Тренируем пальчики и развиваем речь у ребенка. Консультация для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь

Татьяна Скороходова
«Развиваем пальчики - развиваем речь». Консультация для родителей

«Развиваем пальчики – развиваем речь » .

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь . Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь .

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи . Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика , но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита . То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук .

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями . Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев , способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук . Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков : по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик , два пальчика и три . Дети, которым удаются изолированные движения пальцев , – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены , пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и , следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие , дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка .

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев : сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика , каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Уже с 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук , вовлекая в движение больше пальцев с хорошей , достаточной амплитудой.

Мелкую моторику рук развивают :

Различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка , развивают мышцы . Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику , нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать : выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку , мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку , мы стимулируем развитие правого полушария .

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие , лучше, чем у праворуких сверстников.

Публикации по теме:

«Играем пальчиками - развиваем речь». Консультация для родителей Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь». «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Ранний возраст (от рождения до 2-х лет) является наиболее важным в развитии речи детей. Многие исследования ученых доказали, что развитие.

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Уважаемые родители! Сегодня мы с вами станем участниками семейного клуба «Играем пальчиками -развиваем речь».Наш девиз: «Никогда ничему.

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса «Развиваем пальчики - развиваем речь» Цели:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у.

Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе
«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Задачи:
1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

Оборудование: цветные веревочки, пробки от пластиковых бутылок, картотека пальчиковых игр, листы ватмана А-4, картинки, ножницы, клей, файлы, камешки, шестигранные карандаши, грецкие орехи.

План проведения встречи:
1. Упражнение «Приветствие».
2. Рассказ о развитии мелкой моторики.
3. Задание: придумай игру с предметами.
4. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).
5. Задание: рассказать с помощью пальчиков сказку.
6. Игры на бумаге: рисование, наклеивание (практическое задание).
7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.
8. Итог встречи.

1. Упражнение «Приветствие».

Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.
Упражнение «Путаница»
Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

2. Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

ДОЖДИК
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

3. Задание для двух команд: придумай игру с предметом.

Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

4. Показ пальчиковых игр.

Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.
Я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми дома (Приложение 1)

5. Задание: пальчики рассказывают сказку.

Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
- не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
- не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
- яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.

А сейчас вспомните сказку или стихотворение и попробуйте нам рассказать с помощью пальчиков.

6. Игры на бумаге.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика. Полезное занятие - «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта - получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок - это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
Родители выполняют задание.
А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.
Вот несколько примеров таких игр (Приложение 2).

7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
- работа рук способствует психическому успокоению
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах
- способствует возникновению успокаивающего эффекта

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа, с которой я хочу вас познакомить (Приложение 3)

8. Итог встречи.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.

Приложение 1

Мелкая моторика (практика)

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

4. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

5. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

6. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

7. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

8. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

9. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

10. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

11. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Приложение 2

Игры на бумаге

Игра «Дорожки»

Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Малышу будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если малышу не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте это сами, тогда он будет повторять за вами.

Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

Игра «Догонялки»

Вариант предыдущей игры, когда один персонаж бегает за другим. Рисуете дорожку по кругу и на ней два-три персонажа. Рисовать нужно по кругу.

Игра «Соединялки»

Это рисование полосочек разной длины. Сюжет игры придумайте, опираясь на интересы вашего малыша. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить «привязать» ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать.

Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Игра «Волны»

Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и\или нарисовать еще волны.

Игра «Прятки»

Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, закалякать, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.

Приложение 3

Японская методика пальцевого массажа

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее
Пальчики-удальчики.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.

3. Массаж шестигранными карандашами:
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

4. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) пальчиками:

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

5. Массаж грецкими орехами:
Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

Мастер – класс
«Развиваем пальчики, развиваем мозг»

Цель: Показ родителям приемов и способов развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1) Передать опыт работы путем прямого комментированного показа
последовательности действий, методов и приемов.
2) Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер
– класса.

Уважаемые родители, вы хотите, чтобы ваш ребенок благополучно и активно
развивался, чтобы речь была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках,
а точнее, в хорошо развитой мелкой моторике. Когда­то, В.А.Сухомлинский,
известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все
дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные
исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое
развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши
детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать
у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого –
1.Пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования.
Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша,
пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем
выполним вместе:
Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Сейчас вместе со мной.
Молодцы!
2.Всегда на кухне найдется грецкий орех (если его нет, осенью набираем
шишки)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
3.Игры с крупой.
4.Рисование на манке, рассыпанной на подносе. Рисуем солнышко, кружок,
дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим
пальчиком. Указательным, мизинцем.
5.Рассортировать фасоль, горох, орешки. Представьте, что каждая из вас –
Золушка. Вам нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.
Начинаем. Молодцы! Золушки.
6.Выкладывание контуров предметов фасолью. Берем бархатную бумагу и
рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.
7.Выкладывание контуров предметов нитью, т.е. рисуем нитью. Это может
быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д. А сейчас вы попробуете
нарисовать свой рисунок.
8.Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)
9.Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки,
наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш
массажирует сам себе пальчики.
10.Сухой бассейн.
Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из
компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад»,

«Найди игрушку», «Кто здесь живет?». Развитие тактильных ощущений. Вам
задание посложнее. На столе у меня предметы, один из них у вас в сухом
бассейне. Найти игрушку, не вынимая, ощупывая, угадайте, что это.
Молодцы! И главное ­ малыша без присмотра не оставлять!
11.Бусы.
Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны,
сушки и т.д.
Задание: Кто Быстрее соберет бусы. Молодцы?
12.Оригами – поделки из бумаги.
Сейчас мы попробуем сделать простой стаканчик – ребята очень любят
складывать туда семечки, конфеты.
Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для
общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную
минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте,
конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – Ум ребенка находится на
кончиках пальцев.

Каждая мама знает – занятия с пальчиками чрезвычайно важны для развития ребенка. И действительно, укрепляя пальчики, мы не только делаем их ловкими, сильными, но и развиваем мозговые зоны, ответственные за формирование у ребенка таких важнейших функций как речь и мышление. Занятия с пальчиками полезны для детей любого возраста, но совсем необходимы они будущим первоклассникам, ведь написание букв и их элементов предъявляет особые требования к уровню развития у ребенка так называемой мелкой моторики.
Итак, что же делать, чтобы укрепить пальчики ребенка? И оказывается, что существует много различных приемов и занятий, развивающих пальчики. Вот они:
Лепка. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины. Учите ребенка катать шарики и колбаски, расплющивать их в лепешки, просто надавливать пальцами, оставляя углубления, «примазывать» одни детали к другим, «вытягивать» детали из целого.
Занятия с мозаикой. Полуторагодовалому малышу достаточно просто учиться захватывать элементы мозаики, круглые, квадратные, треугольные, формируя так называемый захват щепоткой, по-разному приспосабливая ручку к форме предмета. Ребенок постарше уже может вставлять детали мозаики в отверстия игрового поля – составлять узор по образцу, выкладывать «дорожки» разного цвета или же делать свой, пусть хаотичный рисунок. В играх с мозаикой развивается не только мелкая моторика, но и так называемая зрительно-моторная координация – умение выполнять действие под контролем зрения.
Упражнения по системе Марии Монтессори. Мария Монтессори, уроженка Италии, посвятила свою жизнь созданию собственной системы развития детей. На занятиях по ее системе дети учатся самым разнообразным действиям, так или иначе развивающим пальчики. Это и шнуровка, и застегивание пуговиц, молний, замков, и завязывание ленточек. На уроке Монтессори-педагогики дети перебирают фасоль, сортируют перемешанные рис и гречку, пересыпают их из одной емкости в другую, перекладывают ложкой, пинцетом, переливают воду – пипеткой, из кувшина в кувшин. Как видите, все эти игры можно организовать и в домашней обстановке, достаточно запастись нехитрыми предметами: ложкой, чашкой, «сыпучим материалом», шнурком, картонкой с проделанными в ней дырочками, лоскутками ткани с пришитыми пуговицами и прорезанными петельками.
Пальчиковые игры. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид занятий с пальчиками, суть которого заключается в изображении какого-нибудь предмета или животного пальчиками. Например: на обеих руках соедините большой и указательный палец вместе (колечком) и поднесите к глазам – получились очки. Сложите ладони «лодочкой» – получилась лодочка. Или так: левую руку сожмите в кулак, сверху на него опустите раскрытую ладонь правой руки – получился стол.
Гимнастика для пальчиков – это упражнения, развивающие пальчики, делающие их подвижными и сильными, а значит, способными красиво и аккуратно писать, ловко и долго выполнять «тонкую работу». Пальчиковая гимнастика включает в себя определенные движения: потряхивание ручками, сжимание и разжимание пальчиков в кулачок (в различном темпе, с разной силой), загибание пальчиков в кулачок (по очереди и одновременно), растопыривание пальчиков (с напряжением, силой, и более расслабленно), переплетение пальчиков вместе, раскачивание и вращение, как самими пальчиками, так и запястьями. При этом можно выполнять движения по отдельности или же разыграть с ребенком какую-нибудь историю, например, такую – «про лягушек»:
«В одном болоте жили-были две лягушки (с этими словами положите руки на стол ладонями вниз и сожмите кулачки). Однажды, когда лягушки проголодались, они стали скакать с одной кувшинки на другую и ловить комаров (резко понимайте руки вверх на 10-15 см, одновременно растопыривая пальчики, и тут же опускайте их обратно, одновременно сжимайте кулачки). Но пока лягушки искали комаров, пошел дождь (выпрямите пальцы и барабаньте ими по столу). И лягушкам пришлось голодными, ни с чем, вернуться обратно на свою кувшинку, чтобы спрятаться там от дождя (опять «прыгайте», как лягушки, а потом сожмите руки в кулаки)».

Елена Хазипова
«Развиваем пальчики - развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста

Цели:

Сформировать у родителей представления об особенностях развития

мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

1. Информирование родителей о предстоящем семинаре (объявление, пригласительные);

2. Видеозапись детской деятельности;

3. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат);

4. Издательская деятельность (выпуск информационных буклетов);

5. Организация выставки дидактических игр на развитие моторики рук.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание; различные виды бус (для нанизывания, подносы с крупой.

Участники: учитель-логопед, родители, дети.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса:

На данном мероприятии родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пинцет, пипетка, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, различные виды мозаики, дидактические игры и т. д.

Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».

Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики.

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!

Глядя на предложенный материал на ваших столах, вы все догадались, какова тема нашего практикума: «Развиваем пальчики». Взаимосвязь мелкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Существует множество способов развития мелкой моторики.

Какие игры и упражнения, направленные на профилактику речевых нарушений, можно порекомендовать для домашних занятий?

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Во-первых – это пальчиковые игры , которые очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Родители и дети выполняют пальчиковую гимнастику под руководством логопеда.

Приводится пальчиковая гимнастика.

«Наши пальчики»

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка…кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

«Замок»

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Быстро соединять пальцы в замок

и разъединять.)

Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы,

не расцепляя их.)

Покрутили! (Подвигать сцепленными

пальцами от себя к себе.)

Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать

основаниями ладоней друг о друга.)

И - открыли! (Расцепить пальцы.)

«Самомассаж»

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Выполняем движения в соответствии с текстом.

«Колючий еж» (с массажным шариком)

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно.

«Хлоп ладошка»

Родитель и ребенок стоят лицом друг к другу.

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правую ладошку,

Мы пошлепаем немножко,

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом,

Левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь пошлепай,

По бокам себя пошлепай.

Можешь хлопнуть за спиной,

А теперь перед собой!

Вправо можем, влево можем,

И крест- накрест руки сложим!

Движения соответствуют тексту.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Логопед: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами.

Родители с детьми выкладывают из пуговиц фигуру снеговика.

Логопед: Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами.

Дети вместе с родителями выполняют игровые действия под руководством логопеда.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

Рисование по крупе.

Логопед: На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Дети с родителями рисуют на крупе по замыслу.

Игра «Сухой бассейн»

Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с прищепками.

Дети вместе с родителями рассматривают предметы и выполняют игровые действия под руководством логопеда.

Логопед: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры – шнуровки.

Логопед: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Игра-шнуровка «Дом».

Рисование.

Логопед: Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Рисование ладошками «Лебеди летели, и на воду сели». Дети вместе с родителями рисуют ладошками.

Итог мероприятия:

Логопед: Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: