Сценарий посвящения в казаки. Обряд посвящения в казаки

Наконец-то наступил долгожданный день 10 августа 2017 года. В этот день состоялось посвящение в атаманы посёлка Билимбай Валерия Повод. Сбор состоялся у местного Храма. Для проведения ритуала и принятия присяги перед Богом съехались казаки, старейшины и атаманы с различных казацких хуторов, станиц и курений. Присутствовало духовенство и высокопоставленные лица:

Отец Михаил,

Заместитель атамана Свердловской области по силовым структурам Геннадий Соболев,

Заместитель атамана Свердловской области по кадетскому воспитанию Вадим Щукин,

Заместитель атамана Свердловской области Виталий Оброзчиков,

Атаман казачества города Первоуральска Дмитрий Захаров и многие другие.

Когда все прибывшие собрались, то отправились в Храм. Перед входом, казаки трижды осенили себя крёстным знамением. Отец Михаил провёл молебен за здравие всех присутствующих в Богоугодном деле.

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ ОТЦА МИХАИЛА.

Затем Валерием Повод была принята казачья присяга, где он обязался защищать Православную Веру, народ и Отечество, не щадя живота своего. Что самое интересное, оказывается, став казаком, нельзя больше выйти из казачьего войска, так как клятва была дана Богу.


КАЗАЧЬЯ ПРИСЯГА ВАЛЕРИЕМ ПОВОД.

Далее, согласно традициям, старейшина казачьего войска, трижды ударил нагайкой новоявленного атамана посёлка Билимбай, ставшего на одно колено. Данный ритуал был произведён в целях послушания и подчинения казака перед вышестоящим руководством войска. Теперь исключена возможность ослушаться мнения круга казаков.


РИТУАЛ ПОСЛУШАНИЯ.

После проведения всех необходимых действий, Отец Михаил, в торжественной обстановке вручил Икону Божьей Матери Валерию Повод. На круге атаманов был принят в кандидаты казаков Василий Ханимов. Затем все направились на чаепитие в ближайшее кафе. Там в непринуждённой обстановке, атаманы и старейшины, советуясь между собой, договаривались о помощи в работе с чиновниками. Во время разговора я узнал много нового для себя и сделал немало открытий в казацких традициях. Оказывается, что только казакам разрешено входить в Храмы и Церкви при оружие (нагайки и сабли). Почему? Да потому, что это оружие освещалось батюшкой. В Храме разрешено доставать саблю из ножен лишь на треть её длины.

Нагайку носить за голенищем сапога запрещено, так как она окроплена святой водой и это расценивается, как святотатство. Конечно, бывали случаи, когда нерадивые казаки всовывают нагайку в сапог, но если это увидят старейшины или атаман, то наказание последует незамедлительно. Какое? Всё зависит от атамана. Могут заставить насыпать за голенище сапога песок и заставить так ходить целый день, а могут и высечь, так сказать сделать наказ (наказание).

На казацком круге полностью отсутствуют женщины, и если в качестве исключения их пригласили, то они сидят молча. У них нет права голоса. Все решения принимают мужчины, так как у женщин длинные языки, и они могут любой серьёзный разговор превратить в обыкновенный базар.

В казачье войско, во время различных войн, были приписаны и мусульманские конные отряды, которые выполняли боевые задачи совместно с казаками.

Каждое воскресенье, казаки обязаны посвятить служению Богу и посещать Храмы и Церкви в полном составе семей, вместе с детьми.

После общения с атаманами я воспользовался паузой и задал несколько вопросов Валерию Повод, чтобы понять, какие действия он предпримет в ближайшее будущее, облачённый некоторой властью.

- Скажите, Валерий, вы сегодня стали полноценным атаманом казачьего войска. Какая цель у Вас?

Все традиции соблюдены согласно казачьих ритуалов. Теперь я пополнил ряды войска. Наша цель одна - возродить казачество на Урале, в частности в посёлке Билимбай для защиты Православной Веры, обессиленного народа и Отечества.

- Ваши следующие шаги, после того, как Вы стали атаманом?

Сейчас займёмся юридическим оформлением документов и после этого постараемся найти общий язык с чиновниками посёлка Билимбай и города Первоуральска. Нам необходимо совместными усилиями организовать работу казачества. Будем сближаться с МВД для оказания им помощи в охране правопорядка, постараемся возродить кадетские классы при школе посёлка для воспитания здорового подрастающего поколения в духе защитников Родины. Откроем детские патриотические организации военного типа. Наладим выпуск своей газеты «Казачья сотня». Постараемся запустить своё Интернет-радио. Без общения с народом через СМИ никак не обойтись. Люди должны знать, чем мы занимаемся, наши цели и задачи.

- Сколько казаков насчитывается в посёлке Билимбай?

На сегодняшний день, ритуал посвящения прошёл только я один. Помимо этого в кандидатах на казака находится 10 человек. Мы стараемся брать не количеством, а качеством. Нам не нужна раздутая массовость, как в партии «Единая Россия». Несомненно, численность важна, но в нашем случае необходим единый дух. Времена сейчас неспокойные и если ты, встал плечом к плечу со своим братом казаком, то должен быть уверен в нём на 100 %, что он не предаст, не струсит и не убежит в трудную минуту жизни. Мы должны на личном примере показать односельчанам свой образ жизни, чтобы они брали с нас пример и шли к нам. У нас исключено употребление спиртных напитков. Поэтому казак - это пример для подражания и образ жизни. Возможно многие жёны, сами будут приводить к нам своих мужей (улыбается Валерий). Для исправления своего супруга.

В наших планах создать казацкое поселение, взять у государства земли и заняться сельским хозяйством, как это было испокон веков. Мы надеемся, что люди поймут сами, что необходимо объединение, иначе не выжить. На планете «пахнет» войной и времена беспокойные. Сообща мы сумеем пережить все невзгоды.

Ну что же Валерий, желаем Вам удачи в начинаниях и поддержки друзей, Отца Михаила и чиновников посёлка Билимбай. Надеемся с ними, вам удастся найти общий язык.


АТАМАНЫ, СТАРЕЙШИНЫ КАЗАКОВ И ОТЕЦ МИХАИЛ.

Валерий Сивоконь.

Во времена казачества почетный чин казака хотел заполучить каждый парень. Однако, не всем это удавалось, ведь процесс посвящения был довольно непрост. Он состоял из 4 длительных этапов, соответствующих возрастным категориям:

  • Младенчество.
  • 5 – 6-летие.
  • Подростковый возраст,
  • Юношество.

При отборе учитывался и характер. Мальчик должен был ощущать себя настоящим воином. С малого возраста отцы даже устраивали для своих сыновей импровизированные сражения.

Военная амуниция «на зубок»

Этап младенчества наступал после появления молочных зубов. Его начало отмечалось неким ритуалом, который в народе называли «На зубок». На мальчишку надевали шашку и усаживали в седло к боевому коню. Ему подрезался чуб, который являлся одним из признаков бывалого казака. По завершению сын передавался матери со словами «Забирай казака!». В честь события было заведено дарить вещи, связанные с военными действиями. Будущий вояка получал первые стрелы лук и порох. А глава семьи даже мог одарить потомка настоящим ружьем или саблей.

Настоящий казак — виртуозный наездник

Когда парню исполнялось 5 или 6 лет наступал очередной этап посвящения. К этому периоду времени будущий казак был обязан хорошо держаться верхом на коне. Потому как умение ездить в седле было основным испытанием. Оно проводилось в торжественной обстановке на главном майдане. При этом обязательно присутствовал атаман. Наездник делал круг верхом на лошади. Если ему удавалось удержаться, тогда ему присваивался титул казачка рода. На него надевалась ярко-красная лента, которая и давала знать о принадлежности к определенному роду. Если же, по воле случая, мальчик падал, тогда его оставляли «на второй год».

Первые бои

Детство будущего казака было своеобразным курсом юного бойца. Все игры носили сопернический характер. Мальчики учились управляться с луком. Настоящего казака нельзя представить без хорошего боевого коня, поэтому они должны были уметь управляться с лошадью. И уже в 5 лет казачонок скакал во всю прыть. В старшем возрасте игры несколько усложнялись и дополнялись специальными навыками такими как обращение с огнестрельным и холодным оружием. Подростки участвовали в рукопашных боях, прекрасно плавали и умели противостоять несшемуся табуну.

Хорошим учителем были и многовековые стычки с татарами. Практически с младенчества детям внушалась мысль: «стрелять нужно метко, потому как это умение однажды может решить судьбу». И как только малыш был способен удержать в руках боевое ружье отец забирал его охотится на пернатых степных обитателей.

Инициация в подростковый этап проводилась в возрасте 15 лет. Устраивались бои в игровой форме. Группу подростков разбивали на несколько частей (чаще всего на две). Каждая из них строила собственное укрепление. Участники групп должны были «завоевать» своего соперника. В качестве оружия использовались лубочные сабли и камышовые пики. Несмотря на то, что это действие больше походило на театрализованное оно несло в себе и учебный характер. Участники параллельно обучались тактике и стратегии, проверяли свои силы и возможности.

Настоящий казак способен поднять монетку на скаку

Начиная с 17 лет парней принимали в «настоящие» казаки. Но прежде они должны были пройти полное обучение в военном лагере. Прибывали туда при полном вооружении верхом на лучшем коне, которым владела семья. Учителями были мудрые старейшие воины. Также там присутствовал и атаман. Лагерь располагался у водоема, потому как в программу обучения входили «водные уроки». Учебный процесс включал и уроки стрельбы на скаку, рублю шашкой стоя в седле. Высшим пилотажем считалось умение поднять монету или плеть с расстеленной бурки во время галопа.

По окончанию обучения юношей ожидало публичное состязание. На него съезжались целыми станицами, ожидая настоящего шоу. Выпускники лагеря в полном вооружении верхом на своих лошадях переправлялись через водоем. Они демонстрировали навыки на практике: стреляли с лука в цель, боролись на лошадях, фланкировали пикой и саблей, а также многое другое. Итоги обучения подводил атаман. Он называл самых лучших наездников, сильных борцов и метких стрелков. Им и доставалось по нарядной уздечке, предмету казачьего вооружения или хорошему седлу от главнокомандующего.

Своеобразный курс молодого бойца будущие казаки начинали проходить с раннего детства. В играх маленьких станичников преобладала военная тематика, с малых лет мальчишек учили обращаться с лошадьми, без которых казаков невозможно себе представить. С пяти лет казачата уже скакали верхом во всю прыть, играли в войну, учились метко стрелять из лука. С взрослением игры усложнялись, дополняясь другими навыками: подростков учили обращаться с холодным и огнестрельным оружием, биться в рукопашной схватке, хорошо плавать, разбираться в следах, справляться с понесшим табуном… Как только паренек набирался сил для поднятия ружья, он уже охотился на степную пернатую дичь. Ребенку внушали: стрелять нужно всегда метко, потому что от этого может зависеть твоя жизнь. Многовековая история, в частности, «общение» с татарами, сама по себе была суровым учителем для «донцов».

Подростковая инициация у будущих казаков проходила в 14 – 15 лет. На этом этапе уже выстраивалась модель сражения, битвы, пока, правда, только потешной. Группа подростков разбивалась на две части, каждая из которых строила себе «укрепление». Бились с применением камышовых пик, лубочных сабель. Нужно было непременно захватить знамя противника и пленить недругов. В этих потешных боях присутствовали элементы театрализованного представления – бумажные шапки и знамена «вояк», победные марши под дудки, гребни и трещотки… Но определенные навыки поведения в схватке такие поединки все же давали.

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

Ведущий 1.

Далеко далече, между синих речек,

Где на красных зорьках звенели камыши,

От петли татарской да от ласки царской

Хутора попрятались во степной глуши.

Ведущий 2.

Эй, хутора –

Казачья колыбель!

Отпела та пора,

Как апрельская капель.

Ведущий 1.

Эй, куренья!

Не видно и следа

Но ржанием коня

Нас будят давние года!

Ведущий 2.

Эй, трынь-трава,

Казачья в поле жизнь.

Казачья голова!

России – матушке служи!

Ведущий 1.

Эй, ковыли,

Степные сторожа,

Вы знаете одни,

Где буйны головы лежат.

Звучит казачья песня «Не для тебя»

Ведущий 1.

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата» учащихся 2 и 5 классов.

Ведущий 2.

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий 1.

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Терек - реки?
Кто до смерти служит России?

Это славные казаки!

Праздник «Посвящения в казачата» считать открытым

Звучит гимн России

Ведущий 2.

Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?

Ведущий 1.

Казак - полномерная воля,

2 - безоглядная доля,

1 - нерушимая крепь,

2 - не тупящийся меч,

1 - правды маяк,

2 - веры оплот,

1 - мужества грань,

2 - благородства дань.

Ведущий 2.

Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Ведущий 1.

Расти, Ставрополье, мой казачий край!

Бессчётно песен горестных и звонких!

Казачий хор не уставай, играй!

(исполняется песня в исполнении вокальной группы «Лети, перышко»)

Ведущий 2.

Познала наша земля много горестей. Не прошла её стороной ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. Но главное, что бы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда душу вкладывали.

Ведущий 1.

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ведущий 2.

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ведущий 1.

Хранили казаки Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ведущий 2.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

Ведущий 1.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе)

(Исполняется песня – акапелло «КОНЬ»)

Ведущий 2.

Но молодые казачата должны не только песни знать, но и традиции казаков. Об этом мы сейчас немного поговорим:

Ведущий 1.

Кто-нибудь знает, как называется общее собрание казаков? (круг)

Ведущий 2.

А чем сход отличается от круга? (тем, что на сходе присутствуют и казаки, и женщины)

Ведущий 1.

А что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

Ведущий 2.

Вы знаете, кто присутствовал при первом купании только что родившейся девочки? (отец: он ел горькую, солёную, горелую кашу, чтобы жизнь дочери была сладкой)

Ведущий 1.

Но самой главной традицией и обычаем казаков остаётся гостеприимство. Не даром казаки говорили: «Хлеб-соль и разбойника смирят!»

Ведущий 2.

О том, чему надо учиться у наших предков казаков, каким нужно быть, чтобы и дальше прославлять казачество мы вам и расскажем.

Ведущий 1.

Мы расскажем Вам о том,

Как в казачестве живём

К делу наше отношенье,

Долг наш – Родине служенье.

Ведущий 2.

Степные рыцари, мы бдим

Родного края приграничье

Всегда на страже от потуг

Народов заграничных.

Ведущий 1.

Живою изгородью мы,

Селились здесь от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

Ведущий 2.

Но долг защитников мы чтим,

С клинком прощенья нет

И иноверцев победим,

В бою возьмём победу!

Ведущий 1.

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

(Исполняется песня «На горе стоял казак….»)(Хор)

Ведущий 2.

Перед молодыми казаками стоит задача – вырасти смелыми, ловкими, сильными и мужественными. Казачата должны уважать обычаи и традиции своих дедов и отцов, знать историю казачества. А вы, ребята, готовы такими стать?

Ведущий 1.

Тогда вы должны знать кодекс чести казачат

(Юные казачата рассказывают кодекс чести казачат)

Кодекс чести казачат (2-й класс)

Учиться знанию, учиться совести, учиться памяти.

Верить в Россию, любить Россию, помогать России.

Быть свободным гражданином свободной страны.

Стремиться действовать, добиваться успеха, но только за счёт собственного ума и труда.

Не ждать от других ничего, самому делать всё.

Быть весёлыми и никогда не падать духом.

Ведущий 2.

Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родное село! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.

Ведущий 1.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили некоторые казачьи традиции, песни, пословицы. Мы с вами живём в казачьем крае и обязательно должны интересоваться историей своего края, знать историю славного казачества.

Ведущий 2.

Сегодня часто можно слышать о возрождении казачьих традиций, конечно же это хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.

Ведущий 1.

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество

Это честь, а не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества:

Ведущий 2.

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

(исполняется песня «Степь»)

Ведущий 1.

Ребята, вы нам доказали, что вы настоящие казаки. Но чтобы всегда ими оставаться, нужно знать и соблюдать 5 законов.

Законы казачьего класса(5-й класс)

1. В казачий класс попасть не просто

Это право заслужи.

Что ты смел, умел и вежлив

Сразу делом докажи.

2. Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

3. В казачий класс пускай к нам идет

Только тот, кто в дружбу верит.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём.

4. Вместе весело шагать,

Песня помогает.

Делать нечего у нас

Тем, кто этого не знает.

5. Чтобы был у нас порядок

Надо поработать.

Ты о слабых, младших, старых

Проявляй заботу.

Ведущий 2.

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Ведущий 1.

А вы, Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы приготовиться.

Ведущий 2.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Ведущий 1.

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 1.

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

«Слава России!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Ведущий 1.

Надеемся, что вы, ребята, будете расти именно такими: радостью и гордостью России.

Ведущий 2.

А сейчас, слово нашим казачатам - пятиклассникам

Пятиклассники: Мы казачьи заветы

Не забудем никогда!

И пускай, как скорость света,

Мимо нас летят года.

И куда б мы не попали,

Завела судьба бы нас,

Никогда не оплошает

Наш казачий 5 класс!

(Исполняется песня «Наш край – это Россия!»)

Ведущий 1.

На этом наше торжественное мероприятие «Посвящение в казачата» завершилось. Желаем нашим новоиспечённым казачатам вырасти настоящими казаками!

У многих сложилось мнение, что запорожским казаком стать было довольно просто. Достаточно было только добраться до Сечи, а там показать себя православным христианином и присягнуть на верность товариществу. На самом же деле, чтобы стать казаком нужно было сдать экзамен, который выдерживал не каждый. Многие из тех, кто прибывали на Сечь , настоящими казаками так и не становились, а поселялись где-нибудь на землях Войска Запорожского по заимкам и хуторам, пополняя ряды обычных поселенцев — «гнездюков», «гречкосеев» и «бабиев», как их называли сечевые воины.

Ч тобы стать казаком–запорожцем , рыцарем, вновь прибывший долго обучался военному делу и традициям сечевого товарищества. В завершение получал ритуальное испытание, инициирующее посвящение в запорожцы. Это что-то наподобие средневековых ритуалов посвящения в рыцари.

Р итуалы отделения будущего запорожца от группы, в которой он до тех пор находился, как и у древнерусских дружинников, начинались обрядом подготовки его для «отправки на тот свет». Об этом сообщает нам народная поэзия, в частности казацкие песни и думы. Отъезд из дома казака оплакивался, как проводы покойника. Но смерть его была символической, «парень должен умереть, чтобы стать мужчиной». На вопросы родных, когда ждать его назад домой, казак отвечал уклончиво: «Я приеду к вам, когда птичье перо утонет, а мельничный камень всплывет!».

В Сечи новичка принимали в «юнцы» (молодыки). В сечевой церкви он присягал верно, неизменно и до конца своей жизни служить товариществу. Новичка приписывали к одному из сечевых куреней. И начинался поочередный процесс посвящения. Отводя место в курени, юнцу говорили: «Ну, сынку, вот тебе и весь гроб. А как умрешь, то еще меньше будет». Новички жили в отдельных куренях.


Ю нцы исполняли роль слуг при казацкой старшине и старших казаках, были оруженосцами, как это было принято среди европейских рыцарей и древнерусских дружинников. При каждом старом казаке был юнец, который выслуживал свои годы, а после этого поступал в курень, то есть настоящее товарищество. Некоторые казаки имели по 2—3 юнца. В 1736 году Клаудиус Рондо, английский резидент в Петербурге Клаудиус, в своем донесении лорду Харрингтону называет их «холопами» подчеркивая этим словом унизительное положение юнцов. Но казаки называли их «сынками», а те в ответ должны были звать запорожцев «батьками». При этом иногда бывало, что «сынок» по возрасту годился в родители «старейшине».

Н овичков, согласно, ритуалам, требовалось высмеивать. Казаки «сейчас же давали человеку прозвище, которое уже навсегда оставалось при нем. Так, кто по неосторожности сожжет курень, того называли Поджигателем, а кто готовит еду или разжигает огонь над водой, тому давали имя Паливода. Кто ходит, согнувшись от природы или от привычки, бледный и слабый - тот Гнида. Если кто-то против обычая запорожского не любит мамалыгу или тетерю (самые главные блюда казачества), и варит себе кашу, того называли Кашкой (Роскошником) или Кашеваром. Казака очень маленького роста для смеха называли Махиной (огромный, великан), а большого роста — Малютой. Если кто, несмотря на проворность, свойственную бравому казаку, поскальзывался и падал, тот назывался Скользкий... Неловких звали Черепахой, дебоширов — Святыми, лентяев — Доброволя». На протяжении всего периода пребывания в юнцах, парня проверяли на изобретательность, смекалку и способность, не терять выдержку в сложной ситуации.


К ак вспоминали старые запорожцы, юнцов учили «Богу хорошо молиться, на коне сидеть, саблей рубить и копьем хорошо владеть, а практики было достаточно...» Только успешно пройдя многолетний период учебы военному делу, юнец допускался к экзамену на звание казака–запорожца. Клаудиус Рондо отмечал, что в казацком товариществе «к званию рыцаря допускались только очень сильные и хорошо сложенные». Испытание для юнцов по окончании учебы готовились самые разнообразные. В частности, испытуемый должен был съесть ужасно жгучий от перца борщ и выпить кварту «водки». После этого, по преданию, должен был пройти по переброшенному через скалы на берегу Днепра бревну и не сорваться в воду.

П о другим свидетельствам, будущий казак должен был переплыть на лодке все пороги на Днепре против течения. Конечно, можно сомневаться в этом, ведь пройти пороги при большой воде, да еще и против течения, невероятно трудно и опасно для жизни. Но французский мемуарист долгое время жил среди запорожцев и хорошо знал их обычаи и быт. И говорит, что рисковать своей жизнью для запорожцев было привычным делом, война была их профессией. А готовясь к походам и сражениям, товариществу нужно было знать, можно ли в трудную минуту положиться на нового воина.

К андидат в запорожцы должен был, сев на необъезженного коня («дикого лошака») лицом к хвосту (поза всадника свидетельствовала о приобщении его к потустороннему миру), без седла и уздечки промчаться через все поле и вернуться назад, конечно, не свалившись на землю. Здесь лошадь выступала также символическим перевозчиком с «этого» света на «тот» и назад. Она как ритуальный перевозчик использовалась в ритуалах многих народов. Испытуемые, ритуально словно «умирают», уходят в потусторонний мир, где проходят разные испытания, а затем символично «заново рождаются» в мире людей.

Е сли новобранец с честью проходил все испытания, его допускали к участию в морском походе на турков. Всякое испытание предусматривало выведение воина за пределы упорядоченного социального мира. Для перехода из одной возрастной или социальной группы в другую, более высокую, «необходимо покинуть пространство, в котором царит упорядоченность, и перейти в сферу неблагоустроенного. Таким неблагоустроенным пространством считалась «чужая земля», куда отправлялся в военный поход юнец в составе казацкого войска.

С редневековые взгляды на природу географического пространства существенно отличались от нынешних. Пространство тогда представлялось качественно неоднородным, разделенным на участки, имеющие позитивное и негативное значения. Положительно воспринималась своя земля, негативно — чужая. Своя земля имела значение упорядоченности, где господствуют человеческие законы и порядки, чужая же земля считалась «чертовской». Ареной испытания было поле боя, которое являлось раздельной зоной между двумя мирами, между территорией своей и враждебной. В походе юнцы, как правило, были оруженосцами и охраняли казацкие лодки – чайки на берегу, когда казаки шли в бой.

П освященному давалось новое имя, его стригли и переодевали в новую одежду. Это означало его новое рождение. Похожие действия совершались во время ритуалов разных слоев феодального общества — ремесленников, княжеских дружинников, крестьян. Часто, новой фамилией казака становилось то смешное характерное прозвище, данное во время «молодыкувания» (когда он был молодыком). Новому казаку брили голову, оставляя «оселедец». Особенное значение имела шапка, поскольку каждый курень имел свой головной убор. «Какой курень, такой и цвет на шапке», — упоминается в летописях.


П осле соблюдения всех ритуалов посвящения, юнца принимали в один из сечевых куреней как полноправного казака. Казак отрекался от семейной жизни и обязывался свято придерживаться «обета» безбрачия. Новый запорожец в сопровождении товарищей появлялся к куренному атаману, крестился, кланялся к образам и просил принять его в товарищество. Атаман после церемонии приветствия просил обрядового согласия у куренного повара принять новичка (поставить на довольствие). После того новый казак зачислялся в курень, платя какую-то сумму повару. Для принятия в сечевое общество за новичка должны были поручиться несколько опытных казаков. Посвящение в казаки окончательно утверждал кошевой атаман.

Игорь Полоз
©При копировании ссылка на сайт обязательна



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: