Русская сказка: «Самое дорогое. Сказка самое дорогое

Самое дорогое

Была у старика Гулахана оленья шкура, еще камни очага да ружье. Очень дорожил он этим наследством. Под шкурой спал дед, потом спал отец, камни очага согревали их, а ружье кормило.

Вот пошел Гулахан весной к брату рыбачить. А пока ходил туда-сюда, лишился очага и оленьей шкуры. Уцелело у него только одно ружье, что на плече.

Заглянул Гулахан в юрту, где вор побывал, думает: Есть у меня верное ружье, пойду с ним искать врага. Стал ходить Гулахан по тайге, стал ходить по горам. Смотрит – дерево отцвело и снова зазеленело, ручьи замерзли и снова оттаяли, а он все ходит и ходит.

Взошел на самую высокую вершину и думает: Старики говорили, что горе только из-за горы выглядывает. Надо его подкараулить.

Сидит Гулахан на высокой вершине одну ночь, сидит другую. Как думал, так и вышло: на третью ночь показалось горе. Встал Гулахан на самый последний камень, выше которого ни одного камня не было, и говорит про себя: Помогайте, обида горькая и ружье верное, бить мое горе. Только вымолвил," как над вершиной появился страшный-престрашный летающий змей. В глазах у того змея огонь, из хвоста искры летят, голова вся шипит.

Прицелился старый Гулахан и послал в змея две | пули. Дрогнул у змея хвост, закачался. Тут Гулахан вспомнил, как бросается на добычу молодая рысь, и, прыгнув, вцепился в змеиный хвост. Висит на хвосте Гулахан и вспоминает, как медведь собирает си-лу, когда деревья гнет. Стал Гулахан тянуть змея к земле.

Змей гибель свою учуял, выбросил из пасти оленью шкуру, выбросил камни очага. Гулахан обрадовался и еще сильнее начал тянуть змея книзу.

До тех пор тянул змея Гулахан, пока новый день не народился. На заре прижал он змея к земле и бил до тех пор, пока из него вся змеиная кровь не ушла под сопку.

Хотя много силы потерял, зато вернул свое. И всем своим внукам наказал Гулахан не отдавать врагу самое дорогое – родную землю и счастливый свой дом.

Тема: “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.

Задачи урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки; содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и мультимедиа приставка, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг, рисунки детей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент.

Психологический настрой.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

Урок литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания

Беседа по содержанию:

Что поучительного для себя вы узнали из этой сказки?

III. Постановка цели урока.

Мы познакомились с авторской сказкой, а какие еще бывают сказки?

    Работа с выставкой книг.

Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются …(хором)

А есть сказки, которые сочинил народ. Они называются …(народные).

Какие вы знаете виды сказок?

2. Работа по группам.

Мы с вами уже познакомились со многими русскими народными сказками. Сказки просят:

« А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Ответы детей сопровождаются показом текста карточек и иллюстрациями к сказкам.

А теперь самое сложное задание: прочитайте текст сказки и подумайте, а из какой сказки этот отрывок.

Эта сказка вам еще не знакома, называется она “Самое дорогое”.

IV. Изучение нового материала.

    Подготовительная работа перед чтением текста.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

2. Перед чтением текста проводится словарная работа

Нам встретятся слова, смысл которых может быть вам не понятен.

3. Установка на восприятие сказки.

Подумайте, какова главная мысль сказки?

4. Комбинированное чтение текста.

Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.

5. Первичная беседа по содержанию.

Понравилась ли вам сказка? А чем?

Какова главная мысль сказки?

Физкультминутка.

К какому виду относится эта сказка? (Бытовая)

6. Повторное чтение сказки по “цепочке”.

7. Беседа по содержанию. Игра «Внимательный читатель».

Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста?

Чем занимался старик?

Что делала старуха?

Для чего старик пошел в лес? Кого он там встретил?

Как выглядел Лесной Дед?

8. Работа над пословицами.

В сказках есть главная мысль, которая является мудростью, в пословицах тоже есть мудрость.

Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке.

Как вы это объясните?

V. Рефлексия.

С какой сказкой мы познакомились?

Кто герои сказки?

Какова главная мысль этой сказки? Что же самое дорогое в жизни? (здоровье, труд, счастье)

6. Итог урока.

Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.

7. Домашнее задание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Амурзет»

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе

по теме:

Русская народная сказка «Самое дорогое».

Учитель:

Кичигина Кристина Сергеевна

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Продолжительности урока (занятия): 45 мин.

Тема урока: Русская народная сказка «Самое дорогое».

Тип урока (занятия): освоение нового материала.

Цель: изучение русской народной сказки “Самое дорогое”, определение ее вида.

Задачи урока:

образовательные: изучить русскую народную сказку “Самое дорогое”, как вида «бытовой» сказки, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки;

развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, оценивать прочитанное, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения на уроке: демонстрация книг для детей младшего школьного возраста, словарная работа, артикуляционная гимнастика, комбинированное чтение, игра «Внимательный читатель», проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник по литературному чтению 2 класс вторая часть О.В.Кубасова, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг, рисунки детей.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.

Познавательные УУД – выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строит рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные УУД – уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.

Средства активизации на уроке:

поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию

предоставить возможность для коллективного делового общения

способствовать созданию внутреннего комфорта

обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей

использование компьютера.

Урок литературного чтения по теме Русская народная сказка «Самое дорогое» во 2 классе соответствует тематическому планированию по данному предмету. Этот урок в разделе: Учимся читать, читая, думаем.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деят-ть учащихся

Время

    Мотивационно-ориентировочный этап

Психологический настрой

Девиз урока.

Регулятивные УУД

Слайд2

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Слайд3

Фронтальная работа

Работа с выставкой книг

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД

Слайд4

Работа по группам.

Приложение 1.

Слайд5

(личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

(6 групп)

Оценка работы групп на лестнице успеха.

Тема урока, постановка цели урока.

Слайд 7

Слайд8

Физминутка

Слайд 9

2.Подготовительная работа.

Чтение с пометами.

Познавательные, коммуникативные УУД

3.Беседа по содержанию

Первичное закреление.

Игра «Внимательный читатель».

Физминутка

Работа в паре с пословицами.

Приложение 2.

Коммуникативные, познавательные УУД.

Познавательные,

Коммуникативные, личностные УУД.

Чтение стихотворения.

4.Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия (листочки на дерево по настроению)

На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады.

И с таким хорошим настроением и начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

Чтение – вот лучшее учение! Тот, кто читает становится умнее. Сегодня мы с вами станем еще умнее.

Хотите стать еще умнее?

Как называется жанр литературного творчества в котором есть волшебство, вымысел, выдуманная история со счастливым концом?

Составим коллоквиум, что мы знаем о сказках?

Посмотрите на выставку книг, назовите известные вам сказки?

Назовите народные сказки.

Назовите авторские сказки.

Посмотрите кто на урок к нам прикатился?

Из какой он сказки?

А вы знаете еще какие нибудь сказки?

Сейчас колобок это и проверит, объединитесь в группы и выполните задание.

Перед вами карточки. Прочитайте ее в группах и по отрывку узнайте название сказки.

Давайте проверим.

Какая сказка вам не знакома?

Тема урока?

Цель нашего урока?

Тема нашего урока: сказка «Самое дорогое».

К какому виду относятся все эти сказки?

Колобок предлагает открыть учебник на стр. 71 и выполнить подготовительную работу.

Сказка называется «Самое дорогое», как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Приготовьте простой карандаш, если слова вам будут непонятны подчеркивайте их.

Не забывайте о том, чтобы сказку нам понять, нужно вдумчиво читать!

Я начинаю, а мы следим и вы продолжите.

Какие критерии соблюдаем при чтении?

Разберем слова, которые вызвали у вас затруднение.

Поиграем в игру «Внимательный читатель».

Где жили старик со старухой? (Подтвердите свой ответ чтением отрывка)

Чем занимался старик?

Что делала старуха?

Для чего старик пошел в лес?

Кого он там встретил?

Как выглядел Лесной дед?

Работа в паре, подберите пословицу, которая на ваш взгляд наиболее подходит к нашей сказке.

1. Жизнь дана на добрые дела.

2.

3.

4. Где труд, там и счастье.

-Чтобы вам хотелось попросить у Лесного деда?

С какой сказкой познакомились сегодня?

Кто герои сказки?

К какому виду сказок отнесем нашу сказку?

Еще один вид сказок – бытовые – это сказки, в которых рассказывается жизнь простых людей, описывается их быт).

Ребята как вы думаете какое стихотворение подошло бы к нашей сказке?

Давайте послушаем это стихотворение.

Подведите итог урока, оцените работу нашего класса на уроке.

На оставшееся время.

Откроем ТПО, выполним задание.

Приветствуют.

Да.

Сказка.

Авторскими или литературными, Народными.

Волшебные, сказки о животных.

Колобок.

Изучение новой сказки.

Изучить новую сказку.

Русские народные

Интонацию, выразительность, темп

На ровном месте, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке, жили-были старик со старушкой.

Старик ивовые прутья резал.

Старуха лен пряла да ткала.

Чтобы вырубить деревце для новой прялки.

Лесного деда

В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.

Русской народной сказкой «Самое дорогое»

Старик, Лесной дед и старуха.

Э. Мошковская «Всего труднее сидеть без дела».

На уроке чтения мы изучили сказку «Самое дорогое», узнали новый вид сказок – бытовые, учились работать в группе, в паре.

2 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин.

1мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

5 мин.

3мин.

4мин.

3 мин.

3мин.

2мин.

2 мин.

2мин.

2мин.

Дом. зад.

Литература:

    О.В.Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, УМК «Гармония».

    О.В.Кубасова «Методическое пособие к урокам литературного чтения» 2 класс, УМК «Гармония».

Приложение 1.

Карточка 1

Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит мать,-мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

Карточка 2

Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Карточка 3

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает: «Ох! Медведище чуть меня не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко –ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась!»

Карточка 4

На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает – то- никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

Карточка 5

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в нее попались разные птицы.

Стали они говорить.

Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, - сказали вороны.

Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, - предложили скворцы. – Будем стараться все как один, может и освободимся.

Карточка 6

На ровном месте, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плел. Старуха лен пряла да ткала. Тем и кормились.

Вот как-то раз и говорит старуха старику:

Дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась, а у тебя гляди – ка, ручка у ножа треснула, едва держится. Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

Приложение 2.

    Жизнь дана на добрые дела

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Где труд, там и счастье.

Выбери те пословицы, которые относятся к нашей сказке.

    Жизнь дана на добрые дела

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Где труд, там и счастье.

Выбери те пословицы, которые относятся к нашей сказке.

    Жизнь дана на добрые дела

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Где труд, там и счастье.

Выбери те пословицы, которые относятся к нашей сказке.

    Жизнь дана на добрые дела

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Где труд, там и счастье.

Страница 1 из 3

Русская сказка: «Самое дорогое»

За лесом за еловым. под солнышком под веселым в маленькой деревушке жили–были старик со старушкой.

Старик ивовые прутья резал. корзины плел, старуха шерсть пряла, чулки да рукавицы вязала.

Как–то раз случилась беда: сломалась у старухи прялка, а у ножа, которым старик прутья резал, ручка треснула. Вот и говорит старуха:

– Сходи–ка ты, дед, в лес, выруби деревце. Сделаем новую прялку и ручку к ножу.

– Ладно, бабка, схожу, – ответил старик.
Собрался и пошел в лес.

Приходит старик в лес. Выбрал подходящее деревце. Но только он топором замахнулся – так на месте и замер: батюшки, да это кто же такой?!

Выходит из чащи Лесной Дед. Был это Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелеными горят.

– Не трогай, старичок, моих деревьев, – говорит Лесной Дед, – ведь все они живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, что тебе надобно, все тебе дам.

Удивился наш старик. Не знает, что и сказать. но спорить не стал. Подумал и говорит:
– Хорошо, только погоди, я должен домой сходить, со старухой посоветоваться.

– Ладно, – отвечает Лесной Дед, – иди, посоветуйся, а завтра опять на это место приходи.


– Что же ты, старый, зачем в лес ходил? Даже и деревца не вырубил?

А старик смеется:
– Не серчай, бабка! Идем в избу. Послушай–ка, что со мною было!

Вошли они в избу, уселись на лавку, старик и принялся рассказывать, как вышел к нему из чащи Лесной Дед и что было потом.

– Вот теперь и подумаем, чего у Лесного Деда просить будем, – старик говорит. – Хочешь, бабка, попросим у него много–много денег? Он даст. Он ведь лесной хозяин, все клады, в лесу зарытые, знает.

Сказка о простых работягах – старике и старухе. Пошел дед как-то в лес за деревом для новых инструментов и встретил лесного духа. Попросил Дед Лесной старика не рубить деревья, за что тот получит награду. Что же попросил старик?

Сказка Самое дорогое скачать:

Сказка Самое дорогое читать

Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.

Вот сидят они, трудятся:

Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!

Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.

Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

И то верно, пойду.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

Не трогай, - говорит, - моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, - всё дам.

Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:

Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь - много-много денег попросим? Он даст.

А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!

Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?

А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка - молоко даёт, есть шесть овечек - шерсть дают. На что нам больше? Не надо!

А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?

Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок - нам и довольно.

Думали, думали старик со старухой - ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:

Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!

Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?

Надумал, - старик говорит. - Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.

Будь по-вашему, - Лесной Дед отвечает.

И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.

Тем и кормятся.

И хорошо живут, счастливо!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: