Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Устное народное творчество, как средство воспитания детей дошкольного возраста

Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые

Устное народное творчество в детском саду начинает все шире использоваться. Существуют специальные программы для работы в этом направлении, некоторые воспитатели предпочитают самостоятельно выбирать методику. Но, в любом случае, это одно из самых распространенных

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей - это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

При этом воспитатели, педагоги и родители должны грамотно и ответственно подойти к выбору произведений, соответственно с и целями, которых необходимо достичь. Так, "Колобок" более подойдет для малышей-дошкольников, дети постарше быстро потеряют интерес к "примитивному" сюжету. В школьном возрасте уже можно предлагать былины, которые в большинстве своем сходны со сказками.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодичные стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.

Так, дома или в детском саду можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации. После трех лет (а иногда и раньше) малыши с удовольствием будут рассматривать картинки, пересказывать уже знакомые потешки, сказки, интересоваться новыми.

Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, задействуя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.

Введение.

Глава I. Теоретические основы устного народного творчества как средства воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.Психолого-педагогические основы устного народного творчества в отечественной и зарубежной науке.

1.2. Воспитательная ценность малых форм устного народного творчества и русских народных сказок.

Выводы по I главе.

Глава II Устное народное творчество, как средство воспитания детей дошкольного возраста.

2.1.Устное народное творчество как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

2.2.Воспитание детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества (из опыта работы детского сада «Березка» п. Сеченово).

Выводы по II главе.

Заключение.

Литература.

Введение.

Проблемой возможности использования средств устного народного творчества в воспитании детей занимались многие ученые и педагоги. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество.

Народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки, пословицы, поговорки и др. Загадки, сказки, обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые нравственные ценности. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития. Небылицы – перевертыши, их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Прибаутки, выполняют познавательную роль, ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Также нельзя не сказать о таком жанре, как сказки. Они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей дошкольного возраста. Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

План самообразования

Воспитателя второй группы раннего возраста

Сергеевой Марии Викторовны.

Тема: « Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Цель проекта : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи : Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

    Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

    Постановка целей и задач по данной теме.

    Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка »

    Разучивание и проговаривание потешек.

    Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

    Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактические игры «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Январь

Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

    Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

    Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам

(пазлы по сказкам и потешкам)

Март

1.Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2.Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

    Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

    Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка»

3 этап. Заключительный (май)

Май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: