Роль игр с пазлами в детском возрасте. Осенняя картина из пазлов своими руками

Рейтинг: / 7

ПлохоОтлично

Подробности Опубликовано 01.09.2010 03:00

Собирали ли вы когда-нибудь огромную картину из пазлов? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы собрать ее? Правильно, терпением, усидчивостью, ориентированностью на результат, внимательностью.

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обладал этими качествами, смело предлагайте ему пазлы. Помимо перечисленного, пазлы развивают еще и восприятие целого, воображение, мелкую моторику, координацию движений, наглядно-образное мышление.

Мелкая моторика и координация движений руки ребенка развивается в процессе перебирания мелких деталей-пазлов, их переворачивания, захватывания и выкладывания в нужном месте.

Чтобы получить результат в этой игре, необходимо сопоставлять детали по цвету, форме, линиям. В процессе этого развивается восприятие, логическое и наглядно-образное мышление.

Чтобы сопоставить один пазл с другим, мозг ребенка проделывает массу операций. К примеру, чтобы подобрать подходящую часть детали, малышу нужно научиться мысленно переворачивать пазлы, что несомненно полезно для развития пространственного восприятия, логического, наглядно-образного мышления и воображения.

Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.

В зависимости от размера пазлов, их могут собирать как школьники, так и совсем малыши. Начинать играть в такую развивающую игру можно уже с детьми двух лет, учитывая, что пазлы при этом должны быть больших размеров и их должно быть совсем немного. Картинка для малышей должна быть простой, хорошо, если это будет один большой предмет. Как только ребенок освоит эту игру, можно начинать усложнять ее, предлагая более мелкие детали и более сложный рисунок.

Хорошо, если первые пазлы состоят лишь из двух - четырех крупных деталей, замечательно, если еще и будут выкладываться в планшете-рамке.

Начинать играть всегда с рассматривания целой картинки (обычно, образец прилагается). Затем обсудить детали, происходящие на картинке действия.

Если ребенок еще не знаком с принципом игры в пазлы, то взрослому стоит сначала на глазах ребенка собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и предложить малышу помочь. Для маленьких детей можно придумать сказку с участием персонажей.

Пример сказки:

«Жил-был котенок по имени «Мяу». Жил он в квартире на седьмом этаже и была у него хозяйка Юля. Юля его очень любила, кормила по утрам молочком, играла в догонялки и даже выводила гулять. Вот, ты можешь посмотреть на этого котенка (покажите собранную картинку).

Однажды, выйдя на прогулку со своим котенком, Юля встретила своих подружек и заигралась. А когда нужно было идти домой, вдруг вспомнила, что рядом нет ее котенка, он потерялся (разрушьте картинку на глазах ребенка). Она долго искала и звала его: «Мяу, мяу, кссс, кссс, кссс», но он не откликался.

Давай поможем Юле найти котенка, вот, я уже вижу его ушко (продемонстрируйте ребенку пазл с ушком котенка), ищи и ты…».

Когда игра закончится и пазл соберется, обязательно похвалите своего малыша за проделанную работу.

Как только вы заметите, что головоломка уже не вызывает никаких затруднений у ребенка и он собирает ее с «закрытыми глазами», стоит задуматься над приобретением более сложного варианта пазлов.

Помимо обычных пазлов с обычными картинками, существуют еще и головоломки с развивающим наполнением. Так, в продаже можно встретить географический пазл, задача которого дать представление детям о карте Мира и о местоположении материков, анатомический пазл, информирующий детей о строении человеческого тела, астрономический, математический и др.

Если в процессе игры в пазлы ребенок долгое время не может ничего собрать, то стоит ему помочь, ведь постоянные неудачи могут вызвать потерю интереса ребенка к этой игре. Также подумайте, может быть игра подобрана не по возрасту и стоит предложить пазлы попроще (состоящие из меньшего количества деталей).

Приобретая пазлы для малыша, обратите внимание на его качество. У качественных пазлов на срезах не должно быть зазубрин, картон должен быть плотным, не расслаиваться и не гнуться. Картинка должна быть яркой, а для маленьких детей еще и контрастной.

Выбирая такую игру, исходите из личных интересов ребенка. Мальчикам, естественно, будет интересно собирать пазл с автомобилями, а девочкам – с принцессами. Детей помладше заинтересуют картинки со зверушками, а детей постарше – с любимыми мультипликационными персонажами.

Пазлы для развития детей

Составные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение - психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге - работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом - только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок - не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка - это знак предмета, его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции: удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте, возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

Многие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно - сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное - не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова - как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

Составные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки
Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того - форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет - то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности - предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.Пазлы с разрезом «ключ-замок»
В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Одно из базовых свойств восприятия - стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы - как узор, половинку чайника - чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Пазлы с неопределенным разрезом
Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек - продолжил повествование.

Картинки-вкладыши
Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей - довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Детские развивающие игры

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов – составных картинок. Цель данных головоломок – собрать целое изображение из отдельных деталей.

Составные картинки бывают разного уровня сложности, который повышается с возрастом. Все составные картинки можно разделить на 4 вида: картинки-вкладыши, разрезные картинки, кубики с изображениями, пазлы.

Первые три категории уже стали "классикой", а вот пазлы появились в нашей стране не так уж давно, и с каждым годом приобретают всё большую популярность. Причём пазлы собирают с большим удовольствием не только дети, но и взрослые.

Давайте рассмотрим более подробно каждую их перечисленных выше категорий.

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши необыкновенно эффективны в становлении и развитии у малыша наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши представляют собой различные изображения с вырезанными частями. Задача – найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Например, нужно выстроить ряд разных по размеру слоников.

Самый простой вариант данной игры – когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый на нём рисунок симметричен, например, круг и изображённое на нем солнышко. После того как ребенок начнёт легко справляться с данным заданием, можно предложить ему картинку с неровными краями.

Следующий по сложности этап, когда ребёнку предлагается картинка с ровными вырезанными краями, но изображение на нём уже не симметрично, например, цыплёнок, изображенный на квадрате. Ребёнку придётся постараться, чтобы вставить цыплёнка правильно, а не вверх ногами.

В дальнейшем можно предложить ребенку вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Например, геометрический паровозик. Эта игра, созданная по типу рамок-вкладышей, познакомит ребенка с разными геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Играя с паровозиком, ребёнок развивает внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию.

Сначала рассмотрите Паровозик вместе с ребенком. Попросите его назвать детали, которые он знает. Если малыш ещё не говорит, назовите детали сами. Расскажите на доступном уровне, кто управляет паровозом и как он работает. У нашего паровозика многие детали – вынимающиеся вкладыши в виде геометрических фигур: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции. Выньте фигурки. Рассмотрите их и предложите придумать, на что они похожи. Круги – на Солнце, Луну, тарелку, монетку и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются вкладыши с подслоем. Давайте рассмотрим на примере игры "Дом". Эта, более сложная рамка-вкладыш сделана по типу простейшего пазла, состоящего из 10-ти частей. На всей площади основания для вкладышей нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым вкладышем находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей – чердак, а ещё, под облачком, прячется весёлое солнышко, на дереве вьют гнезда птицы, а в конуре возле дома живёт собака.

Покажите малышу, как вкладыши достаются из рамки, называя части дома и объясняя, что под ними находится: "Это крыша, под ней находится чердак, там хранятся старые вещи". Если ребенок уже говорит, поднимая вкладыш, спросите у него: "А кто здесь живет? Как называется эта комната? У нас есть такая?"

После того, как малыш запомнил устройство дома, попробуйте собрать паззл. Сначала выньте одну или несколько частей и попросите "починить дом". Затем попробуйте разобрать дом полностью, чтобы ребёнок собрал его сам. Если ребенок уже освоил связную речь, попросите его придумать историю об обитателях дома. Придумайте: как их зовут, где они работают или учатся, как проводят время.

Необыкновенно полезными для развития Вашего дитя могут оказаться панели с прорезями в форме букв или цифр. Играя, ребёнок быстро запомнит их названия, если Вы, конечно, не поленитесь играть вместе с ним и называть соответствующие буквы и цифры..

Картинки-вкладыши несложно сделать и самим из толстого картона разных цветов. Всё зависит от Вашего желания и фантазии.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён один крупный предмет и поделен на две части) можно начинать заниматься с полутора лет . Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).

Целью этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия.

Ребёнок должен научиться "увидеть" картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части.

Игра рассчитана на самых маленьких, и если Вы не научите ребенка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес, поэтому на первых этапах, если он не справляется, помогите ему. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображенные предметы: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - это кто?", "Какого цвета груша? Давай её найдем" и т.д.

Предложите ребенку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три; в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребенку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен, используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счёта.

Разрезные картинки Вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображённый на картинках должен быть знаком ребенку и ярким.

Остаётся только добавить, что разрезные картинки просто сделать, наклеив подходящее изображение на картон.

Кубики с изображениями

Кубики - это любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Можно начинать занятия с 2-х лет .

С помощью кубиков Вы сможете познакомить ребенка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить, добавляя в активный словарь ребёнка новые слова и понятия.

При первых занятиях на дно коробочки обязательно вложите рисунок-образец с изображением фрукта для облегчения работы малышу. Попросите ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомится с понятиями "часть и целое", учится работать по образцу.

Далее можно попросить ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.

Постепенно можно усложнять занятия, предлагая ребёнку собрать картинку из 9-ти кубиков. Предлагая игру, переверните сначала все кубики одной стороной: это поможет ребёнку легче сориентироваться в правилах игры. Затем начинайте усложнять задачу, перевернув один кубик неправильно, в дальнейшем проделайте это с двумя, тремя кубиками, по мере того, как малыш будет справляться с поставленной задачей.

Пазлы

Пазлы необычайно популярны. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия.


От перечисленных выше разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют сложную кривую линию соединения деталей. Ребёнку, чтобы верно составить картинку, необходимо сопоставить форму одной детали с формами соседних. При этом он должен учитывать, что на них изображено, и получается ли при их соединении цельное изображение.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3,5-4 лет , однако здесь ориентироваться нужно на интерес ребёнка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число обязательно крупных деталей, иногда выполненных из мягкого материала. Со временем можно усложнять задания, увеличивая количество деталей и уменьшая их размер.

Предметы, изображённые на пазлах, должны быть знакомы ребенку. На первых порах желательно, чтобы это был одно крупное изображение, например, любимый герой мультфильма Вашего малыша.

Собирая пазлы с ребёнком в первый раз, сначала необходимо показать, как собирается картинка. Затем убрать 2-3 детали и сказать ребёнку, к примеру: "Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне её собрать снова!". С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например: "Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит", – ну и так далее.

Дети постарше, у которых уже хорошо развито воображение и которые знают правила игры, могут начинать собирать картинку "с чистого листа", имея перед глазами картинку-образец.

Полноценное развитие ребенка невозможно без игр. Поэтому задача родителей – подобрать подходящие игрушки для своего малыша. Они должны помогать ему совершенствовать навыки. Например, полезно добавить в число детских игр пазлы. Они развивают много хороших качеств.

Чем полезны пазлы для детей?

Если ребенку не хватает усидчивости и терпения , эта игра позволит привить нужные навыки. Ведь собирая элементы вместе, малыш учится не спеша подбирать нужные части фрагмента. Он научится доводить начатое до конца. Такое качество обязательно пригодится во взрослой жизни.

Кроха жалуется на плохую память? Пазлы помогут и здесь. Игра развивает визуальную память. Такой человек лучше запоминает лица людей и пейзажи. Лучше будет работать и воображение, фантазия, наглядно-образное мышление. Достигается это тем, что приходится представлять общую картинку и держать ее в памяти, собирая пазл.

Кроме того, улучшается логическое мышление . В дальнейшей жизни человеку проще будет принимать решения, выбирать нужные стратегии и самостоятельно отыскивать ответы на вопросы. Современные пазлы для детей тренируют умение видеть проблему с нескольких сторон и учат принимать нелегкие решения. Ведь в процессе нужно брать во внимание несколько факторов: и последовательность, и изображение, и форму элемента.


Также складывание пазлов может быть тренировкой самостоятельности . Ребенок учится меньше опираться на помощь со стороны и сам выбирает стратегию. Это позволяет ему поверить в свои силы и в дальнейшем положительно скажется на разнообразных ситуациях. Если родители смогут привить интерес к этой игре ребенку, они добьются прогресса в его развитии.

Логическое мышление, память, воображение, аккуратность – все эти навыки, которые развиваются благодаря сборке пазлов, понадобятся в школе. Играть можно вместе с ребенком, подсказывая, где лучше разместить элемент. А затем юный конструктор начнет справляться самостоятельно.

Скажется эта тихая спокойная игра и на развитии творчества . Малыш в процессе может придумывать истории по картинкам. В дальнейшем можно даже устраивать состязания между членами семьи на скорость. Хотя игра и простая на первый взгляд, но польза от нее достаточно ощутимая. Поэтому с 5-7 лет можно разрешить ребенку собирать пазлы онлайн на компьютере. Современные дети на «ты» с компьютером и мобильными устройствами. Поэтому они быстро освоят игру и с удовольствием будут собирать картинки.

Общие правила выбора пазлов для детей

Для успешного овладения детьми умениями сборки пазлов необходимо соблюдать простые правила выбора данной игры:

— соответствие возрасту. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть деталей в игре и тем крупнее отдельные элементы. В первое время можно использовать:

  • пазлы с ровными сторонами (например, в виде квадратной картинки, разрезанной на 4 части),
  • пазлы-книги или рамки , где сборка деталей происходит на поле с ограничениями с прорисованным итоговым изображением;
  • мягкие пазлы (в виде коврика или обычной игры);
  • крупные деревянные пазлы-вкладыши .

Немаловажным условием является и правильный выбор рисунка . Чем младше ребенок, тем крупнее и ярче должно быть изображение. Желательно, начинать сборку с пазлов, на которых нарисованы знакомые ребенку вещи, предметы и персонажи.

— качество игры. , следует обратить внимание на боковые «замки» — они должны быть ровными, соответствующими друг другу. Конечно, все элементы проверить невозможно, поэтому следует отдавать предпочтение продукции проверенных фирм и производителей.

Пазлы — интересное и развивающее увлечение, которое способствует развитию положительных качеств характера, а также гарантирует яркое времяпрепровождение.

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

РОЛЬ ИГР С ПАЗЛАМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ


Игра с пазлами, пожалуй, одна из самых распространённых игр, способствующая развитию усидчивости, внимательности, воссоздающего воображения, логического мышления, пространственного и цветовосприятия, мелкой моторики.

Другими словами, влияет на психическое развитие ребёнка комплексно.

С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию? Детские пазлы – замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость.

Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3–4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла – не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла – не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша: развивает мелкую моторику рук и координацию движений; тренирует способность видеть задание многогранно; развивает логику; формирует навыки выработки стратегического решения задач; развивает усидчивость и аккуратность; развивает воображение и фантазию; развивает внимание и память; учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки. Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить. Независимо от материала изготовления – картона, дерева или пластика, – экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы – занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая. При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры. На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов. После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет). При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра. При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: