Сказка «Аленький цветочек

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

Цели:

    Создание условия для творческого самовыражения учащихся на основе анализа сказки.

    На примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

Развитие речи на основе приёма ТРКМ «кластер» и приёма «Синквейн».
- Воспитание нравственных качеств - «добро побеждает зло»

Задачи:

    Учить анализировать поступки героев;

    Развивать мышление, воображение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.

Ход урока

Организация учащихся

Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу, гостям и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь.

Эмоциональный настрой.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир сказки.

Актуализация знаний учащихся.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Как всегда и без заминки

Начнем урок с читательской разминки.

За темными лесами,

Под ходячими облаками,

Под чистыми звездами,

Под красным солнышком.

Облачается небесами,

Подпоясывается зорями,

Застегивается звездами.

Прочитайте присказку медленно.

Назовите имена существительные.

Прочитайте присказку, произнося существительные с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.

Прочитайте скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

Предлагается синквейн без первой строчки

    _ _ _ _ _ _ _ _

    Волшебная, бытовая

    Учить, пересказывать, слушать

    Сказка – ложь, да в ней намёк.

    Выдумка.

Вопрос:

Определить первое слово синквейна.

Учащиеся выполняют задания. Работают в паре.

Выполним структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

На карточке нужно зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово

Какое слово составили?

Беседа о сказках.

(на фоне музыки)

Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.

Выставка книг.

Рассмотрите выставку книг.

Что общего у этих книг?

На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

В чем отличие русской народной от литературной сказки?

Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?

- А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"? Объясните почему .( Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

В чем смысл этой пословицы?

Проверка домашнего задания

Сегодня у нас с вами не простой урок, а - волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.

- А где это может происходит?

Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).

Сообщение темы, постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы поведем разговор о сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": о ее создании, сюжете, идее и героях. Поучимся работать самостоятельно и в группах.

обложка "Аленький цветочек"

Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.

- Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.

Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном "деревенская Шахерезада", ключница Пелагея, "помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Господи, помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:
"В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех..."

- Для кого он написал сказку? (Своей единственной внучке Оленьке он посвятил эту сказку.)

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

"Богатство – дело наживное".

"Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

"От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

Лексическая работа (Шкатулка)

Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие .

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

ТУВАЛЁТ - туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежно­стями.

ВЕНЕЦ- 1) то же, что венок (устар.); 2) дра­гоценный головной убор, корона.

Работа с «Толковый словарь» Даля.

*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

\На доске 6 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается слабоуспевающий ученик \

- Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий.

Игра «Самый внимательный».

Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться.

* Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.

Составление характеристики главных героев

Беседа о сюжете сказки составление кластера

Ребята, давайте вспомним как составляется «кластер».

Итак, в центре листа мы начертим овал с темой. И от него будут отходить стрелочки и овалы с тем, что мы уже знаем об этой теме. Как будет выглядеть начало нашего кластера? Давайте составим.

Хорошо, теперь ответьте на мои вопросы:

    Что вы узнали о семье купца? (простой вопрос)

    Какие подарки попросили сёстры? (простой вопрос) (Докажите текстом)

    Согласны ли вы с тем, что купец любил своих дочерей? (оценочный)

Задание:
Дополните кластер – описание характера купца (жёлтые ячейки)

    В какой лес попал купец? (простой)

    Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно? (творческий)

    Как он понял, что нашёл тот самый цветок? (простой)(Подтвердите текстом)

    Как должен был быть наказан купец? (простой)

    Почему он вернулся домой? (объяснительный)

Задание: Дополнить кластер об отце


    Как встретили дочери отца? (простой) (Подтвердите текстом)

Чтение по ролям

(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.203 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

    Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

    Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу? (объяснительный)

    Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки) (творческий)

Физминутка

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Задание: Дополнить кластер (синие ячейки – о старших дочерях, красные – о младшей.

«Аленький цветочек» С.Т. Аксакова – сказка о любви. Она знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища. Несмотря на безобразный вид чудища, девушка полюбила его за дружелюбное, ласковое и заботливое отношение к ней.

Главная идея и смысл сказки Аленький цветочек

Нет таких преград, через которые не сможет пройти любящее сердце! Будь то опасности, подстерегающие в пути, или безобразный облик доброго, любящего существа.

Краткое содержание сказки Аленький цветочек Аксакова 4 класс

В некотором царстве, повествуется в сказке, жил богатый купец с тремя дочерьми – красавицами. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь озадачила отца просьбой привезти ей аленький цветочек.

Два года странствовал купец по чужбине. Чудесным образом очутился он в сказочном дворце с удивительным садом. Чуть жизнью не поплатился за сорванный аленький цветочек. Но хозяин – чудище страшное отпустило купца под слово купеческое, что одна из его дочерей приедет во дворец по своей воле.

По возвращению домой купец рассказал все, что с ним приключилось. Младшая дочь отправилась к чудищу, избавив отца от гибели. Много времени провела дочь купца, живя во дворце, не видя и не слыша, чудища, а только ощущая его заботу о ней. С каждым днем росла ее любовь к нему, не прошла она и тогда, когда девушка увидела его безобразное обличие.

Отпустило чудище девушку погостить дома. Да только попросило ее вернуться через три дня, так как не сможет жить без нее. Быстро пролетело время в отчем доме. Завистливо стало сестрам, что сестра их живет в богатстве да любви, задумали недоброе, перевели все часы в доме на час назад. Не ведая про свое опоздание, вернулась купеческая дочка во дворец и застала чудище, лежащим бездыханным. Любовь девушки разрушила чары злой волшебницы и избавила молодого юношу от облика безобразного чудища.

Краткое содержание №2 Аксаков Аленький цветочек

Очень краткое содержание для читательского дневника 4 класс 5-6 предложений

Было у купца три дочери. Отправлялся он как-то в плавание, попросили девушки у него предметов заморских: старшая – венец, средняя – туалет из хрусталя, а меньшая самая любимая дочка – аленький цветочек. Во время обратного пути нашел он двум старшим дочерям подарочки, а меньшей не нашел. Напали на купца злодеи, скрылся он от них в лесу. В чаще леса нашел дворец в саду, которого рос аленький цветочек. Когда отец взял его, явилось чудище и наказал вернуть ему дочь взамен на цветок. Вернулась к нему Настенька и полюбила его за душу добрую.

Главная мысль сказки

Сказка повествует о том, что видеть в первую очередь нужно душу, а не внешний облик, о том, что любовь творит чудеса.

Жил богатейший торговец и был он отцом трем дочерям. Младшую любил он больше всех. Стал он сбираться по купеческим своим делам в заморские страны. Созвал он всех дочерей и стал расспрашивать кто какую заграничную вещь хочет. Старшая просила венец с каменьями, которые излучают свет. Другая туалет из хрусталя заграничного мечтала получить, а меньшая просила аленький цветок, красивее которого не существовало бы больше в мире. Двинулся торговец в дорогу. Покупал товары дешево, отдавал дорого, обменивался товарами с другими купцами.

Двум старшим дочерям нашел он подарки по душе, а вот младшей не сыскал. На обратной дороге совершили нападение на него разбойники, сбежал он от них в лес. Бредя по лесной чаще, наткнулся он на дворец драгоценными металлами отделанный. Вошел в него, а там все роскошно прибрано. Двинулся торговец гулять по садам сказочной красоты и вдруг повстречал цветок аленький, какого в мире красивее него не сыскать. Взял его и в эту минуту явился перед ним ужасный зверь. Отдало чудище купцу цветок, но с условием, что вернется он или дочка его по собственной воле к нему.

Купец одел перстень на правую руку и оказался дома. Поведал он детям своим историю, которая с ним приключилась и рассказал, что чудище наказало вернуться ему. Меньшая дочь одела перстень и в эту минуту оказалась в роскошном замке. Прекрасно ей далее в замке жилось, но решила она с чудищем увидеться. Дал согласие зверь, но чуть не загубила его девушка.

Преодолела боязнь свой Настенька, и после стали они слаженно жить. Однажды пригрезился ей сон о том, что отец болен. Разрешил ей зверь погостить домой на три дня, но вернутся она должна была точно в указанный час, иначе погибнет оно.
Сестрицы позавидовали ей, что живет она в изобилии и роскоши и перевели время на часах назад, окна затворили.

В необходимый час у Настеньки сердечко, не стала ждать она времени нужного по часам в доме, воротилась к чудовищу. А там зверь вблизи цветка аленького покоился. Заплакала Настенька, рассказала чудищу про то, как полюбила его за добрую душеньку его, просила пробудиться от мертвого сна. Превратилось чудовище в прекрасного принца, который был околдован старой колдуньей, вот уже тридцать лет.

Взял юноша в жёны Настеньку и жили они долго и счастливо.

Смотреть сказку Аленький цветочек от Союзмультфильма

В рассказе Виктора Драгунского «Кот в Сапогах» из цикла «Денискины рассказы» повествуется о том, как мальчик по имени Денис посещал утренник-маскарад. Его мама уехала, поэтому с костюмом ему помочь никак не могла

  • Краткое содержание Васильев Вам привет от бабы Леры

    Летом рассказчик знакомится в деревне с двумя интересными женщнами. (Анисья и баба Лера). Они живут в старой деревне вдвоем.

  • Краткое содержание Чехов Белолобый

    В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.

  • Урок по литературному чтению в 4 классе

    Тема: С. Т. Аксаков. Аленький цветочек

    Проектная деятельность по теме «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

    Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову.Оборудование: русские народные и литературные сказки, рисунки детей к сказке, портрет С. Т. Аксакова, пословицы, эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; карточки для групповой работы, заготовки цветочка (лепестки и т.д.); грамзапись песни «Волшебный цветок»

    Ход урока

      Оргмомент.

    Коммуникативные УУД: -Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. У всех хорошее настроение, приступим к уроку.
      Речевая разминка
    На доске пословица: «Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай , да на ус мотай» -Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»? - Назовите глаголы (существительные). -Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные). -Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро. -Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)
      Выставка книг
    -Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки? (Русские народные и на авторские или литературные) -Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор?
      Сообщение темы, постановка цели урока.
    -Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем исследовать, анализировать сказки, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие выразительные средства использовал Аксаков в своей сказке, дадим характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки. -Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Я думаю, что в конце урока мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?
    1. Тема нашего исследования «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

      Выступления детей
      Клевцова Кристина подготовила сообщение о биографии и творчестве С. Т. Аксакова.
    ВЫВОД: Итак, любовь к чтению Аксакову привила мама, любовь к природе – папа, а любовь к родине - д. Абрамцево, а любовь к сказке – ключница Пелагея, которая и рассказала Сереже Аксакову русскую народную сказку про волшебный цветок. Впоследствии писатель написал сказку «Аленький цветок» для своей внучки Оли.
      Кострикин А. сделал своими руками аленький цветочек и сочинил стихотворение про него.
    (Аппликация прикрепляется к доске рядом с названием сказки).- Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.
      Актуализация знаний
    -Продолжим наше исследование. Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке. Апомогут нам рисунки, которые приготовил для вас Лутовинов Е. Работа у доски: 1 ученик (Лутовинов Евгений) у доски восстанавливает последовательность событий в сказке по рисункам. -У нас получился картинный план . -Как вы думаете, для чего нужен картинный план? -Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их. -Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки. -Продолжим работу над сказкой.
      Выступления учащихся
    - На прошлом уроке мы начали исследовательскую работу по сказке. Домашнее задание – завершить эту работу. 1) Степанов Михаил и Карагезян Артем провели свое исследование по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». (Степанов Миша расскажет о народных сказках, а Карагезян Артем проведет сравнение со сказкой С. Т. Аксакова) ВЫВОД: в сказке Аксакова авторское слово переплетается с народной сказкой. 2) Лысакова А., Шубкин А., Воронков К., Гузеев А. нашли в сказке слова, которые используются в русских народных сказках. -Какие непонятные слова встретились вам, когда вы читали сказку. Ребята смогут вам объяснить их смысл. 3) Анчуков Данил провел исследование на тему «Художественные средства, которые использовал С. Т. Аксаков в своей сказке» ВЫВОД: мы убедились, что автор использовал художественные средства, которые делали сказку выразительной, поэтичной, волшебной. Но авторская сказка – сказка особая, оригинальная, необычная и индивидуальная.
      Физкультминутка Инсценировка сказки «Аленький цветочек» (беседа купца со своими дочерьми)
    - Мы посмотрим отрывок из сказки и постараемся увидеть и услышать художественные приемы выразительных средств, которые использует автор в своем произведении. -Какие эпитеты, метафоры вы услышали в речи героев сказки? (государь ты мой батюшка, дочери пригожие, золотая парча, венец самоцветный, красота прибавлялась, как от месяца полного и т. д.)
      Характеристика героев произведения: младшей дочери, зверя лесного, чудища морского, купца, двух сестер.
    -Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:
    * Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!
    Организовать работу по группам: найти слова, характеризующие героев, наклеить карточки со словами на листок проекта. Зачитать их, сделать обобщение и дать характеристику герою (индивидуальное исследование). Можно подготовить карточки со словами, характеризующими героев, чтобы дети могли выбрать из них подходящие. 1 группа отчитывается о своей работе, а подготовленный ученик обобщает ответы в своем исследовании и т.д. 1)Вельможный Андрей даст характеристику Зверю лесному, Чудищу морскому. 2) Волкова Ирина – младшей дочери. 3)Хрипунков Кирилл – купцу. - (Он был честным, известным и очень любил своих дочерей) -Почему купец хотел вернуться домой? Он что хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей? -Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял») -Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его? -Как вы думаете, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель ради близкого вам человека? (Надо очень любить близких и нести ответственность за свои поступки) -Почему отец заболел? ВЫВОД: 4)Степанова Дарина – двум сестрам. - Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему?Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит? –Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого) -Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его? ВЫВОД: старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными. ВЫВОД: на чьей стороне симпатии автора? -В литературной сказке, как и в народной есть положительные и отрицательные герои (хорошие и плохие)
      Попов Давид работал со словарем пословиц и провел следующее исследование по теме «Пословицы поговорки, характеризующие героев и их поступки». Он постарается объяснить их смысл.
    Работа по группам -У вас тоже есть пословицы, выберите ту из них, которая характеризует вашего героя. (Наклейте карточки с пословицами на свой проект) -Определите своё отношение к героям сказки. Запишите в свой проект.
      Продолжит наше исследование Полянская Е.
    -Она узнала, какими волшебными свойствами наделяет народ аленький цветок.
      Выявление главного внутреннего смысла сказки
    -Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь) -Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем) -Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос: -Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла) ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса. -Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
      Волкова И. исполнит песню «Волшебный цветок»
    -По мотивам сказки С. Т. Аксакова созданы: мультфильм, художественный фильм, песня.-Как называют цветок в этой песне? (Мечта)
      Личностные УУД : кому на уроке было интересно и понятно, пусть возьмет лепесток от волшебного цветка и прикрепит магнитом к доске.
    -Запишите на лепестке самую заветную свою мечту. Прикрепите к доске с помощью магнита. –Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям. -Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям
      Обощение
    -Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. В этом мы убедились сегодня. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.
      Итог урока
    -Что делали на уроке? (Проводили исследовательскую работу по сказке С. Т. Аксакова)-Что понравилось? Что запомнилось?XV . Выставление оценок XVI . Д/з:
      составить план сказки подготовить пересказ от лица одного из героев; сочинить сказку.
    Если останется время, можно предложить детям прочитать любимые отрывки из сказки.

    Исследовательская работа Полянской Екатерины

    по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

    «Волшебные свойства Аленького цветка»

    Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел. Говорят, что Аленький цветочек светится днём и ночью. Это один из Жар-цветов, светящийся всегда. Если прислушаться – можно услышать издаваемую им музыку или его тихий разговор с вами и другими существами в округе. Ещё о нём, о его благоухании в сказке говорится: «Запах от цветка по всему саду бежит». Он волшебный – может переносить человека из одного мира (царства) в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое. В сказке он таинственным об разом связан с заколдованным царевичем – «зверем», который своим внешним обманчивым видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет божественный цветочек. У каждого такого особого Цветка есть свой защитник и хранитель. Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям. В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

    Словарно-лексическая работа

    Лысаковой Анастасии

    ИМЕНИТЫЙ – почтенный, знаменитый

    ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями

    ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

    ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

    САМОЦВЕТНЫЙ – о драгоценных и полудрагоценных минералах, поделочных камнях

    САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

    БЕСПОРОЧНЫЙ – безукоризненный, честный

    ДОПОЛИННЫЙ – точный, верный

    СХОДНЫЙ – подходящий, недорогой

    Воронкова Кирилла

    КОЛОДА – короткое толстое бревно

    ПОЧИТАЙ – пожалуй что, вероятно

    ТОРНАЯ – о дороге: гладкая, ровная, наезженная

    ЧЕРТОГ – пышное великолепное помещение или здание, дворец

    ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

    УТЕШАЛСЯ – радовался

    ВО ЕДИНОЕ ОКО МГНОВЕНИЕ – очень быстро

    ГВАЛТ – крик, шум

    ПОЧАЛИ – начали, стали

    Гузеева Артема

    ЛЕБЕЗИТЬ – заискивать, угодничать

    РЕХНУЛСЯ – помешался, сошел с ума

    ЗАУТРА– завтра утром

    ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ – поросший мягкой сочной травой

    ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО – червонный – красный, алый. Червонное золото – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

    ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые

    ТОСКА НЕУСЫПНАЯ – не теряющая бдительности

    Исследовательская работа Вельможного Андрея по сказке «Аленький цветочек»

    Характеристика героя сказки

    Зверь лесной, Чудище морское

    Чудище морское, Зверь лесной – это сын славного короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и колдовством своим обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие такое, чтобы жить ему в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит его в образе страшилища, и захочет стать его законной женой. И тогда колдовство все кончится. Аксаков пишет про чудище, что оно шагает, и земля шатается под ним. Он – зверь не зверь, человек не человек, какое-то чудище. Он мохнатый, руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, глаза совиные, голос дикий. Несмотря на свой страшный вид, он очень добрый, душевный, ласковый и внимательный. У него есть одна радость. Это прекрасный аленький цветочек, краше которого нет на белом свете, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Он его бережет паче зеницы ока. Наверное, он согревает его душу в одиночестве, так кА живет один во дворце, и слуги у него невидимые. Я думаю, что он очень справедливый и великодушный. Он дает купцу возможность исправить положение. А еще он понимает людей без слов, знает искренние они или обманщики. Все 11 девушек, которые побывали у него, не разглядели его душу: добрую, отзывчивую, умеющую любить. А видели только его страшно безобразную внешность. Младшая дочь купца и сама добрая, скромная, душевная полюбила его в образе чудовища. Любовь помогла им победить злые чары и обрести счастье.

    Исследовательская работа Волковой Ирины по сказке «Аленький цветочек»

    Характеристика героя сказки

    Младшая дочь

    Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца. «Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать» У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя. Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному. «Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

    Исследовательская работа Анчукова Данила по сказке «Аленький цветочек»

    по теме «Художественные средства, которые использовал С. Т. Аксаков»

    Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты. Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто. Аксаков пишет, «свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута». Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет. В сказке мы нашли приемы олицетворения: «красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля». Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения. Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры - ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож». Внимательно перечитав сказку, я нашел эпитеты и метафоры, которые делают сказку поэтичной, выразительной, музыкальной. Их в сказке очень много, например: красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д. ВЫВОД: Я убедился, что автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.

    Исследовательская работа Степанова Михаила и Карагезяна Артема

    по теме «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

    Проведя исследование народных сказок и авторской сказки, я убедился. Что в сказке Аксакова есть все черты народной сказки. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая - лучше всех». Так начинается сказка Аксакова. В русской народной сказке «Сивка-Бурка» Зачин такой: «Жил-был старик, и было у него три сына: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок». Есть присказка : «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Есть также концовка. Сказка «Аленький цветочек» Заканчивается так: «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало». В «Сивке-Бурке»: «Тут веселым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». ВЫВОД: В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

    Исследовательская работа Хрипункова Кирилла по сказке «Аленький цветочек»

    Характеристика героя сказки

    Купец

    - Что вы можете сказать о самом купце? Купец был честным, известным и очень любил своих дочерей. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -Почему купец хотел вернуться домой? Он что хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -Какую черту характера подчеркивает автор? Автор подчёркивает в характере купца честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял» -Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -Как вы думаете, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель ради близкого вам человека? Надо очень любить близких и нести ответственность за свои поступки. -Почему отец заболел? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВЫВОД: купец был честным, благородным, порядочным человеком. Он очень любил своих дочерей и готов был на все ради их счастья и благополучия.

    Исследовательская работа Степановой Дарины по сказке «Аленький цветочек»

    Характеристика героя сказки

    Старшие сестры

    - Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему? Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Программа дисциплины

    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Учебная программа дисциплины 050703.65 Дошкольная педагогика и психология

    «Аленький цветочек» - это известная нам с детства сказка, написанная русским писателем С. Т. Аксаковым. Впервые она была напечатана в 1858 году. Некоторые исследователи творчества автора склонны считать, что сюжет данного произведения заимствован из сказки «Красавица и Чудовище» мадам де Бомон. Так это или нет, судить читателю. В этой статье приведено краткое содержание сказки «Аленький цветочек».

    Вступление

    В некотором царстве жил-был богатый купец со своими тремя дочерьми. Младшую, Настеньку, он любил более всех. Она была очень ласкова к отцу. И вот как-то собирается он в дорогу за товаром и наказывает дочерям жить в мире и согласии, пока его нет. А за это обещает привезти каждой из них гостинец, какой они сами себе пожелают. Старшая дочь попросила у отца золотой венец, средняя - зеркальце хрустальное, волшебное, а младшая - цветочек аленький, краше которого нет на всем белом свете. На этом закончим наше вступление (его краткое содержание). «Аленький цветочек» - это сказка, в которой добро в финале побеждает зло. Злые чары рассеются, и всем воздастся по заслугам. Но об этом несколько позже. А пока читаем произведение дальше (его краткое содержание).

    «Аленький цветочек». Аксаков С. Т. Развитие событий

    Долго ездил купец по дальним странам, вел торговлю. Купил он гостинцы для старших дочерей. Но никак не возьмет в толк, что же за цветочек аленький нужен его Настеньке. Делать нечего, пришла пора возвращаться ему домой. Но на пути к Родине на его караван нападают разбойники. Остался наш купец и без товаров, и без друзей-помощников. Долго бродил он один по лесу и увидел прекрасный дворец. Зашел туда, смотрит, все отделано золотом, серебром и камнями самоцветными. Только подумал наш герой о еде, как перед ним явился стол с яствами. Поев, решил купец прогуляться по прекрасному саду возле дворца. Росли там диковинные растения, на деревьях сидели И вдруг заметил он цветочек аленький, краше которого не видел никогда. Обрадовался купец, сорвал его. И в этот миг потемнело все вокруг, заблестели молнии, и явилось пред ним чудище огромное косматое. Заревело оно, спросило, зачем он сорвал его цветочек аленький. Упал купец пред ним на колени, просил прощения и позволения отвезти это чудо своей младшей дочери Настеньке. Отпустило чудище купца домой, но взяло с него обещание, что вернется он сюда назад. А если сам не приедет, то должен прислать одну из своих дочерей. А для того чтобы сделать это, дал ему зверь колечко волшебное, надев которое, купец сразу же очутился дома. Это описание встречи главного героя с чудищем (краткое содержание).

    «Аленький цветочек». Аксаков С. Т. Кульминация

    Старшие дочери приняли подарки от отца, однако выручать его отказались. Пришлось сделать это Настеньке. Надела она колечко на палец - и очутилась в прекрасном дворце. Ходит она по нему, надивиться не может такой невиданной красоте, такому богатому убранству. На стенах появляются надписи огненные. Это чудище с нею так разговаривает. Стала Настенька жить-поживать здесь. Да только скоро она соскучилась по родным и начала проситься у хозяина домой побывать. Отпустило ее чудище домой, но при этом предупредило, что ежели она не вернется через три дня, умрет оно от тоски по ней. Поклялась она, что обязательно будет здесь в назначенный срок. Надела Настенька колечко на палец - и очутилась в отчем доме. Рассказала она отцу и сестрам, как ей живется у чудища в прекрасном дворце. Поведала она им о том, сколько богатства хранится в этом месте. Взяла ее сестер зависть черная. Переставили они стрелки на всех часах в доме на час назад. Пришло время вернуться Настеньке во дворец. Чем ближе этот миг, тем сильнее у нее сердце щемит. Не выдержала она и надела на палец колечко. Да только слишком поздно заметила она обман сестер. Вернулась она к чудищу, а его нигде нет. Сад пуст и дворец пуст. Ходит она, зовет его. И вот увидела девушка, что лежит чудище на пригорке, а в руках его цветочек аленький. Бросилась Настенька к нему, обняла его. Так сила любви и доброты девушки победила и зависть, и страх, и темные чары. Это самый важный момент в сказке (его краткое содержание).

    «Аленький цветочек». Аксаков С. Т. Конец сказки

    Как только Настенька обняла чудище, засверкали молнии, раздался гром. И видит красавица, что стоит перед ней уже не зверь грозный, а молодец румяный. И сказал ей принц заморский, что своей любовью разрушила она чары злой колдуньи, которая превратила его в чудище. И попросил он ее стать его женой. Вернулись они вместе к отцу Настеньки, который благословил молодых вместе жить-поживать и добра наживать.

    Более сотни лет назад написал свое произведение С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек», краткое содержание которого приведено в этой статье, и по сей день остается одной из наших любимых сказок.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: