Семья. Опасная привычка современной мусульманки Мусульманка в современном мире

Я часто замечаю, что когда собираются мужчины, они всегда оживленные, всегда шутят, смеются, такие оптимистичные, позитивно смотрят на вещи и самое главное - радуются своей религии. А когда я прихожу на собрания женщин, девушек, то такое ощущение, что религия для них заключается в терпении и страдании. Сколько ни ходила на различные женские уроки в мечеть, уходишь оттуда без какого-либо воодушевления. Я бы даже сказала, что все вгоняет в депрессию, ужасно серую и унылую. Появляется ощущение, будто наша женская участь - это всегда терпеть. Терпеть, пока мужчины живут полной жизнью - работают, созидают, развиваются, общаются друг с другом, строят карьеру, добиваются целей, наслаждаются супругой (а захотят - и не одной), радуются детям. Нам же, женщинам, остается только молча все переносить.

Мужчины порой живут как хотят и делают что хотят: берут вторую жену, зачастую тайно, со всеми вытекающими последствиями, разглядывают других девушек на улицах, а многие свободно с ними общаются, гуляют где-то по вечерам и по ночам, домой приходят поздно, а женщины послушно сидят дома и ничего не знают, а если знают, то молча сносят.

Нет позитивного настроя у мусульманок, и создается представление, имеющее под собой реальную основу, что женщина в Исламе - это несчастное существо. Эти негативные мысли прочно укрепляются и разрушают сознание мусульманок, особенно когда наслушаешься разных историй. Получается, что даже молодые девушки в 16–18 лет с этими негативными представлениями о семейном «счастье» вступают в брак, и счастливы они в основном только до замужества, ну или первые пару лет в браке.

Для женщины муж - это все! Это центр ее вселенной в этой жизни.

Хочется, чтобы вы в своих проповедях и книгах обращались к женщинам побольше, объясняли бы нам, что для нас Ислам - это не терпение и страдание, что женщина в Исламе может и должна быть счастлива. Хочется, чтобы мусульманки тоже радовались жизни и своей религии, как и мужчины, чтобы не были они такими мрачными и удрученными.

Ответьте:

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам?

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену?

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Прежде чем дать свой ответ на эти вопросы, хотелось бы привести мнения посетителей нашего сайта.

Мой комментарий (Ольга).

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам ?

Самое главное - не вбивать себе в голову мысли о том, что твой муж гуляет. Гармония в семье основывается на доверии и взаимоуважении. Постарайтесь успокоиться. Думайте только о хорошем. Прочитайте ду‘а, Господь - лучший советник.

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену ?

В Исламе женщина уважаема так же, как и мужчина. Нужно постараться понять, почему муж берет вторую жену. Быть счастливой или нет - все зависит от нас самих. Ведь для каждого «счастье» свое. Быть несчастной - значит быть неблагодарной. Милость Всевышнего безгранична.

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

Почему «муж против подруг»? Возможно, ответ кроется в нас самих. Выходите почаще с мужем в свет. Черпайте знания из книг, в наше время почти у всех есть доступ в Интернет. Чтобы оставаться интересной для мужа, нужно самой чувствовать вкус жизни.

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

Красота тела - временное явление. Красота души - вот что вечно. Иногда женщины видят не то, что есть на самом деле. Вам может казаться, что он видит сотни красивых оголенных девушек, хотя ваш муж, возможно, видит всю женскую красоту только в вас. Нужно понимать, что в мире не только сотни, а миллиарды красивых девушек, но вы - единственная! А какой себя считаете вы - решать вам.

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Займите свое свободное время полезным, мечтайте и реализовывайте свои мечты. Всевышний дает то, к чему мы готовы. Развивайте свой потенциал, свой уровень IQ. Каждый человек, даже сидя дома, при огромном желании может открыть для себя великолепнейший, полный ярких красок мир. На сайте сайт есть раздел «Шамиль Аляутдинов рекомендует», там перечислены интересные и полезные книги.

Мой комментарий (Muslim, Norway). Серьезное письмо, серьезные вопросы! Именно тот случай, когда можно сказать, что правда глаза колет (мне как мужчине). Вы просто рубите наповал своей правдой. И это я говорю в защиту вас, сестер наших, жен-мусульманок.

Я пишу это вовсе не для того, чтобы посеять в человеке еще больше растерянности и печали, вовсе нет! Наоборот, думаю, будет лучше, если я выскажусь, и мой комментарий добавят к остальным.

Считаю, что нам всем (тем, кто будет давать советы) важно осознавать современные реалии жизни. Мы должны чувствовать человека, общаясь с ним. Друг он или муж, жена, мать - все реагируют по-разному.

Мы порой сами себя спрашиваем, удивляемся, почему мы так не хотим изменяться в лучшую сторону. Вот когда это уже начинает нас злить, то это значит, что мы поняли самих себя, нашу проблему и приступили к ее устранению.

Говорю я это, исходя из личного опыта. Я вижу, что некоторые мои знакомые, друзья делают глупости, которые им не кажутся серьезными. Некоторые смеются, когда говоришь им прекратить заниматься такими делами. Это не значит, что они плохие или у них не хватает IQ, имана (веры). Они просто не видят в этом проблемы.

Надеюсь и молю Аллаха, чтобы вы, наши жены, стали теми, кто откроет шире наши полуоткрытые горизонты. Поэтому не унывайте и держитесь, не переставайте тянуть своих мужей за собой!

Мой комментарий (Тимур и Арина).

Как? Обычно. Ведь муж не жизнь, а часть ее. Когда какая-та часть жизни порой кажется сложной и странной, то отнестись к этому надо спокойно и трезво. Странность сделать ясностью и вести себя как здравомыслящий человек.

Если смотреть на это с точки зрения семейной гармонии и с учетом реалий сегодняшнего дня, то без разрешения (без согласия) первой жены муж не имеет права брать вторую.

Возможно, муж видит в подругах жены тех людей, от которых жена может набраться чего-то дурного (например, вредных привычек). Как говорится, с кем поведешься… Как оставаться интересной? Постоянно преображаться, и не только внешне (стараясь хорошо выглядеть), но и интеллектуально, духовно.

Смотря какой взор. Надо видеть разницу между случайным и пристальным взором, разглядыванием.

Внимательности и трезвого подхода к тем или иным ситуациям.

Мой комментарий (Ильдар). Очень любопытная тема.

1. Как продолжать радоваться жизни, когда твой муж где-то пропадает по ночам?

Если муж систематически пропадает по ночам, следует задуматься, чего ему не хватает дома. Мужчина не станет уходить от женщины, с которой ему хорошо.

2. Как оставаться счастливой, когда он берет себе вторую жену?

На территории СНГ мусульманские мужчины сейчас, как правило, имеют только одну супругу.

3. Как оставаться интересной для своего мужа, сидя дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь (потому что муж против подруг)?

Можно подумать, что вы находитесь в условиях домашнего ареста или абсолютной изоляции от общества. Но даже если это так, есть телефон, Интернет, литература.

На интерес супруга влияет доверительность отношений, взаимопонимание, возможность обсуждения его проблем, привлекательность жены как женщины и т. п., а поскольку эти вещи не зависят от того, проводите вы время с подругами или находитесь дома, в ваших силах этот интерес поддерживать. Было бы желание.

4. Как вести себя, когда на улице муж ежедневно видит сотни красивых оголенных девушек и не опускает свой взор перед ними?

Не думайте о его грехах и вообще о чужих грехах, освободите себя от порочных мыслей. Кстати, далеко не факт, что он обязательно рассматривает посторонних девушек.

5. Что вы посоветуете нам, женщинам, в таких ситуациях, кроме терпения, которое мы и так хорошо знаем?

Не драматизируйте ситуацию, прекратите жалеть себя - это сильно препятствует ощущению счастья. Концентрируйтесь на положительном. Всевышний даровал нам чудо жизни, а мы все недовольны и недовольны...

Мой комментарий (Dzh). Это письмо как будто бы я писала! Действительно, ведь так и есть! Женщины только и умеют что терпеть и молча страдать. А мужчины - свободные охотники, этакие самцы в поиске следующей самки, которую они готовы осчастливить! А в это время обычно «хронически» беременная жена, глотая слезы и изнемогая от многих обязанностей, в том числе обязанности (несмотря на боль, обиду и усталость) всегда быть готовой к интимным подвигам, выслушивает речи о том, как это богоугодно пойти и найти мужу еще одну жену! И вообще: «Если захочу, разведусь!» Поверьте, это не такой уж редкий сценарий.

Для наших мужчин с помощью проповедников-мужчин и их чисто мужской солидарностью и справедливостью (я уверена, что эта справедливость ничего общего с Божественной не имеет) создан образ жены-рабыни. Хотя рабства давно нет, да и сам Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал искоренить этот социальный недуг.

Просто это очень удобно, когда твоя жена сидит дома, а у тебя все пути открыты! Можно не переживать за тылы, когда глазеешь на модных дамочек в крутых ресторанах. (Как будто про плейбоев пишу, а не про мусульман.) И это же практикующие мусульмане, которые требуют от жен поведения, достойного жен Пророка!

Как перевернуть сознание мужчин, чтобы всем жилось в Исламе хорошо? На этот вопрос должны отвечать ученые. Прошу прощения за это эмоциональное вступление, которое повторяет письмо замужней мусульманки, просто очень наболело.

К сожалению, таковы реалии жизни. Может быть, время нехорошее, соблазнов много, мужчины слабы, не могут себя контролировать, держать свои страсти в узде. И нам, смиренным в этом мире, надо смотреть шире и глубже, на нас ответственность за семью, детей и за этих слабых мужчин. Терпение и страдание не исправляют положение дел, знаю уже по пройденному опыту. Чем больше терпишь, тем больше мужчина наглеет. Если какая-то думает, что страдания трогают мужчину, то она сильно ошибается.

Вот мой муж, практикующий мусульманин, свято верит, что жену обманывать - его, дарованная Аллахом привилегия по праву рождения. И вообще у мужчин сплошь одни привилегии, и только одна обязанность, которая признается, - обеспечение семьи.

Ничего не поделаешь, если он не приходит по ночам. Находи приятное в том, что дом свободен для тебя и твоих радостей. Украшай себя по возможности, следи за собой, будь чистой, опрятной, не ходи в старой бесформенной одежде. Все это надо делать для того, чтобы прежде всего нравиться себе, даже если не услышишь от него оценки или услышишь негативную. Просто будь красивой. Нравьтесь себе и любите себя, тело, ум и характер, данные Аллахом. Мы все в какой-то степени Его шедевры. Готовь вкусную еду, для себя и детей, радуй их, создавай благоприятные условия для их развития и роста. Ведь дети - наше будущее. Вкладывайте в них все возможное, чтобы потом радоваться плодам своего воспитания.

Побольше терпения, смирения, принятия, но никакого страдания! Господь не любит отчаяния, печали и уныния! Можно жить в любых условиях, радоваться жизни, быть на позитиве.

Наслаждаться дозволенным, радоваться всему, что имеешь, быть благодарной Творцу, быть счастливой оттого, что ты - мусульманка, оттого, что ты усмиряешь свой нафс и выкристаллизовываешь свою душу. Мы - лучшие, мы - сильнейшие, и впереди нас ждет Рай (если будет на то воля Божья)! Распространяйте такой позитивный подход среди сестер-мусульманок, поддерживайте друг друга. И еще сделайте центром своей вселенной не мужа, разевающего рот на оголенных девушек, а Всевышнего, Справедливейшего, Всемилостивейшего. Находите правильные знания, и не только религиозные, но и светские, просвещайтесь.

Желаю вам удачи, мудрости, женской хитрости, терпения и побольше радости!

Мой комментарий (З.). Можно долго рассуждать и переживать по поводу того, как же тяжело замужней мусульманке! Но все начинается с головы человека, а точнее - с восприятия окружающих его людей и происходящих вокруг него событий. Основной способ оставаться в хорошем настроении - это умение замечать только благое, хорошее, отказываться от навязываемых негативных суждений, критических оценок. Порой негатива вокруг нас больше, чем позитива. Но не нужно впускать в свою голову и душу что-то мрачное, то, что ухудшает настроение.

Всевышний дает нам возможность быть автором нашей жизни, выбирать то, что нам по душе. Каждый сам лично будет держать ответ за прожитую жизнь, за сделанный выбор. Жены-мусульманки, мы не сможем сказать в Судный день: «О Господи! Мой муж ночью не пришел, поэтому я проплакала до утра и днем была вся разбитая, вдобавок из-за этого у меня снизился иммунитет, и я заболела». Не получится! Посмотрите вокруг себя. У вас теплая квартира, на кухне еда, вы можете дышать, жить… И вы еще чем-то недовольны? Должна быть легкость, благодарность Всевышнему на уровне всех клеточек нашего бренного тела, на уровне всей глубины нашей души.

1. Итак, чтобы радоваться жизни, даже когда твой муж где-то пропадает по ночам, нужно:

а) Написать на листе бумаги то, что вы хотели бы иметь в своей жизни. Не зря в 96-й суре Корана говорится, что Всевышний «научил людей письму» (аят 4). Когда человек пишет, его мысли выкристаллизовываются; когда он нервничает, письмо успокаивает, проясняет чувства. Таким образом вы избавитесь от негативных эмоций. Напишите на бумаге все, что вы думаете о муже, без страха, смело, грубо, выливая всю обиду, можно поплакать, а потом разорвите эту бумагу в клочья и выбросьте в урну. Кому надо выплеснуть отрицательные эмоции, это безотказно помогает.

Другой вариант избавления от мешающих жить мыслей о том, где же ваш муж, - это физическая активность. То есть когда гложут грустные мысли, важно чем-то заняться. Например, перебрать в шкафу, помыть полы, убраться в комнате и т. д. Тогда нашептывания Сатаны уходят, остается результат проделанного дела, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворения и радости от того, что ты сделал полезное. Работает на все 100%.

б) Думать о себе, о своем духовном, физическом и интеллектуальном развитии. Не пришел муж - бывает, но Господь всегда с тобой. Можно пойти купить или заказать по Интернету что-то нужное, сделать себе приятное. Можно искренне помочь кому-то, поучаствовать в оказании помощи. Испечь что-то вкусное и занести соседям. Улыбнуться, узнать, как жизнь у консьержки, или сказать «Бог вам в помощь!» уборщице. Эти мини-послания, мини-помощь-участие создают хорошее настроение. Мы чувствуем единение с другими людьми, такими же творениями Господа, мы внутренне понимаем, что кому-то нужны, кому-то приятно с нами, и пусть муж-болван где-то ходит!.. Да, важно относиться к мужу уважительно, с любовью, но привязанность сердцем должна быть только к Создателю. Полным сердцем важно любить только Творца, лишь Он достоин такой безграничной любви.

2. Вторая жена в XXI веке - это мужская дурость (извините, так красноречивее), осложнение своей жизни, обременение своей души. Что говорится в Коране о женах и справедливости, мы все уже знаем. Пусть ловелас сам расхлебывает то, что натворил по своей глупости, ему самому отвечать за прожитую жизнь. А вам, дорогая первая жена, не надо нервничать. Всевышний с вами, Он вас по-прежнему любит. Отнеситесь к этому удару в спину со стороны мужа-подлеца терпимее. Время залечит раны. Включите безразличие, не надо стараться реанимировать чувство любви и преданности мужу. Это тяжело писать, но он вас предал! Как можно говорить в таком случае о любви к мужчине? Всевышний - ваше утешение. Мы рано или поздно к Нему вернемся.

После такого жизненного шока, как необходимость делить мужа с еще какой-то женщиной, нужно время на то, чтобы оправиться. Больше молитесь, читайте, общайтесь, не замыкайтесь в себе. Я думаю, что безболезненнее будет восприниматься ситуация со второй женой, если утратить все чувства к мужу, поставить блокировку на них, оставаться его женой лишь формально, дабы не испытывать ревности, заложенной во всех женщинах (как говорится в хадисе: «Мужчинам - мужественность, а женщинам - ревность»), и, пользуясь материальным обеспечением, жить только для себя любимой, для своего развития, красоты, для движения вперед.

3. Прежде чем тесно общаться с подружками, следует понять: после общения с ними остаетесь ли вы на позитиве, настроены ли двигаться дальше по жизни или ваше плохое настроение не меняется, вы все так же пессимистичны? Если обсуждаете, кто и что сказал, вы говорите гыйба и тем самым загоняете себя в болото, топчетесь на одной и той же грустной полосе жизни. Важно общаться с теми, кто думает позитивно, заряжает вас энергией. Если общение с подругами жизненно необходимо, это надо открыто обсудить с мужем. Какой бы муж ни был, между супругами должны быть открытые отношения. Не надо критиковать, реагировать эмоционально. Важно уметь выслушать, услышать и суметь, поддерживая диалог, мягко высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию. Каждый человек имеет право на свою точку зрения.

Важно объяснить, что нам жизненно необходимо видеть других людей, здороваться с ними, говорить о чем-то, хотя бы немножко. И вообще, мужчины, поймите, если вы хотите хорошую семью и детей, вкладывайтесь в жену: сходите вместе в сауну, в ресторан, организуйте ужин. Отправляясь в магазин, захватите и вторую половинку. Счастливая супруга - счастливый муж, счастливые дети. Если держишь жену взаперти, не обучаешь ее, не показываешь мир, созданный Господом, - что ты пожнешь, о глава семейства?

4. Конечно, женщина хочет всего мужчину, хочет, чтобы он принадлежал только ей, смотрел только на нее, заботился только о ней и ее детях, любил только ее единственную. Но муж - это не наша собственность. Это свободный человек, творение Господа. И хотя нам, женщинам, так и хочется ими полностью владеть - это невозможно. Они - свободные создания. Мне, например, помогает зикр: «Всевышнего мне достаточно, и Он - лучший, на кого можно положиться» (хафбиял-лаху ва ни‘маль-вакиль) - это усмиряет эмоции и отрезвляет разум. Господь на всем пути мирской жизни должен быть на первом месте. Ни в коем случае нельзя представлять мужа центром Вселенной. Его роль важна, но роль женщины также не менее значима. Тем более что ей самой за себя давать отчет в Судный День. Жена сама должна иметь успехи, достижения, стремиться к высоким целям, а не прятаться за мужем или козырять своими детьми. Важно, что она сама собой представляет, чего достигла, какие добрые дела совершила. Для этого нужно развиваться, двигаться, всесторонне расти.

Жизнь быстротечна. Каждое мгновение нашей жизни ценно. И давайте благодарить Творца за любые обстоятельства, за то, что просто живем на этой прекрасной земле!

Мой комментарий (Шамиль Аляутдинов). 1. Если это «где-то» подразумевает наличие у него любовницы, тогда гоните его пинками из личной жизни. Прелюбодей - это не мужчина, а тряпка, о которую женщина легкого поведения вытирает свои грязные ноги.

2. Тяжелый случай, но… Это хорошая мотивация заняться собой (спорт, дети, иностранные языки, самодисциплина в том, что развивает), прекрасная возможность сделать резкий скачок вперед и стать счастливой (душой, интеллектом, телом), несмотря ни на что! Главное - ничего и никого (кроме Творца) не бояться. Если муж станет гнилым и несправедливым к женам гадом (например, нет хорошего, идентичного, купленного им самим жилья для каждой из обеих семей, нет должного одинакового внимания и заботы), тогда мусульманские каноны дают вам полную свободу в возможности развестись с ним.

3. Он не вправе ограничивать ваши свободы и запирать вас дома.

5. Порвать всех на части и на деле понять, что милость Всевышнего не имеет границ .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

– «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по нраву и характеру. А наилучшие из вас - это те, кто является наилучшими к супругам своим (к своим семьям)» ;

– «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], в которых многие люди обмануты [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду], это - здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо вечной]» ;

– «У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним (отдаст одной из них предпочтение в том или ином), то в Судный День такой человек отправится [на площадь Суда] с волочащейся за ним половиной [тела]» . То есть позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил.

Смысловой перевод одного из аятов Корана звучит следующим образом: «Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только со Всевышним. [Так как именно Он может заложить в твоем сердце легкость внутреннего состояния и упорство в преодолении жизненных препятствий, когда человек, проявляя терпение, не растрачивает себя на эмоции, с трудом заглатываемые обиды, болезненные козни, а набирает из всего этого еще больше сил. Ведь если он неустанно продвигается вперед сквозь тернистые заросли препятствий, карабкается вверх, к вершинам, по отвесным скалам бытия, то ему не становится легче, а, наоборот, требуется все больше сил и навыков].

Не печалься из-за них, не грусти, и пусть не сжимается сердце от боли, которую причиняют тебе их козни (коварство, хитрость). [Ты успешно пройдешь и достигнешь, а трудности, созданные при чьем-то участии, пойдут лишь на пользу тебе, если не собьешься с позитивной и оптимистичной линии своего пути]» ().

Пусть произошедшее взорвет вас изнутри и поднимет на новый уровень восприятия вещей и понимания людей, но не в смысле разочарования, а в смысле раскрытия спящего потенциала и уже давно запылившихся в вас талантов!

Реплика. Хотела от души поблагодарить вас и тех, кто написал ответы на мое письмо, спасибо за тот «пинок», который был так мне необходим в тот момент. Отдельное спасибо за книгу про монаха и Феррари, которую вы мне порекомендовали и после прочтения которой я потихоньку начала вытаскивать себя из «зоны комфорта», и жизнь моя стала преображаться по милости Всевышнего. Я знаю, что это только начало пути, но как же прекрасно жить, наполняя каждый свой день действительно важными делами, не оставляя себе ни минуты на глупые мысли и безосновательные тревоги. Удивительно, как все меняется, когда переключаешь рычаг управления своей жизнью на повышенную скорость, и то, что совсем недавно казалось драмой всей жизни, стремительно удаляется от тебя и превращается в крошечную черную точку, в которой даже и не можешь разглядеть, что там такое было и из-за чего это я так страдала и мучилась.

Шамиль-хазрат, пусть Всевышний воздаст вам и вашим близким нескончаемым потоком мирских и вечных благ!

Та самая «современная замужняя мусульманка»

Распространенная реплика современного мужа-мусульманина, не особо практикующего мусульманскую мораль, в порыве гнева и негодования.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати, милости Его до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки, душевного томления, не пойдете у него на поводу». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 2. С. 136, хадис № 43.

«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]… Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]…» (см. Св. Коран, 24:30, 31).

Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР

Миропонимание в исламе и его ценности представляют собой исламскую цивилизацию. У этой цивилизации есть свои, четко сформулированные, принципы положения женщин в обществе, в семье. Однако когда мы говорим о положении мусульманки в современном мире, считаю необходимым еще раз вспомнить о том, как формировалось само отношение к исламу.

Еще на заре знакомства западного мира с исламом он представлялся ему в негативном свете, и поэтому по нынешний день на Западе существует устойчивое представление о мусульманке как об угнетенном, не имеющем никаких прав, забитом существе.

К примеру, английский ученый Уильям Монтгомери отмечал, что исламоведа поражает тот путь, который формировал в средневековой Европе (до сих пор продолжающий витать над европейской общественностью) искаженный образ ислама.

К сожалению, стереотипы об исламе, в частности, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе, и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Так же многие регионы, где преобладает мусульманское население, дают поводы, чтобы вышеприведённое представление о мусульманке сохранялось в умах многих людей, в том числе и самих мусульман.

А какое же место на самом деле отводит женщине ислам?

Приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей главную роль в жизни семьи. Такой взгляд исходит из физиологической, психической, эмоциональной природы женщины. Кстати, в этом плане авраамические религии не имеют принципиальных разногласий. И еще, когда говорят об исламском обществе и, в частности, о положении женщин в этих обществах, надо иметь в виду, что подавляющее большинство мусульманских стран недавно, по историческим меркам, освободились от колониализма.

Как показывает опыт, и это освобождение во многом условно. Именно поэтому мусульманские общества еще не раскрыли свой потенциал, они все еще нарабатывают опыт. А о том, что исламская цивилизация может дать очень многое в копилку общечеловеческого развития, красноречиво свидетельствует ее «золотой век». Найти золотую середину как в личной, так и в социальной жизни общества – вот главная задача женщины-мусульманки в современном мире.

В каких условиях начиналось и закончилось формирование чеченской ценностной шкалы, и какое место в ней отводилось женщине? Не углубляясь в рассуждения, приведу слова одного из самых высокочтимых людей в Чечне и Дагестане – чеченского философа, религиозного деятеля 19 века, устаза (Учителя) Кунта-Хаджи Кишиева. Он наставлял своих учеников (мюридов) относиться к женщине как к святой. Учитывая, что в Чечне наставления Кунта-Хаджи Кишиева и сегодня чтут как нравственный ориентир, я имею полное право утверждать, что уважение к женщине в чеченском обществе было самое высокое, хотя в последние годы такое отношение претерпело некоторую деформацию. Но, как отмечает кандидат философских наук Барет Нанаева, женщина и сегодня в чеченском обществе, несмотря на некоторые ограничения, занимает более достойное место в обществе, чем в ряде других регионов мусульманского мира. Отмечу сразу: именно ценностная шкала народа показывает истинное отношение к женщине в обществе. На формирование ценностной системы чеченского народа большое влияние оказала форма ислама, которая утвердилась в Чечне.

С моей точки зрения, решающее влияние на этот процесс оказали два фактора.

Первый – в Чечне в конечном счете утверждается суфийский ислам, который проник к нам в начале 15 века, после того как он был запрещен и преследовался в Османской империи. Суфийская форма ислама отличается терпимостью, стремлением к совершенству, отвергает всякое насилие над любым живым существом и неживой природой. С этого времени чеченцы начинают перерабатывать свое обычное право через призму нравственных ценностей суфизма.

Второй фактор: чеченцы примерно в то же время начинают длительную и упорную борьбу и, в результате, свергают сословное иерархическое общественное устройство и устанавливают на своей этнической территории демократическое правление (по сути дела – республику). Подчеркну, что в то же время у соседних с нами народов окончательно складываются общества с социальным неравенством, в которых, в отличие от чеченского общества, отношение к женщине определялось ее социальным положением. Именно ценностная система, сложившаяся на базе этих двух факторов, сделала своеобразным и специфичным отношение к женщине в чеченском обществе. Оно разительно отличалось от отношения к женщине у других народов Кавказа. Этот факт отмечали многие ученые, писатели, путешественники.

Так, грузинский писатель и этнограф Александр Казбеги, прекрасно знавший культуру кавказских народов, писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она непристойности…»

А вот что писал русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны Мелентий Ольшевский: «Вообще нужно сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у соседей». Ему вторил его современник – знаменитый имам Шамиль, аварец по национальности. Он отмечал: «… женщина у них (у чеченцев) какая-то святая, неприкосновенная. Ее нельзя оскорбить и унизить ни словом, ни делом». Наш современник, чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев отмечает: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, но у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение». Отличие воспитательной системы чеченцев от их кавказских соседей отмечали Пушкин и Лермонтов. Стоит только вспомнить их поэмы «Тазит» и «Мцыри».

Приведу еще один красноречивый факт, который не оставляет никаких сомнений в том, что женщине в чеченском обществе отводилось, наравне с мужчинами, достойное место.

Как отмечает тот же Хасиев, который является большим авторитетом в области этнографии Кавказа, в ценностной шкале чеченцев человек является венцом природы, представителем Всевышнего на земле, и поэтому в традиционной чеченской культуре мужчина и женщина являются равновеликими и равнозначными. Думаю, нужно отметить и следующий факт: другие мусульманские народы и даже народы других вероисповеданий, живя среди чеченцев, во многом переняли чеченское отношение к женщине. Чеченская ценностная шкала в наш технологический и информационный век, естественно, начала меняться. Активное участие женщины в общественной, экономической жизни, конечно же, надо приветствовать и поощрять. Сегодня равноправное положение женщины во многих вопросах общественной и личной жизни в Чеченской Республике стало реальностью. Повторюсь, иногда говорят, что женщины в Чечне в чем-то ущемлены, но мы с таким утверждением категорически не согласны. Такое, в кавычках, ущемление, как выше отмечалось, обусловлено природными, физиологическими, психологическими и другими данными женщины. Следует отметить, что за последние 25 лет женщина в Чечне была вынуждена брать на себя не свойственные ей функции. И это не могло пройти бесследно. Социальные роли мужчин и женщин подвергались переоценке. Но этот процесс, как отмечают ученые, еще не достиг точки невозврата.

Общественная мораль в Чечне и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин.

Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.

Жизнь существует только в развитии, и поэтому понятно, что с ростом материальной и духовной культуры будет изменяться жизнь женщин в чеченском обществе. Вместе с тем, необходимость сохранения семейных ценностей требует повышения роли женщины в функционировании семьи. Как пишет упомянутая выше Нанаева, «в сочетании архаичных традиций и современной цивилизованной жизни состоит ключ к преодолению кризиса, … без надежной опоры на прошлое у общества нет настоящего, тем более, будущего. Язык и нравственные традиции – «золотой фонд» нации. Его нельзя изменять, и ему нельзя изменять».

Чеченское общество консервативно по своей природе. Но это не застойный консерватизм, в том числе и по отношению к женщине, а, как отмечал Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос французского журналиста, «консерватизм, нацеленный на развитие». В настоящее время в Чеченской Республике в сфере культуры, образования, медицины работает около 50 % женщин. Доля женщин в местных органах власти составляет около 10 %. Они заняты в бизнесе. В нашей республике предприняты системные меры, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С повышением уровня жизни женщина будет все шире представлена в общественной и экономической жизни чеченского общества. Здесь нет никаких споров.

Вопрос в том, чтобы при этом женщина не потеряла той роли, которая определена ей природой.

Покорная жена, следующая повелениям своего Господа, заботливая мать, обучающая детей законам Ислама, прилежная дочь, скромная невестка, верная подруга. Не перечесть всех качеств, которыми одарил Аллах женщину.

Но сегодня мы поговорим о внешности. Как выглядит современная мусульманка? Что мы видим, выходя на улицу? Одежда и весь внешний вид мусульманки должны говорить о ее скромности. Она (одежда) не должна быть яркой, обтягивающей, просвечивающейся. Айша (р.а) передает: «Аллах смилостивился над первыми женщинами - мухаджирами. Когда Он ниспослал аят «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете», они разорвали на кусочки свои плащи и покрылись ими». (Аль-Бухари, 4480 и Абу Дауд, 4102).

Мусульманка не должна использовать макияж, выходя на улицу, это дозволено только перед мужем. Аллах в Коране говорит: «… скажи верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей <…>и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!» (Коран 24:31).

К тому же с медицинской точки зрения макияж вреден, так как он препятствует поступлению кислорода, ведь 60% кислорода мы получаем через легкие, а остальные 40% через кожу. И если вы намажете на себя тонны кремов, пудры, помады, то ваша кожа получит кислородное голодание. Оттуда и преждевременное старение кожи.

Также мусульманка не должна использовать миск при выходе из дома. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Всякая женщина, которая надушилась и вышла из дома для того, чтобы мужчины почувствовали исходящий от нее аромат, подобна прелюбодейке».

И так мы видим, что доказательств тому, что красоту нужно скрывать от посторонних глаз много. Будь то аяты Корана или хадисы Пророка (с.а.в), везде сказано о скромности женщины.

Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам. У них не было удобств, которые есть у нас. Но разве так они выглядели, разве о том думали. Они делали все, чтобы заслужить довольство Аллаха. Помогали нашему Любимому Пророку (с.а.в), сами шили одежду, воспитывали детей, заучивали Коран, хадисы Посланника Аллаха (с.а.в) обучали людей религии, терпели голод и нужду. И при этом были довольны и думали о мире вечном. Наши духовные матери выбрали Ахират в пользу дуньи. Почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь именно им мы должны подражать. Если больше думать и работать над своим внутренним миром, то это обязательно отразится на внешнем виде.

Islamtoday. ru

За последние годы так называемый «женский вопрос» стал одним из самых актуальных вопросов для нашего общества. Российские женщины довольно быстро поняли, что пропагандируемое СМИ «освобождение» есть не что иное, как ловко замаскированное угнетение слабого пола. Каждая нормальная женщина видит, что вместо обещанных привилегий они вынуждены работать полный рабочий день и после изнурительного трудового дня возвращаться к своим домашним обязанностям. Феминизм, столь распространённый в странах Запада, в России не прижился.

Существует также другая крайность среди современных женщин – полный отказ от образования и участия в общественной жизни. В этой связи есть смысл обратиться к тому, как Ислам смотрит на существующую проблему.

Каким образом Ислам предлагает решить «женский вопрос» в современном обществе?

Ислам предлагает решение «золотой середины», которое идеально соответствует свойствам женской природы. Он ясно дает понять, что главная (хотя и не единственная) сфера деятельности женщины – это её семья, а именно – воспитание детей и обязанности перед мужем. Да, Ислам чтит роль женщины, в первую очередь, как жены и как матери. Такая роль считается в Исламе самой почётной, но никоим образом не унизительной, как это принято считать.

Интересно отметить, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины спрашивали: получат ли они за то, что они делают дома, такое же вознаграждение, как и мужчины за работу вне дома? На что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что доброе отношение к мужьям, поддержка их во благо дружбы и прочности семьи равноценна всем тем мужским делам вне дома .

Некоторые мужчины противятся образованию женщин, считая, что они должны заниматься только домашними делами и обязанностями. В этой связи откроем книгу по исламскому праву (фикх) и найдём главу, посвящённую обязанностям по дому.

Учёные-богословы ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов (религиозно-правовых школ) считают, что в обязанности женщины не входит приготовление пищи. У некоторых мужчин есть привычка обходить эту главу при изучении законов Ислама. Потом они говорят: «Я думаю, что это обязанность женщины», забывая, что это совсем не долг, а традиция, которой женщины придерживаются с радостью и добровольно из любви и милости к своим мужьям и детям.

Но не стоит забывать, что невежественная женщина – это женщина во всех отношениях недалёкая. Так почему же мужчины боятся высокообразованных и мыслящих женщин? Ведь нельзя забывать, что у невежественной женщины будут невежественные дети. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что ещё» .

Также материнство – не единственная роль мусульманки в обществе. Сама Аиша (жена Пророка, мир ему и благословение) не рожала детей, но известна как одна из «матерей правоверных». Она также была из авторитетнейших источников исламских знаний, рассказчиков бесчисленного множества хадисов. К ней за знаниями приходили отовсюду.

Кроме того, известно, что, когда один из великих ученых, знатоков приданий о Пророке (мир ему и благословение) Ибн аль-Хаджар отправился в Дамаск, у него там было четыре учителя хадисов, трое из которых – женщины. Он был величайшим ученым в истории и это при том, что знания он получил от женщин. Поистине это были великие мусульманки! Где теперь такие?

Имеет ли женщина право на образование и может ли она работать, используя свои знания на практике?

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: Ислам предписал ей обязанности, как перед Богом, её мужем, её детьми, другими членами семьи, её окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект её жизни Аллах определил в прекраснейшем порядке. Она – любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые Ислам предоставил женщине, было право на образование. Женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Например, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала их две тысячи двести десять. При этом Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине и в других отраслях науки, которые тогда были известны. Имам аз-Зухри сказал: «Если собрать знания Аиши и сравнить их со знанием всех женщин, то они окажутся более достойным». Поэтому сподвижники Пророка (мир ему и благословение) говорили: «Когда нам был не ясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу». Многие другие мусульманки также активно проявили себя в науке, причем не только религиозной.

Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери или предпринимателя, работающего вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял своё время для обучения женщин и девушек и поощрял их стремление к этому. А кто воспитывает мужчин? Женщина. «Будущее нации – в руках матерей», – говорил Бальзак. Один поэт также сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

Но невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребёнку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые в этой связи говорят: учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию.

Итак, современная женщина должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам и особенно детям.

Но Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не значит идентичные). В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что Ислам дал женщине те права и привилегии еще 1400 лет назад, которыми она никогда не пользовалась ни при какой религиозной или конституционной системе.

Римское право, даже английское право вплоть до конца 19 столетия, не давало женщине владеть и распоряжаться своей собственностью. Все её имущество переходило в пользование мужа. Даже чтобы получить право на обучение и свободу для работы, ей пришлось добиваться этого столетиями.

Женщина в исламском призыве

Для того, чтобы женщина знала и ценила то, чем её наделил Ислам, необходимо, чтобы знания об этой универсальной религии дошли до каждой из нас. Это станет возможным с помощью призыва.

Призыв к религии Аллаха – долг каждого мусульманина и мусульманки. Это является одним из видов поклонения и проявлением покорности Аллаху. Призыв не ограничивается лекциями и уроками, которые способны давать лишь ученые, как могут подумать некоторые.

На самом деле, каждая мусульманка может стать призывающей к Аллаху – своим поведением и взаимодействием с окружающими; своим знанием, когда она передает их другим; своим терпением и надеждой на награду от Аллаха, когда она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого всеми узаконенными Шариатом средствами, которые в её распоряжении... При этом она может находиться у себя дома или действовать через какое-то учреждение. Она может быть на своем рабочем месте или на учёбе...

Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» – сказал шейх. – «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».

Таким образом, повышая уровень веры и знаний у женщин, мы тем самым вносим свой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Ведь именно женщина является первой школой для каждого младенца! Ведь именно она – праведная жена, которая ответственна за домашнее хозяйство и детей в отсутствие мужа.

А воспитание детей в свою очередь начинается с воспитания самих себя. А воспитание самих себя невозможно без знаний и мудрости. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают» (Коран, «Препирательство» ,11).

Создание общеобразовательных мусульманских учреждений

Для мусульманской общины России настал момент, когда необходимо задуматься над созданием дошкольных и общеобразовательных учреждений для наших детей. Школа, как мусульманское учебное заведение, должна поставить перед собой в качестве основных задач следующие:

– дать детям полноценное базовое образование, отвечающее государственному стандарту;

– дать углубленные знания и представления о мусульманской истории, культуре, литературе, арабском языке, исламских традициях;

– уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности;

– уделять внимание работе с родителями, знакомству их с основами религии, основами мусульманского семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений.

В этой связи необходимо разработать специальную методику преподавания в мусульманской школе, а также программу, по которой будут учиться дети. Конечно, мы осознаем, что создание специального учебного заведения для наших детей – задача не из простых. На её осуществление уйдет не один месяц, а возможно, и не один год. Однако мы верим, что для того, чтобы на нашей земле выросло могучее и сильное дерево знаний, нужно сначала подготовить для него почву и посадить туда маленькое семечко.

Нам, строителям нашей общины, работающим на благо будущего уммы, нельзя отказываться от мыслей и планов о благоустройстве мира до тех пор, пока механически не соберутся все средства для осуществления задуманного. Надо помнить, что средства растут вместе с процессом созидания.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что ситуация с образованием мусульман в России в скором улучшится. И мы получим возможность водить своих детей в учебные заведения без страха за их жизнь и воспитание. Мы также надеемся, что мужчины обратят внимание на проблему образования и досуга детей и женщин и не будут оставлять её на хрупкие плечи своих жён.

Мы также желаем, чтобы в массовом мусульманском сознании утвердилось представление, что образование женщин не менее важно, чем мужчин. Матери – главные воспитатели ребёнка, закладывающие фундамент новой личности. А если строитель будет неквалифицированным, то и тот фундамент, который он положит в основание дома, будет слабым, что, в конце концов, приведет к краху.

Мы, женщины, осознаем свою ответственность перед мужьями и своими детьми, так помогите же нам стать образованными. Поддержите нас в проводимых нами мероприятиях. А мы, иншааллах, приложим все наши усилия, чтобы воспитать здоровое, образованное и ответственное поколение.

Гузель Якупова

Внешность является одним из важнейших критериев, по которому в обществе судят о человеке, его семье, а иногда нации и религии. Особое внимание облику верующих в глазах окружающих придаётся и в исламе.

Как должен выглядеть мусульманин:

1. Прикрытый аурат. Под ауратом в исламе понимаются те части тела, которые мусульманину приписано прикрывать. При этом в исламе аурат у мужчин и женщин различается. В Своём Откровении Создатель предупреждает нас:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны…» (24:30-31)

Мужчинам надлежит скрывать от чужих взоров все части тела от пупка до колен. Причём, относительно того, являются ли последние ауратом, в среде мусульманских богословов имеются некоторые разногласия. Одни, например, ханафиты, утверждают, что пупок и колени являются ауратом, а значит их следует прикрывать мужчинам. Другие исламские учёные, к примеру, шафииты, уверены, что не относятся, а значит, их прикрывать необязательно.

Аурат у женщин включает всё тело, помимо лица и кистей рук. Учёные ханафитского мазхаба полагают, что ступни ног тоже не относятся к аурату. Кроме того, в среде алимов имеются разногласия относительно того, следует ли прикрывать подбородок. А некоторые уверены, что мусульманки обязаны прикрывать всё лицо, за исключением глаз.

2. Чистая и опрятная одежда. Мусульмане, вне зависимости от пола, должны носить чистую опрятную одежду. В одном из хадисов Посланника Всевышнего (с.г.в.) сказано: «Чистота - половина веры» (Муслим). В другом говорится: «Очищайте свою одежду и будьте опрятны…» (Абу Дауд).

3. Чистое тело. Известно следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Каждый мусульманин обязан совершить раз в 7 дней полное омовение, когда ему следует вымыть голову и тело» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

4. Ухоженные волосы. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) однажды сказал: «У кого есть волосы, тому следует должным образом ухаживать за ними» (Абу Дауд).

5. Белые зубы. Однажды Мухаммад (с.г.в.) обратился к верующим со словами: «Чистите зубы сиваком!» (Ахмад).

6. Постриженные ногти. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «5 вещей относятся к естественным потребностям человека - обрезание, бритьё волос в районе лобка, стрижка ногтей, укорачивание усов и бритьё волос подмышками» (аль-Бухари).

7. Приятный запах. В одном из хадисов говорится: «Тот, кому предложат умаститься благовониями, пусть не отказывается от этого» (Муслим).

8. Не следует уподобляться противоположному полу. В одном хадисе повествуется: «Посланник Всевышнего проклял тех мужчин, которые , и тех женщин, которые уподобляются мужчинам» (приводят аль-Бухари, ат-Тирмизи и Абу Дауд).

9. Ношение бороды для мужчин. Это положение относится к категории сунны. В одном из хадисов сказано: «Стригите усы и опускайте бороду» (ат-Тирмизи).

10. Мужчинам нельзя носить одежду из шёлка и ювелирные изделия из золота. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) наставлял: «Золото и шёлк дозволены женщинам и запрещены мужчинам» (ат-Тирмизи, Насаи).

11. Желательно ношение белой одежды. В одном из хадисов говорится: «Надевайте белые одежды - это лучшая из одежд» (Ахмад).

1 2. Не следует носить бросающуюся в глаза одежду, демонстрируя тем самым высокомерие. Посланник Создателя (с.г.в.) предостерегал верующих: «Кто в земной жизни будет носить одежду для славы, на того в Судный день Аллах наденет одежду унижения и ввергнет его в Ад» (Абу Дауд и Ибн Маджа).

13. Нежелательно надевать предметы гардероба с нарисованными на них живыми существами. В качестве довода приводится известный хадис: «Ангелы не заходят в тот дом, где есть собака или изображения живых существ» (Бухари и Муслим).

14. Не следует менять свою внешность посредством пластических операций, пирсинга, тату и так далее.

В Священном Коране сказано:

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4)

А хадис Пророка (с.г.в.) гласит: «Аллах проклял добавляющих волосы и тех, кто добавляет; тех, кто делает, и кому делают тату; тех, кто выщипывает, и кому с лица, и тех, кто пропиливает промежутки между зубами для красоты - тех, кто меняет творение Всевышнего» (аль-Бухари).

Достоинства соблюдения правил внешнего вида

1) Верующий получает награду

За соблюдение предписанных мусульманам правил внешнего вида, как и за любое иное благое деяние, мы обретаем награду от своего Создателя

2) Человек демонстрирует хороший пример другим

Путём следования всем вышеупомянутым правилам человек может своим приятным видом показывать хороший пример другим мусульманам, а также всем окружающим.

3) Правоверные узнают своих братьев и сестёр по вере

Благодаря некоторым элементам, таким как хиджаб или борода, мусульмане способны узнать друг друга в толпе и обменяться приветствиями.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: