Сценарий мероприятия: "2017-год Экологии". Методическая разработка (6 класс) на тему: Сценарий экологического мероприятия "Мы - друзья природы"

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет
  • – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет
  • – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

    Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
    2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
    3. Ребята огородили муравейник. (с)
    4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
    5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
    6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
    7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
    8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
    9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
    10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
    11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
    12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
    13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
    14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
    15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
    16. Дети вешают кормушку. (с)
    17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
    18. Мальчики рассматривают жука. (к)
    19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
    20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
    21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
    22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
    23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
    24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
    25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
    26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
    27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
    28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
    29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
    30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
    31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
    32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
    33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
    34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
    35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
    36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
    37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
    38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
    39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
    40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

    8. «Экологическое лото»

    Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

    Заключение

    «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

    «Берегите Землю!
    Берегите жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен, городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Откровение Земли и неба –
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы,
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю, берегите!»
    М. Дудин

    «Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!»
    Е. Евтушенко

    Несколько добрых советов:

    • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
    • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
    • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
    • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
    • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
    • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
    • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
    • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

    Использованная литература

    1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
    2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

    Определение темы:

    Посмотри, юный друг,

    Что находится вокруг:

    Небо светло-голубое,

    Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,

    Тучка в небе проплывает.

    Все, что нужно, год от года

    Нам дает сама природа,

    И потому все мы

    Жить не можем без воды.

    Без растений и животных,

    Без лесов, полей и рек

    Жить не может человек.

    Так давайте сбережем

    Наш зеленый природный дом

    Как вы думаете, о чём речь в этом стихотворении? А знаете он вы, чему посвящён 2017 год? Год посвящён экологии. А знаете ли вы, что такое «Экология»? Экология – наука о взаимоотношениях живой и не живой природы.

    Как прекрасна наша природа! Она всегда привлекала к себе внимание поэтов и художников. Перед нами – фотографии разных времён года. Каждое из них удивительно по красоте и неповторимо (перед детьми слайды с изображением времён года).

    Осень привлекает нас ярким цветом листвы и ароматом грибов.
    Зима дарит нам свежесть морозного дня и красоту заснеженных деревьев.
    Весна встречает нас щебетом птиц и первыми цветами.
    Лето щедро дарит нам тёплые солнечные дни.

    Правила поведения в природе
    - Ребята, а вы любите ходить в гости?

    Давайте отправимся с вами в гости к природе. Выполним интересные задания. И узнаем что-то новое для себя.
    Но мы должны помнить, что мы в гостях и должны соблюдать определённые правил
    - А вы знаете основные правила поведения в лесу?
    Первое: Не сори!
    Второе: Не шуми!
    Третье: Не губи!

    И первое наше задание – игра «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!

    Если я приду в лесок
    И сорву ромашку? (нет)
    Если съем я пирожок
    И выброшу бумажку? (нет)
    Если хлебушка кусок
    На пеньке оставлю? (да)
    Если ветку подвяжу,
    Колышек подставлю? (да)
    Если разведу костер,
    А тушить не буду? (нет)
    Если сильно насорю
    И убрать забуду. (нет)
    Если мусор уберу,
    Банку закапаю? (да)
    Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю! (да)

    Следующая наша станция называется «Лесная почта».

    На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят совета. Вам нужно внимательно прослушать их и устно дать ответ на них и помочь им.

    Письмо №1

    На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

    Правильно ли поступила девочка?

    Письмо №2

    Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

    Письмо №3

    Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить прутиком по головкам цветов.

    Что ты делаешь? - спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

    Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

    А я и не знал об этом.

    Что сказала бабушка внуку?

    Следующая станция « Прилетели птицы »

    Мы с вами в весеннем лесу, а значит, что прилетают птицы. Ребята, а много вы знаете птиц? Давайте проверим?

    – Всего две буквы знает, в своей песне повторяет? (кукушка)

    – Белокрылая птица над морем летает, рыбу увидит, клювом хватает? (чайка)

    – Желтые комочки, дети мамы квочки? (цыплята)

    – Какая птица выше всех летает? (орел)

    – Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

    Вед. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи…

    /Дети хлопают/

    Вед. Что неправильно?

    Дети. Мухи.

    Вед. А мухи – это кто?

    Дети. Насекомые.

    Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Галки, макароны! /Хлопают/

    Вед. Начинаем снова!

    Прилетели птицы:

    Голуби, куницы! /Хлопают/

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Галки и стрижи,

    Комары , кукушки. /Хлопают/

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Галки и стрижи,

    Аисты, кукушки,

    Лебеди, скворцы…

    Все вы молодцы!

    Следующая станция «Маленькие тайны природы».

    Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. А знаете ли вы, что…

    Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

    У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть до 100 гусениц. В лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

    А знаете ли вы, что:

    Журавль живёт от 12 до 50 лет;

    Белка – от 6 до7 лет;

    Медведь - от 15 до 20 лет.

    Кукушка – от 10 до 40 лет;

    Лошадь – от 20 до 60 лет;

    Слон – от 70 до 120 лет;

    Конкурс «Реши задачу».

    Конкурс на правильное и быстрое решение задач. Здесь вам нужно внимательно послушать, быстро сосчитать.

    Выходите! Кто готов?

    Если знаешь ты таблицу,

    На вопрос ответишь смело,

    Сколько птичек невеличек

    На кормушку прилетело?

    Воробьев драчливых пара,

    И синичек тоже пара,

    Пара сизых голубей

    И две пары снегирей. (10)

    Подарил утятам ёжик

    8 кожаных сапожек,

    Кто ответит из ребят

    Сколько было всех утят? (4)

    Под кустами у реки

    Жили майские жуки:

    Дочка, сын, отец и мать.

    Мишка по лесу гулял,

    Мишка шишки собирал.

    Положил в корзинку восемь,

    Потом десять, ещё семь.

    А всего их сколько? – спросим.

    Отвечай, Мишутка, всем! (8+10+7=25)

    Вед . Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, защите. Что же нас радует в природе? Конечно же её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Новоусманский лицей»

    Сценарий экологического мероприятия

    «Дом под крышей голубой»

    Разработал: учитель биологии

    Яковлева Елена Дмитриевна

    Сценарий мероприятия «Дом под крышей голубой».

    Цели и учебно-воспитательные задачи:

    Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников.

    Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.

    Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности.

    Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.

    Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений.

    Страница первая «Планета людей».

    -Песня «Дом под крышей голубой» + презентация

    - Презентация «День Земли»

    1.Вед . Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

    2. Вед . Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли .

    3 . Вед . День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

    4 . Вед . Родился праздник Земли в Америке. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году – возле курортного городка Санта – Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЫ.

    1. Вед . В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.

    2 . Вед . В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового

    В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.

    3. Вед . Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

    4. Вед . Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.

    1. Вед . День Земли подчеркивает, что бережное отношение к нашей планете – дело всех людей на Земле.

    2. Вед . В нашей стране официальной эта дата считается только с 1998 года. Этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

    3. Вед . Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню.

    4. Вед . Они считали землю живым существом, самодействующим, она родит из своей

    материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны.

    Люди сравнивали широкие просторы суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.

    1.Уч-к О том, что хороша природа,
    Нечасто говорит народ
    Под этой синью небосвода,
    Над этой бледной синью вод.

    2. Уч-к Не о закате, не о зыби,
    Что серебрится вдалеке, -
    Народ беседует о рыбе,

    О сплаве леса по реке.

    3. Уч-к Но глядя с берега крутого
    На розовеющую гладь,
    Порой ОДНО он скажет слово,
    И это слово-«Благодать!»

    Страница вторая «Экологические проблемы».

    1.Вед. Земля – наш дом! Разве не заслуживает она нашей любви, смелости, щедрости. Чтобы уберечь ее от разрушения, истощения и гибели. Наша планета серьезно больна: люди рубят леса, загрязняют реки, озера, травят пестицидами почву, выбрасывают мусор в неположенном месте, т.е. всем этим убивают кормилицу Землю.

    1.Уч-к Океан седой гремит набатно,

    Он таит обиду в глубине,

    Черные раскачивая пятна

    На крутой разгневанной волне.

    Стали люди сильными, как боги,

    И судьба Земли у них в руках,

    2.Уч-к Но темнеют страшные ожоги

    У Земного шара на боках.

    Мы давно освоили планету,

    Широко шагает новый век.

    На Земле уж белых пятен нету,

    Черные сотрёшь ли, человек?

    Презентация «Человек задумайся» +

    Музыка Моцарт «Реквием по мечте»

    1.Уч-к Как из бутылки вылез джин

    И стал сильнее всех,

    Так человек – природы сын –

    Завоевал успех.

    В начале слаб он был и глуп,

    Ему был нужен острый зуб

    И крепкий коготь, как у льва,

    Была же только голова

    И к ней пять пальцев на руке,

    Но обошелся он вполне.

    Сумел он так мозги развить,

    Чтоб льва и тигра победить,

    И, в лес приехав на слоне,

    Сказал: вы все подвластны мне!

    Но не учел, что важно знать,

    Как надо власть употреблять.

    2.Уч-к А сколько исчезло с планеты зверья,

    Растений, и это восполнить нельзя.

    И если теперь не спасти нам остатки,

    Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

    3.Уч-к Очистка воздуха нам тоже

    Всегда обходится дороже

    Чем серый ядовитый дым

    Но ведь дышать – то нужно им.

    Где засыхают сосны, если,

    И нам недолго до постели

    Так что дешевле заплатить,

    Чем всем в больницу угодить.

    4.Уч-к Мы рубим лес, устраиваем свалки,

    Но кто же под защиту все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    5.Уч-к Но люди! Стойте, стойте!

    Смотрите, до чего вы довели родную Землю.

    Ведь она, как веточка березы

    Хрупка и беззащитна!

    Но нет, не слышат

    Директора заводов,

    И продолжают тучи ядерных отходов

    Валить, неважно, где –

    Им все равно!

    Хоть это лес иль поле

    Река иль море –

    Им все равно.

    6.Уч-к Пора бы человечеству понять,

    Богатства у Природы отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же – живая!

    Сейчас то сушим мы, то обводняем,

    А удобрений столько применяем,

    Что сами же боимся умереть.

    7.Уч-к Так что ж Земля – обязана терпеть?

    А сколько выбросов мы дарим ей –

    Дымы заводов, грязь от теплоходов

    У нас прекрасная Земля Людей,

    Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

    8.Уч-к Гудят заводы, всюду пыль,

    Бежит. Дымит, автомобиль.

    А между тем деревья стонут,

    В грязи и пыли просто тонут.

    А чтоб построить нам заводы –

    Рубят лес и губят воды.

    9.Уч-к Стала грязной наша вода,

    От растений нет следа

    Отнят дом у наших зверей.

    Птицам, рыбам плохо теперь.

    10.Уч-к Богаты мы!

    Но считанные птицы

    Над считанными рощами летят.

    Дрожит камыш на считанных озерах,

    И считанные рыбы плавают в реке.

    И восковые считанные зерна

    Неслышно зреют в малом колоске.

    Неужто внуки лишь по Красной книге

    Узнают, как богаты были мы!!!

    Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,

    Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

    Земля

    Я – Земля. Я – Земля.

    Усталость моя беспредельна!

    О стоне моем не взыщите.

    Хоть кто-то услышит биенье

    Уставшего сердца в зените?

    Пауза. Стук сердца продолжается.

    Люди моей земли!

    Люди моей планеты!

    Планета в опасности!

    Кромсая лед, меняя рек теченье,

    Твердите Вы, что дел невпроворот,

    Что Вы еще попросите прощенья

    У этих рек, барханов и болот,

    У самого гигантского восхода,

    У самого мельчайшего малька,

    Но Вам об этом думать неохота,

    Сейчас Вам не до этого пока.

    Аэродромы, пирсы и перроны,

    Леса без рек и реки без воды.

    Все меньше – окружающей природы,

    Все больше – окружающей среды.

    Пауза.

    Земляне! Вы слышите меня?!

    Придите на помощь!

    2.Вед . Тихо слышите плач, очнитесь!

    Помогите Земле! Отзовитесь

    Не машите рукой небрежно

    Вспомните, как она вас ласкала

    Как к груди прижимала нежно

    Колыбельную песню шептала

    А теперь вот она, рыдает

    Неужель, ваше сердце ослепло

    Мы виноваты в ее страданьях

    Возродим ли мы счастье из пепла.

    Песня О. Газманов «Красная книга»+ видеоролик

    Страница третья «Разрешение экологических проблем »

    3.Вед. Слушайте, люди,

    Пульс всей планеты!

    Слушайте взрослые!

    Слушайте, дети!

    Шагают экологи,

    Печатают шаг,

    Солнце в ладонях!

    Сила в руках!

    Экологи выходят.

    Мы приветствуем всех вас,

    Мы ребята - высший класс! (все)

    Я, ты, он, она,

    Вместе - дружная семья. (все)

    Мы природу воспеваем,

    И на деле защищаем.

    Наш девиз звучит звеня,

    Сбережем тебя Земля! (все)

    Сигнал о помощи звучит,

    Планета стонет и кричит.

    Но выручим мы из беды,

    Ведь мы спасатели окружающей среды. (все)

    Кто будет беречь леса и цветы?

    Как кто? Конечно же мы! (все)

    Кто будет исследовать родники?

    Конечно же мы! (все)

    Кто будет в познаниях мира блистать?

    Конечно мы и только на «5»! (все)

    Кто будет тебя Земля воспевать?

    Конечно же мы, дети Земли! (все)

    Страница четвертая «Экология младшего школьника»

    1. Наша планета Земля

    Очень щедра и богата:

    2. Горы, леса и поля –

    Дом наш родимый, ребята!

    3. Давайте будем беречь планету -

    Ведь другой на свете нету.

    4. Развеем над нею тучи и дым,

    В обиду ее никому не дадим.

    5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей

    От этого станем мы только добрей.

    6. Украсим всю Землю садами, цветами.

    Такая планета нужна нам с вами.

    Танец- полька «Добрый жук»

    Страница пятая «Берегите Землю»

    1.Уч-к Земля – общий для всех большой дом.

    Живя в этом доме, человек должен

    Быть добрым, должен заботиться о

    Других живых существах.

    Рыбы, птицы и звери

    В душу людям смотрят

    Как будто просят нас:

    «Люди, не убивайте зря,

    Ведь море без рыб – не море,

    Ведь небо без птиц – не небо,

    Земля без зверей – не Земля,

    А нам без Земли – нельзя!

    2.Уч-к Как красива наша Земля весной,

    Когда вся природа оживает.

    Давайте будем беречь красоту Земли.

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и мы и вы

    Если все сорвут цветы,

    Не останется природы

    И не будет красоты.

    Песня Ю. Антонова « Не рвите цветы»

    3. Уч-к Берегите Землю!

    Берегите!

    Жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинке солнечные блики,

    На камнях играющего краба,

    Ястреба, парящего над полем,

    Полумесяц над речным покоем,

    Ласточку, мелькающую в жите.

    Сладость жизни, молока и хлеба,

    Берегите доброту и жалость,

    Чтоб она за слабого держалась.

    Берегите будущего ради,

    Это слово из моей тетради.

    Все дарю! И все от вас приемлю.

    Только берегите эту Землю.

    Песня «Желаю тебе Земля моя» + танец с землей

    Литература:

    Трек Дом под крышей голубой группы/музыканта Бардовская песня

    Моцарт- Реквием по мечте

    Стук сердца.

    «Красная книга» О. Газманов- видеоролик.

    Песня Ю. Антонов «Не рвите цветы»

    Полька «Добрый жук»

    Песня С. Ротару «Желаю тебе Земля моя»

    Интернет-ресурсы:

    Картинки –Экологические проблемы

    Картинки –Природа

    Презентация –День Земли

    «Пойми живой язык природы» Л.С.Литвинова Сборник тематических сценариев- Стихи

    «Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвинова сценарии мероприятий- Стихи.

    Приложение -Фото с мероприятия.

    Приложение

    Читают ведущие

    занятия детей старшей группы «ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ ». ... экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. Кочергина В. Наш дом ...

  • Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы» (1)

    Пояснительная записка

    10-01.11) Беседы: «Дом под крышей голубой » (11 с. 47) «Контакты... ориентиров. Месяцы Название мероприятия Сентябрь 1. Организационное родительское... Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Средняя...

  • Пояснительная записка стр. 3 Принципы и подходы к формированию Программы стр. 4 Планируемые результаты освоения ооп до стр. 6

    Пояснительная записка

    Иллюстраций - Сценарии активизирующего общения. ... условиями. Экологическое образование... дом природа» («Дом под крышей голубой ») М. Карапуз 2005 Рыжова Н.А. «Наш дом природа» («Что у нас под ... - ¶ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ 1-АЯ МЛАДШАЯ...

  • Проект по экологическому воспитанию дошкольников в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 1)

    Документ

    На крыше ". Аппликация... Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя... небо: голубое , чистое, ... образом, под экологическим образованием... дома занимаются экологическим ... семьёй экологические мероприятия , предложили...

  • Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

    Документ

    Заглянет в дом Веселый свиристель. ПОПОЛЗЕНЬ Голубая спинка, Рыженький... Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий , посвященных датам экологического календаря. ... Эта крыша зимой... укромных местах- под поваленным стволом, под пнем или...

  • Если нам с Вами удастся наконец вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно будет считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к её природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире - с одной стороны. С другой стороны - на нравственные идеалы "человека разумного", живущего в гармонии с природой, ценящего её красоту - в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.

    Как совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания, Вы узнаете из материалов данного раздела. Выбирайте и используйте в работе готовые решения для проведения Дня Земли и прочих экологических праздников; экологических викторин и развлечений, в том числе и "показов мод" нарядов из бросового материала.

    Воспитывайте настоящих любителей природы вместе с МААМ!

    Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:
    • Костюмы из бросового материала. Экологическая мода, наряды и платья из мусора для детей

    Показаны публикации 1-10 из 2902 .
    Все разделы | Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля.

    Круговорот воды в природе Задачи : Образовательные : Познакомить детей с круговоротом воды в природе . Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. Развивающие : Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; обогащать...

    Экологическая викторина для подготовительной группы «Экологический калейдоскоп» Задачи : Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту...

    Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Сценарий викторины по экологии «Знай и люби свой край»

    Публикация «Сценарий викторины по экологии «Знай и люби свой...» Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Горбачева Галина Анатольевна Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Систематизировать знания по экологии 2. Формирование...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Экологический досуг «Вместе сбережём планету» Досуг на тему: Вместе сбережём планету. Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе. Задачи: 1. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 2. Закрепить понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от...

    Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками» Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками». Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического воспитания и в своей консультации постараюсь вас познакомить с тем «Как поставить спектакль на экологическую тему с...

    Сценарий мероприятия в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!» в 1–4 классе Сценарий мероприятия в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!» в 1 – 4 классе Шкумат Оксана Борисовна – учитель начальных классов. Цели и задачи: - Привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме зимующих птиц; - Содействовать формированию экологической...

    Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Конспект мероприятия для старшего дошкольного возраста «Наш дом - природа»

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Конспект (мероприятия для старшего дошкольного возраста) «Наш дом – природа» Воспитатель МКДОУ д/с «Родничок» Коваль Татьяна Юрьевна п. Мама 2017 г. «Наш дом – природа» (мероприятия для...

    Сценарий экологического вечера искусств «Прекрасного касайся осторожно». Учащиеся старших классов.

    Библиотекарь 1 категории Кубанской сельской библиотеки филиала №11 МБУК «Переволоцкая МЦБС» Янцен Елена Гергардовна.
    Цель: формирование экологической культуры личности старших школьников через произведения искусства.
    Задачи: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
    формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
    воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;

    Ход мероприятия:

    Ведущий 1: Однажды кто-то сказал, что природа - лучший художник, природа - лучший композитор. И с этим трудно поспорить. Понимаешь это, когда оказываешься наедине с нею, слышишь пение птиц, шелест листвы, звук дождя и стрекотание кузнечика. Даже полная тишина на лоне природы превращается в некую неповторимую симфонию. Попадая в эту атмосферу чувственности, так легко думать о прекрасном.
    Ведущий 2: Еще проще творить прекрасное самому. И это неудивительно - ведь природа дарит огромный поток вдохновения и свежих идей. Проблемой остается лишь то, что этот поистине неиссякаемый источник все-таки может быть исчерпан.
    Ведущий 1: В мире остается все меньше мест, наполненных простотой и величием природных объектов. Творческий человек понимает это как никто другой. Именно поэтому большинство экологических движений неразрывно связаны с творчеством. Появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию. Это экологическая художественная фотография, экологические плакаты, экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей. Существует экологическое кино, эко-живопись. Экология оставила свой след даже в моде – сейчас довольно быстро обретают популярность наряды из натуральных тканей, а также флористика в дизайне одежды. На сегодняшний день существует множество жанров экологического искусства, о них мы и поговорим сегодня. А начнём мы с музыки.
    Ведущий 2: Этот вид творчества, пожалуй, один из самых душевных. В музыке мы ищем выход из сложной ситуации, уверенность в завтрашнем дне, заряд положительной энергии или долгожданную гармонию. Почерпать в мелодиях можно и экологическую сознательность, которой так не хватает современному обществу. Звезды шоу-бизнеса все чаще стараются подавать свой пример «зеленой» жизни. Кумиры миллионов поднимают столь важные и актуальные темы со сцены перед миллионной публикой.
    Ведущий 1: Впервые экологические темы были раскрыты в музыке в 50-60-х годах американскими хипперами. Тогда эта субкультура была массовой и показательной. Хипперы устраивали целые коммуны и ездили с концертами по всей стране. Главная цель движения хиппи была донести до людей, что они в ответе за Матерь-природу. Себя они называли «детьми цветов», а стиль в музыке - регги. В своих песнях они часто поднимали тему защиты Земли и благодарности Природе, за все, что она делает для человека. Пожалуй, самым знаменитым хитом хипперов в защиту природы можно назвать композицию Калча Канделы «Mother Earth». (Звучит песня)

    «Mother Earth»
    Матерь Земля

    Она создает птиц и бабочек,
    Реки и горы,
    Но ты никогда не узнаешь,
    Каким будет её следующий шаг.
    Ты можешь попытаться,
    Но спрашивать бесполезно.
    Её невозможно контролировать,
    Она идет по своему пути


    Дарит и забирает
    Она управляет всем до конца времен
    Она идет по своему пути

    С каждым вздохом
    И каждым совершенным выбором,
    Мы лишь проходим по её пути.
    Я чувствую свою силу,
    Веря, что твоя душа жива
    До конца времён
    Я пронесу с собой эту веру

    Однажды ты узнаешь, дорогой мой:
    Тебе не нужно бояться
    Конец - это всегда начало чего-то.
    И так будет до конца времен.

    Она управляет всем до конца времен
    Дарит и забирает
    Она управляет всем до конца времен
    Она идет по своему пути
    Ведущий 2: Примерно в это же время (50-60-е годы) о защите окружающей среды задумались и в Советском Союзе. Тема природы все чаще стала звучать в бардовских песнях. Конечно, открыто выступать с экологическими манифестами барды не могли, так как в стране тогда было принято считать, что проблем с экологией нет. Но, несмотря на это, бардовская культура изначально была тесно связана с природой. Ее еще называют культурой «песен у костра». Поэтому барды просто не могли не восхвалять в своих песнях мир, его красоту и величие. Такая музыка была чувственной и проникновенной, поэтому хоть как-то затрагивала сердца советских людей, практически не задумывающихся о сохранности окружающей среды. Естественно, не всегда можно назвать бардовские песни пропагандой защиты окружающей среды. Наверное, многие из этих людей даже и не ставили эту цель. Они просто восхищались красотой природы, пели о лесах, полях, реках. Но, тем не менее, бардовская песня самым естественным образом пробуждает уважение к природе и тягу к её защите. Сейчас с уверенностью можно говорить, что барды как никто другой в СССР, да и сейчас, способствовали экологическому воспитанию. В качестве примера предлагаю послушать песню Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса» (Звучит песня)

    Я приглашаю вас в леса,
    Мы так давно там не бывали,
    Что вспоминается едва ли
    Их несравненная краса,
    Я приглашаю вас, пока
    Они уютны и зелены,
    Мы там коленопреклоненно
    Испьём воды из родника.
    Я по тропе вас поведу,
    Она усталость вашу снимет,
    И станем снова молодыми
    Мы у нее на поводу,

    Под вечер сосны запоют,
    Над головой сомкнутся ветки,
    И нам покажется некрепким
    Наш крепкий городской уют.
    И под костра знакомый звук
    Я приглашаю вас к поляне,
    Где бросим между тополями
    Мы скатерть прямо на траву,
    Здесь юность звонкая моя
    Живет, пронизанная солнцем,
    Здесь, может мы и прикоснемся
    К великой тайне бытия.
    Ведущий 1: Несомненно, не каждый представитель бардов ставил перед собой цель призвать людей к экологической ответственности. Эти люди просто пели о лесах и реках, восходах и закатах. Они передавали свое восхищение природой через музыку, тем самым, пробуждая у слушателя уважение к нашей Земле, тягу к ее защите.
    Ведущий 2: Потрясающий гимн в защиту природы, бессмертный хит исполнил всеми известный музыкант Майкл Джексон, – “Earth Song”. (Звучит песня. Видеоклип.)

    Earth Song (Michael Jackson)

    Песнь Земли
    А как же рассвет?
    А как же дождь?
    А как же всё то,
    Что вы нам сулили?
    А как же уничтожение полей?
    Есть ли у нас еще время?
    А как же всё то, что вы называли
    Нашим общим достоянием?
    Вы хоть раз замечали
    Всю пролитую нами кровь?
    Вы хоть раз замечали

    Аааааааааа... аааааааааа...

    Что мы сделали с планетой?
    Посмотрите, что мы наделали!
    А как же мир,
    Обещанный вами единственному сыну?
    А как же цветущие поля?
    Есть ли у нас еще время?
    А как же все наши общие,
    По вашим словам, мечты?
    Вы хоть раз замечали
    Всех детей, которых убила война?
    Вы хоть раз замечали
    Как плачет Земля и рыдают берега?

    Аааааааааа... аааааааааа...

    Когда-то я мечтал,
    Я заглядывал за звезды,
    Теперь я не знаю, где мы,
    Хотя знаю, что нас занесло далеко...

    Аааааааааа... аааааааааа...
    Аааааааааа... аааааааааа...

    Эй, а как же вчерашний день?
    (А как же мы?)
    А как же моря?
    (А как же мы?)
    Небеса обрушиваются
    (А как же мы?)
    Мне нечем даже дышать
    (А как же мы?)
    А как же кровоточащая Земля?
    (А как же мы?)
    Разве мы не ощущаем ее ран?
    (А как же мы?)
    А как же ценность природы?
    (ооо, ооо)

    Это лоно нашей планеты
    (А как же мы?)
    А как же животные?
    (А как же мы?)
    Мы стерли королевства в пыль
    (А как же мы?)
    А как же слоны?
    (А как же мы?)
    Мы потеряли их доверие?
    (А как же мы?)
    А как же кричащие киты?
    (А как же мы?)
    Мы опустошаем моря
    (А как же мы?)
    А как же лесные тропы,
    (ооо, ооо)

    Выжженные несмотря на наши мольбы?
    (А как же мы?)
    А как же Святая земля,
    (А как же мы?)
    Развороченная догмами?
    (А как же мы?)
    А как же обычный человек?
    (А как же мы?)
    Нельзя ли нам оставить его в покое?
    (А как же мы?)
    А как же умирающие дети?
    (А как же мы?)
    Разве вы не слышите их плач?
    (А как же мы?)
    Что мы сделали не так?
    (ооо, ооо)

    Кто-нибудь, скажите мне, зачем?
    (А как же мы?)
    А как же младенцы?
    (А как же мы?)
    А как же дни?
    (А как же мы?)
    А как же вся их радость?
    (А как же мы?)
    А как же человек?
    (А как же мы?)
    А как же плачущий человек?
    (А как же мы?)
    А как же Авраам?
    (Кем мы были)
    И еще раз о смерти
    (ооо, ооо)
    Наплевать ли нам?

    Аааааааааа... аааааааааа...

    Ведущий 1: В современном мире тема экологии становится все актуальнее. А поэтому «зеленые» песни все чаще появляются в массовой музыке. Несмотря на то, что многие композиции исполнены в жанре поп, в них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв - «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!». Трогательность современных экологических клипов наводит лишь на одну мысль - пора что-то менять, иначе совсем скоро футуристические серые картинки станут обычной реальностью. (Звучит песня)

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

    Слова: Вольта Суслова Музыка: Оксаны Бражников





    Все сильнее ощущаю боль утраты,
    Худо с флорою и с фауной разлад.
    А в салатах, говорят, одни нитраты,
    И нитриты в каждой рыбине сидят.

    ПРИПЕВ
    В окружающей среде, в окружающей среде
    Не понюхаешь цветочка,
    Не поплаваешь в воде!
    В окружающей среде, в окружающей среде,
    Не поплаваешь в воде!

    Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
    Все яснее понимаю: быть беде!
    На земле уже природы не осталось,
    И живем мы в окружающей среде.
    Все тревожней на планете год от году!
    И понятно даже-даже комару:
    Или будем мы беречь свою природу,
    Или вылетем в озонную дыру!

    Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
    Все яснее понимаю: быть беде!
    На земле уже природы не осталось,
    И живем мы в окружающей среде.
    Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
    Сами бросились с нахоженных путей.
    Ведь другой такой нигде на свете нету,
    Да и нету у природы запчастей!

    Ведущий 2: Как видите, экологические песни есть в различных стилях музыки. Мы можем не любить тех или иных исполнителей, но подобные композиции вряд ли оставят нас равнодушными. Ведь главная цель «зеленых» песен - достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.
    Ведущий 1: Экологические мотивы не могли возникнуть в древнем искусстве по вполне понятной причине – этой проблемы тогда просто не существовало, а сам человек ощущал себя частицей природы. Однако уже с эпохи позднего возрождения на полотнах живописцев начинает угадываться тревога за чрезмерное вторжение человека в природу. В ХIХ веке обозначились собственно экологические мотивы.
    Мысль о беспомощности человека перед силами природы передана в картине Ф.А.Васильева «Оттепель». Художник подчёркивает зависимость человека от природы, его бессилие перед ней.

    Ведущий 2: Запустение и неухоженность пейзажа видим мы на картине И.И.Левитана «Саввинская слобода перед Звенигородом». Результаты деятельности человека (жилище, улица) выступают здесь как фактор, нарушающий гармонию природы.


    Чувство неясной тревоги выразил Левитан в своей картине «Владимирка». Бесконечная даль, в которой теряется дорога, навевает ощущение, что дорога непростая, что с ней связано нечто тягостное для человека.


    Продолжает тему картина «У омута». Ветхость, заброшенность плотины, ненадёжность перехода по скользким брёвнам. Общий сумеречный тон полотна, хмурое вечернее небо. Исчезающая, словно прячущаяся в кустах, тропинка. Недобрая тишина и тревожная настороженность. Художник сознательно создаёт ощущение «гиблого места» и того, что оно – творение человеческих рук.


    Ведущий 1: Обеспокоенность будущим человечества прослеживается в картине А. Васнецова «Кама». Простор и размах, мощь природы – первоосновы жизни и фрагмент безжалостного, потребительского вмешательства человека в её гармоничный мир. Художник встревожен разрушительными последствиями деятельности человека, отсюда подспудное опасение, что фрагмент этот будет расширен, что вся Земля подвергнется такому разрушению.


    Глубоким философским смыслом наполнена картина К.А.Коровина «Сарай». Бросается в глаза резкий контраст между жизнью леса, который выражает природную силу вечного обновления и не нуждается в человеке, и ненужностью забытого, отслужившего своё, сарая, некогда возведённого на опушке леса. Конечность бытия человека, его дел и вечность природы – такова основная мысль художника.


    Ведущий 2: Экологические проблемы глобального масштаба исследуются современными художниками очень часто. В наши дни художнику требуется не только изображать окружающую действительность и документировать происходящее, но и быть философом, мыслителем, теоретиком и проницательным критиком происходящего. Тогда он будет не просто современником, каких много, а по-настоящему актуальным персонажем. К счастью, пространство творческой среды сегодня намного более расширено. В мире постмодернизма перед мастером открывается масса возможностей.
    Ведущий 1: Красоту можно найти и в самых, казалось бы, невзрачных вещах. Современные художники могут увидеть прекрасное даже в обыкновенном мусоре! Том Денингер (Tom Deininger) без сомнения, является самым креативным из всех художников, которые работают с таким творческим материалом, как хлам и мусор. Его пейзажи и портреты издалека похожи на настоящие картины, написанные красками, но это все лишь искусно выполненные коллажи, которые объединяют в себе самые разнообразные предметы, все, что только художник смог найти под рукой.


    Ведущий 2: Художник-фотограф Крис Джордан фотографирует обычные предметы, как крышки бутылок, лампочки и алюминиевые банки и превращает их в искусство, программными методами перестраивая их для создания одного центрального образа. Однако его произведения такие поразительные и экологически ценные благодаря именно маленьким частям, создающим единое произведение искусства. Например, его работа «Пластиковые крышки» (сверху), созданная в 2008 году, изображает 1 миллион пластиковых крышечек для бутылок. Именно такое количество крышек используется в США каждые шесть часов во время авиарейсов.


    Ведущий 1: Через полотна художников можно не только изучать нынешнию экологическую ситуацию,но и ту которая была много лет назад. В полотнах старинных мастеров живописи нередко можно столкнуться с настоящей фантасмагорией красок, использованных для изображения восхода или заката солнца: небеса словно пылают багровыми, медными, алыми и пурпурными языками пламени. Изучением этого вопроса занялся специалист по физике атмосферы, профессор Кристос Зерефос (Christos Zerefos) из Афинской академии в Греции.
    Ведущий 2: Он и его коллеги из Греции и Германии утверждают, что насыщенность красного в небесах (а точнее, соотношение красного и зелёного) – надёжный показатель степени загрязнённости земной атмосферы. Поскольку цвет заката является результатом рассеивания солнечных лучей частицами в воздухе, то чем темнее красный, тем больше аэрозолей (мельчайших частиц) в атмосфере. Раньше они имели исключительно природное происхождение: пыль и дым образовывались из-за извержения вулканов, лесных пожаров или песчаных бурь.
    Ведущий 1: Возьмём написанное в 1818 году полотно немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich) «Женщина. Восход солнца». Казалось бы, что ещё можно увидеть здесь, кроме условной фигуры женщины, приветственного жеста, обращённого к ещё сокрытому светилу, и небес цвета тёмной охры? Но Зерефос усматривает здесь прямую связь с мощным извержением вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году. На протяжении трёх лет после этого частицы, выброшенные вулканом в воздух, создавали ярко-красные и оранжевые закаты по всей Европе.


    Ведущий 2: Не менее примечательны и работы русско-украинского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), мастера пейзажной живописи. В 1876-1890 годах он создает полотно «Закат». Солнце тяжело погружается в пурпурную пелену туч, но даже безоблачный фрагмент неба как бы изнутри светится оранжевым, словно хвост кометы... Учёные связывают великолепие этого пейзажа с извержением вулкана Везувий в Италии, произошедшим в апреле 1872 года.


    Ведущий 1: Ещё одна картина Куинджи «Красный закат» была написана в 1905-1908 годах. О ней особенно любят поговорить искусствоведы: такое изобилие красного цвета на полотнах не часто встречается! И снова разгадка кроется в извержениях Везувия, который просыпался в октябре 1902 года и затем в марте 1905... Возможно, именно эта вулканическая деятельность и стала источником вдохновения художника, который на протяжении десятилетий настойчиво пытался реализовать восхищение солнцем в «полыхающих» картинах.


    Ведущий 2: Всего исследователи проанализировали 124 заката, написанных европейскими художниками с 1500 по 2000 год. За это время на Земле произошло более 50 крупных извержений вулканов, и насыщенность красного цвета на холстах менялась в соответствии с этими событиями. Кроме того, закаты последовательно становились всё краснее и краснее, начиная со времён промышленной революции, - причём даже в те периоды, когда вулканы спали. Художники, даже не подозревая об этом, составили летопись антропогенного загрязнения атмосферы.
    Ведущий 1: У каждого кино-течения есть свои «столпы». Фильмы, с которых все началось. И хотя ученые говорят об изменении климата и его последствиях начиная с середины 1980-х, до масс - документального кино (если о таком можно говорить) эта тема дошла в середине 2000-х. Так что это за фильмы, после которых разговор о глобальном потеплении, проблеме мусора, чистоты и безопасности воды вышли за пределы лабораторий и кабинетов? И видели ли вы «фильмы-основатели» эко-кино-движения?
    А какие фильмы оказались «поворотными» для вас?
    Ведущий 2: НЕУДОБНАЯ ПРАВДА (AN INCONVENIENT TRUTH)
    Режиссер Дэвис Геггенхайм, при участии бывшего вице-президента США Эла Гора. США, 2006
    Ученые спорили о глобальном потеплении и до этого фильма. Но спорили между собой, в специализированных журналах и серьезных конвенциях, обмениваясь диаграммами и расчетами. Эл Гор сделал удивительное – он разъяснил все это доступным языком. Он собрал факты, мнения, результаты исследований, добавил красивых картинок и анимации, вставил хорошую музыку (песня к этому фильму выиграла Оскар), и у него получилось то, что Американский институт кино назвал его одним из крупнейших событий года.
    Фильм получил еще один Оскар в номинации «Лучший документальный фильм», а самого Эла Гора, в итоге, наградили Нобелевской премией мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».
    После «Неудобной правды» документальное кино на экологические темы становится все более и более популярным жанром. Хотя мнения экспертов-экологов до сих пор делятся как за, так и против работы Гора.(Трейлер)
    Ведущий 1: ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (STORY OF STUFF)
    Режиссер Анни Леонард. США, 2007 год
    Это двадцатиминутный мультик, который с 2007 года доступен онлайн, в том числе, и на русском языке. Мультик откровенно осуждает чрезмерное потребительство и мягко намекает на устойчивое развитие. Фильм – поразительный по своей простоте и фактам, сегодня показывают в школах, университетах, корпоративных тренингах. Создатели подсчитали, что уже к 2009 году фильм показали в 228 странах, где его посмотрели более 12 миллионов человек.
    Как и любой фильм, который обнажает острую тему, «История вещей» до сих пор вызывает споры. В 2009 году The New York Times посвятил ему первую полосу. В США, пока в одних школах учителей награждали за показ этого фильма, в других обвиняли учителей в «левой» пропаганде и не уважении к американским ценностям.
    К «Истории вещей» прибавились «История пластиковых бутылок» и «История элеткронного мусора», а сейчас проект взял новое направление и рассуждает о воде, земле, праве принимать решения и демократии. (Трейлер)
    Ведущий 2: ДОМ (HOME)
    Режиссер Ян Артус-Бертранд, Люк Бессон. Франция, 2009 год
    Без этого фильма не обходится не один список. А еще - этот фильм - одиа из немногих картин, которую смотрели даже те, кто не очень включен в эко-разговор.
    5 июня 2009 года во Всемирный день окружающей среды фильм «Дом» одновременно показали на открытых площадках в 87 странах мира. Ян Бертранд – известный фотограф – снял весь фильм с борта вертолета. Его команда облетела 53 страны, показывая и рассказывая о том как красива наша планета с высоты птичьего полета, и как она беззащитна перед человеческой деятельностью. Некоторые кадры настолько откровенно доказывали, что государства могут сделать со своей землей, что, например, в Индии половину материала конфисковали, в Аргентину съемочную команду посадили на неделю в тюрьму, а в Саудовской Аравии и Китае просто отказали в проведении съемки. Сам Бертранд говорит, что все комментарии в фильме основаны на известных и доступных фактах и цифрах. (Трейлер)
    Ведущий 1: Основной элемент. Антропогенный фактор.
    Россия, 2014 год
    В последнее время всё чаще встречается сценарий апокалипсиса, где главную роль сыграет не природная катастрофа, а люди. Неужели люди стали настолько могущественны, что способны уничтожить целую планету? Динозавры доминировали на планете гораздо дольше людей, но внезапно исчезли при загадочных обстоятельствах. Существует много теорий, но ни одна не может объяснить того, что произошло с динозаврами. В общей сложности на нашей планете произошло десятки масштабных вымираний. В 21-ом веке среди популярных версий конца света почти не фигурируют природные процессы. С каждым годом становится больше вероятность того, что человек сам уничтожит себя. Учёные подсчитали, что атомные АЭС могут принести угрозу человечеству только в том случае, если все 400 существующих на земле атомных реактора взорвутся одновременно. Вероятность такой катастрофы очень ничтожна. Конец света по вине атомной энергетике - миф. Сейчас в атмосферу попадает почти вся таблица Менделеева. По вине человека страдает озоновый слой атмосферы. Физики составили несколько сценариев глобального потепления. Самый худший вариант подразумевает, что количество заводов, машин и мусора будет расти как и сейчас. Тогда к концу 21-го века среднегодовая температура поднимется на 4 градуса, а к концу 23-го века уже на 8 градусов. Земля уже вошла в режим быстрых изменений. (Трейлер)
    Ведущий 1: На сегодняшний день создано и создается огромное количество анимационных фильмов на самую разнообразную тематику, рассчитанных на различные возрастные и культурные группы зрителей. Западными и отечественными мультипликаторами особое внимание уделяется экологической проблематике.
    Ведущий 2: ВАЛЛ-И (WALL-E)
    Режиссер Эндрю Стэнтон. США, 2008 год
    Научно-фантастический мультик, который часто всплывет в голове, когда начинаешь рассуждать о будущем. Тут тебе и Земля, на которой из-за огромного количества неперерабатываемых отходов нельзя жить, и люди, которые проводят 24 часа, уставившись в крошечный экранчик перед ними, не могут ни ходить, ни работать. Красивый и смешной мультик, который не хочется, чтобы стал реальностью. (Фрагмент)
    Ведущий 1: «Принцесса Мононоке»
    Режиссер Хаяо Миядзаки. Япония, 1997 год
    Хаяо Миядзаки часто в своем творчестве поднимает тему экологии. Один из наиболее любимых зрителями и, пожалуй, самый кассовый мультфильм режиссера «Принцесса Мононоке» - не исключение. Главный герой Ашитака попадает в загадочную страну, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши, вырубая лес и портя все вокруг себя, воюют с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами. И только доброе сердце Ашитаки и дружба с лесными жителями может спасти этот волшебный мир. (Фрагмент)
    Ведущий 2: «Это совсем не про это»
    Режиссер: Александр Федулов, 1984 год
    Советский сатирический мультфильм «Это совсем не про это» изначально создавался для взрослых. В центре сюжета трёхминутного мультика – корова, которая изо дня в день пасётся на мусорной свалке. Здесь она питается объедками и мусором, пьёт воду из реки, в которую сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами. Вскоре за коровой приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать её домой и подоить. Но какое молоко может дать животное после такой прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удаётся надоить только канистру бензина. Полученное топливо она заливает в свою машину и уезжает по делам. Мультик в ироничной манере напоминает людям о том, что загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьёзными, зачастую, необратимыми последствиями. (Фрагмент)
    Ведущий 2:
    Природа танца – в танцах от природы.
    Под ветром ива – будто балерина.
    И человек под ветром несвободы
    Податлив, как танцующая глина.

    Но танец, растворимый, словно кофе,
    У глины проявляет твердь гранита,
    Когда любовь тождественна Голгофе,
    И память пляской ветра не сокрыта.
    Ведущий 1: Рождение танца произошло вместе с миром, тогда как возникновение всех остальных искусств, стало результатом изобретений человека. В этом мире в круге танца находиться все, в том числе и атомы, простейшие молекулы и конечно живые организмы. Говоря другими словами все, что относится к живой и неживой природе. (Танец)
    Ведущий 2: Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние.
    Ведущий 1: Но, развиваясь, танец всё более удалялся от жизненной первоосновы и приобретал обобщённо-условный характер, наполняясь своеобразными символами, знаками, кодами. Хореография научилась одним штрихом, одной деталью изображать целое (руки, поднятые над головой и напоминающие оленьи рога, - символ самого оленя); она собрала большой фонд лексики и рисунков, где каждое движение и построение участников на плоскости, несущие первоначально конкретную функцию и понятный всем смысл (притопы как способ пробудить весной землю от сна, круг как отражение солярного культа и т.п.), приобрели затем условно-обобщённый характер. Учась передавать приметы внешнего мира, человек в то же время хотел танцевальными средствами воплотить и своё отношение к нему, свой внутренний мир.
    Ведущий 2: Человек старается выразить через танец красоту природы, донести зрителям красоту зеленого леса, шум волн, пьянящий аромат лета или завораживающий хруст снега под санями, научить ценить окружающую среду, край в котором они живут.
    Ведущий 1: Красота природы показана и в классическом балете. «Балетмейстер должен знать природу - как ее красоты, так и ее несовершенства. Это знание всегда поможет ему определить, что именно следует в ней выбирать», - писал Новер. Далее он указывал, что только зная жизнь, хореограф сможет найти для своего произведения ту долю правды, которая даст возможность раскрыть ее подлинные черты на сцене: «Ближе к природе, - и произведения наши станут прекрасными».
    Ведущий 2: Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета. (Фрагмент из балета)
    Ведущий 1: Современный балет также очень часто обращается к теме экологии. Балет Натальи Гуслистой «Стелла» один из них. Постановка рассказывает историю нашей планеты с её появления – зарождение жизни на Земле, первые люди, первые человеческие сообщества, разрушение гармонии, распри, войны, экологические потрясения... Эти глобальные темы тесно переплетены с трагической историей двух влюбленных – Астрофила и Стеллы, которые теряют друг друга на Земле и ищут в иных мирах.
    Ведущий 2: И содержание балета «Стелла», и сама техника танца настраивают зрителя на размышления о связи человека и природы, о любви к своей планете, о вселенском счастье, которое должно существовать в жизни каждого человека, но многие из современных людей утратили это чувство. «Жизнь – самое ценное, что есть, самое прекрасное, но разрушение экологии отбирает у нас здоровье и жизнь, будущее наших детей и наше настоящее. Мы обязаны думать об этом каждый день, утром и вечером. Мы должны говорить об этом постоянно, поднимать проблему на самом высоком уровне и находить ее решения», – так считает постановщик балета «Стелла» Наталья Гуслистая. (Фрагмент из балета)
    Ведущий 1: Видя ту красоту, которую даёт нам природа, ощущая то беспредельное восхищение простотой и величием её творений, невольно думаешь – вот оно, настоящее искусство, шедевральный апофеоз творческой чувственности, к которому, наверное, стремится любой творец. Бывая на природе, каждый из нас думал, что природа – лучший художник, природа – лучший композитор. Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика – всё это оборачивается какой-то неповторимой симфонией. Не зря движения в защиту окружающей среды почти всегда неразрывно связаны с различными творческими акциями – ведь думая о природе, невольно думаешь об искусстве.
    Ведущий 2: Чтобы в мире не возникало экологических проблем, сам человек внутри должен быть экологически чистым, сохранять в себе человека, доброе отношение к окружающему миру, а помогает ему в этом искусство в чем сегодня мы с вами и убедились.
    Сорвал цветок, и он завял в руке,
    Поймал жука - он умер на ладони,
    И пенье птиц в небесном «далеке»
    Напомнило о колокольном звоне.
    Застыло сердце, понимая вдруг,
    Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
    Что гибнет он от грубых наших рук,
    Что миг добра не может быть просрочен
    И совершенства хрупкое стекло
    Лишь издали нам наблюдать возможно.
    Чтоб ещё долго тайною влекло,
    Прекрасного касайся осторожно.
    Не рви цветок, и не лови жука,
    И не топчи созданья под ногами,
    Любуйся красотой издалека,
    И красота тогда пребудет с нами.
    Ольга Романенко «Красота»



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: