Семья как социальный институт. Функции семьи

В обществознании семью квалифицируют как малую группу, в которой человек реализует свои потребности: в пище, сне, жилище, продолжении рода, заботе и поддержке. Семья как социальный институт является одним из самых распространенных и долговечных. Рассмотрим кратко основные признаки, характеризующие семью, и ее функции.

Понятие

Семья - это социальная группа, в которой отношения между участниками основаны на кровном родстве или браке.


Существует такое понятие, как жизненный цикл семьи, согласно которой в развитии семьи выделяют несколько этапов. Представим их в виде таблицы.

Виды семей:

  • нуклеарная (родители и дети);
  • многопоколенная семья (родители, дети, бабушки, дедушки).

Для доиндустриального общества была характерна традиция создавать большие, многопоколенные семьи. В современном обществе преобладают нуклеарные семьи.

Признаки семьи как социального института

  • наличие особых ролей: муж и жена, мать и отец, сын, дочь, брат, сестра и другие;
  • наличие норм семейного поведения;
  • брак как официальная форма создания семьи;
  • наличие особых семейных ценностей: супружества, воспитания детей, родственных связей и так далее.

Функции семьи как социального института общества связаны, прежде всего, с удовлетворением важнейших социальных потребностей.

Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:

  • изменение традиционных семейных ролей (например, женщина участвует и в производственной, и в политической деятельности наравне с мужчиной);
  • уменьшение зависимости семьи от законов, традиций, нравов и увеличение зависимости от отношений между ее членами, взаимной привязанности;
  • увеличение числа юридически не оформленных семей;
  • падение ценности семьи.

В поддержке института семьи большую роль продолжает играть государство.
К мерам, которое оно предпринимает, можно отнести:

  • предоставление пособий и дополнительных отпусков по уходу за ребенком;
  • введение особых льгот для беременных женщин и многодетных семей;
  • развитие семейного законодательства, направленного на защиту семьи, детей, поощрение заключения брака.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Семья - это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются. Главная функция семьи - реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей. Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков.

Понятие "семья" встречается в научной литературе достаточно часто, при этом многие из них так вжились в сознание людей, что уже достаточно сложно определить автора каждого определения.

Семья рассматривается в роли социального института, ячейки общества, малой группы родственников, которые совместно проживают и ведут совместную хозяйственную деятельность .

Семья? представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. По некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно- брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Самым простым примером социального института является семья. В нём человек проводит большую часть времени, и именно семья осуществляет столько социальных функций, что накладывает неизгладимый отпечаток на всё развитие человека. Она также воплощается во множестве форм общественных отношений и удовлетворяет самые разнообразные потребности человека.

Семья - это небольшая группа, основанная на кровном родстве или браке. Члены этой группы связаны общим бытом, взаимоподдержкой и моральной ответственностью. Она выстраивает свою систему образцов поведения, санкций и поощрений, которые устанавливают эффективные взаимоотношения между мужем и женок, родителями и деться, а также детьми между собой.

Кроме того, семья нужна для роста, правильного развития и социализации детей. Качество этой среды обитания ребёнка определяется рядом параметров: демографический (состав семьи, количество членов), социально-культурный (уровень образования и участия в общественной жизни родителей), социально-экономический (имущество и занятость родителей на работе), технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни) и т.д.

Современная семья кардинально отличается от семей прошлых веков, прежде всего, по своим эмоционально-психологическим функциям. Отношения между родителями и детьми становятся всё более эмоциональными и основываются на глубокой привязанности друг к другу, так как дети становятся для многих главной ценностью жизни. Однако это ещё больше усложняет семейную жизнь.

Причинами этого могут быть разные вещи. Например, в большинстве современных семей отсутствуют бабушки/дедушки, братья/сёстра, дяди/тёти, которые могли бы разнообразить возможные межличностные отношения. Кроме того, на смену авторитета родительской власти приходит авторитет личности родителей.

Слово "семья" несет в себе славянские и индоевропейские корни (ср. лит. ?eima). Относит нас к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля) .

Семью чаще всего рассматривают как группу родственников. При этом родство может быть как кровным: родители и дети, братья, сестры, так и законным: муж, жена, отчим. К членам семьи относятся: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка. К дальнему кругу родственников относятся дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры. Также для обозначения семьи часто используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке прежде всего обозначает "общее имя для членов семьи"

Возникновение и развитие христианства внесло коррективы в патриархальные семьи - традиции были сохранены, но положение женщины немного улучшилось.

Современная российская семья - это ячейка нашего общества со всеми его недостатками, отличиями от предыдущего поколения, с особенностями русского менталитета. Семья не варится в собственном соку - на ее формирование оказывает влияние место жительства, политика, экономика, мораль и взгляды современного общества. Современную семью в России характеризует ряд установок и образцов поведения.

Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек. В первые послевоенные годы люди строили семьи в условиях острой нехватки мужчин, поэтому в браке муж мог вести себя как угодно, а жена стремилась всеми силами не дать браку распасться. Сейчас, спустя два поколения, все стало по-другому.

Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма. Во многих парах принято рассказывать о сексуальном опыте с предыдущими партнерами. Соответственно, отношение к супружеской измене во многих случаях стало терпимее.

Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.

Отношение к гражданскому браку, а фактически - к сожительству стало намного терпимее. Женщины научились реализовывать свои права, даже не будучи в законном браке. Кроме того, они уже не чувствуют экономическую зависимость от мужа. Более того, появились молодые мамы, сознательно воспитывающие детей без мужа, самостоятельно зарабатывающие и успевающие уделять время дому.

Исчезло значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.

Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.

Новые времена - новые взгляды на жизнь, особенно семейную. Практически забыта советская семейная идеология: "один раз и на всю жизнь". Большинство традиционных признаков брака разрушено, а новое не создано. Что в наше время представляет собой современная семья?

Вспомним, как раньше жили наши бабушки и дедушки, а после наши родители. Крепкая и дружная семья с двумя и более детьми, встретились, когда были молоды, поженились, первое время жили с родителями, постепенно преодолевали трудности (постоянно копили деньги то на бытовую технику, то на машину, то на кооператив), зимний отдых - на лыжах, летний - на даче. Этакая размеренная, спокойная и незамысловатая семейная жизнь.

Новое поколение двадцатилетних остановилось на перепутье. Как строить семейные отношения? Как у родителей уже не хотят, а как хотели бы - сами не знают. Классическую семью с ее принципами и устоями благополучно сменил "западный брак". Непонятное желание подрожать всему заграничному, импортному приобрело карикатурный характер.

Быть может скоро институт брака исчезнет, отомрет как ненужный и не востребованный элемент "цивилизованного" общества. Предлагаю разобраться в основных проблемах современной семьи.

Браки на всю жизнь - большая редкость. Те кому, удалось продержаться вместе 10-15 лет, скорее вызывают удивление, чем восторг. Создавать что-то серьезное, в эпоху индивидуализма, становиться все сложнее. Люди больше не хотят исправлять отношения и создавать свое счастье, проще их выбросить из жизни, и забыть как прошлогодний снег. Свобода так соблазнительна, поэтому сохранить семейные отношения на десятилетия становится все сложнее.

Ранние браки - теперь уже редкость. Это было под силу только нашим родителям. Современная молодежь хочет вначале крепко встать на ноги, получить профессию, работу, создать свой бизнес, обзавестись жильем, машиной и т.д. по списку и уже после задумывается о создании семьи.

Наши родители искали свою половинку среди коллег и однокурсников, из своего ближайшего окружения. Сейчас с развитием интернета расширилась география поиска знакомств. Влюбленные с легкостью меняют страну, веру и все ради счастья. Намного сложнее хранить любовь на расстоянии.

Не худшим вариантом были знакомства по согласию родственников. Теперь каждый слушает только свое сердце. Слушаем, ждем, ищем своего "принца на белом коне"… до пенсии. А советы старшего поколения нам уже не указ.

Рыцари закончились с началом Перестройки. Каких-то лет 15 назад "залетевшая" невеста обязательно бы женила не себе наивного юношу. В наши дни беременность - не повод для создания семьи. В моде свободная любовь, свободные отношения и пары не спешат расписываться, даже когда их дети уже сами женятся.

Зачем связывать себя узами официального брака, когда можно жить в гражданском? Типичные рассуждения мужчин. И женщины вынуждены с этим мериться, их страха остаться одной. Гражданский брак, как пробник - пожили вместе, не понравилось, разъехались. Сошлись со следующим партнером и так по кругу. Вроде бы и отношения есть, но при этом, ни кто, ни кому ничего не должен. А главное нет ни какой ответственности, которую мужчины бояться как огня.

Эмансипация погубила наших женщин. Боролись за равноправие, а в итоге получили одиночество и отсутствие семейной жизни. Какому мужчине понравиться, когда женщина пытается встать у руля семейной лодки?

Все знают, что нормальный, естественный брак - это традиционный, когда женятся мужчина и женщина. Это было раньше, теперь свобода нравов. И наиболее популярными становятся браки между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной. Сюда же можно отнести и гражданский, гостевой брак, свободный, брак между свингерами. А в итоге, никакого удовольствия, только потраченное время, нервы и средства.

А как вам современная привычка проводить выходные и отпуск отдельно друг от друга? У современной молодежи - это называется отдых от семейной жизни. Вначале отдельные интересы, выходные, отдых за границей, после разные спальни, и заканчивается все разводом и одиночеством.

С каждым годом их становится все больше. Теперь все упростилось, люди не хотят больше бороться за свое счастье. Не получается, не клеится - до свидания, дверь открыта, чемодан собран и вперед на поиски новых ощущений или отношений.

Институт брака - это соединение двух людей, способных подстраиваться под любые реалии, когда они этого хотят. Да, старое отмирает, новое зарождается. Что выбрать: старомодные традиции или свободные отношения, секс по брачному договору или по любви? Почему нельзя от всего взять только хорошее, смешать и получить что-то новое? Новую счастливую семью, красивых и здоровых детей. Важно не перепутать пропорции и ингредиенты.

Сейчас бытует мнение, о распаде института семьи. Основанием данных неприятных итогов служит большое число расторжения браков, детей с одним родителем, стариков без присмотра детей и новые формы семьи. Как никогда актуален вопрос что будет происходить с институтом семьи в дальнейшем. Ученые, занимающиеся изучением брака все чаще делают выводы о том, что вопреки многочисленным изменениям, росту бездетности и семей с маленьким количеством детей и многие иные преобразования, семейная ячейка, образованная на обычном традиционном видении брака, остается той ячейкой общества, где могут реализоваться различные потребности и возможности индивида - как ребенка, так и взрослого. Эмоциональная взаимосвязь индивида с членами семьи, отображают рост значения семейных ценностей. Вопреки следующим неприятным явлениям, как сожительство без законного оформления, вторичные семьи, расторжения брака, уменьшение количества детей в семьях, а также стремления к независимости женщин, граждане нашей страны, начали сильнее ценить семью. Исходя из этого, изменения, какие многие нарекают "кризисом российской семьи", на самом деле лучше называть трансформацией семьи к современным условиям, изменением самих внутрисемейных отношений, причем трансформацией, совершающейся на стабильной традиционной социально-нормативной основе.

Раньше больше были распространены патриархальные семьи, то сейчас набирают популярнось нуклеарные.

Наиболее распространены в современном урбанизированном обществе нуклеарные семьи, которые состоят из двух. В такой семье существуют три нуклеарные позиции (муж, жена, дети (ребенок)).

Расширенная семья - это семья, объединяющая в себе нуклеарные семьи, которые проживают в одном месте и ведущие обще хозяйство. Таки семьи состоят из 3-х или более поколений - родителей супругов, супругов и их детей.

В повторных семьях, которые основанны на вторичном браке, совместно с супругами могут быть дети от предыдущего брака, и дети, рожденные в новом браке.

Увеличение количества расторжения браков увеличил процент повторных браков, которые ранее создавались в большинстве своем по причине смерти предыдущих мужа или жены. Ранее дети вторичных браков намного реже имели по три "родителя". Из-за этого стали сложнее взаимоотношения среди детей, имеющих только кровных родителей и имеющих кроме кровного родителя еще приемного.

В работах большинства социологов состояние современной семьи расценивается как кризисное. Кризис проявляется в целом ряде проблем, с которыми сталкивается и которые решает современная семья.

Проблемы связи семьи и общества. В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Изменение характера межличностных отношений в семье. Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

Проблемы кризисов семейных отношений. По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Семья -- малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их уже 15%.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и

качественном воспроизводстве населения.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность -- основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой -- от нравственно-психологического климата. семья брак социальный институт

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими «подачками», заставить его уважать себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье -- большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает

(иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит телевизор, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

  • РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
  • СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Cтатья посвящена развитию и функционированию важнейшего социального института семьи. Для лучшего понимания семьи проводится анализ ролевых отношений и ролевых конфликтов в семье.

  • Процесс формирования и функционирования современной семьи

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы .

Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность .

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:

  • супружеские (жена, муж);
  • родительские (мать, отец);
  • детские (сын, дочь, брат, сестра);
  • межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. .

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу .

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
    Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей .

Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий .

В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования .

Список литературы

  1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
  5. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  6. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  7. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  8. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
  9. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  10. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  11. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья - состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх.
  4. Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская - это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: