Социально коммуникативное развитие беседы. Конспект нод по социально - коммуникативному развитию в старшей группе с презентацией


Крылова Юлия Александровна, воспитатель С/П «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевска (2017 год)
План – конспект НОД по коммуникативной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: ««Наши умные помощники»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Развивать общение и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. («Социально- коммуникативное развитие»)
Пополнять литературный багаж загадками, понимание на слух текстов загадок, умение отгадывать загадки, опираясь на особенности объекта. («Речевое развитие»)
Развивать умение ориентироваться на ограниченной территории (право, лево). («Познавательное развитие»)
Расширить знания об органах чувств, их назначение и роли в жизни человека («Речевое развитие»)
Учить передавать в рисунке сходство с реальным объектом, изображать все части тела. (« Художественно – эстетическое развитие»).
Учить совмещать движение со словами, развивать чувство ритма. «Физическое развитие».
Развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику, пополнять и расширять словарный запас.
Методы и приёмы: Практические – игровые упражнения, моделирование; наглядные – рассматривание, наблюдение, просмотр, прослушивание; словесные – речевая ситуация, вопросы, беседа, рассказ детей.
Материалы и оборудование Плакат с изображением частей тела, карточки с изображением органов чувств: носа, глаза, уха, языка, руки.
Ширма, бумага, вода, колокольчик, чеснок, кофе в зёрнах, апельсин, долька шоколада, долька апельсина, солёный огурец, морковь.Игрушки: мячик, кубик, тарелочка, ложечка. Чудесный мешочек, кукла доктора, простые карандаши, листы бумаги на каждого ребёнка
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная игровые упражнения, физминуткаИгровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные,сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игрыИзобразительная деятельность в изостудии,
Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы
Музыкальная Слушание,
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель одет в одежду доктора предлагает детям сесть вкруг и познакомиться. Кого доктор заденет по плечу, тот назовёт как зовут соседа справа, а кого Пилюлькин погладит по голове назовёт как зовут соседа слева.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я улыбнусь вам и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. Все дети садятся в круг на стульчики знакомятся с доктором «Пилюлькиным» и называют имена соседей до кого дотрагивается доктор.
Все вместе повторяют стихотворение.
Дети умеют самостоятельно ориентироваться в пространстве и называть имена сверстников.
2. Приглашает всех в лабораторию. Предлагает пройти к магнитной доске с изображением человека. Загадывает загадки и просит отгадки показать на изображении человека. Дети проходят в лабораторию и встают около магнитной доски с изображением человека. Ребята отгадывают загадки и показывают отгадки на изображении человека.
Быть у каждого должна очень умной (Голова) Животик, спинка и грудь их вместе (туловищем зовут)
Съел еду я всю и вот мой наполнился … (Живот)
Чтобы рисовать, трудиться, воды из кружечки напиться нам нужны будут… (руки).
А науке это верхние конечности. Бегут по дорожкам резвые … (ножки).
А в науке это нижние конечности. На руке сидят мальчики очень дружные (пальчики)
На прогулке не забудь закрывать от ветра (Грудь)
Спотыкнулся через Генку и ушиб себе (Коленку) Понимают на слух текст загадок, умеют их отгадывать и показывать на изображении человека части тела.
3. Физминутка «Части тела»
Предлагает детям немного размяться.
Дети показывают части тела в соответствии с текстом стихотворения, одновременно проговаривая его.
Вот со звуком [л] слова:
Лоб, затылок, голова,
Кулаки, ладошки, локти,
Звука [л] нет в слове «ногти».
Глазки, тело и лопатки,
Звука [л] нет в слове «пятки». Дети умеют показывать части тела и одновременно проговаривать слова.
4. Приглашает всех в экспериментальный кабинет. Предлагает детям превратится в органы чувств одев на себя перевёрнутые картинки.
Задаёт вопрос: в какие органы чувств вы превратились? Дети проходят в экспериментальный кабинет, садятся за стол полукругом. Дети берут перевёрнутую картинку с органами чувств, одевают на себя и превращаются в какой-то из этих органов, с помощью моих волшебных картинок. У ребенка сформированы представления об органах чувств (Ухо, глаз, нос, язык рука) дети знают, что нос-это орган обоняния, глаз-орган зрения, ухо-орган слуха, рот – орган вкуса, рука - орган осязания. Умеют развернуто отвечать на вопросы взрослого.
5 Предлагает детям сесть на стульчики и преступить к экспериментированию. Предлагает выйти детей с картинкой органа обоняния и по одному с закрытыми глазами по запаху, узнать что находиться перед вами на столе (чеснок, кофе или долька апельсина). Дети садятся на стульчики. Выходят дети с картинкой органа обоняния. Дети закрывают глаза подходят к столу с продуктами питания, определяют по запаху, что перед ними находятся и называют предмет.
Остальные дети проверяют правильно ли отгадали. Умеют с закрытыми глазами, по запаху определять предмет.
6. Задание для органов зрения, но участвуют все. Предлагает детям запомнить предметы которые лежат на столе. (мячик, тарелочка, ложечка, куколка, кубик). Затем меняет предметы местами и предлагает детям назвать какие предметы поменяли местами. Отвечают дети, у которых картинки органов зрения Подходят к столу дети с картинкой органов зрения. Рассматривают предметы и запоминают их последовательность. Дети называют какие предметы поменяли местами. Дети умеют воспроизводить последовательность предметов.
7. Угадай звук. За ширмой доктор шуршит бумагой, льёт воду, стучит, звонит в колокольчик. Предлагает детям угадывают, что это за звуки. Встают дети с картинкой органов слуха. Слушают звуки предметов и отгадывают их. Дети умеют на слух угадывать предмет.
8. Задания для органов вкуса. Предлагает детям с закрытыми глазами определить на вкус предмет и угадать его. Угадать что это за предмет и какой вкус он имеет. (Долька шоколада, долька апельсина, солёный огурец, морковь) Дети подходят к столу с закрытыми глазами. Берут по одному предмету и пробуют на вкус, угадывают его и определяют какой он имеет вкус. Дети умеют по вкусу определять предмет.
9. Игра «Чудесный мешочек».
Просит выйти детей с картинкой органа осязания. Предлагает детям на ощупь угадать предмет. Дети с картинкой органа осязания подходят к доктору «Пилюлькину». Протягивают руку в мешок и угадывают какой предмет в нём находится. Дети умеют на ощупь называть предмет.
Итог Доктор «Пилюликин» раздаёт детям шаблоны с изображением его друга «Винтика» и предлагает им нарисовать органы чувств.
Задает вопросы:- Чем мы сегодня занимались?- Что вам понравилось больше всего?
Прощается с детьми. Дети самостоятельно дорисовывают "Винтику» органы чувств. Дети устраивают выставку, рассматривают. Высказывают свои предпочтения.
Прощаются с доктором «Пилюлькиным». Умеют самостоятельно дорисовывать силуэту органы чувств. Ребенок проявляет гордость за результаты своего труда и труда сверстников, понятно и аргументировано излагает свои мысли.


Приложенные файлы

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель : развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то…………...

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель : воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».

Кухта Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 102
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план для старшей группы по социально - коммуникативному развитию
Дата публикации: 14.12.2016
Раздел: дошкольное образование

СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:
«Наш любимый детский сад»
Цель:
Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Методы и приемы:
1. Игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»; 2. Игра «Кому что нужно для работы?»; 3. Беседа по вопросам»; 4. Конструирование из крупного строительного материала.
Индивидуальная работа:

Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 28.
СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Наши любимые игры и игрушки

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Из чего же, из чего же…
».

Цель:
Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов;
Задачи:
Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене; воспитывать любознательность.
Оборудование:
Материал к словесной игре «А что у тебя?».
Методы и приемы:
1. Исследовательская деятельность; 2. Совместная деятельность; 3. Организация предметно-развивающей среды; 4. Словесная игра «А что у тебя?»; 5. Загадывание загадок.
Индивидуальная работа:
Учить правильно, употреблять в речи существительные во множественном числе.
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 16.

СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Хлеб – всему голова!

ТРУД. Тема:

«
Откуда хлеб пришёл?
».

Цель:
Дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии;
Задачи:
Формировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Посылка с муляжами хлебобулочных изделий; Схема «Откуда хлеб пришел?»; Иллюстрации с изображением сельхозтехники; иллюстрации с изображением колосков пшеницы и зерен; соленое тесто для лепки.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?»; 3. Игра «Что нужно для работы хлебороба?»; 4. Игра «Кто больше назовет?»; 5. Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом?» 6. Творческая работа Изделиям из теста на столе всегда найдется место».
Индивидуальная работа:
Учить лепить из соленого теста.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 62.
СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Неделя безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Пешеходный переход
».

Цель:
Совершенствовать представления о безопасности поведении на дороге.
Задачи:
Познакомить с видами пешеходных переходов. Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов существуют свои правила, которые необходимо соблюдать. Развивать образное мышление. Воспитывать осторожность.
Оборудование: Картина «Улица города»; иллюстрации с разными видами переходов; строительный материал

(конструктор)

Методы и приемы:
1. Беседа на тему: «Кто такие пешеходы»; 2. Рассматривание сюжетной картины «Улица города»; 3. Игра «Мы выходим со двора»; 4. Рассматривание иллюстраций с разными видами переходов; 5. Строительство надземного перехода из строительного материала.
Литература:
Г.Д.Белявская «ПДД для детей 3-7 лет», Стр. 11.

ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Овощи.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Режим дня
».

Цель:
Познакомить с понятием «режим дня».
Задачи:
Объяснить значение и влияние режима дня на состояние здоровья человека. Воспитывать чувство ответственности и пунктуальность.
Оборудование:
Игрушка – мальчик.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение стих-я В. Данько «Кровать…»; 2. Игра «Зарядка»; 3. Беседа на тему «Завтрак»; 4. Чтение сказки «Манная каша с бородой»; 5. Беседа по сказке; 6. Чтение стих-я «Тихий час»; 7.Беседа по содержанию стих-я; 8. Игра «Это да! Это нет!».
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для детей старшей группы», стр.19.
ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Фрукты.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Помоги собрать урожай
».

Цель:
Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде.
Задачи:
Развивать умение различать плоды по месту их выращивания: воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование:
Изображения фруктов и овощей; муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий; цветная бумага, картон, клей, кисти, салфетки.
Методы и приемы:
1. Отгадывание загадок; 2. Игра «Собери урожай»; 3. Аппликация «сад-огород»; 4. Итог занятия.
Индивидуальная работа:
Закрепить в памяти названия фруктов и овощей.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 65.

ОКТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Грибы. Ягоды.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Осторожно: ядовитые грибы и ягоды!
».

Цель:
Познакомить детей с названиями и характерными особенностями ядовитых грибов и ягод.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям может их употребление в пищу. Развивать познавательные интересы. Воспитывать у детей основы безопасного поведения.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением грибов и ягод.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение – анализирование сказки «Советы лесной мышки»; 3. Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод; 4. Игра «Правила грибников и ягодников».
Литература:
Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», стр.69.
ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Осенние изменения в природе. Труд людей осенью. Осенние

праздники.

ТРУД. Тема:

«
Человек трудился всегда
».

Цель:
Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом.
Задачи:
Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям.
Оборудование:
Иллюстрации на тему «Профессии».
Методы и приемы:
1. Беседа «Труд человека»; 2. Беседа о взаимосвязи производств и профессий; 3. Игра «Где какая профессия нужна?»; 4. Игра-фантазия «Строим новый город»; 5. Эмоциональная игра «Профессии»; 6. Чтение стихотворения В. Лунина «Сами и само»; 7. Рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Индивидуальная работа:
Закрепить в памяти правильные названия профессий.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир», стр. 109.

НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Лес. Деревья.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:
«Прогулка в сказочный лес
».

Цель:
Способствовать формированию представлений о безопасном поведении в лесу.
Задачи:
Закрепить пройденный материал о съедобных и несъедобных растениях и грибах, рассмотреть опасные ситуации, когда незнакомец пытается заинтересовать ребенка развлечениями и сладостями. Развивать образное мышление. Воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности.
Оборудование:
Игрушки – Белочка, ежик, медвежонок; Свиток- письмо; иллюстрации с изображением грибов и дикорастущих растений.
Методы и приемы:
1. Чтение письма от Сороки – белобоки; 2. Встреча с белочкой; 3. Загадывание загадок; 4. Встреча детей с ёжиком; 5. Загадывание загадок; 5. Беседа с детьми.
Литература:
Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности», стр.64.
НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Я – человек!

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Какой орган самый важный
».

Цель:
Формировать ценностное отношение к своему здоровью, практический опыт ухода за своим телом.
Задачи:
Формировать представление о красоте и опрятности; учить ухаживать за своей внешностью полостью рта; помочь понять значимость этого органа для здоровья человека; закрепить знания о гигиене.
Оборудование:
Презентация на тему организм человека».
Методы и приемы:
1. Психогимнастика «Встречаем друзей»; 2. Рассказ «Как нужно беречь свои зубы»; 3. Игра «Как я забочусь о своем теле».
Индивидуальная работа:
беседа на тему «Как можно пожелать здоровья?».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 57.

НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Неделя этикета «Ежели вы вежливы». Посуда.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«Я и мое настроение».

Цель:
Углубить представления детей об эмоциональных состояниях людей (детей и взрослых).
Задачи:
Понимать выраженные в мимике, жестах пантомиме, действиях, интонации речи эмоциональные состояния сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.).
Оборудование:

Методы и приемы:
1. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»; 2. Рисование эпизодов рассказа; 3 .Рассказы детей; 4. Упражнение «Зеркало».
Индивидуальная работа:
Помочь нарисовать эпизоды рассказа.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир», стр. 72.
НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Неделя правовых знаний.

ТРУД.

Тема:

«
Мои поручения
».

Цель:
Сформировать представления о том, за что может отвечать пятилетний человек, какие поручения он может выполнять.
Задачи:
Развивать умение оценивать свои действия, воспитывать чувство ответственности за начатое дело.
Оборудование:
Кукла Катя; набор посуды для сервировки стола.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Беседа по вопросам; 3. Трудовые действия; 4. Обсуждение по вопросам; 5. Работа по алгоритмам.
Индивидуальная работа: У
чить правильно составлять предложение и отвечать полным ответом.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 31.

ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

Зима пришла.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:
«Я такой»
Цель:
Формировать у детей представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение, внешний вид, речь и т.д.), о половом различии.
Задачи:
Учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей; воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Методы и приемы:
1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому это принадлежит?»; 3. Игра «Я вам представлюсь»; 4. Игра «Чем я отличаюсь от других людей»; 5. Рисование «Портрет».
Индивидуальная работа:
Вспомнить и закрепить фамилию, имя, отчество.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 60.
ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Зимующие птицы.

ТРУД.

Тема:

«
Синичкин день»

Цель:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, вызвать желание сделать для них кормушки.
Задачи:
Развивать у детей трудовые навыки. Формировать умение использовать для поделок бросовый материал. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением зимующих птиц; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1.Беседа на тему «Синичкин день»; 2. Разучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички»; 3. Слушание рассказа «Птичья столовая»; 4. Упражнение «Какая для кого зима?»; 5. Упражнение «Чему человек научился у птиц?»; 6. Знакомство с репродукциями картин И. Похитонова «Зимой, Л. Бродского «Зимнее утро»; 7. Рисование по стихотворению «Покормите птиц зимой».
Литература:
Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 150.
ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Зимние забавы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Окно в мир
».

Цель:
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
Задачи:
Познакомить со строением глаза; воспитывать сострадание к незрячим людям, понимание, как важно беречь зрение.
Оборудование:
Иллюстрация с изображениемсхематического рисунка глаза.
Методы и приемы:
1. Психогимнастика; 2. Чтение стих-я «Н. С. Орлова «Для чего нужны глаза?» 3. Беседа по вопросам; 4. Рассматривание схематического рисунка глаза; 5. Физкультминутка; 6. Дид. игра «Хорошо – плохо»; 7. Зрительная гимнастика «Самолет».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 85.
ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Новогодний хоровод.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:
Спортивное развлечение.
«
Пожарные, на помощь!
».

Цель:
Формировать у детей навыки безопасного поведения во время новогодних праздников.
Задачи:
Дать знания о свойствах и качествах предметов, степени их воспламеняемости. Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать у детей ловкость, быстроту при помощи подвижных игр.
Оборудование:
Телефон, игрушки, бенгальские огни, хлопушки, елка, спички, воздушные шарики 3-4 шт.
Методы и приемы:
1. Сценка «Мамы дома нет»; 2. Игра «Спички в коробок»; 3. Игра «Огненный дракон»; 4. Игра «Вызови пожарных»; 5. Игра «Выдуй шар за круг»; 6. Игра «Огонь и вода».
Литература:
Н.В Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.93.
ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные и их детёныши.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Странно, что в мире огромном, нет места собакам и кошкам бездомным
».

Цель:
Способствовать формированию у детей гуманного отношения к животным, вызвать стремление помогать им, не бросать их.
Задачи:
Учить детей находить выход в создавшихся ситуациях. Развивать стремление оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Презентация «Бездомные собаки».
Методы и приемы:
1. Ситуация «Кошка на дереве»; 2. Ситуация «Как помочь собачке добраться до косточки»; 3. Чтение рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»; 4. Ситуация «Пропала собака»; 5. Упражнение «Отгадайте»; 6.Проблемные вопросы; 7.Разучивание стих-я М. Моравской «Хочу котенка».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 20
ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Домашние птицы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
В гости к Айболиту
».

Цель:
Закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека.
Задачи:
Учить детей не бояться врача. Формировать осознанное отношение к необходимости принимать витамины. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
Телефон, разрезные картинки, рисунки детей (портреты врача); картинки с изображением продуктов, содержащих витамины, костюм простуды.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Дид. игра «Если ты заболел»; 3. Рисование портрета медсестры детского сада.
Литература:
Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.98.

ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ

Дикие животные и их детёныши.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Жалобная книга природы
».

Цель:
Задачи:
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных и птиц, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Игра «А если бы?...»; 3. Пересказ рассказа Н.Григорьевой «На зимовку»; 4. Знакомство с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Перова «Тройка»; 5. Чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Птицы»; 6. Игра «Добрые поступки».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 147.
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

Транспорт. Профессии на транспорте.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Дорожные знаки
».

Цель:
Закрепить и уточнить знания о правилах дорожного движения.
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Познакомить детей с дорожными знаками. Закрепить полученные знания о дорожных знаках в ходе дидактической игры «Собери знак» и в процессе рисования дорожных знаков. Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Оборудование:
макеты дорожных знаков, светофора, шаблоны различной формы для рисования знаков, восковые мелки.
Методы и приемы:
1. Беседа о светофоре; сюрпризный момент; 3. Физкультминутка «Светофор»; 4. Дид игра «Собери знак»
Литература:
Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.69.
ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

Профессии взрослых.

ТРУД.

Тема:

«
Труд взрослых – прачка
».

Цель:
Формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса.
Задачи:
Рассказать об опасности бытовых электроприборов. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
Оборудование:
Одежда для кукол, ванна, гладильная доска, утюг, мяч.
Методы и приемы:
1. Беседа «Кто стирает нам белье?»; 2. Игра – имитация «Стираем белье»; 3. Минутки безопасности «Правила обращения с бытовыми электроприборами».
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 15.
ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

День Защитника Отечества. Военные профессии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Военные профессии
».

Цель:
Формировать представления детей о профессии военного, их разновидности.
Задачи:
Развивать детей к профессиям пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного как защитника нашей родины.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением военных; песня «Самолет» (муз. М. Маниденко; сл. С. Баруздина)
Методы и приемы:
1. Беседа о военных профессиях; 2. Игра – имитация «Мы летчики»; 3. Беседа «Мой папа»; 4 Художественно-твореская деятельность «Подарок папе».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 87.
ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

Комнатные растения.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Комнатные растения
».

Цель:
Способствовать формированию у детей представлений о комнатных растениях: их пользе, способах размножения и ухода.
Задачи:
Закрепить знания о характерных особенностях комнатных растений и их названиях. Развивать трудовые навыки. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением комнатных растений.
Методы и приемы:
1. Беседа на тему «Комнатные растения»; 2. Упражнение «Для чего нужны комнатные растения»; 3. «День загадок о растениях»; 4. Разучивание стих-я Н. Григорьевой «Комнатные цветы»; 5. Банный день комнатных растений; 6. Упражнение «Как кормить и поливать цветы».
Литература:
Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 156.
МАРТ 1 НЕДЕЛЯ

ТРУД.

Тема:

«
Женщина - труженица
».

Цель:
Формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам.
Задачи:
развивать умение определять эмоциональное состояние близких людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением орудий труда.
Методы и приемы:
1. Беседа «праздник мам»; 2. Игра – рассуждение «Праздник 8-е марта в нашей семье»; 3. Игра «Кто изготовил эти предметы»; 4. Беседа о сотрудниках детского сада; 5. Игра «Кому, что нужно для работы?» 6. Художественно- творческая деятельность «Подарок маме».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 89.
МАРТ 2 НЕДЕЛЯ

Моя семья

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Я и моя семья
».

Цель:
Углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра).
Задачи:
Знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.
Оборудование:
Иллюстрация с изображением семьи, иллюстрации с изображением разной одежды всех членов семьи, фотографии семей воспитанников.
Методы и приемы:
1. Беседа «Фото моей семьи»; 2. Рассказы из опыта детей «С кем я живу»; 3. Игра «Кому это принадлежит?»; 4. Игра – ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»; 5. Творческая работа.
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 31.
МАРТ 3 НЕДЕЛЯ

Приход весны. Весенние изменения в природе. Перелетные птицы.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Её величество осанка
».

Цель:
Дать представление о значении позвоночника для организма человека; познакомить со строением позвоночника
Задачи:
Ввести понятие правильная осанка» упражнять в выполнении комплекса профилактической гимнастики; развивать умение выполнять движения осознанно и красиво.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением правильной и неправильной осанки.
Методы и приемы:
1. Разминка «Вы готовы заниматься?»; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Встань прямо»; 4. Прослушивание стих-я К.И. Чуковского «Жил на свете человек»; 5. Дид игра «Добрые советы».
Литература:
О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 98.
МАРТ 4 НЕДЕЛЯ

Зоопарк. Животные севера. Животные жарких стран.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
В зоопарке
».

Цель:
Продолжать формировать знания детей о безопасном поведении в отношении с животными.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Воспитывать уважение и бережное отношение к диким животным.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных в зоопарке, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Составление продолжения рассказа «Медвежонок заболел»; 2. Игра «Чем похожи и чем различаются бурый и белый медведи?»; 3. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; 4. П/И «У медведя во бору»; 5. Рисование на тему «Встреча бурого и белого медвежат»; 6. Чтение стих-я Н. Григорьевой «В зоопарке».
Литература:
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 138.
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ

Мой дом. Мебель.

ТРУД.

Тема:

«
Кто построит дом?
».

Цель:
Формировать у детей умение различать способы строительства домов; уметь творчески изображать характерные трудовые действия людей строительных специальностей.
Задачи:
Развивать умение составлять рассказ о постройке дома с помощью схемы. Воспитывать уважение к труду строителей.
Оборудование:
Игрушка - Буратино; план – схема; строительный материал; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы:
1. Игровой сюрпризный момент; 2. Составление рассказа по схеме «Строим дом»; 3. Игра – конструирование «Построим по воображению»; 4. Рисование «Дом, в котором я живу».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 75.
АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

Тайны космоса.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Здоровье и закаливание
».

Цель:
Рассказать о факторах, укрепляющих здоровье человека
Задачи:
Познакомить с основными правилами закаливания организма. Учить ухаживать за своей внешностью; закрепить знания о гигиене.
Оборудование:
Презентация на тему «Закаливание».
Методы и приемы:
1. Беседа по теме; 2. Чтение сказки «Заячья дорожка»; 3. Беседа по сказке; Итог занятия.
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 30.
АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ

Первоцветы.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«
Встреча с незнакомцем
».

Цель:
Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать волевые качества. Воспитывать умение сказать слово «нет».
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Лиса в заячьей шкуре».
Методы и приемы:
Беседа по теме; Чтение стих-я «Встреча с незнакомцем»; 3. Беседа по вопросам; 4. Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре; 5. Беседа по сказке.
Литература:
Т.А. Шорыгина, «Беседы об основах безопасности», стр.50.

АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

Наша Родина – Россия.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Наша родина - Россия
».

Цель:
Дать детям представление о родине – России, ее столице.
Задачи:
Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город, в котором живут; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Глобус, карта мира, Рассказ Н.Ф. Виноградовой «Что такое Родина?»,
Методы и приемы:
1. Слушание рассказа; 2. Беседа о Родине; 3. Работа по карте и глобусу; 4. Обсуждение вопроса: как нужно относиться к родине?
Литература:
Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 67.
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ

Наш город. Моя улица.

ТРУД.

Тема:

«
Я и взрослые люди
».

Цель:
Углубить знания детей о различение взрослых по возрасту, профессиям, эмоциональному состоянию.
Задачи:
Воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением людей разного возраста, иллюстрации с изображением людей разных профессий; картинки с изображением предметов - результата взрослых.
Методы и приемы:
1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому, что нужно для работы?»; 3. Игра «Почта»; 4. Игра – рассуждение «Как помочь?»; 5. Беседа «Чем опасен незнакомый человек».
Литература:
О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 96.

МАЙ 2 НЕДЕЛЯ

День Победы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема:

«
Благодарим мы деда «Спасибо за победу!»
Цель:
Формировать представления детей о победе русского народа в Великой Отечественной войне
Задачи:
Объяснить, как нужно благодарить ветеранов за эту победу: выражать эти чувства повседневно не только словами, но и поступками. Развивать желание оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитывать уважение к ветеранам.
Оборудование:
Презентация на тему «9 мая».
Методы и приемы:
1. Упражнение «Благодарю за…!»; 2. Беседа и разучивание стих-я М. Пожаровой «Заюшка»; 3. Анализ и пересказ народной сказки «Почему кот моется после еды».
Индивидуальная работа:

Литература:
Л.Б. Фесюкова, «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 124.
МАЙ 3 НЕДЕЛЯ

Насекомые.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Тема:

«Муха- Грязнуха».

Цель:
Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при контакте с насекомыми.
Задачи:
Объяснить, к каким последствиям могут привести неосторожные действия. Развивать познавательные интересы. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование:

Методы и приемы:
1.Беседа на тему «Опасно ли быть неряхой»; 2. Чтение сказки «Муха – Грязнуха»; 3. Беседа по содержанию сказки; 4. Разучивание правил «Содержите дом в чистоте».
Индивидуальная работа:

Литература:
Т.А. Шорыгина, «Осторожные сказки», стр.16.

МАЙ 4 НЕДЕЛЯ

Лето.

ЗДОРОВЬЕ.

Тема:

«
Здоровье и болезнь
».

Цель:
Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой компонент поведения.
Задачи:
Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Довести до сознания детей о важности соблюдения гигиенических процедур; научит бережному отношению к своему здоровью и здоровью близких.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением микробов и вирусов; изображения здоровых и больных людей.
Методы и приемы:
Беседа по теме; 2. Признаки здорового и больного человека; 3. Чтение сказки «Микробы и вирусы»; 4. «Запомни несколько правил».
Литература:
М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 34.

Цель: формирование уважительного, бережного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о доминирующих интересах и мечтах сверстников своего и противоположного пола;

— способствовать проявлению заботы по отношению к сверстникам;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: дневник старшей группы, оформление которого было начато на этом занятии «Чем похожи мальчики и девочки»; на каждого ребенка — подписанные заранее листы бумаги (1/8 листа А4); цветные карандаши или фломастеры.

Воспитател ь. Ребята, мы с вами начали оформление дневника своей группы (показывает его детям). Замечательный получился дневник! Прочитаешь его и сразу узнаешь, сколько в нашей группе детей, сколько девочек и сколько мальчиков. Оказывается, у наших мальчиков и девочек много общего: они любят играть, петь, танцевать, ухаживать за животными; все дети любят свой дом, родителей. Ребята, а чем отличаются мальчики и девочки?

Дети . Мальчики и девочки любят играть в разные игры, любят читать разные книги, девочки любят рисовать принцесс, а мальчики — машины.

Воспитатель . Правильно, ребята, у девочек и мальчиков разные интересы, мечты. Вот об этом я предлагаю вам рассказать в дневнике нашей группы.

Воспитатель раздает детям листы бумаги (1/8 листа А4).

Нарисуйте свою любимую игру; игрушку; то, что вы больше всего любите рисовать, любимый вид спорта.

Дети по очереди рассказывают о том, что они будут изображать, а затем рисуют. Рисунки вклеивают в дневник, делают соответствующие надписи. Например, добавив рисунки детей по теме «Моя любимая игра», воспитатель пишет: семеро мальчиков и одна девочка нашей группы любят играть в футбол, пять девочек — играть в куклы, любят собак, трое мальчиков любят собирать конструктор.

Оказывается, у девочек и мальчиков нашей группы разные интересы. Какие игры больше любят мальчики нашей группы?

Дети отвечают.

В какие игры чаще играют наши девочки?

Дети отвечают.

Что любят рисовать мальчики? А девочки?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, в нашей группе есть девочка, которая любит играть в футбол, и есть мальчики, которые любят играть в дочки-матери. Интересы друг друга нужно уважать, не следует мешать человеку заниматься тем, что ему нравится. Предлагаю спеть песню о разных интересах мальчиков и девочек.

Дети поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

А сейчас мы продолжим оформлять следующие страницы дневника. Мальчики и девочки любят мечтать, т.е. представлять то, чего еще нет, но может быть. Ребята, расскажите, о чем вы мечтаете, и изобразите это.

Дети по очереди рассказывают, а затем, рисуют на листе бумаги свои мечты. Рисунки наклеивают на следующую страницу дневника.

У девочек и мальчиков нашей группы разные мечты. О чем мечтают мальчики?

Дети. О путешествиях, подвигах.

Воспитатель. Да, ребята, мальчики часто мечтают о путешествиях в дальние страны, подвигах, которые они могли бы совершить, о том, какими смелыми, отважными и сильными мужчинами они станут, когда вырастут. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Ваня.

Ваня читает стихотворение С. Богомазова «Мечтают мальчишки летать». Затем мальчики исполняет песню «Вместе веселей» (муз. Е. Архиповой, сл. М. Лаписовой).

А о чем мечтают девочки?

Дети. О том, какими они будут красивыми, заботливыми мамами, хорошими женами.

Воспитатель . Да, ребята, девочки часто мечтают о том, какими они будут красивыми, добрыми и заботливыми. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Света.

Света читает стихотворение В. Кайданова «С детства мы любим играть и смеяться».

Для оформления следующей страницы нашего дневника расскажите и нарисуйте о том, на кого из сказочных героев вы хотели бы быть похожими?

Дети по очереди рассказывают о том, что хотят изобразить, а затем рисуют своих любимых сказочных героев. Воспитатель приклеивает рисунки на следующую страницу дневника.

Ребята, на кого из сказочных героев хотят быть похожими наши мальчики?

Дети . На храброго Ивана-царевича, на верного и находчивого Буратино.

Воспитатель . На кого из сказочных героинь хотят быть похожими наши девочки?

Дети . На добрую и трудолюбивую Золушку, на заботливую Белоснежку.

Воспитатель . Ребята, а чтобы мечта сбылась, нужно стараться походить на героев любимых сказок: быть щедрыми, послушными, заботливыми, делать так, чтобы радовать собой и своими поступками других людей. Молодцы! Вы сегодня много сделали для оформления нашего дневника. Эту работу мы с вами обязательно продолжим в следующий раз.

Работу по оформлению дневника можно продолжить. Темы могут быть самыми разными: «Как мы растем» (об изменениях роста, массы тела детей), «Мои успехи», «Кем работают мои родители?», «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мое любимое занятие в детском саду», «На каком виде транспорта я люблю передвигаться», «Улицы, на которых мы живем», «Достопримечательности села», «Что мы знаем о России?», «Что мы знаем о других странах?», «Что означает слово "мир"?» и т.д.

Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: