Следы босых ног являются объектом экспертизы. Порядок проведения трасологической экспертизы по следам обуви

Подготовка, совершение и сокрытие преступления , как и любое иное событие, происходящее в материальном мире, всегда сопряжены с образованием следов . В криминалистике принято различать:

  • материальные следы преступления — изменения в элементах вещной обстановки, возникающие в результате механического, химического, биологического, термического и иного воздействия;
  • идеальные следы преступления — отображение криминалистически значимой информации в сознании людей, хранящееся в памяти человека .

Материальные следы преступления могут рассматриваться в широком смысле — как любое материальное изменение обстановки и в узком смысле — как следы-отображения. Значительную часть из них составляют следы человека (рук, ног, других частей тела, одежды и обуви), животных, орудий и инструментов, транспортных средств; различные предметы и их части (например, замки и пломбы или осколки фарных рассеивателей, обрывки веревок и шнуров и многое другое).

Фиксация следов зубов производится путем их описания в протоколе осмотра и фотографирования.

Изъятие следов зубов лучше производить вместе с предметами-носителями. При этом если таковыми предметами являются продукты питания, необходимо принять меры, предотвращающие их порчу — поместить в холодильник, ящик со льдом, банку с холодной водой. Это замедлит процессы гниения и высыхания. Фрукты можно сохранить в растворе формалина. Следы зубов на трупе изымаются судебным медиком, и для их консервации мягкая ткань, на которой они оставлены, помещается в раствор глицерина со спиртом.

Следы зубов могут быть также зафиксированы и изъяты путем изготовления слепков из гипса, воска, полимерных масс.

Основной идентификационной задачей, разрешаемой при исследовании следов зубов, является отождествление лица, оставившего эти следы. Для проведения исследования должны быть получены экспериментальные сравнительные образцы — оттиски зубов, слепки-модели зубов, челюстей. Отбор образцов производится с помощью специалиста — врача-стоматолога или зубного техника-протезиста.

К диагностическим задачам относятся: определение по следам зубов пола, возраста, анатомических и патологических особенностей зубного аппарата, профессиональных признаков лица, оставившего эти следы; реконструирование отдельных обстоятельств события, при которых были оставлены эти следы (количество людей, принимавших пищу, происходила ли борьба между преступником и жертвой и т.д.).

Какое криминалистическое значение имеют следы губ?

На месте происшествия в некоторых случаях обнаруживаются следы окрашенных помадой губ и слабовидимые оттиски губ (по краям посуды — стаканов, рюмок, чашек, на папиросах и сигаретах). По индивидуальному рельефу губ (комплексу валиков и бороздок, отображающемуся в их следах) идентифицируется оставивший их человек . Кроме того, по следам губ может быть получена информация диагностического характера о поле, возрасте, росте, некоторых элементах внешнего облика, наличии ряда заболеваний у лица, оставившего следы.

На месте происшествия следы губ после фотографирования и описания в протоколе упаковываются вместе с предметом-носителем (с соблюдением рекомендаций, касающихся предметов со следами папиллярных узоров).

При назначении идентификационной трасологической экспертизы получают сравнительные образцы губ подозреваемого — их окрашенные оттиски на бумаге, которые вместе с изъятыми следами представляются в распоряжение эксперта.

В следах губ может сохраниться вещество следа — слюна , исследование которой производится в рамках судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств . Другое вещество следа — губная помада — может стать объектом судебной экспертизы веществ и материалов, которая даст возможность установить страну и фабрику изготовитель, марку и номер тона этой помады, время ее изготовления, а при наличии образцов — провести сравнительное исследование.

Какое криминалистическое значение имеют следы ногтей?

Исследование биологических следов человека для установления групповой и половой принадлежности крови, слюны, спермы, принадлежности этих следов конкретным лицам проводится в ходе судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств .

Что понимают под следами орудий и инструментов и как их классифицируют?

Обнаруженные следы орудий и инструментов фиксируются в протоколе, фотографируются, заносятся в планы или на схемы. По возможности, целесообразно изымать следы вместе с объекта- 1 ми-носителями. С объемных следов изготавливаются слепки с помощью пластилина, полимерных материалов. Неглубокие следы скольжения (не глубже 0,04 мм на металле, твердом дереве) могут быть скопированы с помощью дактилоскопической пленки.

Каково криминалистическое значение следов орудий и инструментов?

Следы орудий взлома должны быть тщательно изучены уже на месте происшествия, что позволяет получить ценную розыскную и доказательственную информацию. Они дают возможность установить, с какой стороны производился взлом, выявить признаки, характеризующие личность преступника и т.д.

В частности, расположение осколков стекла (их всегда будет больше со стороны, противоположной приложенному усилию) указывает на сторону, с которой оно было выбито. Для определения стороны изучают грани осколков, зазубрины на их ребрах, трещины и воссоздают целое (стекло в раме) по частям. От удара и нажима на стекле образуются радиальные и концентрические* трещины, которые сходятся к стороне, где имело место сжатие, и расходятся в месте растяжения. Радиальные трещины на стороне, противоположной действию силы, доходят до поверхности стекла, а с другой стороны — обрываются в его толще.

По следам сверления и распила можно определить, с какой стороны произведен взлом. При сверлении — стружек больше с той стороны, откуда начинали сверлить. Отщепы древесины в начале сверления, как правило, направлены по часовой стрелке, а в конце — против. При пилении стружки больше с противоположной стороны и заусенцы по размерам значительнее.

По общей картине взлома , способу или виду использованного орудия взлома можно получить представление о профессиональных навыках преступника (например, о квалификации сварщика, вскрывшего сейф с помощью электросварки). Изучение оставленных на месте происшествия орудий взлома (строение, способ изготовления, надписи) позволяет судить об их владельце.

О физической силе преступника свидетельствуют степень прочности преграды и способ ее взлома и использованное для этой цели орудие. Величина (размер) пролома говорит о комплекции преступника.

Таким образом, целью трасологических экспертиз и исследований этих объектов является решение следующих диагностических задач:

  • установление по следам механизма взлома и отдельных обстоятельств события (механизма взлома, с какой стороны произведено разрушение преграды, в каком направлении воздействовало орудие, время взлома, знаком ли преступник с обстановкой, местом нахождения и характером или устройством преграды, запирающего устройства, возможность инсценировки взлома или проникновения, случайного разрушения, количество участников взлома);
  • определение по следам некоторых признаков лица, совершившего взлом (рост, пол, возраст, физическая сила, профессиональные навыки, функциональные особенности).

К идентификационным задачам относятся:

  • установление по следам групповой принадлежности орудий и инструментов;
  • идентификация по следам оставивших их орудий и инструментов;
  • установление орудий и инструментов по их частям.

При назначении трасологической экспертизы эксперту направляются: предметы со следами, слепки со следов, протоколы осмотра с фототаблицами. В некоторых случаях (проломы в стенах, следы орудий на массивных сейфовых дверях) возможно проведение экспертного исследования непосредственно на месте происшествия.

При назначении идентификационной экспертизы по следам орудий взлома и инструментов, в случаях установления подозреваемых лиц и изъятия у них возможного следообразующего объекта эксперту представляются фотоснимки, слепки, оттиски следа и само проверяемое орудие или инструмент. При этом следователь выясняет, как часто и для каких работ применялся инструмент, производилась ли его заточка или иные изменения в период от момента происшествия до его изъятия и приобщения к материалам уголовного дела.

Для установления фактов использования одного и того же орудия взлома при совершении одного или нескольких преступлений в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел создаются справочные коллекции следов (предметов со следами) или копий следов орудий взлома, изъятых с мест происшествий, а также справочные коллекции и картотеки инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома.

Как в трасологии классифицируются замки и каковы основные способы их взлома?

Классификация замков возможна по ряду оснований:

  • по способу запирания замки бывают автоматические (самозапирающиеся) и неавтоматические;
  • по способу крепления — постоянные и навесные; постоянные замки крепятся к дверям хранилища врезным или накладным (прирезным) способами, навесные — являются съемными;
  • по конструкции запирающего механизма замки подразделяются на винтовые, пружинные, реечные, сувальдные, цилиндровые, кодовые, магнитные и иные;
  • по узкоцелевому назначению замки делятся на дверные, мебельные, сейфовые, приборные и некоторые другие.

Все замки имеют следующие составные части: короб (корпус), ригель (засов), фиксирующее устройство, предохранитель и ключи.

Короб замка служит для размещения в нем частей механизма и в отдельных случаях для прикрепления к преграде.

Ригель — деталь , которая в выдвинутом положении своим запирающим концом входит в вырез, проделанный в неподвижной части преграды (в прирезных и врезных замках), или в вырезы на конце дужки (в навесных замках).

Фиксирующее устройство фиксирует ригель в выдвинутом (запертом) положении, препятствует отпиранию замка другим ключом или иными посторонними предметами. Наряду с фиксирующим устройством для затруднения отпирания замка устанавливаются специальные предохранители .

Криминалистическая практика свидетельствует, что наиболее типичными способами взлома замков являются:

  • отпирание замка с помощью подобранных либо поддельных ключей или отмычек;
  • вырывание дужки навесного замка; перепиливание, перекусывание, разруб дужки навесного замка; разрушение, повреждение короба, корпуса замка;
  • рассверливание замочной скважины;
  • рассверливание или стачивание заклепок на корпусе замка;
  • отжим ригеля врезного (прирезного) замка;
  • отделение, выпиливание врезного (прирезного) замка;
  • взлом (аналогичными способами) приспособлений, предназначенных для навески замка — колец, петель, пробоев, накладок и т.д.

Каковы особенности осмотра замков? Какие вопросы решает криминалистическая экспертиза запирающих механизмов?

На месте обнаружения взломанного замка проводятся только его наружный осмотр и предварительное исследование с использованием увеличительной и осветительной техники. При этом обязательно отмечается, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед Дверью; внимательно изучаются повреждения замка, выявляются следы орудий, которыми был произведен взлом замка и следы рук преступника на замке. Категорически запрещается при осмотре вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок . Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра и фотографированием замка методами узловой и детальной съемки. Сам замок изымается, при необходимости вместе с приспособлениями для его навешивания.

Трасологическая экспертиза запирающих механизмов позволяет диагностировать:

  • исправен ли механизм представленного замка, а если неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания;
  • находился ли данный замок в употреблении, в каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения;
  • каким способом открыт (взломан) замок, явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений;
  • можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша;
  • орудием какого типа взломан замок, являются ли следы на запирающем устройстве результатом воздействия поддельного ключа или отмычки, можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки);
  • не снимались ли слепки с замка или ключей?

Идентификационные исследования направлены на установление, не был ли отперт замок конкретным ключом или отмычкой; не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом.

Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо указать, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью. В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и пр.).

Каковы цели и задачи криминалистического исследования пломб?

Сигнальные устройства — пломбы (закрутки) широко используются при охране вагонов, контейнеров, складов, приборов. При этом пломбы изготавливаются из металла (свинец, алюминий, жесть), пластмасс, а также могут быть комбинированными (пластмассовые с металлической скобой-вкладышем). Пломба навешивается на опломбируемый объект с помощью проволоки, бечевы или ленты, которая продевается через каналы пломбы, после чего пломба обжимается пломбиром, плашки которого имеют соответствующие маркировочные обозначения. Закрутки , применяемые для пломбировки вагонов и контейнеров, изготавливаются из толстой отожженной проволоки.

Преступники прибегают к различным способам маскировки нарушения пломб, наиболее распространенным из которых является срезание или извлечение бечевы (проволоки). Срезают обычно один конец, который после совершения хищения вставляют в проделанное отверстие и зажимают. В результате вскрытия на внешних и внутренних поверхностях пломбы образуются вдавленности, царапины и иные повреждения.

При осмотре пломб необходимо обращать внимание на признаки нарушения их целостности: повреждения оттиска пломбира, царапины, деформация, насечки, вмятины, повреждения бечевы и т.д. Результаты осмотра фиксируют посредством описания в протоколе и фотографирования.

С помощью трасологической экспертизы пломб можно ответить на следующие типичные диагностические вопросы:

  • вскрывалась ли пломба;
  • имеет ли пломба какие-либо повреждения;
  • каким способом повреждена пломба;
  • каким орудием оставлены следы (повреждения) на представленной пломбе;
  • не образованы ли имеющиеся следы постороннего воздействия в результате вскрытия и повторного навешивания пломбы;
  • каково содержание буквенных, цифровых и других обозначений на контактных поверхностях пломбы;
  • имеет ли повреждения проволока, бечева, лента и подвергались ли они разрезу, разрыву, перетиранию, излому.
  • не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях представленной пломбы матрицами плашек данных пломбировочных тисков;
  • не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков;
  • не оставлены ли повреждения на представленной пломбе данным предметом.

Как классифицируются в трасологии следы транспортных средств?

Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:

  • следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);
  • следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);
  • механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
  • рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, метро, трамвая).

Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.

По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:

  • следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
  • предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);
  • вещества , например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.

В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.

Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дорогах и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.

Какое криминалистическое значение имеют следы транспортных средств?

Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транспортного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего , находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека , происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.

Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являются следы волочения . Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего . Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передается форма следообразующей детали . Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» частицы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.

По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы металлизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение?

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы , выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие:

1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего , ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера:

1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

  • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);
  • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;
  • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств ;
  • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки , запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  • протоколы осмотра места происшествия , осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

  • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;
  • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов . Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза .

2. Какой ногой (правой или левой) оставлен след? Каков размер и особенности босой ноги (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев), оставившей следы?

3. Какой обувью (вид, размер, степень изношенности) оставлены следы? Какие особенности имеют обувь, чулки, носки?

4. Каковы физические свойства лица, оставившего следы (пол, рост, особенности телосложения, походки и пр.)?

5. Каково направление и характер движения человека

(например, шагом, бегом, с грузом)?

Вопросы идентификационного характера:

1. Одним или несколькими лицами оставлены следы босых ног, обуви?

2. Оставлены ли следы босых ног данным лицом?

3. Оставлены ли следы обувью, чулками или носками, изъятыми у данного лица?

Объекты трасологической экспертизы следов ног и обуви:

поверхностные (наслоения или отслоения) следы ног и обуви (например, след босой ноги на свежеокрашенном полу или ноги, испачканной краской, на еще не окрашенной поверхности), изъятые вместе с предметом-носителем - одеждой, бумагой, вырезанными, выпиленными кусками досок, линолеума;

следы, перекопированные на дактилоскопическую пленку;

фотоснимки единичных следов и дорожек следов (плоскость задней стенки фотокамеры при съемке должна быть параллельна плоскости следа, рядом со следом помещается масштабная линейка);

слепки объемных следов ног или обуви, изготовленные с помощью различных слепочных масс (гипса, пасты «К» и пр.).

В качестве образцов для сравнительного исследования предоставляются отпечатки босых ног подозреваемых или проверяемых лиц, полученные аналогично отпечаткам рук; 2-3 слепка с босых ног этих лиц, если были обнаружены объемные следы; обувь, чулки, носки; 2-3 экспериментально полученные дорожки следов. Для получения такой дорожки проверяемому лицу предлагается пройти по бумажной ленте, покрытой тонким слоем типографской краски, или краска наносится на подошвы его ног или обуви.

Какое криминалистическое значение имеют следы зубов?

Зубной аппарат человек а, ав некоторых случаях и отдельный зуб отображается в следах комплексом признаке в, к которым относятся:

Форма, размер, радиус зубных дуг, количество зубов, расстояние между ними, форма, размер, рельеф жевательной поверхности зубной коронки и др.;

Особенности прикуса, аномалии зубного ряда в целом и отдельных зубов, в том числе в форме, количестве, положении, размерах, чередовании зубов, расстоянии между ними;

Особенности, возникшие в процессе жизнедеятельности организма, в результате болезней, повреждений и лечения зубов, отсутствие отдельных зубов, стертости, переломы коронок, отколы зубов, наличие пломб, протезов и пр.

Различают:

следы надкуса - статические следы-оттиски режущей кромки зубов, как правило, передних, которые образуются от надавливания зубами на следовоспринимающий предмет без отделения частей этого предмета. При надкусах следы зубов располагаются в виде дуг, обращенных концами друг к другу. В этих следах отображаются форма зубных дуг, расположение зубов, строение поверхности коронок зубов;

следы откуса - динамические следы, возникающие при полном отделении части следовоспринимающего предмета от всей его массы режущими кромками зубов. В этих следах отображаются особенности режущей кромки и передней поверхности зубов.

Следы зубов, как правило, обнаруживаются на пищевых продуктах (масле, сыре, шоколаде, фруктах и овощах), металлических изделиях (крышках бутылок, навесных пломбах), теле человека. Поэтому эти следы можно обнаружить при осмотрах места происшествия, предметов, трупа, тела живого человека (освидетельствования).

Фиксация следов зубов производится путем их описания в протоколе осмотра и фотографирования.

Изъятие следов зубов лучше производить вместе с предметами-носителями. При этом если таковыми предметами являются продукты питания, необходимо принять меры, предотвращающие их порчу - поместить в холодильник, ящик со льдом, банку с холодной водой. Это замедлит процессы гниения и высыхания. Фрукты можно сохранить в растворе формалина. Следы зубов на трупе изымаются судебным медиком, и для их консервации мягкая ткань, на которой они оставлены, помещается в раствор глицерина со спиртом.

Следы зубов могут быть также зафиксированы и изъяты путем изготовления слепков из гипса, воска, полимерных масс.

Основной идентификационной задачей, разрешаемой при исследовании следов зубов, является отождествление лица, оставившего эти следы. Для проведения исследования должны быть получены экспериментальные сравнительные образцы - оттиски зубов, слепки-модели зубов, челюстей. Отбор образцов производится с помощью специалиста - врача-стоматолога или зубного техника-протезиста.

К диагностическим задачам относят-с я: определение по следам зубов пола, возраста, анатомических и патологических особенностей зубного аппарата, профессиональных признаков лица, оставившего эти следы; реконструиро-вание отдельных обстоятельств события, при которых были оставлены эти следы (количество людей, принимавших пищу, происходила ли борьба между преступником и жертвой и т.д.).

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.


ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (исследование отпечатков) :

1. Имеются ли на представленных объектах следы рук человека?
2. Если «имеются», то пригодны ли они для идентификации по ним личности?
3. Не оставлены ли следы конкретным человеком?
4. Имеются ли на представленных объектах следы босых ног человека?
5. Если «имеются», то пригодны ли они для идентификации по ним личности?
6. Не оставлены ли следы босых ног конкретным человеком?


ЭКСПЕРТИЗА ПЛОМБ:

1. Нарушалась ли пломба после первоначального наложения?
2. Образованы ли оттиски на пломбе данным пломбиром?
3. Подвергалась ли пломба после ее первоначального наложения вскрытию и повторному наложению?

ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ ОБУВИ:

1. Имеются ли на представленном на исследование объекте следы обуви?
2. Если «имеются», то обувью какого размера они образованы?
3. Пригоден ли след обуви для идентификации по нему конкретного экземпляра обуви?
4. Если «пригоден», то не оставлен ли след конкретной обувью?

ЭКСПЕРТИЗА ЗАМКОВ:

1. Исправен ли представленный на исследование замок?
2. Если замок неисправен, то какова причина его неисправности?
3. Возможно ли отпереть (запереть) замок конкретными ключами (ключом)?
4. Был ли замок открыт (закрыт) при помощи штатного ключа или каким-либо посторонним предметом?
5. Имеются ли на механизме замка следы взлома?
6. Если «имеются», то каким предметом был взломан замок?
7. Возможна ли идентификация конкретного предмета, при помощи которого был взломан замок?
8. Не был ли взломан замок при помощи конкретного предмета, представленного на исследование?
9. Имеются ли на косяке двери следы взлома?
10. Если «имеются», то каким предметом образованы повреждения?
11. Возможна ли идентификация конкретного предмета, при помощи которого была взломана дверь?
12. Не была ли взломана дверь при помощи конкретного предмета, представленного на исследование?


ЭКСПЕРТИЗА УЗЛОВ И ПЕТЕЛЬ:

1. К какому типу относятся узлы, имеющиеся на представленном на исследование объекте?
2. Являются ли данные узлы профессиональными?

ЭКСПЕРТИЗА ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ОДЕЖДЕ:
1. Каков механизм образования повреждения (повреждений) на представленной на исследование одежде?
2. Могли ли быть образованы повреждения на одежде представленным на исследование предметом (ножом и т.п.)?

ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ ОРУДИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ.
1. Образованы ли следы на представленном объекте инструментом, представленном на исследование?
2. Каков механизм образования следов?

ЭКСПЕРТИЗА ЦЕЛОГО ПО ЧАСТЯМ:
1. Составляли ли ранее представленные на исследование объекты единое целое?

В случае если имеется необходимость необходимо установить - чей след (рука, нога, одежда, колесо авто, замок, пломба) оставлен? Тогда следует провести трасологическую экспертизу .

Что такое трасологическая экспертиза ?

Трасологическая экспертиза, в широком смысле этого понятия, означает экспертизу оставленных следов (трасология -следовение). Для установления следов оставленных руками человека, назначают - дактилоскопическую экспертизу , для установления вида оружия, назначают - баллистическую экспертизу , для установления вещества, назначают - химическую экспертизу и т.п .

Возможный перечень вопросов, выносимых на трасологическую экспертизу :

Трасологическая экспертиза следов ног, обуви:

  • оставлен ли след (следы) босой ногой человека, ногой в чулке, в носке, обувью; какой ногой оставлен след; - каковы физические свойства лица, оставившего след (пол, рост, особенности походки, телосложения и т.д.);
  • в каком направлении и как (шагом, бегом и т.д.) двигался человек, оставивший данные следы ног.

Трасологическая экспертиза следов губ, зубов человека:

  • при­годны ли следы зубов (губ) для идентификации оставившего их человека;
  • каков механизм образования исследуемых следов;
  • не оставлены ли следы зубов (зубных протезов), губ данным лицом;
  • можно ли судить но следам зубов на окурках сигарет (папирос) о привычках курившего их человека.

В криминалистике принято различать:

материальные следы преступления - изменения в элементах вещной обстановки, возникающие в результате механического, химического, биологического, термического и иного воздействия;

идеальные следы преступления - отображение криминалистически значимой информации в сознании людей, хранящееся в памяти человека.

Материальные следы преступления могут рассматриваться в широком смысле - как любое материальное изменение обстановки и в узком смысле - как следы-отображения.

Значительную часть из них составляют следы человека (рук, ног, других частей тела, одежды и обуви), животных, орудий и инструментов, транспортных средств; различные предметы и их части (например, замки и пломбы или осколки фарных рассеивателей, обрывки веревок и шнуров и многое другое).

Область криминалистической техники, которая изучает закономерности и механизм возникновения различных видов следов и разрабатывает средства их собирания и исследования в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, называется криминалистической трасологией или следоведением (от французского слова la trace - след и древнегреческого logos - учение).

Поскольку в следах объективно отражаются характер действий преступника, свойства его личности и обстоятельства совершения преступления, изучение следов позволяет реконструировать механизм преступления и, в частности, способ его совершения и сокрытия, обстановку, мотивы и цели совершения преступления, особенности личности преступника и т.п.

Полученная информация имеет доказательственное значение или используется следователем или лицом, производящим дознание, для выдвижения версий, планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Криминалистическая трасология позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи.

К диагностическим задачам, сформулированным в самом общем виде, относятся:

  • определение механизма и условий следообразования;
  • определение относимости следов к происшедшему событию;
  • определение различных свойств и признаков объекта, оставившего след;
  • установление обстоятельств, при которых был оставлен след и, в том числе, обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Идентификационными задачами являются:

  • определение групповой принадлежности объекта, оставившего след;
  • отождествление объекта, оставившего след.

Как классифицируются следы в трасологии?

По характеру изменений, вносимых в вещную обстановку, следы подразделяются на следы-предметы, следы-вещества, следы-отображения.

Следы-предметы - это объекты с устойчивой формой, в которых содержится информация о механизме их образования или изменения и средствах, использованных для этого. Они составляют три группы:

  • части, фрагменты целого (обломки, обрывки, осколки), образующиеся в результате повреждений или разрушений различных объектов (по этим фрагментам возможна идентификация целого по частям, т. е. установление их принадлежности единичному объекту до момента его разделения на части);
  • запирающие и фиксирующие устройства,: замки, ключи к ним, пломбы, закрутки и т.п. (трасологически исследуются особенности их конструкции, техническое состояние, наличие на них следов постороннего воздействия, а также по таким следам устанавливаются орудия или инструменты, использованные для их вскрытия (повреждения); изделия, несущие на себе следы промышленного, кустарного или самодельного изготовления (исследование таких следов позволяет устанавливать источник их происхождения, а затем и место изготовления изделий).

Следы-вещества - это жидкие, пастообразные или сыпучие субстанции или их следы, образование которых находится в причинно-следственной связи с событием преступления, или содержащие информацию о его подготовке, совершении или сокрытии.

К ним относятся следы биологического происхождения (крови, спермы, пота, слюны и др.), горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий, химических реактивов, муки, цемента, зерна и т.п. Собственно трасологические исследования этих следов сводятся только к установлению механизма их образования, но не к составу образующих их веществ.

Следы -отображения образуются при контактном взаимодействии двух объектов, имеющих устойчивые пространственные границы, в результате чего внешнее строение одного объекта отображается на другом.

Объект, воспринимающий след, называется следовоспринимающим. В следе отображаются признаки внешнего строения поверхности следообразующего объекта. Если эта поверхность покрыта каким-либо веществом, переход которого на другой объект обеспечит образование следа, это вещество будет называться веществом следа. Объект, оставляющий след, называется следообразующим. Он также иногда бывает покрыт веществом, часть которого может перейти на следовоспринимающий объект, и является веществом следа. Следовоспринимающий и следообразующий объекты могут вступать в следовой контакт, находясь в статическом состоянии или двигаясь в том или ином направлении при определенных условиях. Этот процесс, характеризующийся многими параметрами, называется механизмом следообразования, а его результатом являются следы-отображения, которые классифицируются по различным основаниям.

По виду следообразующие объекты подразделяются на несколько классификационных уровней.

Первый - общий уровень: следы человека, животных, орудий и инструментов, транспортных средств. Эти следообразующие объекты проявляются в следе лишь некоторыми своими частями.

Так, например, человек может оставить следы рук, ног, зубов, губ, одежды, т.е. отображения в виде следов второго классификационного уровня.

На третьем уровне следы рук могут рассматриваться как следы пальцев и следы, ладоней, а следы ног - как следы обуви, ног в носках и босых ног.

По мерности отображения объекта в следе или по характеру (степени) изменения следовоспринимающего объекта следы-отображения делятся на две группы: объемные - образуются в результате значительного изменения следовоспринимающего объекта в объеме. Их отличает возможность измерения трех параметров - длины, ширины и глубины; поверхностные - образуются в поверхностном слое следовоспринимающего объекта, измеряются только длина и ширина.

Поверхностные следы подразделяют на две группы: следы наслоения, образующиеся при отделении части поверхности следообразующего объекта (или вещества, его покрывающего) и наслаивания его на следовоспринимающий объект (потожировой след папиллярного узора на стекле); следы отслоения, имеющие место в тех случаях, когда часть следовоспринимающего объекта (или вещества, его покрывающего) отслаивается на следовоспринимающий объект или уничтожается (след скольжения монтировки по поверхности сейфа, покрытого масляной краской).

По связи механического состояния объектов с возникающими следами различают:

  • статические следы, возникающие в результате воздействия на следовоспринимающий объект в перпендикулярном направлении (следы нажима, удара, ходьбы, бега);
  • разновидностью таких следов являются следы качения цилиндрических предметов, поскольку они представляют собой развертку следообразующей поверхности;
  • динамические следы, образующиеся в тех случаях, когда следообразующий объект движется параллельно или под любым углом (кроме прямого) к следовоспринимающей поверхности (следы скольжения, разруба, распила, сверления).

В зависимости от размещения на следовоспринимающем объекте различают: локальные следы, образующиеся непосредственно под контактной поверхностью следообразующего объекта (следы рук на стекле, следы ног в грунте и другие следы-отображения); периферические следы, возникающие за счет изменения следовоспринимающей поверхности за пределами площади контакта с ней следообразующего объекта (следы обугливания пола вокруг канистры, выгорание обоев на солнце вокруг фотокарточки, следы смачивания дождем асфальта вокруг стоящей машины).

Что такое дактилоскопия?

Дактилоскопия (от греч. daktylos - палец и skopeo - смотрю) - раздел трасологии, изучающий свойства и характеристики папиллярных узоров кожи человека, главным образом пальцев рук, средства и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях криминалистической регистрации личности, ее идентификации и розыска.Высокое доказательственное значение этого вида следов обусловлено морфологическими особенностями строения кожи и свойствами папиллярных линий.

Какие вопросы выносят на разрешение и какие объекты представляют в распоряжение эксперта?

Основные задачи дактилоскопической экспертизы : установление человека по следам его рук; определение его пола, возраста и других особенностей этого лица; количества лиц, оставивших следы рук; выявление некоторых особенностей поведения лица на месте события (преступления), например, определение того, как преступник касался определенных предметов: был ли это удар или прикосновение, каким образом держал орудие преступления и т. п.

  • Имеются ли на представленном объекте следы рук?
  • Пригодны ли они для идентификации лица?
  • Какой рукой (правой или левой) и какими пальцами (участком ладони) оставлены следы на данном предмете?
  • Каково взаиморасположение следов пальцев рук, какова их локализация на различных предметах (для анализа отдельных элементов механизма преступления или иного события)?
  • Имеет ли какие-то особенности строение кисти руки лица, оставившего следы (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев).
  • Не было ли на руках посторонних предметов: колец, перчаток и пр.?
  • Как давно оставлены следы рук?
  • Каков пол, возраст и примерный рост лица, оставившего следы?
  • Какое количество лиц находилось на месте происшествия?
  • Вопросы идентификационного характера:
  • Принадлежат ли следы рук одному или нескольким лицам?
  • Не оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?

Объектами дактилоскопической экспертизы являются предметы со следами рук или следы рук, выявленные с помощью указанных выше способов .

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются отпечатки рук (пальцев, ладоней) подозреваемых или проверяемых лиц (их дактилоскопические карты), полученные следователем или судом, а также дактилоскопические карты зарегистрированных преступников.

Оптимальными для проведения сравнительного исследования являются образцы того же вида (потожировые, окрашенные определенным веществом и т. п.) и на таком же материале, что и исследуемые следы с места происшествия. Однако в большинстве случаев достаточно бывает получить эти отпечатки с помощью типографской краски черного цвета.

Помимо отпечатков рук подозреваемых (обвиняемых), на экспертизу представляются отпечатки рук лиц, которые могли прикасаться к предметам в ходе своей обычной деятельности.

Как обнаруживаются и изымаются следы ног?

Следы ног человека подразделяются на следы босых ног, ног в носках, чулках и следы обуви. Могут быть обнаружены как одиночные следы, так и совокупность последовательно отпечатавшихся следов ног - дорожка следов.

Изучение одиночного следа позволяет установить особенности обуви, которой оставлен этот след, а дорожки следов - определить устойчивые элементы, характеризующие особенности походки: длину, ширину, угол шага (разворота стопы). Работа со следами босых ног строится на методических основах дактилоскопии. Следы обутых ног по механизму их образования подразделяются на четыре группы: объемные (вдавленные), например в мягком грунте, снегу, влажном песке, не застывшем асфальте, цементном растворе и т.д.; поверхностные, например на деревянном покрытии, линолеуме, кафельной плитке, асфальте и т.д.; следы-наслоения, например следы грязи, пыли, крови на поверхностях; следы-отслоения, например следы на свежевыкрашенном полу; статические - отпечатки ног; динамические - следы скольжения ног по поверхности. Обнаружение объемных и хорошо видимых следов, как правило, затруднений не вызывает, для этого достаточно внимательно осмотреть место происшествия.

Для обнаружения слабовидимых и невидимых следов применяются: осмотр поверхности в косопадающем свете, под различными углами относительно источника освещения; обработка поверхности дактилоскопическим порошком карбонильного железа (для следов обуви с синтетической или резиновой подошвой на линолеуме, покрытом лаком паркете, крашеном деревянном покрытии, керамической плитке и др.).

Какие вопросы разрешаются трасологической экспертизой следов ног?

Вопросы диагностического характера:

  • Оставлен ли след (следы) босыми ногами человека (ногами в чулках, носках, обувью)?
  • Пригодны ли следы ног (обуви) для идентификации?
  • Какой ногой (правой или левой) оставлен след?
  • Каков размер и особенности босой ноги (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев), оставившей следы?
  • Какой обувью (вид, размер, степень изношенности) оставлены следы?
  • Какие особенности имеют обувь, чулки, носки?
  • Каковы физические свойства лица, оставившего следы (пол, рост, особенности телосложения, походки и пр.)?
  • Каково направление и характер движения человека (например, шагом, бегом, с грузом)?
  • Одним или несколькими лицами оставлены следы босых ног, обуви?
  • Оставлены ли следы босых ног данным лицом?
  • Оставлены ли следы обувью, чулками или носками, изъятыми у данного лица?

Объекты трасологической экспертизы следов ног и обуви: поверхностные (наслоения или отслоения) следы ног и обуви (например, след босой ноги на свежеокрашенном полу или ноги, испачканной краской, на еще не окрашенной поверхности), изъятые вместе с предметом-носителем - одеждой, бумагой, вырезанными, выпиленными кусками досок, линолеума; следы, перекопированные на дактилоскопическую пленку; фотоснимки единичных следов и дорожек следов (плоскость задней стенки фотокамеры при съемке должна быть параллельна плоскости следа, рядом со следом помещается масштабная линейка); слепки объемных следов ног или обуви, изготовленные с помощью различных слепочных масс (гипса, пасты «К» и пр.).

В качестве образцов для сравнительного исследования предоставляются отпечатки босых ног подозреваемых или проверяемых лиц, полученные аналогично отпечаткам рук; 2-3 слепка с босых ног этих лиц, если были обнаружены объемные следы; обувь, чулки, носки; 2-3 экспериментально полученные дорожки следов. Для получения такой дорожки проверяемому лицу предлагается пройти по бумажной ленте, покрытой тонким слоем типографской краски, или краска наносится на подошвы его ног или обуви.

Какое криминалистическое значение имеют следы зубов?

Зубной аппарат человека, а в некоторых случаях и отдельный зуб отображается в следах комплексом признаков, к которым относятся: форма, размер, радиус зубных дуг, количество зубов, расстояние между ними, форма, размер, рельеф жевательной поверхности зубной коронки и др.; особенности прикуса, аномалии зубного ряда в целом и отдельных зубов, в том числе в форме, количестве, положении, размерах, чередовании зубов, расстоянии между ними; особенности, возникшие в процессе жизнедеятельности организма, в результате болезней, повреждений и лечения зубов, отсутствие отдельных зубов, стертости, переломы коронок, отколы зубов, наличие пломб, протезов и пр. Различают: следы надкуса - статические следы-оттиски режущей кромки зубов, как правило, передних, которые образуются от надавливания зубами на следовоспринимающий предмет без отделения частей этого предмета. При надкусах следы зубов располагаются в виде дуг, обращенных концами друг к другу. В этих следах отображаются форма зубных дуг, расположение зубов, строение поверхности коронок зубов; следы откуса - динамические следы, возникающие при полном отделении части следовоспринимающего предмета от всей его массы режущими кромками зубов. В этих следах отображаются особенности режущей кромки и передней поверхности зубов. Следы зубов, как правило, обнаруживаются на пищевых продуктах (масле, сыре, шоколаде, фруктах и овощах), металлических изделиях (крышках бутылок, навесных пломбах), теле человека. Поэтому эти следы можно обнаружить при осмотрах места происшествия, предметов, трупа, тела живого человека (освидетельствования). Фиксация следов зубов производится путем их описания в протоколе осмотра и фотографирования. Изъятие следов зубов лучше производить вместе с предметами-носителями. При этом если таковыми предметами являются продукты питания, необходимо принять меры, предотвращающие их порчу - поместить в холодильник, ящик со льдом, банку с холодной водой. Это замедлит процессы гниения и высыхания. Фрукты можно сохранить в растворе формалина. Следы зубов на трупе изымаются судебным медиком, и для их консервации мягкая ткань, на которой они оставлены, помещается в раствор глицерина со спиртом. Следы зубов могут быть также зафиксированы и изъяты путем изготовления слепков из гипса, воска, полимерных масс.

Основной идентификационной задачей, разрешаемой при исследовании следов зубов, является отождествление лица, оставившего эти следы .

Для проведения исследования должны быть получены экспериментальные сравнительные образцы - оттиски зубов, слепки-модели зубов, челюстей. Отбор образцов производится с помощью специалиста - врача-стоматолога или зубного техника-протезиста. К диагностическим задачам относятся: определение по следам зубов пола, возраста, анатомических и патологических особенностей зубного аппарата, профессиональных признаков лица, оставившего эти следы; реконструирование отдельных обстоятельств события, при которых были оставлены эти следы (количество людей, принимавших пищу, происходила ли борьба между преступником и жертвой и т.д.).

Какие следы относятся к следам человека биологического происхождения?

Следы биологического происхождения несут существенную розыскную и доказательственную информацию. Они могут быть образованы кровью, спермой, потом, слюной, вагинальными выделениями, экскрементами, к таким следам также относятся волосы, органы и ткани человеческого организма, кости и их фрагменты. Указанные следы в виде пятен (особенно это касается пятен крови) можно рассматривать с традиционных позиций трасологии: с точки зрения их формы и как следы-вещества, и как следы-предметы (волосы, фрагменты костей), изучая их состав, структуру и свойства в рамках судебно-медицинского исследования этих вещественных доказательств. Источником следов биологического происхождения является человек, его органы. Необходимо учитывать, что все выделения человеческого организма на негигроскопических поверхностях при высыхании образуют корочки, а на гигроскопических - пятна.

Особенность объектов биологической природы заключается в.том, что они малозаметны и с течением времени могут менять свои свойства. При взаимодействии с внешней средой под воздействием солнечного света, атмосферных и других явлений они претерпевают гнилостные и другие деструктивные изменения, утрачивают ряд индивидуализирующих признаков. Кроме того, нередки попытки преступников уничтожить следы на месте происшествия. Однако, как показывает практика, полностью сделать это обычно не удается.

Как в трасологии классифицируются замки и каковы основные способы их взлома?

Классификация замков возможна по ряду оснований: по способу запирания замки бывают автоматические (самозапирающиеся) и неавтоматические; по способу крепления - постоянные и навесные; постоянные замки крепятся к дверям хранилища врезным или накладным (прирезным) способами, навесные - являются съемными; по конструкции запирающего механизма замки подразделяются на винтовые, пружинные, реечные, сувальдные, цилиндровые, кодовые, магнитные и иные; по узкоцелевому назначению замки делятся на дверные, мебельные, сейфовые, приборные и некоторые другие.

Все замки имеют следующие составные части: короб (корпус), ригель (засов), фиксирующее устройство, предохранитель и ключи. Короб замка служит для размещения в нем частей механизма и в отдельных случаях для прикрепления к преграде. Ригель - деталь, которая в выдвинутом положении своим запирающим концом входит в вырез, проделанный в неподвижной части преграды (в прирезных и врезных замках), или в вырезы на конце дужки (в навесных замках).

Фиксирующее устройство фиксирует ригель в выдвинутом (запертом) положении, препятствует отпиранию замка другим ключом или иными посторонними предметами. Наряду с фиксирующим устройством для затруднения отпирания замка устанавливаются специальные предохранители.

Криминалистическая практика свидетельствует, что наиболее типичными способами взлома замков являются:

  • отпирание замка с помощью подобранных либо поддельных ключей или отмычек; вырывание дужки навесного замка; перепиливание, перекусывание, разруб дужки навесного замка;
  • разрушение, повреждение короба, корпуса замка;
  • рассверливание замочной скважины;
  • рассверливание или стачивание заклепок на корпусе замка;
  • отжим ригеля врезного (прирезного) замка;
  • отделение, выпиливание врезного (прирезного) замка;
  • взлом (аналогичными способами) приспособлений, предназначенных для навески замка - колец, петель, пробоев, накладок и т.д.

Каковы особенности осмотра замков? Какие вопросы решает криминалистическая экспертиза запирающих механизмов?

На месте обнаружения взломанного замка проводятся только его наружный осмотр и предварительное исследование с использованием увеличительной и осветительной техники. При этом обязательно отмечается, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед Дверью; внимательно изучаются повреждения замка, выявляются следы орудий, которыми был произведен взлом замка и следы рук преступника на замке. Категорически запрещается при осмотре вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок. Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра и фотографированием замка методами узловой и детальной съемки. Сам замок изымается, при необходимости вместе с приспособлениями для его навешивания.

Трасологическая экспертиза запирающих механизмов позволяет диагностировать: исправен ли механизм представленного замка, а если неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания; находился ли данный замок в употреблении, в каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения; каким способом открыт (взломан) замок, явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений; можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша; орудием какого типа взломан замок, являются ли следы на запирающем устройстве результатом воздействия поддельного ключа или отмычки, можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки); не снимались ли слепки с замка или ключей?

Идентификационные исследования направлены на установление, не был ли отперт замок конкретным ключом или отмычкой; не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом. Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо указать, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью.

В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и пр.).

Каковы цели и задачи криминалистического исследования пломб?

Сигнальные устройства - пломбы (закрутки) широко используются при охране вагонов, контейнеров, складов, приборов. При этом пломбы изготавливаются из металла (свинец, алюминий, жесть), пластмасс, а также могут быть комбинированными (пластмассовые с металлической скобой-вкладышем). Пломба навешивается на опломбируемый объект с помощью проволоки, бечевы или ленты, которая продевается через каналы пломбы, после чего пломба обжимается пломбиром, плашки которого имеют соответствующие маркировочные обозначения. Закрутки, применяемые для пломбировки вагонов и контейнеров, изготавливаются из толстой отожженной проволоки. Преступники прибегают к различным способам маскировки нарушения пломб, наиболее распространенным из которых является срезание или извлечение бечевы (проволоки). Срезают обычно один конец, который после совершения хищения вставляют в проделанное отверстие и зажимают. В результате вскрытия на внешних и внутренних поверхностях пломбы образуются вдавленности, царапины и иные повреждения. При осмотре пломб необходимо обращать внимание на признаки нарушения их целостности: повреждения оттиска пломбира, царапины, деформация, насечки, вмятины, повреждения бечевы и т.д. Результаты осмотра фиксируют посредством описания в протоколе и фотографирования.

С помощью трасологической экспертизы пломб можно ответить на следующие типичные диагностические вопросы :

  • вскрывалась ли пломба;
  • имеет ли пломба какие-либо повреждения;
  • каким способом повреждена пломба;
  • каким орудием оставлены следы (повреждения) на представленной пломбе;
  • не образованы ли имеющиеся следы постороннего воздействия в результате вскрытия и повторного навешивания пломбы;
  • каково содержание буквенных, цифровых и других обозначений на контактных поверхностях пломбы;
  • имеет ли повреждения проволока, бечева, лента и подвергались ли они разрезу, разрыву, перетиранию, излому.

Вопросы идентификационного характера:

  • не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях представленной пломбы матрицами плашек данных пломбировочных тисков;
  • не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков;
  • не оставлены ли повреждения на представленной пломбе данным предметом.

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза , и какие вопросы ставятся на ее разрешение?

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие :

1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера:

1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

  • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);
  • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;
  • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;
  • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Предметом криминалистического учения о следах являются закономерности возникновения, существования и обнаружения следов преступной деятельности.

Закономерности существования и возникновения следов являются частным случаем общих закономерностей отражения действительности. Преступление, как вид деятельности носящей противоправный характер также подвержено действию всеобщих закономерностей. Наиболее важные закономерности:

1. Закономерная повторяемость процесса возникновения следов преступления (не бывает преступлений без следов), следы сопутствуют преступлению и отражают его характер;

2. Закономерная связь между способом совершения преступлений и следами применения этого способа, т.е. зная эти закономерности, мы можем, в конечном счете, установить и способ совершения преступлений;

3. Закономерная зависимость между характером среды и временем сохранения следов (чем агрессивнее среда, тем короче время сохранения следов);

4. Закономерная зависимость между временем существования следов и объемом информации, содержащейся в них и т.д.

Трасология - отрасль криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов с целью установления обстоятельств, способствующих расследованию преступлений.

При определении трасологии следует исходить из того, что она является отраслью науки криминалистической техники. Термин «трасология» указывает на то, что предметом ее изучения являются следы (от франц. «ла страсе»- след). Транскрипция названия претерпела со временем изменения: «трассеология» - «трасеология» - «трасология».

Объекты, участвующие в процессе следообразования делятся на две категории: - следообразующие - образующие след; - следовоспринимающие - несущие на себе следы других предметов.

Это деление условное, так как следы оставляют следы друг на друге, но их мы рассматриваем односторонне. Например: обувь- грунт. Как правило, мы указываем, что следообразующим объектом является обувь, а следовоспринимающим - грунт. Однако имеющиеся на поверхности грунта твердые частицы (камень, стекло и т.п.) могут в свою очередь образовать следы на подошве обуви и в свою очередь выступать как следообразующий предмет.

Поэтому определение категории объекта практически зависит от вопроса, который необходимо решить в ходе дальнейшего исследования. Общая классификация трасологических следов.

1. По виду следообразующего объекта: - следы человека (гомеоскопические следы) - следы орудий и механизмов (механоскопические следы) - следы животных (подков, ног, лап и т.п.).

2. Объемные - поверхностные (третье измерение на порядок меньше двух других).

3. Статические - динамические - образуемые в процессе движения одного объекта или обоих во время следового контакта

4. Локальные - периферические - изменение следовоспринимающей поверхности происходит за пределами контактирующей поверхности.

5. Видимые - невидимые.

6. Отслоения - наслоения.

Теоретическая трасология исходит из того, что все предметы - твердые тела, относящиеся как к живой, так и к мертвой природе - индивидуальны в своем внешнем строении. Это положение и является отправным в трасологии. Под внешним строением подразумевается строение наружных поверхностей предмета, ограничивающих его от других предметов. Индивидуальность внешнего строения предметов позволяет идентифицировать конкретные предметы по его отображениям.

Идентификация - главное в трасологии. Трасологическая экспертиза - один из видов судебной (криминалистической) экспертизы. Как один из видов судебной экспертизы это процессуальное действие в ходе которого лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле осуществляется исследование следов, вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации. Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить исходя из поставленных перед экспертом вопросов.

Все трасологические экспертизы можно разделить на три группы :

1) экспертиза следов человека (гомеоскопические): - дактилоскопические; - следов ног, обуви человека; - следов зубов человека; - следов губ и других частей тела человека; - следов перчаток и следов других элементов одежды человека.

2) экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопические): - следов транспортных средств; - следов орудий взлома и инструментов; - следов производственных механизмов; - пломб и закруток; - замков и других запирающих устройств; - установления целого по частям; - механических повреждений одежды.

3) экспертиза следов ног (лап) и зубов животных.


Объекты трасологической экспертизы - это предметы, которые используются экспертом при производстве исследования, они подразделяются на следующие группы:

1. Вещественные доказательства (материальные следы преступления);

проверяемые объекты;

  • образцы: а) отображающие свойства проверяемых объектов б) характеризующие отдельные виды объектов (коллекция фарного стекла, картотека подошв обуви и т.п.).
  • материальная обстановка места происшествия;
  • материалы справочного характера;
  • процессуальные документы, в которых отображена обстановка места происшествия или признаки отдельных предметов (протокол ОМП, допроса, осмотра вещественных доказательств).

Кроме того, объекты прямо или косвенно участвующие в процессе идентификации делятся на две группы: - идентифицируемые - в отношении которых решается вопрос о тождестве; - идентифицирующие - объекты, отображающие свойства других объектов, но сами отождествлению не подвергающиеся.

Проверяемые объекты - предполагается, что они могут стать идентифицируемыми. Виды идентифицируемых объектов: - люди; животные; предметы; помещения; участки местности; механизмы. Виды идентифицирующих объектов: - материально - фиксированные отображения (остатки человека; объекты, отображающие на себе внешнее строение контактирующих частей других объектов; объекты, характеризующие единство целого по частям; объекты, отображающие функционально-динамические свойства других объектов); - идеальные отображения (непреобразованные - зрительный, обаятельный образ и преобразованные - описание предметов, субъективный портрет и т.д.).

помощь адвоката

тел. 8 908 590 52 56.

Следы ног человека - это следы , которые отобразились на отдельных поверхностях материальных предметов в результате контакта с ними подошвенной части ступни человека.

В зависимости от того, что было непосредственным следообразующим объектом, различают следы босых ног, одетых в чулок или носок и следы обуви, а также отображение ног внутри обуви.

По следам ног можно судить об обстановке в момент совершения преступления и способе его совершения, о человеке (примерный рост, признаки походки, возраст, физические недостатки), о признаках обуви (размер, фасон), о направлении, скорости и характере движения и т.д. Следы ног можно использовать для идентификации человека или его обуви. По следам можно установить, как преступник проник на место происшествия и как покинул его.

Классификация следов ног

Количественная характеристика

Изъятие объёмных следов ног

Фиксация объемных следов обуви осуществляется путем изготовления гипсовых слепков. След должен быть для этого подготовлен: из него нужно убрать все посторонние предметы (листья, комочки земли, камешки и др.), попавшие в след после следообразования. В зависимости от почвы, на которой обнаружен след, применяются три способа изготовления слепков:

  • наливной.

Для изготовления слепка наливным способом порошок гипса разводят в воде до консистенции сметаны. Получившуюся массу заливают в след слоем на 1/3 его глубины. Затем кладут укрепляющий каркас из проволоки или другого материала и выливают оставшуюся массу.

1) необходимо удалить из следа все посторонние включения (частицы).

2) если след неглубокий – нужно сделать вокруг следа валик из грунта или дощечек.

3) необходимо изготовить каркас из веток или проволоки, чтобы удержать форму следа. К каркасу прикрепляется бирка, на которой указывается вся информация (бирки изготавливаются из картона или пластика).

4) затем готовится гипсовый раствор. Гипс может быть медицинский, строительный, алебастровый. Соотношение гипса и воды должно быть 1:1 (по консистенции гипсовый раствор должен напоминать сметану). Гипс засыпают в воду (а не наоборот), постоянно помешивая, чтобы образовалась однородная масса.

5) гипсовый раствор заливают в след так, чтобы было залито дно следа. Затем укладывают каркас и выливают оставшуюся часть раствора. При температуре +15-20° С застывание гипсового раствора происходит в течение примерно 20-30 минут.

6) затем следует достать слепок и смыть с него лишние частицы.

  • насыпной.

Используется тогда, когда след оставлен, например, на талом снеге, т.е. когда вода постоянно просачивается в след и её откачивание не даёт результата. В этом случае гипс засыпается в след, происходит его естественное схватывание, после чего слепок достаётся и смывается.

Снег может быть разным (жёстким, сыпучим, талым), грунт тоже может разным (земля, песок и т.п.) – это влияет на способ работы со следами, оставленными на такой поверхности.

Для сыпучих грунтов перед приготовлением гипсовой массы рекомендуется закреплять след. В некоторых случаях (когда след оставлен на сыпучем веществе) есть возможность изъять след целиком – след закрепляется и изымается вместе с грунтом.

При насыпном способе в след через сито насыпают слой сухого гипса толщиной 1–2 см, потом укладывают каркас и засыпают гипсом до краев. После чего гипс увлажняется с помощью пульверизатора.

  • комбинированный.

При сочетании насыпного способа с наливным получается комбинированный способ, пригодный для фиксации объемных следов обуви на всех поверхностях. Если следы остались на снегу, гипс разводят в холодной воде, температуру которой доводят до 0°. Для этого в воду добавляют снег до тех пор, пока он не перестанет таять.

Выбор того или иного способа зависит, во-первых, от следовоспринимающей поверхности, во-вторых, от погодных условий и времени года.

Фиксация поверхностных следов ног

Поверхностные следы обуви, образованные путем наслоения, могут переноситься на следокопировальную пленку или липкую бумагу, влажную фотобумагу, а также на листовую резину, предварительно зачищенную крупнозернистой наждачной шкуркой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: