Русская баня: корни и традиции. Баня и семья - две святыни

Баня в России почиталась во все времена и являлась местом своеобразным, особенным. Еще в древние времена не обходился ни один дом без пусть маленькой, но своей баньки . Не зря уже давно существует поговорка:

Хозяин на селе тот, у кого баня лучше.

В бане не только принимались ванны и происходили гигиенические процедуры: в них лечились, рожали детей и умирали. Именно в бане девушки гадали на суженого. Да и деревенские знахари нередко проводили там свои мистические обряды. А еще, согласно популярным сказаниям, обитает в бане своеобразный «банный » дух в виде малорослого нечёсаного старичка-банщика, который может любого грешника запарить до смерти. А посему в бане люд старался не только не ругаться, но и говорить тихо. Однако время шло, и от всевозможных суеверий баня отмылась, став главным борцом за чистоту русского люда. Даже в наши дни, при наличии в каждом доме коммуникаций и удобств, баня остается непременным атрибутом истинно русской души.

Немного истории

Когда именно появилась первая русская баня, и кто именно ее придумал - доподлинно неизвестно. Это важное изобретение приписывается всему русскому народу в целом. Упоминание бани в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет » про славянские бани говорится:

Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.

О таких чудесах, согласно «Повести временных лет», поведал апостол Андрей удивленным римлянам. И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Славяне мылись раз, а то и два в неделю, для них баня имела сакральный смысл. В Европе же в это время банная культура была полностью забыта.


А. Васнецов. Общественные бани в Москве в XVII веке, 1922 год

Известно наверняка, что первоначальные бани топили «по-черному ». Это означает, что у печей в них не предусматривался дымоход и вся сажа и дым выходили через щели и окна самой баньки. После многократных протопок такие сооружения приобретали черный цвет стен, за что и получили свое название. Сейчас о таком виде парного удовольствия помнят разве что историки. Все остальные привыкли считать традиционной баню с печкой, обложенной камнями и дымоходом. Кроме того, такая банька должна быть снабжена предбанником и удобными деревянными полками для лежания. Изменилось многое, но то, что настоящая баня должна быть из деревянного сруба, осталось неизменным. Именно это помогает в современных банях не утратить то чувство единения с природой, которое и было заложено в нее изначально.

Баня и русская армия

Знаменательную роль сыграла баня в русской армии, особенно во время военных походов. В конце XIX века в России среди армейских чинов разразились огромные споры. Спорили, так ли уж необходима солдату парилка, не пора ли заменить походные бани на европейские душевые. Недорого и эстетично. Спор взялся разрешить лекарь Михаил Гусев , который готовился к защите степени доктора медицины. Гусев набрал две группы добровольцев, заставив их в течение трех месяцев жить по расписанию: принимать пищу в указанные часы, но главное - регулярное посещение бани. Эксперимент доказал, что русская баня - мощный источник здоровья. Все добровольцы за три месяца прибавили в весе, укрепились физически, но главный аргумент: ни один из них «не заболел даже легким недугом ».

«Сандуновские» бани

До революции в Москве было 2 млн. жителей и порядка полусотни больших общественных бань. Две бани, хлудовские и сандуновские, ревностно сражались за право называться царь-баней. И все же Москва отдавала предпочтение сандуновским. Они были старше, имели больший статус. Неслучайно московские свахи традиционно, чтоб у молодоженов семейная жизнь сложилась, рекомендовали невесте накануне свадьбы обязательно в «сандунах» попариться, водой из серебряной шайки себя облить.

Неимоверно высоко статус «сандунов» поднял Фёдор Шаляпин . Он «сандуны» не просто обожал, он в них распевался. И публика, узнав банное расписание кумира в дни его посещения бани, как на концерт ломилась. Кто же откажется бесплатно услышать лучший бас мира? «Сандуны» превращаются в огромный центр «помывки» не только московского и российского, а в какой-то мере мирового масштаба. Все говорили, что там был какой-то особенный пар. Вот Шаляпин говорил, что именно в «сандунах» пар очень хорошо влияет на его голосовые связки . Он после бани очень хорошо поет, чувствует себя отлично. Будучи в Париже, он как-то сказал, что хорошо было бы сюда русские бани привезти, потому что они очень полезны.


«Сандуны» всякому клиенту угодить умели. Так, они первыми из московских бань начали у себя принимать богатых дам с их любимыми собачками. И пока барышни в недрах «сандунов» нежили себя многочисленными процедурами, их гувернантки купали собачек в тазиках с ароматной водой. «Сандуны» привлекали клиентов целебным паром, а также самой чистой в Москве водой, которую очищали выписанные из-за границы фильтры немецкого производства. Мягкая вода «сандунов» позволяла хорошо промыть голову.

Знаменитые «Хлудовские» бани

Хлудовские бани, как и «Сандуны», превратились в своеобразные клубы, где встречались люди высшего света, оговаривая и решая порой сложнейшие дела. Привлекали посетителей и прекрасные рестораны, открытые при банях. Здесь можно было заказать самое редкое вино, самое изысканное блюдо. Лучшие повара Москвы трудились на кухне, ублажая посетителей.


Главным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли - Китайские, по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские бани

При банях традиционно существовали прачечные. Пока клиент мылся, его белье могли постирать, погладить, просушить, подштопать подкладку. Поэтому возле бань всегда можно было видеть мостки и полощущих белье женщин. Хлудовские бани сумели сказать слово, при этом принципиально новое. Они первые в Москве открыли прачечную механическую, где стирку вели машины.

Русская баня - мощный источник здоровья

Даже в наши дни традиционная медицина признает положительное влияние водяного пара на отдельные органы человеческого организма. В прошлые же времена в основном только и лечились травами и настойками, которые для лучшего эффекта назначались совместно с процедурами в жаркой русской баньке. Помимо лечения, баня - это отдых для души. Она расслабит ваше тело и очистит вашу душу. В настоящей баньке, под треск горящих дров и ароматный травяной запах пара, по-настоящему задумываешься о бытии. Так было всегда, так осталось и в наши времена.

Традиции русской бани

Как уже говорилось выше, в русской бане принято не только мыться и париться, но и создавать все условия для отдыха души и тела. И именно для этого было придумано немало традиций. Основную из них знают, конечно, все - это знаменитые парные веники. Их применение, виды и особенности использования - тема для отдельного разговора. Существуют книги и отдельные тренинги по правильному составлению и применению веников в банях. Современные врачи также весьма благосклонно относятся к подобной терапии, соглашаясь с народом в том, что таким образом из организма выбивается любая хворь. Но каждый любитель посетить баню наверняка имеет свой собственный способ применения парного веничка, которым будет делиться с вами неохотно, ведь это почти профессиональный секрет. А использование различных травяных сборов? Настоями поливают горячие угли и обрызгивают стены. Сушеные травы развешивают по углам для целебного аромата. Таким образом, вы объединяете отдых с оздоровлением всего организма.

Традиционная русская баня - это не просто заведение, где можно вымыться. Баня - это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. А тот, кто не любит русскую баню, просто ни разу в ней по-настоящему не был.

Умильный не обманул – лес вдоль реки стоял крепкий, сосновый, пахнущий сухим мхом и покрякивающий на ветру стройными вековыми стволами. От границы поля до воды было около километра, так что особо опасаться за бор не стоило: деревня в семь дворов не способна разорить такие заросли ни на дрова, ни на хозяйственные постройки даже если очень постарается. Лумпун оказался вполне приличной речушкой: метров пять шириной, с прозрачной водой и песчаным дном, над которым шастала рыбья мелочь. Андрею сразу захотелось на рыбалку – но он даже не представлял, имелись ли в шестнадцатом веке такие простые вещи, как леска или рыболовный крючок? Хотя – крючок всегда у кузнеца заказать можно, а вместо лески – тонкую бечеву использовать. Грузило добыть можно точно – раз пищали есть, должен быть и свинец.

Старательно отворачиваясь от моховиков и маслят – что он тут с ними делать станет? – Матях прошел пару километров вдоль берега, потом отвернул назад к деревне, остановился на краю желтого поля ржи.

– Мое поместье! – торжественно произнес он и прислушался к происходящему в душе.

Ничего. Как чувствовал себя двадцатилетним сержантом-срочником, так и остался. Хотелось домой. Обнять маму, подпоить и потискать Верку из квартиры напротив, погонять «Формулу 1» на компьютере, завалиться в ночной клуб. Дать в лоб какому-нибудь лоху, вообразившему себя крутым Рэмбо. В душе постоянно сохранялось такое чувство, что до приказа осталось всего полгода. Вот-вот служба закончится – и тук-тук, замелькают елочки за окнами скорого поезда.

Андрей тряхнул головой, двинулся вдоль поля до ближайшей межи и повернул к Порезу. Он и так часов пять погулял. Конец лета на дворе. Скоро стемнеет.

Правда, время сержант рассчитал все-таки плохо, и когда дошел до дома, то действительно начало смеркаться.

– Батюшка! – разглядела его с крыльца Лукерья. – Мы ужо затревожились. Варька баню стопила, как велено, свечи жжет. Как тебя по отчеству величать, боярин?

В первый миг Андрей удивился, что женщина чуть не в полтора раза старше его собирается обращаться по имени-отчеству, собрался было отмахнутся – но вовремя спохватился. Все-таки не просто сосед он здесь, а боярин. Хозяин. И Лукерья, кстати, его рабыня, как это не странно звучит. Боярин Умильный подарил.

Именно по имени боярина он отчество и выбрал:

– Андрей Ильич! – В случае чего всегда можно сказать, что не вспомнил отца своего, а в честь спасителя своего назвался.

– Так ступал бы париться, Андрей Ильич. Справы на тебе никакой, а вода остывает.

– Так, за домом, батюшка. Промеж яблонь, дабы, не дай Бог, пожар, так на дом бы не перекинулось…

Оказалось, что баню с дороги не видать из-за дома, заслонявшего ее вместе со всем садом своей громадиной. Подсвеченная изнутри дверь выделялась ярким прямоугольником, и сержант в очередной раз удивился, какими яркими кажутся в темноте свечи. В предбаннике он скинул поясной набор, разделся, прихватил свечу и прошлепал босыми ногами в парилку. Тут было не то, чтобы жарко, но продолговатая печь со вмазанным посередине котлом давала достаточно тепла, чтобы всласть расслабиться и пропотеть. Но стоило ему вытянуться на полке, как громко хлопнула входная дверь. Матях приподнялся на локтях, кляня себя за то, что не взял оружия и окидывая взглядом помещение. Два деревянных ковша, три бадьи, кадушка, корыто. Бадьей кое-как можно попробовать отмахаться, коли противник один и без копья или меча…

Но внутрь быстро просочились две обнаженные фигуры, причем обе были Андрею уже достаточно знакомы.

– Э-э… Вы чего? – хрипло поинтересовался он, прикрывая руками срам. Между тем «срам», не видевший женского тела уже неведомо сколько месяцев, отчаянно пытался выбраться, вытянуться, напрягался изо всех сил, норовя выглянуть хоть краешком плоти.

– Это мы, – бодро сообщила Варя, словно это хоть что-то объясняло, и чем-то плеснула на печь возле трубы. Послышалось грозное шипение, помещение заволокло клубами кисло пахнущего пивом пара, и теперь в бане стало действительно жарко.

– Сейчас пропарим… – Лукерья зашелестела веником, придвинулась ближе, решительно уложила не знающего, как поступить, сержанта на полку, прошлась горячили листьями по самой коже. – Варя, ты посмотри, межа-то как вкопана. Мы тут осторожненько…

Андрей почувствовал, как ветки веника щекотят мошонку, касаются его мужского достоинства, уже готового взорваться от долгого воздержания и столь нечеловеческих издевательств.

– Андрей Ильич, – Варя приблизилась вплотную, скользнула по плечу розовыми сосками крупных, но хорошо удерживающих форму девичьих грудей, потянула его с полки. – Ты и меня веничком парни…

Она развернулась к Матяху спиной, наклонилась, едва не отпихнув еще прохладной розовой попкой, и сержант более выдержать не смог. Отдавшись извечным инстинктам, одним сильным ударом он ломанулся к зовущей плоти, и если бы промахнулся – то, наверное, все равно пронзил бы крестьянку насквозь. Варя взвыла, заскребла ногтями сырую стену – но молить о пощаде было поздно. Андрей не смог бы сейчас остановиться даже под страхом смерти, он бился вперед раз за разом, чувствуя, как все внизу живота словно каменеет, твердеет, становится бесчувственным – пока вдруг не взорвалось жарким блаженством, отнимающим все силы до последней капли.

Матях отступил, осел на полок, не имея больше возможности ни смущаться, ни наслаждаться, ни радоваться – и им тут же завладела Лукерья:

– Счас пару добавим… От хорошо… И веничком, веничком…

Истома сменялась теплом, тепло – удовольствием. А его тем временем пару раз слегка простегали березовыми ветками, окатили, перевернули, снова высекли и окатили. На этот раз он смог перевернуться сам.

– Межи совсем не видно… – тихо спела пышнотелая женщина и что-то быстро прошептала девушке на ухо. Та хихикнула, придвинулась ближе, горячей водой полила Андрею на голову, навалилась на грудь, заодно прижав к доскам правую руку:

– Ай, боярин, бороды еще совсем нет. Но мы волосы помоем, волосы почистим, волосы причешем…

Под ее прибаутками Матях почувствовал, как к его мужскому достоинству опять кто-то проявляет живой и вполне осязаемый интерес. И последнее быстро откликается взаимностью. Но грубо отталкивать занимающуюся волосами девушку он не мог. Тем более, что никаких неприятных чувств пока не испытывал. Скорее, наоборот. Хотя, конечно, интереса к Лукерье не проявлял. Но и не шарахался. Андрей вообще быстро перестал понимать – его ласкают или насилуют?

Впрочем, один из главных органов тела, как нередко бывает, имел на этот счет собственное мнение, и вскоре волна наслаждения опять прокатилась снизу вверх, сметая глупые мысли. Варя плеснула на печь еще пива, они с хозяйкой начали поочередно охаживать вениками друг друга, обливаться. А когда спустя некоторое время снова вспомнили про помещика, Матях почти полностью пришел в себя.

– Ты смотри, как растет… – кивнул девушке Лукерья, с нахальной непосредственностью поглаживая мужское достоинство молодого человека.

– А чего ему вянуть… – не дожидаясь, пока с ним сотворят чего-нибудь еще, Андрей спрыгнул с полки, обнял Варвару, посадил ее на свое место, не спеша огладил одну грудь, вторую, скользнул ладонью вниз, промеж ног. Стряпуха жалобно пискнула, но противиться не посмела. Сержант развел ей колени, так же неспешно вошел и начал короткими сильными ударами пробиваться к неизвестной, но желанной цели, одновременно гладя волосы, касаясь кончиками пальцев сосков, плеч, губ. Теперь настала очередь девушки стонать от бессилия и наслаждения, и ощущение бесконечной власти над ней позволило опять взорваться безмерной сладостью и утонуть в блаженной неге.

Немного придя в себя в третий раз, Матях торопливо ополоснулся и вышел из парилки прочь. Он понял, что такого «мытья» долго выдержать не сможет. Здоровья не хватит. С трудом различая в темноте дорогу, он дошел до крыльца, поднялся, нырнул в сени, на ощупь повернул налево, нашел топчан и вытянулся на нем во весь рост.

Свеча в дверях появилась, когда он почти задремал.

– Щучьи головы принести, Андрей Ильич? – узнал он Варин голос.

– Неси, – поднялся Матях, тряхнул головой, отгоняя сон. – И топчан мне постелить вели.

– Сделаю, Андрей Ильич, – послушно кивнула девушка, и в голове сержанта внезапно появилась веселая, задорная мысль:

«А хорошо быть помещиком…».

Б ани на Руси назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». В летописях X–XII веков часто встречаются упоминания о русских «мыльнях». В договоре с Византией (907 года) подчеркивалось, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только пожелают. Бани упоминаются и в Повести временных лет (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В деревнях предложение попариться в баньке было самой важной и неизменной частью русского гостеприимства.

Русская баня - одна из самых древних в мире. Самым первым подобием бани служила русская печка, в которой парились после приготовления пищи или выпекания хлебов.

Бани строили из бревен или кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане, построенной в Переславле, есть в летописи 1090 года. За столетия ее внутреннее обустройство практически не изменилось.

Выражение «На пару да в баньке сорок болезней выходит» появилось неспроста. Монахи Киево-Печерской лавры узнали о пользе парной бани из рукописей древнегреческих медиков. Они начали строить бани и наблюдать за их оздоровительным эффектом. При банях стали устраивать первые лечебницы.

Интерьер русской бани. Фотография: FotograFF / фотобанк «Лори»

Камни в банной печи. Фотография: А. Некрасов / фотобанк «Лори»

А вот иностранцев русская баня шокировала. Выдержав удары березовым веником и кое-как пережив высочайшие температуры, путешественники в прямом смысле слова называли себя заново рожденными.

Баню, которая топится по-черному, отличает отсутствие дымохода. Дым и копоть попадают прямо в парилку, а стены и потолок покрываются черной копотью. Чтобы не угореть в ней, нужно париться, проветрив парную от дыма, окатив стены горячей водой из шайки и плеснув воды на каменку (печку). Далеко не каждый может физически выдержать пребывание в бане по-черному.

В бане, истопленной по-белому, можно насладиться ароматами дерева, травяных отваров и ароматических масел. Они прекрасно подходят для тех, у кого есть трудности с дыханием или кто верит в целительную силу ароматерапии. Пар в такой бане не только очищает легкие, но оказывает лечебный эффект, подобно ингаляции.

Выбираем веник

Самый универсальный, легкий и удобный - березовый веник . Он лечит от разных кожных заболеваний и благотворно воздействует на весь организм в целом. Битье березовым веником, в зависимости от интенсивности ударов, подходит как для расслабляющих, так и для бодрящих массажей.

Банные веники. Фотография: В. Белобаба / фотобанк «Лори»

В парилке. Фотография: Я. Филимонов / фотобанк «Лори»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Более тяжелый - веник из дуба . Он избавляет от излишней потливости и способствует заживлению ран. Для любителей «жестких» процедур дубовый веник подойдет в самый раз.

Главный конкурент по полезности - веник из смородины . Он не столь крепок, как березовый или дубовый, зато наполняет воздух невероятным ягодным ароматом.

Сибиряки - народ выносливый, они предпочитают веники из сосны . Любой хвойный веник - источник полезных веществ. Хвоей с древних времен лечили раны и ожоги, спасались при обморожении и экземе. Сосновый веник вылечивает многие заболевания дыхательных путей. Но запаситесь парильными рукавицами, чтобы защититься от капающей смолы.

Можжевеловый веник - это раритет. Он изгоняет нечистую силу. Впрочем, избавляясь от нечисти, можно получить штраф: можжевельник занесен в Красную книгу.

Веник из ивы рассчитан на любителя. Его ветки напоминают розги, зато могут избавить от ревматизма. Да и нарвать веник можно практически у каждого дома, что, несомненно, большой плюс.

Самые легкие и мягкие - калиновые и кленовые веники .

Русская баня является национальной гордостью россиян. Сегодня это не просто комплекс гигиенических процедур или возможность провести время весело и с пользой для здоровья. Поход в баню связан с ритуалом, который сопровождает множество значимых событий. К примеру, если в семье рождается ребенок, все ближайшие родственники перед встречей с младенцем должны сходить в баню, очиститься. Перед долгим путешествием обязательно нужно попарить косточки в бане. А как же обойтись без бани перед свадьбой? Издревле баня считалась местом, где можно и нужно оставлять болезни, усталость и плохое настроение, забирая взамен здоровье и хорошее самочувствие тела и души. Баня и русский фольклор - это два неразрывных понятия, которые тесно связаны между собой на протяжении многих веков.

В данном материале мы поведаем вам об интересных поверьях, приметах и традициях, связанных с посещением бани. Оказывается, в бане могут жить духи, а ходить в парилку в понедельник, например, считается нарушением древней традиции. Если вам интересно узнать подробнее об этих и многих других моментах, значит, этот материал будет весьма кстати.

Когда нужно ходить в баню?

Итак, начнем с того, когда на Руси было принято ходить в баню. Считалось, что идеальными днями для посещения парилки были четверг, суббота и иногда вторник. По сей день ходить в баню по воскресеньям - не к добру, а к болезням.

Во Владимирской губернии, к примеру, вообще считалось, что мыться в бане незамужним барышням и вдовам грешно. Однако если входить в парилку с молитвой, то на небесах, как говорится, «простят». Ходить в баню в понедельник - это также признак дурного тона, это, якобы, тот день, когда активизироваться может банный домовенок или, как его еще принято называть «банник».

Как гласит поверье восточных славян, банник - это маленький человечек с бородой, которая сверху покрыта плесенью и мхом. Именно с кознями банника связывали раньше обмороки и другие неприятные ситуации, которые происходили в бане. Если кто-то поскользнулся, ударился, обжегся, ошпарился, люди свято верили, что банник таким образом негодует и мстит. Дух выстреливает нагретыми камнями и стучит в стену - так считали на Руси. Вести себя с банниками все пытались крайне осторожно, не шумели и не применяли хлесткое словцо в стенах парилки. Считалось, что если вести себя хорошо в бане, то и домовенок не будет негодовать. Особенно не рекомендовалось входить в баню по понедельникам молодым барышням. Как гласило поверье, «мыть голову девке в понедельник - косы вылезут».

Читайте также

С баней связано много поверий, примет и традиций. К тому же существует такое понятие, как банная магия.

Существуют и особенные, так называемые ритуальные дни, когда рекомендуется париться вениками. Это 23 июня - день Агафены Купальницы, ночь на Ивана Купалу и 26 октября - день Иверской иконы Божией Матери; в этот день в бани нужно приносить целебные травы, чтобы с их помощью выгонять болезни из страждущих. Если люди хотели оздоровиться и избавиться от тяжелых заболеваний, они шли в парилку в Чистый четверг накануне Пасхи, а также по четвергам перед Рождеством Христовым и Троицей.

Банная магия на Руси

Существовало также и такое понятие, как банная магия. Если барышня задумала приворожить молодого человека, она обязана была осуществить следующий ритуал: выдернуть из веника хворостинку, положить ее под порог суженого. После того как парень переступит порог, девица должна была забрать хворостинку и схоронить ее в бане, положив как можно выше. Считалось, чем выше лежит хворостинка, тем более горячим воздухом ее будет обдавать, а молодой человек в то время будет буквально сохнуть по девице.

В банях молодые девицы очень часто гадали. К примеру, находясь в парилке, девушки одновременно высовывали на мороз ладошку или щечку. Если к девичьей части тела прикасалась теплая рука, суженый должен был быть богатым и добрым. Если же прикасающаяся рука бала холодной, то и брак был не самым счастливым. В банях также очень часто читались заговоры над теми, кто болел простудой или лихорадкой. Распарив больного человека, умельцы «правили» кости.

Вместе с тем баня считалась и местом нечистым. В частности, из-за того, что здесь не было окон, в бане не принято вешать иконы. Следовательно, в парилке может обитать не только один домовенок-банник, а множество нечистых духов: кикиморы, черти, проклятые младенцы и так далее. На Руси также считалось плохой приметой строить дома на месте ранее стоявшей бани.

Среди исконно русских банных табу значится правило не париться после полуночи в христианские праздники без висящего на нити креста, а также в состоянии опьянения. Нарушив эти правила, человек рискует потерять бдительность и стать жертвой нечисти - отсюда и несчастные случаи в банях, внезапные обмороки у крепких мужчин и неожиданные возгорания.

Баня и семья - две святыни

Баня смывает все грехи - это выражение мы используем и по сей день. Для женщины сходить в баню - святое дело, которое позволит ей избавиться от грехов. Так, еще в X веке было принято после 9-месячного ношения младенца загонять молодую маму в баню, чтобы очистить ее духовно и физически закалить.

Сходить в парилку перед свадьбой - святая обязанность русской невесты. В баню ходили и супружескими парами после первой брачной ночи, а также перед венчанием. В русских деревнях была еще одна традиция: перед свадьбой отправлять невесту с матерью жениха в баню. Будущая свекровь, в свою очередь, смотрела, здорова ли будущая супруга сына и может ли эта молодая женщина выносить будущих детей. В деревнях баня была наиболее стерильным местом для родов.

В общем и целом, семья и баня - это понятия неразрывные, ведь правду говорят, что мириться мужу и жене лучше всего в бане. Еще одна важная примета: если собрать веник из семи берез и дать им попариться молодоженам, будущая «ячейка общества» будет дружной и крепкой. Жены, к которым по каким-то неведомым причинам остывал супруг, парились в бане с вениками, изготовленными в ночь на Ивана Купалу. Таким образом, женщины как бы «припаривали» суженых.

Баня и веники

Существует и отдельная традиция подготовки банных веников. Их заготавливают накануне дня Агафены или Ивана Купалы. Осиновый веник, к примеру, нужно вязать 12 августа, а сушить его необходимо отдельно - после этого такое «орудие» спасало человека от любой порчи и сглаза.

До сегодняшнего дня сохранилась традиция, в соответствии с которой заготавливать банные веники необходимо на полнолуние в четный день. Если человек отправлялся на заготовку веников, он обязательно должен брать с собой собаку. Примета гласит: если пес лаял, когда крестьянин готовил веник, это означало, что такой атрибут банной церемонии (веник) не принесет здоровья.

Немногие знают, что негоже рвать веники с двуствольной березы. Точно так же стоит уберечь себя от вязки веников из березы, которая пережила пожар. Жителям России было запрещено подбирать на дороге веники и даже пользоваться чужими, ведь они могут передать негатив и тяжелые недуги от человека к человеку.

Самый лучший веник - из березы, которая растет над рекой, как бы склонив свои ветви над водной гладью. Березовый веник отлично справляется с болями в мышцах и суставах, а чудодейственный березовый пар отлично влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Еще одно хорошее народное средство от сыпи и различных кожных заболеваний - осиновый веник, которым раньше больше всего парили «слабых на алкоголь» людей. Для лучшей работы мочеполовой системы отлично подходит можжевеловый веничек. Еловый веник - великолепное средство от злых наговоров и порчи с наговорами. Заболевания горла и насморк отлично лечит банька с эвкалиптовым веником, ну а дубовый веник - это отличнейшее средство для повышения мужской силы.

Когда ставится новая баня, в угол обязательно кладется пахучее мыло, которым задабривается домовой-банник. Под баньку также закапывается несколько монеток, дабы благосостояние семьи росло, а здоровье крепчало.

И наконец, еще одно интересное поверье: на Руси было принято выходить из бани спиной, кланяясь ей за радушие и восхваляя чудодейственное воздействие святого пара. Мало что изменилось и по сей день - люди по-прежнему благодарят баню за спасение души и тела от недугов, переживаний, дискомфорта. Поклонитесь родимой баньке, чтобы в следующий раз она отплатила вам и вашей семье сторицей!

Что взять с собой в баню?

Думаю, эти красивые картинки ярче слов скажут о том, .

Как правильно париться в бане?

  • Разденьтесь в раздевалке, грязное бельё уберите в пакет (вы же взяли чистое бельё). Налейте себе из термоса ягодно-травяной настой, который вы запарили заранее дома, и поставьте кружку в шкафчик остывать.
  • Наденьте шлёпки и шапку на голову.
  • Прежде чем идти в баню рекомендую каждому собрать мыльные принадлежности (шампунь, мыло, маски, мочалки и т.д.) в пакет. Это удобнее - сумку в моечном отделении можно вымочить, а пакет не жалко выбросить.
  • Возьмите с собой в моечное отделение пакет с мыльными принадлежностями, клеёнкой, полотенцем для парной и веник. Обдайте кипятком лавку и постелите клеёнку - здесь вы сможете посидеть и почиститься.
  • Если вы пришли с веником, то возьмите таз, помойте его с мылом и запарьте веник тёплой водой. От горячей воды веник может быстро облететь.
  • Вымойтесь под тёплым душем.
  • Вытритесь.

6. Первый заход:

  • Положите бамбуковую подстилку на нижнюю полку. Температура повышается от пола к потолку, а влажность наоборот. Поэтому через 2 минуты поднимитесь на среднюю полку. Не снимайте тапочек, как некоторые «банщицы» могут делать - избегайте риска подцепить грибок. Для первого раза достаточно 5 минут. Не вставайте резко, чтобы избежать сосудистых спазмов.
  • По выходу облейтесь холодной водой под душем или из тазика. Если вы новичок, то лучше начать с прохладной воды. Если есть бассейн, то после обдавания водой окунитесь и поплавайте несколько минут.
  • Запарьте молотый кофе кипятком и сделайте скраб всего тела и лица.
  • Вытритесь насухо и нанесите мёд на всё тело.
  • Закутайтесь в полотенце и отправляйтесь в комнату отдыха или раздевалку, где не спеша выпейте остывшую чашку ягодно-травяного настоя. Расслабьтесь и посидите 10 минут. Налейте ещё одну кружку остывать для следующего отдыха.

7. Второй заход:

  • Перед заходом в парную смойте мёд с тела тёплой водой.
  • Возьмите в парную оранжевые перчатки (скрабы) для рыбы, и, расстелив большое полотенце на средней полке, ложитесь на спину.
  • Полежите 5 минут, дайте распариться телу.
  • После начните чистить всё тело скрабами, начинай с ног. На первый взгляд скрабы кажутся очень жёсткими, но именно с распаренного тела они лучше всех щёток удаляют роговой слой.
  • Вытрите лицо и нанесите на лицо и тело питательную маску. Я делаю сметану с какао и сухим молоком (1:1:1).

8. Третий заход:

  • Перед заходом в парную смойте маску с тела тёплой водой.
  • Разведите эфирные масла в воде (ковшике или стаканчике).
  • Выйдите и возьмите веник. В парной полейте водой с эфирными маслами камни и веник. Попросите кого-нибудь вас попарить с обеих сторон.
  • По выходу облейтесь холодной водой.
  • Вытрите лицо и нанесите на лицо и тело другую маску на ваш выбор. Я использую домашнее биостимулирующее средство с пантогематогеном.
  • В комнате отдыха снова выпейте кружку настоя и отдохните.

9. Четвертый заход:

  • Перед заходом в парную смойте маску с тела тёплой водой. И помойте голову и всё тело. Сделать это лучше перед последним заходом в парную.
  • Возьмите горький тёмный шоколад и отправляйтесь в парную. Положите ближе к печке шоколадку, чтобы она растаяла.
  • В парной расстелите полотенце, лягте. Прогрейтесь в течение 5 минут.
  • Попросите кого-нибудь вас попарить веником.
  • По выходу облейтесь холодной водой.
  • На ещё влажное лицо и тело нанесите шоколад.
  • В комнате отдыха снова выпейте кружку настоя и отдохните.
  • После отдыха смойте шоколадную маску горячей водой без мыла. Примите контрастный душ: горячая-холодная вода по 15-30 секунд. Достаточно 2-3 подхода. Заканчивайте обязательно холодной.
  • Соберите банные вещи и выходите одеваться в раздевалку.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: