Самые важные церковные праздники. Самые важные православные праздники

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.

Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве

Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:

  1. Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
  2. Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
  3. Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
  4. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.

Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.

Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.

В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.

Рождество Христово

Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.

Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.

Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.

Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.

Крещение Господне

Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.

Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.

Сретение Господне

Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).

Вход Господень в Иерусалим

Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.

С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.

Вознесение Господне

Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.

Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.

День Святой Троицы

Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.

В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.

Преображение Господне

Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.

Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.

Успение Богородицы

Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.

Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.

Нашего Иисуса Христа

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "приход", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Господь наш Иисус Христос, как предсказано было пророками и Самим спасителем, воскрес, воскрес в третий день по смерти Своей и погребении.

Несмотря на все предосторожности, принятые иудеями, чтобы воспрепятствовать исполнению слов Спасителя, на третий день Его смерти - с субботы на первый день недели, в раннее утро "еще сущей тьме" сделалось великое землетрясение, и Ангел Божий сошел с неба и отвалил камен от двери гроба. Стражи, поставленные иудеями у гроба, пришли в ужас и упали на землю, как мертвые. После свершения этого великого чуда, пока было еще темно, жены-мироносицы пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса ароматами, но гроб был открыт, камень отвален, и на нем сидел Ангел, который сказал устрашенным женщинам: "Не бойтесь! Что ищете между мертвыми? Его нет здесь! Он воскрес! Вспомните, как Он говорил, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть в руки человек грешных и быть распяту, и в третий день воскреснуть"

В то же утро Сам Иисус явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам, встретившим Его на пути. Он сказал им: "Радуйтесь!", и они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. В тот же самый день Господь явился їм: сперва двум ученикам, пришедшим в селение Эммаусь, а потом всем апостолам, когда они между собою вели беседу о Иисусе Христе (они были у гроба и первые поверили воскрешению Христа). В течение сорока дней после воскресения Господь являлся ученикам Своим, изъяснял им Писание и, обещая Свою милосердную помощь, повелевал им проповедовать во всем мире Его божественное учение.

Воскресение Христово, празднуемое в Светлое воскресение Пасхи, является для христиан самым радостным и торжественным событием, потому что дает нам надежду, что через веру в воскресшего Иисуса Христа и мы воскреснем и получим жизнь вечную.

Праздник Воскресения Христова - древнейший из всех христианских праздников; совершается торжественно со времен апостольских и, но постановлению первого Вселенского Собора, празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Празднование Святой Пасхи продолжается семь дней.

2. Двунадесятые непереходящие праздники

2.1 Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, лежащем на откосе горы, на расстоянии трех дней пути от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка, как Назарет; "от Назарета может ли что добро быти", - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий пророк Иисус. Согласно предсказаниям пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки царя Давида теряли постепенно свои права, и когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду. Когда наступило железное, все разбивающее царство Римское, когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи осознали, что седмицы Данииловы приходят к концу, и с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит господство над другими народами.

В Назарете жила благочестивая чета - Иоаким и Анна. Иоаким происходил от колена Иудина, царского племени; Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери - Мария, София и на. У Софии была дочь Елисавета, которая стала матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны перед Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута, любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам; остальное же оставляли для собственных потребностей.

Они были счастливы, но бесчадие преисполняло скорбью их сердца: по понятиям того время - бесчадие считалось бесславием и тяжелым низанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда стать орудием спасения человеческого рода через рождение обещанного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели тяжесть бездетства.

В великие праздники они ходили в Иерусалим. Ко дню обновления храма пришел туда Иоаким, чтобы принести жертву. Но архиерей Иссахар отверг приношение Иоакима и, укорив его бесчадием, сказал: "Господь, ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя свое благословение".

Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно, и он не возвратился домой, а ушел в пустыню. Сорок дней и ночей плакал, постился, молился, взывал к Богу, чтобы даровано было ему чадо в старости.

В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Сидя под лавровым деревом, она не переставала плакать и молиться с непоколебимой верой, что Бог силен невозможное сделать возможным! В это время, подняв глаза к небу, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами. Ещесильнее полились из ее глаз слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: "Горе мне, одинокой, - вопияла она, - все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я какстепь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою!"

Вдруг перед ней явился ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и Ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру". Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: "Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя его". И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим воздать хвалу и благодарение Всевышнему. Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой, с твердой верой, что получат по обетованию Господа.

Пресвятая Дева Мария родилась в малоизвестном местечке Назарете от униженного, некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже блеск своего величия. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира. Вечная премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.

По обычаю иудейскому, на 15-й день после рождения дано было Ей имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит по-еврейски - "госпожа", "надежда". Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей. В воспоминание рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен 8 сентября. Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы обратилась в радость.

В порядке церковного богослужения празднование Рождества Пресвятой Богородицы продолжается шесть дней: с 7 сентября предпразднество, а 12 сентября - отдание праздника. (Лук., 10: 38 - 42; 11: 27-28).

Примечание. Как правило, в день этого праздника женщины, которые из-за какой-либо болезни не могут иметь детей, молятся Пресвятой Богородице о своем исцелении и о скором зачатии. Кроме того, в этот день можно обращаться к Божией Матери с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

2.2 Воздвижение честного и животворящего креста Господня

Этот праздник первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня (в 326 году) равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (в 620-е годы). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал, Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: "Господи, помилуй!" От этого поднятия Креста и праздник получил название: Воздвижение Креста Господня. Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за народ христианский.

Праздник Воздвижения продолжается в Православной церкви с 18 по 21 сентября. Накануне праздника за всенощной Крест выносят из алтаря и возлагают на аналой на середину церкви для поклонения молящихся.21 сентября Крест опять относят в алтарь.

2.3 Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх.38; 1 Цар.1, 28; Лк.2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Примечание. В этот праздник к Пресвятой Богородице можно обращаться с любым

Молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

2.4 Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь". Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов.

На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.

Поклонение волхвов. Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлиеме, из далекой восточной страны пришли в Иерусалим волхвы и спрашивали: "где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему"?

Царь Ирод, услышав это, очень испугался думая что новый царь отнимет у него престол и поэтому решил его убить. Он позвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: "где должно родиться Христу". Они отвечали: "в Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея". Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, узнал у них время явления звезды и сказал им: "идите в Вифлеем и узнайте о Младенце, и когда найдете Его, сообщите мне чтобы я мог поклониться Ему." Волхвы пошли в Вифлеем, и звезда шла перед ними и привела к тому месту, где был Младенец Иисус. Волхвы поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну (благовонная смола). Потом они хотели идти в Иерусалим к Ироду, но во сне получили указание от Господа и вернулись другой дорогой в свою страну.

Когда Ирод узнал, что волхвы обманули его, рассердился и послал воинов убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже. Воины пошли и убили четырнадцать тысяч младенцев. Ирод рассчитывал, что в том числе будет убит и родившийся Царь. Но Иосиф и Мария, по указанию ангела, заранее ушли с Младенцем в Египет и возвратились оттуда в Назарет только после смерти Ирода.

православный праздник пасха апостол

2.5 Сретение Господне

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк.2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа.

По закону Моисееву (Лев.12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Примечание. На второй день Сретения Господня, 3 февраля, Церковь совершает память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

2.6 Благовещение Пресвятой Богородицы

Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах".

Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: "Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус". Дева Мария в недоумении спросила: "Как это может быть, когда я не замужем"? Архангел ответил Ей: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим". Дева Мария со смирением сказала: "Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему". И ангел отошел от Нее.

2.7 Преображение Господне

Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "встаньте, не бойтесь"! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

2.8 Успение Пресвятой Богородицы

После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

3. Двунадесятые переходящие праздники

3.1 Вход Господа в Иерусалим, или Вербное воскресенье

За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних"! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: "Осанна Сыну Давидову"!

Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи. Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.

3.2 Вознесение Господне

В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо". Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим.

Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир (Ин.16,8-10).

Грех, содеянный человеком, внес тление смерти, сделал невозможным вечное блаженство человека на земле. Тело, восприявшее семя тления, должно было разрушиться, умереть, потому что ""тление не наследует нетление"" (1Кор.15,50). Самый грех, бывший жалом смерти, ее источником, не мог уничтожиться без разрушения тленного тела, т.к. душа падшего человека как бы вся растворилась в плоти и плоть сделалась седалищем греха. И земля через грех человека стала жилищем тления, прилепив к себе сердце человека страстями, ею возбуждаемыми, а потому ""земля и все дела на ней"" должны некогда сгореть, стихии растаять, разрушиться, чтобы явились новое небо и новая земля (2Пет.3,10-13), жилище праведных.

Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг.

3.3 День св. Пятидесятницы, или Троицын день

Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

4. Великие праздники

4.1 Покров Пресвятой Богородицы

"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за сны молится Богу: ангелы со архиереями покланяются, апостолы же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

Воздвижение креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы

Святые апостолы Петр и Павел

День Святой Пятидесятницы

Вознесение Господне

Вход Господень в Иерусалим

Благовещение Пресвятой Богородицы

Сретение Господне

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Цели: воспитывать в учащихся нравственные ценности в духе русских православных традиций, воспитывать чувство патриотизма; знакомить с историей русской православной культуры.

Январь

Согласно версии, месяц назван в честь бога Януса, языческого бога всех дверей и ворот, входов и выходов, истоков рек, начала всех начал, покровителя путешественников и моряков. Изображали его с двумя лицами - Янус двуликий - одно из которых было обращено в прошлое, другое - в будущее. Поэтому месяц, который стоял в конце одного года и в начале другого, был назван январем - месяцем Януса.

«Январь - год начинает, а декабрь кончает».

«На Новый год к свету (весне) поворот».

«На Новый год день прибавляется на заячий скок (куриный шаг, на час)».

Январь на Руси называют Васильев месяц (в честь святителя Василия Великого).

13 января - Васильев вечер (Старый новый год). По народным приметам, Васильев день - Новый год - зиме поворот. Василий - покровитель свиноводов. «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого - свиную голову на стол» (В. И. Даль).

Рождество Христово

7 января - Рождество Христово, день, когда родился Иисус Христос. Это один из самых главных праздников для верующих людей.

Пастухи поверили что этот Младенец - действительно ожидаемый Спаситель - Христос Господь, который спасет человеческий род от гибели. И когда ангелы отошли от них на небо, пастухи быстро отправились к пещере, чтобы поклониться Младенцу. После этого они вернулись к стадам своим, славя Господа.

В ту же ночь мудрецы, пришедшие с востока, увидели в небе на востоке новую звезду - знак родившегося Царя Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему. И Звезда, которую они видели, шла перед ними и довела до Вифлеемской пещеры, и, спустившись с высоты к земле, засияла над Божественным Младенцем. Три царя-мудреца низко ему поклонились, за это Божия благодать просветила сердца им, и те поверили, что этот Младенец есть Бог. Открыли мудрые волхвы сокровища свои и принесли Ему дары.

В этот вечер на Руси читали вечернюю молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Одной из рождественских традиций было славление Христа. Слав- лением Христа занимались и дети, и взрослые. Христославов, коля- довальщиков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Ходили ряженые, гадали; люди веселились, катались на санях, играли, пели песни.

Рождественские песни

Торжество, торжество,

Нынче праздник Рождество!

С неба ангелы слетают

Пастухам они вещают:

«Дар спасения принес

Дорогой Христос».

Рожество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово -

Вечной жизни свет!

Темной ночью в Вифлееме

Родился Христос.

Нынче радуйтесь со всеми -

Мир он нам принес!

И взошла звезда большая

В синих облаках,

Все дороги освещая,

Прогоняя мрак.

Коляда-моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Крещение Господне

19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание крещения Иисуса Христа на реке Иордан. В день Крещения прорубь на водоемах называется «иордань» в честь этой реки.

Накануне, 18 января, отмечается крещенский сочельник, происходит водосвятие. С 7 по 18 января - Святки. В эти дни все крестьянские девушки гадали, пытались узнать свое будущее:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...

В. А. Жуковский.

И в крещенский сочельник, и в день Крещения - Святого Богоявления - проводится водосвятие - освящение воды. Освященная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоемах принято принимать обряд Крещения - опускаться в прорубь иордань, очищаться от грехов. Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После Крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте.

Февраль

Его название связано с ежегодным обрядом очищения в Древнем Риме - Februa. Старинное русское название - «лютый» (злой, морозный). Народные приметы и поговорки характеризуют его образно и четко: «Февраль лютый, спрашивает как обутый», «Вьюги да метели под февраль полетели», «Февраль три часа прибавил» (день увеличился на три часа), «Февраль-бокогрей воду подпустит, март подберет», «В феврале у нас в оконце засверкало ярче солнце».

Сретение господне

Сретение Господне отмечают 15 февраля в воспоминание принесения Иисуса Христа Пресвятой Марией в храм Иерусалимский. По обычаю сына-первенца посвящали Богу на сороковой день после рождения, при этом приносили жертву очищения - овна, тельца, двух горлиц или двух птенцов голубиных.

Дева Мария и праведный Иосиф принесли Богомладенца Христа в храм Иерусалимский, где ждала его удивительная встреча («сретение»).

Святой праведный Симеон предсказал Марии крестную смерть Ее Сына и Её будущие страдания.

По старинному обычаю в России в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек - предвестников весны. «Зима с весной встречается впервой», «От воробья стена мокрая» (воробьи в лужицах купаются).

Март

Этот месяц назван в честь бога войны Марса. Старинные русские названия марта - протальник (появляются проталины), бе- резозоль, берзень, соковик (начинается сокодвижение у деревьев), В марте начинаются оттепели, но по ночам подмораживает: «В марте и курочка под порожком напьется», «С крыш капает, а за нос цапает», «И в марток наденешь двое порток», «Мороз невелик, а стоять не велит».

Масленица

Масленица когда-то была языческим праздником в честь бога солнца Ярилы (блин - символ солнца), сохранилась в христианстве как последняя седмица (неделя) перед Великим Постом. Это веселый народный праздник. Он отмечается в феврале - начале марта, представляет собой проводы зимы и встречу весны. Масленица - сырная седмица (неделя), когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Масленица отмечалась очень весело - катались с гор на санках, пели песни - звали Масленицу, штурмовали снежные городки. В конце праздника люди сжигали соломенное чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Масленичные гулянья длились неделю, каждый день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечорки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, или Прощеное воскресенье. В этот день ходили друг к другу в гости и просили прощения: «Прости меня!» - «Бог простит!».

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица-объедуха - деньгам приберуха», «Не все коту масленица, будет и Великий Пост». О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок: «Зять на порог - стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять на двор - блины на стол». Подавали пироги, а самое главное - блины со сметаной, медом, вареньем, семгой, икрой.

Стихи-заклички

Как у нас на Руси

В эти дни блины пекли,

Зиму провожали

Масленицу привечали!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Душа ты моя, Масленица,

Раскрасавица Масленица!

На широкий двор

Приезжай ко мне в гости,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько!

С блинами, с каравайцами, с вареничками,

С сыром, маслом, калачом

и с печеным яйцом,

Добро пожаловать!

Милости просим!

Масленка, обманщица,

Обманула, провела -

До Великого Поста довела.

Через семь недель

Будет светлый день,

Будем яйца красить,

Будем пасху святить!

Великий пост

Великий Пост начинается после Масленицы и продолжается семь недель.

Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви, а до настоящего времени сохранилась в основном в православии. Пост - это вовсе не диета, необходимая для сохранения здоровья физического, но соблюдение умеренности во всем во имя здоровья нравственного. Пост Святой четыредесятницы и Страстной седмицы называют Великим по особой важности и великости его установления, и соблюдается он в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню.

Апрель

Его название происходит от слова aprikus, что значит «согретый солнцем», и aperire, что означает «раскрывать», «открывать», «расцветать». В это время природа, согретая солнцем, открывается теплу и свету, раскрываются на деревьях почки, расцветают цветы. В России апрель имеет и другие народные названия - снегогон, зажги снега, заиграй овражки. Еще более выразительное определение и характеристику находим мы у В. И. Даля: «Апрель сипит да дует», «Апрель обманет, под май подведет, а май - ай, ай, и тепель да холодень» «Апрелевы затеи - холода», «Апрель водою, май травою (богат)».

Благовещение

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Это молитва Пресвятой Богородице называется ангельским приветствием, потому что архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела Благодать у Бога и родит Спасителя мира.

Праздник Благовещения (7 апреля) один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Как правило, он приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если праздник не совпадает со средой или пятницей.

По народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на небесах, на земле и в аду. Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила, крота Бог потому ослепил, что на Благовещение землю копал; под дымом не сидят, то есть горячего ничего не готовят, печи не топят.

В какой день Благовещение, в тот день никакого дела на начинают. Каково Благовещение проведешь, так и весь год. По народным приметам, весна зиму поборола. Покров не лето, Благовещение не зима. Черногуз прилетает, медведь из берлоги встает. Если ночь на Благовещение теплая - весна дружная. На Благовещение дождь - родится рожь. Мокрое Благовещение - грибное лето. Гроза на Благовещение - к теплому лету и к урожаю грибов; сухо - к пожарам. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.

Страстная седмица (неделя)

Предпасхальная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения, почему и называется Страстной или Великой. Каждый день Страстной седмицы называется Великим по великости и знаменательности событий, каждый день исполнен особого смысла и значимости.

В Великий Четверг Христос на вечере установил Таинство Святого Причастия. Поэтому и называется оно Тайною Вечерею.

Приняв причастие, Он простился с Его учениками, а перед Причастием ошеломил всех, заявив, что знает о будущем предательстве одного из Его учеников.

Прощаясь с учениками, Христос сказал: «Заповедь новую даю, да любите друг друга: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Иоан. 13, 33-34)

В пятницу Христос был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть.

Последние дни Страстной недели: Великий Четверг - духовное очищение - Принятие Таинства Святого Причастия, Страстная Пятница - страдания Иисуса Христа, Великая Суббота - день скорби, наконец, Светлое Воскресение Христово - символически отразились в народных традициях, обычаях, обрядах, пасхальном столе.

У православных существовало множество обычаев, обрядов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг в народе называют «чистым», и не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был, например, широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание водой в бане до восхода солнца. В стихах Сергея Есенина есть строки, напоминающие об этом:

«Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья».

В Великий Четверг красили яйца (крашенки) и расписывали яйца (писанки). Красное яйцо есть символ Воскресения и Искупления человека. Крашенки и писанки в старину нередко представляли собой настоящие шедевры народного искусства. Яйца окрашивали во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, символические знаки, писали различные изречения.

Освященному в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно якобы помогало в сердечных делах, спасало дом от пожара, оберегало от града, защищало домашних животных от болезней. Обычай катания яиц по земле якобы способствовал плодородию. Крестьяне, например, поглаживали красным яйцом лошадь, корову, приговаривая: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко»

Светлое Христово Воскресение

Ушла, ушла зима седая,

И оживают поле, лес.

Луг зеленеет, глаз лаская.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил от греха весь род человеческий: Он принес себя в жертву и за живых, и за умерших.

Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков.

Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскрешении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос Воскресе?» и отвечали: «Воистину Воскресе!». Взаимное лобзание - в память всеобщего прощения, примирения, выражения любви.

Раньше существовал обычай, являясь к важному лицу, дарить ему что-либо в знак уважения и почитания. Состоятельные люди приносили в дар золото и драгоценности, люди бедные приносили яйца домашних птиц, фрукты. Именно этот обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!».

Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:

В это так же трудно поверить, как в то, что белое яичко может стать красным!

И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция употребления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стала самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.

В каждом доме готовились к Светлому дню. В Великую Пятницу готовили обрядовые куличи и пасхи.

Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич. В отличие от теста для пирогов, куда не желательно класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и также много сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго не черствеют.

К числу обрядовых блюд для пасхального стола относится пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На творожной пасхе должна быть надпись «ХВ», а также изображение креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.

К Святому дню на Руси было приурочено много добрых обычаев. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Было принято выкупать должников из тюрьмы. Люди состоятельные, купечество не скупились на угощение, люди бедные, малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить их на волю.

Особенно веселились дети и молодежь. Катали крашенки по земле, по желобу, играли в «битки».

Можно было поиграть в «волчок». Крутят яйца, у кого яйцо крутится дольше, тот выигрывает и может забрать яйцо соперника. Интересна игра «перекати яйцо». Перекатывали яйцо по одежде с левого рукава на правый: кто быстрее?

На Пасху звучал над Москвой малиновый колокольный звон. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали всех желающих, особенно тех, кто не имел возможности сделать это сам, привечали нищих, убогих, больных.

Май

Май назван именем древнеримской богини гор и плодородия Майи. В эту пору луга, поля, леса, горы обновляются зеленым покровом травы, листвы, цветов. Старинное русское название мая - травень. Об этом напоминают пословицы и поговорки: «Апрель с водою, май с травою», «Майская трава и голодного накормит». Майская погода неустойчива: то тепло, то холодно: «Бывает май - под кустиком рай, а то май - коню сена дай, а сам тулуп надевай (на печь полезай)». От погоды зависела жизнь человека, достаток в доме и хлеб насущный на каждый день. «Не пиры пировать, когда хлеб засевать», «Рад бы жениться, да май не велит», «В мае добрые люди не женятся», «В мае жениться - век промаяться».

И все же май - самое красивое время года. Кукует кукушка, поет соловей. «Малая птичка соловей, а май знает», «Ласточка день начинает, а соловей кончает», «Май придет - последний лист дуб развернет».

Вознесение Господне

Православная церковь празднует Вознесение Господне в четверг шестой седмицы - на сороковой день после Пасхи.

Вознесение Господне для верующего человека имеет большое духовное значение: Господь воскрес и вознесся на Небо, чтобы широко раскрыть для нас двери Царства Божия.

По традиции на Вознесение пекут пироги с зеленым луком и непременно символические лесенки. Лесенки - это удлиненной формы хлеб, булки, пироги, кулебяки с украшениями в виде надрезов, поперечинок, перекладинок, как бы лестничных ступенек.

Кстати, сегодня мало кто знает, что прообразом обычного нарезного батона удлиненной формы была лесенка. Можно только порадоваться живучести народных традиций, которые сохранились также и при оформлении пирогов и кулебяк.

Июнь

Июнь назван в честь древнеримской богини плодородия Юноны - покровительницы женщин и брака, жены Юпитера, бога неба, света и дождя. Июнь как в древнеримском календаре, где он связан с богом света и неба, так и в древнерусском называли свето- заром, то есть озаренным светом. После долгой, холодной и темной зимы приходят, как подарок судьбы, озаренные светом дни и ночи - волшебные белые ночи, воспетые Пушкиным.

Июнь - хлеборост, розанцвет, а от работы отбою нет. «В июне на дворе пусто, а на поле густо».

День Святой Троицы

На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница). Накануне, в субботу, отмечается Троицкая родительская суббота, поминовение усопших. Вслед за Пятидесятницей, в понедельник, - День Святого Духа. На Руси праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

Июль. Июль носит имя римского императора Гая Юлия Цезаря, реформатора календаря. Страдник, сенозарник, липень, ягодник, грозник, маковка лета - так исстари называли июль. «В июле в закромах пусто, а на-поли густо»; «Июль косит и жнет, долго спать не дает»; «Не топор кормит мужика, а июльская работа». «Июль - в полном разгаре страда деревенская...»

В июле цветет лучший медонос - липа, поэтому исстари месяц называли «липень». На полянках искорками зарделась земляника, на опушках леса высыпают белые грибы, подберезовики, под густыми елками - черные грузди, а в бору наливается живительным соком черника. Первые подарки щедрого лета - молодой картофель, огурцы, зелень.

Петров день

12 июля православная церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла, а в народе этот праздник называют Петровым днем. Ему предшествует Петров пост.

С этого дня - красное лето, зеленый покос: «Всяк, кто дорос, идет на покос», «Час упустишь, годом не наверстаешь», «Летом не вспотеешь, зимой не согреешься», «Лето - припасиха, зима - подбериха», «Сперва все припаси, а после в рот понеси». Потому и работал человек в поте лица, зарабатывая свой кусок хлеба. «Велика честь, коли нечего есть, а как хлеба край, так и под елью рай». 12 июля - «Петр и Павел жары прибавил». Зной идет в гору, а день становится короче: «Петрок час уволок». Птицы уже не поют, цветы не цветут. На деревьях можно заметить первые желтые листья. Появляются первые плоды нового урожая.

Август

Как известно, седьмой месяц был назван именем Юлия Цезаря. Его внучатый племянник Август, придя к власти и, «не желая быть обойденным, назвал следующий месяц августом. Однако в те времена восьмой месяц имел только тридцать дней, а Август не хотел, чтобы месяц, названный его именем, был короче, чем месяц, названный в честь Юлия Цезаря. И он взял один день из февраля и добавил к августу» (Дейл Карнеги). Старинные названия августа - жнивень, серпень, густарь (всего довольно, густо, обильно едят). Народная мудрость характеризует август так: «Август - собериха да припасиха», «В августе серпы играют, вода холодит», «Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять».

14 августа - первый (медовый, маковый) Спас - начало Успенского поста. Собирают мед, мак. В этот день пекут пироги с маком, едят блины с медом и маком, булочки с маком. «Мачёк с медом - усы оближешь», «Бублик с маком - всем лаком». Лето клонится к закату, вода «цветет», уже не купаются, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Для селянина - это страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Проводы лета.

19 августа - второй (яблочный) Спас, Преображение. Погода преображается. В праздник Преображения благословляют виноград и колосья пшеницы, освящают в церкви садовые и полевые плоды. Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды мелки, зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, духовно созревает, проникается светом Божьим. Самый же главный плод - наше духовное преображение.

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста. Начало первого бабьего лета.

29 августа - третий (хлебный, орешный) Спас. Окончание уборки хлеба - дожинки. Созревание и сбор орехов. Отлет ласточек и журавлей. «Бабам в августе праздник - жатва, а с сентября и бабье лето!».

Сентябрь

Сентябрь (от латинского septem - семь). В Древнем Риме сентябрь был первоначально седьмым месяцем. Старинные славянские названия - вересень (вереск цветет), хмурень. Сентябрь - начало осени, окончание уборки овощей, картофеля, яблок, сбор брусники, клюквы, опят, последних белых грибов. Для хозяек - сезон домашних припасов и заготовок. «Кто запаслив, тот и счастлив», «Запасливый лучше богатого», «Что осенью соберешь руками, то зимой подберешь губами», «Станешь лежать на печи, так и не будет ничего и в печи», «Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд (богат)».

11 сентября - день памяти Иоанна Предтечи (Крестителя). Он крестил Иисуса Христа в воде Иордана, был первым очевидцем явления Святой Троицы в день Крещения Господня. Вскоре после Богоявления Иоанн Креститель по приказу царя Ирода был обезглавлен.

«Предтеча гонит птицу за море далече», «Иван постный - осени отец крестный».

В этот день строгий пост, сладкого и круглого ничего есть нельзя, все, что напоминает «главку» (голову): ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, ни орешков, ни даже огурчика.

«С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана», «В сентябре за кафтаном шуба тянется», «Иван постный - осени отец крестный». Все говорит о том, что тепло кончилось. И вдруг, как последний прощальный подарок, природа посылает нам маленькую радость - бабье лето.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Ф. И. Тютчев

Рождество Пресвятой Богородицы

Этот православный праздник отмечается 21 сентября. В прежние времена приуроченный к рождеству Пресвятой Богородицы праздник урожая, или осенины, был всенародным, отмечался хлебосольно, с размахом, с полным сознанием исполненного долга: кончил дело - гуляй смело!

Пекли калачи, караваи, пироги, встречали осень, выпекали специальный осенний обрядовый овсяный каравай. «Красна весна цветами, а осень - пирогами».

Каравай - непочатый цельный хлеб либо колоб (круглый хлебец, пирог). Это хлеб праздничный, всегда имевший определенное значение, оформление, обрядовость, символику. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Краюхой заложи, калачом заверши», «В Москве калачи, как огонь, горячи», «Жива душа калачика чает» (ждет, хочет) - таково отношение народа к этому очень когда-то популярному празднику.

Воздвижение креста господня

Отмечается 27 сентября в воспоминание обретения Креста Христова. Спаситель был распят на кресте на горе Голгофе и принял мученическую смерть за грехи мира всего. Там же иудеи зарыли крест Господень. Гонитель христиан император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень. Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века при римском императоре Константине Великом, прекратившем гонение христиан. Святая царица Елена, мать императора Константина, отправилась на поиски Креста Господня. Долгое время они были безрезультатны. Наконец он был найден в 326 году и воздвигнут над толпой, чтобы люди могли поклониться ему. Крест Господень был найден по его чудодейственной силе. Когда его возложили на усопшего, тот встал из гроба.

Согласно обычаю, в этот праздник воздвигали кресты на строящихся храмах, совершали крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти.

В сознании простого народа Воздвижение связывали с окончанием уборки урожая. По народным приметам, змея и гад не движутся, то есть засыпают, прячутся в норы, медведь ложится в берлогу, птицы в отлет сдвинулись; «Воздвиженье кафтан сдвинет - шубу надвинет».

Воздвижение в народном быту - капустный сезон, время уборки и заготовки капусты. «Премудрость во щах, вся сила в капусте», «Воздвиженье - капустницы, капусту рубить пора», «Без капусты и щи не густы». Посиделки, капустинские вечорки не обходились без капустных пирогов и пирожков.

Октябрь. До реформы Юлия Цезаря этот месяц был восьмым (лат. octo - восемь). Народные названия октября - грязник (ни колеса, ни полоза не любит), листопад, зазимье (первый снег), свадебник.

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября - Покров - первое зазимье, от первого снега до санного пути 6 недель. «Каков Покров - такова и зима».

«Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой, - во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, - Там, высоко, за звездами» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

Основанием для праздника Покрова было видение Богородицы во Влахернском храме блаженному Андрею. Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву. Рядом с ней шествовали святой Иоанн Креститель, святой Иоанн Богослов и иные святые. Пресвятая Богородица усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим покровом молящихся.

Предание отражает распространенное в Византии почитание одеяния (ризы) Богоматери. На Руси Влахернское чудо чтили в связи с общей идеей покровительства Богоматери. Под словом «покров» понимали и покрывало, и покровительство. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

В честь Покрова Богородицы Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен в 1165 году непревзойденный по красоте храм Покрова на Нерли.

В день Покрова Божьей Матери верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати.

В быту день Покрова увязывают со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Покров - это первое зазимье, возможное наступление заморозков, снегопада. Для селянина наступает время отдыха. Покров - конец летним хороводам, начало зимним посиделкам. Покров - время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Ноябрь

Ноябрь до реформы календаря Юлия Цезаря был девятым месяцем (лат. novem - девять). «Ноябрь - ворота зимы», «В ноябре снегу надует - хлеба прибудет», «Ноябрьские ночи до снега темны» - так характеризует его житейская мудрость.

4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

8 ноября - Димитриевская родительская суббота. «До Димитриевской субботы зимы не становится».

Декабрь

Декабрь в Древнем Риме был десятым месяцем (лат. decern - десять). Декабрь год кончает, зиму начинает. Славянские названия - грудень, стужень, снежень - характеризуют декабрь как холодный и снежный.

Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый...

Уж сумерки повисли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

А. Н. Апухтин

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. «Введение пришло - зиму привело», «Зимою день темен, да ночь светла», «Введенские морозы зимы не ставят» (возможны оттепели), «Введение накладывает на воду ледение».

19 декабря - Никола зимний. Никольские морозы. «Егорий с гвоздем, Никола с мостом», «Где тепло, тут и добро», «Русская кость тепло любит».

Весь христианский мир благоговейно почитает и свято хранит память о Святителе Николае, архиепископе Мирликийском. Много великих чудес сотворил на земле и на море святой Николай. Он помогал в бедах, спасал людей от потопления и выносил на сушу, освобождал от казни приговоренных к смерти.

Великого чудотворца знает и восток и запад, и весь мир. Особо почитаем и любим святой Николай Чудотворец на Руси.

На такое почитание святого Николая, возможно, повлияли яркость характера, жития, подвигов, чудотворения угодника Божьего. Все это очень близко открытой, доброй и мягкой русской душе, поэтому и имя Николай так популярно в России. Пожалуй, не было в ней ни одного города без Никольского храма, ни одного дома без его образа.

Так, в Санкт-Петербурге есть знаменитый Никольский собор. По традиции и в наши дни все моряки приходят сюда и просят благословения у святого Николая на морской поход. Николай Чудотворец является одним из самых любимых святых, к его помощи прибегают в беде, но особенно просят его защиты при морских путешествиях.

Николай Чудотворец явился прообразом святого Николауса в Европе, Санта-Клауса в Америке и Деда Мороза в России. Все они добрые волшебники, которых ожидает детвора всего мира с рождественскими подарками.

По преданию, в Германии святой Николаус в ночь на 6 декабря (по новому стилю) одаривает детей. Дети выставляют за порог дома тщательно начищенные сапожки, а наутро их сапожки оказываются наполненными подарками: орехами, пряниками, фруктами, конфетами, игрушками. Детям, которые вели себя недостойно в течение года, святой Николаус насыпает в сапожок угли. Новогодние подарки, «сапожок с конфетами», пряник «Святой Николаус» символизируют главные общечеловеческие ценности - мир, покой, торжество разума и справедливости.

Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение - праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение - праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) - праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Пасха - главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне - праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне - праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии - ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) - праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Основные христианские посты

Пост - воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) - начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) - начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) - 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) - начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.


Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.


Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.


Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.


Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).


Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».


Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.


Видео по теме



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: