Суррогатная мать. Кто такая суррогатная мать? Как понять суррогатная мать

"Не та мать, что родила, а та, что воспитала" - гласит народная мудрость. Кажется, человечество решило ей последовать. Люди придумали новую форму материнства - суррогатное. Необычное словосочетание. Многим, очевидно, режет ухо. А еще - фигурирует в массе скандалов.

За последним и наиболее громким из них сейчас с живейшим интересом наблюдают США (газета писала об этом 22 августа текущего года). "Дело суррогатной матери и нерожденных близнецов" - так окрестили этот процесс. Молодая англичанка Хелен Бисли согласилась выносить и родить ребенка для американской супружеской пары, у которых уже есть сын. Недавно выяснилось, что Бисли носит не одного, а двух младенцев. Родители, которые "заказывали" только одного, потребовали, чтобы она избавилась от второго, то есть сделала аборт. На это Хелен ответила решительным отказом и едва не расторгла договор. Она предпочитает родить обоих близнецов и найти им приемных родителей.

Случай Хелен Бисли не уникален. Суррогатных матерей на земле, наверное, уже более полутора тысяч. Когда брак двух любящих людей безнадежно бесплоден, когда супруги в отчаянии, им остается только одно: найти молодую здоровую женщину, попросить ее: "Родите нам ребенка!", заплатить ей деньги, и она станет на девять месяцев просто инкубатором для чужого плода, выносит и родит не свое дитя. Она-то и есть та, кого называют суррогатной матерью. Когда-то это было абсолютно несбыточной фантазией. Кто-то считает это грехом. Церковь осуждает. А ученый-генетик, вероятно, чувствует себя Богом.

В основе такого способа произведения потомства две вещи: оплодотворение в пробирке (оно же - экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО) и договор между биологическими родителями и женщиной - заменительницей матери. Другими словами, генетический материал плюс заказ. Главная фигура здесь - женщина-инкубатор. А еще - масса проблем: юридических, медицинских, религиозных, нравственных.

Предыстория

Исследования искусственного оплодотворения начались в 1950-х годах. И 25 июля 1978 года в Англии на свет появилась Луиза Браун, первый ребенок, зачатый не в организме матери. В 1979 г. в Мельбурне у Луизы появился "брат по методу". В начале 90-х гг. наступает новая эпоха в лечении бесплодия. С помощью клеточного инжиниринга врачи стали активно воздействовать на сам процесс оплодотворения.

Этот метод прошел путь от сенсации до обычной медицинской процедуры. Суть процесса такова: яйцеклетку оплодотворяют сперматозоидами вне организма матери в специальных условиях, некоторое время хранят в инкубаторе, где она превращается в эмбрион -зародыш будущего человека, потом вводят в матку, или подсаживают. Дальше - по традиции: беременность, роды. Яйцеклетка может принадлежать будущей матери, а может быть донорской. Так же как и сперма: либо от мужа, либо из банка спермы, от другого мужчины.

Успех ЭКО зависит от множества факторов: возраста супругов, состояния детородных органов, общего состояния организма, самой причины бесплодия. Но точно оценить шансы в любом случае довольно трудно. В среднем эффективность программы обычно не выше 30%.

Сначала попробуем сами

Врачи вообще утверждают, что сейчас каждая десятая пара в мире не в состоянии производить потомство. Вернее, не в состоянии производить потомство обычным, природным, естественным способом.

Некоторое время назад, сразу после нашумевшей свадьбы одной уже не очень молодой российской эстрадной певицы (ей тогда было за сорок) и более молодого начинающего певца (ему не было еще тридцати) в прессе появилась информация, что звездная пара зачала ребенка в пробирке. Слухи потом не подтвердились, но сам факт был вполне возможен. Женщина за сорок, даже за сорок пять, если позволяют здоровье и обстоятельства, может стать матерью, если ей будет введен эмбрион из пробирки. Естественным путем, конечно, - вряд ли. Но ЭКО могло бы помочь. Совсем недавно известный итальянский врач Северино Антонори, который собирается клонировать человека, помог таким способом забеременеть и родить женщине 63 лет. Она стала самой пожилой матерью в мире, известной науке.

А вот другой совершенно реальный случай, имевший место в России. 1995 год, Москва. Молодая женщина, москвичка двадцати четырех лет. имя ее называть не будем. Она была уже несколько лет замужем, и она, и ее муж - оба хотели ребенка. Она перенесла гинекологическую операцию. Врачи предупредили: "Хотите рожать - поторопитесь, не затягивайте: лучше, видимо, уже не будет". Она пыталась забеременеть, лечилась у трех врачей. Муж проверялся - все в норме, а детей все не было. Наконец решились на ЭКО. В августе 1997 года у нее взяли яйцеклетку, у мужа - сперму. Яйцеклетка вызрела, и в инкубаторе зародились два эмбриона. Ей позвонили на работу: "Срочно! Выезжайте! Надо делать подсадку. Эмбрионы ждать не могут!" Бросив все, примчалась в клинику. Подсадка прошла удачно - оба зародыша ввели в матку, после этого - еще день госпитализации почти без движения: не дай бог что сдвинуть, нарушить. Потом врачи рассказали: если в первые же 15 минут эмбрионы не приживутся, то все бесполезно. У нее не прижились. Когда она рыдала врачу в трубку, ей ответили: "Ну что ж вы хотите? Вероятность не более 30%. А мы, доктора, совсем не боги".

"Родите нам ребенка!"

Своими силами родить не получилось. Теперь несостоявшейся матери придется выбирать: либо лечиться и делать подсадки дальше. либо найти для своего младенца суррогатную мать.

Суррогатное материнство бывает разное, в зависимости от степени бесплодия пары. "Традиционные" или "частичные" договоренности предполагают использование яйцеклетки суррогатной матери и семени биологического отца. Таким образом заводят детей, например, и мужские гомосексуальные пары. При "полном" ("гестационном") суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят яйцеклетку от биологических родителей. Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей. Это необходимо для того. чтобы женщине было на кого перенести материнские чувства после расставания с новорожденным и тем самым несколько сгладить душевные переживания.

Технология суррогатного материнства существует чуть менее двадцати лет. За это время в мире подобным способом родились уже порядка полутора тысяч детей. В России, по официальной статистике, таких детей не больше десяти. На территории СНГ первый младенец появился в Харькове, там мама родила собственной дочке с врожденным отсутствием матки. Ребенку уже 6 лет.

Все они мои

У Хелен Бисли, о которой шла речь в самом начале, прижились оба подсаженных эмбриона. Она беременна только двойней. И уж если она, суррогатная мать, отказалась избавляться от одного из детей, то как, должно быть, непросто решиться на это матери настоящей, вынашивающей зачатых в пробирке детей.

В одну из женских клиник Мехико привезли однажды женщину, не суррогатную мать, у которой прижились сразу семь зародышей. Выносить семерых женщина вряд ли сможет - она умрет от истощения. Даже пятерых выносить трудно. Что ей делать? Врачи уговаривали и ее, и мужа, кричали: "Надо удалить хотя бы трех, иначе вы погибните! И они все вместе с вами! Ну для того ли вы все это затевали?" Она кричала, что доброй католичке не пристало делать аборт. Что сна слишком долго пыталась забеременеть, чтобы теперь вот так просто выбрасывать в помойку своих детей, с таким трудом приобретенных. "Но не всех же!" - настаивали врачи. "Сколько бы их ни было -все они мои!" - был ее ответ. Но прошло еще немного времени, три плода оказались в неправильном положении, от чего и так бы умерли еще до родов. Тогда мать согласилась. Три зародыша были удалены, остальных она выносила и родила.

Наука и религия никогда не ладили. А в данном случае - особенно. Однако разговор о морали, нравственности и религиозности скорее уместен, когда женщина сама вынашивает своих детей. Что же до суррогатного материнства, то здесь речь идет в первую очередь о финансовой сделке и материнском инстинкте, так по крайней мере полагает большинство. Видимо, поэтому резкий категорический отказ Хелен Бисли от аборта вызвал столько шума.

Рынок и мораль

Медицинский аспект решен абсолютно - технологически это и можно сделать, и делается. А вот юридические, моральные и этические проблемы часто непреодолимы. Так же как и клонирование, суррогатное материнство провоцирует споры, скандалы и беспрецедентные судебные процессы. Помимо чисто научной жажды познания, эксперимента и созидания, что во все времена неминуемо сталкивалось с общественным и церковным осуждением и недоверием, в подобном предприятии идет речь о немалых деньгах, ведь процедура не из дешевых. Прибавьте к этому конфиденциальность, полулегальность (кое-где это вообще запрещено законом), трудоемкость, риск неудачи (в конце концов это только эксперимент) и массу других юридических и просто человеческих нюансов. Вот и получается, что минимум в трети случаев скандал неизбежен.

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Материнство становится при этом договорной работой, в которой, как в любом бизнесе, преобладает стремление к личной выгоде. Значит, суррогатное материнство - это рынок, бизнес, коммерция. Но, по словам одного нашего отечественного юриста, запрещать законом суррогатное материнство смысла нет. Получится то же, что бывает, когда в какой-либо стране запрещают аборты. Если нельзя легально, их будут делать подпольно, грязными руками и вязальным крючком, в результате каждая третья женщина будет умирать после такой операции от перитонита. Так же и суррогатное материнство: нельзя по закону - будут делать в обход.

Церковь усматривает в этом дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Даже феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление права на самоопределение. С другой стороны -как сексуальная эксплуатация.

Однако для бездетной семьи это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа или жены. Подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. Может быть. речь идет не о коммерциализации деторождения, но о глубоко человечном акте любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна оценить их в денежном эквиваленте и может сознательно пойти на риск.

В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса национальные законодательства и политика большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция и Германия) оно запрещено полностью. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Виргиния (США). Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).

Согласна работать матерезаменителем

Поиск суррогатных матерей проходит в разных странах по-разному. В России это дело той семейной пары, которая желает завести ребенка. Никакого "банка" женщин, готовых предоставить свои услуги, нет. (По крайней мере, так считают врачи). Но и в России есть доступ к иностранным базам данных по суррогатному материнству. Кроме того, в разных центрах репродукции и гинекологии периодически раздаются звонки, и женщины предлагают себя в качестве суррогатных матерей.

По-иному поставлено дело в США. Сайт http://www. eggbank. corn/ - это огромная база данных, предлагающая данные о 300 донорах яйцеклеток.

Одной из основных проблем программы суррогатного материнства является психологическая нестабильность женщины, которая решила стать суррогатной матерью. Что толкнуло ее на это? Если она одинока и у нее масса материальных проблем, то сам факт наступления беременности станет для нее дополнительным стрессом - плюс к тем, что у нее уже есть. И часто она психологически ломается, и к тому моменту, когда появляется ребенок, сказываются законы природы - она начинает любить ребенка. Это чувство ничем невозможно ни сбалансировать, ни заменить. Такие женщины часто отказываются отдать ребенка. Как правило, судебные разбирательства по этому вопросу, которые имели место в мире, связаны либо с одинокими женщинами, либо с состоящими в гражданских браках, которые, как правило, не вызывают уверенности в стабильности ее семейного положения.

Что может заставить россиянку стать инкубатором для чужого плода, и так понятно. Представьте себе, молоденькая провинциалка получит за такую услугу не меньше пяти тысяч долларов, а за эти деньги в каком-нибудь небольшом российском городе можно жизнь свою устроить. У кого повернется язык осудить такую суррогатную мать? Кто не знает, как живет основная часть населения в Российской Федерации, пусть первый бросит в нее камень.

По закону, против закона и вне закона

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства серьезные сомнения этического характера, которые "не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры".

Очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

Как бы то ни было, законодательство в данной области настолько не разработано, что правовая путаница возникает везде и всегда, и у нас, и за рубежом. В свое время вся Америка с живейшим интересом следила за ходом судебного процесса Джонсон против Кальвертов, поднявшего массу вопросов, касающихся суррогатного материнства вообще. Супруги, не имеющие детей по причине удаления матки у миссис Кальверт, заключили соглашение с молодой незамужней медицинской сестрой Анной Джонсон об услуге суррогатной матери. За $10 000 последняя согласилась выносить беременность плодом, зачатым при оплодотворении яйцеклетки миссис Кальверт сперматозоидом ее же супруга. Однако незадолго до родов мистер Кальверт неожиданно передумал и... подал иск в суд штата Калифорния о признании Анны Джонсон настоящей матерью ребенка. В конечном итоге суд этот иск не удовлетворил, заявив, что генетически этот ребенок является потомком четы Кальвертов, а суррогатная мать, хотя и выносила его в течение долгих 40 недель, лишь играла роль няни, которой родители на время доверили свое чадо. Однако далеко не все были согласны с решением суда - миллионы рожавших женщин, знакомые с ощущением новой маленькой жизни, полагают, что именно беременность и роды, а не генетический материал половых клеток, делают женщину матерью.

Вообще суррогатное материнство - неистощимый источник разного рода курьезов и путаниц в статусе родственников. Например, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, оплодотворенной сперматозоидом зятя, то кем она приходится родившемуся ребенку - матерью или бабушкой? Или матерью и бабушкой одновременно? Таких случаев история репродуктологии знает немало.

В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих законодательных запретов на уровне одной страны.

Я и мои родители

Меньше всего в данном случае, как часто бывает, думают о виновнике всего предприятия - ребенке и его правах. Прежде всего, ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты. А главное - психологическая адаптация ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не будет ли проблем? А если ребенок будет видеться с этой женщиной после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Кроме того, новорожденный может быть генетически не связан с кем-то из родителей или даже с ними обоими. Любому мужчине и любой матери понадобится сила духа, чтобы смириться с этим. Ведь потом отцу придется воспитывать сына, который появился на свет благодаря сперме чужого мужчины. Или мать будет растить дочь, рожденную из яйцеклетки совершенно чужой женщины. Где-то будет существовать женщина, которая носила под сердцем дитя. принадлежащее другим, и потом долго принимала гормональные препараты, чтобы заглушить в организме бурю, именуемую материнским инстинктом. А ребенок, зачатый в колбе, вызревший в инкубаторе и произведенный на свет не тем, кого он называет мамой и папой, будет, наверное, некоторое время думать, что взрослые просто развлекают его сказками о каких-то чудесах. Хорошо, если так.

Старо как мир

Легенда гласит следующее. Царевич Вардхамана, получивший почетное прозвание Махавира (в переводе с санскрита это означает "великий герой") был основателем джайнизма - религии, по сей день исповедуемой в Индии, США и других странах мира. Жил он в V веке до н. э. И история о его происхождении удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека - метод суррогатного материнства.

Дело в том, что Великий герой решил подшутить над богами и родиться не в том сословии, в каком ему было положено, не у высокородных кшатриев, а у незнатных брахманов. На земле забеременели сразу две женщины: кшатрийка и брахманка. Допустить, чтобы Великий герой родился от брахманки, боги не могли. Поэтому им пришлось, прибегнув к своим сверхчеловеческим способностям, пока обе женщины спали, поменять их младенцев местами. Плод кшатрийки вложили в чрево брахманки и наоборот. Так Великий герой родился в подобающем сословии. И обе женщины, сами о том не подозревая, стали суррогатными матерями. Зачали они в один и тот же день, так что к моменту трансплантации зародыши были ровесниками. Это ровно три лунных месяца, три лунных цикла.

Но это из области легенд. А реальная история человечества говорит о том, что на самом деле прообраз суррогатного материнства появился за несколько тысячелетий до того, как изобрели ЭКО. Для чего же еще возникли в свое время институты наложниц, содержанок, гаремы, крепостные жены? Человек запрограммирован природой на продолжение рода, и если не получается самым простым и естественным путем, значит, надо придумать другие. Если жена египетского фараона не могла иметь детей или не могла родить сына-наследника, ничто и никто, а меньше всех - сама царица, не могли запретить правителю взять в наложницы девушку из достойной семьи и щедро вознаградить ее, чтобы она родила царской чете сына.

Так что, судя по всему, суррогатное материнство - ровесник человечества, многие лучшие представители которого появились на свет именно таким способом. Так как же относиться к суррогатному материнству - как к благу или как к неизбежному злу? Религиозные, моральные, нравственные, юридические, этические и научные споры вокруг этого не утихнут никогда. Ясно одно: суррогатное материнство - это просто факт, оно есть и, по всей видимости, никуда теперь от нас не денется.

Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков

Современная наука предоставляет решение тем парам, кто не может обзавестись потомством. Это - суррогатное материнство, использование для вынашивание плода посторонней женщины. Этот метод давно уже используется в мире, как лечение бесплодия.

Тема это довольно обсуждаема в обществе. Для некоторых такой способ зачать ребенка - преступный, но есть и те, кто видит в этом свой единственный шанс. Суррогатное материнство - новое явление, которое имеет много нюансов и вопросов. Неудивительно, что оно обросло чередой мифов, как биологических, так и правовых.

Правильно писать - сурагат или сурогат. В объявлениях можно встретить упоминания о поисках сурагатной или сурогатной матери. Говорят и о сурогатном материнстве. На самом деле стоит воздать должное грамматике. Слово «суррогат» означает неполноценную замену. То есть это мать, которая просто замещает родную. Такая женщина не имеет ничего генетически общего с вынашиваем ею плодом.

У вынашиваемого ребенка будет кровь суррогатной матери. Правда заключается в том, что кровеносные системы суррогатной матери и плода никак между собой не сообщаются. Так что между ними нет той самой кровной связи, о которой пишут многие профессионалы и исследователи данной тематики.

Выношенный суррогатной матерью ребенок будет на нее похож. Этого не произойдет, если, конечно же, это на самом деле не ее родной ребенок.

Суррогатная мать, по сути, отдает своего родного ребенка. Это заблуждение, которое может быть реализовано только при введении программы традиционного суррогатного материнства. Оно официально узаконено во многих странах, в том числе и в США. Там суррогатная мать, она же репродуктивная особа, выступает в качестве донора яйцеклетки. Ее подвергают искусственной инсеминации спермой заказчика. И в репродукционной клинике будет лежать именно суррогатная мать, а не бесплодная супружеская пара. В такой ситуации по действующему в России законодательству в свидетельство о рождении будут внесены имена биологического отца (если он признает факт отцовства) и репродуктивной матери. Но в России такая ситуация невозможна, так что если предлагается такой вариант, то это говорит о некомпетентности той стороны, которая обеспечивает правовую часть.

Суррогатная мать на самом деле отказывается от ребенка в роддоме. Нельзя отказаться от того, что тебе фактически не принадлежит. При рождении ребенка суррогатная мать тут же должна дать согласие на запись в книге рождений имен биологических родителей малыша. Это согласие обычно дается в письменной форме и подтверждается печатью того лечебного учреждения, где и произошли роды. Документ также скрепляется подписью уполномоченного лица.

Услугами суррогатных матерей могут воспользоваться только пары в официальном браке. В семейном кодексе Российской Федерации установлено, что законное супружество - это одно лишь из условий для осуществления записи о родителях в книге записи рождений в ЗАГСе. Можно провести аналогию с усыновлением - не допускается такая процедура для лиц, которые в браке не состоят. Так что для использования суррогатной матери штамп в паспорте не нужен, он потребуется при регистрации ребенка в ЗАГСе. Если родители к тому моменту не будут состоять в официальном браке, то матерью в документах будет записана суррогатная мать. Так что расписываться все же придется, почему бы не сделать это еще до начала такой ответственной программа. По законам Российской Федерации одинокая женщина имеет полное право на искусственное оплодотворение или имплантацию ребенка. Если у нее есть медицинские показания, то она может прибегнуть к помощи суррогатной матери для вынашивания своего ребенка. Тогда при рождении именно биологическая мать и будет записана в документы. И тут требуется согласие суррогатной матери на осуществление такой записи.

Суррогатной матерью может стать женщина, у которой уже есть минимум два ребенка. В документах Министерства здравоохранения России указано, что суррогатной матерью вполне может стать особа с одним ребенком.

У суррогатной матери есть трое суток, чтобы решить оставить ребенка себе. Закон никак не устанавливает тот срок, в течение которого суррогатная мать должна дать свое согласие на запись в книгу рождений биологических родителей. Данное согласие может быть дано в любой момент после родов и до выписки. Обычно этот срок и составляет именно три дня. Но и более позднее получение согласия не помешает зарегистрировать ребенка. По закону сделать это надо в месячный срок после рождения.

Если суррогатная мать решит оставить себе ребенка, то остается только смириться с этим. По закону возможно оспаривание не только отцовства, но и материнства. Поэтому можно оспорить запись в книге рождений, правда уже в судебном порядке. Инициировать этот процесс может лицо, фактически являющееся отцом ребенка. Тут и потребуются многочисленные документы со стороны юристов, которые занимаются правовым обеспечением суррогатного материнства.

Суррогатное материнство по сути своей аморально и противно Божьей воле. Даже в Библии описано, как два библейских персонажа, Авраам и Иаков, тоже пользовались услугами суррогатных матерей. Осуждать же такой процесс могут только не недалекие верующие, которые даже Библию не читали. Бог дал человеку возможность размножаться, в том числе и с помощью науки.

Суррогатным материнством пользуются те, кто не хочет тратить время на вынашивание и на порчу своей фигуры. Такое утверждение далеко от действительности. На самом деле к такому шагу вынуждены прибегать женщины, у которых или есть серьезные патологии матки, или же она вообще отсутствует, а также, если многочисленные попытки забеременеть с помощью ЭКО провалились. Обращение к услугам суррогатной матери - не нежелание беременности, а ее, увы, полная невозможность. Каждый, кто обращается к таким услугам, на самом деле столкнулся с большим горем. И только с помощью суррогатного материнства пара получает шанс вырастить своего родного ребенка. И не стоит думать, что для биологических родителей эта процедура простая. Само «зачатие» предполагает довольно агрессивное вмешательство в организм женщины. И неизвестно, чем это чревато в будущем. Именно поэтому нет смысла говорить об экономии времени или сохранении фигуры.

Суррогатное материнство - очень дорого. Говорят, что за услуги суррогатной матери надо расплачиваться чуть ли не квартирой в Москве. На самом деле эти утверждения выглядят фантастически. Вся процедура даже с учетом полного сопровождения обойдется намного дешевле. Да и часто суррогатными матерями предлагают по собственной воле стать родственницы.

Суррогатное материнство - незаконный метод. В 2011 году были принят закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Его активно обсуждали в прессе, что позволило повысить информированность граждан. Естественно, суррогатное материнство - вполне законная процедура, раз ею открыто пользуются даже звезды шоу-бизнеса. Да и юристы не стали бы сопровождать откровенно незаконное дело.

Суррогатные матери часто оставляют ребенка себе. Правовые нормы действительно позволяют суррогатной матери оставить себе ребенка. Ведь чтобы в свидетельстве о рождении записали биологических родителей, требуется согласие суррогатной матери. В теории она вполне может и не дать на то своего дозволения. На практике же так происходит очень редко. Вся процедура базируется на договоре, где четко изложены права и обязанности сторон. Это позволяет соблюдать интересы всех участников процесса.мДоговор с суррогатной материю надо еще и заверить у нотариуса. Фактически такое нотариальное заверение не даст договору дополнительной юридической силы. Именно поэтому такой шаг не имеет какого-либо практического смысла.

Лучше не обращаться к такой сложной процедуре, а просто усыновить ребенка. Кто из нас не мечтает о родном малыше, который перенял бы наши черты, был бы похож на бабушек и дедушек. Усыновление же означает прием на воспитание совсем чужого ребенка, с чужим набором генов, отличающегося от семьи. Это довольно серьезно и решиться на такой шаг могут далеко не все. Так что в таком случае возможность продлить род только одна - суррогатное материнство.

Если репродуктивные женские показатели в норме, а возраст не позволяет рожать, то придется отказаться от мечты обзавестись ребенком. Сегодня сам по себе возраст приговором не является. Женщины обретают с помощью суррогатного материнства детей и после 50. Для такой процедуры главное, чтобы в организме созрела хотя бы одна жизнеспособная яйцеклетка. Можно также заранее заморозить биологический материал, чтобы потом к нему прибегнуть. Именно так и поступила Алла Пугачева, ее замысел успешно осуществился.

Рожать даже с помощью суррогатной матери после 40 лет - рискованно. И это - правда. Если биологическая мать уже находится в ожидании климакса, то риск рождения на свет ребенка с неправильным развитием будет так же высок, как и при самостоятельном вынашивании. Хорошо, что сегодня есть методы пренатальной диагностики, которые позволяют вовремя распознать генетический фон зародыша и выявить нарушения.

Дети, рожденные от суррогатной матери, отличаются от тех детей, кто родился естественным путем. Это неправда, такие дети ничем от обычных не отличаются. Даже наоборот, за их здоровьем постоянно следят врачи. Еще при подготовке к беременности проверяются и биологические родители, и суррогатная мать. Весь процесс вынашивания ребенка и родов находится под пристальным наблюдением специалистов, что только увеличивает шансы на появление здорового человека.

Для этой процедуры может использоваться яйцеклетка суррогатной матери, а не биологической. В таком случае суррогатная мать дала бы ребенку свои гены, став ему родной. В случаях, если нет возможности использовать яйцеклетку обратившейся за помощью женщины, то прибегают к услугам донора. Сама идея суррогатного материнства заключается в том, что у бездетной пары появляется на свет ребенок с родственным набором генов. А процесс оплодотворения тут происходит аналогично ЭКО. Биологическая мать проходит курс терапии гормонами, что стимулирует созревание фолликулов. Когда они достигают нужных размеров, то под общим наркозом берется пункция. Взятую яйцеклетку оплодотворяют мужскими эмбрионами и через 3-5 дней эмбрионы пересаживаются уже суррогатной матери.

Если вас заинтересовала тема суррогатного материнства, то необходимо тысячу раз подумать, прежде чем решиться на подобный шаг. Далеко не все женщины (суррогатные матеря) подходят на такую роль. Какие же существуют нюансы данной процедуры, и что необходимо знать о суррогатном материнстве?.

Что такое суррогатное материнство?

Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, которая подразумевает искусственное оплодотворение, при котором женщина (суррогатная мать) даёт согласие на оплодотворение и вынашивание биологически чужого ей ребёнка. То есть, генетически ребёнок к суррогатной матери отношения иметь никакого не будет, она лишь выносит чужого ребёнка. Суррогатная мать оплодотворяется оплодотворённой яйцеклеткой, где в качестве сперматозоидов задействуются сперматозоиды отца, а яйцеклетка – матери.

Итак, законодательство России в этом отношении твердит, что суррогатная мать должна быть в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет. Кроме этого, у суррогатной матери должно быть не больше одного ребёнка. Если же она замужняя, то обязательным условием является согласие второй половины. Вполне естественным является наличие справки, подтверждающей отсутствие каких-либо психологических и иных наследственных заболеваний. В частности, для получения необходимых документов из больницы - необходимо сдать целый ряд анализов – флюорографию, анализ мочи, а также пройти терапевтический и гинекологический осмотр и т.п.

Очень многое зависит и от родителей-заказчиков, которые зачастую могут предъявлять определенные требования к будущей суррогатной матери: к внешности, месту прописки, наличию образования и т.п. При этом все желания со стороны «заказчика» являются чисто субъективными. Настоящим биологическим родителям очень важно, чтобы суррогатная мать была правильной и идеальной во всех отношениях.

Если у вас есть близкие и родные люди, то обсудите также и с ними подобный шаг. Если есть свой ребёнок и близкие родственники, то им будет очень сложно объяснить, почему у вас недавно был живот, а сегодня его уже нет, при этом нет и младенца.

Необходимо также оценить состояние здоровья, ведь беременность – это всё-таки серьезное испытание. Что касается восстановления после родов, то данная миссия является также очень ответственной. При этом не стоит удивляться, если большая часть средств уйдет потом на лечение.

Этические проблемы суррогатного материнства кроются в осуждении общества, причём в абсолютном большинстве случаев общества - со стороны суррогатной матери. Суррогатную мать могут осуждать, и имеется большой шанс, что она будет не понята обществом. Кроме того, отношение церкви к суррогатному материнству отрицательное.


Плюсы и минусы суррогатного материнства

Для будущих родителей суррогатное материнство это шанс завести долгожданного ребёнка, пускай даже не традиционным способом, но, тем не менее, они будут считаться биологическими родителями. Что касается отрицательных моментов, то они заключаются только в неправильном выборе суррогатной матери и в том, что суррогатное материнство достаточно затратная процедура.

Для суррогатной матери это отличный способ заработать достаточно большие деньги, к тому же, что касается моральной составляющей – то это достаточно великодушное дело, помочь людям обрести заветное счастье. Из минусов стоит отметить то, что вам нужно выносить ребёнка, причём после его рождения вы с ним расстанетесь навсегда. Кто-то может себя изначально настроить к этому, а у кого-то это сделать получится с большим трудом, и то, если получится.

На сегодняшний день существует большое количество компаний, предоставляющих услуги по организацию процесса суррогатного материнства. Если же необходим стопроцентный вариант, то стоит обратиться в такую компанию, которая занимается подбором суррогатных матерей и оформлением договорных отношений. В этом случае можно рассчитывать на стандартные траты, но соответственно и юридическая чистота сделки будет гарантирована.

Помните, что суррогатное материнство – это ответственный шаг, перед совершением которого необходимо взвесить все «за» и «против», раз и навсегда решив для себя важность подобного события. В погоне за деньгами суррогатная мать может на всю жизнь получить психологическую травму, зная, что у неё есть ребёнок, с которым она быть не может.

История

К настоящему времени суррогатное материнство стало достаточно распространенным явлением. В частности, его использовали такие знаменитости как Сара Джессика Паркер , Николь Кидман , Элтон Джон , Майкл Джексон , Криштиану Роналду , Алена Апина , Рики Мартин , Анни Лейбовиц . В ряде случаев причиной этого было не бесплодие, а гомосексуальность .

Этические проблемы

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминистки считают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребёнка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления . По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы.

Законодательное регулирование

Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, отличаются в разных юрисдикциях.

Важным моментом при заключении договора о суррогатном материнстве является вопрос о том, насколько все вовлечённые в процесс стороны отдают себе отчёт в возможных рисках.

Наиболее известный случай юридической коллизии, связанной с суррогатным материнством - так называемый «случай Бэби М» в США, когда суррогатная мать отказалась передать рождённого ею ребёнка его биологическому отцу. В 1988 году суд по семейным делам штата Нью-Джерси постановил отдать ребёнка на «усыновление» и дать родительские права биологическому отцу, однако постановил, что суррогатная мать должна иметь право на посещение ребёнка и участие в его воспитании.

Суррогатное материнство в России

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  • Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  • Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребёнка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

«Белые пятна» в законодательстве России

Ошибочно считать, что услугами суррогатной матери в России может воспользоваться только супружеская пара. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса или пола при реализации программ суррогатного материнства.

Закон не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство, а только регулирует порядок регистрации детей, родившихся вследствие реализации программы суррогатного материнства у лиц, состоящих в браке (п. 4, ст. 51 СК РФ), устанавливая в качестве единственного условия такой регистрации получение предварительного согласия суррогатной матери.

Ссылки на п. 7 приказа Минздрава РФ от 26.02.2003 года № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» несостоятельны, так как первый абзац упомянутого пункта прямо указывает на то, что правовые аспекты суррогатного материнства определены иными нормами действующего законодательства, то есть данный документ не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с суррогатным материнством.

Судебные прецеденты

Дело Натальи Горской

Ответ на вопрос, могут или нет одинокие люди воспользоваться услугами суррогатных матерей для продолжения рода, дала судебная практика. В своём ставшем прецедентным решении по делу Натальи Горской Калининский районный суд С.-Петербурга указал, что, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства.

Судом было установлено, что в иных нормах, касающихся здравоохранения и планирования семьи, отсутствуют какие-либо запреты или ограничения относительно возможности для женщины, не состоящей в браке, реализовать себя как мать.

Суд указал, что пункт 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ предусматривает только частный, один из нескольких возможных случаев - случай регистрации рождения ребёнка, родившегося в результате реализации программы суррогатного материнства для лиц, состоящих в браке, отметив, что органы ЗАГС ошибочно применяют данную частную норму (п. 4 ст. 51 СК РФ) как общую, делая из неё вывод о невозможности участия в программе суррогатного материнства для женщины, не состоящей в зарегистрированном браке. Суд отметил, что такое истолкование законодательства нарушает права граждан, установленные ст. 38, 45, 55 действующей Конституции Российской Федерации.

Суд указал на то, что заявление суррогатной матери лишь подтверждает, что она сама не претендует на то, чтобы быть зарегистрированной матерью ребёнка, рождённого в результате программы суррогатного материнства. К гарантии прав суррогатной матери и сводится абзац 2 п. 4 ст. 51 Семейного кодекса.

Суд посчитал отказ органов ЗАГС в регистрации рождения ребёнка у заявителя в результате применения суррогатного материнства по правилам, установленным для регистрации рождения детей у одиноких матерей, не соответствующим приведённым выше нормам закона и подлежащим отмене. Горская стала первой российской женщиной, отстоявшей своё право на материнство через суд .

В ноябре 2009 года аналогичное решение по идентичному делу вынес в Москве Кунцевский районный суд. Московский суд вслед за петербургским указал, что «одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства».

После публикации в средствах массовой информации этих прецедентных судебных решений, российские ЗАГСы начали регистрировать детей одиноких женщин, не дожидаясь судебных решений. Так, 13 января 2010 года отдел ЗАГС Великого Новгорода в день обращения зарегистрировал «суррогатного» ребёнка, родившегося у не состоящей в браке жительницы Новгородской области.

Дело Натальи Климовой

Однако сложности при регистрации «суррогатных» детей у одиноких женщин по-прежнему сохраняются. Если речь идёт о необычных репродуктивных программах (посмертная репродукция, сочетание суррогатного материнства с донорскими программами и пр.), трудности увеличиваются в геометрической прогрессии.

Впоследствии российскими судами были приняты ещё несколько фактически идентичных решений по аналогичным делам с участием «одиноких» родителей, как женщин, так и мужчин, например, решение Смольнинского районного суда г. С.-Петербурга по иску одинокого петербуржца , которому оЗАГС отказал в регистрации его «суррогатной» двойни.

Основанием для отказа также послужило семейное положение заявителя, а именно то, что он не состоял и не состоит в зарегистрированном браке. Ссылаясь на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, суд указал, что «действующее законодательство исходит из равенства прав женщин и мужчин. Не является исключением и право одиноких мужчин на рождение детей, создание семьи, в которую будут входить только дети и их отец». Суд однозначно установил, что «действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию рождения ребёнка, рождённого в результате имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одинокой матерью или отцом данного ребёнка». Суд констатировал, что отказ в регистрации рождения ребёнка не основан на законе и нарушает права и законные интересы не только истца, но и его новорожденных детей.

Учитывая, что «действующее законодательство не регулирует вопрос установления отцовства и регистрации рождения детей, не имеющих матери, а имеющих только отца», суд счёл необходимым «использовать нормы действующего семейного законодательства по аналогии», особо указав на то, что, как сказано в решении суда, «отсутствие правовых норм не может являться основанием для умаления и нарушения прав и законных интересов детей и их отца». Отказ Отдела регистрации актов гражданского состояния в регистрации рождения первой в С.-Петербурге «суррогатной» двойни, родившейся у одинокого отца, был признан судом незаконным

Российский закон не оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в случае развода или смерти биологических родителей до рождения ребёнка.

Родители в любом случае должны быть вписаны в свидетельство о рождении своего «суррогатного» ребёнка. Вопрос о том, кто из родителей будет его воспитывать, должен решаться предусмотренным п. 2 ст. 66 Семейного Кодекса РФ соглашением об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка, или же в судебном порядке с участием органов опеки и попечительства.

Несмотря на то, что по Семейному Кодексу РФ (п. 4 ст. 51) заказчики могут быть записаны родителями ребёнка лишь с согласия женщины, его родившей, случаев отказа суррогатной матерью подписать такое согласие не было. Отозвать своё согласие после регистрации ребёнка суррогатная мать уже не вправе.

Самым известным отцом «одиночкой» в России является эстрадный певец Филипп Киркоров. 26 ноября 2011 года у него при помощи суррогатной матери родилась дочь Алла-Виктория. а также сын Мартин-Кристин, родился 29 июня 2012 года

См. также

Примечания

  1. Рекомендации ВОЗ: терминология ВРТ . Журнал «Проблемы Репродукции» . Издательство «Медиа Сфера». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 18 мая 2011.
  2. Федеральный закон №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (глава 6, статья 55, пункт 10) - http://base.garant.ru/12191967/6/#160
  3. Ю. А. Дронова . Что нужно знать о суррогатном материнстве, 2007
  4. П. Цветкова, О. Родина . Звёзды - за суррогатное материнство!
  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата, 12 сентября 2005.
  6. Соколова Н. А. // Демография.ру, 07.07.2011.
  7. Суррогатное материнство закрепили на уровне закона
  8. Калининский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 05 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-4104, судья Корчагина А. Ю.
  9. Свитнев К. Н. ВРТ и право на материнство . / Медицинское право. - 2010. № 3 (31). - С. 5-9.
  10. Кунцевский районный суд г. Москвы, решение от 03 ноября 2009 года по гражданскому делу № 2-3853/09, судья Макарова М. Э.
  11. Росюрконсалтинг - Новости
  12. Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 06 октября 2010 г. по гражданскому делу № 2-3927/10, судья Матусяк Т. П.
  13. Елена Новосёлова . Весь я не умру // «Российская газета» - 6 октября 2010
  14. Бабушкинский районный суд г. Москвы, решение от 04 августа 2010 г. по гражданскому делу № 2-2745/10, судья Мартыненко А. А.
  15. Свитнев К. Н. Вспомогательные репродуктивные технологии: Правовые коллизии / Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 5. С. 52-59.
  16. Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 04 марта 2011 г. по гражданскому делу № 2-1601/11, судья Матусяк Т. П.
  17. Елена Новосёлова . Одинокий петербуржец стал отцом «суррогатной» двойни // «Российская газета». - 22 марта 2011

Литература

  • С. В. Лебедев Что такое суррогатное материнство .
  • С. В. Лебедев Правовые комментарии к законодательству по вопросам сурматеринства .
  • О. А. Пересада, А. В. Лебедько Вспомогательные репродуктивные технологии: этические и юридические проблемы // Журнал «Медицинские новости» (Белоруссия) . - 2005. - № 6.
  • К. Н. Свитнев Суррогатное материнство: проблемы правового регулирования и правоприменения. (Русский) // Журнал «Правовые вопросы в здравоохранении» . - 2011. - № 9. - С. 52-61.
  • Соколова Н. А. Суррогатное материнство в новом законопроекте об охране здоровья: «зеленый свет» торговле детьми // Демография.ру, 07.07.2011.
  • Иваева Э. А. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы. (Русский) // Журнал «Медицинское право» . - 2008. - № 3.

Суррогатное материнство – это репродуктивная технология, при которой женщина (суррогатная мать) добровольно вынашивает генетически чужого ей ребенка, который впоследствии будет отдан на воспитание своим генетическим родителям.

Морально-этические аспекты

Суррогатное материнство до сих пор является предметом горячих споров: находятся как ярые противники, так и защитники этого метода репродуктивных технологий. Во многих странах суррогатное материнство находится под запретом, церковь также высказывает негативное мнение, основываясь на неестественности рождения ребенка , безнравственности, нарушении святости семьи.

Однако достаточно вспомнить пугающие цифры: по последним данным в России почти 6 миллионов пар по различным причинам являются и не могут рассчитывать на . Для них суррогатное материнство может быть единственным шансом ощутить счастье материнства и отцовства.

важно К данной процедуре стоить подойти серьезно, не принимая решения на эмоциях (это касается как генетических родителей, так и суррогатной матери). Следует заранее подготовить себя, прежде всего психологически.

Многие женщины, готовясь выносить и родить чужого ребенка, считают, что смогут расстаться с ним без особых проблем, однако впоследствии испытывают тяжелую психологическую травму. Нелегко приходится и генетической матери: многие из них, глядя на растущий живот суррогатной матери, воспринимают себя неполноценными, не способными выполнить главную женскую роль.

После рождения ребенка у генетических родителей может возникать ощущение, что их малыш все равно чужой, процесс привыкания к новому статусу родителей значительно замедляется. Впоследствии у пары может возникать вопрос о психологической адаптации ребенка: стоит ли сообщать ему о тонкостях его рождения , оставлять ли возможность его общения с суррогатной матерью.

При любых проблемах не стоит решать их самостоятельно, оставаясь один на один с тяжелыми мыслями. Во многих центрах, занимающихся репродуктивными технологиями, обязательно есть квалифицированные психологи и психотерапевты, которые окажут Вам необходимую помощь.

Следует помнить, что любые проблемы постепенно можно решить, а итогом суррогатного материнства станет огромное счастье держать на руках своего долгожданного малыша.

Юридические аспекты

По законодательству Российской Федерации суррогатное материнство является легальной процедурой и регулируется Семейным кодексом, Федеральным Законом 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Основами Законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан и Приказом Министерства Здравоохранения РФ № 67.

Несмотря на правовую поддержку государства в суррогатном материнстве полно «подводных камней». Главная проблема заключается в том, что юридически матерью ребенка является женщина, которая его родила. Как только суррогатная мать после родов подпишет официальную бумагу об отказе от ребенка, генетическим родителям присваивается официальный статус. В этом случае нередко возникают ситуации с мошенничеством, когда суррогатная мать начинает шантажировать биологических родителей, отказываясь отдавать им новорожденного. Чтобы избежать подобных ситуаций, настоятельно не рекомендуется самостоятельно искать суррогатных матерей через интернет и прочие объявления. Оптимально обращаться в специальные агентства с опытом работы и хорошей юридической поддержкой.

Стоимость

информация Однозначно назвать точную цену суррогатного материнства невозможно, конечная стоимость услуги может зависеть от многих факторов.

Для избежания возможных материальных проблем следует сразу же обговорить все условия и составить договор.

Как правило, генетические родители оплачивают следующие услуги:

  1. Компенсация всех и процедур для , последующего ведения беременности и родов ;
  2. Ежемесячное содержание суррогатной матери во время беременности (не менее 200 долларов в месяц);
  3. Съем жилья суррогатной матери , если она проживает в другом городе, а генетические родители хотят постоянно контролировать течение беременности ;
  4. Компенсация заработной платы, если генетические родители настаивают на увольнении суррогатной матери;
  5. Вознаграждение после рождения ребенка (сумма значительно колеблется: по средним данным в России от 10000 до 45000 долларов).

Проведение процедуры

Данная процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный: проводится подбор суррогатной матери и ее тщательное ;
  2. Синхронизация суррогатной и генетической матерей;

Подбор и обследование суррогатной матери

Подбор суррогатной матери проводится тщательно на основании следующих требований:

  1. Добровольное участие суррогатной матери;
  2. от 20 до 35 лет;
  3. Наличие как минимум одного собственного здорового ребенка;
  4. Отсутствие тяжелых хронических заболеваний;
  5. Отсутствие проблем с психическим здоровьем.

После заключения договора суррогатная мать должна пройти (за счет генетических родителей):

  1. Общий анализ крови;
  2. Общий анализ мочи;
  3. Биохимический анализ крови;
  4. Коагулограмма венозной крови;
  5. Определение группы крови и резус-фактора;
  6. Анализ крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С;
  7. Обследование на инфекции
  8. Флюорография;
  9. Цитологическое исследование шейки матки;
  10. Мазки на флору из цервикального канала, уретры, определение степени чистоты влагалища;
  11. Консультация терапевта и психиатра.

Если все и консультации специалистов не выявят противопоказаний к беременности , переходят к следующим этапам.

Синхронизация менструальных циклов

Главной целью этого этапа является подготовка внутреннего слоя матки – эндометрия суррогатной матери к предстоящей беременности . Эндометрий должен иметь достаточную толщину для полноценной имплантации эмбриона. Важным является полное совпадение сроков: одновременно подготовленная матка и получение эмбрионов от генетической матери. Для этого эндометрий суррогатной матери подготавливают путем введения под контролем УЗИ и исследования гормонального фона.

Процедура ЭКО

При суррогатном материнстве состоит из нескольких этапов:

  1. Индукция суперовуляции;
  2. Пункция фолликулов;
  3. Перенос эмбрионов;
  4. Оценка результатов.

Обследование генетических родителей

Обследование для мужчины:

  1. , передающиеся половым путем;
  2. на ВИЧ-инфекцию, сифилис, гепатиты В и С;
  3. Консультация андролога;

Обследование для женщины:

  1. Консультация акушера-гинеколога, гинекологический осмотр;
  2. Мазки выделений из половых путей и уретры на флору, оценка степени чистоты влагалища;
  3. УЗИ органов малого таза;
  4. Общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, коагулограмма венозной крови;
  5. на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гепатит В и С;
  6. , передающиеся половым путем;
  7. Консультация терапевта.

Индукция суперовуляции

Данный этап начинается сразу же после завершения обследования генетической матери.

Целью стимуляции является созревание одновременно нескольких яйцеклеток для увеличения возможности наступления беременности . Для этого в первой фазе цикла женщины вводят гормональные препараты, вызывающие рост нескольких доминантных фолликулов. Стимуляция яичников строго проводится под контролем гормонального фона и . Индукция завершается при достижении размеров фолликулов 17 мм, эндометрия – не менее 8 мм.

При завершении процедуры генетической матери вводят хорионический гонадотропин, который стимулирует выход яйцеклетки из фолликула – (в среднем происходит через 35 часов после введения препарата).

Пункция фолликулов

Пункцию фолликулов проводят не позднее, чем через 40 часов после введения ХГЧ. Специальной иглой под контролем УЗИ прокалывают фолликулы с целью получения яйцеклетки. Чаще всего пункцию проводят через влагалище, реже возможно проведение процедуры лапароскопическим путем через переднюю брюшную стенку.

помните Перед процедурой женщина не должна употреблять пищу не менее 8 часов и обязательно проводит санацию влагалища для профилактики возможных инфекционных осложнений.

В течение нескольких дней после пункции фолликулов женщину могут беспокоить незначительные боли внизу живота.

Оплодотворение

После получения яйцеклетки путем пункции фолликулов наступает следующий этап: сперматозоидами генетического отца в пробирке. Сперму мужчина должен сдать заранее (до проведения пункции) только путем мастурбации после 3-5 дней полового воздержания.

Полученную жидкость из фолликулов с содержащимися в ней яйцеклетками помешают на специальную чашу (чашу Петри), добавляют сперму и помещают в инкубатор, где поддерживаются оптимальные условия для оплодотворения. Результат можно оценить через 12 часов.

Оплодотворенную яйцеклетку затем помещают на специальную среду, где и будет в последствие происходить развитие эмбриона. Данный процесс обязательно контролируется под микроскопом: при нормальном течении развития эмбрионов переходят к следующему этапу – переносу в матку суррогатной матери.

Перенос эмбрионов

Проводится на гинекологическом кресле. Доктор через катетер вводит в полость матки жидкость с содержащимися в ней эмбрионами. Чаще всего процедуру выполняют через шейку матки, что является оптимальным: такая методика не требует наркоза, т.к. является безболезненной. В редких случаях эмбрионы вводят через стенку матки (влагалищным доступом или через переднюю брюшную стенку).

Как правило, одновременно переносят не более 3 эмбрионов, при сниженной имплантации возможно введение и большего количества.

После процедуры суррогатная мать должна принимать гормональные препараты на основе прогестерона для повышения шансов успешного прикрепления эмбрионов.

В течение 2-3 недель женщина должна отказаться от половых контактов и тяжелых физических нагрузок.

Оценка результатов ЭКО

Перенос эмбрионов осуществляют на 17 день менструального цикла. Подтверждение успешного течения беременности путем определения ХГЧ возможно через 2 недели после процедуры, путем УЗИ – через 3 недели.

После подтверждения факта беременности суррогатная мать должна находиться под постоянным контролем врачей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: