Творческий отчет фольклор детей 3 4 лет. Педология

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи:

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

    Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

    Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

Ожидаемые результаты:

    Знание детьми малых фольклорных форм.

    Формирование знаний о культуре русского народа.

    Понимание детьми жанра устного народного творчества.

    Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

3. Изучение литературы: 1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

    Отгадывание детьми загадок

    Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

    Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

1. Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

2. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

3. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Декабрь

1.Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

3.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

Март

1.Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3 этап. Заключительный (май)

Май

1.Самоанализ плана самообразования.

2.Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Воспитание, созданное самим народом

и построенное на народных началах,

имеют ту воспитательную силу, которой

нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или

заимствованных у других народов».

К.Д. Ушинский

В настоящее время, в период тяжёлых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Результатом мой работы стал проект "Фольклор для малышей», который применяю в работе с детьми на непосредственной образовательной деятельности, часы досуга.

Цель проекта: развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.

Для реализации данной цели поставила следующие задачи:

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

2. Определения уровня развития знаний каждого ребёнка, в области народной культуры, на основе специальных показателей через проведение диагностик;

3. Формирование и обогащение словаря;

4. Развитие художественно-творческих способностей;

5. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Интерьер группы создала в русском, народном стиле. Центральная стена была оформлена по потешке «Заинька походи, серенький попляши».

В кукольный уголок поместила предметы русского быта: люльку, кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.). В поисках предметов русской старины кроме сотрудников детского сада, участвовали и родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Ребятишкам было интересно покачать куклу в зыбке, попить чай из настоящего самовара, покупать куклу в лохане, ведь дети этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта. Малышам нужно самим потрогать, поиграть с ними.

В летнее и зимнее время вместе с родителями оформляем веранду и участок по мотивам русских народных сказок. Зимой делаем снежные скульптуры сказочных героев.

Всю свою работу разделила на три этапа.

На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.

Сделала альбом, в который поместила иллюстрации к потешам.

Потешки подобрала по таким темам как:

Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,

«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.

Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.

Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.

Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.

– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.

Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.

Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.

Имитирующие музыкальные звуки (инструменты).

Мои малыши любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.

Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с малышами.

Овладевая бытовыми процессами, закрепляла и уточняла знания детей о человеке, его действиях (умывание, одевание). Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания: При причесывании:

«Водичка, водичка, «Чешу, чешу волосыньки,

Умой Паше (Юли) личико, Расчесываю косыньку,

Чтобы щёчки краснели, Расти коса до пояса,

Чтобы глазки блестели, Не вырани не волоса…»

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.

В народных произведениях описываются действия человека (ребёнка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (приём пищи, сон, мытьё), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приёма пищи. Это не мало важно в воспитании ребёнка, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приёма пищи. Ведь всё это связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.

"Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить".

«Баю, баю, баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белолоба не скули

Нашу детку не буди».

К концу второго года учила малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».

Сделала иллюстрированный сборник загадок, они способствуют развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, развитию познавательной активности.

На втором этапе знакомила детей с театрализованной деятельностью, Сделала разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр картинок, дети с удовольствуем играют с ними.

Также в уголке театрализованной деятельности собрала всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была создана руками родителей моих воспитанников. Большую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок «варить кашу в чугунке», «печь пироги».

Мной был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты, большую часть которых сделала сама из бросового материала. Это: колокольчики из пластмассовых бутылок, обклеенных красочной самоклеющейся бумагой, шумелки – из кофейных банок, трещётки – из шпателей. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.

Большую радость приносят детям русские народные игрушки. Особый интерес вызываю яркие матрёшки, ребятишкам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.

Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Например, на Пасху расписываем гуашью яйца, катаем их с горки, соревнуемся в силе и ловкости, поём песни и пляшем.

На Масленицу, родители вместе с детьми наряжаются в народные костюмы, пекут блины, баранки, заваривают крепкий, горячий чай в самоваре. Это стало традицией отмечать народные праздники вместе с родителями. Большинство родителей работают в совхозе, то есть возможность покатать детей на лошадях с бубенцами в праздник русской зимы. Праздник проходит очень дружно и весело.

Результатом моей работы стало то, что дети научились:

  1. Узнавать и рассказывать потешки.
  2. Играть в русские народные игры.
  3. Обыгрывать потешки и русские народные сказки.

План по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Тема: «Фольклор как средство речевой активности детей 3-4 лет»

Цель: объединить усилия с родителями по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.Выявить значение русского фольклора в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования русского фольклора в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Русский фольклор - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через русский фольклор ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Содержание

Мероприятия

Сроки исполнения

Теоретический блок

Изучение изменений в нормативных документах

В течение года

Ознакомление и изучение современной литературы по теме самообразования

аттестация

В течение года

Подготовка документов к аттестации

В течение года

Участие в научно-методической работе ДОО

Педсоветы

Семинары

МО (города)

В течение года

Разработка материалов по взаимодействию с семьями воспитанников

Всеобучи

Родительские собрания

Консультации

Мастер – классы

Круглый стол и т.д.

В течение года

Участие в онлайн семинарах,

вибинарах, участие во всероссийских конкурсах,

участие в смотрах ДОО,

участие в творческих выставках

В течение года

Практический блок

Содержание

Мероприятия

Сроки исполнения

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

Создание

Картотеки потешек для работы с детьми

сентябрь

Показ практической деятельности

Применение потешек в режимных моментах,

Досуги, развлечения

праздники

открытые занятия

В течение года

Организация развлекательно-досуговой деятельности детей

познакомить детей с народными традициями

В течение года

Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

Создание

Библиотеки красочных книг с русскими народными сказками

ноябрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Создание

Картотеки хороводы, народные подвижные игры для работы с детьми

декабрь

Изучение темы: «Не забывайте народные игры»

Создание

Картотеки «Поиграем с пальчиками» для работы с детьми

январь

Обновление и пополнение развивающей пространственной среды в группе

Создание дидактических игр своими руками «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

В течение года

Изучение темы: «Театральные игры как средство развития речи детей»

Создание

Театрального уголка в группе

(настольно-конусный, пальчиковый театр)

март

Выступление на педсовете:

«Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

Открытый показ занятия

Презентация «устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

май

Работа с родителями

Мероприятия

Месяц

Консультация для родителей: «Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка»

Беседа: «Справиться с детским непослушанием помогут потеки»

сентябрь

Анкетирование: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

октябрь

Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»

ноябрь

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки»

декабрь

«Рождественские посиделки» - творческий вечер с участием родителей

январь

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 3-4 лет»

февраль

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Развлечение «Широкая Масленица»

март

Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

апрель

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество»

май

Список литературы

    Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

    Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

    Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

    Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1 985

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Актуальность: Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблемы:

    Плохая речь

    Неправильные окончания

    Недостаточный словарный запас

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2. Развивать речь ребенка.

3. Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

4. Формировать представления о средствах выразительностиречи и базовые знания об устном народном творчестве.

Предлагаемый результат:

1. У детей сформированы представления о средствах выразительности речи и базовые знания об устном народном творчестве.

2. Дети готовы к общениюи коллективному творчеству в любой образовательной области.

Основные направления деятельности:

    Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

    Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

    Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования

Форма отчета о проделанной работе:

    Консультация для родителей и педагогов

    Фото выставка для родителей и педагогов

    Открытое НОД для родителей и педагогов «Путешествие Колобка»

    Публикация материала и презентации «Путешествие Колобка»

Срок: 1 год

Используемая литература

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2014.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2011.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 20011.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:- «Детство-пресс. 20015.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – У- Фактория. 2014.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2010.

План работы:

1-й этап Подготовительный (август)
Направление и содержание работы

- Выбор темы, изучение литературы, постановка целей

- Работа с родителями.

2-й этап Аналитический (сентябрь)

1. Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

2. Работа с родителями

Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация )

3. Самореализация

Работа с методической литературой.

3. Самореализация

Работа с методической литературой.
- Беседа с родителями по теме.

3-й этап Организационный (октябрь-апрель)

1. Работа с детьми

- Показ кукольного театра по сказке «Теремок»

- Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико»,

«Травка-муравка со сна поднялась…»

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте ).

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

- Знакомство и обыгрывание потешек«Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ сказки «Курочка ряба» (куклы - марионетки ).

- Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко».

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать, как «говорят» животные.

2. Работа с родителями

- Анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей

- Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

- Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3. Самореализация

Составление перспективного плана

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем разговорной речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

4- й этап Завершающий (3-4неделя апреля)
3.
Самореализация

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей

5- й этап Презентационный (май)
1.
Работа с детьми

Мониторинг по развитию связной речи.

2. Работа с родителями (Анкетирование родителей).

3. Самореализация

Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.

Презентация проекта перед педагогическим составом ДОУ.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План работы на год

Работа с детьми

Сентябрь

Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей). Литературный досуг, инсценировки в младшей группе «В гости бабушка пришла»

Декабрь

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Инсценировака русской народной сказки «Теремок».

Январь

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Март

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Развлечение «Широкая Масленица»

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Итоговый мониторинг по освоению годового материала.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

О проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Иванова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дата публикации: 31.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Детский фольклор как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Исполнитель:

воспитатель МКДОУ «Детский сад №3

«Солнышко»

г.Анжеро-Судженск

Иванова Лариса Юрьевна

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Русский народный фольклор ……………………………………………………4

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12

Заключение ………………………………………………………………………14

Литература ……………………………………………………………………..15

Приложение…………………………………………………………………….16

Лариса Юрьевна!

Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению

итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая

аттестация).

оформления

литературы,

Положении

итоговой

Исправьте,

пожалуйста,

литературы в соответствии с образцом.

Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается

пример, как оформить содержание, там указывается, что первый параграф

начинается со слов: Теоретические основы…..

Почему Вы формулируете по другому?

Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно

быть таким:

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические

развития

творческих

способностей

дошкольного возраста…………………………………………………………….6

2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии

д о ш к о л ь н о г о

возраста…………………………………………………………………………...12

3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного

возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16

Заключение

Список используемых источников

Приложение

В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области

развития

творческих

способностей

проанализировать

психолого

педагогическую

литературу

проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы

параграфе

проанализировать

исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие

способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо

характеристику:

фольклор?

определяют

детского

фольклора

существуют?

характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это

то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).

параграф

описание

использованию детского фольклора для развития творческих способностей

детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).

Жду исправленный вариант работы!

Введение

материал

затрагивающий

интересы

потребности

детского

возраста

занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой

радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Т.С.Виноградов.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию

специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и

психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много

воздействия

конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с

образцами

народного

творчества

начинаться

первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –

определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –

богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий

мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте

дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы

поведения

окружающих,

овладевать

средством

человеческого

общения – речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

народного

творчества.

Гениальный

величайший

педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые

ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она

включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров

фольклора.

прибаутки,

приговорки

любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый

устанавливает

ребенком

эмоциональный

эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие

художественные

привлекают

внимание

доставляет

радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по

малой форме

малые формы

народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,

смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются

нравственные

привычки,

обогащаются

оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в

играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку

познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти

произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.

Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная

Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким

– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

Адресованные

прибаутки,

заклички

ласковый

говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.

Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,

провести

встретить

успокоить

расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,

хороводные,

подвижные,

словесные

дидактические

взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,

считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На

самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,

которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком

в совершенстве.

Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,

можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы

было удобно им пользоваться, по разделам.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как

источнику культуры и развития ребенка.

Задачи:

Познакомить

народным

творчеством

познания окружающего мира.

Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.

Способствовать активному использованию детьми устного народного

творчества в повседневной жизни.

Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами

приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,

как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так

и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и

детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и

чувствует каждого ребенка.

Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с

фольклорными

является

сотрудничество

родителями,

соблюдение

основных

принципов

организации

образовательного процесса в детском саду.

Основные принципы:

Принцип

новизны

позволяет

максимально

активизировать

познавательную сферу дошкольника.

Принцип

динамичности заключается в постановке таких

развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,

приводя к активизации внимания и интерес детей.

Принцип

полезности предусматривает

получение

положительного

результата,

практической

формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.

Принцип

сотрудничества позволяет

атмосферу

доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

Принцип

занимательности позволяет

радо стный,

эмоциональный

вовлечения

организованную

совместную деятельность.

Ожидаемые результаты

Своевременное развитие фонематического слуха;

Формирование

способности

улавливать

звуковые

различия,

готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;

Улавливать

специфику

звучания

выразительность,

образность;

Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять

словарный запас;

Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к

окружающему миру;

Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;

Получить первоначальное представление о труде.

Русский народный фольклор

В начале XIX века перед мыслящей Россией остро

встала проблема

культуры

духовных

богатств,

общественной

значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.

Педагогическая

пробудила

поэтическому

творчеству,

определила

детского

фольклора

воспитания.

Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел

в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.

педагогов.

В. И. Даль в своем сборнике « Пословицы русского народа» значительное

место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.

Крупным шагом в развитии « фольклористики детства» стал сборник

П. А.Бессонова «Детские песни». В нем представлены почти все жанры

детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и

игр из репертуара подростков.

Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.

Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым

средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем

древними

существуют

сравнительно

формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как

правило, это жанры детского городского фольклора.

Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число

обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,

ориентацию,

механическое

разучивание

последующее выступление.

Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и

физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,

проблемы в семье, экология и многие другие причины).

Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить

психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию

личностных качеств в самых различных по составу группах.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя

открываем

переоцениваем.

относится

прошлому

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень

поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские

работали

отдыхали?

соблюдали

традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,

восстановить

утраченные

ценности.

необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются

носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных

традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую

очередь, к фольклору.

Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем

сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той

или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У

каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в

глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,

помогают

маленькому

человеку

сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и

интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором

вырастает ребенок, формируется его личность.

Малые жанры детского фольклора:

Колыбельные песни;

Прибаутки;

Считалки;

Пословицы и поговорки;

В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой

«Русское

народное

творчество

Флериной

«Эстетическое воспитание дошкольников»

Знакомство детей с русским народным творчеством

До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде

своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,

позволяет

научится

окружавшими его близкими людьми.

Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать

первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов

ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с

приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:

отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,

обрушивается

одновременно,

создавая

стрессовую

ситуацию,

появлением

невротических

болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в

первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если

малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший

Ванечка – пригожий».

Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.

Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в

детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,

интересно, спокойно.

От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.

капризничает,

балуется,

рифмованные

остановят забияку.

«Не плач, не плач детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Мишиной потешки.

Если будешь плакать

Дам тебе лапоть»

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

А кто слово скажет

Тому щелчок».

Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна

«вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? В этом мне помогает

наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:

«Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять».

Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой

малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят

потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:

«Чистая водичка

Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,

А пальчики – Антошке».

Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:

«Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся».

При организации игр использую игровые потешки:

«Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьет весь хоровод».

Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,

помогают

воспитателю

активизировать

побуждать

высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

«Сова – совушка.

Белая головушка.

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплые рукавички».

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые».

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,

любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.

«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком

«Ой, ты радуга – дуга,

Не давай дождя –

Давай солнышко – колоколнышка».

«Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик припусти,

Дай капусте подрасти».

А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать

трудолюбие:

«Это Оленьке известно: что взяла – клади на место».

«Ну, теперь за дело дружно,

Собирать игрушки нужно».

В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют

движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между

собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело

сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень

хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

«Стала Маша

Гостей собирать,

И Иван приди,

И Степан приди,

И Андрей приди

Да и Матвей приди,

И Митрошечка,

Ну, пожалуйста!

Стала Маша

Гостей угощать.

И Ивану блин

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

И Митрошечке

Мятый пряничек.

Стала Маша

Гостей провожать.

Прощай, Иван!

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!»

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

«Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капуску,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко».

При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с

рифмованным

ритмичными

движениями.

выполняют

движения, соответствующие тексту. Например: «Серый зайка умывается» -

дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.

Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам

народного

творчества.

предлагаю

отобразить

действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.

В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.

А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер

загадок», концерт (с использованием народных песен, частушек, одевшись в

народные костюмы), «Путешествие по сказкам» (использовать шапочки –

маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных

Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и

т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.

Очень нравится детям игра «Поле чудес», где по содержанию картинки

нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает

закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать

особенности действий различных персонажей.

Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно

найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,

лексической,

грамматической

взаимосвязи

развитием

монологической

развитием

детского

словесного

творчества.

Использовать материал можно во всех возрастных группах (см. приложение).

Сказка как фольклорный жанр

фольклорных

является

наиболее

структурированной

подчиняющейся

определенным законам.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а

кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и

самое рассказывание сказок предполагает

знание особых формул, вроде

такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

позволила

торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в

волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок,

но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро,

берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в

сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с

жизненным

справедливой

побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по

(«Курочка

«Репка»),

захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).

Стремясь

пробудить

черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу

могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе

обыкновенного

человека.

закалить

душевные

вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки

рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность

обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых

осмеиваются

человеческие

злобность,

заносчивость,

трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к

природным

явлениям,

особенностям

внешнего

насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и

многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и

осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.

Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных

произведений

программой

детского

предусмотрено

ознакомление дошкольников с вариантами сказок.

Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении

персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с

половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим.

Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из

«Зимовье»;

избалованность,

заносчивость

Малашечки

«Привередница»

оттеняют

отзывчивость

«Гуси-лебеди».

Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в

события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто

придуманные

коллективно

варианты

всячески

поддерживать эти проявления творчества.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она

будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в

текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и

моральную

направленность,

ситуаций,

отношение

событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность

происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует

перипетиях

переживает

волнующие

персонажей.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании

впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом,

дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления

углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок

становятся

сказочных

персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь

малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему

выражения.

Особенно

необходимы

эмоционально

развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания

взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей,

повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и

впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует

захватит

воображение,

Объединяя

дополнительного

учитывать

развитие,

особенности

восприятия, эмоциональность.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их.

Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им

покажут сказку (род настольного театра).

Заключение

Произведение народного творчества – это школа развития чувств

выразительное

рассматривание

иллюстраций,

потешкам

значительно

развивает

эмоциональную

восприимчивость

становятся

подвижными, активными, любознательными и общительными; значительно

сокращается период адаптации, снижается уровень заболеваемости в группе.

Речевое развитие, которое происходит за счет использования фольклорных

произведений,

позволяет

безболезненно

адаптационный

период, так как ребенок может входить в речевой контакт со взрослыми и

сверстниками.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на

жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный

мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение

его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное

развитие,

фантазию.

детского

фольклора

определённым

нравственным

например,

уподобления

животных

показывает

поведения

обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и

не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также

оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется

Например,

колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную

лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот

они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них

используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается

закладываются

основные

поведения.

Культурное

наследие

передаётся

поколения

поколение,

развивая

обогащая

Фольклор

является

уникальным

средством

передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их

развития.

Литература

Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,

пословицах, загадках, народном языке: Очерки. Аникин В. П. / –

М.: Детская литература., 1988.,

Аполлонова

Приобщение

дошкольников

национальной

культуре

Дошкольное

воспитание.-1992/

Аполлонова Н.А.№5-6.-С.5-8.

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных

форм // Дошкольное воспитание.-1991 Загрутдинова М., Гавриш Н./

Науменко

«Фольклорный

праздник»

Науменко

Просвещение 2002, 322с

Проскурин А.А. « Народный календарь. Праздники, приметы и

обычаи от Руси до России», серия « Домашняя энциклопедия»

Романенко

народное

творчество

развитии

активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:

Владос, 1999. –214с.

Использование

Дошкольное воспитание.-1983. Хмелюк М./№7.-С.18-21.

Чуковский

Чуковский

Педагогика, 1990. –384с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет-

Тот и вон пойдет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела,

И водить тебе велела.

Если чиж летит к стрижу.

Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Обруч круж, обруч круж,

Кто играет, будет уж?

Кто не хочет быть ужом,

Выходи из круга вон!

Танцевали мышки,

Около коврижки.

Танцевали, пели,

Всю коврижку съели.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Стакан, лимон, выйди вон.

Стакан воды, выйди ты.

Чистоговорки

Ас-ас -ас - мы купили квас

Ат- ат- ат - у меня халат

Аш-аш - аш - беру карандаш

Ач -ач - ач - черный грач

Ащ -ащ-ащ -мы носили плащ

Ал -ал -ал - дятел клювом застучал

Ар -ар -ар - горячий пар.

Да-да-да – в баке вода

Ду-ду-ду- я домой иду

Ды-ды-ды- вышел из воды

Ди-ди-ди- ты домой иди

Де-де-де- не сиди в воде

Со-со-со- покатилось колесо

Сок-сок-сок- во дворе песок

Соль-соль-соль- вот тебе фасоль

СА-са-са- вот летит оса

Сы-сы-сы- у Сони две косы

Се-се-се- бантики в косе

Сов-сов-сов- не бывает сомов без усов

Су-су-су-вы видели осу

Ес-ес-ес- мы едем в лес

Ес-ес-ес- листву роняет лес

Ец-ец-ец- летит скворец

Ел-ел-ел- на березу дятел сел

Ел-ел-ел- белый мел

Усь-усь-усь- это гусь

Усы-усы-усы- это бусы

Уч-уч-уч- чей это ключ

Ут-ут-ут- я уже тут

Ук-ук-ук- сова села на сук

Узы-узы-узы- любят все арбузы

Па-па-па- мелкая крупа

Пу-пу-пу- купили мы крупу

Пе-пе-пе- соринке в крупе

Пы-пы-пы- желтые снопы

Пи-пи-пи- яблоко купи

Пословицы и поговорки

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время - потехи час.

Землю красит солнце, а человека труд.

Старание и труд свое возьмут.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму – худое на ум не пойдет.

Добру расти, а худу ползком ползти.

За добро плати добром.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Что посеешь то и пожнешь.

Земля - кормилица наша.

Хлеб всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Храбрый побеждает – трус погибает.

Смелость города берет.

Кто храбр – тот жив.

Хотя не ел да будь смел.

Глаза страшат, а руки делают.

Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.

За народное дело бейся смело.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить – Родине служить.

Кто храбр, тот и жив.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Белее зима, зеленее лето.

Новый год – к весне поворот.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Красна весна да голодна.

Скромность красит человека.

Один в поле не воин.

Январь году начало, зимы середина.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: