Совместное занятие с родителями и детьми с овз. «Неожиданные картинки»: Совместное занятие родителей с детьми

Конспект совместного с родителями занятия по развитию речи детей

Автор: Шайхелисламова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Кишертский детский сад №4».
Тема: «Волшебные ладошки».
Цель: Создать у мам представление о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Обучить технологии массажа кисти рук;
Разучить комплекс пальчиковой гимнастики.
Развивающие: Организовать совместную практическую деятельность мам и детей (массаж кистей рук, пальчиковые игры в сопровождении с художественным словом).
Воспитательные: Обеспечить мам практическим материалом для занятий с детьми дома.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Оборудование: Выставка детской художественной литературы, игр на развитие речи и мелкой моторики рук детей. Листы бумаги, маркеры.

Занятие направлено на совместную работу с родителями, как одна из форм – детско-родительский клуб. Занятие составлено в соответствии с возрастной категорией детей 3-4 года. Его содержание может быть полезно музыкальным руководителям, воспитателям и психологам.

Ход занятия:
I. Приветствие, установление контакта.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады нашей совместной встрече в детско-родительском клубе «Ладошка в ладошке». Предлагаю нам с вами и с детьми поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте.
Ритуал приветствия. (Автор И.В. Ковалева)
Родители (своим детям) : Дай ладошечку, моя крошечка.
(Дети подают ладошку родителям )
Я поглажу тебя по ладошечке. (Поглаживают детей по ладошке )
На ладошечку, моя крошечка. (Подают ладошку детям)
Ты погладь меня по ладошечке. (Дети гладят родителей по ладошке )
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поздоровваться «Трямди-песенкой».
Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Трямди-песенку» (автор О.Н. Арсеневская).
Воспитатель: Давайте познакомимся друг с другом поближе, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
Родители высказываются и передают коробку своему соседу. При этом выбирают себе ладошку из коробки.
II.Направление работы.
Воспитатель: Тема нашего заседания «Волшебные ладошки». Как Вы думаете, чему мы будем учиться? (ответы-размышления мам ) .
Воспитатель: Сегодня мы научимся поэтапному и правильному развитию мелкой моторики рук детей с речевым сопровождением. Вы научитесь делать массаж кисти рук малышам, разучите комплекс пальчиковой гимнастики. А затем закрепите полученные навыки вместе с детьми.
III.Методическая работа с мамами.
Массаж кисти.
Воспитатель: Итак, первый этап развития мелкой моторики рук детей – массаж кисти. Он отлично укрепляет мышцы, повышает активность, эластичность и сократительную способность мышц. При регулярном проведении массажа усиливается взаимосвязь коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Воспитатель приглашает второго воспитателя, они совместно показывают технику выполнения массажа.
Воспитатель: Существует три комплекса упражнений массажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Массаж нужно проводить каждый день по 3-5 минут. Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Используются разные приемы массажа (показывает) : поглаживание, легкое растирание, разминание, вибрация. Комплекс массажных упражнений с использованием этих приемов:
1. Разминка «Согреем ладошки» (авторская разработка):
Наступила осень, и становится все холоднее и холоднее.
Что-то мерзнут наши ладошки,
Мы согреем их немножко.
Дети трут ладони друг о друга, затем дышат на ладошки бесшумно, потом с голосом – «А-а-а».
2. Прием «Поглаживание» (авторская разработка):
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Начинается поглаживание по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до запястья:
Кошка по двору гуляла
И котят своих считала,
Затем массируется отдельно каждый палец в разных направлениях медленно и плавно:
Первый белый был котенок,
Второй прыгал, как ребенок.
Третий рыжий, как лисичка.
А четвертая – сестричка.
Пятый молоко лизал,
А шестой клубок гонял.
Седьмой котенок был пушистый,
А восьмой – такой ершистый.
Вот девятый – просто диво
Ходит мягко и красиво.
А десятый всех позвал
И от мамы убежал!
3. Прием «Вибрации» (на основе французской народной песни в пер. З. Гиппиуса):
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Один за другим, легкие удары по тыльной и ладонной сторонам кисти:
Вот поднялся ветер и пошел дождь.
Дождь! Дождь! Надо нам Удары по тыльной стороне
Разбегаться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек! Удары по ладонной стороне
Нынче праздник у лягушек!
Град! Град! Град! Град! Удары по тыльной стороне
Все под крышами сидят.
Воспитатель: Массаж является пассивной формой развития мелкой моторики рук детей, т. к. ребенок самостоятельно не работает с кистью рук, ему помогает взрослый. Сейчас вы познакомитесь с активной формой – пальчиковой гимнастикой, которую выполнят сами дети. Для создания интереса и игровой атмосферы, обычно пальчиковая гимнастика для малышей сопровождается художественным словом (стихотворением, потешкой, песенкой).
Поиграем в любимую игру детей «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки».
Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки» (сл. Е. Каргановой; муз. М. Иорданского):
Мыли мылом ручки, Имитация движений
Мыли мылом ножки
Вот какие ладушки,
Ладушки - ладошки
Наварили кашку,
Покормили кошку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Прилетела птичка,
Покормили птичку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Танцевали ручки,
Топотали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Кирпичик на кирпичик –
Мы построим домик.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
IV.Совместная деятельность мам и детей.
1. Поднимают левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибают правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми.
Братиков не разбуди…
2. Пальчиковые игры на ковре: (пальчиковая гимнастика, автор Ирина Степукова)
На ладошки мы подуем Дуют на правую, на левую ладони
Наши пальчики разбудим
Наши пальчики проснулись Шевелят пальчиками правой, левой руки
Мы проснулись, мы проснулись
И друг другу улыбнулись. Ставят кисти вертикально, ладони направлены внутрь
Стали пальцы обниматься, Слегка сгибают пальчики
Обниматься, обниматься Слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы рук
Стали пальцы целоваться, Делают 2 раза «замок»
А потом и баловаться Касаются подушечками пальцев
Подошла ладошка Мама подводит свою ладонь
И сказала: «Крошки! »
Хватит вам играть, Мама «грозит» указательным пальцем
Хватит баловать!
Надобно трудиться, Соединить ладони ребенка
Хватит вам резвиться!
V.Заключительная часть. Творческое задание «Дружные ладошки».
Воспитатель: Дорогие мамы! В слове ладонь спрятано еще одно слово – лад, которое означает дружбу, согласие. С помощью разноцветных маркеров расположите, как хотите, и обведите на листе бумаги свою ладонь и ладошку ребенка (самостоятельная творческая семейная деятельность)
Музыкальный руководитель: Как здорово, что все мы – одна большая, дружная семья! А в большой семье всегда весело. Давайте вместе потанцуем!
Все участники занятия исполняют танец «Мы в тарелочки играем» (автор Г.Ф. Вихарева).
Воспитатель: А сейчас мы покажем вам, как мы будем прощаться после каждого занятия.
Ритуал прощания. (Автор И.В. Ковалева)
Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши )
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой )
Все, во что мы здесь играли. (Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают )
Мы запомнили с тобой. (Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону )
До свиданья всем сказали. (Все машут рукой )
Отправляемся домой. (Все под музыку выходят из зала )

Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя.

Занятие рассчитано на 1-1,5 часа.

Материал: заготовки для ромашек из цветной бумаги по количеству участников (Приложение 1 ), вырезки из журналов, листы форматом А3 для каждой семьи, салфетки по количеству участников, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, листочки для каждого для написания отзывов.

1. Игра «Винегрет». Для приготовления винегрета сначала «берется тарелка», которая может быть образована частью участников группы (например, только родителями). Каждый из остальных участников выбирает какой-либо овощ, которым он хотел быть. Ведущий называет последовательно овощи, которые сразу же «попадают» (входят) в тарелку и начинают «перемешиваться». Участники, изображающие тарелку, помогают: покачивают, осторожно подталкивают «овощи» и меняют расстояние между собой, то сокращая, то увеличивая его.

2. «Ромашка имени». Ребёнок с мамой (папой) клеят ромашку. На серединке цветка пишется имя ребёнка, а на лепестках те ласковые прозвища и имена, которыми называют ребёнка дома. На стебельке – имя, с которым мама (папа) обращаются к ребёнку, когда сердятся на него. Из цветной бумаги мама вырезает божью коровку, а ребёнок приклеивает её на лепесток с тем именем, которое ему больше всего нравится. После этого беседа об имени ребёнка. Почему назвал именно этим именем? Мама может рассказать историю своего имени, как её называли дома в детстве и т.д.
Затем беседа в кругу.

3. Игра «Марионетка». Для игры понадобится по 2 стула для каждой пары, стоящих на расстоянии 1,5 – 3 метра. Работа в парах. Один – это кукловод, второй – марионетка, затем меняются ролями. Кукловод полностью управляет движениями куклы - марионетки. При этом участник, играющий куклу не должен сопротивляться тому, что делает с ним кукловод. Кукловоду необходимо перевести марионетку с одного стула на другой.
Затем обсуждение. Понравилось ли когда нам диктовали что и как делать?

4. Коллаж «Наша семья». Составить из предложенных картинок коллажи на листах форматом А3. Темы: «Какие мы», «Чем любим заниматься вместе». Когда коллажи готовы, каждой семье предлагается представить свой коллаж остальным участникам. В конце идёт обсуждение работ.

5. Упражнение «Салфетка».

Инструкция:

  1. Свернуть салфетку пополам;
  2. Отрезать верхний правый угол;
  3. Отрезать нижний правый угол;
  4. Свернуть ещё раз пополам;
  5. Отрезать правый верхний угол;
  6. Отрезать верхний левый угол.

Подвести итог, что при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки. Так и в жизни, все мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире (если говорить о семье) и при этом все мы разные. У каждого свой вкус, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь друг с другом, будь то взрослый человек или маленький ребёнок.
А я вам в этом желаю успеха и надеюсь, что наше занятие поможет вам наладить и улучшить отношения не только в вашей семье, а также в общении с окружающими вас людьми.

6. Упражнение «Как в детстве». Как известно, когда наши дети сидят у нас на коленях, то материнские и отцовские чувства усиливаются. Не смотря на то, сколько лет нашим детям. Поэтому, сейчас я предлагаю вам посадить своих детей к себе на колени и проанализировать те чувства, которые вы в этот момент будете испытывать.

Рефлексия.

Родителям написать на листочках:
– Что понравилось на занятии?
– Узнали ли что-нибудь нового о членах своей семьи? (По желанию можно устно или тоже нарисовать).
Детям: нарисовать свои чувства, настроение, ощущения после занятия; написать, что запомнилось, понравилось больше всего?

Слово ведущего: чаще говорите ребёнку, что вы его любите, обнимайте его не реже 8 раз в день и проявляйте искреннюю заинтересованность его жизнью.

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2004.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  3. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. Том 1. – М.: ООО Издательство «София», 2007.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток

Лучшее время для физических упражнений с детьми - дневное, через 1-2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна.

После обеда необходим покой, ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах - желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1-2 часа до укладывания ребенка в постель. Однако в вечернее время работоспособность ребенка намного ниже.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще она предоставляется в выходные дни.

Сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены.

А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков.

Родителям после предварительного обучения предлагается измерить и записать в дневник основные параметры физического развития детей и свои: рост, вес, обхват груди. После занятий необходимо сличить их с имеющимися стандартами и скорректировать подготовку ребенка и свою.

Совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • - углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.

Чтобы заинтересовать детей и привлечь их. К занятиям утренней гимнастикой, рекомендуется делать упражнения вместе с ними. Коллективные упражнения (всей семьей) проходят всегда интересно, весело, с задором и, безусловно, приносят пользу и взрослым.

Если в семье несколько детей, то хорошо организовать с ними коллективные занятия физической культурой. Поэтому родителям приходится быть и организаторами, и участниками занятий.

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.

Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ним физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.

Занятия спортом приобщают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух как детей, так и родителей.

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ для младших школьников

«Мы вместе» (для детей от 7 до 12 лет)
Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 8 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Совместные занятия по 1час 30 мин., занятия только для родителей – 2 часа. 1-5 совместные для родителей и детей; 6-7 – только с участием родителей; 8-е занятие – совместное завершающее.
Методические средства, используемые в программе: коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.
Структура цикла:
Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.
Задача : диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
1. Подготовительный этап:
Основная задача: знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
2. Собственно коррекционно-развивающий этап
Задачи:
Обучение родителя и ребенка навыкам сотрудничества.
Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
Развитие навыков рефлексии.
Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
3. Завершающий этап.
Задача: апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Критерии оценки эффективности программы
Для объективной оценки эффективности работы группы на диагностическом этапе проводится дифференциальное обследование всех участников. Родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с детьми, семейную социограмму (см.Приложение).
Дети выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с родителями, семейную социограмму. Так же психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см. приложение).
На заключительной встрече, по окончании цикла, родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, родители и дети выполняют совместный рисунок на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по 3-х бальной шкале (1 балл-низкий, 2 балла- средний, 3 балла- высокий уровень).
Эффективность измеряется качественным анализом рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взимоотношений с детьми, повышением коммуникативных навыков детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Кол-во часов
1 Знакомство, сплочение группы 3
2 Учимся сотрудничать 4,5
3 Общаться с ребенком – как? (для родителей) 2
4 Поощрения и наказания (для родителей) 2
5 Завершение работы группы 1,5
Итого 13

Правила группы. Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга:
* Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
* Говорим только от себя и о себе (Я-высказывания»).
* Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам.

ЗАНЯТИЕ № 1 (дети совместно с родителями)
Тема: Знакомство. Сплочение группы.
1. Разминка.
Упражнение «Ласковое имя» (участники сидят в кругу).
Инструкция: Участник справа от ведущего называет свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, придумывает ему ласковое имя и передает мяч следующему игроку, пока все участники не побывают в роли придумывающих. Когда мяч окажется у первого участника, он говорит, какое имя ему больше всего понравилось и передает мяч следующему. (10 мин.)
Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, у тренера в руках мяч).
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я … (или у меня…). Будьте внимательны, у каждого из нас мяч может побывать несколько раз». (5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Неожиданные картинки» (участники сидят в кругу).
Цель: Повышение групповой сплоченности. Каждому участнику раздается лист бумаги и фломастер.
Инструкция: 1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Затем начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение двух минут).
2.По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину
(2 минуты).
3. Снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.
В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Обсуждение упражнения:
Нравится ли вам ваш рисунок?
Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
Какой рисунок вам нравится больше всего?
Упражнение «Найди себе пару» (участники стоят полукругом)
Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый сможет найти себе пару после команды тренера
Инструкция: «Закройте глаза. По моей команде каждый из вас начинает кричать на языке своего животного. Ваша задача, не открывая глаз, по голосу найти свою пару». (10 мин.)
Упражнение «Тень» (участники разбиваются на пары родитель-ребенок).
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Инструкция: один (родитель) – путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь-в-точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями. Обмен чувствами, впечатлениями. (10-15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Цель: получение от участников тренинга обратной связи (что понравилось, что стало открытием). (10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 2 (дети совместно с родителями)
Тема: Повышение групповой сплоченности. Обучение родителей и детей навыкам партнерства.
Инструментарий: листы (формат А4), фломастеры, листочки бумаги с написанными на них названиями животных для каждого участника (названия животных парные: корова-корова, петух-петух и т.д.),.
1. Разминка.
Упражнение «3 качества» (участники сидят в кругу)
Инструкция. Необходимо, назвав свое имя, придумать одно или несколько присущих вам качеств, начинающихся с той же буквы, что и ваше имя.
Упражнение «Построение».
Инструкция: ведущий задает какой-либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его (например за 1 мин.). Тренер проверяет правильность построения.
- построение в шеренгу по росту;
- по цвету глаз (в начале – темноглазые, в конце - светлоглазые);
- по размеру обуви. (5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами).
Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ним лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями. (20 мин.)
Обсуждение упражнения:
Что было труднее: рисовать с закрытыми глазами или руководить рисующим? Почему?
Что больше понравилось: рисовать или руководить? (10 мин.)
Упражнение «Мостик» (участники сидят полукругом).
Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.
Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии (или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Приглашается пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике. (10-15 мин.)
Упражнение «Что говорит тебе кукла?»
Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.
Инструкция: тренер берет в руки куклу и, обращаясь к участникам, говорит: «К нам пришла очень мудрая дама. (Обращаясь к соседу слева). Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник, к которому обратился тренер, должен ответить на вопрос прямой речью. Например: «Миша, веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива,Таня.»
Обсуждение упражнения.
Заданная тренером установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой. (15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Участникам группы дается задание в течение одной минуты подумать и сказать: «если бы у моей мамы (у моего ребенка) была волшебная палочка, то она (он) бы загадал(а)…»
Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 3 (дети совместно с родителями)
Тема: Обучение навыкам продуктивного сотрудничества родителя и ребенка»
Инструментарий: листы бумаги с написанными на них словами, булавка, маленькая игрушка, лист полуватмана, фломастреы.
1. Разминка.
Упражнение «Зеркало»
Инструкция: участники становятся в два круга (внешний и внутренний). Один круг – «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, «зеркало» должно как можно точнее повторить их. По сигналу ведущего один круг делает шаг в сторону. Образуется новая пара, которая продолжает выполнять задание, и так до тех пор, пока участники не вернуться к первоначальной позиции. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а «человек» -зеркалом. (10 мин.)
Упражнение « Скажи мне мой секрет».
Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, коме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое прикрепляется вам на спину. Ваша задача – отгадать это слово с помощью группы. Группа должна молча показывать значение этого слова только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться.Слова крепятся по очереди каждому.
Примеры слов: ученик, брезгливость, зарядка, письмо, болезнь, медведь. (15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Двое с одним фломастером» (пары – родитель и ребенок – сидят за столами рядом друг с другом).
Цель: обучение навыкам сотрудничества.
Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует, и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение пяти минут.
После завершения показать свои работы остальным участникам группы.
Обсуждения упражнения:
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось? (10 мин.)
Упражнение «Слепое слушание» (родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка).
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: каждому из участников в паре раздается по семь спичек. Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-нибудь фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить такую же. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается, а фигуры сравниваются. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Если паре очень легко дается выполнение этого задания, то количество спичек можно увеличивать. (15-20 мин.)
Упражнение «Доверие» (участники сидят в кругу)
Цель: развитие чувства доверия, эмпатии.
Инструкция: выходит пара- родитель и ребенок. Ребенок становится спиной к родителю, отойдя на некоторое расстояние. Родитель вытягивает вперед руки. Задача ребенка – не сгибая ног в коленях, упасть на руки родителю. (5-10 мин.)
3. Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4 (дети совместно с родителями)
Тема: Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком.
Инструментарий: мяч, повязки на глаза.
1. Разминка.
Упражнение «Танец лавота» (участники стоят по кругу).
Инструкция: все ходят по кругу и повторяют вместе с ведущим: «Весело танцуем «тра-та-та», танец наш веселый, танец лавота». Далее ведущий спрашивает: «За руки держались?» Все вместе:»Нет». Берутся за руки и повторяют слова песни. Ведущий спрашивает: «За руки держались» Все вместе отвечают: «Да!». Затем ведущий последовательно перечисляет (за плечи, за талию, за уши). (5 мин.)
Упражнение «Комплименты» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из участников и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: «Да, конечно,но, кроме того, я еще и …» (10 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: достижение взаимопонимания на разных уровнях взаимодействия.
Инструкция: участнику, играющему роль «слепого», завязывают глаза. «Поводырь» водит его по комнате, знакомит с окружающим миром, предметами. Становится его «глазами». Водить «слепого» следует аккуратно, бережно, чтобы он не наткнулся на предметы, на другую пару. Затем пары меняются местами. (10-15 мин.)
Упражнение «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга).
Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.
Инструкция: родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» - и добавляют к ней содержание. Таким образом, возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь». Обмен чувствами. (10 мин.)
Упражнение «Каракули».
Цель: Сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: на стол кладется лист полуватмана, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули - беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый по- очереди пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
Обсуждение упражнения:
* Что участники группы видят на рисунке?
* Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающее настроение участников или взаимоотношения в семье? (15 мин.)

3. Завершение работы группы.
Упражнение «Поход».
Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.
Инструкция: «Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, только с помощью жестов. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться. После того как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак …?», называя имя того или иного члена группы. Все остальные угадывают. (10 мин.)
Обратная связь от участников тренинга. (10 мин.)

ЗАНЯТИЕ № 5 (дети совместно с родителями)
Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.
Инструментарий: спички – две коробки, шарф, клей, ножницы, листы бумаги А4, иллюстрированные журналы.
1. Разминка.
Упражнение «Что можно сделать с предметом» (участники сидят в кругу).
Цель: развитие творческого мышления.
Инструкция: каждый, по очереди, должен сказать, как можно использовать этот предмет (шарф). Начинает игру тренер, продолжает участник справа от него и далее по кругу. Тот участник, который не может придумать, как использовать данный предмет, выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов. (10 мин.)
Упражнение «Домик».
Инструкция: участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша-папа, фундамент – мама, окошко – ребенок и т.д.
Обсуждение упражнения:
Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома?
Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша-тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены –несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна – это тот член семьи, ради которого все делается (чаще всего окна – это дети), труба – тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. (15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Семейные заповеди» (родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары).
Цель: исследование семейных традиций, ценностей.
Инструкция: родитель вместе с ребенком составляет список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).
Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. (15-20 мин.)
Обсуждения упражнения:
Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет? (10 мин.)
Упражнение « Коллаж семьи».
Цель: сплочение членов семьи.
Инструкция: родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов. (25 мин.)
Обсуждение упражнения.
Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы. (10 мин.)
Упражнение «Репортер».
Цель: исследование межличностных отношений в семье.
Инструкция: тренер просит одного ребенка выйти в центр круга. Тренер и ребенок садятся друг напротив друга. Ребенку говорится следующее: «Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и репортер задает ей вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на мои вопросы о тебе так, как бы отвечала твоя мама.» Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представится именем мамы), о профессии, о возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом. Примерный перечень вопросов: «Скажите, у вас есть ребенок? Как его зовут? Сколько ему лет? Расскажите, какой у вас ребенок? Чем вы любите заниматься вместе? Представьте, что Вас сейчас видит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок. Затем в центр круга вызывается родитель, и он отвечает на вопросы о маме в роли ребенка. Перечень вопросов примерно тот же. Обсуждение упражнения. (30 мин.)
3.Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
ЗАНЯТИЕ № 6 (дети совместно с родителями)
Тема: Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Инструментарий: игрушка маленькая тигра, покрывало, диск с релаксирующей музыкой, магнитофон.
1. Разминка.
Упражнение «Угадай» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, как можно быстрее выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Ведущий считает: один, два, три – на счет «три», все одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку». (5 мин.)
Упражнение «Охота на тигра» (участники стоят в кругу).
Инструкция: участники встают в круг, выбирается водящий – «охотник», который отходит в сторону, поворачивается к остальным спиной и считает до 10. В это время участники по кругу передают друг другу в руки маленькую игрушку (тигра). По окончании счета, тот, у кого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывая игрушку ладонями. Остальные делают то же самое. Задача «охотника» - найти тигра с трех попыток. После этого «охотник» выбирает нового водящего. (10 мин.)
2. Основная часть
Упражнение «Кинематограф».
Цель: сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: ведущий говорит о том, что каждая семейная пара (родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. После того, как каждая семья представит свои идеи, участников просят объединиться с теми, чьи идеи им покажутся созвучными или интересными. Минигруппы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье.
Обсуждение упражнения. (40 мин.)
3. Завершение работы группы.
Упражнение «Покрывало».
Цель: развитие доверия.
Инструция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садится ли ложится на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивая, опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку. (10 мин.)

Обмен чувствами и впечатлениями от занятия. (10 мин),

ЗАНЯТИЕ № 7 (для родителей).
Тема: «Я – высказывания». «Временной язык»
Цель занятия: обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Задачи:
1. Помочь понять родителям психологическое различие между «Я –высказыванием» и «Ты - высказыванием».
2. Пробовать осваивать родителям на примерах навык «Я – высказывания».
3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».
Инструментарий: листы бумаги (формата А4), простые карандаши на каждого участника, схемы «Я-сообщений» на каждого участника (См. приложение).
1. Разминка.
Упражнение «Поругай ребенка».
Инструкция: один родитель изображает ребенка, другой родитель его ругает из разных положений:
- ребенок сидит, родитель стоит;
- родитель сидит, ребенок стоит;
- родитель и ребенок стоят друг к другу спиной.
Затем пары меняются ролями.
Обмен чувствами. (15 мин.)
2. Основная часть.
Информация для родителей.
«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Примеры «Ты – сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя!», «Прекрати это делать!», «Тебе сто раз нужно повторять одно и то же!» и др. «Я – сообщения» являются более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера приведем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.
« Ты – сообщение»:
Родитель устал: «Ты меня утомил». – Реакция ребенка: «Я – плохой».
«Я – сообщение»:
Родитель устал: «Я очень устал». – Реакция ребенка: «Папа устал».

Далее родители заполняют анкету участника.
3.Завершение работы группы. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.
«Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему, и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс».
Награждение участников грамотами и фотографиями.
Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий.
Прощание. (10 мин.)

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка.

Но в настоящей социальной ситуации большинство родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношения и, соответственно, на развитии ребенка. Поэтому одним из важнейших направлений работы психолога является работа с родителями, оказание непосредственной помощи родителям в нормализации детско-родительских отношений.

Цель занятия: Оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи занятия:

  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
  • расширять возможности понимания своего ребенка;
  • развивать творческое воображение, фантазию;

Оборудование: краски, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, заготовки эмблем,магнитофон,аудиозаписи, мягкая игрушка в форме сердечка;

Участники: дети и родители подготовительной и старшей групп.

Добрый вечер дорогие гости, мы очень рады вас видеть! Занимайте места за столиками. Сегодня у нас очень интересное мероприятие! Коллектив получился сборный - из разных групп пришли родители со своими детьми, поэтому предлагаю познакомиться…

Игра «Знакомство» : у кого в руках сердечко, та семья рассказывает о себе (небольшая презентация семьи), а затем передает сердечко по кругу следующей паре…

Молодцы! А сейчас каждая семья-команда должна совместно придумать название команды, и нарисовать эмблему. На столах уже лежат заготовки эмблем, выбирайте любой формы и начинайте работать…(команды работают под музыкальное сопровождение).

Замечательно справились! Какие интересные названия! Вижу, что команды готовы к дальнейшей работе!

Сегодня я хочу предложить вам порисовать неожиданные, необычные картины. Дети будут рисовать вместе со своими мамами и бабушками, а для этого надо договориться о сюжете картины, о совместной работе, выбрать материалы для работы...

Пока звучит музыка - вы рисуете (на выполнение задания дается 2-3минуты), как только музыка останавливается - перестаете рисовать и передаете свою работу соседям слева. Берете тот лист, который передадут соседи справа, и продолжите рисовать начатую ими картину... В конце упражнения каждая команда получает ту картину, которую она начинала рисовать.

(Команды работают под музыку ).

Анализ и рефлексия после рисования:

  • Нравится ли рисунок, который вы начинали рисовать?
  • Поддержали ли задуманный сюжет другие команды?
  • Какие трудности были при совместной работе над рисунком?
  • Какой рисунок нравится больше всего?..

Вы замечательно поработали, очень необычные получились картины!

А теперь давайте встанем в большой круг, возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, пожелаем добра и согласия! Всем спасибо за сотрудничество!

После занятия в фойе детского сада организуется выставка работ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: