Сочельник - традиции, приметы, обычаи.

Рождественский сочельник у восточных христиан © shutterstock.com

Рождественский сочельник у восточных христиан начинается Вечером 6 января. Что это за дата, какую историю и традиции имеет, тебе расскажет tochka.net .

В истории христианства Рождественский сочельник - знаменательная дата, ведь именно от дня Рождества Христова ведется наше летоисчисление.

Это канун , который в народе еще называется Святой Вечер и Коляда. Весь мир замирает в предожидании чуда рождения Иисуса Христа и появлении в Рождественский сочельник первой звезды на небесах, указывающей на это великое событие.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Рождественский сочельник: что нельзя делать

В этот день нельзя заниматься серьезной работой и охотиться, а также домашними обязанностями: убирать, стирать, шить, вышивать. Нельзя встречать праздник в черной одежде. Нельзя тушить огонь в печи или камине. Нельзя во время вечери пить воду. Кроме того, в сочельник - самый строгий пост, т.е. нельзя ничего есть до самого вечера и до появления первой звезды.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Рождественский сочельник: что готовить

Рождественский сочельник у восточных христиан © shutterstock

Святой вечер завершает Рождественский пост. Традиционно в этот день готовится сочиво (или ) - размоченные пшеничные зерна с сухофруктами и медом. Именно это блюдо и дало название празднику - сочельник. Также варится - компот из сушеных фруктов с добавлением варенья или меда.

В Рождественский сочельник эти блюда имеют свое ритуальное значение. Сочиво с замоченными в воде зернами, символизирует прорастание и начало новой жизни. А узвар с созревшими плодами - символ плодородия, богатства и сладкой жизни.

Итак, обязательные блюда в Рождественский сочельник - это кутья (сочиво) и узвар. Кроме того, меню в Рождественский сочельник включает другую постную еду: рыбу, каши, мучные изделия, овощи, фрукты, соления, орехи, мед.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Рождественский сочельник: традиции празднования

Рождественский сочельник у восточных христиан © shutterstock

Святой вечер - семейный праздник, а потому основной традицией празднования является ужин в кругу семьи и близких за столом с добротой, теплом, любовью, уважением друг к другу, поздравлениями и наилучшими пожеланиями.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

В доме ставится рождественская вечнозеленая елка, украшенная гирляндами, игрушками, конфетами, свечами, которая символизирует неувядающую и неумирающую природу.

Стол посыпают сеном в память о яслях, в которых родился Иисус, накрывают белой скатертью и расставляют на нем 12 постных блюд - по числу апостолов. С появлением на небе звезды семья садится за стол, молится и начинает трапезу. Кутьи нужно съесть три ложки и запить узваром, а затем отведать всех блюд на столе.

После праздничного ужина дети несут своим крестным "вечерю" - кутью, сдобную выпечку, конфеты и другие продукты. В обмен крестные угощают крестников своей "вечерей", дарят подарки и деньги.

Ближе к полуночи, начинается колядование с песнями-колядками, известием о рождении Христа, пожеланиями здоровья и достатка, за что колядников одаривают едой, сладостями и деньгами.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Канун Рождества Христова – особенное время для всех людей. Ведь именно к этому моменту заканчивается подготовка к большому и весёлому празднику, а над землёй витает особенный волшебный дух всеобщего благодушия и всепрощения, особенной просветлённости мыслей и чувств. Хозяйки готовят праздничные кушанья, а вся семья предвкушает мирную семейную трапезу, знаменующую окончание длительного поста.

Значение Рождественского Сочельника

Навечерие Рождества Христова, чаще называемое «Сочельник» или «Свят-вечер», не является праздником в точном смысле слова. Скорее это предпразднество, завершающее период подготовки к главному из церковных двунадесятых торжеств и как-бы приотворяющее дверь в рождественские обряды и гуляния.

В основе традиции особенным образом отмечать окончание Филиппова поста и канун Рождества лежит легенда о Вифлеемской звезде, чьё появление на небе когда-то стало для волхвов предзнаменованием появления на свет Спасителя.

Однако задолго до появления на Руси христианства и установления Рождества Христова наши предки именно в эти дни отмечали языческий праздник – Солнцеворот, посвящённый грозному богу по имени Карачун, знаменующий возрождение Солнца и всей природы. С тех пор сохранилось немало обрядов и ритуалов, с помощью которых народ пытался использовать себе на пользу необыкновенную энергетику этого особенного момента, стараясь обеспечить богатый урожай, умножить приплод скота, защитить домашних животных от болезней и нападения диких зверей.

Традиции Свят-вечера

Почти двум неделям январских праздников в христианской традиции предшествует строгий пост, продолжающийся с 28 ноября до самого Сочельника, то есть до 6 января. Последний день – самый строгий, когда не разрешается положить в рот ни кусочка еды вплоть до появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую. Кроме воздержания в пище в этот день соблюдаются и другие традиции, как церковные, так и дохристианские.

  • Все верующие обязательно посещают 6 января церковь и присутствуют на особенном богослужении, посвящённом наступающему празднику. Литургия завершается пением тропаря Рождества и выносом в центр храма горящей свечи. Именно с этого момента по возвращении домой разрешается садиться за праздничный стол. Те, кто по каким-либо причинам не может в канун Рождества посетить церковь, творят молитву дома, и только затем приступают к трапезе.
  • Свое самое популярное название «Сочельник» праздник получил от главного блюда – сочива (или кутьи), первым появляющегося на столе во время вечерней трапезы. Классический рецепт его приготовления предусматривает в качестве основного продукта толчёные, распаренные, а затем проваренные зёрна пшеницы. Готовую кашу сдабривают растёртым маком и грецкими орехами, поливают мёдом. Существуют и другие вариации кутьи из риса или чечевицы, с добавлением кроме мака и орехов ещё и изюма. Мёд современные хозяйки иногда заменяют сахаром или халвой.
  • Кроме сочива непременно готовили ещё 11 постных блюд, которые подавались в строго определённой последовательности. После сочива на столе появлялись закуски, затем первые блюда с пирожками и пампушками. Завершали трапезу различными десертами, среди которых обязательно были медовые пряники. В качестве напитка в меню традиционно фигурировал один лишь узвар – компот из разнообразных сухофруктов (груш, яблок, вишни, сливы, изюма).
  • Интересно, что каждое из продуктов или блюд, обязательных для ужина в Сочельник, имеет свой особый смысл. Так, сочиво подаётся в качестве символа жертвы Христа во имя людей, горох означает возрождение к новой жизни, а капуста воплощает надёжность и непритязательность. Борщ призывает к терпению в рутинных заботах, рыба фигурирует как примета христианства, голубцы означают любовь к ближнему, вареники обещают достаток, а блины дают надежду на солнечный свет. Каша сулит продолжение рода, а пирожки – здоровье и счастье, узвар очищает душу от скверны, а пампушки служат напоминанием о вечной жизни. Стоит заметить, что количество блюд не ограничивается числом «12», их вполне может быть и гораздо больше.
  • Ещё одна важная традиция Сочельника – уютное семейное застолье. В этот вечер не принято приглашать в дом множество гостей. Праздник встречают в узком кругу самых близких людей, не проявляя излишнего оживления или неуёмного веселья. Его проводят за молитвами и неспешными разговорами, размышлениями о жизни и обсуждением планов на будущее, а все шумные гулянья следует отложить до Святок.
  • Желательно, чтобы во время трапезы каждый член семьи отведал все основные 12 блюд. Чётное количество человек за столом считалось счастливым предзнаменованием, а в противном случае ставили дополнительный прибор, чтобы исправить влияние неприятной приметы с помощью невидимого присутствия кого-то из усопших родных.
  • Кроме застольного общения отдельное значение придавалось декорированию «Божьей ладони». Столешницу непременно накрывали белоснежной, лучше всего новой, скатертью. Под миску с сочивом подкладывали клочок сена, напоминавший о простой подстилке в первой колыбели Христа – яслях. В качестве украшения выступала праздничная свеча как напоминание о Вифлеемской звезде.
  • Из языческих времён до наших дней сохранилась традиция украшать торжественное застолье пучком необмолоченных стеблей пшеницы, сбережённых при уборке урожая от первого или последнего снопа. Он носит название «Рождественский Дидух», устанавливается на почётном месте в самом центре столешницы и красуется там целую неделю до Маланьина дня (13 января). Спустя семь дней Дидух торжественно сжигается, а в его пламя бросают старые вещи, чтобы навсегда избавиться от прошлогоднего негатива.
  • Непременным атрибутом Сочельника с давних пор были Колядки. После праздничной трапезы вся молодёжь выходила на улицу, нарядившись в шкуры животных и украсив лица страшными масками. С криками «Коляда идёт!» юноши и девушки ходили от дома к дому, прославляя Христа. Если кто-то открывал дверь на призывные выкрики, удостаивался настоящего представления с пением колядок, танцами и наилучшими пожеланиями. В благодарность колядующих приглашали в дом, где одаривали сладостями, фруктами и выпечкой.

Приметы на Навечерие Рождества Христова

  • У наших предков считалось плохой приметой ложиться спать в праздничную ночь. Они были уверены, что в Рождество на людей с небес опускается особенная благодать. Тот же, кто проспит чудесное событие появления на свет Спасителя, рискует навсегда остаться без покровительства высших сил.
  • Согласно языческим поверьям в Сочельник становится особенно активной вся нечисть. Поэтому старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, старалось не выходить из дома раньше времени, чтобы не стать жертвой злых чар.
  • Особенной удачей для молодёжи считалось чихнуть за праздничным столом. Незамужней девице это событие сулило хорошего жениха, а для парня означало, что тот уже повзрослел и превратился в настоящего мужчину. В зажиточных семьях за праздничный «чих» глава фамилии одаривал дочь телёнком, а сына – жеребёнком.
  • В Сочельник было принято радушно принимать в доме одиноких и бедных родственников. Их от всего сердца угощали яствами с праздничного стола, а на прощание подносили хороший презент. Ведь визит такого человека сулил всей семье счастье на следующие 12 месяцев.
  • Сочельник всегда считали последним этапом подготовки к рождественским гуляниям. Однако, чтобы из дома не уходил достаток, а добра лишь прибавлялось, следовало закончить все приготовление праздничных кушаний ещё до восхода солнца.
  • Количество и качество еды за праздничным столом в Свят-вечер определяло благосостояние дома в наступающем году, поэтому хозяйки не скупились на угощение. Чем обильнее и дороже оно было, тем больше материальных благ ожидало домочадцев.
  • Чтобы весь год не провести в лишениях и бедах, накануне Рождества не ходили на охоту и рыбалку. А мирное общение, отсутствие ссор, скандалов, шумного выяснения отношений в этот вечер гарантировало спокойное сосуществование с родными и друзьями до конца года.
  • По осадкам и температуре воздуха в Сочельник судили о будущем урожае. Обильный снегопад, иней на деревьях и сугробы обещали отличный хлебород. Лёгкий снежок, растаявший к вечеру, предсказывал обильный сбор гречихи.
  • Наши предки внимательно изучали небо перед Рождеством. Обилие звёзд в праздничную ночь обещало много гороха, а беззвёздный небосклон, затянутый тучами предвещал неурожай лесных ягод.
  • Не ускользал от внимания крестьян и Млечный путь. Если он был едва виден, то впереди ожидали ненастные дни с вьюгами и оттепелями. Ярко сверкающая «небесная дорога» сулила на праздники самую подходящую погоду для гуляний: мороз и солнце.

Как гадать в Рождественский Сочельник?

Языческая традиция гаданий в праздничный вечер не одобряется Церковью. Однако многие уверены, что в волшебный Свят-вечер предсказания особенно правдивы, и потому любимая народом традиция сохранилась до наших дней.

  • С давних пор одним из самых популярных гаданий на суженого был обряд с зеркалами и свечами. Для этого две отражающие поверхности располагались друг напротив друга, а между ними по краям ставились две горящие свечи. Девушка, желающая узнать свою судьбу, пристально вглядывалась в образовавшийся зеркальный коридор до тех пор, пока в его глубине не замечала будущего избранника.
  • Ещё одно марьяжное гадание проводили на улице. Девушки собирались во дворе перед воротами и по очереди бросали через них на улицу один из своих башмачков. Куда указывал носок «обувки», с той стороны и следовало ждать сватов. Если же сапожок «смотрел» на ворота, то его хозяйка могла не надеяться на замужество в наступающем году.
  • Каждая девушка мечтала узнать не только своего будущего избранника, но и судьбу в замужестве. Для этого красавицы одна за другой раскидывали руки и старались охватить как можно больше досок или жердей в заборе. Если девице удавалось «обнять» четное число столбов или кольев, то и супружеская жизнь ей предстояла счастливая.
  • Узнать о будущем женихе можно было и во сне. Для этого на ночь съедали что-то солёное, не запивая водой. Девушке, страдающей от жажды, в грёзе воду подавал будущий жених, и главное было запомнить его внешность и имя. Можно было узнать имя суженого и гораздо проще. Для этого достаточно было выйти в Свят-вечер на улицу и спросить у первого же встреченного мужчины, как его зовут.
  • Для того, чтобы узнать своё будущее, молодёжь не стеснялась даже подслушивать под чужими окнами. Считалось, что весёлые шутки соседей и приятные темы разговоров гарантировали нарушителю чужой приватности благоприятные изменения в судьбе, достаток и только счастливые известия.

Называют Рождественский сочельник или просто сочельник. Также эта дата получила название Первой кутьи, Первой коляды или Кутейника. Ещё в первые века новой эры было установлено празднование Навечерия Рождества Христова. Постепенно это соединилось с традицией отмечать кануны больших праздников.

Рождественский сочельник: традиции, обычаи и приметы

С Рождественским сочельником связано немало традиций, примет и обрядов. В этот день наблюдали за наличием и количеством инея, состоянием снежного покрова, уделяли внимание звездному небу:

  1. Много снега, большой иней и глубоко промерзшая земля – к богатому урожаю хлеба.
  2. Если 6 января тропинки черные (т.е. снег неплотно покрыл землю или растаял) – будет хороший урожай гречихи.
  3. На Сочельник солнце ярко светит – к зеленому году.
  4. Снег на земле, как навоз для урожая.
  5. Какой в этот день иней на деревьях, таким будет цвет на хлебе.
  6. За сколько дней до Рождества иней случится, за столько дней до будет благоприятна погода для весенних посевов.
  7. Если перед сочельником иней случится, то хлеб нужно сеять до , а если иней после Сочельника появится, то можно сеять и после Петрова дня.
  8. Звездное небо в ночь на Рождество – к отменному урожаю гороха.
  9. Если звездочки на небе в ночь с 6 на 7 января блестят, будет много грибов и ягод.
  10. Если мало звезд на небе, то и ягод тоже мало будет.
  11. Млечный путь тусклый – к ненастью. Если млечный путь светел и полон звезд – к солнечной погоде.

Большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Обычно избы чисто убирали, а стол покрывали сеном или соломой и застилали белой чистой скатертью, выполненной из натурального материала. Солома и сено напоминали о яслях, где лежал новорожденный Иисус.

По традиции, соблюдали пост и не ели до появления на небе первой звезды. Вернувшись из церкви, у образов зажигали лампаду, перед ними ставили восковые свечи и читали молитву, а потом усаживались за стол в торжественном и строгом молчании и ужинали.

Главными кушаньями этой трапезы была кутья (отваренные зерна ячменя, пшеницы, позже риса, подслащенные медом) и взвар (безалкогольный напиток из сваренных в воде груш, яблок, вишен, слив и других плодов). Ещё на столе присутствовали капуста, квас, житная каша, хлеб из зерен последнего урожая, сушеные ягоды. Зажженную свечу вставляли в один из хлебов. Ложки и остатки ужина оставляли на столе до утра. Иногда кутью ставили не на стол, а под образа в передний угол.

В Сочельник проводили целый ряд магических обрядов, направленных на то, чтобы плодоносили фруктовые деревья, уродился хлеб, установилась хорошая погода, множилось поголовье домашней птицы и скота.

В эту ночь скоту давали обильный корм, а кур, наоборот, старались не кормить. Верили, что это отобьет у птиц желание копаться в огороде, особенно весной, когда только высажена рассада или семена.

Обязательным блюдом на столе были блины, которым тоже придавали особый смысл. Первый испеченный блин давали съесть корове или овце. Овца и овечье руно считались символом счастья, благополучия и плодородия. В разных мифопоэтических системах овца символизирует простоту, робость, кротость, нежность, невинность, жертвенность и терпение. В христианстве овцы выступают как символ Спасителя. Нередко рядом с Иисусом изображают овцу или ягненка. Народный вариант рождественских событий, разыгрываемых в период Святок украинцами, белорусами, поляками и русскими, обязательно включал эпизод поклонения пастухов с овечками появившемуся на свет Младенцу.

В некоторых местах в Рождественский сочельник жгли костры, чтобы души усопших родственников могли прийти и погреться у огня. Ещё верили, что от этого огня пшеница лучше уродится.

Распространенным обычаем было оставлять лакомство для Мороза. Его пытались всячески умилостивить, чтобы весной он не побил овощной рассады, ярового хлеба и цвета на плодовых деревьях.

Канун Рождества открывал время святочных гаданий. Крестьяне гадали об урожае и погоде, а также пытались узнать, что их ждет в следующем году. Девушки и молодые незамужние женщины ворожили на суженого и замужество.

6 января: что можно делать, а что нельзя

В канун Рождества желательно встать пораньше, умыться и прочитать молитву. Неплохо было бы сходить в церковь, помолиться за здоровье родных и близких, исповедаться и причаститься. Если вы с кем-то поссорились накануне праздника, то постарайтесь помириться. Заниматься приготовлением праздничных блюд нужно обязательно в хорошем настроении. Люди, которые придерживались рождественского поста, не употребляют 6 января пищу до 18.00. На столе в этот день должны присутствовать постные блюда, желательно, чтобы их было не меньше 12. Это число символизирует 12 апостолов Иисуса Христа.

Нельзя в этот день ругаться, сквернословить, осуждать кого-то. Постарайтесь настроиться на позитивный лад. Также нельзя проводить уборку, в противном случае весь год в вашем доме будут возникать ссоры на пусто месте. До 15:00 нужно закончить все приготовления. Именно в это время в храмах готовятся к торжественной службе.

Стол накройте красивой скатертью, достаньте праздничную посуду. Во время ужина выключите свет и зажгите свечи, чтобы наполнить дом живым огнем, который является защитой от нечистой силы и всего дурного.

Видео: Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Рождественский Сочельник – что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Рождественский Сочельник

Собственно говоря, сочельник - это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.

Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.

Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.

Предпразднество Христова Рождества - особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.

Сочельник: традиции

Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное - выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.

Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления - Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления - крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя - Рождеством Христовым.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: