Развитие речи детей через театрализованные игры. Диагностика театрализованной деятельности

Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки - петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название - верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали .

Какое же значение имеет театрализованная деятельность?

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

совершенствует артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

дети получают эмоциональный подъём;

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

позволяет формировать опыт социального поведения;

стимулирует активную речь.

Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:

анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

разработка программы;

определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Для детей также ставятся задачи:

воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры. Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

Занятия должны содержать следующие элементы:

пластические и мимические этюды;

загадки и скороговорки;

артикуляционная гимнастика;

подвижные игры, игры со словами и без слов;

упражнения на воображение;

упражнения на расширение словарного запаса;

тренировка интонации;

формирование разговорной речи;

тренировка речевого дыхания;

обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.

показ театрализованных представлений .

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено. Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно - творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры. Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха .

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! Поскольку не хлебом единым жив человек, приходится иногда задумываться над тем, каким образом наши дети изучают окружающий мир. Определённой формой познания человеком предметов и явлений является речь. И, конечно, речь — это средство общения людей друг с другом. А значит, это незаменимый инструмент для ребёнка в процессе становления его личности. Итак, сегодня я предлагаю выяснить, как происходит развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Роль театра в развитии ребёнка настолько важна, что об этом можно говорить бесконечно.

Театрализованные представления, в которых с раннего возраста участвует сам ребёнок, приносят малышу колоссальную пользу.

Помимо речи, театр неизбежно развивает в детях творческие способности, стимулирует развитие психики.

Театр также замечательно помогает развивать эмоциональный интеллект, о котором я написала уже не одну статью:

Маленький домашний театр

Маленький домашний спектакль, созданный родителями с помощью любимых игрушек ребёнка, — это самый лучший способ донести до малыша важную информацию, установить взаимопонимание.

Игровая форма общения всегда предпочтительнее.

Например, совершенно бесполезно на словах убеждать ребёнка, что он не должен бояться подходить и знакомиться с другими детками на площадке во дворе.

Ребёнок не воспримет эту информацию. А зачем ему это надо? Это родители мучаются головной болью оттого, что ребёнок растёт нелюдимым букой.

А сам ребёнок пока не понимает всей важности развития навыков общения.

Иногда ему хочется с кем-то поиграть, но это же так страшно!

А вдруг ребята не станут с ним дружить?

И тогда на помощь приходит его любимый мишка.

Пример постановки домашнего спектакля

Косолапый плюшевый друг будет грустный ходить по импровизированной детской площадке в детской комнате, вздыхать и громко мечтать с кем-нибудь поиграть.

Это совершенно точно заинтересует вашего малыша.

Он станет внимательно следить за развитием событий.

А потом на ту же «площадку» придёт, допустим, его любимая лисичка.

Она тоже привлечёт к себе внимание ребёнка печальными рассуждениями о том, как ей скучно одной на площадке и как страшно подойти к мишке, познакомиться с ним и вместе поиграть.

Мишка такой страшный, ой, какой страшный!

Лисичка прячется от мишки и трясётся от страха.

Обычно в этом месте дети начинают хихикать, и тогда уж можно спросить у маленьких зрителей, как же помочь мишке и лисичке?

Можно дать им маленький мячик, чтобы игра завязалась. Дети от такого спектакля приходят в восторг.

А ещё они великолепно понимают всё, что вы пытаетесь до них донести этим представлением, формулируют свои мысли. И уже на следующий день такие «стесняшки» смело идут знакомиться с другими детьми на площадке.

И надо сказать, что такой креативный способ помогает корректировать поведение ребёнка в любых других случаях, не только тренировать коммуникативные навыки или речь.

Цель у домашнего спектакля может быть любая.

В своей статье , я собрала несколько советов о том, что ещё можно сделать в домашних условиях для формирования правильной речи у малыша.

А в будущем я обязательно напишу несколько статей на такие темы: как сделать дома теневой театр, кукольный театр, в какой театр сходить с ребенком и т.д. Это очень интересная и богатая тема, тесно связанная с воспитанием подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность в детском саду

Итак, через игру ребёнок получает знания о том, как устроено общество, как строятся отношения между людьми, учится позиционировать себя как личность.

Для взрослых, переживающих за будущее своих детей, это отличная возможность вмешаться и «возглавить безобразие», чтобы направлять и корректировать.

Именно поэтому в детском саду так много внимания уделяется театрализованным представлениям с непосредственным участием дошкольников.

Это самый доступный способ самовыражения в творчестве для детей, поэтому организация таких спектаклей безусловно привносит неоценимый вклад в развитие наших детей. Готовясь к спектаклю, дети занимают свои мысли будущим художественным образом. Это способствует развитию воображения, ассоциативного мышления и речи.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи?

Дело в том, что публичные выступления, как средства развития малышей, неизбежно приводят к расширению словарного запаса.

Ребёнок попадает в такую ситуацию, когда он вынужден активно воспринимать и использовать важную новую информацию.

Так дети на практике познают всё богатство родного языка, пользуются его выразительными средствами.

Выступая на сцене, ребёнок старается говорить чётко и достаточно громко, чтобы его все услышали и поняли. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

Вот так выступал наш старший сынок в 4 года, когда занимался в театральной студии:

Во время действия на сцене малыш лучше всего тренирует навыки общения посредством диалога. Ребёнок находится в таких условиях, когда ему приходится чётко понимать структуру представления, последовательность действий всех героев, причинно-следственную связь событий.

Всё это способствует укреплению и развитию речевого аппарата. Малыш тренируется формулировать свои мысли и выражать их.

Художественная постановка обязательно поможет ему усвоить элементы речевого общения:

  • мимика;
  • жесты;
  • позы;
  • интонация;
  • модуляция голоса.

И, конечно, для детей самое важное в театре – это ощущение волшебства, ожившая сказка.

Дети добровольно и с удовольствием окунаются в этот полезный процесс развития речи и развития личности.

Как приобщить ребёнка к театру?

Возможно, ваш малыш не захочет выступать на сцене.

Что ж, это его выбор.

Зато, может быть, ему понравится смотреть спектакли с участием профессиональных актёров?

Как развить у ребёнка эту полезную привычку?

Сегодня это очень просто.

Во времена моего детства театр был сущим наказанием для маленьких детей. В нем было слишком много запретов.

Маленьким зрителям во время спектакля нельзя было говорить, прыгать, обсуждать самые эмоциональные моменты с соседями.

Можно было сидеть тихо и изо всех сил стараться не потерять нить сюжета.

Да, в театрах всегда ставились спектакли по классическим бессмертным произведениям. Были предусмотрены различные виды и формы подачи, от простенькой музыкальной постановки до настоящего балета.

Да, спектакли предусмотрительно делились по возрастам зрителей.

Но мало кто задумывался над необходимостью в первую очередь заинтересовать публику, состоящую из малышей.

Но в наши дни всё популярнее становится такое явление как интерактивный театр.

Вот уж это настоящее погружение в волшебный мир сказки!

Это гениальное изобретение, позволяющее полностью завладеть вниманием маленьких зрителей.

Их и зрителями-то в это время назвать нельзя.

Скорее всё-таки они становятся полноправными участниками сказочного действа. Только при этом не проговаривают заранее заученный текст, а играют по заданным правилам наряду с окружающими их персонажами сказки.

Ребёнка это, естественно, очень занимает, заставляет сопереживать героям, принимать активное участие в развитии событий. А значит, он гораздо глубже понимает сюжет, логику действий персонажей. Усваивает морально-нравственный посыл старой мудрой сказки.

Заключение

Театральная деятельность – это отличная методика для развития вашего ребёнка.

Именно через театр вы можете заложить в формирование новой личности не только способность развивать речь, но и общие фундаментальные ценности.

Связная речь – это только начало.

Родителям остаётся не забывать расспрашивать своих деток после представления, что им понравилось, что они поняли и запомнили.

Ибо ничто так не развивает речь ребёнка, как душевные беседы с домочадцами, а театр – лишь благодатная почва.

Начните приобщение ребёнка к театру с интерактивных спектаклей и обязательных вопросов о его впечатлениях, и вы сразу заметите положительные изменения в речи своего малыша!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях

Елена Шмырева
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Подготовила: Воспитатель

первой квалификационной категории Шмырева Е. А.

городского округа г. Кулебаки

Актуальность.

Театр- это волшебный край, в котором

ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель:

Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение в театральную деятельность.

Задачи:

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

Театрализованная среда.

Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);

Детская художественная, познавательная и методическая литература;

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный,

пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на дисках, варежковый театр, на стаканчиках, театр на ложках, топотушки, и др.);

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.);

Подборки тематических презентаций;

ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

Основные направления работы с детьми.

Чтение сказок;

Артикуляционная гимнастика;

Подвижные игры с элементами драматизации;

Игры на развитие интонационной выразительности;

Музыкальные этюды;

Театральная игра;

Дидактические игры;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

Сочинение сказок;

Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.

Элементы педагогических технологий.

здоровьесберегающие технологии;

личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

игровые технологии;

интегрированное обучение;

взаимодействие с семьёй;

использование ИКТ;

групповые;

проблемное обучение.

Формы организации театрализованной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослых и детей.

2. Мини-игры на других занятиях.

3. Театрализованные занятия.

4. Самостоятельная театрализованно-художественная деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Театрализованные игры-спектакли.

Результат работы.

1. Эмоциональная выразительность.

2. Расширение словарного запаса.

3. Средний и высокий уровень речевого развития.

4. Развитие монологической и диалогической речи.

5. Усвоение элементов речевого общения.

6. Совершенствование координации речи и движения.

Вывод.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

«Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пройдёт он жизненной тропой» Г. Попова

Публикации по теме:

Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано».Творческая.

Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Развитие ребенка через театрализованную деятельность участник городского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2017» в номинации «Педагогический дебют» Киселева Надежда.

Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Воспитатель

первой младшей группы

Разумова Валентина Николаевна

2012-2013 уч.год

Актуализация темы.

Постановка задач.

Предполагаемый результат.

Реализация поставленных задач:

Этапы работы;

Индивидуальная работа;

Взаимодействие с социумом.

Результаты работы:

Диагностика развития речи;

Диагностика театрализованной деятельности.

Оценка результативности, перспективы.

1. Актуальность темы

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно - художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра - наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.

2. Постановка задач

Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:

Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры - драматизации.

Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.

Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).

3. Предполагаемый результат

Активное участие ребенка в играх - инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.

Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.

Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно - художественные произведения, песенки, потешки.

Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.

4. Реализация постановленных задач

Поскольку дети, посещающие группу - малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.

Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п. Например, такие как: «Кисонька - мурысонька», «Курочка - рябушечка», «Мишка - косолапый», «Коза рогатая», «Котя - котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень - тень - потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.

После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).

Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

Применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. (Картотека различных театрализованных игр есть в приложении.)

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.

Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски - шапочки различных животных.

Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому - то нравится играть с пальчиками, кому - то импровизировать под музыку. Кто - то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение)

Элементы театрализации использую в подвижных играх. В группе есть картотека игр, связанных со сказочным сюжетом. (Приложение) Например «Репка», «Колобок» - несколько вариантов игр, «Заюшкина избушка».

Другой вариант: на руку надевают куклу би - ба - бо и играют в подвижные игры «Коза рогатая», « Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др.

Театрализацию можно использовать во всех режимных моментах: в утренней гимнастике («Гимнастика с доктором Айболитом», «Зверобика» - подражание различным животным, гимнастика с персонажем); при умывании, одевании на прогулку можно учить, например, Хрюшу правильно умываться, одеваться.

Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.

На праздник 8 марта мы, как правило, готовим с детьми либо театрализацию сказки, либо какие то сценки, показывая родителям успехи и достижения детей. Так, в 2011 году показали сказку «Теремок на новый лад» на утреннике к 8 МАРТА. В 2012 году провели представление «Петрушкин цирк», где в различных сценках были задействованы все дети. А в 2013 году на 8 марта подготовили театрализованное развлечение «У солнышка в гостях».

Развлечение "Петрушкин цирк"

Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядно. Поэтому наш театральный уголок постоянно пополняется. На данный момент у нас в группе есть такие виды театра:

ВИДЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

ТЕАТР ИГРУШКИ:

Три медведя

Рукавичка

Театр овощей

НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:

1) Театр плоскостной картинки:

Теремок

2) Театр на фланелеграфе:

- «Сорока - белобока»

- «Курочка ряба»

СТЕНДОВЫЙ:

1) Магнитный:

- «Лис и мышонок»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Теремок»

- «Кто колечко найдет»

ТЕАТР НА РУКЕ:

Варежковый, перчаточный

Пальчиковый

Би-ба-бо

ТЕАТР МАСОК

ТЕАТР «ЖИВОЙ КУКЛЫ»

Кроме того, мы используем оборудование из театральной комнаты, различные виды театра, костюмы, шляпы. В группе оформлен уголок ряженья (элементы костюмов, шляпы, бусы, юбки, платочки, фартуки и т.д.)

Дети у нас в группе хоть и маленькие, но мы взаимодействуем с окружающими:

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ РОДИТЕЛИ

ФИЛАРМОНИЯ

ДЕТИ - СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

В первую очередь это, конечно, родители. Они помогают в оформлении и пополнении предметно - развивающей среды в группе, в частности и театрального уголка: изготовлении различных видов театра, атрибутов, костюмов. Кроме того, консультирую родителей по вопросам, связанным с театрализованной деятельностью детей. У нас в детском саду появилась традиция: проведение тематической Недели театра и книги.

В рамках этой недели проводим с родителями игровые тренинги, конкурсы, выставки. Так, в марте 2011г. проводился творческий конкурс «Шляпы, шляпки, шляпочки». Для желающих родителей и старших дошкольников проводила мастер - класс по изготовлению шляп, присутствовало 10 человек. В детском саду проводилась выставка шляп, которую посетили и родители, и школьники, и просто жители села.

На фото: в театрализованной комнате.

В этом 2011-2012 учебном году проводился конкурс «Домашний театр». Были изготовлены разные виды театров, ширмы для показа сказок. Родители проявили выдумку, фантазию, мастерство.

Кроме этого, в дни открытых дверей привлекаем родителей к совместным театрализованным играм с детьми.

Мы с детьми посещаем театральную комнату в нашем детском саду, играем там, смотрим постановки, подготовленные для малышей старшими дошкольниками и школьниками. (Например, сказку «Муха - цокотуха» показали дети старшей группы, «Теремок» и «Рукавичка» - школьники). Дети смотрели с большим удовольствием.

На фото: "Школьники со спектаклем у нас в гостях"

Кроме того, посещаем спектакли городских театров, которые приезжают к нам ДОУ.

В феврале 2012 года мы с малышами нашей группы подготовили номер «Танец маленьких цыплят» и показали его в рамках Благотворительного концерта в ДК Шухободи. А в апреле 2013 года вышли на сцену с номером «Неваляшки».

Просмотр сказки Вологодской областной филармонии.

Выступление в ДК с номером "Неваляшки"

Репетиция номера "Цыплята" в Доме Культуры Шухободь

Результаты работы.

Для проверки результатов своей работы по теме использовала диагностику уровня развития речи детей и оценила результаты театрально - игровой деятельности детей.

Уровень развития речи

2010 - 2011 учебный год

Начало года

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 5 ч. (34%)

Низкий уровень - 8 ч. (53%)

Конец года

Высокий уровень - 4 ч. (27%)

Средний уровень - 9 ч. (60%)

Низкий уровень - 2 ч. (13%)

Уровень развития речи вырос в 2 раза, т.е. улучшился. Низкий процент дали те дети, которые часто болели, мало посещали детский сад.

2011 - 2012 учебный год

Начало года

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 4 ч. (24%)

Низкий уровень - 10 ч. (63%)

Середина года (декабрь 2011г.)

Высокий уровень - 2 ч. (13%)

Средний уровень - 4 ч. (24%)

Низкий уровень - 10 ч. (63%)

Из диаграмм видно, что речь детей также улучшилось по сравнению с началом года и к середине года в 2 раза вырос средний уровень.

Диагностика театрализованной деятельности

Умения детей оцениваются на пройденном материале. Педагог оценивает дикцию, жесты, мимику, движения детей в знакомых им этюдах, наблюдает за ними в играх- драматизациях. Педагог также оценивает умение детей общаться с куклой, наблюдает, как они справляются с ролями в кукольном спектакле. Оценка результатов театрально - игровой деятельности детей проводится по направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актера)

Дикция (потешки, чистоговорки)

Жесты («Расскажи стихи руками», выразительность жестов)

Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера)

Движения (этюды с музыкальным сопровождением)

Игры - драматизации

Желание участвовать в играх - драматизациях

Умение общаться с партнером

Способность импровизировать при создании образа

Этюды с куклами, игрушками

Желание играть с куклой, игрушкой

Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра

Способность создавать образ, используя куклу.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2010 -2011 УЧ.ГОД

Низкий уровень - 34% (5 ч.) Низкий уровень - 0%

Средний уровень - 66% (10 ч.) Средний уровень - 37% (6 ч.)

Высокий уровень - 0% Высокий уровень - 63% (9 ч.)

2011 - 2012 УЧ.ГОД

Низкий уровень - 81% (13 ч.) Низкий уровень - 0%

Средний уровень - 19% (3 ч.) Средний уровень - 56% (9 ч.)

Высокий уровень - 0% Высокий уровень - 44% (7 ч.)

6.Оценка результативности

Итак, результаты очевидны. Уровень театрализованной деятельности детей при соответствующих занятиях значительно возрастает.

Улучшается уровень развития речи детей. Исходя из полученных результатов, считаю работу по театрализованной деятельности очень перспективной. И поскольку тема эта интересна как мне (педагогу), так и детям, то хочется ее продолжать. Единственный минус - это то, что дети в группе меняются каждый год и поэтому невозможно отследить усложнение театрализованной деятельности. Приходится каждый год начинать заново всю работу.

Тем не менее, планов у меня много и многое еще можно добавить и в предметно - развивающую среду и по занятиям театрализацией с детьми.

Перспективно применение театрализованной деятельности с детьми младшего возраста и с точки зрения ФГТ, поскольку дает возможность интегрировать различные образовательные области: музыку, здоровье, познание, коммуникацию, социализацию, труд, безопасность, физическую культуру.

Работу по развитию речи детей средствами театра буду продолжать.

Консультация для воспитателей детского сада "Театр речевой активности".

Автор: Кафанова Наталия Николаевна, воспитатель
Место работы: г.Воронеж, МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №152".

Театр речевой активности

Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. . Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Работа над театрализованной постановкой происходит в несколько этапов.
1. Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Где развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
2. Работа над мимикой. Задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, что дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
3. Работа над голосом. Задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Для этого проводятся оздоровительные и фонопедические упражнения, которые корректируют произношение звуков и активизирует инотанационный выход.
4. Работа над жестом и движением. Задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Помогает передать выразительность движения театральные этюды, где идет знакомство с артистическими навыками дошкольника.
5. Заучивание роли. - выучить текст конкретной роли.
Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.
Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира. Именно русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудростью, ясностью в понимании жизни, сочувствию слабому, лукавством и юмором.
Развитие речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста от эмоциональной к интонационно языковой выразительности.
Итогом занятий по театрализованной деятельности стали выступление детей насыщенные эмоционально окрашенной речью.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: