Стимульный материал. Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка Результаты субтеста сложение фигур ниже кубиков коса

Кубики Кооса — уникальная вещь для развития ребенка. С их помощью можно складывать узоры разной сложности для детей от 1-7 лет! Игры с этими кубиками тренируют настойчивость, пространственное мышление, воображение, чувство симметрии и умение добиваться результата.

pigeontreecrafting.com

В чем же суть этой оригинальной игры-головоломки, и почему она стала так популярна среди мам и детей по всему миру? Давайте разбираться!


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Американский психолог и автор тестов интеллектуального развития Сэмюель Кос еще в 1920-х годах придумал уникальную методику, которая активно используется и в наши дни. А кубики с разноцветными сторонами считаются лучшей системой диагностики интеллекта у детей.

Особенность кубиков Кооса

Кубики Кооса (также называют «кубики Коса») представляют собой набор из цветных фигур. Большинство из них окрашены в 2 цвета, некоторые — монохромные.

В наборе вы можете найти кубики со сторонами таких цветов:

  • красная
  • белая
  • бело-красная
  • желтая
  • синяя
  • сине-желтая

Так выглядят оригинальные кубики, которые придумал Кос. К ним также идут специальные карточки или книжечка-инструкция с заданиями разной степени сложности и расшифровка результатов.

Кубики Коса — классика, которая сегодня успешно вытесняется развивающей методикой Никитина. Которая основана на базе методики американского психолога Коса, но имеет расширенный спектр заданий, и кубиков в ней больше. Тем не менее она ничем не уступает оригиналу и называется «Сложи узор» (фото ниже).

Как играть с кубиками

С помощью кубиков можно тестировать интеллект ребенка, а можно просто развивать его мышление и воображение, превращая задание в игру!

Для теста малышу выдается карточка с заданием и он на время должен собрать из верхней части кубиков рисунок, который должен совпадать с изображением на карточке. Как правило, для теста используют 4-5 заданий с возрастающей сложностью:

  • сначала ребенок создает узор только из одноцветных сторон кубиков;
  • во второе задание добавляют несколько кубиков с двухцветными сторонами;
  • затем убирают монохромные кубики, оставляя только цветные;
  • с каждым новым заданием следует добавлять фигуру или выбирать сложный узор.

Обычно тестирование длиться 20-25 минут или до того момента, когда ребенок неудачно выполняет несколько заданий подряд. Как правило, таким образом тестируют деток в возрасте 4-5 лет, но данную методику можно использовать и для взрослых.

pigeontreecrafting.com

Дети воспринимают тест как забавную головоломку, тренируя упорство. Психологи же могут оценить способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии. Чтобы удачно выполнить задание, ребенок задействует моторику, зрительную координацию, пространственное мышление, логику.

Применение кубиков Кооса

Изначально кубики Кооса, как и Кубики Никитина использовались педагогами и психиатрами для диагностики уровня развития детей. С их помощью оценивали степень развития интеллекта у детей, которые имели проблемы с речью или восстанавливались после травм.

Но со временем из кабинетов врачей кубики перешли в сады и школы, а потом и в дома, где есть дети.

Сегодня кубики Никитина есть почти в каждом доме, занятия с ними тренирует усидчивость, силу воли, умение доводить дело до конца, логику и концентрацию внимания.

Кубики Никитина и Кооса своими руками

Кубики Кооса или Кубики Никитина «Сложи узор» можно приобрести в любом большом магазине детских игрушек или заказать через Интернет, но также можно сделать их в домашних условиях.

Кубики Никитина своими руками можно склеить из бумаги, вырезав шаблон по специальной схеме, и раскрасить готовые бумажные кубики цветной гуашью.

Некоторые мамы-рукодельницы покупают деревянные кубики без узора и красят их краской по дереву или наклеивают сверху покрытие из цветной бумаги, самоклейки.

Попробуйте и вы эту полезную методику для раннего развития ребенка! Удачных вам экспериментов!

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Кубики Коса.

Цель: Исследование пространственной организации, сообразительности, внимания, особенностей конструктивного праксиса.

Обычно применяется при исследовании взрослых, однако можно использовать на детском возрасте тоже.

Материал: Набор пластиковых или деревянных кубиков, одинаково раскрашенных, размером 3/3 и десять рисунков которые могут состоять из кубиков.

Инструкция: Попробуй сложить такую картинку. Задание выполняется путем накладывания кубиков на рисунок. Время ограничено.

При выполнении дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется оказывать дозированную помощь. Первые два сложных задания можно выполнить вместе с испытуемым. Экспериментатор объясняет принцип. После совместного выполнения фигура разрушается, и ребенок выполняет туже фигуру самостоятельно.

В протоколе фиксируется характер оказываемой помощи, осуществляется схематичная зарисовка решения задания, фиксируется время и реакция.

В зависимости от цели исследования можно различными способами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастающей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, экспериментатору приходится зарисовывать расположение кубиков. Методику Коса некоторые патопсихологии используют как материал для исследования «уровня притязаний».

Обработка: Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнообразным, Выявляется, прежде всего элементарная сообразительность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу.

При построении нескольких фигур, особенно более сложных, выявляется также степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивого внимания.

Попутно при исследовании данной методикой обнаруживаются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И, наконец, данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных результатов.

Первые номера таблиц Коса очень легки. Поэтому наблюдения за тем, как взрослый, интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отношение к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, которое именуется установочным поведением или аггравацией.

Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-олигофренов, которым может быть недоступна сама задача построения фигуры по образцу. Для исследования таких детей методика Коса была преобразована А.Я.Ивановой в обучающий эксперимент. Были взяты лишь четвертая и третья фигура и разработаны виды помощи, которые эксперимента тор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обучение, это делается для ориентировки в задании. Обучение начинается с фигуры №3. Если задание не выполняется, больному дают "уроки" (т. е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке:

Урок № 1 - экспериментатор поворачивает кубики нужной стороной кверху. Предлагает выполнить задание и регистрирует действия больного. Если этот урок не помогает выполнить задание, дается урок № 2: экспериментатор сам складывает фигурки на тазах у больного и, разрушив сделанное, предлагает ему самому выполнить задание. Урок № 3 представляет собой подробное словесное объяснение того, как нужно складывать фигуры ("два носика друг к другу повернуты"), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (выявляющее возможность "переноса способа действия"), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.

Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Кубики Кооса. Описание методики

Суть методики Кооса такова: глядя на предложенную психологом или педагогом карточку, ребенок должен сложить из верхних граней кубиков изображенный на ней узор или фигуру так, чтобы он полностью копировал предложенный рисунок. К набору «Кубики Кооса» стимульный материал представлен в виде карточек с изображенными на них фигурами разной степени сложности.

Задания детям выдают в определенной последовательности: от простых к более сложным. Учитывается при проведении теста и время, которое ребенок затратил на построение требуемой фигуры. Обычно тестирование длится не более 25 минут. Его нужно закончить раньше этого времени, если ребенок не может справиться с несколькими заданиями подряд.

Перед началом работы по методике «Кубики Кооса» следует вместе с малышом внимательно рассмотреть и сами кубики, и карточки, обратить внимание ребенка на то, как они окрашены.

Непосредственно перед началом составления узора можно попросить маленького человечка объяснить, как он планирует сложить нужный узор или фигуру.

Желательно организовать работу малыша так, чтобы по ее ходу он объяснял, что именно делает.

Если у ребенка что-то не получается, нужно ему подсказать или даже немного помочь.

Упражнения можно повторять несколько раз.

Если малыш еще до начала складывания картинки точно выберет необходимые для ее построения элементы - это уже замечательный результат.

Осовремененные кубики

Методика «Кубики Кооса» легла в основу развивающей методики психологов Никитиных. Борис Павлович и его жена Елена Алексеевна, создавая свою систему раннего развития, с успехом использовали кубики, придуманные американским коллегой. Суть работы с ними оставалась прежней, а сами кубики несколько видоизменились. Из бело-красных они стали разноцветными. Грани кубиков Никитиных окрашены, кроме красного и белого, еще и в бело-красный, синий, желтый и сине-желтый цвета. То есть некоторые стороны кубика одноцветные, некоторые - двухцветные. Да и количество самих кубиков в наборе увеличилось до 16.

Кроме того, супруги Никитины придумали узоры, которые из этих кубиков можно сложить, разделив их по уровням сложности.

Уровни сложности задач

Вариантов узоров довольно много, уровней сложности заданий в пособии Никитиных - 5. Самые легкие (серия А) детям собрать совсем нетрудно, а вот над наиболее сложными (серия Д) придется поломать головы даже многим взрослым!

В серии А понадобятся всего 4 кубика, причем чаще всего используются одноцветные. Совсем маленькие дети без труда собирают однотонные квадратик или дорожку. Позже в этой же серии появляются задания с использованием кубиков двух цветов.

Серия Б несколько сложнее, в ней используются уже 9 кубиков. За редким исключением в ней собраны несложные симметричные узоры, которые собирать значительно легче, чем асимметричные.

В серии В используются уже все 16 кубиков. Сложить из них можно не только узоры, но и картинки предметов, например, автомобиля.

В серии Г предусмотрены рисунки, на которых изображены буквы или цифры.

В самой сложной серии Д только некоторые рисунки ограничены квадратом. Чтобы справиться с заданиями, потребуется нешуточная смекалка.

Когда ребенок (да и взрослый!) хорошо справляется с составлением картинок по образцу, можно предложить ему придумать и составить из кубиков узоры, которых нет в брошюрах.

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: