие, несмотря на наилучшие намерения, начинают закрываться, уходить в защитное поведение, когда сталкиваются с капризами и страхами своего ребенка. Что такое родительская открытость и как родители могут развивать и поддерживать ее?

Занятия включают теоретический материал, практические упражнения и домашние задания.

“Школа для родителей” проводиться совместно с Гродненским общественным семейным объединением “Парадигма”, которое предлагает развивающие занятия для ваших детей в рамках программы “Школа для родителей.” Цель занятий научить детей понимать и выражать свои эмоции, строить диалог.

Группа для родителей Группа для детей
Занятие 1: (3 часа) ^ Воспитание — процесс взаимного развития и диалога.q Навыки присутсвия в контакте. Понимание контакта, словесных и несловесных реакций. Ролевые игры.- Домашнее задание Занятие 1: (3 часа) ^ Чего хотят родители и как им помочь?q Я все вижу, слышу, чувствую и ощущаю! Если спросите, могу рассказать!

— Домашнее задание

Занятие 2: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура существования (III триместр беременности — 3 месяц)q Защитное поведение родителей, как принимать его и совладать с ним?Как не бояться обидеть ребенка и не обижаться самому?

— Домашнее задание

Занятие 2: (3 часа) ^ Я имею право быть здесь!

q Как можно напугать маму и как мама может напугать меня. И что нам с этим делать?

— Домашнее задание

Занятие 3: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура потребностей (1 мес. – 1,5 года)q Влияние моделей родительской семьи на нас. Свои проблемы надо знать в лицо!

— Домашнее задание

Занятие 3: (3 часа) ^ Я имею право на свои потребности и вы имеете право на свои! Правда мне без вас не обойтись.q Почему бабушки всегда учат маму и папу? Кто виноват и что делать?- Домашнее задание
Занятие 4: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура автономии (8 месяцев – 2,5 года)q Соединить сердце с разумом, эмоции с мыслями, рефлексию с эмпатией — способ регулировать свое состояние.- Домашнее задание Занятие 4: (3 часа) ^ У меня столько эмоций, они живут в моем теле! Помогите!q Чем мы чувствуем и как мы думаем!

— Домашнее задание

Занятие 5: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура воли (2-4 года)q Позволяйте себе принимать заботу. Лучшее, что мы можем сделать для другого это позаботиться сами о себе.- Домашнее задание Занятие 5: (3 часа) ^ Я могу применить всю свою силу! -Только бы не напугать родителей…q Маме тоже нужна любовь и забота.

— Домашнее задание

Занятие 6: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура любви – сексуальности (3-6 лет)q Осознанность –присутсвие “здесь и сейчас” – способ увидеть и проблему, и ее решение.- Домашнее задание Занятие 6: (3 часа) ^ Почему маме повезло и она вышла замуж за папу, а мне придеться выходить замуж за незнакомого мужчину.q Дети могут видеть проблемы лучше, чем взрослые и даже решать их.- Домашнее задание
Занятие 7: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура мнений (5-9 лет)q Влияние внешних факторов (работы и быта) на детско-родительские отношения и способы совладать с этим.- Домашнее задание Занятие 7: (3 часа) ^ Если я все время спорю, то кто-то меня этому научил…q Родители тоже люди!

— Домашнее задание

Занятие 8: (3 часа) ^ Этапы развития ребенка. Структура солидарности — проявления себя (7-12 лет)q Диалог первее наказания.- Домашнее задание Занятие 8: (3 часа) ^ Сначало говорят: “Будь самым лучшим”, а потом спрашивают “ Почему ты ни с кем не дружишь.”q Может сможем договориться?- Домашнее задание
Занятие 9: (3 часа) ^ Составление личной карты структур характера — способ находить гармонию внутри себя и в отношениях.q Старания важны, но ошибки неизбежны. Умейте признавать и исправлять свои ошибки и ваши дети научаться тому же. Давайте детям право на ошибку.- Домашнее задание Занятие 9: (3 часа) ^ У нас это семейное, но мы над этим работаем.q Я так стараюсь! И так же как ты переживаю за ошибки!

— Домашнее задание



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: