Система воспитания сухомлинского. Воспитание себя в воспитании ребенка

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология… Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности.

Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные права с мужчинами, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа.

Изменение образа жизни и психологии вело к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение за другим втягивалось в порочный круг…

Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с фактом передачи психологии матери-одиночки в третьем-четвертом поколении: прабабушка развелась и воспитывала дочь одна.

Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь эта выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть чрезвычайно трудно. Это как бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

Интересно, что всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматичные изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. На что ее нацеливать: на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить?

Одно дело с детства внушать ребенку, что главное это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть, качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.

Выбор, естественно, за родителями. (Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы задумываем. Как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».)

Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе последствия своего выбора. В том числе и достаточно отдаленные.

Главное — семейное счастье. остальное приложится

Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное приложится.

Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть».

Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой.

Но как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если вдуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с не сложившейся личной судьбой часто искажается характер. Факт? — Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться.

Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров.

«Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Валя оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: «Мама, не уезжай!» Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет, и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…»

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Немного о минусах «бесполой педагогики»

Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу.

В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.

Странно? — Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек.

Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратней. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже… Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

Ну, а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками…

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка отдельно воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, — проходит порознь.

Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности «бесполой педагогики» (так прозвали педагогику, не учитывающую половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину…»

С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к девочкам.

О девочках же поговорим поподробней.

Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденно-прямая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни.

Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?

Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и ушу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки.

Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 70-80е гг. «Девочки, книга для вас»… Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам!(Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтизма.

То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

Мало того, что они портят литературный вкус, и без того неразвитый у современных детей. Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

В этих книгах очень часто сцеплены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной нацеливают юных читательниц совсем на другое. На то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?». В книжках это может быть немного закамуфлировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девахи — разгулявшееся своеволие, красиво названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею.

Она рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.

И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым героиням, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, — девушки, сами того не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, проникнутом потребительской психологией, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: для поклонников Лолит восемнадцати-девятнадцатилетняя девушка – уже старуха), «объект» становится неинтересен. И это логично.

Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания… Даже смешно. Какие чувства у вещи?

— Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш.Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе.

— Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.

— Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

— Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка,но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают.

— Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.

Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают десяти-двенадцатилетним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

Мягкое побеждает твердое

«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?»

Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.

В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказывала — где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой — даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковей и послушней.

«Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется как нельзя более современной.

По материалам книги Т. Шишовой

Недавно общалась с одной мамой, у которой детей четверо. Два старших сына и две младших дочери. Мама жаловалась именно на дочерей. Что вот с сыновьями не знала проблем, а эти девочки…. Я спросила, в чем сложность, ответ меня немного удивил, хотя в чем-то не удивил совсем.

«Вот старшей 12 лет. Они типичная блондинка. Ей вообще ничего не надо. Только всякая ерунда – танцы, песни, рисование. Как будто этим заработаешь в жизни. Учиться не хочет. В школу ходить не хочет. Сегодня встала и сказала, что никуда не пойдет, потому что ничего не выучила. И ей видите ли прогул лучше чем двойка! То она в школу не идет, потому что сегодня некрасивая. То у нее надеть нечего. То настроения нет. В институт она не хочет. Хорошо хоть супы варит. Как она будет жить – не представляю. Так устала ее гонять!»

Я даже не стала спрашивать про младшую. И задумалась. Задумалась, потому что не впервые слышу о таких проблемах с девочками. И потому что для меня услышанное не является проблемой. Я бы радовалась, что растет женщина, что у нее ценности правильные внутри, ориентиры и пристрастия. Хотя – это я сейчас так думаю.

Когда я училась в школе и институте, вместе с мальчишками смеялась над блондинками, которые сами ничего не могут, ничего не соображают. И бывало очень обидно, когда потом эти же мальчишки тем самым блондинкам дарили цветы и водили в кино, а я, вся такая умная, оставалась дома и без цветов. Когда-то мне казалось, что я должна все уметь и делать сама, чтобы если что, то я не пропаду. Уметь самой себя обеспечить. Уметь самой обои переклеить. И даже закончить такой неженский университет.

Я помню себя такой с детских лет – особая любовь к мужским играм, занятиям. То я Робин Гуд, то гардемарин, то Мальчиш-Кибальчиш. Никогда в играх я не была принцессой, Золушку я считала какой-то странной, все остальные принцессы казались скучными. А вот рыцари! Пираты!

Моими друзьями, конечно же, были мальчишки. И это определяло занятия – казаки-разбойники, война, сражения. Большую часть своей жизни я прожила мальчиком. Это особым образом повлияло на мою жизнь, мое здоровье, мои отношения. И пока я воспитываю своих мальчишек, я все чаще задаюсь вопросом – а как воспитывать девочек? Ответов я нашла много – в священных писаниях, в лекциях Учителей, в общении с теми, у кого хорошо получается воспитывать девочек. Попробую упорядочить эти постулаты.

На самом деле, собирая все это, у меня было ощущение, что именно такого детства мне бы хотелось. И сейчас я заново проживаю многие из этих пунктов, заново взращивая в себе девочку. Это кажется мне отличным критерием того, что список хорош и практичен.

1. Воспитывать девочку – огромная ответственность
Начну с того, что мальчиков воспитывать проще. По многим причинам. Мальчики рождаются «пустыми», и их нужно многому научить, многое в них вложить (если говорить именно о ценностях и отношениях). Не так страшно где-то ошибиться, если мальчик еще не вырос, еще много можно в нем вырастить. Сложно – если рядом нет мужчины. А если мужчина есть, и он хороший, то этого бывает достаточно.

С девочками иначе. Мы рождаемся уже полными. Максимально полными ценностями, принципами, в нас уже заложено и служение, и забота, и любовь. Снова вспоминаю историю мамочки из начала этой главы, и снова убеждаюсь в этом. Поэтому задача родителей тут в большей степени – не поломать. Не навредить. Не сжечь все то хорошее, что в ней есть. Согласитесь, ответственность огромная. И цена ошибки выше. Если сломаешь то, что создавала не ты – то как чинить?

Девочки чувствительнее, ранимее, обидчивее. Поэтому любой срыв эмоций, любое повышение голоса, наказание могут надломить ее психику. И сделать из нее либо настоящего «робокопа», либо постоянно обиженного ребенка.

2. Девочка – принцесса.

Это сказано уже миллионы раз, но корень слова «девочка» - «дэва» - это означает божественная. Это и про ту полноту, с которой девочка уже приходит в этот мир, и про особое испытание для семьи ее приходом.

А если перевести это на более понятный нам уровень, каждая девочка – принцесса. Принцессы бывают разные. Бывают очень мягкие и трудолюбивые, бывают очень творческие и легкие на подъем, бывают и боевые принцессы, но даже они – принцессы.

Видеть в своей девочке божественную искру, даже если она далека от классического понимания девочки – не сидит на месте, дерется с мальчишками, не любит готовить. Просто вам попалась принцесса из рода воинов. Так вам обеим положено по судьбе. Но даже с таким характером она – принцесса. Может быть. Она не станет носить красивые платья и укладывать красиво волосы. Может быть, она будет равнодушна к коронам и украшениям. Но все равно стоит относиться к ней как к принцессе. С уважением, почтением и восхищением.

3. Уверенность в своей красоте. Наряжать, баловать.

99 процентов женщин считают себя не очень красивыми. Даже те, кого все остальные сочтут красавицами. Потому что в детские годы мы много слышали эпитетов о своих кривых или костлявых ногах, длинном или горбатом носе, тонких или слишком пухлых губах и других частях тела.

Самую большую лепту в это вносят родители, а точнее мамы. Они, конечно, из любви. А получается не очень. Мама пытается сделать дочку красивой в своем понимании красоты, но кто сказал, что ее понимание верное? А некоторые мамы и вовсе неосознанно конкурируют дочерью, поэтому всячески пытаются объяснить ей, что она не очень хороша.

Поэтому если в отношении дочери вы сможете не допустить таких оценок внешности в негативную сторону – это будет уже победа. А если вы еще и будете постоянно говорить ей, какая она красивая, какие хорошенькие у нее глазки, волосы и все остальное, то с самооценкой вашей девочки будет гораздо лучше.

Предвижу возмущения, что она зазнается и возгордится, что можно и перехвалить. Вы правда думаете, что это возможно? Или мы таким образом убеждаем себя, что нас хвалили достаточно, чтобы мы выросли нормальными людьми?

Наряжайте своих принцесс, балуйте их. Пусть они в детстве отыграют свою партию принцессы, чтобы иметь хороший фундамент для дальнейшего развития.

4. Правильное обучение – тому, что пригодится

Мне кажется, что я все время об этом говорю. Но стоит сказать еще раз. Учите девочку тому, что ей пригодится в жизни. Не заставляйте ее в школе зубрить все на пятерку, особенно то, что она не любит. Радуйтесь одинаково и тройкам по химии, и пятеркам по труду. Потому как ни одна химическая формула и ни один физический закон в жизни ей не пригодится. А самооценку убить может легко, как и нервные клетки. Или задать неправильный вектор развития, чтобы вас порадовать.

И учите тому, чему ни одна школа не учит. Как быть женщиной, как строить отношения, как варить тот самый борщ и печь пироги, как гладить рубашки, как волосы укладывать. Вот это то, что ей совершенно точно в жизни пригодится. То, что ей точно нужно и важно. Но где этому учат?

Опять же – если девочка рождается уже полной, наполненной всем самым лучшим, то наша задача все это сохранить. Сохранить ее чистоту – как физическую, так и нравственную. Для девочки страшны не только добрачные связи. Есть и другие невеселые вещи – алкоголь, курение, наркотики, жаргонная речь. А кроме того чрезмерные привязанности к деньгам, гаджетам, моде, фаст-фуду, телевизору, потреблению. Соблазнов в этом мире много, и некоторые кажутся не такими уж и страшными. Просто задавайте себе вопрос – несет ли это пользу моей дочери? И не теряется ли в этом ее чистота – физическая ли, эмоциональная ли, интеллектуальная ли, духовная ли.

Самое трудное в этом месте то, что начинать говорить об этом нужно как можно раньше. Потому что когда придет время – она уже не будет готова вас слушать. Если с самого детства она будет знать, что мужчина у нее должен быть один, что постель только после замужества, если это будет нормой в ее глазах в детском возрасте, то больше шансов, что став подростком, она сделает выбор в пользу чистоты.

Ценности прививаются с пеленок, особенно девочкам. Потому что у них итак все это заложено внутри, ей будет близко то, что вы расскажете. Ей понравится сказка, где у принцессы только один принц на всю жизнь, и живут они не всегда просто, но вместе. Ей понравится сказка о том, как злой колдун хотел обмануть и украсть принцессу, своровав ее поцелуй, а принцесса отказалась и спаслась. И так далее. Транслируйте девочке всегда, насколько важная чистота. Своим примером, примером героев мультиков, сказок, книг.

6. Уважать ее отца

Хотя этот пункт стоило бы поставить первым, я решила поместить его в середину, чтобы меня не съели. Шучу, но в каждой шутке только доля шутки. Действительно, каждый раз, когда я говорю, что отца детей надо уважать, натыкаюсь на дикое сопротивление женщин. Особенно тех, которые уже в разводе. Аргументы бывают разные, но обычно он такой-сякой и уважать не за что.

Просто подумайте, что вы транслируете своей дочери. Даже ни говоря ни слова, одной только ухмылкой можно подать ей знак, что мужчины – ничтожества. И она обязательно запомнит это на всю жизнь.

Если вы однажды выбрали этого мужчину в отцы своей дочери, несите за это ответственность. Помните только хорошее, что было между вами, и рассказывайте об этом дочери. Как можно чаще. Поощряйте их общение, ведь для девочки папа – это первый роман. Если он даст ей ощущение нужности и любимости, ей будет проще жить. Если она будет чувствовать его защиту и поддержку, ей будет легче строить отношения с мужчинами.

А если он сам ничего такого особенного не делает, делайте вы. Рассказывайте ей о том, как папа о ней заботился, когда она была крохой. Как он купил ей первое платье или первые туфельки. Как всем хвастался ее фотографиями. Как защитил когда-то в детском саду. Набирайте таких ценных мелочей, и рассказывайте, рассказывайте. Не будьте собственницей, не делите ребенка, не измеряйте, кто больше сделал, а кто меньше. У вас цель – помочь ей стать счастливой, а не счеты свести.

7. Не критиковать, давать обратную связь только когда это очень нужно и очень мягко

Женщины очень ранимы. С самого детства. Любое неосторожное слово причиняет боль. Мы часто стремимся девочек «закалить» и подготовить к сложной жизни. Поэтому лучше уж мы начнем их критиковать, поправлять, чтобы они привыкли. Но чего мы этим добиваемся?
Проводилось исследование. Если за спиной у женщины человек начинал смеяться над кем-то, 90 из 100 женщин принимали это на свой счет и оборачивались, чтобы проверить. То есть мы настолько чувствительны к критике, настолько напряжены, что любые слова за спиной воспринимаем как сказанные нам.

Не критикуйте девочек. Пожалуйста. Вспомните, как опускаются руки, когда ты старалась, пол дома мыла, а мама сразу же указала на грязные углы. Вспомните, как ничего не хочется делать после того, как тебя тыкают носом в жирную посуду, ошибку в тетради, кривой шов, неправильно наложенную тень.

В большинстве случаев вообще лучше молчать. Девочка наверняка и сама увидит кривизну своих стежков. А если ей на это тыкнуть, может перестать шить вообще. У меня была шикарная учительница по трудам в школе. Наверняка поэтому я так боюсь шить. И даже имея огромное желание и красивую машинку дома, не могу начать. Потому что за любую ошибку нас били по рукам, приговаривая «поганые ручки!». А в качестве наказания как-то заставили всем классом есть белый соус. Без ничего. Просто потому что мы не догадались принести для этого соуса гарнир.

Там, где обратная связь нужна и важна, старайтесь делать это очень мягко и деликатно. Не напрямую. Может быть, стоит просто намекнуть, и она сама все поймет. Поэкспериментируйте, чтобы прочувствовать эту грань.

8. Много творчества не бывает

Женская энергия тесно связана с творчеством. Если девочка не будет ничем таким заниматься, рано или поздно ее охватит апатия, депрессия. Творчество бывает разное, и каждая девочка выбирает что-то для себя сама. В этот момент. Через какое-то время ее вкусы могут поменяться – и это нормально.

Если она разлюбила занятия музыкой, не стойте над ней с плеткой. Позвольте ей отдохнуть от музыки – и может быть, она снова вернется к этому увлечению. Позвольте ей пробовать разное – танцы, пение, рисование, вышивание, вязание. Пусть она сама выберет то, что ей близко. Позволяйте ей начинать новое, позволяйте ей бросать старое.

Для девочки главное – это сохранить в себе творческий запал. А не получить диплом музыкальной и художественной школы, разряд по гимнастике и победить в танцах. Позвольте ей заниматься творчеством не ради результата, а наслаждаясь процессом. Не ждите от этих увлечений полезности, законченности, успехов и дипломов. И увидите, как ее глаза будут блестеть от радости.

И по мере роста девочки не ставьте табу на творчестве. Ведь то, что мы легко позволяем детям в пять-десять лет, в пятнадцать уже считается «пустым занятием» и «прожиганием времени». Творчество для нее не обязательно станет профессией. Это будет ее способ проживать разные ситуации, снимать стресс, познавать мир и себя саму, открывать свое сердце. И не только это.

9. Защищайте ее

Обязательно защищайте. От хулиганов и недобрых людей. От тех, кто подрывает ее веру в себя. От нападок в школе – не ждите, что она сама разберется. Так она только замкнётся в себе или научится драться и выживать. Оно вам надо? От вредного влияния непонятных людей – хорошо бы знать, с кем ваша дочь общается, к кому прислушивается. От излишних соблазнов этого мира. От ночных прогулок в одиночестве. От той грязи, которой в мире достаточно. От избыточной нагрузки на ее психику. От побоев и наказаний, криков и оскорблений. От огромных ожиданий – ваших же, между прочим. От чрезмерного труда по дому – ей еще всю жизнь стирать, гладить и готовить. От излишней ответственности, особенно за младших братьев и сестер. От ваших же негативных эмоций, которыми вы можете легко ее надломить. От ваших ссор с мужем и отцом дочери. От ваших трудностей на работе. От ваших несбывшихся мечтаний, которые так хочется реализовать за счет нее.

Если девочка вырастет в такой атмосфере любви и заботы, как в теплице, ей будет проще строить отношения в будущем. Она сможет сохранить свою чистоту, ранимость, наивность, скромность. Помните, что раньше женщины всю жизнь были под защитой – сначала отца, потом мужа, потом сына. Это было страшно и глупо, если женщина вдруг оставалась наедине со всем тем, что происходит вокруг нее. И первый этап – этап детской защищенности – один из самых важных. Он базовый, фундаментальный.

10.Хвалить просто так, не за поступки

Вернемся к теме похвалы. Как я уже говорила, девочку хвалить можно и нужно. Как можно чаще. Но очень важно еще понимать отличие – как хвалить. Мальчиков мы стимулируем к деятельности, поэтому хвалим только за поступки. То есть не «ты такой сильный», а «ты так здорово помог папе с этими тяжелыми сумками». Или не «ты такой заботливый», а «ты сделал такую классную кормушку для птиц!». Таким образом мальчик настраивается на жизнь, полную важных дел.

Если мы будем то же самое делать с девочкой (а мы обычно так и делаем), то девочка начнет жить в модели «меня просто так любить нельзя». И любовь она начнет заслуживать разными способами. Для родителей это удобно – она будет много чего делать и дома, и в школе. А вот для самой девочки –это хуже не придумаешь. Она никогда не сможет быть довольна тем, что сделано. Ей будет трудно принимать любовь и внимание. Она искренне будет считать, что должна спать с каждым, кто оплатил ее счет в кафе. И так далее.

Девочку нужно поливать просто так. Говорить ей о ее качествах. Говорить ей о том, что она умница, красавица, добрая, ласковая, талантливая. Просто так. Не привязывая к результатам, деятельности, поступкам. Чтобы она фокусировалась не на действиях, не на результатах, а на качествах и на процессах.
И почаще обнимайте ее, окутывайте нежностью, прикосновениями с любовью!

11. Быть для нее хорошим примером

И этот пункт как всегда самый важный. Неважно, что вы говорите, важно, что вы делаете. Если вы рассуждаете об уважении к мужчинам, а мужа называете по фамилии, она научится именно этому – относиться к мужчинам свысока. Если вы говорите о творчестве, а сами пашете на нелюбимой работе, не следите за собой и не имеете хобби – она впитает вашу модель отношения к жизни. Если вы курите, то о какой чистоте для дочери можно говорить. И так далее.

Дети слышат, что мы говорим, но следуют они тому, что видят. Это отличный повод начать меняться самой, чтобы стать такой женщиной, какой вы хотели бы видеть свою дочь лет через двадцать-тридцать.

И самое главное здесь – быть счастливой. Чтобы она понимала, зачем ей все это. Зачем ей сохранять свою чистоту, зачем развивать творчество, зачем строить отношения. Если она видит пример счастливой матери, этот вопрос не возникает. А если эту счастливую маму при этом еще и обожает самый лучший в мире отец – то у девочки нет других вариантов. Ее сердце будет стремиться по освещенному вами пути – и это лучшая форма защиты для девочки.

У меня есть уверенность, что все это важно для каждой малышки. Малышки, которую вы держите за руку, укладываете на ручках спать или той, с которой вы теперь разговариваете о жизни. И не менее важно это для той малышки, которая внутри вас. Ей, скорее всего, чего-то не досталось. А это значит, что вы можете ее удочерить – и долюбить ее и добаловать. Купить ей туфельки Золушки, отдать ее на танцы, много хвалить, создавать заново для нее хороший образ ее отца…

Исцеление вашей внутренней девочки станет отличной базой для того, чтобы иначе относиться к своей дочке. По-другому.

С большим вниманием, с большей любовью. А детям ведь, по большому счету, ничего другого и не надо.

Еще статьи на тему.

Экология жизни. Дети: Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

До свадьбы я думал, что женюсь, родится у меня сын, и я воспитаю из него человека сильного, спортивного и уверенного в себе, каковым себя не считаю.

Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

Как воспитать ребенка, если я не осознаю свои привычки!

Став отцом, я столкнулся с массой вопросов. Один из них: «Как может воспитать в ребенке уверенность человек, неуверенный в себе, и как можно дать то, чего не имеешь сам?» Разве что примером от обратного. Например, пьющий папа. Чтобы ребенок видел, каким быть не надо. Но такой сценарий, думаю, не устроил бы никого. Уж точно не в моей семье.

Однако на этот подход можно посмотреть с другой стороны. «Я осознанно не делаю того, что я не желаю, чтобы делал мой ребенок». Здесь открываются широкие возможности. Можно отказаться от очевидно вредных привычек, таких как курение, алкоголь, валяние на диване.

Но есть и другие не замечаемые мной привычки, которые разрушающе действуют на воспитание детей:резкость и вспыльчивость с близкими, погруженность в себя, равнодушие (я называю это «я-устал-после-работы»), невнимание, постоянный контроль близких или чрезмерная забота, откладывание дел, опоздание, невыполнение обещаний. Это далеко не полный список

Вы можете составить такой список сами, всякий раз отслеживая свои реакции. Как правило, отследить их удается уже после того, как они сработали. А вот вычислить механизмы, их запускающие, гораздо труднее, так как они переданы нам по наследству нашими родителями/воспитателями, а они в свою очередь получили их от своих. Я не сам это придумал, но каждодневное общение с двумя детьми 4 и 7 лет убеждают меня в этом.

Моя привычка контроля

Вот, например, неконтролируемая мной привычка контролировать детей!

Я веду с детьми нечестную игру. Сам того не замечая, я все равно ставлю себя выше их. Снисходительный тон, контроль там, где можно обойтись и без него. Как бы я ни играл в «равных друзей», я неизбежно скатываюсь на уровень «хозяина». И когда есть возможность, сам того не замечая, подчеркиваю свое превосходство.

Например, по воскресеньям, пока дети спят, я люблю приготовить блины и накрыть на стол, чтобы потом вместе всей семьей позавтракать. Детям это очень нравится. И вот блины съедены, и все шутят и смеются за столом, и все равны, и все замечательно, а я зачем-то беру и обрушиваю всю атмосферу примерно такой фразой: «Марьям, не забудь помыть руки! А то все заляпаешь жирными руками!». «Я знаю!!!» - заводится дочка, испепеляет меня взглядом, и уходит обиженная и расстроенная из-за стола.

Зачем, спрашивается, столько инвестировать в создание праздничного настроения: печь блины, накрывать на стол, чтобы потом его испортить?

Если вдуматься, то этой фразы про мытье рук я мог и не произносить. Дочке уже семь лет, она бы и так пошла и вымыла руки. Я это знаю!

Я - автомат!

Что подталкивает меня к такому поведению? Заметьте,подсознательно, автоматически, в доли секунды срабатывают заложенные во мне блоки:

1. Желание оставаться хозяином стола, или, вернее сказать, ситуации.

2. Страх развития равных отношений после завтрака. «Сейчас они точно пристанут ко мне с играми, или потащат на улицу, а у меня другие планы. Надо восстановить статус-кво».

3. Инертность и реактивность. Дети растут и развиваются, но получается, что я этого не признаю и продолжаю общаться с ними на том уровне развития, из которого они все время вырастают. Для того чтобы выстраивать новые отношения требуется развиваться самому, а это энергоемко и удар по самомнению. Я-то ведь вырос и достиг совершенства, расти и развиваться мне не надо. Удобнее использовать сложившуюся схему. Парадокс: я своим отношением удерживаю детей в развитии, а не стимулирую их рост!

Таких «контрольных выстрелов в голову» я делаю в день множество. «Не забудь закрыть дверь», «не забудь почистить зубы» и прочая ерунда.

Я автомат! Я думаю, что все взрослые - автоматы, и мы упорно делаем автоматами своих детей.

Ведь на наши постоянные автоматические фразы контроля дети вырабатывают автоматические реакции. У кого как, у моих детей это бунт.

Бунт! «Я знаю!», «Я не буду!», «Я не хочу!».

Бунт или подчинение?

«Почему они меня не слушаются?» - потом спрашиваю я себя. Да, сейчас в 4 и в 7 лет это протест. Лишение самостоятельности всегда и у всех вызывает протест. Но что потом? Может быть, этим постоянным контролем можно в определенном возрасте сломить ребенка, и ему станет всё равно? Может быть, ему будет удобнее слушаться, лишь бы избежать лишнего контроля и дурацких фраз родителя? Я не исключаю такой сценарий.

Вырастет в каких-то аспектах хороший, послушный исполнитель, нуждающийся в одобрении всего, что он делает, и перейдет из заботливых рук родителя в цепкие лапы руководителя, жены/мужа… А если родители не передадут, он сам найдет себе таких. Это я по себе сужу. Я по жизни для всех хороший и исполнительный. Ужас…

Да, ужас. По мне так лучше детский бунт! Бунт, отрезвляющий и заставляющий меня задуматься, что я делаю что-то не так. Дети просто так протестовать не будут!

Отец всегда прав?

Я радуюсь тому, что учусь осознанно не реагировать на детский протест гневом и репрессиями, как это у нас положено в обществе и заложено в генах. «Отец всегда прав!» - для меня и для моих детей это уже не аксиома.Хотя признаюсь, это непросто!

Бунт и сопротивление детей автоматически провоцируют во мне мгновенную реакцию гнева. Теперь, правда, не всегда. Сейчас у меня детей трое, и за 7 лет отцовства я научился отчасти справляться с этой реакцией. Вспоминаю своего дедушку, у которого было 10 детей. Он был невозмутим как индейский вождь. По крайней мере, теперь я взрываюсь не сразу, как бывало раньше. Иногда удается осознанно подойти к сложившейся ситуации и решить все мирным путем. Иногда же приходится просто гасить его, но он потом в любом случае вылезает, причем каждый раз в новых изощренных формах.

Гнев дырочку найдет!

Расскажу в качестве примера историю, которая произошла на днях.

Мы поссорились со старшей дочкой. Спор перерос в ссору и вылился в драку. Пока мы спускались в лифте, дочка успела раза четыре ударить меня рукой по тому месту, которое ей было ближе в тесном лифте. Я думал, она взорвется!

Вероятно, вы возмутитесь, как сторонний зритель, что дочь поднимает руку на отца. Но отцом ли я был в тот момент? Ведь вспышка ее гнева была спровоцирована моим неосознанным поведением.

Выиграв спор, сам того не замечая, я быстро скатился до многократного подчеркивания своего превосходства, тем самым унижая ее. Более того, видя, что это ее цепляет и выводит из себя, я уже не мог остановиться и продолжал дразнить и повторяться. Ну точно ее ровесник из детсада, а не папа, которому 40 лет. Вот и получил я как ровесник за такое дурацкое поведение. Я даже не заметил, как впал в это состояние. Конечно, это результат моего гнева, скрываемого во время ссоры и давшего выход уже после нее.

Конфликт - это ресурс

Конфликтный сценарий, как правило, всегда одинаковый, и накручивается по одному сюжету, в котором ведущую роль играют эмоции. Мой опыт показывает, что в эмоциональном развитии я не очень далеко ушел от своих детей. Нам есть куда двигаться и развиваться вместе.

Я верю, что в любой конфликтной ситуации можно как минимум остановиться, вдохнуть воздух, сделать паузу. Остановиться и не усугублять, не дожидаться волшебного пендаля от ребенка в виде драки, истерики, слез, апатии, ухода в себя…

При осознанном подходе неизбежные конфликтные ситуации с детьми можно рассматривать как уроки эмоционального развития и для детей, и для родителей. Это огромный потенциал в воспитании обеих сторон.

Это Вам будет интересно:

Теперь вот остается осознанно, вместе с детьми, развиваться, признавать их взросление и не включать контроль там, где он не нужен. И на мой вопрос в начале статьи о том, может ли неуверенный папа воспитать уверенного ребенка, я отвечу, что может. Очень даже может, если осознанно отключит чрезмерный контроль и заботу, в которых вырос сам, и перестанет переносить этот сценарий на своего ребенка.

Я благодарен судьбе, что у меня есть такие замечательные маленькие воспитатели, как мои дети, которые сделали для меня открытие, что расти и развиваться в отношениях можно и дОлжно в любом возрасте. опубликовано

Наука быть женщиной очень интересна и увлекательна, но порой мы о ней совсем не знаем, и тогда в нашей жизни возникает много проблем.

Когда я стала интересоваться женственностью, мне так стало жалко, что с детства в меня не вложили все эти понимания. Тогда можно было избежать многих проблем в жизни.

Меня воспитывали, что я могу рассчитывать только на себя. Помню, когда у меня в студенчестве возникали проблемы (тогда я уже работала и училась, и всего добивалась сама) мне все говорили (в том числе и парни), что я сильная и со всем справлюсь. А мне так хотелось быть слабой, и чтобы все мои проблемы решали за меня.

Теперь я понимаю, что я была действительно «мужчиной в юбке», которая ставила цели и достигала их САМА. Только после достижения этих целей была только опустошённой и разбитой.

Ну ладно, что я всё о себе.

Я хотела заострить внимание на том, что развивать нужно женственность в девочках с пелёнок. Прививать любовь к себе с детства, чтобы потом в их семейной жизни возникало меньше проблем.

1) Растить девочку с вниманием на красоту мира, обращать на мелкие детали, красоту природы и всё, что радует глаз.

Находить во всём красоту. На прогулках обращать внимание на красоту цветов, на восходы и закаты, на шум дождя и запах травы. Она должна понимать насколько прекрасен этот мир.

2) Развивать чувства.

Заострять внимание на запахи, ощущения, звуки. Это поможет девочки находиться в настоящем моменте.

3) Развивать стиль и вкус.

С детства девочка должна выглядеть хорошо. Она должна уметь и хотеть выбирать себе красивые наряды. Для этого необязательно постоянно ходить с ней по магазинам, если нет времени, можно выбрать хороший интернет-магазин детской одежды, и вместе обсуждать наряды, выбирать. Также можно самой заказывать различные наряды, и потом дарить их.

При выборе обновок для своей дочки можете заглянуть в интернет-магазин «SnovaObnova». Там есть много красивых платьев для маленьких модниц.

  • Дома девочка также должна выглядеть хорошо, а не носить старые платья, которые не страшно испачкать.
  • Дочерью нужно восхищаться, и прививать чувство маленькой принцессы. Особенно важно отношение отца в этом плане.
  • Балуйте девочек в плане нарядов, заколочек, бантиков, бус и всяких украшений.
  • Рассказывайте о сочетании цветов и материалов.
  • Учите делать прически себе и куклам. Шейте вместе наряды куклам. Смотрите журналы мод, где много красивых и элегантных женщин.

4) Развивайте в ней творческие качества.

Занимайтесь с ней всеми видами творчества. Способствуйте развитию музыкального слуха, пластики и воображения.

Не ставьте с раннего детства в рамки «правильно-неправильно», когда девочка творит. Она должна научиться выражать себя, тогда и желание заниматься творчеством будет.

5) Развивайте в девочке чувства любви, благодарности, заботы и гармонии.

Дарите подарки друзьям, бабушкам и дедушкам. Кормите животных и птичек. Помогайте вместе тем, кому плохо.

Эти чувства должны отложится у неё в душе, а также понимание, что их можно и нужно проявлять.

6) Прививайте любовь к домашним делам.

Учите создавать уют в доме, вовлекайте её всегда в процесс приготовления еды, уборки, создания красивых вещей для дома.

Многие мамы просто не дают дочкам, что-то делать в доме, это долго да и переделывать придёться, самой быстрей и аккуратней. Именно так отбивается охота что-то делать.

Девочка должна быть искусницей в плане создания красоты и уюта.

7) Прививайте любовь к искусству.

Ходите по выставкам вместе, смотрите хорошее и красивое кино.

8) Учите манерам, этикету, умению красиво говорить и хорошо писать.

Это очень важно, чтобы женщина хорошо могла выражать свои чувства и мысли, а также могла проявлять свою женственность. Без манер и этикета этого практически невозможно сделать.

9) Учите общаться с людьми.

Девочку нужно учить уважать других людей, также нужно способствовать общению с друзьями и подругами. Для женщины очень важно иметь много единомышленниц.

10) Развивайте умение быть самой собой.

Учите быть такой какая она есть, а не повторять за другими, выбирать то что ей нравиться, а не то, что есть у подруги.

Вот такие советы по воспитанию девочек у меня сложились, они помогут развитию женственности в ваших дочерях с самого раннего возраста. Когда девочка подрастёт, тогда, конечно, нужно рассказывать о пути женственности и правильному отношению к жизни. Это легко уложиться у неё в голове, если с детства вы будете маленькими шажками идти к этому.

Воспитание девочек

Желаю Вам гармоничных отношений с вашими дочерями.

С любовью к Вам, Марина Данилова .

По мнению Сухомлинского, выдающегося советского педагога-новатора, чрезвычайно важна ежедневная обстановка, окружающая детей. Так, во дворе Павлышской школы, которая является одним из тех заведений, где были воплощены в практику идеи Василия Александровича, имеется аллея роз и персиковая роща. Там разработан целый ритуал, который направлен на соблюдение аккуратности внешнего облика школьников и чистоты в классах.

Воспитываем красотой

В качестве главной задачи воспитания красотой можно рассматривать ту же, что и при воспитании словом, а именно в этом деле важно вызвать у ребенка настоящий восторг красотой, который может быть получен и создан посредством человеческого труда, а также несгибаемого человеческого духа. И любая сторона, которая отражает прекрасное в жизни, будь то музыкальное произведение или природа, должна приводить к эмоциональному разговору о человеке.

Воспитание музыканта, а прежде воспитание человека – это одно из ведущих направлений возрождения в личности понимания прекрасного. Музыка объединяет какой-то невидимой, но невероятно прочной нитью, воспитанников и воспитателя. Слушая мелодию, восхищаясь ее красотой и переживая, ученик и учитель становятся ближе и роднее друг к другу и к красоте, которую ребенок сможет прочувствовать буквально кожей.

И красота, и слово рассматривались в системе, созданной Сухомлинским, в качестве средства, которое способно вызвать эмоциональное воздействие. Они призваны в своем неповторимом единстве вызвать у ребенка потрясение. Такого рода потрясения, как полагал Сухомлинский, иногда приходится ждать месяцами, а то и годами. Но возникающий в результате этого эмоциональный контакт воспитателя с ребенком выступает в качестве той основы, на которой формируется способность дитя воспринимать красоту, замечая ее в каждом проявлении жизни.

Арт-педагогика

Арт-педагогику, а иначе воспитание красотой, прежде всего, следует рассматривать в качестве средства, которое помогает постигать красоту через язык искусств и художественные образы, а уже после воспитание красотой рассматривается как проникновение в глубину пространства бытия. Общая задача педагогов и родителей создать комфортные условия, которые помогли бы каждому, только начинающему жить человеку, найти в себе до этого момента сокрытую неповторимость, а также некую творческую уникальность, которая будет выступать в качестве начала красоты в личности, что непременно проявится в умении выражать это в благородной деятельности.

Ребенок посредством учителя и родителей должен увидеть совершенно иной Мир, который предстанет перед ним в красках красоты, проявляющихся в неутомимом вдохновленном поиске духовного и устремлении к новым горизонтам, ибо такое стремление не видит предела, именно в этом и состоит задачи каждого вида искусства на Земле.

Однако воспитание красотой не всегда должно быть столь возвышенно, чтобы проявляться в искусстве. Таковую красоту ребенок непременно увидит в проявлении чистоты обыденности и словесности, в прозрачности и доброте намерений и твердости духа, в каждом этапе пути, который ведет к новым, ранее непостижимым успехам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: