Тесты по курсу «Обществознание

Биологический факт.

  • Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верно А и Б

  • оба суждения неверны

  • Бытие человека

    • Существование человека во всем многообразии его проявлений



    Отличия человека от животных

    • Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

    • Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность

    • Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью



    Человеческие / животные потребности





    К потребностям человека, порожденным обществом , относится потребность:

    • в трудовой деятельности

    • в нормальном теплообмене

    • в сохранении здоровья

    • в физической активности



    Человека от животных отличает способность:

    • к обмену информацией с себе подобными

    • к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию

    • к усвоению форм поведения других

    • к совместному изготовлению орудий труда



    Элементы деятельности



    Мотивы деятельности



    Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

    • цель деятельности

    • результат деятельности

    • мотив деятельности

    • потребность



    Задатки и способности

    • Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.

    • Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества , которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.





    Способности – это:

    • врожденные анатомо-физиологические качества человека

    • индивидуальные качества , помогающие осуществлять деятельность

    • умение сопереживать

    • умение жить в коллективе



    Основные виды деятельности

    • Игра

    • Учение

    • Труд

    • Общение





    Вид деятельности, характерный не только для людей:

    • материально-производственная

    • познавательная

    • творческая

    • игровая



    Индивид – индивидуальность – личность

    • Индивид – каждый отдельный человек

    • Индивидуальность – неповторимость каждого человека

    • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности , потребности, интересы, моральные убеждения…)



    Структура психики личности



    Другие элементы психики

    • Привычки – приобретенные человеком способы автоматического , неосознанного удовлетворения потребностей.

    • Мотивы – осмысленные побудители действий.

    • Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

    • Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.

    • Разум – способность рассуждать , мыслить предметы и связывать их.



    Важнейшие качества личности

    • Сознание и самосознание

    • Способность успешно взаимодействовать с другими людьми

    • Личное достоинство

    • Наличие убеждений и принципов

    • Способность нести ответственность

    • Самоопределение

    • Свобода (=«осознанная необходимость»)



    В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.



    Социализация

    • Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур



    Отклоняющееся поведение

    • Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества



    Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    • А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.

    • Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верно А и Б

    • оба суждения неверны



    Духовный мир личности

    • духовные потребности в познании окружающего мира , в самопознании и в самовыражении

    • знания о природе, обществе и человеке

    • убеждения и вера в истинность своих убеждений

    • способность к тем или иным видам деятельности

    • чувства и эмоции

    • ценности

    • МИРОВОЗЗРЕНИЕ



    Типы мировоззрения



    Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания , принципы взаимоотношения человека со средой обитания:

    • гуманистическое мировоззрение

    • религиозное мировоззрение

    • научное мировоззрение

    • обыденное мировоззрение



    Смысл жизни



    Подходы к пониманию смысла жизни

    • Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).

    • Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).

    • Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).

    • Религиозный: самоотверженное служение Богу.

    • Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).

    • Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.



    • Что понимается под смыслом жизни?

    • Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?



    4. Верны ли следующие суждения?

    А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

    Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.


    5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин


    6. Человека как личность, прежде всего, характеризует


    7. Верны ли следующие суждения о человеке?

    А. Человек, обладающий незаурядными природными задатками, непременно становится талантливым и добивается успеха.

    Б. Способности человека развиваются на основе природных задатков.


    8. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». В основе деятельности человека, в отличие от поведения животных, лежат


    9. Верны ли следующие суждения о социализации?

    А. Процесс социализации предполагает усвоение человеком ценностей и норм, поведенческих стандартов, принятых в обществе.

    Б. Социализация осуществляется преимущественно в детские и юношеские годы.

    10. Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является


    11. Верны ли следующие суждения о деятельности?

    А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.

    Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра, развивающая воображение ребенка и его умение общаться.



    1)

    верно только А

    2)

    верно только Б

    3)

    верны оба суждения

    4)

    оба суждения неверны

    12. Философ М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. … Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться". О какой потребности человека рассуждает философ?


    13. Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?


    14. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит


    15. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность


    16. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как


    17. В стране Д. был проведен опрос социологической службой. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании личности?»

    Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

    Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?

    18. Немецкий философ И. Гете писал: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом». Процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы, называется в науке

    19. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что из перечисленного представляет психические свойства человека?

    20. Верны ли следующие суждения о свободе?

    А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

    Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.


    Ответы на задания части А

    Раздел 2




    отв



    отв



    отв



    отв

    1

    4

    6

    3

    11

    3

    16

    3

    2

    1

    7

    2

    12

    1

    17

    3

    3

    4

    8

    3

    13

    1

    18

    4

    4

    3

    9

    1

    14

    3

    19

    2

    5

    2

    10

    1

    15

    2

    20

    3

    Все верно

    ЧАСТЬ В

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме.



    ______________________________ - психические процессы не представленные в структуре сознания

    Ответ:___________________________

    Ответ: бессознательное


    2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные потребности».
    В общении, в карьерном росте, в красоте, в труде, в питании, в успехе.
    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

    Ответ:___________________________

    Ответ: в питании
    3. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


    ПРИМЕРЫ

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1)

    осуществление реформирования структуры вооруженных сил

    А)

    социально-преобразовательная

    2)

    строительство новых дорог с твердым покрытием

    Б)

    материально-производственная

    3)

    разработка и введение новых государственных образовательных стандартов

    В)

    исследовательская

    4)

    изучение поведения животных в естественной среде

    5)

    проведение опытов по клонированию живых организмов

    6)

    открытие нового завода по сборке автомобилей-внедорожников

    Запишите получившуюся последовательность букв.



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ: АБАВВБ
    4. Укажите качества, отличающие человека от животного:

    Ответ: _________________

    Ответ: 125
    5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    Определите, какие положения текста носят

    Ответ : БААБ
    6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного суще­ства, и, естественно, в первую очередь, относится к _______________(1), глубокое познание которого невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.

    Определение индивидуальности есть попытка постичь __________(2) конкретного субъекта, исходя из его единичных параметров. Сама природа сберегает в индивиде не только общевидовые, но и неповторимые, ___________(3), что обнаруживается уже на генетическом уровне. Биологическая неповторимость организмов жестко запрограммирована ____________(4) и сохраняется при любых изменениях окружающей среды. Чем шире биологическое разнобразие особей, тем прочнее положение состоящего из них вида в природе.

    Также и успешное функционирование и развитие общества предполагает наличие определенного ____________(5) его членов. Именно разнообразие его членов, существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей – это закон социального развития. Это и есть так называемый парадокс индивидуальности. Общество требует известной ____________(6), например, профессиональной, и одновременно не может существовать без сохранения и развития индивидуальных особенностей людей. В этом смысле индивидуальность можно представить как общественный способ существования человека.
    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


    А)

    уникальные признаки

    Б)

    интернационализация

    В)

    социализация

    Г)

    целостность

    Д)

    унификация индивидов

    Е)

    гуманность

    Ж)

    уровень разнообразия

    З)

    человек

    И)

    генотип

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ: ЗГАИЖД
    ЧАСТЬ С

    При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.
    Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

    Личность

    Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.

    Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.

    В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).

    Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.

    В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.

    Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.

    Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.



    Баллы

    элементы :

    Приведены характеристики личности с опорой на текст, например:

    – если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью;

    – под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»;

    – личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения.

    Могут быть приведены и иные определения личности по тексту.



    Приведены три характеристики личности.

    2

    Приведены две характеристики личности.

    1

    Приведена одна характеристика личности ИЛИ ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    2

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



    Баллы

    В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

    1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором:

    – «Внутренний мир - это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»;

    – «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается».

    2) В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность.

    Могут быть приведены иные верные синонимы.



    Приведены две фразы, приведен правильный синоним.

    2

    Приведены две фразы без приведения синонима ИЛИ приведены одна фраза и синоним.

    1

    Приведена одна фраза, ИЛИ приведен один синоним, ИЛИ ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    2

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию


    Баллы

    В правильном ответе должны быть приведены элементы:

    Приведены четыре социальных качества, например:

    1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации;

    2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми;

    3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром;

    4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей;

    5) способность к самоопределению, саморегулированию, са­мо­со­вер­шенст­вованию;

    6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции.

    Могут быть приведены иные верные качества.


    Приведены четыре качества.

    3

    Приведены два-три качества.

    2

    Приведено одно качество.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    4. Автор пишет: «...чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой». Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

    2) приведены два аргумента , допустим:

    – талантливый ученый способен разработать методики, сделать открытия, которые смогут влиять на других людей, мир, общество в целом;

    – творческая активность и неравнодушие художника увеличивают в мире меру добра и новаторства, способствуют поступательному развитию.

    Может быть приведено иное пояснение, указаны иные аргументы.


    Приведено пояснение, приведены два аргумента.

    3

    Приведено пояснение, приведен один аргумент ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два аргумента.

    2

    Приведено пояснение ИЛИ приведен один аргумент.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации индивида.





    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) смысл понятия, например: «социализация индивида – это освоение индивидом ценностей, поведенческих стандартов, знаний, норм, позволяющих ему уверенно жить и взаимодействовать с обществом, другими людьми».

    Может быть дано другое, близкое по значению определение.

    2) два предложения с информацией о социализации индивида, опирающейся на знания курса, например:

    – «Социализация осуществляется посредством включения личности в сложную систему многогранных общественных отношений».

    – «Социализация охватывает все возрастные этапы жизни личности, первичная социализация осуществляется в детские годы».

    Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации.


    Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

    2

    Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте

    ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.



    1

    Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

    ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

    ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

    ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

    ИЛИ ответ неправильный.


    0

    Максимальный балл

    2

    6. Приведите три любых института социализации, проиллюстрировав их роль в жизни человека конкретными примерами.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В ответе должны присутствовать элементы:

    Приведены три института социализации и иллюстрирующие их примеры:

    1) семья (человек осваивает правила и нормы жизни с другими людьми, согласовывать свои желания и интересы с ними)

    2) школа (человек приобретает необходимые знания и умения, осваивает новые социальные роли);

    3) армия (человек обучается воинской дисциплине, приобретает новые знания, умения).

    Могут быть приведены другие институты и другие примеры.



    Приведены три института и иллюстрирующие их примеры.

    3

    Приведены два института и иллюстрирующие их примеры.

    2

    Приведен один институт и иллюстрирующий пример.

    1

    Приведен один институт без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный.

    0

    Максимальный балл

    3

    7. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». Поясните мысль автора. Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    2) приведены аргументы, например:

    – в процессе познавательной деятельности человек приобретает новые знания о мире и самом себе, без чего он не смог бы жить и взаимодействовать с обществом и окружающей природной средой;

    В процессе трудовой деятельности человек совершенствуется физически и нравственно, приобретает необходимые трудовые навыки и умения, обретает счастье творчества.

    Могут быть указаны и иные аргументы.


    Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведены два аргумента.

    3

    Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведен один аргумент ИЛИ,

    2

    Правильно сформулировано пояснение слов автора, ИЛИ приведен один аргумент

    1

    Ответ неверный.

    0

    Максимальный балл

    3

    8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность как субъект общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



    Содержание верного ответа и указания по оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    При анализе ответа учитываются:

    – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

    – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Понятие о личности.

    2) Социализация индивида – путь формирования личности.

    3) Личность и индивидуальность.

    4) Способности и характер.

    5) Мировоззрение в структуре личности.

    6) Личность и общество: социальный и асоциальный тип личности.

    7) Свобода и ответственность личности.

    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


    Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    2

    Формулировки пунктов плана корректны.
    Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
    ИЛИ
    Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    1

    План не раскрывает предложенной темы.
    ИЛИ
    Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

    0

    Максимальный балл

    2

    9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.



    Критерии оценивания ответа на задание С9

    Баллы

    К1

    Раскрытие смысла высказывания

    Смысл высказывания раскрыт.

    2

    Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

    1

    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

    0

    К2

    Представление и пояснение собственной позиции

    Представлена собственная позиция с аргументацией

    1

    Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.

    0

    К3

    Уровень приводимых суждений и аргументов

    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

    2

    Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

    ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.



    1

    Суждения и аргументы не приведены.

    0

    Максимальный балл

    5

    Примеры эссе:

    «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский )

    Я выбрал эту тему, потому что она интересна для меня и актуальна в наши дни, так как в современном обществе существует огромное множество социальных институтов и интересов, от которых зависит внутренний мир человека. Для каждого из нас важно понимать, что врожденные задатки не дают гарантии успеха, так как многое еще зависит и от характера его взаимодействия с обществом.

    Автор своим высказыванием утверждает, что создаёт человека природа, но воспитывает его общество. Авторскую точку зрения можно разделить, так как природа создает человека и в него лишь заложены некоторые задатки, которые потом человек сам должен развивать и реализовывать. Но даже если человек был обделён какими-то задатками, то он сам может их в себе найти и развить, если это ему действительно нужно. Как говорил Максим Горький: «Человек всё может… лишь бы захотел». Но в основном человека делает личностью общество, а не только он сам. Человек на протяжении всей своей жизни проходит через различные социальные институты, где он обретает навыки общения с людьми разных профессий и возрастов, где формируется характер, формируется своё я и где человек из индивида превращается в личность. Также нельзя забывать о большом значении природы в жизни человека, именно она его создает и от задатков, которые вложила природа в человека, зависит его будущая жизнь, его интересы, его предрасположенность к каким-либо предметам или занятиям. Например, Василий Тропинин, который с детства был одарён талантом и склонностью к рисованию. Но этот дар мог в нем и не развиться, если бы граф Морков не увидел в нем этого таланта и не дал ему возможность раскрыться, и тогда бы Василий Тропинин не стал бы тем самым Василием Тропининым, которого знает весь мир. Таким образом, природа является его фундаментальной основой, а общество – стержневой.

    Я разделяю точку зрения В.Г. Белинского и я полагаю, что именно общество вместе с самим человеком делает его таким, каким он должен быть в определенный период жизни общества. То есть человек – это отражение жизни всего общества в определённый момент истории жизни всего человечества.
    «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э.Фромм)

    Я выбрала высказывание немецкого социального психолога и философа Эриха Фромма: «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти».

    На мой взгляд, данный афоризм отражает проблему самореализации и самовыражения человека, которая заключается в выявлении и развитии индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

    Я остановила свой выбор именно на этом высказывании, так как проблема, затронутая классиком, была и остается необычайно важной. В наши дни, погружаясь с головой в будничные вопросы и материальные заботы, люди часто «отодвигают» проблему самоактуализации на второй план, пытаются забыть о ней.

    На мой взгляд, автор имеет в виду, что человеку необходимо самовыражение как таковое. Именно потребность в самореализации является одним из основных критериев, ставящих его на особое положение в мире, выделяющих его среди других животных.

    Я не могу не согласиться с мнением классика. Действительно, для человека, в отличие от животного, важно узнать себя, раскрыть свои таланты и способности, интересы, навыки, а так же проявить их в конкретной деятельности. По моему мнению, жизнь индивида продолжается в его работах, произведениях. Реализуя свои способности в той или иной сфере, он не только продлевает свое социальное существование (которое становиться длиннее, чем фактическое существование самого индивида), но и дает возможность другим людям оценить его талант, возможно, разделить его взгляды…

    Потребность самореализации, самовыражения объединяет в себе нужды человека в нравственных нормах, морали и праве, религии, любви, творчестве, познании окружающего мира и, конечно, самого себя. Не зря американский ученый А. Маслоу поставил эти потребности на вершину своей пирамиды человеческих потребностей, назвав их «духовными».

    «Духовные» потребности – потребности нашего духа, нашего внутреннего «высшего Я», то есть потребности в самоосуществлении- проявлении своих скрытых возможностей.

    Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности очень важны для каждого человека. Она позволяет ему почувствовать себя нужным, ответить на некоторые вопросы о смысле его существования, глубоко познать свою личность и научиться контролировать ее различные элементы, перестраивать их по мере необходимости под те или иные обстоятельства. Все эти навыки всегда позволят человеку найти свое место в мире и обществе, обеспечить свое достойное существование.

    Разделы 3. «Познание»

    При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.
    1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отображается в понятии


    1)

    воспитание

    2)

    обучение

    3)

    познание

    4)

    искусство

    2. Обыденное (житейское) знание основано на

    Верны ли следующие суждения о человеке?

    • А. Человек есть природный, биологический факт.

    • Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верно А и Б

    • оба суждения неверны



    Бытие человека

    • Существование человека во всем многообразии его проявлений



    Отличия человека от животных

    • Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

    • Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность

    • Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью



    Человеческие / животные потребности





    К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:

    • в трудовой деятельности

    • в нормальном теплообмене

    • в сохранении здоровья

    • в физической активности



    Человека от животных отличает способность:

    • к обмену информацией с себе подобными

    • к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию

    • к усвоению форм поведения других

    • к совместному изготовлению орудий труда



    Элементы деятельности



    Мотивы деятельности



    Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

    • цель деятельности

    • результат деятельности

    • мотив деятельности

    • потребность



    Задатки и способности

    • Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.

    • Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.



    jpg" alt="">

    Способности – это:

    • врожденные анатомо-физиологические качества человека

    • индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность

    • умение сопереживать

    • умение жить в коллективе



    Основные виды деятельности

    • Игра

    • Учение

    • Труд

    • Общение





    Вид деятельности, характерный не только для людей:

    • материально-производственная

    • познавательная

    • творческая

    • игровая



    Индивид – индивидуальность – личность

    • Индивид – каждый отдельный человек

    • Индивидуальность – неповторимость каждого человека

    • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)



    Структура психики личности



    Другие элементы психики

    • Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.

    • Мотивы – осмысленные побудители действий.

    • Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

    • Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.

    • Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.



    Важнейшие качества личности

    • Сознание и самосознание

    • Способность успешно взаимодействовать с другими людьми

    • Личное достоинство

    • Наличие убеждений и принципов

    • Способность нести ответственность

    • Самоопределение

    • Свобода (=«осознанная необходимость»)



    В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.



    Социализация

    • Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур



    Отклоняющееся поведение

    • Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества



    Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    • А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.

    • Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.

    • верно только А

    • верно только Б

    • верно А и Б

    • оба суждения неверны



    Духовный мир личности

    • духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении

    • знания о природе, обществе и человеке

    • убеждения и вера в истинность своих убеждений

    • способность к тем или иным видам деятельности

    • чувства и эмоции

    • ценности

    • МИРОВОЗЗРЕНИЕ



    Типы мировоззрения



    Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:

    • гуманистическое мировоззрение

    • религиозное мировоззрение

    • научное мировоззрение

    • обыденное мировоззрение



    Смысл жизни



    Подходы к пониманию смысла жизни

    • Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).

    • Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).

    • Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).

    • Религиозный: самоотверженное служение Богу.

    • Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).

    • Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.



    5. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя. Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях. 1) верно только А 3) верно и А и Б 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

    Картинка 9 из презентации «Социальная природа человека» к урокам обществознания на тему «Человек»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Социальная природа человека.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1071 КБ.

    Скачать презентацию

    Человек

    «Цель» - Я хочу ежедневно делать 15-минутную пробежку на свежем воздухе. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. Постановка личных целей. Достижимость. Цель-потребность. 1. Прямо называйте свою цель и действуйте. 2. Различайте желания и цели. Направленность Ваших эмоциональных предпочтений – на успех или избегание неудач.

    «Социальная природа человека» - Ряд терминов. Формирование взглядов человека о самом себе. Завершите фразу. Приведенный ниже текст. Природные инстинкты. Природная среда. Уникальность. Удовлетворение материальных потребностей. Природа человека. Термины «самооценка», «самореализация». Суждения о личности. Устойчивая система социально-значимых свойств.

    «Ценности» - Ценности. Ценности разделяют: материальные (ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, недвижимость) духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др. Ценности высшего и низшего порядка. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п.

    «Поколения людей» - Где больше, а где- меньше? Взрослые. Человеческая жизнь: возрастное деление. «Отцы и дети». Чем ваше поколение отличается от предыдущего? Подростки. Девочки. Что такое поколение? Федор Тютчев. Помни, что взрослые – тоже люди. Возрастные этапы жизни человека. Выделите главную мысль текста. Помни, что худой мир лучше доброй ссоры.

    «Человек - существо биосоциальное» - Отличия человека от животных. Индивидуальность. Мотивы деятельности. Потребности. Вид деятельности. Индивид. Пирамида потребностей человека. Способности. Человек – существо биосоциальное. Типы мировоззрения. Образ ожидаемого итога. Социализация. Что понимается под смыслом жизни. Творчество. Человек.

    «Духовность человека» - Философ Федотов писал: что духовная жизнь отличает человека от других живых существ. Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью. В истории философии выделяют: теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм. Духовный мир и духовность. Религиозное мировоззрение.

    Всего в теме 16 презентаций



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: