Свататься обычаи. Сватовство в наши дни – соблюдаются ли обычаи и традиции

В наши дни еще встречается сватовство, традиции и обычаи будут рассматриваться в статье. В настоящее время сватовство – веселое мероприятие, не так как было у наших прабабушек и прадедушек. По традиции, жених в задуманный день в красивом наряде приходит к родителям своей избранницы. Приходит он не с пустыми руками, а цветами для невесты и для будущей тещи.

По своей сути, сватовство – это действие, когда жених, один или вместе с родителями, получает разрешение от родителей невесты на законное соединение их двух семей. Однако это не просто часть бракосочетания, а самостоятельный обряд, веселый праздник с массой особенностей.

Особенности сватовства

Для того чтобы попросить свою девушку выйти замуж, не обязательно выбирать отдельный день. Это будет уместно на каком-либо семейном торжестве, где будет домашняя уютная, но в то же время праздничная обстановка. Прийти свататься молодой человек может один, с родителями или даже с близкими друзьями. При положительном решении родители со стороны невесты благословляют молодых.

Если родители молодого человека не участвовали в сватовстве, то уже после молодые приходят к ним домой. Невеста может принести какой-нибудь подарок или цветы для будущей свекрови. В нынешнее время технологического прогресса, сватовство можно устроить, даже если родители жениха и невесты живут далеко. Молодые могут решить все эти вопросы по телефону или видеосвязи.

Обряд предназначен для установления доверительных отношений между семьями, которые в ближайшем будущем станут одной семьей. После удачного сватовства семьи обговаривают все вопросы, связанные с проведением свадьбы:

  • Дату и место проведения бракосочетания
  • Меню праздничного банкета и количество гостей
  • Финансовые вопросы.

Раньше все финансовые вопросы решались семьей жениха. Сейчас этот вопрос семьи решают каждая по-своему, кто, сколько и за что платит. Нередко молодые сами оплачивают все свадебные расходы. Само сватовство раньше требовало от родителей почти таких же затрат, что и сама свадьба. Нынешние молодые люди особо не тратятся на проведение сватовства, поскольку на саму свадьбу будет немало денежных затрат.

Традиции сватовства в наше время

Сейчас обряд сватовства совершают не все молодые люди, которые хотят стать семьей. Поэтому он сильно отличается от того, как это было еще несколько веков назад. Тогда это выглядело так:

  • Мама невесты готовила рушник, праздничную посуду на стол, угощения
  • Невеста во время обряда должна была сидеть спиной к гостям и у печи собирать золу, пока родители договаривались обо всем.

Сегодня эти традиции, конечно, не соблюдаются, все проходит очень просто и без особой подготовки, особенно если жених задумал посвататься во время семейного праздника. Он обязан прийти с двумя букетами цветов:

  1. Нежный и милый для невесты — в знак любви
  2. Красивый для тещи — в знак уважения.

У современных людей сватовство больше практическая традиция, чем обряд. Получив предварительное «Да!» своей избранницы, идет просить благословения ее родителей. Невеста назначает время для встречи с родителями и готовит их к данному мероприятию. Выглядеть молодой человек должен «с иголочки», особенно если первый раз идет в дом родителей, ведь, как говорится, встречают по одежке.

Невеста представляет избранника родителям, а затем ему представляет сначала отца, потом мать. Первое слово берет жених, для того чтобы рассказать о серьезности намерений и своих чувств. Он должен показать себя в лучшем свете и убедить родителей девушки, что он самый достойный кандидат и сделает все, чтобы их дочурка стала самой счастливой. Затем родители выносят свой вердикт: согласны они или нет. В знак согласия они вкладывают руку дочери в руку жениха. Обговорив все вопросы, молодые со спокойной душой могут отправляться в органы ЗАГС и писать заявление на заключение брака.

После обязательно организуются встреча обеими семьями, где предстоящее знаменательное торжественное событие обговаривается более детально.

Сватовство в наше время проводят не так часто, но, тем не менее, это важная часть в объединении двух любящих сердец и их двух дружных семей. Желаем Вам счастливой семейной жизни!

Обычаи и обряд сватовства имеют старинные корни. Сватовство - это действо, предшествующий таинству брака, когда родственники со стороны жениха приходят в дом невесты для получения согласия на свадебный обряд. В наше время этот обычай несколько видоизменился, в основном он несет в себе либо функцию знакомства родственников, либо на этом мероприятии решаются вопросы по организации свадебного торжества. В основном он потерял былую красочность, хотя смысл его остается прежним.

Немного истории

Обряду сватовства уже несколько сотен лет. Издавна, оно проводилось для того, чтобы родственники сторон вступающих в брак, могли договориться по всякого рода имущественным вопросам. Очень часто перед сватовством устраивали смотрины невесты. Если молодому человеку нравилась его будущая жена, то в следующий визит обычно проводили сватовство. Хотя, между этими двумя событиями могло пройти немало времени. Ведь после того как мужчина изъявлял желание жениться на конкретной девушке, его родственники, в том числе и родители, пытались разузнать, кто такая их будущая невестка. Все ли хорошо в ее семье. Каково благосостояние ее родителей. Если вся информация была положительной, то тогда крестный отец, дядька или старший брат жениха созывали сватов и отправляли их в дом невесты, чтобы провести сватовство.

Обычно на роль свата брали крестного отца, родного или двоюродного дядю, старшего брата жениха. В качестве свахи могла выступать родная или крестная мать парня. Но обычаи допускали брать в качестве свахи и посторонних женщин, например, самую уважаемую замужнюю женщину в селе, которая была хорошей женой, могла показать пример и знала об этом обряде. Считалось, что она может легко и весело договориться с родственниками со стороны невесты. С годами понятие сваха изменило свое значение. Ей стали называть мудрую и опытную женщину, у которой на заметке были молодые незамужние девушки из хороших семей.

Перед тем как идти в дом невесты сваты совершали собственные ритуалы. Например, перед тем как отправиться на сватовство сваха подходила к печи, прикладывала к ней свои руки и обращалась к Богу, чтобы тот благословил ее. А сват переступал порог дома невесты только с правой ноги, считалось, это приносит удачу. В былые времена к сватовству относились очень серьезно. Ведь родители невесты не всегда с удовольствием встречали сватов. Если их дочь была красива и умна, а еще, к тому же, славилась хорошей хозяйкой, то в их двери стучалось много желающих, а они, желая счастья, хотели выбрать для дочери хорошую партию.

Как это было?

Старинный русский обряд сватовство обычно происходил вечером в субботу, как только садилось солнце. Сваты приходили в дом к родителям девушки, просили разрешения войти, объявляли о желании молодого человека взять в жены их красавицу-дочь. При этом согласия самой будущей невесты никто не спрашивал, все традиционно решали отец и мать. Но обычно на первый раз сваты получали отказ. Считалось дурным тоном выдавать девушку за первого, кто к ней посватался или того, кто пришел впервые. Чтобы родители невесты дали положительный ответ, нужно было проявить настойчивость.

Обычно сватовство происходило в два этапа. В первый раз оно считалось неформальным, так сказать, сваты прощупывали почву. Узнавали, что хотят родственники в обмен на девушку. Если жених и его семья были в состоянии удовлетворить их требованиям, и родители невесты сильно не противились, то назначалось второе, официальное сватовство. Во второй раз обычно приходили не только сваты, но и родители молодого человека, иногда и он сам. Если после этого сторона невесты против не была, то переходили к обсуждению деталей. Назначали дату, делили расходы на свадьбу, договаривались о приданном и месте ее проведения. Причем жених должен был внести выкуп за невесту, это было обязательно. Было не запрещено торговаться. Когда же все деловые вопросы были решены, сваты и родители обеих сторон скрепляли будущий союз совместной молитвой.

Приданное девушке собирали еще с юного возраста. В него обычно входили ткани, пастельное белье, текстиль, посуда, украшения, золото и деньги. В семье мужа оно считалось собственностью жены. Если она умирала, то ее приданое переходило по наследству к ее детям, обычно девочкам, если детей не было, то по правилам, его должны были вернуть семье девушки.

Как проходит сватовство в наши дни?


Современный обряд происходит намного проще. Будущие муж и жена, как правило, знакомы и любят друг друга, и чаще всего живут вместе, а сватовство носит лишь формальный характер. В назначенный день в назначенном месте (необязательно дома у невесты) жених, возможно со своей семьей, иногда со сватами, встречается с родителями своей будущей жены, преподносит женщинам цветы и по традиции спрашивает у отца или брата невесты разрешения взять замуж любимую.

В наше время сватовство приурочивают к какому-то семейному событию. Нередко на нем знакомят будущих родственников друг с другом, и если всех устраивает, то договариваются о дате проведения торжества. Если отец или брат невесты согласен, то по традиции он отдает руку своей дочери ее будущему мужу, и скрепляет договор рукопожатием и тостом «За молодых!».

Современные пары, очень часто хотят, чтобы этот момент им запомнился. Поэтому, обращаясь к традициям предков, просят своих сватов написать сценарий, по которому и будет проведен настоящий обряд. Очень часто сватовство превращается в настоящий праздник, звучат поздравления в стихах, шутки и частушки.

В давние времена в выборе брачной пары основное главное слово имели родители (родные и крестные), хотя симпатия молодых при выборе тоже учитывалась. Не всегда взгляды молодых людей и родителей совпадали. По гражданским законам родители не могли принуждать молодых людей вступать в брак, но по представлениям крестьян, молодежь – это еще не взрослые, парень и девушка становились взрослыми только после обзаведения семьей. И поэтому общественное мнение, и церковь порицали браки без родительского благословения и согласия.

В крестьянской семье отношения родители-дети чаще всего регулировались родительским благословением или угрозой родительского проклятия. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и, вследствие этого, как залог успеха. Кроме того, благословение расценивалось и как гарантия поддержки мира христианского, т.к. обычная форма ответа при просьбе благословить: «Бог благословит».

Церемония сватовства была сложной и состояла из нескольких этапов. Узнав о желании сына жениться на той или иной девушке родители жениха советовались с родственниками, старались побольше разузнать о невесте, если она была малознакомой. Если видели, что с другой девушкой можно устроить судьбу сына с большей выгодой, то пытались отговорить от менее выгодного брака. В качестве сватов могли выступать как мужчины, так и женщины, самые близкие к жениху или его семье. Чаще всего сватовщиками назначали крестного отца и родного отца, иногда самого жениха, его взрослого брата. Отправляясь свататься, обращали внимание на приметы. Для успеха дела хорошо, если по дороге встречалась молодица с водой, а кошки не перебегали дорогу.Невеста с помощью подруг готовила подарки на свадьбу. Жених спрашивал у невесты, какой подарок она хотела бы получить от него (Чаще всего заказывали ботинки или сапожки, материал на платье). Подарок преподносился в день свадьбы.Если невеста меняла свое решение о свадьбе ради другого жениха, ворота ее дома могли измазать дегтем.

Теперь сватовство представляет собой обряд предложения руки и сердца. Будущий муж просит родителей своей избранницы разрешения жениться на ней. Для этого он посылает сватов или непосредственно приходит сам. Сватами могут быть родители жениха, ближайшие родственники, крестные отец или мать.В заранее назначенное время элегантно одетый с двумя букетами цветов будущий жених наносит визит родителям возлюбленной. Один букет он преподносит матери невесты, а второй - самой невесте. Предложение делают, обращаясь к родителям невесты. Жених просит руки своей избранницы. Как правило, во время сватовства девушка не присутствует, поскольку могут возникнуть деликатные вопросы, касающиеся жилья, зарплаты и других материальных условий жизни. Если родители девушки дают свое согласие, то они приглашают молодого человека и его родителей посетить их снова и назначают для этого конкретный день. Если же родители девушки почему-то недовольны предложением, то просят молодого человека повременить и дать им время для обсуждения вопроса в семейном кругу. Молодой человек должен ждать, когда его пригласят снова.

При втором визите девушка находится в кругу своих родных. Отец молодого человека (или другое лицо, например, мать или близкий родственник) делает предложение. Знаком согласия родителей невесты служит жест: отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку будущего зятя. Этот визит не должен быть продолжительным. Если родители жениха не были участниками сватовства, будущие молодожены посещают их. Жених представляет родителям избранницу, а она дарит цветы будущей свекрови.

При сватовстве устанавливаются положительные психологические контакты между будущими родственниками, возникает доверие друг к другу.Только после сватовства будущие супруги и их родители договариваются о помолвке и определяют ее дату. Если будущие молодожены живут далеко от своих родственников и не имеют возможности съездить к ним или пригласить их к себе, то следует послать родителям фотографии своего избранника (избранницы), описать его (ее), спросить совета и разрешения на брак у отца и матери.

Приметы сватовства:

1.Обметешь кого-либо веником - навсегда холостым останется (замуж не выйдет).

2.Подметаешь пол неровно, мусор оставляешь - замуж за рябого выйдешь.

3.Нельзя парню на пороге сидеть - никто за него замуж не пойдет.

4. В среду и в пятницу не сватаются. - Это связано с тем, что среда и пятница - постные дни. С одной стороны, негоже в день поста о сватовстве думать, с другой - если придут сваты, возникают проблемы с угощением, что может сказаться и на результате переговоров. (Пост же в эти дни завещан потому, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли.)

5.Пришла сватья на рукобитье - двери на крючок. - Как только сват или сватья с родными жениха входят в дом родителей невесты, дверь тут же закрывается на крючок - чтобы случайно зашедший человек не сглазил дела.

6.Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет - дело не пойдет. - Еще говорят, если сватья сядет, то и дети потом у молодых седунами будут, поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят ее поесть, то и дети обжорством страдать будут. Сейчас то ли сватьи менее опытны, чем раньше, то ли перестали придавать значение примете, но мне не раз доводилось на сговорках видеть сидящую и чай попивающую сватью.

7.Свататься в апреле надо, до последнего дня. - Совет-примета основан на том, что в мае свататься или жениться - "всю жизнь маяться". Корни его уходят в те времена, когда май был прочно связан с посевной. Впрочем, и сейчас майские сватовства и свадьбы - преимущество города, но не деревни.

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда - его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит - в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».

Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант - третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку. После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела - прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.

В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет - сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.

Сватовство проходило в два этапа - на первом принимали принципиальное реше-ние о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.

Смотрины

Это событие состояло из двух частей - знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события - невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодель-ницы и собственноручно приготовить угощение.

Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет - возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи - считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего мило-сердия - икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.

Приметы и обычаи сговора

Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оста-вался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем - не плакаться.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу - постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Рукобитье

Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали - чтобы посторонний не мог сглазить. С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты (чья половина окажется больше - у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених - невестину половину, а невеста - женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

Накануне свадьбы. Девичник

Жених присылал подарки невесте - иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то бу-дет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.

На девичнике невеста прощалась с «красотой» - повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день - невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты - караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

В жизни человека есть моменты, которые особенно важны для него. Одним из них является свадьба. Важность этого события подчеркивается тем, что к нему начинают готовиться задолго до знаменательной даты. За длительную историю существования института брака в России возникло много традиций, связанных с организацией будущей свадьбы.

В связи с этим особо следует выделить такой ритуал, как сватовство, обычаи которого уходят корнями в Дело в том, что раньше судьба будущих супругов зависела зачастую не столько от взаимных чувств, сколько от решения родителей жениха и невесты, договаривавшихся между собой. Ритуал сватовства способствовал этому. В целом, он выполнял несколько значимых функций. С его помощью родственники девушки оповещались о намерении потенциального супруга взять ее в жены. Далее, родители возможной невесты должны были либо согласиться, либо отказать сватам. Кроме того, традиции сватовства предполагали публичное оглашение намерения двух семей породниться между собой.

В общем виде ритуал осуществлялся следующим образом. Чтобы состоялось сватовство, обычаи предписывали молодому человеку сначала сообщить своим родителям о желании жениться на понравившейся ему девушке. Не заручившись их согласием, он не смог бы сыграть свадьбу. Затем будущий жених должен был заслать в дом своей избранницы сватов, которыми являлись родственники жениха мужского пола, причем обязательно уже женатые. Обычно эту роль играли отец, родной или крестный, а также дядя либо старший брат. Впрочем, порой, когда задумывалось сватовство, обычаи допускали участие женщин, например, крестной матери или тетки. Наконец, на Руси также прибегали к услугам профессиональных свах или сватов, поднаторевших в устроении свадеб и расписывавших достоинства своих клиентов на все лады. Иногда власть родителей жениха доходила до того, что именно они выбирали сыну будущую невесту, особо не интересуясь его мнением. Критериями при рассмотрении кандидаток выступали благосостояние и семьи девушки.

После того, как выбор был сделан, сваты красиво наряжались и на лучших лошадях отправлялись непосредственно на само сватовство. Обычаи, касавшиеся данной поездки, являлись довольно строгими. Так, дорога к дому невесты должна была быть не прямой, а окольной. Кроме того, в пути сватам, по возможности, не следовало нигде останавливаться и ни с кем говорить. При этом, согласно поверьям, лучшее время для проведения обряда сватовства наступало после В таком случае вероятность того, что кто-нибудь мог бы сглазить мероприятие, сводилась к минимуму.

Заходя в дом родителей невесты, свату следовало сесть на строго отведенное для этого место, что сразу демонстрировало хозяевам цель визита. Однако переходить тут же к самому сватовству было не принято. Для начала разговор касался погоды, урожая и т.п., лишь затем с помощью намеков обозначались намерения гостей. При этом потенциальную невесту называли ненапрямую, например, «куличкой», «курочкой», «товаром», а жениха соответственно «охотником», «петушком», «купцом». Наконец, хозяева высказывали сватам благодарность за оказанную высокую честь и предлагали пройти за стол, за которым и велись уже непосредственные переговоры о свадьбе. Решающий голос при согласии или несогласии на брак принадлежал отцу девушки. При его отсутствии - брату или матери. Ведя разговор, сваты, с одной стороны, пытались представить жениха в наилучшем виде, а с другой - старались узнать все возможное о невесте. Сама девушка в течение таких переговоров была обязана время от времени появляться в комнате, наливая напитки и демонстрируя свои самые красивые и богатые наряды. Это давало сватам возможность получше разглядеть невесту, проследить за ее поведением.

Как правило, с первого раза договоренность о браке не заключалась. Глава семейства брал паузу, чтобы подождать, не будет ли более выгодного предложения от какого-нибудь иного жениха, а также, разузнавая, в свою очередь, об уже имеющемся претенденте. Случалось, что сватам могли указать на порог. В этом случае гости, выходя от столь нелюбезных хозяев, закрывали дверь дома спиной. Данное действие было призвано отвадить удачу от негостеприимного жилища и помешать быстрому замужеству дочери таких строптивых людей. Если же после предварительного сватовства родители невесты были не против брака, сваты через определенное время приезжали во второй раз. Здесь шел уже вполне деловой разговор, в частности составлялась так называемая «рядная запись», являвшаяся своего рода прототипом современного В ней оговаривались сроки будущей свадьбы, размер расходов на нее, число гостей, и т.п.

Когда обе стороны обо всем договаривались, девушка передавала суженому платок, служивший своеобразным залогом их грядущих отношений. Сват получал обернутую также в платок краюху хлеба, которую затем демонстрировал всей деревне как знак удачного исхода дела. На этом сам ритуал сватовства подходил к концу. Теперь семьи будущих супругов могли переходить к следующим этапам подготовки к свадьбе.

Как видим, обычаи регулировали весьма подробно. Все ритуалы, с ним связанные, в течение длительного времени строго соблюдались, прежде всего, в крестьянских семьях. В привилегированных же слоях русского общества данные традиции отмирали быстрее, смешиваясь с иностранными образцами поведения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: