Развлечение по экологии в детском саду. Старшая группа

Краткое содержание: Занимательные опыты для дошкольников. Эксперименты для детей дома. Фокусы для детей. Занимательная наука.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник. Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Другие публикации по теме данной статьи:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ведущая предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.

Опыт с водой

Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь».
Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. Лед.
Кто это такой садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? Дождь.
Белая скатерть все поле укрыла. Снег.
Белая морковка зимой растет? Сосулька.
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем.
Опыт «Облако».
Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. Воздух.
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.
Желаю всем удачи и до новых встреч!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/c №1 « Колокольчик»

Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка»

Выполнили воспитатели: Богун Ольга Дмитриевна

Визирова Ольга Владимировна

п. Веселый Ростовской области 2015 год.

Цель: Формировать у детей экологическую культуру. систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы.
2. Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия.
3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
4. Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Материал:

Запрещающие знаки в природе, презентация « Правила поведения в природе», аудиозапись

«Непоседы», трафареты цветов, капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины. Для опыта: стаканы, мутная вода, воронка из бумаги, камешки, песок.
Действующие лица : Сказочный герой « Эколенок», дети, ведущие.
Ход развлечения
Дети стоят в зале.
Ведущий : Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес..Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес.(Звучит песня «Мы идем на радугу» исп.

«Непоседы» , дети идут друг за другом).

Ведущий : Вот мы с вами и в лесу. Дети, хорошо, в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы.. (Звучит запись «Голоса леса»).

В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и « Нет».
1 .На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой -

Мусор унесли с собой! Правильно?
2 .Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста -

Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?
5 .Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?
Ведущий : Молодцы, а что это там за шум? : Кажется кто-то зовет на помощь.
Эколенок: Помогите! Помогите! (вбегает Эколенок)
Ведущий Познакомьтесь, ребята - это мой друг Эколенок. Что случилось?

Эколенок: Здравствуйте ребята.

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….
Ведущий : Ребята, давайте поможем Эколенку спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

(Дети идут под«Мы идем на радугу» исп. «Непоседы ).
Ведущий : Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Эколенок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…
Ведущий : Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!
Проводится игра-соревнование «Кто быстрее»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы.

Эколенок : Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку.

(Дети садятся на ковер исполняется танец бабочек)

Ведущий : Ребята,мы с вами собрали на полянке весь мусор. Этот мусор называется бытовыми отходами.

А вы знаете, что всем этим предметам можно дать вторую жизнь. Сегодня я вас научу как из капсулы киндер-сюрприза сделать пчелку.

Изготовление пчелок из капсул от киндер сюрпризов.

Ход работы

1 Делаем полоски . Скатать из черного пластилина две длинные тонкие колбаски, крепко прижать их к контейнеру и придавить пальчиком.

2.Делаем крылья. Скатать из белого пластилина два шарика одинакового размера и приплюснуть их пальчиками, стараясь придать форму овала. Приклеить к контейнеру.

3.Делаем мордочку . Скатать и приклеить к контейнеру два одинаковых маленьких черных шарика (глазки) и маленькую колбаску – носик(жало).

Эколенок : А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Ведущий :: Ребята, как же нам помочь Эколенку?

Ведущий : Да, правильно. Нужно научить Эколенка очистить воду, Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала, который находится вокруг нас.

(Дети рассказывают)

Опыт: Очистка воды.

Ведущий : Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально-чистой? Давайте я сейчас покажу,как можно очистить воду. Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника. Какая вода?

Дети : грязная.

Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки)

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).
Ведущий :Сделаем вывод: Что делает песок и камешки с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эколенок : Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

(Дети слушают аудиозапись «Журчание ручейка»).

Эколенок : А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе.

(Дети смотрят презентацию.)

Ведущий :Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!
2ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!
3ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!
4ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать
5ребёнок:

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!
Эколенок : Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! А ваши знаки я расставлю в лесу,

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Ведущий : Вот и пришла пора прощаться с Эколеноком, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

(Дети уходят)

Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы "ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"

Горяинова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Завидовская ООШ» дошкольные группы Яковлевский район Белгородская область

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Хорошо-плохо» , «Чей домик» ; фонограмма «Звуки леса» ; картинки: солнце, облака, цветы, птицы, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей; корзина с печеньем в форме грибочков. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе» , плаката «Кому нужны деревья в лесу» ; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой» . Действующие лица: ведущая, старик – Лесовик (взрослые) .

Ход развлечения. Дети под музыку заходят в зал и становятся вкруг, их встречает ведущая. Ведущая. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ты кто? Обращается к детям. Дети. Я – Никита, я – Катя… Ведущая. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных. Кто лес уважает, растения не обижает, Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает. Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Игра «Экологический светофор» . Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно» , «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке. Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку. Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса» , дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения: Мы идем лесной дорогой, обычная ходьба Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: ладони приложить к щекам, покачать головой
Вот растёт под ёлкой гриб, руки сложить над головой «шляпкой»
Рябинка пламенем горит, «фонарики» на четыре счёта

Белка скачет скок, поскок, прыжки
И орешки щёлк, да щёлк. хлопки в ладоши
Тихо, тихо, не шумите, палец приложить к губам

По дорожке в лес идите; ходьба на носочках Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя! Ведущая. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное. Появляются старик-лесовик. Ведущая. Кто Вы дедушка? Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу. Ведущая. Здравствуй, Лесовик! Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали? Ведущая. Мы с ребятами в лес пришли погулять. Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес! Ведущая. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу. Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о животных, растениях.

1. Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Задание «Загадки о животных»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка 2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. Волк

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Медведь

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. Ёж

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. Лиса 6. Длинноухий трусишка, залез в огород, Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. Заяц

Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик. 3. Задание «Чей домик» Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) - его дом» . Для каждого ребенка по три пары карточек. Музыкальная пауза. Песня-игра «На лесной лужайке» Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу? Лесовик. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим. 4. Задание «Что за птица» 1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? Кукушка

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока. 3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! Воробей 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. Сова

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! Дятел

5. Задание «Хорошо – плохо» Лесовик предлагает детям рассмотреть картинки и разделить их на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих. По возможности ребёнок объясняет свой выбор. Ведущая. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Воспитатель вручает медальки «Друзья леса» . Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку. Лесовик. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков. Дети под музыку уходят.

Список литературы:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] : Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В. Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. - 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) . – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9
  2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.
  3. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст] : книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д» , 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.

Алена Попова
Сборник опытов по экологии. В помощь воспитателям

«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей.»

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно , заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников .

Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Цель :. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи :

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия , совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

Продолжать учить любоваться красотой летней природы

Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод : солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель : доказать, что ветер – это движение воздуха.

Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы : Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод : ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»

Цель : закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку : один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод : мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха

(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод : воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы) .

Вывод : семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт «Какое значение имеет размер семян?»

Цель : показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод : всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких : среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками : теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) . Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод : изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта : Рассматривание паучка через лупу : как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света) пятно

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод : воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт «Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта : Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод : снег под действием температуры тает, превращается в воду.

Опыт «Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод : предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель : показать на опыте , как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света) . Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно : тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель : учить определять чистоту снега.

Ход опыта : Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное) .

Опыт «Замерзание воды»

Цели : развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта : Где вода быстрее замерзнет : на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Опыт «Свойства снега»

Цель : продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта : В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта : Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед : кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод : лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»

Цель : закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта . С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод : вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

Опыт «Вода и снег.»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод : рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: