Рисование по теме профессии младшая группа. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект НОД в младшей группе «Профессии

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас осень.
- Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

Какое сегодня небо?
- Небо чистое и голубое.
- А каким чаще бывает небо поздней осенью?
- Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
- Какие листья ты видишь на деревьях?
- Листья красные, желтые, оранжевые.
- А какими бывают деревья поздней осенью?
- Поздней осенью деревья голые.
- Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
- Что произойдет с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
- Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
- Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
- Что происходит с насекомыми поздней осенью?
- Поздней осенью насекомые исчезают.
- Посмотри на небо. Кого ты видишь?
- Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

Береза. - Желтые березовые листья.
- Клен. - Алые кленовые листья.
- Осина. - Пунцовые осиновые листья.
- Рябина. - Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

КОНСПЕКТ

интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Поздняя осень»

Учитель-логопед: Пивоварова А. П.

Педагог-психолог: Левушкина И. В.

Коррекционно-образовательные:

Расширить представление об изменениях, которые происходят в природе осенью.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Поздняя осень»;

Совершенствовать навык словообразования.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи;

Развитие мышления, внимания, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы

Развитие длительности и силы выдоха;

Развитие мелкой и общей моторики детей;

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков взаимопонимания, содружества, доброжелательности, сплочённости группы.

Оборудование: карточки с изображением обуви, одежды, мяч, изображения луж.

Организационный момент (выступает педагог – психолог)

По очереди пальчиками правой руки нужно поздороваться с пальцами левой руки:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живём в одном краю,

Я приветствую всех Вас!

I. Введению в тему (выступает педагог – психолог)

Дети, давайте отгадаем загадку:

Птицы к югу полетели,

В парках листья пожелтели

Дождь холодный стучит в окно…

Какое время к нам пришло?

II. Объявление темы

Молодцы ребята! Наверное вы догадались, что сегодня мы с вами будем разговаривать об осени.

1. Игра «Один - много»:

Листок - листья

Лужа – лужи

Зонт – зонты

Шапка – и т. д.

2. Ответь полным предложением:

Логопед: -Сентябрь, октябрь, ноябрь –что это? (названия месяцев)

Эти месяцы относятся к какому времени года? (К осени)

Сколько мы назвали осенних месяцев? (Мы назвали три месяца)

Сколько месяцев продолжается осень? (Три)

Какой из этих месяцев обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

Какой из этих месяцев обозначает середину? (Середину осени обозначает октябрь)

Назовите по порядку осенние месяцы (Сентябрь – октябрь – ноябрь)

Какой месяц обозначает конец осени (Ноябрь)

Ноябрь – какой по счёту осенний месяц? (третий)

Как можно про этот месяц сказать иначе? (Это последний месяц осени) .

Давайте скажем вместе: Ноябрь – это поздняя осень.

3. Работа с демонстрационным (наглядным) материалом. Проводится логопедом (повторяются признаки осени)

«Солнце». (Осенью солнце светит совсем мало (греет)

Желтая и черная полоска разной длины- символы дня и ночи. (В ноябре дни становится короче, а ночи ещё длиннее.)

Зонт чёрного цвета, с изображением капель дождя и снежинок. (В ноябре часто идет холодный дождь со снегом.)

Снежинка большого размера. (Ночами бывают заморозки.)

Изображение дерева с двумя-пятью листьями. (На деревьях в ноябре листочков почти не осталось.)

Корова или кормушка с птицами (Человек кормит птиц зерном, а домашних животных сеном, так как они не пасутся уже на лугах)

Делается логопедом вывод: «Это время осени также называют «предзимье, поздняя осень, перед зимой»

4. Пальчиковая гимнастика (проводится педагогом-психологом)

«Осенние листья »

Ветер по лесу летает,

Ветер листики считает: разжимание и сжимание пальцев

Вот кленовый

Вот дубовый, поочередное загибание пальцев на обеих руках

каждое название - одновременное

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

4. Дыхательное упражнение «Ветерок» (проводит учитель – логопед)

Ребята с ладошки сдувают листики, вырезанные из салфетки.

5. Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак» (проводит педагог – психолог)

Зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;

Холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;

Одна картинка с изображением лета и три картинки с осеним изображением.

6. Коммуникативная игра (проводится педагогом – психологом)

«Сапожки»

Дети встают друг за другом, держатся за талию своего впереди стоящего товарища. Ведущий дает команду, по которой дети идут по дорожке. Главной задачей играющих – сохранить единую цепь (не разорвать, не наступить в «осенние лужи», которые находятся рядом с тропинкой (вырезанные из бумаги) .

Нарядили мы ножки в новые-красивые сапожки,

Вы шагайте, сапожки, прямо по дорожке,

Вы топайте, шагайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не наступите, сапожки не порвите.

7. Игра «Признаки осени» (проводится учителем – логопедом)

У каждого участника альбомный лист, который разделен карандашом на 6 частей. Логопед говорит признак осени, каждый ребёнок рисует схему (картинку – опору) в соответствующей части листа.

Смотри пункт 3

8. Составление описательного рассказа

Ребята составляют рассказ – описание, в котором перечисляют признаки поздней осени. (по цепочке и одним (двумя, тремя детьми) ребёнком.

III. Итог занятия.

Прощание: Дети берут друг друна за руки и говорят: «Мы молодцы! »

www.maam.ru

НОД для старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»

НЕПОСРЕДСТЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Поздняя осень»

Интеграция о. о. : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: закреплять и углублять представления детей о поздней осени; продолжать знакомить с народными приметами; развивать интерес к природным явлениям окружающего мира; учить взаимодействию в группах.

Стихотворение

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Про какое время года это стихотворение?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Послушайте загадку. О каком месяце в ней говориться?

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Мы знаем разные периоды осени. Какие? Какая наступает осень с началом ноября?

На мольберте картина с изображением ранней осени и поздней.

Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?

Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет.

Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней листья под деревьями, опали.

Ранней осенью мы собирали яблоки с деревьев, а поздней их нет.

Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью овощей на огородах нет.

Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.

Какая погода поздней осенью?

Какими становятся дни и ночи?

Не даром в народе говорят «Осень- перемен восемь»

Как одеваются люди в такую погоду?

Игра «Подбери одежду»

Ноябрь это самый холодный осенний месяц, его можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь - это самое тёмное время года.

Люди в старину этот месяц называли полузимник.

Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц:

Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрь-ворота зимы.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Давайте эти пословицы и поговорки о поздней осени поместим в нашу коробочку крылатых выражений.

Холодно и птицам. Что происходит с ними? Правильно, перелетные улетают в теплые края, а какие остаются с нами зимовать? (зимующие)

Игра «Найди зимующих птиц»

Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит (ветер.)

Ветер что умеет делать? (выть, дуть, завывать, гудеть, бушевать).

На всех садиться, никого не боится (снег).

А снежинки что делают? (летают, кружатся, падают, ложатся)

Холодно не только людям, но и животным. Где они готовятся зимовать?

Сейчас ребята превратятся в животных и расскажут о себе.

Раз, два, три, ребят в лесных животных преврати!

Игра «Животные»

Дети берут картинки и рассказывают от имени животного о подготовке к зиме.

Просмотр видео фильма на мультимедиа «Кто как к зиме готовиться? »

Какое настроение у вас после просмотра фильма? Выберите подходящую карточку.

www.maam.ru

Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Поздняя осень»

Цель: формировать понятия об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки). Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных. Воспитывать любовь к природе и интерес к природным явлениям.

Материал: презентация осени (ранняя и поздняя, музыкальные произведения, презентация как животные готовятся к зиме.

Ход НОД:

воспитатель читает стихотворение Н. Заболоцкого:

Суровой осени печален внешний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мерзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

Воспитатель: С каким настроением говорит поэт с нами в этом стихотворении? (печальным, грустным)

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (осень)

А как мы называем раннюю осень? (золотая)

Показ слайдов золотой осени

А как называем позднюю осень? (серебряная)

Показ слайдов серебряной осени.

Ребята, посмотрите на картину и скажите, где ранняя осень, а где поздняя?

Показ слайда № 3, сравнение.

Игра "Ассоциации".

Ребята, а теперь давайте подойдем все к столу, разделимся на 2 команды:золотая и серебряная осень.

(карточки с изображением ранней и поздней осени перемешаны, выбираем карточки в соответствии с названием команд, объясняем почему.)

Воспитатель: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?

А какой сейчас месяц? Какие приметы осени вы знаете?

Дети говорят приметы осени - 5 человек.

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы! А я знаю приметы ноября, вот послушайте.

* В ноябре зима с осенью борются. (как вы понимаете эту примету? что значит, зима с осенью борются)

* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. (а как вы понимаете эту примету)

Воспитатель: Ребята, а какие стихи мы с вами учили про осень? (дети читают стихи)

Воспитатель: Осень чудная пора, она вдохновляет художников писать картины, поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте послушаем два произведения и скажем, какое настроение композиторы передали в своих произведениях. Музыкальное произведение (ранняя и поздняя осень) .

А теперь ребята, давайте посмотрим, как животные готовятся к зиме. (показ слайда)

Как звери готовятся к зиме?

Игра с мячом "Угадай что назову"

* Как зимуют лиса и волк?

* Что происходит с шубкой зайчика осенью? Зачем он ее меняет?

* Кто из зверей ложится в зимнюю спячку?

* Какие птицы улетают от нас в теплые края?

* А какие остаются с нами зимовать?

Ребята, а как мы заботимся о тех птицах, которые остаются с нами зимовать? (ответы детей)

Осенняя пора прекрасна: и солнечная, и дождливая, и морозная. и мы прощаемся с этим прекрасным временем до следующего года. Ведь на смену осени придет зима.

www.maam.ru

Приметы осени для дошкольников. Поговорки про осень для детей

Золотая осень - унылая пора… Так называют многие поэты прекрасное время года. Сколько стихов, поговорок, пословиц и загадок придумано на осеннюю тематику. В начале сентября она разноцветная, пышная, тёплая. Нет уже такой знойной жары.

Согласитесь, что после лета хочется немножко прохлады. В ноябре солнце выглядывает всё реже, небо темнеет, начинаются частые дожди и много одежды. Однако в каждом времени года есть своё неповторимое очарование. Малыши тоже учатся всем природным прелестям.

В этой статье вы найдёте новые для себя пословицы, поговорки, приметы об осени.

Осенняя пора - веселится детвора

Ночи стали более прохладные, днём уже не так жарко, а утро пахнет осенью. Взрослые и дети устали от зноя и мечтают, чтобы хоть немножко стало прохладнее. Однако никто не хочет периода дождей или заморозков.

Ведь от этого становятся серые унылые будни и тянутся до весны. Так и хочется окунуться в спячку, как медведь в берлоге, и проспать все тусклые дни. А если так не думать, а помнить о том, что осенью есть прекрасная возможность насладиться последним теплом.

Только в эту пору можно увидеть разноцветные, причудливой формы листики. С ними ребята в детских садах и в школах делают замечательные аппликации.

Сначала они ходят с педагогами в парк, где много ярких и красивых листочков, собирают из них букеты, делают гербарии, а потом поделки. Как же детвора любит прыгать в горы листочков или просто шуршать ими при ходьбе.

Кто-то считает, что именно осенью идёт расслабление организма после бурного и эмоционального лета. Как говорится, каждому своё.

Осенние приметы

В далёкие времена появилось много разнообразных примет про осень. Отсюда можно сказать, зима будет ранняя или поздняя, какая будет осень и т. д. Есть и народные приметы осени для дошкольников 4, 5 лет. Они написаны доступным и понятным языком.

Вот некоторые из них:

  • Если рано опали листочки - рано начнутся зимние денёчки.
  • Гром в сентябре - тёплая и долгая осень детворе.
  • Какой первый день декабря - такой будет зимой земля.
  • Комнатный попугай молчит - вьюга к нам в окно стучит.
  • Клубочком свернулась кошка - дорогая будет картошка.
  • Много шишек на сосне - зима холодная втройне.
  • Дождливые дни в сентябре - весь январь в серебре.
  • Осенью мало грибов, а много орехов - зимой будет не до смеха.
  • Много запасов у белки в дупле - к лютой зиме.
  • Птицы низко летят - дожди к нам хотят.
  • Мордашку кошка спрятала - холода нагрянули.

Осенние поговорки

Детям педагоги и родители рассказывают много поговорок. Таким образом даётся представление о хитростях природы, о погоде, о животных и др. Лучше, чем народные поговорки, малышу не рассказать про времена года.

Благодаря им он больше понимает природу и несложные словосочетания. Поговорки про осень для детей говорят о том, что не бывает плохой погоды.

Каждое время года радует взрослых и детей по-своему. Прочитайте детям поговорки про осень и спросите, как они их понимают.

  • Осень - время еды (поговорка говорит о сборе урожая) .
  • Осень богатая - зима сытная (если собрано много урожая, значит в зимнее время будет доступное питание) .
  • Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться) .
  • Несколько часов дождливых - много дней сохнет земля.
  • Сентябрь - проводы лета, встреча холодов.
  • День не работал - урожай прохлопал.
  • Ноябрь - зимний порог (к зиме готовы) .
  • Ноябрь - на носу морозы.

Поговорки про осень для детей лучше рассказывать в коллективе. Так они быстрее усваивают материал.

Осенние пословицы

Пословицы детям говорят о явлениях природы, рассказывают о повадках животных. Приметы осени для дошкольников находятся почти в каждой пословице.

Поэтому их малышам полезно рассказывать. Именно в коротких пословицах есть вся информация:

  • Осенью все знают, что дожди идти мешают.
  • В сентябре много яблок, в октябре капуста в подарок.
  • Разноцветная осень пришла - веселье детям принесла.
  • Осенняя палитра - к гербарию привыкла.
  • Когда сено косили - дождей не просили.
  • Дерево посадите - урожая сейчас не ждите.
  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Что с урожая соберёшь, на том зимой и живёшь.
  • Тот хлеб, что в поле, в рот не положишь.
  • Плохой земли не бывает, есть хозяева, которые ничего в урожае не понимают.
  • В ноябре зима с осенью спорят.
  • Осенью покопаешь, зимой не голодаешь.
  • Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.
  • Осень пришла - дожди с собой принесла.

Рассказывайте пословицы и поговорки про осень для детей доступным языком. Они должны понимать, о чём именно говорится в них. Если же дети задают вопросы, то разъясните, что означают фразы или слова в пословицах или поговорках.

Стихи про осень

Много поэтов пишут именно про эту пору небольшие четверостишья для детей. Почему именно про осень? Наверное, потому что природа очень красивая, играет разноцветной палитрой.

Если весной всё зелёное, то осенью можно увидеть яркие красные, жёлтые, оранжевые и другие цвета.

Лексическая тема Осень

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

Какое сейчас время года? - Сейчас осень. - Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. - На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу.

Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы.

На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы.

Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

Какое сегодня небо? - А каким чаще бывает небо поздней осенью? - Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. - Какие листья ты видишь на деревьях? - Листья красные, желтые, оранжевые. - А какими бывают деревья поздней осенью? - Поздней осенью деревья голые. - Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? - Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. - Что произойдет с травой поздней осенью? - Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. - Подойди к муравейнику.

Расскажи, что ты видишь. - Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. - Что происходит с насекомыми поздней осенью? - Поздней осенью насекомые исчезают. - Посмотри на небо. Кого ты видишь? - Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь И птицы улетают, И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

Приметы осени для дошкольников

С наступлением осени прогуляйтесь с малышом по парку или лесной опушке, понаблюдайте вместе за признаками осени в природе, проанализируйте изменения, случившиеся с приходом нового сезона. Все это поможет ребенку лучше разобраться во временах года и особенностях каждого из них.

В этой статье мы расскажем об осенних приметах для детей, а также о старинных традициях, связанных с появлением первых признаков осени и осенними церковными праздниками.

Осенние традиции и праздники

Осень принято разделять на несколько периодов-подсезонов: сентябрь – начало осени, октябрь – глубокая осень, ноябрь – предзимье. С научной точки зрения (астрономическая осень) смена сезона происходит 22 сентября, в день осеннего равноденствия.

Большинство церковных праздников осени так или иначе связаны со сбором урожая. К примеру, 13 сентября (Куприянов день) выкапывали корнеплоды, 7 октября (день Феклы-заревницы) молотили хлеб, 8 октября (Сергий) срубали капусту.

С наступлением устойчивых холодов работы в саду и на огороде приостанавливаются, а значит, свободного времени становится больше. Отчасти именно поэтому осень – традиционный свадебный сезон.

Приметы осени для детей

Приметой называют отличительный признак какого-либо процесса или явления. Многовековые народные наблюдения позволили выделить следующие осенние приметы:

  • белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме;
  • если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой;
  • большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;
  • кошка прячет мордочку – на холод;
  • редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду;
  • куры начинают рано линять – зима будет мягкой;
  • листья на деревьях стоят желтые, но долго не опадают – долго не будет мороза;
  • береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней;
  • паутина стелется по растениям – к теплой погоде;
  • если поздней осенью появились комары – зима будет теплой;
  • чем больше муравейники, тем холоднее будет зима;
  • если в сентябре слышен гром – осень будет мягкой.

Даже маленькие дети могут самостоятельно определить такие признаки наступления осени: пожелтевшая трава и листья на деревьях, увядшие цветы, перелет птиц на юг, смена погоды (меньше солнца, частые дожди) , уменьшение длины дня.

­ти и другие признаки осени для детей помогут вам сделать прогулку с ребенком более интересной, увлекательной и познавательной. Не упустите возможность подышать прозрачным осенним воздухом и погреться в последних теплых солнечных лучах – соберите коллекцию листьев, сделайте гербарий, нарвите рябины, сходите в лес по грибы. Спустя годы и вы, и ваш малыш будете вспоминать эти прогулки с теплотой и любовью.

Статьи по теме:Мультики про дельфиновДельфины - одни из самых разумных млекопитающих, живущих на нашей планете. В мультфильмах они чаще всего выступают добрыми героями, попадающими в увлекательные истории и помогающими другим героям справиться с трудностями.

В нашей статье мы расскажем о самых популярных мультфильмах о дельфинах.Мультфильмы про волковТак уж сложилось, что серый лесной житель, волк, чаще предстает в мультфильмах в невыгодном свете, совершая плохие поступки, за что и бывает наказан. Но существуют мультики, где главные герои, волки, показаны и с положительной стороны и попадают в удивительные приключения.

Предлагаем вам список популярных мультиков про волков.Мультики про вампировВампирская тематика, так популярная в наши дни, проникла и мультипликационный мир. И дети всех возрастов с удовольствием смотрят мультики про вампиров.

Предлагаем вам список самых популярных из них.Мультики Диснея про принцессКинокомпания Уолта Диснея ежегодно радует зрителей появлением все новых и новых мультфильмов. Но одними из любимейших у девочек, конечно, являются мультфильмы про принцесс, которых набралось уже немало.

Предлагаем вам список диснеевских принцесс!Не знаешь, что надеть? Стань модной немедленно! Ваше имя *Адрес электронной почты *Другие статьи:Джиджи Хадид обхитрила своих поклонников, одев парик Фанаты привыкли видеть Джиджи Хадид с копной густых золотистых волос.

На церемонию American Music Awards модель пришла с совершенно другой прической - коротким боб-каре. Однако оказалось, что с длиной ее пшеничных локонов все в порядке.Чарли Шин выгоняет своих детей из дома в Беверли Хиллз Чарли Шин нуждается в деньгах и занялся сбытом недвижимости.

Он продает свой особняк и намерен выгнать бывшую жену Брук Мюллер с сыновьями из другого дома и переехать жить туда с новым бойфрендом.Премия American Music Awards прошла в Лос-Анджелесе Вчера в Лос-Анджелесе состоялось торжественное награждение победителей музыкальной премии American Music Awards. Мероприятие прошло с грандиозным размахом ведь на сцене Microsoft Theater собралось множество звезд.

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter

Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук - готовятся ко сну.…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки. Воспитатель.Значит, осень, какая пора? (Ответы детей) . Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

Воспитатель.Как в лесу красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей) .- Нарисуем осень не карандашами, а словами.«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом нам поможет наша помощница-таблица. Воспитатель.А какими словами можно начать рассказ про « Осень»?

Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?Осень Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь.

В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.- А какими словами можно закончить рассказ? (Ответы детей) .- Я думаю, что у вас получатся интересныерассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение ней и приглашает на прогулку – попрощаться до следующего года.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом «а»

Нетужилова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ №124 г. Череповец.
Описание работы: конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом а», лексическая тема «Осень». Представленный материал может быть использован в работе педагогов групп компенсирующей направленности

Цель: развитие умения детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом «а».
Задачи:
1. Создать условия для закрепления преставлений детей о признаках осени;
2. Способствовать развитию умения детей составлять предложения с противительным союзом а;
3. Обеспечить обогащение лексики детей синонимами, антонимами;
4. Способствовать развитию умения сопоставлять приметы ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Оборудование: сюжетные картины по теме, картинки для составления предложений с союзом «а», зеркала.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Отгадайте мою загадку и скажите, о каком времени года мы с вами сегодня поговорим?
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения мышц артикуляционного аппарата.
2. Игра «Сравни лето и осень»
Рассмотреть картины с изображениями осени и лета. Назвать приметы этих времен года. Сравнить их между собой – составить предложения с союзом А. (Пример: летом погода солнечная, а осенью пасмурная.)
3. Сопоставление примет ранней и поздней осени в стихах русских поэтов
Послушайте стихотворения и скажите о ранней или о поздней осени в них говорится:

Осень (Алексей Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Скажите, почему раннюю осень называют золотой? (ответы детей)
А почему позднюю осень называют хмурой? (ответы детей)
4. Физ. минутка «Осенью»
По дороге мы идем, листья сыплются дождем.
Красно-желтый листопад обсыпает всех ребят. (ходьба на месте)
А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик. (поднимаем руки вверх)
Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы. (наклоны в стороны)
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (вращение руками)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (повороты влево, вправо)
Низко-низко приседаем и листочки собираем.
Соберем большой букет славной осени привет. (приседания)
Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем, листья желтые несем. (ходьба на месте)
5. Упражнение на развитие дыхания «Подышим осенним воздухом в лесу»
6. Игра «Скажи по-другому» - упражнение в подборе синонимов.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
7. Игра «Скажи наоборот»:
Закончи предложение:
Летом солнце яркое, а осенью...
Летом небо светлое, а...
Летом день длинный, а...
Летом тучки ходят высоко, а...
Летом птицы учат птенцов летать, а...
Летом люди одеваются легко, а...
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
Летом люди выращивают урожай, а...
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...

О чем мы сегодня говорили?
Какие времена года мы сегодня сравнивали?
С какими играми вам было сложно справиться, а с какими легко?
Оценка деятельности детей педагогом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: