Тесты для кандидатов в приемные родители. Школа приемных родителей

Фото - paidagogos.com

Если вы вдруг решили стать опекуном или усыновителем - не ходите на психологическое тестирование , обследование, исследование - как бы его ни назвали - не ходите туда, куда вы можете не ходить. Такой совет дает Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву, усыновлению, опеке, попечительству, защите прав родителей и детей.

  1. В чем дело?

С некоторых пор, особенно в Москве, всех выразивших желание стать опекуном или усыновителем, «направляют» в две государственных организации, которые проводят «добровольное психологическое обследование» кандидатов. По результатам этих обследований составляется некое заключение, которое не только выдаётся на руки кандидату, но и направляется напрямую в орган опеки.

Затем орган опеки использует выводы этого заключения при составлении официального заключения о возможности быть усыновителем или опекуном. Часто именно выводы этого «обследования» кладутся в основу «отказа» (т.е. заключения о не возможности быть опекуном), либо используются для установки каких-либо ограничений в положительном «заключении о возможности быть…» (например, «только дети старше 12 лет» и т.п.)

  1. Чем мне опасно «психологическое обследование»?

Прежде всего, непредсказуемостью результатов. Если вы «просто» пойдёте к психологу и попросите его ответить на какие-то стоящие перед вами вопросы, он это сделает, и результатом будет, например, бумага, которую вы можете сами почитать, а можете - в опеку отнести.

В случае же «добровольного психологического обследования», на которое вас отправила опека, вариантов нет - бумага от государственного психолога окажется в органе опеки без всякого вашего участия.

Не предусмотрено никакой возможности обжаловать или оспорить результаты «обследования», поскольку оно - добровольное, и вас туда, строго говоря, ходить не заставляли. А уж коли сходили - никто не виноват, что результаты вас не устроили.

Таким образом, если государственный психолог что-то неправильно понял, как-то неправильно провёл это обследование (хотя нет и правил никаких!) - вы не можете с этим ничего поделать. Например, вам могут написать, что у вас «недостаточно развиты родительские компетенции» и потому детей вам давать не стоит (как обычно пишут, «нецелесообразно»). Спорить с этим выводом нельзя: ведь это просто мнение какого-то там «специалиста», как можно вообще спорить с мнением?

При этом, учитывая, что вы «сдались» добровольно, орган опеки с удовольствием использует выводы «обследования», где «нецелесообразность» или «недостаточность компетенций» превратит в формулировку «не может быть опекуном».

И оспорить такую бумагу в суде станет крайне сложной задачей (если не невозможной).

  1. А мне говорят, что если не пройти это «обследование», то заключение «не дадут»…

Сама возможность проведения такого обследования предусмотрена Постановлением правительства РФ № 423 , где оно названо «добровольным» и находится в той части документа, где речь идёт об обязанности органа опеки организовать как школу приемных родителей (что не означает, что вы не можете найти ШПР для себя сами), так и «добровольное психологическое обследование», которое, если нужно вам, расскажет вам же о том, готовы ли вы к принятию ребёнка в семью.

Слово «добровольное» означает наличие у кандидата доброй воли (собственного желания) пройти какое-либо обследование. Если такой воли нет - заставить нельзя.

  • Добавить в избранное 1

Приложение 2

Опека/попечительство;

Возмездная опека.

2. Назовите причины, почему вы выбрали данную форму принятия ребёнка в семью:

Выплаты на ребёнка помогут нам его лучше обеспечивать;

Хотим обеспечить ребёнку более стабильную жизнь;

Так проще оформить документы;

Решили избежать судебной процедуры;

Хотим передать ребёнку наследственные права;

3. Как появилось желание принять ребёнка в семью:

Возникло внезапно;

Под влиянием телепередачи, статьи в газете, интернете;

Посетили конференцию приёмных родителей и задумались;

После длительного раздумья;

Подсказали родные;

По примеру знакомых, родственников;

Увидели ребёнка в больнице, детском учреждении;

Увидели фотографию в газете, интернете;

Другое__________________________________________________.

4. Кто был инициатором принятия ребёнка в семью:

Супруг/супруга;

Родители;

Ребёнок;

Другое__________________________________________________.

5. Какими характеристиками вы руководствовались при выборе желаемого ребёнка, в какую очередь (расставьте приоритеты):

Пол: мальчик, девочка;

Возраст:___ лет;

Цвет волос;

Здоровье;

Национальность;

Похожий на (укажите на кого)______________________________;

Особенности внешности ___________________________________;

Другое__________________________________________________.

6. Будете ли вы рассказывать ребёнку о том, что он приёмный?

Ещё не решено;

Не буду.

7. Из кого состоит Ваша семья (проживают вместе с вами)?______________

__________________________________________________________________

8. Ваши родители: отец мать

возраст: __________________________, __________________________,

образование: _____________________,

они живут вместе с вами:

9. Как ваши родные отнеслись к идее появления приёмного ребёнка:

Поддержали;

Одобрили;

Были против;

Нейтрально;

Другое _________________________________________________.

10. Ваш возраст (полных лет) ________.

11. Ваше семейное положение:

Женат/за мужем;

Холост/ не замужем;

В разводе.

12. Есть ли у вас кровные дети:

Если да, то сколько их и какого они возраста _____________________

13. Укажите Ваше образование (учебное заведение и специальность _______ _______________________________________________________________

14. Укажите Ваше место работы и должность ___________________________ _______________________________________________________________

15. Укажите место Вашего проживания

Поселок;

Другое__________________________________________________.

16. Как бы Вы оценили уровень Вашего материального достатка?

Высокий достаток;

Средний достаток;

Достаток ниже среднего.

Вопросы и задания для самостоятельной работы :

Задание 1 . Вашему вниманию предлагаются вопросы для самостоятельной рефлексии. Ответы на вопросы могут быть представлены в форме рефлексивного отчета по следующей форме:

№ вопроса

Собственные рассуждения с опорой на нормативно-правовые документы

1. Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребёнка в семью?

2. Какие права ребёнка закреплены в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе РФ?

3. Какой правовой статус имеют замещающие родители? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять родители, имеющие такой статус?

4. Какой правовой статус имеют несовершеннолетние дети? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять дети, имеющие такой статус в разных возрастных периодах?

5. Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чём их отличия и в чём их возможности для замещающих родителей?

6. Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители в различных формах семейного устройства детей?

Какие генетические заболевания наиболее часто встречаются у приемных детей? Каковы должны быть действия родителей, имеющих ребёнка с генетическими заболеваниями? Каковы особенности состояния здоровья в Домах ребенка и детей, изъятых из неблагополучных семей? Имеются ли у Вас материальные и эмоциональные ресурсы сопровождать детей, имеющих такое состояние здоровья? Какими мотивами руководствуются родители при выборе ребёнка? Осознаете ли Вы свои собственные мотивы выбора? Считаете ли Вы эти мотивы конструктивными, позволяющими принять ребёнка? Какие основания позволяют Вам так считать? В чём проявляются особенности личности и поведения ребёнка-сироты?

11. В чём состоит подготовка семьи (родных детей, дедушек и бабушек) к принятию нового ребёнка? Какой алгоритм действий подготовки собственной семьи к принятию нового ребёнка вы можете определить?

12. В чём проявляется динамика возрастного развития приёмных детей на разных возрастных этапах? Что нового появляется на каждом возрастном этапе? В общение с кем важно быть включенным ребёнку для своего нормального возрастного развития? Какой вид деятельности необходим ребенку для его нормального возрастного развития?

13. Какие индивидуальные особенности ребёнка необходимо учитывать при его воспитании и при построении отношений с ним? Какая стратегия воспитания должна быть использована в зависимости от индивидуальности ребёнка?

14. Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребёнком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребёнка? С чем это может быть связано?

15. В чем заключаются особенности воспитания приёмных детей? Какие правила должны соблюдать родители при наказании и поощрении детей? Какой стиль семейного воспитания Вы бы избрали для себя в качестве основного? Почему именно это стиль?

Задание 2. Особенности форм семейного устройства детей.

Инструкция: На основе анализа известных Вам форм семейного устройства детей, укажите их особенности по определённым параметрам, заполнив таблицу

Тип семьи

Семья
усыновителей

Опекунская семья (опека – ребёнок от 0 до 14 лет; попечительство – от 14 до 18 лет)

Новый статус взрослых, при создании замещающей семьи

Статус детей в замещающей семье

Нормативный документ

Организация, осуществляющая контроль за воспитанием и условиями проживания в замещающей семье

Государственная поддержка

Задание 3. Психологические основы конструктивного взаимодействия родителей и детей.

Инструкция: Вашему вниманию предложены проблемные ситуации, часто встречающиеся в семейной жизни. Познакомьтесь с каждой из ситуаций и выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-высказыванию».

Ситуация 1. Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья; музыка и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).

Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Уважаемый кандидат!

Вы уже очень близки к завершению обучения. Остался решающий момент Вашей работы, который определит уровень Вашей подготовленности как кандидата в замещающие родители.

Вам предлагается ответить на 22 вопроса итогового теста, отражающих содержание всех разделов программы обучения . Удачи Вам!

Итоговый тест

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 22 вопроса по содержанию изученного Вами учебного материала, структурированного по трём разделам. Вам необходимо, отвечая на каждый вопрос, выбрать 1 ответ из предложенных ниже.

1. Имеют ли право замещающие родители на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал:

а) имеют, при любой форме семейного устройства ребёнка;

б) мать/отец при усыновлении/удочерении;

в) не имеют.

2. Кому предоставляется преимущество при оформлении опеки / попечительства над несовершеннолетним ребёнком:

а) сожителю матери/сожительнице отца;

б) родной тете ребёнка (сестре отца/матери);

в) бабушке/дедушке, совершеннолетнему брату/сестре несовершеннолетнего ребёнка.

3. Законным представителем несовершеннолетнего ребёнка в замещающей семье является:

а) кровный родитель;

б) опекун (попечитель);

в) специалист органа опеки и попечительства.

4. Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:

а) имеет право;

б) имеет, но по решению суда;

в) не имеет.

5. Основанием возникновения отношений между опекуном/попечителем и подопечным является:

а) договор между опекуном/попечителем и специалистом органа опеки и попечительства;

б) решение суда о назначении опекуна/попечителя;

в) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

6. Замещающий родитель получает оплату за воспитание ребёнка и ему может учитываться трудовой стаж при следующей форме семейного устройства:

а) возмездная опека/попечительство;

б) удочерение/усыновление;

в) опека/попечительство.

7. На воспитание в приёмную семью, включая родных и усыновлённых, может быть принято следующее количество детей:

а) не более трёх детей;

б) не более пяти детей;

в) не более восьми детей.

8. Возраст, с которого учитывается согласие самого ребёнка на передачу его в замещающую семью:

9. Контроль за условиями жизни и воспитанием приёмных детей осуществляют:

а) специалисты детского дома;

б) специалисты органа опеки и попечительства;

в) специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения.

10. Новым в развитии ребёнка раннего возраста (1-3 года) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей;

11. Новым в развитии ребёнка дошкольного возраста (3-6/7 лет) является:

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

12. Новым в развитии ребёнка младшего школьного возраста (7-10 лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых;

г) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя.

13. Новым в развитии подростка (11-14лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения «я» в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

14. Важнейшее значение для развития детей раннего возраста имеет:

а) игровая деятельность;

б) предметная деятельность, действия с предметами;

г) общение со сверстниками.

15. Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста имеет:

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

16. Важнейшее значение для развития детей младшего школьного возраста имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

17. Важнейшее значение для развития подростков имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

18. Ребёнок имеет право быть принятым на работу в свободное от учёбы время в возрасте:

19. Несовершеннолетний имеет право отмены усыновления в возрасте:

20. Какой из стилей воспитания проявляется в постоянных запретах и манипулировании ребёнком?

а) эмоциональное отвержение;

г) потворствующее невмешательство.

21. Какой из диагнозов, указанных в медицинской карте ребёнка указывает на наличие у него сосудистых повреждений головного мозга?

а) перинатальная энцефалопатия;

б) синдром дефицита внимания и гиперактивности;

в) церебрастенический синдром;

22. В каком возрасте ребёнку должна быть проведена ревакцинация кори, краснухи, паротита?

Обработка результатов:

Успешно прошедшим подготовку считается кандидат, представивший рефлексивный отчет к контрольному заданию 1 (не менее 8 ответов из 15 предложенных для самостоятельной работы) и выполнивший правильно минимум 50 % заданий промежуточной аттестации. Например, в контрольном задании 2 при заполнении таблицы, допущено 4 ошибки.

При выполнении итогового теста (из 22 вопросов), за каждый совпавший правильный ответ, присваивается 1 балл.

Таким образом, если совпадения составили 11 баллов (что составляет
50 %), считается, что Вы успешно прошли обучение и получаете документ установленного образца (сертификат/справка).

Итоговая анкета

Уважаемые кандидаты!

Мы надеемся, что «Академия замещающей семьи» будет активно развиваться, для этого нам важно узнать Ваше мнение о проведенных занятиях. Мы будем признательны, если Вы ответите на нижеприведенные вопросы и отразите свою точку зрения по поводу качества нашей работы.

1. На Ваш взгляд, какой раздел (социально-правовой, психолого-педагоги-ческий, медико-дефектологический):

Был самый интересный _____________________________________________

Был самый полезный _______________________________________________

Требует сокращения ________________________________________________

Требует большего раскрытия ________________________________________

2. Что Вам понравилось в организации и проведении занятий?

Оформление «Педагогического портфеля для родителей»;

Доступность контрольных заданий;

Возможность выполнять задания в удобных условиях;

Доброжелательность и консультации специалистов;

Другое ________________________________________________

3. Что Вам не понравилось в организации и проведении занятий? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие моменты в подготовке кандидатов, на Ваш взгляд, следует изменить и каким образом? ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

5. По какому разделу Вам больше всего потребуется дальнейшая поддержка?

Социально-правовому;

Психолого-педагогическому;

Другому ______________________________________.

6. Пожалуйста, расставьте приоритеты – каким образом Вам удобнее получать поддержку:

Консультация по телефону;

Приглашение специалиста на дом;

Выезд на консультацию к нескольким специалистам одновременно;

Консультация у опытных принимающих родителей.

7. Испытываете ли Вы необходимость в получении дополнительных материалов по подписке?

Другое_____________________________________________________

9. Ваши пожелания ________________________________________________ _______________________________________________________________

Расписание групповых практических занятий Группа № 87 Дата время Тема занятия Кол-во часов Ответственный 18.11.2015 Среда 17.00 Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители.Возрастные особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.Половое воспитание ребенка. 0,5 3,5 Дунюшкина Наталья Юрьевна –зав. отделения Елена Рафаиловна –…

Школа приемных родителей Расписание групповых практических занятий Группа № 78 Датавремя Тема занятия Кол-во часов Ответственный 29.06.2015 Понедельник 17.00 Содержание и цели программы…

Тест №1. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив бланк) Тест №1. Темы для изучения: Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители. Мотивация. Потребности развития приемного ребенка. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи. 1. Какая форма устройства ребенка наиболее предпочтительна? a) Усыновление; b) Приемная семья; c) Детский дом.…

Тест № 3. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив бланк) Темы для изучения: Трудное поведение. Навыки управления трудным поведением. Адаптация ребенка. Стили семейного воспитания. 1. Дефицит какой потребности испытывает ребенок при частом проявлении агрессии в возрасте 13 лет: a) потребность во внимании; b) потребность в самоутверждении; c) потребность…

Тест № 3. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) . Темы для изучения: Трудное поведение. Навыки управления трудным поведением. Адаптация ребенка. Стили семейного воспитания. 1. Дефицит какой потребности испытывает ребенок при частом проявлении агрессии в возрасте 13 лет: потребность во внимании; потребность в самоутверждении; потребность в свободе;…

Тест № 2. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) Темы для изучения: Возрастные особенности ребенка. Жестокое обращение с ребенком. Травмы и потери. 1. Как проявляется комплекс оживления? замирание улыбка; плач; крик; двигательное оживление. 2. Какие последствия может вызывать бедная стимульная депривация? торможение умственного развития; ранняя сексуализация; вялость…

Тест №1. (Ответы на тест присылайте на ящик, заполнив Бланк) Темы для изучения: Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители. Мотивация. Потребности развития приемного ребенка. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи. 1. Какая форма устройства ребенка наиболее предпочтительна? усыновление; приемная семья; детский дом. 2. На основании чего ребенок…

План: Введение Процесс полового развития ребенка Признаки нормального сексуального поведения у детей Памятки и советы родителям I. Введение Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения ребенка. А родитель может дать ребенку правильное представление об отношении полов только в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что…

План: Этапы адаптации ребенка в семье Тайна усыновления I. Этапы адаптации ребенка в приемной семье В адаптации детей к приемной семье можно выделить следующие этапы: «Медовый месяц»; «Уже не гость»; «Вживание»; «Стабилизация отношений». Ведущий обращает внимание участников на плакат «Этапы адаптации», который в течение всего занятия должен находиться на видном…

План лекции: Семья как социальный институт, малая группа, система. Основные функции семьи. Структура и основные параметры семейной системы. Уровни и элементы семейной системы. Понятие и типы родительского отношения. Понятие и типы семейного воспитания. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка. Психологическая поддержка ребенка. I. Семья как социальный институт, малая группа, система Роль…

Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы «нарушенной привязанности». Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. I. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи,…

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие). Последствия жестокого обращения для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие. Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания. I. Виды жестокого обращения…

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный…

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи). Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей. Потребности развития ребенка. Знания, умения и компетенции кандидатов…

Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Содержание обучающе-психологического тренига. «Школа приемных родителей» — это курсы компетенции для будущих приемных родителей, усыновителей и опекунов. I. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Цель школы: помочь участникам разобраться…

Министерство образования вводит со следующего года обязательные тесты для потенциальных приемных родителей в нескольких регионах. Если эксперимент признают удачным, эту практику распространят повсеместно. Об этом сообщила газета «Известия» . Корреспондент фонда «Измени одну жизнь» выяснял, из чего будет состоять тестирование, чего опасаются родители в связи с нововведением, и почему эксперты видят в тестах больше положительных сторон, чем отрицательных.

Личная история

Забирать трехлетнего Мишу пришли во всем красивом: Зоя Ивановна в красном отороченном чернобуркой пальто, Константин Павлович в добротном коричневом габардине и широкополой модной шляпе. Миша, один из потерявших родителей пассажиров разбитого бомбой эшелона с комсомольцами Прибалтики, был их последним шансом завести ребенка: за десять лет брака своих детей у пары не появилось.

Подавая документы на усыновление, боялись: не вполне благонадежная биография (приемный папа полгода служил телеграфистом в штабе Антона Деникина) могла повлиять на решение комиссии. Но обошлось: по военному времени на такие вещи внимания почти не обращали, были бы люди хорошие и непьющие.

Это было в городе Горьком поздней осенью 1941 года, и усыновленным мальчиком Мишей был мой отец. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы приемным родителям перед усыновлением требовалось бы проходить тестирование, внедрить которое предлагают сегодня в Минобрнауки. По словам чиновников, это делается ради предотвращения проблем, возникающих с приемными детьми после устройства в семьи «замещающих» родителей.

Сдать экзамен на приемных родителей

Само по себе тестирование разработано вполне профессиональной командой и достаточно продумано. Уже известно, чтоотбор приемных родителей будет проходить в четыре этапа :

1. Семья проходит структурированное интервью, предназначенное для отсеивания явно неподходящих кандидатов;

2. Выявление психопатологий и аддикций (алкоголизм, наркомания, склонность к насилию и т. д.);

3. Общая оценка социально-психологического состояния и выявление сильных сторон у кандидата и семьи в целом;

4. Определение, подойдет ли эта приемная семьям конкретному ребенку.

Психологическое заключение, которое выдается в результате такого теста, и предполагается сделать важнейшим документом среди подаваемых «соискателями» приемных детей.

Уже разработан пакет методик и алгоритм проведения тестирования, рассказала «Известиям» международный эксперт по защите детей и главный разработчик данной программы Галина Семья из Центра развития социальных проектов. Вскоре в нескольких пилотных регионах (пока не уточняется, каких) тестирование начнут предлагать приемным родителям как добровольное - так пройдет апробация этой технологии. После подтверждения надежности данной технологии будет поставлен вопрос внедрения во всех регионах.

Соединив это тестирование с обязательным же обучением приемных родителей, в Минобрнауки надеются с вести к минимуму возможные неудачи.

Согласно статистике министерства, в России ежегодно отменяется более 8 тыс. решений о передаче ребенка на воспитание в семью. В прошлом году эта цифра составила 6677 (из них 6563 - опекаемые, в том числе 1540 - из приемных семей, 55 - из патронатных семей, 114 - усыновленные), из них более 4600 решений отменено по инициативе замещающих родителей (то есть - возврат ребенка в детский дом), более 800 - в связи с ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по воспитанию детей, 33 - по причине жестокого обращения с детьми.

Почему родители опасаются тестов

При этом сами приемные родители зачастую напуганы возможным нововведением. «Не могу утверждать, что я прошла бы это тестирование успешно», — сомневается москвичка Ирина Краева , три года назад удочерившая 12-летнюю Катю. Сейчас девочке 15, родной дочери Ирины Свете 11, «полет», как говорят в таких случаях, «нормальный». Однако кто знает, как среагировали бы тесты на некоторые особенности семьи - например, на то, что все в этом доме предпочитают спать не на кроватях, а на расстеленных по полу матрацах? Или на вегетарианство?

«Сейчас такие вещи - вопрос личного усмотрения сотрудника опеки, который, увидев адекватную обстановку в семье, разрешит усыновление и в таком несандартном случае, а если критерии будут формализованы в виде теста, разрешивший усыновление сотрудник опеки станет нарушителем», беспокоится Ирина. Впрочем, как заверяет Галина Семья, последнее слово все равно будет оставаться за психологом, проводящим собеседование с претендентом.

Мнение экспертов

С опасениями родителей до некоторой степени согласны и разработчики программы.

Так, один из руководителей-разработчиков теста старший научный сотрудник Института психологии РАН Александр Махнач подчеркивает: необходимо, чтобы такое сильное и потенциально полезное средство, как тестирование, было в правильных руках, которые управляются умной головой. Если неумело пользоваться этим инструментом, это повлечет за собой непредсказуемые последствия, скоропалительные решения и искалеченные судьбы детей и кандидатов в приемные родители.

Нужна крайняя тектичность и осторожность, согласен столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович . Впрочем, пользы от тестирования все же больше, чем потенциального вреда, говорит эксперт: «Это лучше, чем после неудачного усыновления ребенка возвращают».

Но при внедрении тестирования Минобрнауки наверняка столкнется с той же проблемой, которая уже была озвучена психологами в связи с проектом социального патроната. В России, особенно в провинциальных регионах, просто нет нужного для грамотной работы количества квалифицированных психологов.

Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже "члены комиссии" могут засовмневаться в "знаниях" кандидата. при этом количество неправильных галок для таких "сомнений" нигде не прописано, но правило "сомневаешься - ставь" я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
Адекватность вопросов прошу не обсуждать - это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из "социальной службы", только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно - врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
Лист 1

Разумеется, без знаний что такое "семейная система" воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
Про "семейные правила и традиции" долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось:)
Просьба и предупреждение - ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации:)
Лист 2!


RAD - как суслик. Ты видишь его? Нет. А он - ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов...
Вопрос 7 - это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только "вся семья", но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они "в совокупности" стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
Лист 3


Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль "в зависимости от ситуации" тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только "купить" право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь - ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
Лист 4


Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации - когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов - уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
И последний лист


в 19 всё правильно сделал - НЕ отметил самые бредовые варианты.
Ну а в последнем ещё один правильный ответ - звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали - НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР - имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал - был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
Если не сдал - мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
И ещё. Корочка ШПР - отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет "оценки личности кандидата". Если тренеры ШПР "за вас" - наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны - то "мы обязаны сообщить". Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: