Программное содержание:
- Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя.
- Развивать умение работать индивидуально, выполняя поставленную задачу.
- Активизировать словарь (кукла, платье, пуговица, жёлтый, зелёный, бант).
- Вызывать интерес и желание заниматься.
Материалы и оборудование :
Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.
Ход
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.
– Детки, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Давайте с ней поздороваемся: «Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить!».
(Дети здороваются с куклой за руку).
Постановка проблемной ситуации. Ввод детей в занятие .
Дети, кукла Маша пришла к нам за помощью. Она купила себе в магазине два платья (показ на фланелеграфе). Но на них совсем нет узоров. Маша хочет, чтобы детки ей украсили платья. Поможем? (Да).
Выполнение заданий на анализ и синтез.
– Посмотрите, какие платья купила Маша. Они одинаковые? (Да) Ответы детей.
— А это? (Пуговички) Ответы детей. А это, что на платье? (Бантик). Ответы детей.
– А у кого-нибудь из вас есть пуговицы на одежде? Найдите и покажите. (Дети осматривают себя). – Скажите, на платьях бантики одинакового цвета? (Нет). Ответы детей.
Закрепление знаний цветов (сенсорика).
– На этом платье бантик зелёного цвета. Какого цвета бантик? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом платье бантик жёлтого цвета. Какого цвета бантик? (Жёлтого). Ответы детей.
– Иди, найди и покажи бантик зелёного цвета. (1-2 человека). Иди, найди и покажи бантик жёлтого цвета. (1-2 человека).
– А пуговички на платьях одинакового цвета? (Нет). – На этом платье пуговички зелёного цвета. Какого цвета пуговички? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом жёлтого цвета пуговички. Иди, покажи жёлтые пуговички? Какого цвета пуговички.
Динамическая пауза «Пляска».
Две резвушки-хохотушки (поворачиваем кисти рук к себе и от себя),
Пляшут танец «Таратушки» (передвигаем руки в указанном направлении),
Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх-вниз).
Ножкой топ, ещё раз топ (топаем),
Пляшут лихо, топ да топ (топаем и хлопаем 3 раза).
Дидактическая игра «Найди платье».
— На одном платье зелёный бантик и зелёные пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
– На другом платье жёлтый бантик и жёлтые пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
Дидактическая игра «Укрась платье».
– А теперь давайте украсим платье для куклы. Посмотрите, украшать мы будем вот такими кружочками. Что это? (Кружочки). (1-2 человека).
– Иди, найди и покажи кружочки зелёного цвета. Какого цвета кружочки? (Зелёного). (1-2 человека). Иди, положи кружочки зелёного цвета на платье с зелёными бантиком и зелёными пуговицами. Кружочки и бантик одинакового цвета? (Да). Какого цвета кружочки? –
— Иди, найди и покажи кружочки жёлтого цвета. Какого цвета кружочки? (Жёлтого). На какое платье ты положишь жёлтые кружочки? (На платье с жёлтым бантиком).
Практическое задание «Соответствие».
– Теперь мы помогли кукле Маше и сделали её платья нарядными. – А теперь пойдем, посмотрим, что у нас на столе. (Платья и карандаши). Посмотрите внимательно на платье, которое у вас в руках и возьмите карандаши такого же цвета, какого бантик и пуговички на платье. А теперь нарисуйте кружочки и украсьте ими платье. (Дети работают с раздаточным материалом).
Подведение итогов. Оценивание.
– Ну, вот все платья разукрасили. Очень красиво. Посмотрите, бантик и кружочки на платьях одинакового цвета? (Оценка работ детей). Кукле Маше очень понравились ваши платья. А теперь ей пора идти домой. Скажем ей «До свидания». А платья вы можете показать своим мамам.
Занятие по сенсорике «Весёлые мышата» (ясельная группа)
Задачи: Закрепить знание основных цветов (синий, жёлтый, красный) . Формировать умения прислушиваться и определять направление звука в пространстве. Развивать тактильное восприятие. Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Материал: сенсорный стол, зерно, игрушки-мышата, цветные коврики и шарфики для мышат, домик, ноутбук с музыкальными записями.
Словарная работа: мышата, хвостик, зерно, длинный, мягкий.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент. Дети сидят на ковре. Раздаётся писк мышат.
Ребята, вы слышите? Кто это пищит?
Откуда раздаётся звук? Пойдемте, поищем.
Кто под столиком пищит?
Пик-пик-пик!
Кто под столиком сидит?
Пик-пик-пик!
Нет, нет, не пищит.
Он тихонечко сидит.
Тихо, тихо надо ждать.
Может, запищит опять?
2. Обследование фигурки мышки
Заглянув под столик, воспитатель находит домик с мышатами.
Ой, посмотрите, кто это?
Хотите с ними поиграть?
Воспитатель даёт каждому ребёнку в руки мышонка.
Погладьте мышат, где у них головка? Ушки? Лапки?
Посмотрите, какой у них длинный хвостик, погладьте его.
Вы знаете, что кушаю мышата? (ответы детей)
Мышки очень любят кушать зерно, давайте их угостим.
3. Развитие тактильно-двигательного восприятия
Воспитатель с детьми подходят к сенсорному столику с зерном.
Посадите своих мышат в зерно, пусть они покушают.
Ой, а мой мышонок куда-то спрятался.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
Где – то прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
Давайте поиграем с мышатами в прятки. Мой мышонок уже спрятался, а ваши?
Игра с мышатами под музыкальное сопровождение.
Все нашли своих мышат? Давайте отнесём мышат на полянку, и покажем им как мы умеем играть.
4. Физминутка «Два мышонка»
Сидели два мышонка на тоненьком суку:
Один - читал газету,
Второй - молол муку.
Раз – ку-ку, два – ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
5. Закрепление названия основных цветов
Ребята, наши мышки устали и хотят спать, они ведь такие маленькие.
Наш мышонок хочет спать,
Ищет он себе кровать.
Ну и соня, что за соня
Он улёгся на ладони.
Ребята, вы видите, что у наших мышат нет кроваток? Давайте подарим им вот такие разноцветные коврики, мышатам будет очень удобно на них спать. А чтобы мышата не перепутали коврики, мы подберём их под цвет шарфиков у мышат.
Посмотрите, у моего мышонка красный шарфик и коврик я ему положу тоже красный.
Найдите своим мышатам коврики такого же цвета, как и шарфики у них на шее.
Дети укладывают мышат в домик.
Молодцы! А теперь наши мышки будут спать, скажите им приятных снов. До свиданья. А вы можете поиграть.
Занятие по сенсорике в 1 младшей группе «Игра с разноцветными шарами»
Программное содержание:
I. 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. продолжать учить различать один и много предметов.
3. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету.
II. 1. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
III. 1. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.
2. Развивать у детей внимание, мыслительные операции. 3.Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
Методические приемы:
Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета). Спрашивает о количестве шариков в коробке. Затем раздает шарики детям, спрашивает о количестве шариков у каждого, цвете. Дети складывают шарики в коробку, воспитатель отмечает, что их стало много. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол. Дети ловят шарики, обращают внимание на то, что их стало в коробке много. Затем выставляет 4 коробочки основных цветов. Предлагает детям положить шарики в коробочки в соответствии с их цветом.
В группу вкатывают большой мяч. Воспитатель обращает внимание детей на его величину, спрашивает о количестве мячей, превращает детей в мячики. Стало много мячиков. Дети прыгают как мячики, воспитатель читает при этом стихотворение о веселом мячике.
Ход занятия:
Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета).
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Трясет коробочку.
-Слышите, что же там такое?
Дети высказывают свои предположения.
Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. Открывает ее.
-А тут шарики!
Сколько шариков?
-Много.
Возьми, Данил, шарик. И Илюша возьми один шарик.
В процессе раздачи шаров, спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.
Соня, какого цвета у тебя шарик?
-Сколько шариков у Максима?
У Данила один, у Даши один… у всех по одному. А в коробке сколько шариков?
-Ни одного. Пуста коробка.
Давайте снова шарики в коробку положим. Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает их о цвете и количестве шариков.
Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало коробке?
-Много!
Шарики любят, чтобы их катали. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол.
-Ребятки, покатились наши шарики, ловите шарики!
Все собрали.
-Посмотрите, у меня еще есть коробочки.
Выставляет 4 коробочки основных цветов.
-Какого цвета эта коробочка?
-Красного.
-Несите красные шарики. Положите в эту коробочку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?
-Максим, какого цвета у тебя шарик? В какую коробочку ты его кладешь?
_ Данил, у тебя красный шарик, положи его в красную коробочку.
Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 коробочки.
Даша, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Клади зеленый шарик в зеленую коробочку. Сколько у тебя шариков?
Вот какая красота, правильно нашли цвета!
Молодцы, ребятки. Все шарики положили в коробочки.
В группу вкатывают мяч.
- Ой, что это?
-Мячик! Какой это мячик, большой или маленький?
Тимур, скажи «большой».
Даша, сколько мячиков?
-Один!
Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!
Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду он со мной
12345
хорошо мне с ним играть!
-А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!
Как мячики детки прыгают! Воспитатель, положив на голову ребенку ладонь, еще раз проговаривает стихотворение.
Мячик прикатился к нам в гости, мы возьмем его с собой гулять? Пойдемте одеваться, покажем мячику, какие у нас шкафчики, как вы умеете одеваться.
Материал к занятию:
Яркая подарочная коробка с крышкой, музыкальная открытка, шарики 4 основных цветов по количеству детей, 4 коробочки 4-х основных цветов, средний мяч.
Конспект СОД
по сенсорному развитию
в ясельной группе
Программное содержание.
1.Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
2.Учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными.
3.Формировать представление о величине: большой, маленький.
4.Побуждать детей отвечать на вопросы.
5.Развивать произвольное внимание, воображение, память.
6.Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный.
Иллюстрации солнце (веселое и грутное), игрушка зайчик, ведерки желтое и зеленое.
Раздаточный.
Солнечные лучи (полоски желтого цвета); игрушки (желтого и зеленого цвета, большие и маленькие);
Предварительная работа.
Чтение и заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета, величины.
Методические приёмы.
Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.
Ход занятия.
1. Дети входят в группу.
Воспитатель:
–Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Игра «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки! Плюх-плюх-плюх!
Кругленькие щечки, плюх-плюх-плюх!
Здравствуй, мой носик! Би-би-би!
Здравствуйте гости! Милости просим!
(Раздается плач)
Ой, ребята, кто это плачет?
Обращаю внимание детей на зайчика. Беру зайчика в руки.
Спрашиваю детей.
Как вы думаете, почему зайчик плачет? (Если дети затрудняются ответить, сообщаю.)
– Зайчика, забыла хозяйка. Давайте зайчика утешим, пожалеем. (Дети вместе с воспитателем гладят зайчика).
Ребята, а зайчик какой? (мягкий, пушистый)
Ребята, мы знаем про зайчика стихотворение А.Барто« Зайчик».
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих.
2 . Воспитатель . Зайчик принес с собой ведёрки. Одно ведёрко маленькое, а другое – большое.
Какое это ведерко: большое или маленькое?
Дети. Маленькое.
Воспитатель . Какого цвета ведёрко?
Дети. Желтое.
Воспитатель . Правильно желтое. А это ведерко, какое?
Дети. Это ведерко большое.
Воспитатель. Какого цвета большое ведро? Правильно, ведёрко большое зеленого цвета. Но почему-то ведёрки пустые. Сейчас мы спросим у Зайки. (Воспитатель спрашивает).
Воспитатель. Дети, оказывается нам нужно помочь Зайке и наполнить ведёрки тем, что лежит в этом чудесном мешочке. Давайте заглянем в него.
Д/И "Чудесный мешочек"
Воспитатель заглядывает в мешочек.
Воспитатель. Ой, сколько тут всего интересного, дети! Сейчас я достану (Достаёт маленькую желтую машинку) Что это?
Дети. Машинка.
Воспитатель. Правильно машинка. А какой она большая или маленькая?
Дети. Маленькая.
Воспитатель. А какого цвета маленькая машинка?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Как вы думаете, в какое ведёрко нужно её положить?
Дети. В маленькое желтое ведерко.
Аналогичные вопросы и действия проводятся с другими предметами. Можно детям предложить самим достать тот или другой предмет из чудесного мешочка. Когда мешочек окажется пустым – ведёрки заполнены правильно.
Зайка благодарят детей за помощь и предлагают с ним поиграть..
Музыкальная игра "На лесной лужайке"
Дети садятся на стульчики.
Обращаю внимание детей на фланелеграф.
Ребята посмотрите, к нам в группу заглянуло, солнышко, только оно почему - то грустное.
(Предлагаю детям сказать, почему солнце грустное).
У солнышко нет лучиков.
– Ребята, подарим солнышку лучики.
(Показываю детям лучики).
Сколько у меня лучиков?
Ответ детей - Много.
Алина, возьми один лучик и подари солнышку. Ребенок берет лучик.
Спрашиваю: - Алина, сколько у тебя лучиков?
Ответ ребенка. - Один.
Ребенок прикладывает лучик к солнышку.
(Спросить 2 - 3 ребенка, затем все дети берут по лучику и прикладывают к солнцу).
Меняю солнышко. Смотрите, солнышко улыбается, радуется.
Мы с вами сегодня такие молодцы, пожалели зайчика и помогли солнышку . А давайте потанцуем все вместе .
Песенка- танец "Вот как солнышко встает..."
Занятие закончено. Дети прощаются с гостями.
Лузия Санжапова
Цель : Формировать у детей интерес к познанию.
Программные задачи :
1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять знания геометрических фигур
3. Формировать представления о цвете, форме, величине.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету , форме, величине.
5. Побуждать детей к называнию предметов.
6. Развивать у детей внимание, мыслительные операции : умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
7. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Словарная работа : большой, маленький, один, много.
Материалы : игрушка-мишка , большие фигуры треугольника, квадрата, круга, набор маленьких фигур (треугольник, квадрат, круг, большие и маленькие мячи, большая и маленькая коробка, шарики.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель :
-Ребята , посмотрите как много гостей пришло к нам в группу ! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им .
Дети :
Здравствуйте.
В-ль :
Ребята , посмотрите, у нас еще один гость . Кто это (мишка ) . Давайте с ним тоже поздороваемся.
(Дети здороваются с мишкой )
В-ль :
Ребята , мишка говорит , что он пришел к нам в гости не просто так , он принес нам подарок. Но чтобы получить его нам нужно выполнить задания, которые мишка для нас приготовил . Вы согласны, их выполнить?
Дети : Да.
2. Основная часть
В-ль :
Ребята , давайте начнем выполнять задания, которые для нас приготовил мишка , для этого мы с вами сядем на коврик. Посмотрите здесь лежат фигуры. Давайте их назовем. Это что за фигура? (квадрат) Какого он цвета? (Желтого) А это какая фигура? (треугольник, синего цвета) А это? (круг, красного цвета)
В-ль :
Посмотрите, здесь еще фигурки.
Сейчас я вам раздам их, а вы внимательно посмотрите, и найдите домик, который похож на них.
В-ль :
Давайте будем по очереди подходить и ложить фигурку в свой домик. (дети раскладывают фигурки, при этом называют фигуру у них в руках.)
В-ль :
Молодцы, ребята . Все фигуры у себя в домиках. И Мишка очень рад . А теперь давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка : «Медвежата»
медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой)
головой своей крутили
медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
В-ль :
Отдохнули? А теперь, давайте дальше выполнять задания мишки . Посмотрите, что здесь у нас лежит? (мячи) Сколько здесь мячиков (Много) А какие они по размеру? (Большие и маленькие) . Правильно. Давайте возьмем по мячику. Никита, сколько у тебя мячей в руке? (один) А у Дарины? (один) И у Матвея один, и у Владика один. Посмотрите ребята , здесь стоят две коробочки, это какая по размеру? (большая) . А эта (маленькая) . Теперь давайте положим мячи по коробкам : в большую-большие мячи, а в маленькую-маленькие.
В-ль : Ребята , Мишка очень любит играть с мячом, у него очень много друзей в лесу и всем мячиков не хватает. Давайте вылепим для Мишки и его друзей красивые разноцветные мячи. (лепка)
В-ль : Молодцы ребята . Мишка очень рад , что вы справились с его заданиями и хочет вам подарить подарки. Посмотрите, что это? (шарики)
(воспитатель раздает шары детям)
В-ль : А теперь мишке нужно идти домой в лес, давайте с ним попрощаемся
(дети прощаются с мишкой )
4. Итог занятия
В-ль :
Ребята , вам понравилось выполнять задания? А какие задания мы выполняли? А подарки вам понравились? Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!