Тема. Семья – ячейка общества

Полная энциклопедия наших заблуждений Мазуркевич Сергей Александрович

«Семья - ячейка общества»

«Семья - ячейка общества»

Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно существенная.

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯЧ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

«Лебенсборн». Была ли семья ячейкой нацистского общества? Чтобы завоевать мир, мы должны произвести немецкую кровь… Солдаты СС должны довести количество детей в своих семьях как минимум до четырех, с тем расчетом, что, если двое из них погибнут в боях, оставшиеся в живых

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

«Семья - ячейка общества» Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно

Из книги автора

8.7. Ячейка в банке Если вы хотите надежно спрятать предмет, то воспользуйтесь услугами банка. Предъявив в банке паспорт и составив соответствующий договор, вы можете арендовать ячейку. Стоимость аренды зависит от размеров и составляет от 0,5 до 1 доллара в сутки. В табл. 8.1 в

Из книги автора

Семья Другой удачный тип экипажа - семейная группа. Роли уже распределены и остаётся только перенести их в новую обстановку. Конечно в том случае, если все согласны!Возраст детей очень критичен. Маленькие требуют много внимания, но более управляемы. Новорожденных держат

Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. В семейном кругу формируются первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек обретает душевное здоровье, спокойствие, эмоциональную поддержку, позитивное восприятие жизни. Защита института семьи, содействие семейному воспитанию являются приоритетными задачами политики государства в области воспитания и образования детей.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством». Реализация данного положения осуществляется прежде всего в семье. Семья была, есть и будет главнейшим институтом воспитания, средой, где формируется личность. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в общественной жизни. Л.Н. Толстой отмечал, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Семья – явление социальное. Это основная ячейка общества, она была и остается непреходящей ценностью человеческого социума: без семьи он не может существовать. По своим воспитательным возможностям семья превосходит любой социальный институт. В ней закладывается фундамент личности. Здесь осуществляется базисная социализация детей.

Семья подчиняется законам общественной жизни. Русский философ И.А.Ильин (1882 – 1954) называл семью первым, естественным и в то же время священным союзом, основанным на любви, вере и свободе. «Семья, – писал он, – есть первоначальная, исходная ячейка духовности – как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается) быть сильным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь» (Ильин И.А. Собр. соч., Т.1. М., 1983, с. 146).

Основанная на духовной общности, свободе и любви, нашедшая счастье в браке семья становится источником духовности, нравственного и физического здоровья детей. Для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, юноши необходимы прочные духовные и нравственные связи между родителями и детьми, установление в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи, здорового психологического климата.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания подрастающего поколения. Семья сочетает в себе целенаправленные педагогические воздействия взрослых с реальным каждодневным влиянием семейного уклада. В семье дети усваивают нормы общечеловеческой нравственности, правила общежития, навыки совместного труда. Здесь формируются и реализуются их жизненные планы и идеалы. В семейной микросреде начинается путь в большую жизнь, закладываются основы умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности. Обязанность родителей заключается в том, чтобы помочь растущему человеку найти смысл в жизни, создать благоприятные условия для сосуществования и общения с другими людьми.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Одним из первых советских педагогов, который занимался разработкой проблем семейного воспитания, был А.С.Макаренко. Он считал, что полная семья представляет основное условие успешного семейного воспитания. Крепкий семейный коллектив основывается на любви, взаимоуважении, дружбе между отцом иматерью, детьми. Родители являются первыми воспитателями. Важнейшие свойства и качества личности закладываются в самом раннем возрасте в семье: ребенок воспринимает впечатления об окружающем мире, получает жизненный опыт вместе с любовью матери. Контакт с родителями необходим ребенку, как воздух.

Воспитание ребенка – забота в равной степени и матери, и отца, хотя ведущая роль принадлежит матери. Объясняется это тем, что мать с первых лет жизни ребенка ближе к нему – она его кормит, ухаживает за ним, окружает заботой, теплом. Многие видные педагоги называли мать «естественной воспитательницей». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием детей систематически занимался отец. А.С.Макаренко, обращаясь к мужчинам, говорил: «Вы не только гражданин. Вы еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше». Мать и отец равно незаменимы во влиянии на ребенка, дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», – писал Н.М. Карамзин. Его дополнял О. де Бальзак: «Будущее нации – в руках матерей». Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывают детей в семье также старшие члены семьи: они любят младших, у них совместная жизнь, и старшие не могут быть равнодушными к судьбе младших. Они помогают родителям в их большой и благородной работе. Родительская любовь, забота, постоянное внимание к детям всех членов семьи – все это создает особую атмосферу, оказывает большое воспитательное воздействие на подрастающих членов семьи. Только совместными усилиями матери, отца, всех членов семьи можно добиться успеха в семейном воспитании. В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям. Без этого чувства жизнь ребенка не может быть полноценной, счастливой. Дети, живущие без отца или матери, страдают от того, что не испытывают родительской любви и заботы.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Поведение родителей должно вселять в детские души веру в защищенность и надежность семейных отношений.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двигательной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое напряжение, радость постижения мира и преодоленных трудностей. Обеспечение всестороннего развития – одна из важных задач родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям по самообслуживанию, по дому. Начинать следует с несложных заданий (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. На первых порах это эмоциональные, подвижные, очень короткие дела, с частыми переключениями, а с годами родители реализуют линию на выполнение более сложных, требующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, постепенно приучают делать не только то, что нравится, доставляет удовольствие, но и то, что «обязан, должен».

Гармоничное взаимодействие разнообразных жизненных сфер, осуществляемое родителями, способствует возрастанию их авторитета, делает процесс воспитания в семье полноценным, формирующим духовно здоровую, нравственную личность. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Каковы отношения, каков характер жизни, таково и семейное воспитание. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим, что предъявляет самые высокие требования к их образу жизни, исполнению семейных обязанностей. Личность ребенка воспитывается всей атмосферой семейной жизни: ее трудовым укладом, гражданской зрелостью, культурой отношений. Пример родителей оказывает на детей положительное воздействие, формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к труду, требовательность к себе. Если члены семьи любят свою работу, увлечены ей, честно трудятся, то дети следуют примеру матери, отца. У ребят возникают здоровые интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, уважение к человеку труда. Родители развивают у детей интерес к выбору профессии.

Родители поддерживают установленный в семье распорядок жизни, тем самым способствуют укреплению здоровья детей. Упорядоченная семейная жизнь создает бодрое настроение, должные взаимоотношения между старшими и младшими. Домашний распорядок дня является органическим дополнением школьного режима. В семье добиваются того, чтобы учитывался режим школы, соразмерно распределялось свободное время учащихся между трудом и отдыхом, учебными занятиями и игрой. Такое взаимодействие школьного и семейного режимов позволяет добиваться всестороннего развития личности учащихся.

Сознательное отношение к умению себя вести в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность и «авторитет» своеобразной тирании любви со стороны родителей, когда они требуют от детей возмещения за свою самоотверженность. Благополучие родителей необходимо для нормального воспитания детей.

Функции и задачи семьи

Воспитательные функции семья начинает выполнять с первых дней жизни детей. В числе основных функций – воспитание детей, организация их досуга и отдыха, обеспечение материальных условии и духовных потребностей, поддержание здоровья и жизненного тонуса. Контакт ребенка с родителями развивает его познавательные возможности. Он прислушивается к звукам речи, воспринимает цвет, свойства окружающих предметов. Постепенно перед ним раскрывается мир. Через родителей, семью ребенок узнает много нового и неожиданного, открывает окружающее его пространство во всем многообразии. Сначала этот мир для ребенка – его дом, семья, напевы колыбельных песен, именинный пирог и новогодняя елка. Затем это родные места, где проходили детские игры, забавы. Самым дорогим и заветным для детей остаются традиции, устои, т.е. все то, чем живет семья. Влияние семьи в раннем детстве исключительно велико потому, что в эту пору наиболее пластична и податлива психическая организация личности.

Родители призваны помочь удовлетворить детскую любознательность, разобраться в происходящем вокруг. Взрослые формируют у учащихся представление об окружающей жизни посредством рассказов, ответов на поставленные вопросы. Так постепенно расширяется умственный кругозор у детей, развивается их внимание, память, мышление. Появление младенца в семье накладывает на родителей обязательства его нравственного воспитания. Вступив в жизнь, ребенок познает ее законы, общечеловеческие ценности, моральные нормы, делает для себя открытие, что в мире существуют различные преграды, обстоятельства, которые ограничивают его желания. Старшие учат ребенка быть чутким к окружающим, дружить с детьми, уважать старость. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

В семье начинается подготовка детей к учению, школе. Родители создают у будущего школьника положительное отношение к предстоящей учебной деятельности. Организация режима дня учащегося, собственный рабочий уголок, регулярный контроль за выполнением домашнего задания – все это способствует успеху в учебе школьника. Родители интересуются успеваемостью детей. Если они замечают снижение качества учебы ребенка, то оказывают ему помощь в преодолении затруднений в овладении знаниями, развивают самостоятельность и активность, прилежание.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой долг, любовь и интерес. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства.

Не менее важными функциями семьи являются гуманистическая, социальная, хозяйственно-экономическая, компенсаторная, эмоциональная, эстетическая, рекреативная, коммуникативная.

Гуманистическая функция заключается в приобщении детей к ценностям общечеловеческой культуры, формирование на этой основе духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения, вот почему социальная функция – одна из важнейших. Задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Семья возлагает на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Компенсаторная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил растущего человека. Родители помогают ребенку переключать внимание на домашние дела и заботы. Тон, стиль отношений с ребенком в семье должен быть ровным, спокойным. Старшие члены семьи прикладывают усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил. В нормально функционирующем обществе реализация компенсаторной функции способствует сокращению общей продолжительности рабочей недели, увеличению свободного времени.

С компенсаторной функцией тесно связана эмоциональная функция. Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию в лоне семьи.

Семья оказывает помощь ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей, в приобщении к миру прекрасного – в этом заключается суть эстетической функции. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Мир, окружающий детей, кажется им притягательным и таинственным, полным неожиданностей. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Рекреативная функция предполагает организацию родителями досуга детей, их свободного времени. Данная функция ориентированна на оптимизацию свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышении уровня культуры, улучшении состояния здоровья. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В благополучных семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Все большее значение педагоги и социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Таким образом, семья представляет собой многофункциональную систему, где на первом месте должна стоять воспитательная функция, направленная на всестороннее развитие детей.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок – не будущий человек, а уже человек, детство и юность – не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника, а как близкие, доброжелательные, доверительные. С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу отвечать за него и его последствия. От того, как построен семейный уклад, какие налажены внутрисемейные отношения, насколько глубоко родители осознают ответственность перед обществом за воспитание своих детей, будет зависеть успех формирования личности ребенка. Помимо этого родителям важно осуществлять всестороннее развитие, поскольку содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Центральное место в содержании семейного воспитания занимает нравственное воспитание. В семье формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками формирования личности детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, эмпатия, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, отзывчивость. Вместе с тем именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают эгоизм, черствость, неуважение к старшим, невнимание к окружающим, безответственность, безжалостность, хамство.

Для нравственного воспитания в семье используются различные способы и средства: беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и т.д.), методы обучения и др. Доступные нравственные беседы исподволь формируют представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, сердечности и бессердечном, правдивом и лживом. Однако одних бесед здесь недостаточно. Необходимы упражнения в нравственном поведении, только тот человек станет добрым, гуманным, отзывчивым, честным и т.д., который с детства совершает соответствующие этим нравственным качествам дела и поступки.

У народов Северного Кавказа семейный быт является элементом духовной культуры. Горская семья состоит из нескольких поколений и насчитывает до 40 человек. Во главе такой семьи стоит отец. Он распоряжается хозяйственной деятельностью, регулирует взаимоотношения между ее членами. Его жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей. Женщина у народов Северного Кавказа пользуется глубоким уважением, ее личность считается неприкосновенной. Кавказец в каждой женщине должен видеть мать, сестру, жену и относиться к ней должен по-родственному. Авторитет отца и матери непререкаем. Дети беспрекословно подчиняются старшим членам семьи. Культивируется домашний очаг.

Также воспитанию нравственности у детей народов Северного Кавказа способствует то, что здесь культивируются основы семейно-брачных отношений. Недопустима половая жизнь до брака, неукоснительно соблюдается женское целомудрие. К нравственному облику жениха и невесты предъявляются строгие требования, учитывается общественное мнение о семье жениха (невесты). Родители с малых лет прививают знание о том, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры), каковы обязанности старшего сына. Детям дается представление о материнстве как высшей социальной ценности, предназначении женщины; представление об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью, безупречности, справедливости и честности отца по отношению к семье, детям. С ранних лет родители прививают понятие о том, что дети – основная ценность семьи.

В содержание семейного воспитания входит умственное воспитание, которое в семье начинается с самого раннего возраста. Родители учат ребенка произносить звуки и слова, организуют развивающие игры, покупают и делают сами такие игрушки, которые способствуют умственному развитию детей. Постепенно задача родителей усложняется, старшие члены семьи должны развивать и поддерживать интерес к школьному обучению. Родители создают необходимую материальную базу для учения школьника: учебные пособия и принадлежности, рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика); организуют должные гигиенические условия, следят за тем, чтобы помещение для занятий проветривалось и хорошо освещалось). Родители заботятся о развитии работоспособности детей, о выполнении ими режима дня, регулярно контролируют посещение учащимися учебных занятий, осуществляют руководство домашней учебной работой школьников, оказывают им помощь в ее выполнении. Старшие члены семьи развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе.

Ценной формой помощи школьнику в семье является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Родителям важно суметь заинтересовать школьника чтением, и здесь наиболее уместным будет собственный пример родителей. Помочь в этом могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку, рекомендуемому учителем.

Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Успехи в воспитании приходят к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечивают в семье интерес к чтению художественной литературы, если в доме звучит музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, ведется совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме растут цветы, эстетично оформлена квартира. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни помогает развивать внутренние эстетические представления, чувства и идеалы детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического воспитания.

Значителен вклад семьи в физическое воспитание подрастающего поколения. С раннего детства родители приучают ребенка к соблюдению определенного режима дня, закаливают их, прививают потребность в выполнении утренней зарядки, рационально организуют питание, отдых, сон, своевременно проводят профилактическое лечение. В период обучения в школе заботливые родители, старшие члены семьи привлекают детей к занятиям в спортивных секциях, к участию в соревнованиях, воскресному туризму и другим формам активного отдыха.

У различных народов Северного Кавказа в семьях с раннего возраста у детей воспитываются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, сообразительность, меткость, внимательность и др. Исследователи З.Х.Боташева, М.М. Кодзоева, К.Б.Семенов, С.Б.Узденова, К.Х.Унежев, исследуя самобытность педагогики северо-кавказских народов, показали, что, живя с древнейших времен в тяжелых условиях, в семьях горских народов с раннего возраста в детях воспитывались качества, позволявшие легко войти в жизнь общества, быть его достойным представителем.

Родители, старшие члены семьи не остаются в стороне от проблем гигиенического и полового воспитания подростков. Доверительный характер семейных отношений создает благоприятную почву для просвещения и привития определенных установок в этих тонких, интимных сферах жизнедеятельности человека.

Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание. Оно предполагает, начиная с раннего детства, постоянное привлечение детей к самообслуживанию, к уборке и ремонту жилых помещений, работе на дачном участке, оказанию помощи родителям в закупке продуктов, приготовлению пищи, стирке белья, уходе за цветами и др. С малых лет дети под руководством старших членов семьи включаются в производительный труд. При этом старшие члены семьи являются для младших не только примером трудолюбия, но и выступают в роли домашних учителей и наставников. В подростковом возрасте трудовое воспитание приобретает подчеркнуто профессиональную направленность, ориентирующую детей на подготовку к труду на производстве и продолжение образования.

На Северном Кавказе, к примеру, одним из основных занятий горцев в прошлом было скотоводство. Дети помогали взрослым сортировать шерсть, чесать ее, наматывать пряжу. Умение быстро сматывать веревки, арканы, подпруги было необходимо людям, занимающимся скотоводством.

Семья закладывает основы гражданского и патриотического воспитания. В семье формируется любовь к Родине, глубокое уважение к родной культуре и родному языку, готовность в трудный момент встать на защиту отчизны. От нравственного климата в семье зависит также, вырастет ли в ней законопослушный, дисциплинированный гражданин, учитывающий интересы других людей и государства, или потенциальный правонарушитель и даже преступник.

Так, у горских народов старшие члены семьи не только знакомят детей с природой, ее явлениями, но и рассказывают о том, что она дает людям все необходимое для жизни, что пребывание на лоне природы, отдых и развлечения способствуют укреплению здоровья. В семье знакомят детей с растениями, травами, рассказывают о целебных свойствах некоторых трав. Вместе со взрослыми дети собирают лечебные травы и корни, сушат их, запасаются ими на зиму. Но при этом родители советуют не рвать другие растения. У подрастающего поколения с ранних лет вырабатывается доброе, заботливое, подлинно человеческое отношение к природе. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, ее пользы, развивается и обогащается в труде.

Наконец, семья является первоосновой в формировании мировоззрения человека, решении им всей совокупности смысложизненных проблем, высшего уровня ценностного сознания, организующего его стремление к самореализации, духовности.

Для полноценной реализации воспитательных функций в соответствии с содержанием семейного воспитания родителям необходимо помнить о том, что условием успеха семейного воспитания является здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть гражданское лицо родителей, их честный труд. Организуя семейную жизнь, родителям следует учитывать, что необходимым условием развития личности ребенка является его деятельность. Мотивом может быть пример родителей, окружающих ребенка лиц, требования семьи, коллектива, сознательно поставленная цель, чувства ребенка и др. Руководя организацией жизни и деятельности детей в семье, родители добиваются того, чтобы мотивы соответствующей деятельности детей были осознанными и носили позитивную направленность. В каждом виде деятельности ребенок должен проявлять самостоятельность и активность.

Условием успеха в семейном воспитании является требовательность к ребенку и уважение к его личности. Требовательность и уважение – две стороны единого процесса: родители требуют, потому что уважают своего ребенка и уважают, потому что требуют. Требовательность не имеет ничего общего с недоверием. Требование означает, что до сознания ребенка определенным образом доводится то или иное правило поведения и указывается способ его выполнения.

Не менее важным условием успеха семейного воспитания является систематичность и последовательность педагогических воздействий. В воспитании сознания и поведения детей родители идут от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывают при этом их возраст. Нельзя достичь успехов в воспитании без соблюдения единства требований к детям со стороны всех членов семьи, школы.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

С начала 90-х гг. XX в. семья в России подверглась деформации. Разрушалась ее репродуктивная, воспроизводящая функции: снижалась рождаемость, увеличивалась детская смертность. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред духовному и психологическому развитию, становлению личности ребенка.

Снизилось значение воспитательной функции семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России. Необходимо пристальное внимание со стороны государства к проблемам семьи как основной ячейки общества, поскольку именно семье принадлежит ведущая роль в формировании личности на первоначальном этапе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья как институт социализации выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Она несет ряд важнейших функций – передачи социального опыта детям, экономическую, гедонистическую, психотерапевтическую. На осуществление их влияют и социально-экономическое положение страны, и нравственный климат в обществе. Поэтому проблемы семьи, причины их возникновения и способы преодоления должны быть в центре социальной политики.

Таким образом, семья обеспечивает нравственное, умственное, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве она играет основную роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации. В подростковом возрасте ее воздействие по-прежнему остается ведущим. Семья влияет на процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает личные характеристики, особенности эмоциональных реакций, различные социальные установки, полоролевые поведенческие образцы. Семья имеет определяющее значение в овладении человеком социальными нормами, в осознании ценности общественной деятельности, формировании готовности и желания участвовать в жизни общества, в выработке умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность, быть полноценным членом общества.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте семью как основную ячейку общества.

2. Раскройте ведущие функции семьи.

3. Каковы основные задачи семейного воспитания?

4. В чем заключается содержание семейного воспитания?

Литература для самостоятельной работы:

1. Белогуров А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999.3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2000.

4. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей. /Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. Т.5 – М., 1985.6. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа , члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества , важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называетсярасширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

http://shpargalki.ru/news/3887.html

Дать определение самым простым и обыденным понятиям сложнее всего. Вот что такое «семья», если не обращаться к словарям? Ближайшие родственники, которые живут вместе? Достаточно ли этого для того, чтобы считаться семьей? Или это все-таки нечто большее, чем кровная связь? Столько вопросов - и даже различные словари не сходятся во мнении, какую именно группу лиц можно считать семьей.

Тем не менее, на интуитивном уровне, где действует не только логика, но и чувства, мы понимаем, какие именно совместные проживания можно считать семьей, а какие - нет. Семью связывает устремление к общему будущему и общему быту. И в зависимости от того, как обустроен этот быт и на чем основываются отношения членов «семейной группы», семьи делятся на несколько разных видов.

Функции семьи

Какой бы вид семьи не был представлен в обществе, у всех у них есть общие функции, которые могут более или менее успешно реализовываться.

1. Продолжение семьи. Если эта функция не реализована по медицинским причинам, то часто появляются приемные семьи. Когда все представители младшего поколения вместе с супругами являются , эта функция не реализуется.

2. Воспитание и социализация. Именно на плечах семьи лежит задача подготовить детей к общению с социальным миром и научить их соблюдению правил.

3. Быт. Еда, вода, крыша над головой и одежда. Одни зарабатывают на это деньги, другие выполняют домашнюю работу - или и то, и другое частично.

4. Эмоциональное и духовное общение. В настоящей семье все поддерживают друг друга, мотивируют и дают возможность отдохнуть, набраться сил. Это источник позитивных эмоций, энергии и спокойствия. Скандалы разрушают эту функцию и могут в конце концов привести к распаду семьи.

Если какие-то из этих функций не реализуются, то семья может быть неблагополучной. Например, родители могут пить или состоять в преступной группировке, тогда о нормальной социализации или воспитании можно забыть, а быт трещит по швам. Про эмоциональное общение даже и речи в таком случае быть не может. Иногда появляются внешне респектабельные семьи, внутри которых не всё благополучно, например, сектанты. В силу каких-то убеждений они могут не давать ребенку достаточной социализации или ущемлять в быту, что часто приводит к подавлению или расстройству личности.

Патриархальная семья

Древнейший тип семьи - патриархальный. В ней четко установлена иерархия: дети подчиняются родителям независимо от их возраста, все подчиняются главному мужчине - добытчику в семье. На женщину в такой семье полностью ложится бремя ведения домашнего хозяйства, а если она и работает, то на менее оплачиваемой и значимой работе, чем мужчина.

Жизненный уклад в патриархальной семье расписан достаточно четко, так что если «патриарха» попросить вынести мусор, то он будет ворчать и негодовать.

Ранее этот вид семьи был настолько господствующим, что любой другой тип в глазах общественного мнения являлся отклонением. Мужчина приводил невесту в дом своих родителей, затем они прилежно исполняли все функции, выработанные сотнями лет: родить детей, воспитать их, обеспечить приданое. В патриархальной семье действительно был смысл до тех пор, пока женщины не получили достаточно прав и не могли самостоятельно содержать не только целую семью, но и себя одну. Работы и возможности получить образование просто не было.

Когда женщины добились , патриархальные семьи начали развиваться в нечто новое, однако до сих пор они являются самым распространенным типом семей в России (более двух третей всех семей, в которых есть дети). Конечно, в современном варианте патриархальной семьи есть послабления, когда женщина всё же работает, а мужчина делает некоторые дела по дому, но эти перегибы незначительны.

Домашнее насилие, скандалы и неудовлетворенность женщины своей ролью встречаются чаще всего именно в патриархальной семье, так как женщина не может полностью реализовать себя в таком варианте. Патриархальный брак подавляет личность и не дает развиваться ни в одном направлении, так как вся модель супружеских взаимоотношений построена вокруг удовлетворения лишь одной стороны.

Нуклеарная семья

Нуклеарная семья отличается от традиционно патриархальной тем, что в ней нет бабушек и дедушек, теть и дядь, вертикального подчинения старшим. В ней лишь одна связь
поколений: родители и их дети или даже одни только молодые супруги. При этом взаимоотношения внутри столь малой семьи могут быть совершенно различными, то есть нуклеарная семья может быть «зародышем» будущей патриархальной семьи, а может быть основана и по-другому.

Впрочем, нуклеарные семьи образуются чаще всего именно тогда, когда молодая пара хочет съехать от родителей и жить собственным умом, так что патриархальная доктрина появляется только при своеобразной тирании супруга. Гораздо чаще такие семьи настроены на более либеральный лад. В них уделяется много значимости личностям, поэтому у каждого члена семьи есть личное пространство, но при этом и обязанности перед семьей.

На данный момент количество нуклеарных семей подсчитать сложно. В целом они господствуют, так как все молодые супруги, не успевшие пока завести детей, - это семья нуклеарная. Это большой процент. Но всего через 1-3 года больше половины таких семей распадаются, в то время как патриархальные семьи с годами не меняются. Демократичность часто приводит к тому, что партнер просто оказывается неподходящим для создания семьи - и хорошо, если пара успевает это осознать до рождения детей. Впрочем, неполная семья - не так уж и страшно, особенно если женщина способна финансово обеспечивать ребенка, просто это куда большая нагрузка.

Существует и матриархальная версия семьи, где зарабатывает больше мужчины, но это такая большая редкость, что ее процентное соотношение в общей статистике исчисляется десятыми долями процента. Как правило, матриархальные отношения возникают только в небольшой нуклеарной семье, не распространяясь на более старшее поколение.

Партнерская семья

Наиболее прогрессивный и разумный для современного общества тип семьи - партнерский. В нем партнеры в равной степени заботятся друг о друге и совместно принимают все решения, а также распределяют обязанности. Если они могут вносить вклад в развитие семьи в одинаковой мере во всех сферах, то это эгалитарный брак. Но они могут по общей договоренности немного наклонить чашу весов в сторону тех или иных предпочтений и возможностей супругов.

Основа такого брака - нуклеарная семья, в которой все функции стремятся к равному распределению. В равной степени воспитывать детей, в равной степени зарабатывать, отдыхать и заниматься скучной домашней рутиной. Как правило, детей с детства приучают к этому же.

Это прекрасная и разумная семья, единственный недостаток которой - излишняя утопичность. Очень редко партнерская семья может функционировать без перегибов в ту или иную сторону на протяжении долгого времени, так как пережитки общества и воспитание дают о себе знать. Изначальное согласие на «всё мы делим пополам» часто вызывает скандалы в семье после определенного тестового периода, так что пока что этот тип семьи встречается не так часто. Однако если вы встретили того, кто является действительно вашей второй половиной, то он сможет понять желание женщины реализоваться в равной с мужчиной степени. Это возможно лишь в партнерской семье.

«Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну,
И за борт её бросает
В набежавшую волну».

Д. Садовников «Песня про Стеньку Разина»

Лозунг «Семья – ячейка общества» придумал не Карл Маркс. Хотя его советские последователи строго следили за нравственностью рядовых членов партии. Из анекдота: «чем каждая женщина удерживает мужа?» я запомнил: «еврейка – криком, гречанка – грацией, а русская – партийной организацией».

Первым в известной истории произнес слова про «ячейку общества» амалекитянин Аман на пиру у Ахашвероша. Тот ему поверил, принес любимую жену Вашти «на алтарь отечества»,- как и его последователь Стенька Разин, утопивший персидскую княжну в угоду дружкам.

С чего же всё начиналось? Был грандиозный пир во дворце царя, правителя 127 стран. Пир длился 180 дней. Было даже птичье молоко. Да что молоко – суши из далекой Японии привезли!

Все мужчины и женщины сидели раздельно. (Оказывается, это не выдумка раввинов. Просто мудрый царь хотел избежать конфликтов за столом из-за женщин).

Вы думаете, выпивая, мужики, даже цари – как древние, так и современные – обсуждают лунную сонату Бетховена? Как бы не так! Они похваляются красотой своих женщин, хвастаются своими успехами у слабого пола и какие они крутые по этой части.

Кстати, я думаю, Мухаммед спас арабов от вымирания, запретив им вино. Они бы при своём темпераменте погибли от кровосмешения.

И вот персы прославляли красоту персидских женщин, мидьяне – своих. Кстати, сегодня реальность изменилась и мужчины предпочитают женщин другой billiga fotbollströjor Barn национальности и даже расы. Не зря появилась новая форма туризма – сексуальная, в страны Азии. А если сомневаетесь – спросите, кто сегодня в Америке президент?

Но Ахашверош, мидиец, оказался современным мужчиной. Он хвастает фигурой своей жены-вавилонянки и предлагает всем полюбоваться обнажённой царицей. Главе 127 государств мало демонстрации золота, драгоценностей, могущества и так далее. Он хочет ещё, чтобы все завидовали его сексуальным утехам.

Что же Вашти? Я думаю, для неё предложение Ахашвероша было весьма лестным. Она оценила стремление мужа продемонстрировать гостям своё главное koszulki nba sklep достояние и бросилась к зеркалу, чтобы где надо – подпудрить, а где надо – подкрасить… и гордо продемонстрировать миру «основное богатство царя».

Но тут вмешивается Главный Игрок. Её тело покрывается волдырями. Вашти – прежде всего женщина и истинную причину отказа она скрывает за напускной грубостью. Она знает характер мужа, подозревает, чем она рискует… но спесь и глупость – близняшки. Царица предпочитает погибнуть, но не опозориться; и, упрекая мужа, громко заявляет, что тот не умеет пить. Настоящий царь не пьянеет, как конюх!

Ахашверош в бешенстве, он собирает Верховный суд, чтобы определить степень вины супруги и надлежащее ей наказание. Просит помощи у евреев – известных буквоедов и законников. Евреи мудро отнекиваются. Советовать царю — себе дороже.

Все молчат. Скажешь: «казнить» — проспится царь от вина и припомнит. Скажешь: «помиловать» — сейчас же обвинят в пренебрежение царским достоинством и первым отправят на плаху.

А у меня вопрос: почему царь, отличавшийся крутым нравом и самоуправством, интересуется чужим мнением? Возможно, оскорбление себе он бы «любимой игрушке» простил… Не зря же он так переживает потом, после казни о красоте Вашти! Что же он хочет знать? Не разрушит ли пример Вашти Империю!

У Амана свои интересы и он рискует дать совет царю. Во-первых, он не забыл пощечину, которую некогда получил от Вашти – а амалекитяне страшно злопамятны. По сей день кто на евреев «бочку катит» – начинает припоминать все «обиды» от убийства Каином Авеля. Во-вторых, Аман мечтает выдать дочь за царя. В третьих, хочет при помощи приказа царя заставить свою упрямую супругу Зереш говорить с ним дома по-амалекски.

И он за тысячи лет до Карла Маркса восклицает: «Семья – ячейка общества! Пример царицы негативно повлияет на все семьи!».

А царю разве не плевать на все семьи? Своё-то гнездо он должен будет разорить! Но он понимает, что отсутствие мира в семьях разрушит Империю,- а за Империю billiga Nike fotbollsskor Ахашверош любому пасть порвет. Так что замысел Амана осуществился и царь, подобно Стеньке Разину, казнил любимую жену. Любимая-то любимая, а «своя Империя ближе к телу».

И в этом Ахашверош, несомненно, прав. В смысле, не в казни, а в «рубашке». Откуда мы знаем, что мир сегодня нестабилен и скоро сильно переменится? Из того, что устойчивую семью, «ячейку общества», во многих странах начинают заменять куда более свободные отношения «бой-френдов» с «гёрл-френдами». Впрочем, бросать красивых княжён в набежавшую волну всё же без особой нужды не следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: