Роль куклы в развитии детей. Мальчик играет в куклы – как отучить мальчика играть в куклы

Как вы знаете, я мама мальчика. И мальчик этот лет с трех отказался играть в куклы. Но до тех пор мы с ним в куклы играли, как мне кажется, к нашей общей пользе. Вряд ли я расскажу что-то новое, особенно мамам девочек. Но вот как мы играли:

    Еще до начала настоящих ролевых игр, ребенок манипулирует предметами и охотно кормит куклу, укладывает спать, купает. И в какой-то момент (трудно даже представить, как это бывает) кукла для него оживает. Действия поначалу остаются теми же. Но они наполняются множеством смыслов, кукла все чаще становится капризной и непослушной, а в игру вмешиваются тревоги и радости ребенка, меняя ее и внося в привычный мир все новые и новые события. И разве можно называть эти игры однообразными? Кукла годовалого ребенка механически открывает рот. А кукла трехлетки шутит, выплевывает еду и убегает.

    Многократно видела удивительную привычку малышей раскладывать все что угодно парами «малыш-мама» или тройками «папа-мама-малыш». Сын тоже любил составлять семьи. Причем семью у него находили не только игрушечные звери и куклы, за эти годы я перевидала семьи носков, сырников, прорезанных в бумаге дырок, книжек, ссадин на коленке, соринок, блюдец, карандашей, пуговиц, родинок, букв и многие другие. Несмотря на все это разнообразие, игра в семью кукол тоже пользовалась успехом. Очень удобно было воспитывать кукольного ребенка, надеясь что и настоящий что-то усвоит. И интересно получать обратную связь от кукольной мамы.

    Больному ребенку, да и здоровому тоже, приходится сталкиваться с медицинскими манипуляциями. И не так много среди них болезненных, а вот страшными кажутся все. Поэтому очень хорошо лечить куклу, десятки раз ей капать нос и ставить градусник, слушать легкие, смотреть уши и поливать перекисью или мазать зеленкой царапины. И когда-нибудь эти занятия станут понятными и обыденными и у самого ребенка так же перестанут вызывать панику.

    Это не совсем игра и не совсем с куклами, у некоторых наших мягких игрушек тоже было свое прошлое. И сыну ужасно нравилось слушать, где была кукла до встречи с ним, чем занималась. И как она искала друзей, и что помогло ей прийти в наш дом. Вроде бы простые истории, лишь отчасти основанные на реальных фактах, но приходилось их рассказывать еще и еще.

    Мне всегда нравилось делать куклам разные прически. И сын, которому даже расчески были не нужны, заинтересовался. Оказалось, что заколки, резинки очень хорошо развивают мелкую моторику. Главное, чтобы у куклы волосы получше держались.

    Наверное самая любимая игра была «в гости». сначала нужно было приготовить еды — налепить из пластилина, нарезать бумаги в кастрюльки или просто воображаемой. Накрыть стол. И потом принимать гостей, рассаживать их вокруг стола и кормить тортами и кашей. А еще наливать из чайничка чай — воображаемый или настоящий, из настоящей воды.

    В путешествие отправиться просто — составил несколько перевернутых табуреток — и получился автобус, автомобиль или самолет. На переднем месте, конечно, водитель. А в качестве пассажиров куклы. И автобус-поезд едет, объявляя остановки, а куклы входят и выходят. И обязательно покупают билеты. А если нашлась коробка из под обуви или тазик — получается корабль. Маму в такое путешествие точно не возьмешь, в коробку не влезет. А вот несколько кукол умещаются.

    С какой-то даже ностальгией мы с сыном вспоминаем самый первый самодельный кукольный домик в коробке. Там жила кукла Ляля и ее собачка Бубу (имена давал сын, он тогда еще не умел говорить). Домик был самый простой, но мы постоянно собирали для него все нужное и сыну нравилось придумывать из чего сделать тарелки или нести в дом какой-то фантик, чтобы как ковер постелить. С Лялей и Бубу мы разыгрывали множество ситуаций, учились избегать опасностей, разбирались с понятиями день-вечер, объясняли им наши игры и рассказывали все, что знаем.

    Если мама с ребенком показывают спектакль — кто же будет покупать на него билеты, занимать места в зрительном зале и хлопать в ладоши? Конечно куклы. Но некоторые куклы могут и сами выступать на сцене.

    Во многих играх ребенок проделывает с куклой то, что в другое время ему приходится выполнять самому. Но иногда компания нужна сразу — вместе есть кашу, вместе купаться, вместе ложиться спать. Очень хорошо, когда есть с кем разделить и скучные дела, и радостные.

Кукла - самая любимая игрушка девочек всех времен и народов. И хотя в наше время появилось много других игрушек, по-прежнему, в любой девичьей детской, вы всегда найдете полку с куклами.

И это здорово, говорят психологи, поскольку кукла очень важна для эмоционального и психического развития ребенка. Она - наше отражение. Играя с куклой, малыш реализует весь свой пока еще крохотный жизненный опыт, учится моделировать ситуации, воспроизводить действия окружающих. Благодаря играм с ней, кроха не только развивает воображение и творческие способности, но и проживает эмоции.

Куклы развивают воображение и творческие способности малыша . Чтобы кукла «ожила» ребенку нужно придумать для нее характер, смоделировать жизненную ситуацию, например, сейчас она покупатель в магазине или воспитательница детского сада, и ведет себя соответственно. Именно малыш наделяет куклу теми или иными чертами характера, которые формируются в данный момент у него.

Роль игры с куклами может заключаться ещё и в том, что благодаря ей кроха знакомится с правилами взрослого мира . Играя с куклой, ребенок отражает свои представления о событиях в жизни, поступках окружающих его людей.

Также психологи говорят о том, что кукла помогает проживать ребенку эмоции, с которыми он пока справиться самостоятельно не в состоянии . Она может быть жадной, агрессивной, грустной, может испытывать различные страхи. Малыш проецирует свои эмоции на игрушку, а сам от них избавляется, и они не перерастают в психологические проблемы в дальнейшем. Обратив внимание на то, как ребенок играет с куклой, вы можете понять, что именно тревожит его в настоящий момент.

Очень важно правильно выбирать куклу для ребенка . И это касается не только экологичности материалов и отсутствии острых углов и травмирующих деталей. Важно учитывать, чтобы кукла соответствовала возрасту ребенка. Например, для малышки-дошколенка лучше выбирать кукол с детской внешностью и отсутствием половых признаков . Проследите, чтобы у куклы хорошо держались волосы, чтобы девочка могла их расчесывать.

А вот куклы Барби подойдут девочкам постарше: они помогут им освоить основы этикета, взаимоотношений между взрослыми, научат следить за собой, делать прически, одеваться со вкусом, принимать гостей, взаимодействовать в социуме, моделировать разные жизненные ситуации, разрешать конфликты и принимать решения. Согласитесь, тоже довольно важные качества для взрослой жизни.

Универсальным и актуальным для любого возраста остается традиционный пупс. Ухаживая за ним, пеленая, убаюкивая в коляске, девочка тренируется быть мамой. Эти простые с виду куклы развивают в ребенке материнский инстинкт, умение любить и заботиться, чувство ответственности, доброту, внимание к окружающим, сочувствие и желание помочь.


Многие уверены, что кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений.

Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни . В игре «дочки - матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу. Куклы способствуют закладке взрослых качеств и моделей поведения в семье и социуме. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами - для них это абсолютно необходимо. Приобрести хороших качественный кукол, а также кукольные домики вы можете прямо сейчас на сайте маркета УМХ .

И еще обязательно узнайте о том,

Всю историю человечества девочки играли в куклы. Но что дает эта игрушка ребенку, не бесцельное ли времяпрепровождение это? Совсем нет. Давайте посмотрим, какая польза от игры в куклы для ребенка очевидна. И есть ли другие игрушки, столь же полезные для малыша?

Польза игры в куклы

Когда ребенок играет в игрушки, — любые, — он развивается. Воспитывается фантазия, самостоятельность, малыш приобретает чувство ответственности и естественной жизненной дисциплины.

Кукла для девочки — это ребенок. Малыш сам ребенок, но когда он начинает заботиться о кукле, он на какое-то время становится взрослым. Итак, что дает игра в куклы ребенку, поэтапно.

1. Самодисциплина и самовоспитание.куклы полезны для детей

Ребенку свойственна вольность, капризность, желание поддаться своим слабостям и прихотям. На то он и ребенок. Начиная примерно с 3 лет малыш уже начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И с этого же возраста складывается и характер человека, и его внутренняя сущность, с которой он будет путешествовать всю свою жизнь.

2. Развитие ассоциативного и логического мышления.

Когда ребенок играет с куклой, он фантазирует. Кукла для него — это ребенок, друг, подруга, самый близкий человек, даже родное существо. С ним малыш делится своими тайнами, его он воспитывает, одевает, раздевает…

Играя с куклой, ребенок фантазирует, его внутренний мир становится богаче и интереснее.

Кукла для малыша — это огромная вселенная фантазии и мечтаний.

3. Взросление.
Когда малыш играет с куклой, он полностью погружается и в мир взрослых взаимоотношений. Ведь забота о кукле — одевание, раздевание, кормление и так далее,- это собственно, и есть действия взрослого по отношению к малышу.

Так что кукла для ребенка — это лучшая школа жизни.

Как выбрать куклу для ребенка

Очень сложный вопрос. Сейчас купить куклу для малыша можно практически по любым параметрам. Тем не менее, попробуйте подойти к вопросу комплексно.

Для начала необходимо понять до конца, что кукла — не простая игрушка. Как уже было сказано, выбирая куклу для ребенка вы должны понимать, что это больше чем подарок.

Кукла должна нести добро и хорошие впечатления. Нельзя покупать игрушки, выражающие агрессию, злобу и иные негативные чувства.

Кукла должна быть красивой, похожей на добрую девочку или мальчика, и никаких баб Яг и прочих злодеев. Одежда на игрушке должна быть красивой и красочной.

Второе, на что следует обратить выбирая для ребенка куклу — материал, из которого она изготовлена.

Малышам до 3 лет лучше всего купить куклу тряпочную, узелковую или платочную. Главное — чтобы материал был мягким. В этом возрасте ребенок совершает простые игровые действия — укладывает спать, кормит, одевает и так далее.

Такую куклу легко и приятно укладывать вместе с собой в кровать, играть с ней и фанзаировать.

Детям старше 3 лет лучше всего выбрать куклу универсального образа. В таком возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, поэтому кукла должна быть как можно проще, чтобы ее малыш мог сделать такой, какую он хочет на данный момент.

Пропорции куклы должны соответствовать ребенку, а не взрослого человека. Лицо должно быть приятным и вызывать добрые чувства. Можно посмотреть на куклы серии Монстер хай.

Третье, на что следует обратить внимание при выборе куклы для ребенка — качество. Лучше купить одну, но красивую и правильную куклу, чем много, но некачественных.

Мимика куклы не должна выражать какие-то эмоции. Лучше всего приобрести куклу без мимики. Пусть ребенок сам фантазирует и придает своей игрушке те чувства, которые на данный момент ему ближе всего.

Желательно, чтобы кукла имела свободно двигающиеся руки и ноги. Она должна «уметь» сидеть, стоять, лежать.

Материал, из которого сделана кукла и ее одежда должны быть экологичными и безопасными для малыша. Лучше всего, если это будет шерсть, хлопок, шелк и так далее.

Правильно выбрав и купив куклу своему малышу вы делаете большую пользу и ему, и вам.

С хорошей куклой ребенок вырастет нормальным добрым человеком, с развитой фантазией, чувством меры, с правильными социальными ориентирами.

Наталья Прищепёнок
Как научить ребёнка играть в куклы?

Как научить ребёнка играть в куклы ?

Прищепёнок Наталья Сергеевна

методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно слышать высказывание о том, что их дочь/внучка не играет в куклы . Возраст при этом называется разный - три, четыре, пять лет. Говорят : «Мы покупаем ей кукол, а она не играет . Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы . В такой игре ребёнок выражает себя - опыт, знания и переживания, вкладывает в уста куклы свои мысли , осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы - это очень важно !

Кукла - способ занять ребёнка или средство для развития?

Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка . Как хорошо - сидит целый день играет , никому не мешает. Хорошо с одной стороны : ребёнок учится самостоятельности. Но : у ребёнка ещё нет достаточно жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.

Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека . Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы . Для двухлетнего ребёнка общение с куклой - подражание . Кукла - это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые . Подскажите ребёнку , что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу , спойте ей колыбельную.

Мягкие друзья

Исходя из опыта воспитания собственного ребёнка и опыта многочисленных подруг, можно сделать вывод, что лучше всего подходят для этого возраста мягко-набивные куклы кировской фабрики игрушек - Данилка (он ростом 53 см) и мягко-набивной Малыш (35 см, похожие на маленьких детей. Они хорошы и в плане безопасности игры, что немаловажно для организации здоровьесберегающей среды ребёнка . Куклы мягкие , туловище у них из нетканого материала, набито синтетическим волокном и поролоном, а ручки, ножки и голова из ПВХ - пластизоля (обычно говорят : резиновые, но правильно этот полимер называется пластизоль). Подобных кукол так хорошо обнимать, с ними можно ложиться спать, ощущая тепло и безопасность. У кукол этой фабрики спокойные нейтральные лица. Это очень важно, потому что кукле ребёнок присваивает свои эмоции, переживая их, соответственно, у куклы не должно быть определённой застывшей мимики. Мягко-набивной Малыш же хорош ещё и своей интерактивностью - он умеет плакать и смеяться. Это его умение поможет развить в ребёнке эмпатию - сопереживание. Кукла заплакала - надо её успокоить. Кукла засмеялась - можно порадоваться вместе с ней. Только при этом обязательно нужен умный взрослый, который подскажет малышу, что можно сделать, чтоб кукла не плакала , объяснит, почему кукла смеётся . Так мы сможем воспитать у ребёнка ещё и позитивный взгляд на жизнь. Да-да, я считаю, что делать это надо с самого раннего возраста, тогда и проблем у выросшего человека будет гораздо меньше.

Зачем кукле много вещей

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами . Возникает потребность делать всё вместе с куклой . Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты - домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла - засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир со взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации из жизни и помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. А так как жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.

Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками, ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёсочки и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары - у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл - например, спортсменка : фигуристка, теннисистка, наездница, сноубордистка. Или коллекция «Профессии» - стилист, учительница, певица. И соответствующие аксессуары у каждой Анастасии свои, и игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней организовывать можно разные.

Только мало просто показать ребёнку , как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может так и «застрять» на этапе выполнения манипулятивных действий : просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета .

Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет . Да потому что не знает, как! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно . А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Ибо ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.

Игра «Дочки-матери» как психологический тест

«Дочки-матери» , наверное, самая вечная из всех игр с куклами . Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери» воссоздают систему отношения в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок , что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.

Игра «Дочки-матери» - это и способ коррекции отношений в семье, и метод социализации ребёнка . Игра - вечная и многофункциональная!

Надо ли играть мальчишкам в куклы ?

Большая часть современного общества уверена, что кукла - это игрушка для девочек. Но это не совсем так. Мальчики двух - трёх лет с удовольствием играют с куклами : катают в коляске, кормят, укладывают спать. Ребёнок , будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений, а кукла как раз даёт возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Как показали исследования, у детей, которые в детстве занимаются лишь тем, что положено их полу, впоследствии формируются стереотипы поведения, ограничивающие их возможности. Дети же, занимавшиеся не только относящейся к своему полу деятельностью, напротив, очень быстро учатся решать возникающие задачи и достигают в жизни значительно большего.

Замечательно подходят мальчишкам куклы по профессиям , символизирующие мужские профессии : военные, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной профессии аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона, куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие . Замечательно, если у ваших кукол есть свои кукольные бытовые предметы - стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы , а наоборот, поощряйте это их желание!

Игра в куклы - великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка . Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше - ведь игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребёнка , то есть, практически основой его жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: