U-интервью с нейропсихологом. Качаем мозг: «брейнбилдинг» или гимнастика для ума

Нейропсихология — это раздел психологии, который изучает взаимосвязь деятельности мозга и человеческой психики. Основателем этой науки считается отечественный нейропсихолог Александр Романович Лурия. Свои основные открытия он сделал во время Великой отечественной войны, занимаясь реабилитацией солдат после тяж`лых ранений в голову, затрагивающих различные отделы головного мозга. Суть их состоит в том, что каждый отдел головного мозга ответственен за ту или иную психическую функцию человека — за речь, мышление, движение, память, восприятие и т.п. И при повреждении некоторых отделов головного мозга нарушается соответствующая им функция. Однако, есть ещё одна загадка, которую отчасти удалось разгадать Александру Романовичу. Мозг столь пластичен, что при нарушении работы маленьких его участков по той или иной причине (травма, опухоль, сосудистая патология), соседние участки в процессе функционирования практически полностью берут на себя "роль" повреждённых, и происходит это из-за того, что мозг "обязан" обеспечивать ту или иную функцию организма. Это часть процесса адаптации организма человека к изменившейся вокруг него действительности. Связь эта — двухсторонняя, то есть, воздействие непосредственно на функцию (моторную, сенсорную и т.п.) запускает отклик мозга, того его участка, который управляет данной функцией, или соседнего, если последний повреждён. Однако, это происходит лишь в том случае, когда все процессы в организме человека активны, то есть он двигается, думает, испытывает эмоции, ощущает. Если эту активность определённым образом организовать, то процесс восстановления поражённых участков мозга происходит намного эффективнее.

В настоящее время проблема недостаточности функционирования мозга актуальна в связи с всё более возрастающим количеством детей с врождёнными нарушениями Высших Психических функций — речи, мышления, восприятия, памяти и других. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей (дислексия, дисграфия и т.п): сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Ортодоксальное медицинское лечение (ноотропы, седативные средства, аминокислоты) часто помогает поддержать, и лишь немного и временно улучшить состояние таких детей. В то время как при помощи нейропсихологического подхода можно существенно изменить в лучшую сторону, а порой и довести до нормы развитие психических функций ребёнка. Особенно это касается так называемых "пограничных" случаев, объединённых официальной медициной в один общий диагноз ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция). Если ребёнком с таким диагнозом системно и планомерно заниматься нейропсихологической коррекцией в дошкольном возрасте, то уже к 7-и годам он будет совершенно готов к новому этапу своей жизни. Все его психические функции, а прежде всего объём произвольного внимания, будут развиты в достаточной степени для того, чтобы усвоить учебную программу в полном объёме. А ведь часто такие дети попадают в коррекционные школы (которых, кстати сказать, остаётся всё меньше и меньше) или продолжают учиться в общеобразовательных школах, "не тяня" программу и становясь двоечниками.

Нейропсихология обладает большим спектром инструментов помощи и коррекции. Но есть один метод, который приносит неоспоримую пользу абсолютно всем детям, вне зависимости от диагноза и сложности изначального статуса. Речь идёт о сенсомоторной коррекции. Метод заключается в направленном воздействии через моторную и сенсорную сферы на психическую сферу ребёнка с целью нормализации её функционирования. Другими словами, с помощью двигательных упражнений, выполняемых ребёнком в определённой последовательности — в соответствии с закономерностями нормального развития, формируется основа для более сложных психических функций. В процессе коррекции как бы заново выстраивается двигательное развитие ребёнка (отсюда — второе название метода "замещающий онтогенез"), которое позволяет правильным образом развиваться другим психическим функциям (вниманию, памяти, мышлению, речи и т.д.).

Нейропсихологический метод сенсомоторной коррекции был разработан Т.Г.Горячевой в 1997 г. (Горячева Татьяна Германовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова", доцент кафедры клинической психологии МГППУ (г. Москва). Метод предназначен прежде всего для оказания эффективной помощи детям с нарушениями поведения и развития, детям с трудностями обучения, в частности, детям с дисграфией, с СДВ, СДВГ, аутизмом, ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью, логопедическими проблемами неврологического генеза (дизартрия, логоневроз и т.п.), с лёгкими формами эпилепсии в состоянии ремиссии. Но как уже говорилось, занятия приносят ни с чем не сравнимую пользу детям с минимальными нарушениями деятельности мозга. После полностью пройденной базовой программы и при условии технически правильного выполнения упражнений у ребёнка происходит существенное улучшение внимания, памяти, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики. Нормализуется тонус нервной системы, снижается утомляемость и истощаемость, повышается способность к произвольному контролю.

Ещё раз хочется заметить, что важным преимуществом этого метода является возможность добиться устойчивых положительных результатов без медикаментозного воздействия на организм ребёнка, что является альтернативой традиционной фармакотерапии в неврологической практике при работе с такими детьми.

Теперь кратко о содержании метода. Работа нейропсихолога начинается с диагностики, которая позволяет выявить глубинные причины трудностей ребёнка, то есть определить, какие именно зоны мозга недостаточно сформировались или были повреждены из-за неблагоприятных условий течения беременности, родов или первых лет жизни ребёнка. Результатом диагностики является выявление так называемого нейропсихологического синдрома, на основании которого строится дальнейшая коррекция.

Первый (базовый) этап коррекционной программы рассчитан примерно на 6-8 месяцев. Он включает в себя регулярные (не менее 2-х раз в неделю) занятия с нейропсихологом продолжительностью 40-60 минут, а также обязательные ежедневные занятия дома с родителями. Присутствие родителей на занятиях обязательно для обучения упражнениям, которые они затем будут выполнять с ребёнком дома. Упражнения очень простые, однако требуют и от родителей, и от ребёнка внимания и настойчивости.

В качестве иллюстрации приведём перечень упражнений базового курса сенсомоторной коррекции:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Упражнения, развивающие речевую артикуляцию;
  • Упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности рук;
  • Упражнения для развития крупной моторики;
  • Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений.

Упражнения выполняются в три этапа:

  • Отработка движений в нижней плоскости (лёжа) (базовый этап);
  • Отработка движений в средней плоскости (на четвереньках);
  • Отработка движений в вертикальной плоскости (стоя).

Время прохождения каждого этапа зависит от индивидуального уровня психологического и психоневрологического развития ребенка.

Для получения устойчивого эффекта от метода сенсомоторной коррекции необходимо около 2-х лет. Самый эффективный возраст для нейропсихологического воздействия — от 5 до 12 лет, так как именно в этом возрасте в основном заканчивается формирование всех мозговых структур ребёнка, и мозг более пластичен, чем в более позднем возрасте.

В заключении хотелось бы сказать родителям, и прежде всего, мамам: ваши дети — это Божий дар! Но это ещё и колоссальная ответственность, за которой стоит долгий, кропотливый, каждодневный труд! Чем больше вы вложите в ребёнка в самом начале его жизненного пути, тем большего сможет достичь он сам в своём будущем, а также все его и ваши последующие поколения. Трудитесь сейчас на благо своего будущего! А мы вам в этом поможем.

Давненько я ничего не рассказывала...
Ну раз уж я ввязалась в сферу (тему) нейропсихологии, то позвольте мне её продолжить!
Раннее я рассказывала о том, что в силу я отвела дочь на , после чего я решила, что курс нейрогимнастики будет совсем не лишним для моего ребёнка.
И вот первая часть курса пройдена и можно подвести некоторые итоги, я бы сказала, промежуточные.

Начну с Карамельки, ведь в первую очередь это всё для неё затевалось.
Было у нас 20 занятий. Занимались мы два раза в неделю по полтора часа.
проявился уже после нескольких первых занятий. У ребёнка значительно прибавилось сил (увеличилось количество энергии) . Сейчас объясню.
Самый тяжелый день в недели у нас вторник: гимназия - музыкальная школа - танцы. "Делание" домашнего задания мы пытались запихнуть между пунктом "музыка" и "танцы", но не всегда успешно. Поэтому придя домой после занятий танцами, поужинав, в восемь часов вечера мы садились за учёбу. Всё происходящее дальше напоминало фильм ужасов...
Уставший ребенок (с уставшим мозгом) не мог решить элементарные примеры, не мог довести до конца букву, не мог повторить узор по клеткам, буквы вообще не попадали в строчку...
Конечно же я старалась относиться ко "вторнику" терпимо, но Женька начинала психовать.
"Женечка, давай не будем сегодня делать уроки. Ты устала, из-за этого делаешь ошибки. Нет смысла в таком обучении!"
Но ребёнок меня просто не слышал. Она брала ручку, начинала писать, тут же совершала ошибку, начинала психовать и заходилась в истерике. Приходилось забыть об уроках и все усилия направить на то, чтоб успокоить ребенка.
Всё это происходило, конечно же, из-за усталости, усталости мозга (ему не хватало энергии).
После нескольких занятий нейрогимнастикой ситуация в корне изменилась! Женька не только по вторникам смогла делать уроки вечером, делать их без ошибок, но ещё после этого они с папой учили по несколько четверостиший (готовили большое стихотворение к Новому Году).
Можете закидать меня тапками... Скажите: "совсем ребёнка замучили!" Поверьте, я вообще была за то, чтоб не делать уроки по вторникам. Тем более, что в "первом классе домашнее задание не задают".
Но Женьке самой всё это нравилось! Сил (энергии) прибавилось. Она с легкостью делала вечером домашнее задание, и бежала в зал к папе продолжать учить стихотворение. Даже после этого она готова была поиграть с уставшей мамой в города, или потаскать за хвост Ириса (что тоже отнимает много сил).
Еще один ярко-выраженный положительный момент, проявившийся после первых занятий, - это появление способности "собирать голову в кучу" . Понимаю, что звучит это смешно, но более точное название этому явлению я подобрать не смогла.
Стоило Женьке сосредоточиться и голова "начинала работать правильно". Примеры решались легко, почерк стал аккуратным и кругленьким, огромные стихи учились за максимально короткие сроки.
Правда, не смотря на всё вышеперечисленное, некоторая рассеянность всё же сохранилась. Но так как идеальных детей в природе не существует, я склонна думать, что это издержки возраста!
Зато совсем пропало "зависание" . Нас перестали "атаковать вороны"!!! И это не могло не радовать!

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: