Биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
Бытие человека
Существование человека во всем многообразии его проявлений
Отличия человека от животных
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Человеческие / животные потребности
К потребностям человека, порожденным обществом , относится потребность:
в трудовой деятельности
в нормальном теплообмене
в сохранении здоровья
в физической активности
Человека от животных отличает способность:
к обмену информацией с себе подобными
к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию
к усвоению форм поведения других
к совместному изготовлению орудий труда
Элементы деятельности
Мотивы деятельности
Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
цель деятельности
результат деятельности
мотив деятельности
потребность
Задатки и способности
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества , которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Способности – это:
врожденные анатомо-физиологические качества человека
индивидуальные качества , помогающие осуществлять деятельность
умение сопереживать
умение жить в коллективе
Основные виды деятельности
Игра
Учение
Труд
Общение
Вид деятельности, характерный не только для людей:
материально-производственная
познавательная
творческая
игровая
Индивид – индивидуальность – личность
Индивид – каждый отдельный человек
Индивидуальность – неповторимость каждого человека
Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности , потребности, интересы, моральные убеждения…)
Структура психики личности
Другие элементы психики
Привычки – приобретенные человеком способы автоматического , неосознанного удовлетворения потребностей.
Мотивы – осмысленные побудители действий.
Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.
Разум – способность рассуждать , мыслить предметы и связывать их.
Важнейшие качества личности
Сознание и самосознание
Способность успешно взаимодействовать с другими людьми
Личное достоинство
Наличие убеждений и принципов
Способность нести ответственность
Самоопределение
Свобода (=«осознанная необходимость»)
В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.
Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
Отклоняющееся поведение
Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.
Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
Духовный мир личности
духовные потребности в познании окружающего мира , в самопознании и в самовыражении
знания о природе, обществе и человеке
убеждения и вера в истинность своих убеждений
способность к тем или иным видам деятельности
чувства и эмоции
ценности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Типы мировоззрения
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания , принципы взаимоотношения человека со средой обитания:
гуманистическое мировоззрение
религиозное мировоззрение
научное мировоззрение
обыденное мировоззрение
Смысл жизни
Подходы к пониманию смысла жизни
Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
Религиозный: самоотверженное служение Богу.
Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Что понимается под смыслом жизни?
Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?
4. Верны ли следующие суждения?
А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
6. Человека как личность, прежде всего, характеризует
7. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек, обладающий незаурядными природными задатками, непременно становится талантливым и добивается успеха.
Б. Способности человека развиваются на основе природных задатков.
8. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». В основе деятельности человека, в отличие от поведения животных, лежат
9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Процесс социализации предполагает усвоение человеком ценностей и норм, поведенческих стандартов, принятых в обществе.
Б. Социализация осуществляется преимущественно в детские и юношеские годы.
10. Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является
11. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра, развивающая воображение ребенка и его умение общаться.
1) |
верно только А | |
2) |
верно только Б | |
3) |
верны оба суждения | |
4) |
оба суждения неверны | |
12. Философ М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. … Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться". О какой потребности человека рассуждает философ? |
||
13. Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример? |
14. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит
15. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность
16. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как
17. В стране Д. был проведен опрос социологической службой. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?
18. Немецкий философ И. Гете писал: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом». Процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы, называется в науке
19. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что из перечисленного представляет психические свойства человека?
20. Верны ли следующие суждения о свободе?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.
Ответы на задания части А
Раздел 2
№ |
отв |
№ |
отв |
№ |
отв |
№ |
отв |
1 |
4 |
6 |
3 |
11 |
3 |
16 |
3 |
2 |
1 |
7 |
2 |
12 |
1 |
17 |
3 |
3 |
4 |
8 |
3 |
13 |
1 |
18 |
4 |
4 |
3 |
9 |
1 |
14 |
3 |
19 |
2 |
5 |
2 |
10 |
1 |
15 |
2 |
20 |
3 |
Все верно
ЧАСТЬ В
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
______________________________ - психические процессы не представленные в структуре сознания
Ответ:___________________________
Ответ: бессознательное
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные потребности».
В общении, в карьерном росте, в красоте, в труде, в питании, в успехе.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ:___________________________
Ответ: в питании
3. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||
1) |
осуществление реформирования структуры вооруженных сил |
А) |
социально-преобразовательная |
2) |
строительство новых дорог с твердым покрытием |
Б) |
материально-производственная |
3) |
разработка и введение новых государственных образовательных стандартов |
В) |
исследовательская |
4) |
изучение поведения животных в естественной среде | ||
5) |
проведение опытов по клонированию живых организмов | ||
6) |
открытие нового завода по сборке автомобилей-внедорожников |
Запишите получившуюся последовательность букв.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ответ: АБАВВБ
4. Укажите качества, отличающие человека от животного:
Ответ: _________________
Ответ: 125
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
Определите, какие положения текста носят
Ответ
: БААБ
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, и, естественно, в первую очередь, относится к _______________(1), глубокое познание которого невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.
Определение индивидуальности есть попытка постичь __________(2) конкретного субъекта, исходя из его единичных параметров. Сама природа сберегает в индивиде не только общевидовые, но и неповторимые, ___________(3), что обнаруживается уже на генетическом уровне. Биологическая неповторимость организмов жестко запрограммирована ____________(4) и сохраняется при любых изменениях окружающей среды. Чем шире биологическое разнобразие особей, тем прочнее положение состоящего из них вида в природе.
Также и успешное функционирование и развитие общества предполагает наличие определенного ____________(5) его членов. Именно разнообразие его членов, существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей – это закон социального развития. Это и есть так называемый парадокс индивидуальности. Общество требует известной ____________(6), например, профессиональной, и одновременно не может существовать без сохранения и развития индивидуальных особенностей людей. В этом смысле индивидуальность можно представить как общественный способ существования человека.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) |
уникальные признаки |
Б) |
интернационализация |
В) |
социализация |
Г) |
целостность |
Д) |
унификация индивидов |
Е) |
гуманность |
Ж) |
уровень разнообразия |
З) |
человек |
И) |
генотип |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ответ: ЗГАИЖД
ЧАСТЬ С
При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4
Личность
Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.
Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.
В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).
Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.
В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.
Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.
Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.
|
Баллы |
элементы : Приведены характеристики личности с опорой на текст, например: – если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью; – под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»; – личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения. Могут быть приведены и иные определения личности по тексту. | |
Приведены три характеристики личности. |
2 |
Приведены две характеристики личности. |
1 |
Приведена одна характеристика личности ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором: – «Внутренний мир - это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»; – «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается». 2) В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность. Могут быть приведены иные верные синонимы. | |
Приведены две фразы, приведен правильный синоним. |
2 |
Приведены две фразы без приведения синонима ИЛИ приведены одна фраза и синоним. |
1 |
Приведена одна фраза, ИЛИ приведен один синоним, ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены четыре социальных качества, например: 1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации; 2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми; 3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром; 4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей; 5) способность к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию; 6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции. Могут быть приведены иные верные качества.
| |
Приведены четыре качества. |
3 |
Приведены два-три качества. |
2 |
Приведено одно качество. |
1 |
Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
4. Автор пишет: «...чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой». Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы : 2) приведены два аргумента , допустим: – талантливый ученый способен разработать методики, сделать открытия, которые смогут влиять на других людей, мир, общество в целом; – творческая активность и неравнодушие художника увеличивают в мире меру добра и новаторства, способствуют поступательному развитию. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные аргументы.
| |
Приведено пояснение, приведены два аргумента. |
3 |
Приведено пояснение, приведен один аргумент ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два аргумента. |
2 |
Приведено пояснение ИЛИ приведен один аргумент. |
1 |
Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации индивида.
|
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «социализация индивида – это освоение индивидом ценностей, поведенческих стандартов, знаний, норм, позволяющих ему уверенно жить и взаимодействовать с обществом, другими людьми». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социализации индивида, опирающейся на знания курса, например: – «Социализация осуществляется посредством включения личности в сложную систему многогранных общественных отношений». – «Социализация охватывает все возрастные этапы жизни личности, первичная социализация осуществляется в детские годы». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации.
| |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. |
2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. |
1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
|
0 |
Максимальный балл |
2 |
6. Приведите три любых института социализации, проиллюстрировав их роль в жизни человека конкретными примерами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены три института социализации и иллюстрирующие их примеры: 1) семья (человек осваивает правила и нормы жизни с другими людьми, согласовывать свои желания и интересы с ними) 2) школа (человек приобретает необходимые знания и умения, осваивает новые социальные роли); 3) армия (человек обучается воинской дисциплине, приобретает новые знания, умения). Могут быть приведены другие институты и другие примеры. | |
Приведены три института и иллюстрирующие их примеры. |
3 |
Приведены два института и иллюстрирующие их примеры. |
2 |
Приведен один институт и иллюстрирующий пример. |
1 |
Приведен один институт без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
7. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». Поясните мысль автора. Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 2) приведены аргументы, например: – в процессе познавательной деятельности человек приобретает новые знания о мире и самом себе, без чего он не смог бы жить и взаимодействовать с обществом и окружающей природной средой; В процессе трудовой деятельности человек совершенствуется физически и нравственно, приобретает необходимые трудовые навыки и умения, обретает счастье творчества. Могут быть указаны и иные аргументы.
| |
Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведены два аргумента. |
3 |
Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведен один аргумент ИЛИ, |
2 |
Правильно сформулировано пояснение слов автора, ИЛИ приведен один аргумент |
1 |
Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность как субъект общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
| |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о личности. 2) Социализация индивида – путь формирования личности. 3) Личность и индивидуальность. 4) Способности и характер. 5) Мировоззрение в структуре личности. 6) Личность и общество: социальный и асоциальный тип личности. 7) Свобода и ответственность личности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
| |
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
2 |
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
1 |
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примеры эссе:
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский )
Я выбрал эту тему, потому что она интересна для меня и актуальна в наши дни, так как в современном обществе существует огромное множество социальных институтов и интересов, от которых зависит внутренний мир человека. Для каждого из нас важно понимать, что врожденные задатки не дают гарантии успеха, так как многое еще зависит и от характера его взаимодействия с обществом.
Автор своим высказыванием утверждает, что создаёт человека природа, но воспитывает его общество. Авторскую точку зрения можно разделить, так как природа создает человека и в него лишь заложены некоторые задатки, которые потом человек сам должен развивать и реализовывать. Но даже если человек был обделён какими-то задатками, то он сам может их в себе найти и развить, если это ему действительно нужно. Как говорил Максим Горький: «Человек всё может… лишь бы захотел». Но в основном человека делает личностью общество, а не только он сам. Человек на протяжении всей своей жизни проходит через различные социальные институты, где он обретает навыки общения с людьми разных профессий и возрастов, где формируется характер, формируется своё я и где человек из индивида превращается в личность. Также нельзя забывать о большом значении природы в жизни человека, именно она его создает и от задатков, которые вложила природа в человека, зависит его будущая жизнь, его интересы, его предрасположенность к каким-либо предметам или занятиям. Например, Василий Тропинин, который с детства был одарён талантом и склонностью к рисованию. Но этот дар мог в нем и не развиться, если бы граф Морков не увидел в нем этого таланта и не дал ему возможность раскрыться, и тогда бы Василий Тропинин не стал бы тем самым Василием Тропининым, которого знает весь мир. Таким образом, природа является его фундаментальной основой, а общество – стержневой.
Я разделяю точку зрения В.Г. Белинского и я полагаю, что именно общество вместе с самим человеком делает его таким, каким он должен быть в определенный период жизни общества. То есть человек – это отражение жизни всего общества в определённый момент истории жизни всего человечества.
«Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э.Фромм)
Я выбрала высказывание немецкого социального психолога и философа Эриха Фромма: «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти».
На мой взгляд, данный афоризм отражает проблему самореализации и самовыражения человека, которая заключается в выявлении и развитии индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.
Я остановила свой выбор именно на этом высказывании, так как проблема, затронутая классиком, была и остается необычайно важной. В наши дни, погружаясь с головой в будничные вопросы и материальные заботы, люди часто «отодвигают» проблему самоактуализации на второй план, пытаются забыть о ней.
На мой взгляд, автор имеет в виду, что человеку необходимо самовыражение как таковое. Именно потребность в самореализации является одним из основных критериев, ставящих его на особое положение в мире, выделяющих его среди других животных.
Я не могу не согласиться с мнением классика. Действительно, для человека, в отличие от животного, важно узнать себя, раскрыть свои таланты и способности, интересы, навыки, а так же проявить их в конкретной деятельности. По моему мнению, жизнь индивида продолжается в его работах, произведениях. Реализуя свои способности в той или иной сфере, он не только продлевает свое социальное существование (которое становиться длиннее, чем фактическое существование самого индивида), но и дает возможность другим людям оценить его талант, возможно, разделить его взгляды…
Потребность самореализации, самовыражения объединяет в себе нужды человека в нравственных нормах, морали и праве, религии, любви, творчестве, познании окружающего мира и, конечно, самого себя. Не зря американский ученый А. Маслоу поставил эти потребности на вершину своей пирамиды человеческих потребностей, назвав их «духовными».
«Духовные» потребности – потребности нашего духа, нашего внутреннего «высшего Я», то есть потребности в самоосуществлении- проявлении своих скрытых возможностей.
Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности очень важны для каждого человека. Она позволяет ему почувствовать себя нужным, ответить на некоторые вопросы о смысле его существования, глубоко познать свою личность и научиться контролировать ее различные элементы, перестраивать их по мере необходимости под те или иные обстоятельства. Все эти навыки всегда позволят человеку найти свое место в мире и обществе, обеспечить свое достойное существование.
Разделы 3. «Познание»
При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.
1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отображается в понятии
1) |
воспитание |
2) |
обучение |
3) |
познание |
4) |
искусство |
2. Обыденное (житейское) знание основано на
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек есть природный, биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
Бытие человека
Существование человека во всем многообразии его проявлений
Отличия человека от животных
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Человеческие / животные потребности
К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
в трудовой деятельности
в нормальном теплообмене
в сохранении здоровья
в физической активности
Человека от животных отличает способность:
к обмену информацией с себе подобными
к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию
к усвоению форм поведения других
к совместному изготовлению орудий труда
Элементы деятельности
Мотивы деятельности
Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
цель деятельности
результат деятельности
мотив деятельности
потребность
Задатки и способности
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
jpg" alt="">
Способности – это:
врожденные анатомо-физиологические качества человека
индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность
умение сопереживать
умение жить в коллективе
Основные виды деятельности
Игра
Учение
Труд
Общение
Вид деятельности, характерный не только для людей:
материально-производственная
познавательная
творческая
игровая
Индивид – индивидуальность – личность
Индивид – каждый отдельный человек
Индивидуальность – неповторимость каждого человека
Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
Структура психики личности
Другие элементы психики
Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.
Мотивы – осмысленные побудители действий.
Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.
Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
Важнейшие качества личности
Сознание и самосознание
Способность успешно взаимодействовать с другими людьми
Личное достоинство
Наличие убеждений и принципов
Способность нести ответственность
Самоопределение
Свобода (=«осознанная необходимость»)
В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.
Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
Отклоняющееся поведение
Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.
Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
Духовный мир личности
духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении
знания о природе, обществе и человеке
убеждения и вера в истинность своих убеждений
способность к тем или иным видам деятельности
чувства и эмоции
ценности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Типы мировоззрения
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:
гуманистическое мировоззрение
религиозное мировоззрение
научное мировоззрение
обыденное мировоззрение
Смысл жизни
Подходы к пониманию смысла жизни
Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
Религиозный: самоотверженное служение Богу.
Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
5. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя. Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях. 1) верно только А 3) верно и А и Б 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
Картинка 9 из презентации «Социальная природа человека» к урокам обществознания на тему «Человек»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Социальная природа человека.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1071 КБ.
Скачать презентациюЧеловек
«Цель» - Я хочу ежедневно делать 15-минутную пробежку на свежем воздухе. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. Постановка личных целей. Достижимость. Цель-потребность. 1. Прямо называйте свою цель и действуйте. 2. Различайте желания и цели. Направленность Ваших эмоциональных предпочтений – на успех или избегание неудач.
«Социальная природа человека» - Ряд терминов. Формирование взглядов человека о самом себе. Завершите фразу. Приведенный ниже текст. Природные инстинкты. Природная среда. Уникальность. Удовлетворение материальных потребностей. Природа человека. Термины «самооценка», «самореализация». Суждения о личности. Устойчивая система социально-значимых свойств.
«Ценности» - Ценности. Ценности разделяют: материальные (ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, недвижимость) духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др. Ценности высшего и низшего порядка. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п.
«Поколения людей» - Где больше, а где- меньше? Взрослые. Человеческая жизнь: возрастное деление. «Отцы и дети». Чем ваше поколение отличается от предыдущего? Подростки. Девочки. Что такое поколение? Федор Тютчев. Помни, что взрослые – тоже люди. Возрастные этапы жизни человека. Выделите главную мысль текста. Помни, что худой мир лучше доброй ссоры.
«Человек - существо биосоциальное» - Отличия человека от животных. Индивидуальность. Мотивы деятельности. Потребности. Вид деятельности. Индивид. Пирамида потребностей человека. Способности. Человек – существо биосоциальное. Типы мировоззрения. Образ ожидаемого итога. Социализация. Что понимается под смыслом жизни. Творчество. Человек.
«Духовность человека» - Философ Федотов писал: что духовная жизнь отличает человека от других живых существ. Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью. В истории философии выделяют: теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм. Духовный мир и духовность. Религиозное мировоззрение.
Всего в теме 16 презентаций