Сценарий рождественских колядок на улице. Сценарий праздника Рождество Христово: «Рождественские колядки

Сценарий мероприятия "Рождественские колядки" (для младших школьников)

Шихарева Светлана Сергеевна, учитель начальных классов.

Цели: расширение кругозора младших школьников о празднике Рождества.
Задачи:

    обеспечение освоения культуры во всем национальном многообразии;

    способствовать освоению культурных норм и культурному самоопределению учащихся;

    создание этнокультурного образовательного пространства в учреждении;

    приобщение учащихся к национальной культуре, формирование этнического самосознания и национальных ценностных ориентаций;

    познакомить кратко с историей праздника;

    развивать творческое воображение;

    воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.

Направление: календарно-обрядовый фольклор. Оборудование: мультимедийный проектор, маски, костюмы, самовар, чайный набор посуды, конфеты.

Ход мероприятия

Ведущий 1 (В русском народном костюме)

Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
"Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"!
Ведущий 2:

Праздник Рождества сопровождается колядками. Ох, любят же у нас колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет.

Ведущий 1:

Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.

Ведущий 2:

Святочные вечера немыслимы без колядок. Послушаем песню в исполнении ребят.

Песня « Ой, Коляда, Коляда»


1.Ой, коляда, коляда,
Посконная борода!
Таусень! Таусень!
2.Открывайте ворота,
Выноси-ка пирога!
Таусень! Таусень!
3.Кто подаст каши-
Золотые чаши.
Таусень! Таусень!
4.Кто даёт свежины –
Золотые чугуны.
Таусень! Таусень!
5. Кто подаст лепёшки-
Золотые окошки.
Таусень! Таусень!
6.Подавай, не ломай,
Неси целый каравай!
Таусень! Таусень!
А кто не даст ни копейки-
Завалим лазейки,
4. Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки.
5.Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога.
6. Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
7. Кто не даст свежины –
Тем расколем чугуны!
8.Открывайие сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!
Ведущий 1:

Вернёмся в историю этого праздника. Зимнее солнцестояние (в русской культуре - солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно - Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни - «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса - символ умершего и возродившегося вновь солнца. С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь - например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды - коледование или колядки.
Ведущий 2:

История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.

Ведущий 1:

Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, и трещотками.
Ведущий 2:
Со словами: " Пришла Коляда, Рождество принесла" - колядующие обходят дома.

Сценка

Колядовщики:
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С новым годом, со всем родом. Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Три мальчика поют:
Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
(Между куплетами идёт перепляс)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Хозяйка: Не кричите, не топчитесь,
Ничего я вам не дам, расходитесь по домам.
Колядовщики: (Все вместе) У Федулы жена очень жадная была,
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь.
Чем хотите, угощайтесь!
Хозяйка: Садитесь гости дорогие.
Красному гостю - красное место.
Вот Вам пироги, печенья -
Для вашего угощенья.
Хозяин: Ой, спасибо вам, коляднички, что зашли. Теперь у нас в доме будет жить добро, тепло, удача, и мир. А теперь пойдём во двор и немного поиграем.

Игра «Волк и гуси»
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусакаи терзает его.

Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Ведущий 1: Вот и славно вы, ребятки, поиграли. Рождественские игры, колядки были традицией. Сейчас у нас, постепенно эти традиции постепенно возрождаются . Также на Руси принято было гадать, и мы вам предлагаем погадать. Всем дарим конфеты с пожеланиями (раздают конфеты).

Мальчики. А не угостите нас, красны девицы?

Девочки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка (поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит (петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает! (воробей )

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять ни велит. (Мороз.)

У тетушки Фелицы есть четыре сестрицы:

Из них – то две – то хвалятся: “Мы делать горазды!”

А другие две хвалятся: “Мы ходит горазды” (Руки и ноги.)

Ведущий 2:

Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления.

Ведущие вместе:

Всем мы желаем счастливого Рождества!
Пусть веселится весь народ,
Пусть каждый улыбается!
Пусть танцуют и поют
Все на целом свете!
В мире, радости живут взрослые и дети!

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Все.

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию . Хоровод.

Евгения Михайлова

Рождественские колядки.

Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

Дети: Дома ли хозяева?

Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

Проходите в дом, гости дорогие….!

Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

Дети: Всем здоровья и добра,

И согласия, богатства в наступающем году!

Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

Милости просим!

Фонограмма «Коляда»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

Собрались мы с вами для веселушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Слышится веселая песенка колядовщиков.

Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Хозяйка:

Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

Вам веселья озорного,

Вам везенья неземного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Вам питейного, съестного,

Вам душевного, родного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Мы пришли за пирогами,

Мы пришли за кренделями,

Угощайте нас скорей,

Мы запляшем веселей!

Мы пока не объедимся,

Пока не навеселимся,

Мы обратно не уйдем,

Весь ваш дом перевернем.

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

2. Копеечки на конфетки

Или гривенечки на прянички?

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

Дети угощают ряженых конфетами.



Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

За печенье и коврижки!

Одарили вы нас на славу!

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Сценка Козы и медведя

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.


(Топает ногами)

Частушки»

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе: Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


Домовенок: Здравствуйте, ребята!

Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок: Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться, плясать.

А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


ИГРЫ

В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

Дедкины потешки

Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

1. Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

3. Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

4. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

6. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

3. У Сережи в сапожки попали сережки.

ПОСЛОВИЦЫ

Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

Хором дружно отвечайте: без труда….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

Хозяйка: Без труда ….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда

Хозяйка: Делу время - ….

Дети: Потехе час.

Хозяйка: Кто много говорит….

Дети: Тот мало делает.

Хозяйка: Труд человека кормит, ….

Дети: А лень портит.

Хозяйка: Других не суди….

Дети: На себя погляди.

Хозяйка: Друга ищи - ….

Дети: А найдешь – береги.

Звучат гусли

Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

Струны золотые, скоморохи удалые.

В гусли заиграли, ноги заплясали.

Общая пляска (русская народная мелодия)



Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

Дети угощают Кузю.


Колядовщики: Вместе мы колядовали,

Мы и пели, и плясали,

Очень утомилися,

Низко поклонилися.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

Коза: Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Домовенок: Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Все: Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.


Рождественские посиделки

(Рождественская игра « Колядки»)

*Предисловие.

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а также эпизоды литературных произведений.

Форма - посиделки.

Участники:

1. Ведущий – Солоха (костюм см. в «Ночь перед Рождеством»)

2. Группа «Добры молодцы»

3.Группа «Красны девицы»

4.Ряженые(костюмы: цыганка, старик, поп, нищий, баба-яга, маски животных и др.

5. Плясуны

6.Частушечники

7.Музыкальное сопровождение – любая русская плясовая музыка

*Из истории праздника

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи и называют «матерью всех праздников». Отмечается оно 7 января. В основе божьего праздника лежит легенда о рождении у Девы Марии сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа. Люди на Руси всегда благоговейно относились к рождественским праздникам и праздновали их красиво и ярко. Устраивались посиделки с песнями и с колядованием. Подготовка начиналась задолго до самого праздника. Ему предшествовал сорокадневный рождественский пост. В сознании русских людей этот пост запечатлелся особым, последним накануне Рождества днем – Сочельником. День строжайшего воздержания, он заканчивался редкостным кушаньем – сочивом. Весь день этот томительно-радостный… С утра по домам беготня, хлопанье дверьми, вкусные запахи мясных, забытых за время поста блюд, которые готовятся для завтрашнего дня. А сегодня, в Сочельник, нельзя ничего есть до первой звезды. Вот и солнце заходит, медленно темнеет небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная искорка. Ребятишки – первые вестники Рождественской звезды. Они же – первые едоки сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.

Оголодавшим за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные зерна, выбирать из праздничного угощения ягоды: сушеные впрок вишни, сливы, землянику, малину.

И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер, в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей Рождественской ночи.

Примечание : Сочиво – распаренные в меду зерна ячменя или пшеницы. (Рис с изюмом)

*Ход мероприятия « Посиделки»

1. Гости в избе у Солохи. Они поют частушки или народную песню, загадывают друг другу загадки и т.д.

Слышны звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голос одного из гостей: «Пришла коляда, отворяй ворота!» Раздается стук.

Солоха: А вот и гости с колядками к нам пожаловали. (Входят гости, впереди мохоноша)

Колядовщики: - Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Поют: Пришла Коляда

Накануне Рождества

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись,

Ты подай пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду!

Ты подашь пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Коляда, Коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится

Пирожка-то хочется!

Колядовщики (по очереди) :

Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

Солоха: Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок,

И бараночки, и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

(Солоха и гости посиделок одаривают ряженых, все это собирает мехоноша)

Колядовщики: - Будете нас дарить - будем вас хвалить!

А не будете нас дарить – будем вас корить!

Примите нас на посиделки!

(Гости посиделок устраивают ряженым заслон, взявшись за руки)

Выкуп платите или прочь уходите!

Один из ряженых: - Денег немаем, сами занимаем,

Пряники, орешки взяли сладкоежки,

Но нам неча горевать – можем загадки отгадать.

Гости кричат: - Загадать им загадки!

Солоха (к ряженым) : - Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте же загадки.

(Гости загадывают ряженым загадки)

Загадки.

1.Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)

2.Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Лыжи)

3.Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

4.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду- упадет:

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

5.Каруселью ходит ветер.

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет. (Метель)

6.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рожает. (Лед и вода)

7.Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами стекло,

Но солнце встало - все стекло. (Мороз)

8.Днем разбита, ночью заставлена. (Прорубь)

9.Выросло, повыросло, из бороды повылезло.

Солнышко встало - ничего не стало. (Сосулька)

10. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Солоха: - ну, догадливы ребятки, отгадали все загадки. Проходите, садитесь, будьте гостями. А теперь, гости дорогие, вам новое задание: подумать и правильно ответить, кто автор и какое название имеет художественное произведение. (Группам предлагаются по три отрывка из книг В. Жуковского, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Гоголя, Х.Андерсена, М.Зощенко)

1.Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали: кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили… (В.Жуковский «Людмила»)

2. Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою,

И выгнулось колечко ей

Под песенку старинных дней… (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще не одна толпа парубков не показывалась под окнами хаты, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выезжать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле… (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4….Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу, лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем сливающемся, смутном квадрате. (Л.Толстой

5. Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной Рождественской елкой. Эта елка была выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. (Х.Андерсен)

6………………………………………………………………………..

Солоха (после выполнения задания)

Ну что за гости у меня сегодня – один другого смекалистее. А кто из вас знает, как в старину гадали, судьбу пытали? (Солоха объясняет, как гадали в старину в деревне)

См. Приложение «Гадания в Рождество. Виды гаданий»

На перекрестке, у проруби, у колодца (очертив круг, слушали)

Снег «пололи» (Набирали снег в передник и сеяли, приговаривая: «Снег, снежок, скажи, где мой миленький дружок? Там, где он,– собачкой залай» - и слушали)

Бросали лаптем в дом,

Из ворот башмак.

Слушали у окон.

Гадающиеся выходили из избы, хозяйка клала под горшки различные предметы. Девушки выбирали горшок (гребень – жених щеголь; ремень – хозяин суровый; конфета – сладкая жизнь; рюмка – муж пьяница и т.д.)

Давай и мы будем гадать!

Моток ниток бросали…

Бутылочкой…

Гадание книгой…

Вода в стакане… и т.д. (Использовать книгу Н.Д.Конакова «От святок до сочельника, Коми книгиздат.1993)

После гадания выходят двое ряженых:

Предлагаем представленье, людям всем на удивленье!

Брат, здорово!

Брат, здорово!

Ты откуда?

Из Тамбова.

Дык он цел? А говорили - погорел!

Да было дело, чуть вода не сгорела.

Да как же так было?

Шли два господина, сошлись на плотине, взяли закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна!

Что ты? А правда ли это?

Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

А с чем в город ездил?

Ездил, брат, с овсом. Мешок-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался, да сыпался - мешок пуст оказался.

Худо твое дело!

Худо, да не совсем: Фомка и на болоте рыбу удит, овес потерял - пшенички набрал!

Хорошо же твое дело!

Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я воров нагнал, все деньги отобрал.

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка и та ребром!

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке!

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: правил копейку, полез на шубетейку, били меня, били, больно колотили…

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я теперь дороже стал - ведь за битого двух небитых дают!

………………………………………………………………………………………

СОЛОХА: Играли вы на удивление! Заслужили угощение. (Одаривает игравших баранками, конфетами)

А сейчас…

Конкурс частушечников и плясунов

………………………………………………………………………………………

Солоха: Мы попели, порезвились,

Хорошо повеселились.

С Рождеством вас поздравляю

И здоровья вам желаю!..

Примечание : Музыка звучит между конкурсами, играми любая – народная, задорная, игровая.

Приложение «Святочные гадания»

Вспомним известный отрывок из баллады В.Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок ,

Сняв с ноги, бросали ,

Снег пололи , под окном

Слушали , кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили .

В чашку с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Попытайтесь разобраться, чем же занимались девушки в крещенский вечерок?

1. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» (Гадание башмаком)

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носом к собственным воротам - в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно и другую обувь, например, валенок.

2. «Снег пололи»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, все улягутся спать, шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если снег падал скоро и звучно, то быть девице замужем за молодым, если же неслышно и криво - за глухим стариком.

*Проводя гадания внутри помещения, можно взять горсть «снежинок» (мелкая серебряная стружка) и бросить под струю вентилятора. Если «снежок» упадет на блюдо, где нарисовано сердце, - любовь встретится в новом году, если на блюдо с рожицей чертика – пустые хлопоты.

3. «Под окном слушали…»

Слушать/ подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои, загадав наперед про свою судьбу. Первое услышанное под окном и составляет разгадку судьбы. Кроме того можно было подслушивать у дверей запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушки могут услышать или венчальное пение, или заупокойную - кому что суждено в этом году.

4. «Кормили счетным курицу зерном…»

Куры и петухи часто и по-разному выступали в роли прорицателей. Брали, например, ночью курицу с насеста, приносили в избу и давали ей клевать рассыпанное по полу и пересчитанное зерно. Все склевала – один вариант, что-то осталось – другой, чет или нечет остатка. Задуманная цифра - все годилось для святочных выводов.

Снятого с насеста петуха приносили в ту комнату, где заранее приготовлены в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щепотка золы, ножницы и т.д. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет прежде всего. Если он клюнет хлеб или крупу – быть девушке за богатым; клюнет ножницы – быть за портным (что тоже неплохо); набросится на золу – муж будет курящий; попет воды – быть мужу пьяницей. Много ест петух – будет муж обжорой. Ну а если начнет с угля – сидеть гадальщице в девках.

Хотите знать, каким будет ваш муж будущий: блондином или брюнетом, а может быть, рыжим? Опять же изловите в полночь петуха на насесте и по цвету его перьев увидите окрас будущего мужа. А пока курица зерно клевала, пели такую песенку: Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо-ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

5. «Ярый воск топили»

Ярый – значит белый, чистый. Это гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришел еще от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а также будто бы в старину богачи лили серебро и золото. Таинство совершают перед сном. Растапливают воск, выливают его на блюдо или в любой другой сосуд с водой и замечают, какие отлились изображения. Развалины города или дома толкуют всегда в дурную сторону. Кольцо увиделось – к бракосочетанию,… А еще, чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ложку до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получится некая фигура. По ней и гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие – лицо человека: или девушки, или старика, третьи – кровать(к болезни), четвертые – поезд и т.д.

6. «Гадание с петухом»

По полу рассыпают зерно, предварительно посчитанные. Затем ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (желательно черного) и пускают в комнату. По поведению птицы оценивают будущее: если петух склевал все зёрна, то в этом году будет удача, а тот, кто кормил, женится или выйдет замуж. Если же склевал некоторое количество зёрен, то можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. (Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж или через три года, что было загадано) Если петух не притронулся к зерну, это означает неудачу в этом году.

7. «Окличка прохожих и проезжих»

Гадание состоит в том, что ночью или вечером девушки выходят из дома и стоят у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Считается, что будущего жениха будут звать так же, как спрошенного, и он будет также красив. Кроме того, обращаются и к женщинам, спрашивая их имя. Считается, что названное имя и будет являться именем суженого или суженой.

8. «Гадание яйцом»

Берут стакан, наполненный освященной в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделенный от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникает: что привидится, то и сбудется.

9. «Гадание на сковороде»

Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень, и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломинке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

10. Исполнение желаний.

Перед тем как в Новый год начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз.

11. «Гадание под окном»

В полночь девушка садится у окна и приговаривает: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если она услышит скрип полозьев с пением, музыкой - девушка пойдет замуж; с плачем и причитанием – год плохой: кого-то потеряет из семьи; ничего не услышит - будет этот год дома.

12. «Гадание на тени»

На ровную поверхность (поднос) кладут мятую бумагу и смотрят на тень- фигуру (дом, человек, собака, дерево…) Затем поджигают бумагу и все время наблюдают за меняющейся тенью – что в конце останется?..

13. «Гадание на нитках»

К спинкам стульев натягивают горизонтально нитку. На эту нить привязывают одинаковой длины нитки и поджигают, загадав желание (У каждой гадающей своя нитка) Чья нитка быстрее сгорит, у той скорее исполнится желание.

14. «Гадание на кольце»

В чистый стеклянный стакан налить чистой воды и положить золотое кольцо. Рядом со стаканом поставить зажженную свечу. Приговаривать три раза: «Суженый – ряженый приходи, суженый – ряженый покажись» И внимательно смотреть в середину кольца.

15. «Гадание зеркалами»

В полночь на стол ставят три зеркала (в форме трюмо) и по бокам две свечи в подсвечниках. Девушка гадает в одиночку и пристально смотрит в центр зеркала, приговаривая 3 раза: «Суженый-ряженый покажись, суженый - ряженый приходи!» Увидев фигуру, разглядев ее в зеркале, надо быстро накрыть видение покрывалом.

16. «Гадание блюдцем»

В открытую форточку вызывается дух. Блюдце ставится в центр нарисованного круга с буквами и цифрами. Кончики пальцев гадающих над блюдцем (не касаться!) Спрашиваем: «Дух, ты здесь?». Если блюдце шевельнулось, можно задавать вопросы. Закончив гадание, не забудьте поблагодарить дух за его работу, приподнять блюдце, сказать: «Дух, уходи» 3 раза и закрыть форточку.

17. «Гадание на книге»

Берут любую книгу с полки, любовно поглаживают, нашёптывают ей ласковые и хвалебные слова, затем, держа её над головой обеими ладонями, задают ей вопрос: «……?» и называют страницу и строку. Затем открывают и смотрят ответ на названной странице и строке.

18. «Гадание по сну»

Понадобится расческа и подушка. Гадающая перед сном произносит магические слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». После такого заклинания жених должен явиться к девушке во сне. Часто гадальщицы клали расческу под подушку, чтобы жених пришёл причесать невесту.

19. «Сочень»

Для гадания нужна свежая выпечка.

Первый сочень (блин), который испекли утром, девушка надевала на лицо, предварительно сделав в сочне прорези для глаз. В такой маске девушка выбегала на улицу. У первого встречного она спрашивала имя. Как зовут первого прохожего – так и жениха будут звать.

20. «Башмачок»

Для гадания понадобится ваша обувка (в деревне чаще это были валенки)

Гадальщицы выходили на улицу и кидали за спину валенок. Затем бежали смотреть, куда упал валенок носком. В какую сторону носок смотрит, оттуда и жених придет. Если же носок смотрит в сторону своего дома, то в этом году девушке, кидавшей валенок, свадьба не светит.

21. «Подблюдные гадания»

Понадобится блюдо с водой.

Нечетное количество собираются в доме. В блюдо с водой каждая кладет свой предмет: кольцо, ожерелье, серьгу и т.д. Все это накрывается платком. И под специальные подблюдные песни одна из девушек вынимает по одной вещи. Песни-предсказания были разными: на свадьбу, на смерть, на солдатство, на богатство или бедность и т.д.

Как вариант: к краю блюда прицепляли бумажки с предсказаниями. В воду пускали свечку: к какой бумажке свечка пристанет, то предсказание и сбудется.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если вы собрались погадать, важно помнить следующее:

Гадать принято в период с 14 по 19 января (в народе это время зовется «страшными вечерами») Вообще, зимние святки продолжаются с 7 по 19 января(от Рождества до Крещения), но первая неделя называется « святой» - и в это время не гадают, а колядуют;

Количество гадающих в комнате должно быть нечетным (магия числа чет-нечет связано с противопоставлением смерть-жизнь);

Гадальщики должны снять с себя нательные крестики, развязать пояса, распустить косы;

Самыми верными издавна считались гадания в ночь на старый новый год(на 14 января) и в крещенский сочельник(на 19 января).

Литература.

1. Н.Д.Конаков « От святок до сочельника», Коми книжное издательство, 1993.

2. Газета «Комсомольская правда Коми» от декабря 2007.

“Муниципальное общеобразовательное учреждение”

Средняя общеобразовательная школа № 92

с углубленным изучением отдельных предметов

Сценарий школьного мероприятия

“Колядки. Рождественские посиделки”.

Составили:

Харсенюк Татьяна

Валерьевна, учитель

музыки

Сычёва Марина

Николаевна

учитель музыки

Кемерово 2013

  1. Введение Художественное оформление
  2. Историческая справка
  3. Литературный монтаж
  4. театрализованное представление
  5. Игра, примета, загадки
  6. Заключение праздника р.н.п. “Я на горку шла” (под аккомпанемент шумового оркестра)

Тип – народно – христианский

Иначе – сочельник, Поворотник, Рождество, Таусень

Значение – Поворот солнца с зимы на лето

Установлен – древние дохристианские корни

Отмечается – славянами

Празднование – Колядование, ряженье, семейная трапеза.

Цель: познакомить учащихся со старинными народными праздниками, традициями, с народными песнями, приметами, играми. Укрепить более тесное сотрудничество учащихся с учителями и родителями. Воспитывать глубокое уважение к народной музыке, обрядами, тем самым обогащать духовный мир учащихся.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя и гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России.

Мы обязательно должны знать прошлое страны, в которой живём.

Эпиграфом к нашему празднику подойдут слова Вадима Шафрана:

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2: Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов. Связан он с зимним солнце стоянием, а позднее был приурочен к Рождеству.

Слово “Коляда” латинское, от “Саlо” – “взывать”.

Неотъемлемые атрибуты праздника – переодевание.

И взрослые и дети рядились в шкуры, животных, надевали маски, рога, пели колядные песни и, конечно, гадали.

Ведущий 1: Начинался праздник чинно ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи – Большуха, пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста, а потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом.

Ведущий 2: Стол застилался скатертью, под которую клали солому и сено. (“Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена”.)

На столе рождественская кутья да каша.

Обязательно на блюде пирог и кренделя. А ещё к празднику пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы, их посылали родным, соседям, знакомым, детям, одаривали колядовщиков.

Ведущий 1: Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год: Что в нем было хорошего, а что плохого, а младшие слушают, молчат, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать!

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли от праздновать Рождество.

Ведущий 2: Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Монтаж: К нам пришло Рождество,

Ученик : Знать всем будет весело

Всем добро и счастье

Никакой напасти.

Ученик Нас мороз не напугает,

Не напугают холода.

Нас колядка согревает

Пляски будут до утра!

Ученик Колядки, колядки,

Собрались, ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Ученик Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с Вами для беседушки,

Собрались мы с Вами для забавушки.

Ученик Как когда – то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на весёлые святки,

На песни всем миром да загадки.

Ученик А что такое святки?

Ученик Праздник этот самый длинный .

Он весёлый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

Ученик От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки.

Ученик Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Песня – речитатив. (поют ученики)

Овсень, овсень

Ходил по всем

По заулочкам

По проулочкам

Кишку, ножку

Сунь кочережкой

В верхнее окошко.

Художественное оформление.

Русская горница, окно, русская печь, стол. На столе скатерть, пироги, баранки, конфеты. Полукругом стоят скамейки. Позади стенды на которых изделия прикладного искусства – вышивки, рисунки, рушники, предметы русского быта – деревянные ложки, елка с игрушками, маски и т.д.

Звучит Вальс снежных хлопьев из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского.

За столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок. Дед мастерит.

Баба: Хорошо зимой. Праздников много, да каких веселых: с забавами, песнями, плясками. Да уж больно зимние вечера долгие длинные….. Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал! Хочется уже тепла и солнышка.

Дед: Да! А времечко – то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот погляди уж и Святки.

Баба: Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости – то по эту пору коледовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь, а?

Дед: Да! Помню. Была – потеха!

Баба: Интересно, а нынче – то детвора колядует на Рождество?

Дед: Да где уж нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво - наперво собирались где – нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили, песни пели, танцы сочиняли.

Баба: Да, да (смёётся) Кто во что горазд!

Дед: Потом брали мешки побольше звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями…..

Баба: Да так звонко пели, что хозяева нас в дом – то и пригласили…

Дед: Вот тут-то мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку…

Баба: И все, все подавали, готовили для нас разное угощение!

Дед: А как же! Ведь коли нам колядовщикам, понравиться угощенье, мы этому дому нажелаем всего самого, что ни на есть хорошего: здоровья, благополучия да достатка…

Баба: А если жадные попадались, - помнишь дед, - желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала…Да что там, грех вспоминать (креститься)…

Дед: Да и ни, жадничали хозяева никогда! Верил народ: все что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощенье заранее да поджидали нас на святых вечерах!... Эх, хорошее времечко было!

Баба: А знаешь, дед, я ведь нынче угощенье-то для колядовщиков приготовила.

Дед: Да ты что, баба, зря старалась. Не ходит уж нынче детвора колядовать.

Баба: (вздыхает) А вдруг все-таки придут. Слышится смех, стук в дверь. Заходят с шумом колядовщики. Кланяются хозяевам со словами: «Доброго Вам здоровьишка».

Колядовщики: Ярче звездочки светите,

Укажите нам пути,

Разрешите, разрешите,

Разрешите нам войти.

Мы пришли к Вам с хороводом

Прямо к свежим пирогам.

Дома ли хозяева?

Баба: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

Красному гостю – красное место.

Колядовщики:

(поют) Овсень идет, овсень идет

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Овсень идет, овсень идет

И житье и бытье

И богатство несет.

(сыпят овес на пол).

Песня – речитатив:

Уродилась Коляда

Накануне Рождества

Везде поспевай

С Новым Годом поздравляй

Коляда, коляда 2 раза

Коляда, моляда

Говорят хором: Ходим мы по всем дворам

Колядуем тут и там,

С Новым Годом поздравляем

Себе цену набиваем

В Вашу честь споем и спляшем.

Величание:

Месяц – батюшка:

Сам хозяюшка!

(кланяются Деду)

Красно – Солнышко:

Его женушка!

(кланяются Бабе)

Часты звездочки-

Малые детушки.

(кланяются детям)

Пожелания:

Наделил бы Вас господь

И житьем, и богатством, и бытьем.

А детишкам – шалунишкам

Не болеть, а петь, плясать.

Да и ум не потерять!

(обращаются к детям).

Колядовщики: Чья это хата?

Белый дым над трубой

А в светелке пир горой

Баба: Бабки Еланьи

Ряженые: Ходила Коляда

Накануне Рождества

Искала Коляда

Боярского двора

На семи столбах,

На семи дворах

И хозяюшка в дому

Что оладушки в меду.

Песня – речитатив:

Сеем, сеем, посыпаем,

Сеем, сеем, посыпаем.

Сеем просом и овсом 2 раза

Чтоб порядок был во всем

(сыплят просо под ноги)

Колядовщики: Когда поздравляем

То и на путь истинный наставляем

Сеем, сеем, посеваем,

С Новым Годом поздравляем.

Чтоб здоровы, были

Много лет прожили.

На Новый Год, на ново счастье,

Уродись пшеничка,

Горох да чечевичка.

На поле копнами,

На столе пирогами.

Все вместе: Чем Вы нас, хозяюшка, одарите.

Баба: А что Вы, красны девицы, хотите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки,

Да гривеннички на прянички.

Ряженные: Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки,

Блин да лепешку, да свиную ножку,

Яблочко моченое на пару печеное.

А капустка рублена, за полтинник куплена,

Хрусть, хрусть – красота,

Подморозь, Коляда!

Баба: Ай, Вы хитрые ребятки.

Отгадайте вначале загадку.

На весь славный городок,

На калинку – речку

Солнышку навстречу.

(удивляются)

Не всадник, а со шпорами

Не сторож, а всех будит!

Ряженые: Повеселились мы на удивление. Заслужили мы, бабушка, угощение?

Баба: Заслужили, заслужили! А про детишек Вы забыли? Они приметы знают и загадки отгадают.

Ряженые: Ребята, какие приметы к празднику Вы знаете?

Ученики: - Пришла Коляда накануне Рождества

Солнце поворачивает на лето, а зама на мороз.

На Рождество Христово метель – пчелы хорошо роится будут.

Хочешь жить богато ты годок, приготовь свинины жареный шматок.

На Рождество (опока) иней – урожай на хлеб.

Небо звездисто – урожай на горох.

Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.

Колядовщики загадывают загадки.

Зачем люди рядятся на Рождество?

(под маской прячутся от нечистой силы)

В кого рядятся на праздник?

(в животных, и птиц: зайцы, волки, медведи).

Почему к Рождеству Дед Мороз дарит подарки.

(в память о подарках, младенцу Иисусу Христу).

Молодцы, ребята!

Баба: Хватит уже гостей томить, пора пряники дарить.

(раздает пряники)

Ряженые: Летал, летал воробей,

поют Летал, летал молодой.

По за синю морю,

По за синю морю.

По за синю морю 2 раза

По за чисту полю

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой.

Как молодцы ходят – 2 раза

А молодцы ходят так, 2 раза

Да вот эдак, да вот так

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой.

Как девицы ходят – 2 раза

А девицы ходят так 2 раза

Да вот эдак, да вот так

Ряженые Коляда – моляда

говорят: Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос.

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

(все топают ногами)

Кто даст пирога.

Тому двор живота.

Кто не дает пирога,

Тому двор чертей,

Огород червей!

Звучит р.н.п. «Барыня».

Колядовщики пошли колядовать. Остальные участники пляшут, играют на ложках.

Все вместе исполняют песню «Я на горку шла».

  1. Я на горку шла

Тяжело несла

Уморилась – 3 раза

  1. Тяжело несла

В решете овса

Уморилась – 3 раза

  1. Я домой пришла

Овес высыпала

Уморилась – 3 раза

  1. Уже я три –то дня сушила

И четыре дня толкла.

Уморилась – 3 раза

  1. На девятый ли день

Я блинов напекла

Уморилась – 3 раза

  1. Я блинов напекла

И к соседушке пошла

Поздравлялись, поздравлялись 2 раза

Уморилися

Заключение: Все участники и гости садятся к столу и угощаются.


Любовь Мантула

Ведущая: Всех поздравляю, приветствую всех,

да здравствуют шутки, веселье, да смех.

Зима нас торопит, спешите,

калядуйте, пойте, пляшите.

(под музыку выходят дети с шумовыми инструментами, играют и приплясывают)

Ведущая: Здравствуёте гости дорогие! Рада вас видеть такими нарядными да весёлыми! Как быстро летит время! Совсем недавно мы осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы!

Приходи, зима! Приходи, красна!

С морозами трескучими, со снегами сыпучими,

с ветрами завьюжными, с метелями дружными,

с Рождеством, с Колядой, с Масленицей молодой!

Наступил самый весёлый и светлый зимний народный праздник - Святки. Длится он две недели. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый 7 января - праздник Рождества Христова - святые вечера. Второй - щедрый вечер, старый новый год. Третий - крещение, страшные вечера.

1 ребёнок:

Добрый день, люди добрые,

мы пришли к вам не с помехою,

а с весельем да потехою.

С Новым годом поздравить,

да клядою прославить.

2 ребёнок :

Пришла Коляда накануне Рождества!

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!

3 ребёнок:

Праздник этот самый длинный,

он весёлый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки

веселились две недели,

от Рождества и до Крещения,

приготовив угощение.

4 ребёнок:

Пели разные колядки,

по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

праздник ждали и любили.

5 ребёнок:

Мы ходили, мы искали

Коляду, коляду,

по всем дворам да ярмаркам.

А нашли Коляду в детском саду!

6 ребёнок:

Как на улице мороз

подмораживает нос,

не велит долго стоять,

велит песни петь, плясать.

(Хороводный танец "Мы сейчас пойдём налево. ")

Ведущая :

Праздник нынче, балаган,

радость без оглядки.

Собралась здесь детвора,

будем петь колядки.

Коляда, коляда, выходи со двора!

Коляда: Выхожу, выхожу, да по улице хожу.

(под музыку "Коробейники" выходит Коляда, приплясывает)

Ведущая : Проходи, Коляда, мы тебя величаем!

(дети поют песню "Овсень-потетень" на мотив "Тень-тень-потетень", идут хороводом)

1. Овсень-потетень,

новый наступает день.

когда святки на дворе-

всё кругом, как в серебре.

Припев: Ой, зимушка-зима,

чтоб подарков нам дала.

пирогов да пряников,

колбасы да драников.

2. Овсень-потетень,

как в разгаре колядень.

Веселись честной народ,

вечер святочный идёт!

Ведущая :

Как пошла Коляда

вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять

с Новым годом поздравлять!

Коляда, коляда,

где ты раньше была?

Коляда :

Я во поле ночевала,

а теперь и к вам пришла.

Ведущая :

Послушай, сударыня коляда, мой рассказ

про весёлых колядовщиков, про нас.

Говорили, что "коляда" ходила по русским деревням и труженикам-земледельцам. Хотелось верить, что она обещает впереди снежную зиму, тёплую весну, обильный урожай. Коляда символизирует богатство. Вот и мы попросим у нашей коляды благополучия и достатка.

1 ребёнок: Коляда-маляда,

не жаднись никогда,

хлеба дай ломтину

и денег половину.

Или курочку с хохлом,

петушка с гребешком.


Коляда: Я коляда-маляда

уродила пирога,

уродила пшеничку

на каждкю птичку.

Отворяйте сундучки,

раздаю я пятачки,

по копеечке всем дам

колядовщикам друзьям.

Руку подавайте,

копеечку получайте.

Ведущая : Вот спасибо, Коляда, ты добра всегда была.

Чтобы поближе познакомиться с обрядом колядок, попросимся к нашим знакомым - хозяину и хозяйке.

(выходит Хозяин и Хозяйка)

1 ребёнок:

Хозяин, хозяйка,

будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме,

то и нам подайте:

пирога да каши,

а наверх козульку,

а на низ копеечку,

денежку монетку.

2 ребёнок :

Тётенька добренька,

пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

поскорее подавай,

двоим, троим,

давно стоим,

да не выстоим!

3 ребёнок:

Печка-то топится,

пирожка-то хочется!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

вынимайте пятачки!

по копеечке давайте

колядовщикам!

4 ребёнок:

Колядин, колядин,

я у мамки один,

по колено кожушок,

подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

подавай пятачок!

Что есть в печи - в мешок мечи!

5 ребёнок:

Подай тебе Бог

полный двор животов!

И в конюшню коней,

в хлевушку телят,

в избушку ребят

и в подпечку котят!


Коляда: Добрый день, хозяева! Сильный нынче мороз на дворе!

Хозяин: Зима не лето, в шубу одета.

Хозяйка: Зима-ломонос, береги свой нос.

А ну-ка, ребятки, получайте колядки! (угощают детей)

Коляда : Колядовщики, а вы мороза не боитесь?

Ребёнок:

Нам морозы не беда,

не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках

и катаемся на санках.

Коляда:

Песня была ваша хороша,

весела, игрива,

а вы сможете сплясать

для меня красиво?

(испоняется танец "Ох, зима хороша")


Коляда:

А теперь зимние загадки

послушайте ребятки.

У кого в руках отгадка,

поскоре поднимайте.

(раздаёт картинки с отгадками)

1. Он рисует на стекле

пальмы, звёзды, ялики.

Говорят ему сто лет,

а шалит, как маленький. (мороз)

2. На деревья, на кусты,

с неба падают цветы.

Белые, пушистые,

только не душистые. (снежинки)

3. Меня не растили-из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, руки-сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

4. Они летят быстрее ветра,

и я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (санки)

5. Запорошила дорожки,

разукрасила окошки.

Радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима)

Ведущая : А ребята у нас танец про зиму знают.

(исполняется танец "Потолок ледяной")

Коляда : А я к вам не одна пришла, а со своими помощниками-колядовщиками.

(исполняется хоровод ряженых на мотив "Как у наших у ворот")

(движения в соответствии с текстом)

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод,

с песнями да плясками,

с шутками-побасками.

2. Бородой козёл трясёт,

так и рвётся в хоровод!

Его рожки завиты,

только валенки худы!

3. Вот помчался во весь дух

расфуфыреный петух:

душегрейка на меху-

знай кричит: "Кукареку!"

4. Из берлоги снеговой

вышел мишка сам не свой.

Не поймёт никак со сна-

то ль зима, то ли весна?

5. А лисица будто пава,

выступает величаво.

Как с платочком пляшет,

нет лисички краше.

(сразу после окончания хоровода)

Лиса: А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной.

(игра "Лисонька-лиса")

(по окончании игры лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки с изображеним профессий)

Выходит козёл.

Ах, каие девицы собрались сегодня красивые, как принцессы. Пойду-ка я выберу себе принцессу.

(проводится игра "Шёл козёл дорогою", по окончании игры "гадает" на обручах.

Деи катают обручи, куда обруч покатится, оттуда принцессе ждать жениха.)

Выходит петух.

А теперь игра такая,

на внимание, друзья:

как скажу я хлоп-хлоп,

вы ногами топ-топ.

А скажу я топ-топ,

вы руками хлоп-хлоп!

(по окончании игры "петух гадает":с завязанными глазами выбирает предметы, лежащие по кругу. Например: картошка - крепкое здоровье, матрёшка - большая семья, лента - дальняя дорога.


(в это время мишка садится где-нибудь, закрывается платком)

Коляда:

Кто уснул под дубком,

и накрылся кожушком?

Тише, тише, не шуметь,

может, это спит медведь?

Этот гость в один присест,

коль проснётся, всех поест.

(дети подходят к мишке, он просыпается, рычит и догоняет всех)

(достаёт палочки для игры)

Медведь :

На концах верёвок палки,

называются моталки.

посреди верёвок рыбка.

Ты мотай верёвку шибко,

тот, кто первым намотает,

тот и рыбку получает.

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

много счастья принесёт.

(проводится игра "Мотальщики", в конце игры медведь вытаскивает валенок)

Медведь:

Это рыба?

Вот так диво!

Нам зимой необходима.

От мороза нас спасает,

в лютый холод согревает.

Приплыла сюда не зря,

погадаем с ней, друзья?


(девочки бросают валенок по очереди "за околицу", мальчики ловят)

Коляда : Всё-то вы знаете: и загадки, и поёте, и пляшете и играете. Пора вас угостить весёлыми козульками. а где же они? Это проказы Бабы Яги.

Позовём Бабу Ягу, пусть она вернёт нам угощенье.

Дети: Бабка Ёжка, костяная ножка,

выходи, выходи, угощенье нам верни.

(под музыку влетает баба Яга)

Баба яга : Угощенье захотели,

а вы меня на праздник пригласили?

Конфетами угостили?

Вот вы меня повеселите

и немного подразните.

(игра "Бабка-Ёжка")

Баба яга :

Порадовали старушку!

Я дразнилки люблю

всем спасибо говорю

и гостинец отдаю.

(отдаёт корзину с угощением)

Коляда :

Гости дорогие, катомки открывайте,

гостинцы получайте.

(коляда, баба Яга, хозяева раздают выпечку всем присутствующим)


Коляда :

А теперь пришла пора нам прощаться, детвора.

Желам во всех вам делах

особого благословенья,

чтоб вы позабыли про страх,

открылись успеху, везенью.

Пусть близкие вас одарят

своею любовью и лаской,

мечты пусть сбываться спешат

и станут рождественской сказкой!


Разработала сценарий музыкальный руководитель Мантула Л. А



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: