Социализация. Институты социализации и развитие личности

Социальные институты общества, их функции. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. Факторы социализации. Роль семьи, школы, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций в воспитании и социализации личности.

Общество как сложноструктурированная и динамически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями (этнонациональными, семейными, профессиональными, территориальными и др.) складывающаяся в процессе их совместной деятельности, имеет сложную социальную структуру. Социальная структура в широком смысле понимается как совокупность всех элементов системы государственного общества и гражданского общества, взаимосвязей и взаимодействий между ними, в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных (ранжированных) по критериям, отражающих их положение в обществе и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения. Действительно, для самопроявления общества важное значение имеет его многокомпонентность, проявляющаяся во множестве индивидов, в статусности (социальном положении), социальных ролях, которые выполняют его члены. Сложная иерархическая система социальных статусов и социальных ролей в своей совокупности создает социальную структуру общества . При этом для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений, поддержания порядка и устойчивости общество создает социальные институты: семью, поселения (город, деревни), государство, школу, церковь, суд и др.

Термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского: institum – установление, устройство. В настоящее время он имеет два значения: узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (например, институт брака, институт образования и т.д.). В целом социальные институты – это относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей, статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика и др.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Человек в отличие от животных живет в социальной среде – системе условных норм, статусов, правил, традиций, обычаев и т.д. И выживать в этом постоянно изменяющемся окружении ему помогают социальные институты, которые выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают выживать и удовлетворять важнейшие жизненные потребности как индивиду, так и сообществу. Потребностей у каждого из нас много, но фундаментальных, важных для всех, всего пять. Столько же выделяют и основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

Потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии) .

С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе; обеспечивается устойчивость общественной жизни. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, индивиды утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом

Таким образом, социальный институт можно представить как относительно устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающую устойчивость связей и отношений в рамках общества. Академик Е.М. Бабосов дает более емкое определение социального института. «Это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения предопределенных содержанием решаемой социальной задачи» .

Социальные институты могут быть рассмотрены с двух позиций:

а) с точки зрения внешней, формальной структуры;

б) с точки зрения внутренней, содержательной деятельности.

Исходя из такого подхода можно выделить две характерные особенности социального института:

1) социальный институт представляет совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.д.;

2) наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым подлежит следовать всем субъектам, входящим в состав данного социального института и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил.

Социальные институты обладают следующими характерными признаками:

1) они обладают более или менее четко определенной целью своей деятельности;

2) им свойственны определенные функции. К числу основных функций, которые выполняет социальный институт, относят:

а) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы;

б) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;

в) обеспечивает устойчивость общественной жизни;

г) создает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;

д) осуществляет социальный контроль .

3) для социальных институтов характерно четкое распределение социальных позиций (статусов), и ролей, функций, прав и обязанностей;

4) социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института;

5) отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Все социальные институты можно классифицировать по многим признакам. В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности они подразделяются на формальные и неформальные институты. Главным признаком формального института является то, что взаимодействие между субъектами в этом объединении осуществляется на основе формально оговоренных правил, норм, положений и т.п. Для выполнения своих функций формальный социальный институт создает учреждения, организации, в пределах которых (например, учреждения образования), организуется определенная профессиональная деятельность, осуществляется управление социальными действиями, а так же контроль за их осуществлением. Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладает жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены в виде четких предписаний, уставов, положений и т.д. (например, дружба, товарищество, соседство и др.).

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на: политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, политические партии, система права, государство и др.

Политические институты создаются в целом для завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения.

Социально-культурные институты образуются с целью создания и распространения ценностей культуры. Они включают в себя систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы и т.д.); деятельностью которых является социализация и воспитание личности, овладение ею культурными ценностями общества. Сюда входят различные творческие союзы и объединения, организации и учреждения, которые создают, распространяют, пропагандируют определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования, включая и науку, представляет собой систему объединений людей и учреждений, ориентированных на получение как общих так и специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие научных знаний.

Институт семьи, как специфический институт, выполняет одну из самых важных функций – воспроизводство членов общества, их воспитание и первичную социализацию.

Институт религии – это совокупность социальных объединений (религиозных общин, групп, сект и др.), а так же учреждений и организаций (церковь, духовная семинария и т.д.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей, общества в целом.

Социальные институты, как было подчеркнуто выше, выполняют очень важные функции в обществе. Они сводятся к следующим:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, когда каждый социальный институт посредством определенной системы ценностей, норм, правил вырабатывает определенные стандарты поведения у своих членов и устанавливает определенный порядок их деятельности;

2) адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспосабливаемость, адаптируемость индивидов и общества в целом к изменившимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной;

3) интегрированная функция состоит в том, что социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями, санкциями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав членов общества;

4) коммуникативная функция заключается в том, что информация, произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами во взаимодействии между различными институтами, действующими в обществе;

5) социализирующая функция состоит в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании, развитии и воспитании личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм, правил, образцов поведения и т.п.;

6) регулирующая функция заключается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений и наказаний за эффективное или неэффективное выполнение различных действий .


Похожая информация.


Понятие института возникло в юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.п. Заимствование данного понятия сначала социологией, а затем социальной психологией и педагогикой значительно расширило трактовку данного термина. Под социальным институтом понимается:

  • – форма социальных взаимоотношений; особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и в качестве устойчивых конфигураций образующие статусно-ролевую структуру общества (Т. Парсонс);
  • – совокупность различного рода норм, формальных и неформальных правил, принципов, установок, исполняющих регулятивную функцию в обществе (Л. А. Седов);
  • – модели поведения, воспроизводящие те или иные нормы, обычаи, стереотипы мышления (Т. Веблен);
  • – сознательно регулируемая и организованная форма деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение (С. Липсет, Дж. Ландберг, П. Блау, Ч. Миллс);
  • – исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности (К. Маркс);
  • – системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп (Я. Щепаньский);
  • – правила игры, созданные в обществе людьми и организующие определенным образом взаимодействия между ними (Д. Норт).

Возникновение социальных институтов – процесс, во многом обусловленный социально-исторической необходимостью. Существует пять основных потребностей общества , для удовлетворения которых на различных этапах его становления возникли основные группы социальных институтов:

потребность в воспроизведении рода – институт брака;

  • – потребность в социальном порядке – институт государства, в состав которого входят политические институты;
  • – потребность в социальном существовании – институт экономики;
  • – потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения – институт образования;
  • – потребности, связанные с духовной сферой человеческой жизни – институт религии.

В целом процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

  • 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • 2) формирование общих целей;
  • 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  • 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
  • 6) установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В социально-педагогической литературе термин "институт" чаще употребляется в значениях либо общности людей (семья, неформальная группа и т.п.), либо организации, учреждения (школа, клуб и др.).

Классификация социальных институтов может строиться на различных основаниях:

  • 1. По предметному критерию, т.е. характеру выполняемых институтами задач, выделяют:
    • – политические институты (государство, партии, армия);
    • – экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.);
    • – институты родства, брака и семьи;
    • – институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.), и др.
  • 2. По характеру организации институты делятся:
    • – на формальные. Их деятельность основана на строгих нормативно и юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.п. К формальным институтам относятся государство, армия, суд и т.д.;
    • неформальные. В них подобная регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности, а также санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется неформальным регулированием через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

К числу самых общих признаков социального института относят:

  • а) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • б) определенную (более или менее формализованную) организацию;
  • в) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
  • г) наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в ней.

Указанные признаки не являются строго нормативно закрепленными. У формальных институтов (таких, как армия, суд и т.п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других институтов, в основном неформальных либо только возникающих, – менее отчетливо.

Выделяют структурные элементы социального института (Я. Щепаньский):

  • 1) цель и сферу деятельности;
  • 2) функции, предусмотренные для достижения цели;
  • 3) нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • 4) средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции.

Принципиально важным является понимание института как сферы социализации – в этом смысле можно говорить об институте социализации . Такого рода институт выступает основным каналом получения внешних ресурсов для конкретного человека в процессе социализации. Обязательным условием доступности ресурса конкретного института для человека является принятие им норм и ценностей данного института, правил поведения в нем и т.п. В институциональной сфере совокупность и взаимозависимость институциональных норм и ценностей, с одной стороны, обеспечивает константность социальных статусов и ролей конкретной личности, а с другой – делает доступным личностный и социальный рост члена общества через осознанное принятие им известных и однозначно трактуемых в конкретном обществе норм и ценностей. Относительная устойчивость социальных связей, ролей и статусов представителей микросоциума конкретной личности позволяет человеку использовать ресурс микросоциума в качестве просоциальной сети поддержки в психотравмирующих ситуациях.

Сфера института – это совокупность людей и территории, на которую распространяются принятые в институте нормы и ценности. В этом смысле социум можно характеризовать как совокупность институциональной и внеинстиуциональной сфер.

Институциональная сфера – пространство социума, в котором пересекаются сферы различных институтов.

Внеинституциональная сфера социума понимается как совокупность людей и территории, на которую не распространяются нормы и ценности конкретного института либо группы институтов. Можно говорить о двух разнонаправленных потенциалах внеинституциональной сферы социума:

  • а) конструктивном, способствующем развитию личности ребенка при условии наличия педагогического сопровождения;
  • б) деструктивном, создающем условия для перенапряжения адаптационных механизмов личности, возникновения девиантных и делинквентных форм поведения, других нарушений социализации.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [

Социализация - это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Главными социальными институтами являются:

Семья́ - социальный институт, базовая ячейка общества

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям . Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем . Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Рели́гия (лат. religare - воссоединять) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя сводморальных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозную общину) .

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений...
до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Термин «социализация» используется социологами, социальными психологами, антропологами, государствоведами и педагогами, чтобы обозначить постоянный процесс наследования и распространения норм, обычаев и идеологий, обеспечивающий индивида навыками, необходимыми для взаимодействия внутри общества. Согласно социальным наукам, этот процесс обеспечивают разнообразные механизмы и институты социализации, существующие внутри общества. Таким образом, социализация - это средство, благодаря которому сохраняется социальная и культурная целостность.

1. Семья. Она является наиболее важным фактором социализации: это центр жизни ребенка, поскольку дети, особенно в раннем возрасте, целиком зависимы от взрослых. Не всякая социализация является намеренной, во многом это зависит от окружения. Самым сложным моментом является гендерная социализация, однако на плечах семьи также лежит ответственность за привитие культурных ценностей, позиции по отношению к себе и другим. Дети непрерывно обучаются в той среде, которую создают взрослые.

2. Религия. Институты социализации могут иметь различное влияние на человека (в зависимости от религиозной традиции). Некоторые системы верований имеют качества этнических или культурных категорий, когда порвать связь с религиозной принадлежностью крайне сложно. Участие родителей в религиозном воспитании является наиболее важным элементом в данном виде социализации, и его влияние оказывается сильнее, чем других верующих или самих верований.

3. Сверстники. Группа сверстников - это социальная общность, члены которой имеют сходные интересы, похожую социальную позицию и являются ровесниками. Очевидно, что институты социализации вовсе не обязательно предполагают надзор со стороны опытных взрослых, но могут представлять собой пространство, где дети учатся строить отношения самостоятельно. Влияние сверстников усиливается в период полового созревания, тем не менее в общей сложности оно лишь частично затрагивает интересы личности, в отличие от семьи, которая влияет на человека постоянно.

4. Экономическая система. Социализация внутри экономической системы - это процесс изучения последствий экономического выбора. Она оказывает влияние на решения относительно потребительской активности и прививает социальные ценности, связанные с ней.

5. Правовая система и система наказаний. Институты социализации принуждают ребенка подстраиваться и подчиняться определенным правилам, действующим в группе. Отношение родителей к правовой системе оказывает влияние на взгляды малыша относительно того, что является незаконным.

6. Средства массовой информации. Медиа являются средствами безличной коммуникации, направленными на широкие массы. Поскольку они оказывают грандиозное влияние на взгляды и поведение людей, что особенно заметно в отношении агрессии, они являются видными соучастниками процесса социализации.

Воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще, определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Группы или отдельные люди, которые способствуют этому, называют, в свою очередь, агентами социализации .

На дотрудовой стадии социализации институтами выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли, в этот же момент происходит формирование черт маскулинности и фемининности, понимание половых ролей. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры. В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Школа

Во втором периоде ранней стадии основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом.

С точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Можно сказать, что юность — это период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова. Перед молодыми людьми стоит выбор профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным первым относится не только школа, но и профессиональные учебные заведения, молодежные организации и объединения. Социализация может быть регулируемой и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой опыт за счет того, что, по мнению учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным, спонтанным.

На сегодняшний момент исследований в разрезе высших учебных заведений, как институтов социализации, все еще нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Трудовой коллектив

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив . В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа. Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение» интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Первичная и вторичная социализация

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты — это ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Характер вторичной социализации представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с трудовой деятельностью. Вторичная социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты социализации — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: