Развитие новорожденного по месяцам в таблице. Умения и развитие ребёнка по месяцам

В этой статье:

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Читайте в этой статье:

Рождение ребенка — один из самых ярких моментов нашей жизни. Но когда первые восторги, вызванные столь радостным и долгожданным событием, проходят, родителей практически полностью поглощает уход за малышом. Со временем папа и мама узнают о том, что существуют определенные стадии развития ребенка, и начинают тревожиться, соответствует ли развитие младенца общепринятым нормам. При этом волнение касается как изменения роста и веса крохи, так и приобретения им определенных физических и коммуникативных умений. Давайте разберемся, какие же стадии развития проходит малыш до года.

Месяц 1: новорожденный

Вес — около 3-3,5 кг, рост — 48-51 см (здесь и далее параметры физического развития указываются на начало каждого месяца, то есть в данном случае имеется в виду начальная масса и рост ребенка). Контролировать физическое развитие ребенка по месяцам можно по специальной таблице, отображающей нормы ежемесячных прибавок в весе и росте у деток от рождения до года.

На 1-ом месяце жизни малыш способен:

  • периодически повторять попытки удержать голову на весу;
  • идентифицировать 4 цвета — белый, красный, черный и желтый;
  • совершать резкие микродвижения;
  • издавать звуки;
  • различать звуки с резко-негативной (плач, ссора, крики) или усиленно-позитивной (ласковой, нежной) окраской;
  • недолго фокусировать взгляд на лице, которое находится очень близко;
  • узнавать мамины прикосновения, голос и запах;
  • некоторое время сосредотачивать взгляд на плавно перемещающемся или неподвижном предмете.

Кроме того, новорожденные детки очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы или же того из родителей, кто постоянно находится рядом.

Раздражение, злость и постоянные выяснения отношений способны заставить малыша плакать от психологического дискомфорта, поэтому стоит держать себя в руках и стараться побольше отдыхать.

Сохраняется такая эмоциональная зависимость как минимум до года, а иногда и дольше.

На данной стадии развития новорожденный обладает только одним способом выразить свое недовольство: плач — это универсальный сигнал, обозначающий боль, испуг, жару/холод, грязный подгузник, жажду или голод. Соответственно, пока младенец не научится говорить (словами или жестами), плакать он будет достаточно часто.

Месяцы 2-3: солнечная улыбка и капризы

На 2-ом месяце жизни малыш (вес — около 3,7-4,1 кг, рост — 50-55 см) способен:

  • переворачиваться с одного из бочков на спину;
  • лучезарно улыбаться;
  • недолго удерживать взглядом медленно двигающийся предмет;
  • «агукать», перебирая на разные лады сочетания звуков «гу-гу», «агу», «гуу» и т.д.;
  • пытаться повернуть голову к источнику звуков;
  • при общении интенсивно двигаться, демонстрируя таким образом радость;
  • пытаться подольше удерживать поднятую голову.

Самое значительное достижение малыша на данной стадии развития — это улыбка. Она уже не физиологическая, как у новорожденного, а коммуникативная, демонстрирующая маме, что все хорошо и крохе в настоящий момент более чем комфортно. Кроме того, осмысленный и направленный взгляд крохи говорит о том, что развитие ребенка по месяцам идет в соответствии с общепринятыми нормами.

На 3-м месяце жизни малыш (вес — около 4,5-4,9 кг, рост — 55-59 см) способен:

  • находить глазами источники света и звуков;
  • выражать свое недовольство посредством крика, плача или хныканья;
  • капризничать;
  • держать и поворачивать голову;
  • ворковать в такт словам взрослого;
  • упираться (при поддержке) ногами в любые горизонтальные поверхности;
  • перекатываться на бочок со спины;
  • периодически цеплять руками игрушки, размещенные над кроваткой;
  • цепко захватывать и моментально тянуть в ротик небольшие предметы.

Трехмесячный малыш уже вполне способен испытывать скуку. Именно поэтому он иногда может похныкивать просто от отсутствия новых впечатлений. В этот же период врожденные рефлексы понемногу заменяются осознанными навыками, а количество условных рефлексов растет невероятно быстро.

Месяцы 4-5: крепкий сон и первые слоги

На 4-ом месяце жизни малыш (вес — около 5,2-5,6 кг, рост — 60-62 см) способен:

  • слегка придерживать ручками грудь/бутылочку, играя таким образом с источниками пищи;
  • узнавать маму и предпочитать ее объятия;
  • выделять наиболее интересные игрушки;
  • произносить определенные звуки, отличные от «агу»;
  • распознавать знакомые голоса и незнакомые;
  • хватать висящий предмет ручками;
  • иногда реагировать на звук своего имени;
  • лежа на спине, немного приподнимать плечи и голову.

На этой стадии развития детки могут испытывать любопытство, страх, радость и даже разочарование. Колики (если они были) начинают проходить, и некоторые малыши радуют своих родителей непрерывным шестичасовым сном, что в возрасте до года является настоящим подарком вымотавшимся папе и маме.

На 5-ом месяце жизни малыш (вес — около 5,9-6,3 кг, рост — 62-65 см) способен:

  • со смехом выслушивать потешки;
  • что-то рассказывать на своем языке в такт игре или стишку;
  • перекатившись на живот, опираться на ладошки, высоко приподнимая свое тело;
  • легко поворачиваться на живот со спинки;
  • захватывать и со всех сторон ощупывать различные предметы;
  • играть с предметом самостоятельно до 10 минут;
  • с интересом рассматривать картинки;
  • настороженно относится к незнакомым людям.

5-й месяц — именно та стадия развития малыша до года, на которой от него можно услышать первые слоги «да», «ма», «ба» и «па». Таким образом ребенок практикует новую разновидность речи — лепет. Совершенствуется на данном этапе и возможность зрительной координации движений рук, поэтому малыш легко хватает нужную игрушку, оценив предварительно ее местоположение.

Месяцы 6-7: попытки ползать

На 6-ом месяце жизни малыш (вес — около 6,5-6,8 кг, рост — 64-68 см) способен:

  • делать попытки встать на ножки, удерживаясь за надежную опору;
  • имитировать при помощи лепета слышимые звуки;
  • подползать на несколько сантиметров к интересующим его предметам;
  • внимательно слушать речь;
  • кидать предметы и плакать при невозможности их вернуть;
  • указывать взглядом на предметы, о которых говорится;
  • перекладывать предметы из одной ручки в другую.

Зрение ребенка на данной стадии уже полностью развилось. Соответственно, малыш с удовольствие будет наблюдать на улице за животными, людьми и природой, радуясь четким и ярким образам.

На 7-ом месяце жизни малыш (вес — около 7,1-7,4 кг, рост — 66-70 см) способен:

  • играть в различные жестовые игры;
  • понимать достаточно много слов;
  • не отпускать ни на минутку от себя маму, чувствуя сильный страх при расставании с ней;
  • одни предметы вкладывать в другие, если позволяет размер;
  • твердо стоять у опоры;
  • пробовать садиться;
  • освоить кормление с ложки.

Обычно на 7-ом месяце ребенок медленно, но весьма уверенно передвигается ползком, что существенно расширяет границы проводимых им исследований. Малыш пробует на вкус и ощупь все, что попадается ему на пути.

Месяцы 8-9: учимся выполнять просьбы

На 8-ом месяце жизни малыш (вес — около 7,6-8,1 кг, рост — 68-72 см) способен:

  • лепетать с отдельными интонациями настоящей речи;
  • посидеть некоторое время на горшке со спинкой;
  • понимать простые просьбы, например «дай ножку»;
  • есть не перетертую, а чуть более крупно измельченную еду;
  • вздрагивать от резких звуков;
  • быстро ползать;
  • сидеть без поддержки;
  • сильно бояться расставания с мамой.

Эта стадия развития отличается появлением у ребенка такого навыка, как соотносящее действие. То есть, малыш вполне может соотносить определенный предмет с конкретным местом в пространстве: игрушки — с коробкой, еду — с тарелкой или столом и т.д.

На 9-ом месяце жизни малыш (вес — около 8,1-8,5 кг, рост — 69-74 см) способен:

  • показать рот, нос и другие части тела как у окружающих людей, так и у любимых игрушек (кукол, мишек и т. п.);
  • постоянно засовывать пальцы во все интересные (и не всегда безопасные) дырочки;
  • сминать и разрывать бумагу;
  • переворачивать толстые страницы книг;
  • подниматься на ножки без опоры;
  • ритмично подпрыгивать на попе или стоя у опоры.

На 9-ом месяце активно развивается речь ребенка: он вскрикивает, аукает, комментирует на своем языке все происходящие вокруг события. Кроме того, именно в этот период может появиться недовольство конкретными действиями, и малыш будет протестовать против стрижки ногтей или вытирания носа (отталкивать руку, мычать, крутить головой или прятать свои ручки).

Месяцы 10-12: первые проявления личности

На 10-ом месяце жизни малыш (вес — около 8,6-9 кг, рост — 70-75 см) способен:

  • с интересом присматриваться к другим деткам;
  • жевать пищу;
  • воспринимать шутки;
  • радоваться играм;
  • интонационно подражать «взрослым» разговорам;
  • сознательно бросать вещи;
  • доставать один предмет с помощью другого;
  • ползать, ходить или сидеть у опоры;
  • играть мячом, катать машинки.

Десятимесячные детки — милые повторяшки. Понравившийся жест они могут делать бесконечное количество раз: бить в барабан, баюкать мишку, кормить куклу или мыть руки.

На 11-ом месяце жизни малыш (вес — около 9,1-9,5 кг, рост — 71-76 см) способен:

  • влезать на первые ступеньки шведской стенки;
  • имитировать голоса некоторых животных (ав-ав, мяу-мяу и т. д.);
  • понимать, когда разговор идет о нем;
  • выполнять просьбы: возьми, дай, положи, отнеси;
  • радоваться похвале;
  • махать ручкой при встрече или прощании;
  • пытаться есть ложкой самостоятельно;
  • учиться ходить.

11-й месяц — это возраст первых «облегченных» слов. Новое умение выражать свои мысли очень радует кроху, и он частенько повторяет слова, получающиеся лучше всего. Некоторые детки начинают проговаривать «облегченные» слова только после года.

На 12-ом месяце жизни малыш (вес — около 9,5-10 кг, рост — 72-78 см) способен:

  • пользоваться чашкой и ложкой;
  • ходить;
  • активно сердиться;
  • собирать пирамидку;
  • откусывать кусочки твердой пищи (если есть зубки);
  • применять разные модели поведения в различных ситуациях;
  • произносить до 15 мини-слов («гав», «ку-ку», «бип-бип» и др.);
  • отлично понимать такие слова, как «нельзя» и «можно».

Все основные стадии развития малыша (от рождения до года) были для удобства сведены в специальный график, которым можно воспользоваться для поиска нужной информации. Самое главное, о чем необходимо помнить тревожащимся за своих малышей мамам и папам, — это то, что все детки индивидуальны, а предложенные выше график и таблица предоставляют усредненные данные, отображающие развитие ребенка по месяцам. При этом не учитывается ни генетическая предрасположенность, ни начальные рост и вес, ни особенности развития конкретного малыша. Поэтому вполне возможно, что физические и коммуникативные навыки вашего ребенка будут появляться раньше или позже общепринятых норм (например, многие детки первые «облегченные» слова произносят только после года).

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

Новорожденному малышу за первые 12 месяцев жизни предстоит научиться многим вещам. Ведь он не умеет ни сидеть, ни стоять, ни поворачиваться, ни даже держать головку и улыбаться! Развитие малыша с каждым месяцем происходит все стремительнее. Практически каждый день он приобретает новые навыки и умения. Вот кроха в первый раз улыбнулся маме, вот научился уверенно держать головку, сумел дотянуться до красочной игрушки, вот в первый раз перевернулся со спинки на животик. На первом году жизни ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается в маленького самостоятельного человечка.

Очень часто у родителей возникают вопросы, касающиеся правильности развития их малыша и своевременности приобретения того или иного навыка. Таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям ориентироваться в новых достижениях ребенка. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, и календарь развития – не святая всех святых. Если развитие малыша на месяц отстает или опережает календарные данные, то это – нормальное явление и не нужно думать что с ребенком что-то не так.

Таблица развития ребенка по месяцам

Возраст ребенка

Физическое развитие

Поведение и приобретенные навыки

Вес, кг

Рост, см

1 месяц 4,1 – 4,3 53 – 54 — пытается поднять голову, лежа на животе- улыбается- может останавливать взгляд на предмете или лице взрослого

— кряхтит, издает отдельные звуки

— вздрагивает при резких звуках

2 месяца 5 – 5,3 56 – 58 — приподнимает и несколько секунд удерживает голову- следит за перемещением предмета- рассматривает близко расположенные неподвижные предметы

— отвечает на звук поворотом головы

3 месяца 6 – 6,3 59 – 61 — прислушивается к разговору взрослого- при общении с взрослыми активно проявляет радость- на руках у родителей может держать голову вертикально

— опирается на локти из положения, лежа на животе, несколько минут держит голову

— если взрослый держит за подмышки, крепко упирается ножками

4 месяца 6,5 – 6,9 62 – 64 — опирается на ладони и приподнимается из положения, лежа на животе- переворачивается на спину- хватает висящие игрушки (движения рук становятся целенаправленными)

— узнает родителей

— радость выражает смехом

— если слышит какой-то звук, оборачивается, ищет его источник

5 месяцев 7,4 – 7,8 64 – 68 — переворачивается на живот со спины- пытается ползти- берет игрушки из рук, крепко их держит

— отличает «чужих»

— если держать за подмышки, устойчиво становится на ножки

6 месяцев 8 – 8,7 66 – 70 — сидит- пытается ползти- перекладывает предметы из руки в руку

— ест из ложечки

— понимает, когда к нему обращаются по имени

7 месяцев 8,3 – 8,9 68 – 71 — хорошо сидит- ползает- хватает маленькие вещи и предметы всей ручкой

— длительное время играет с игрушкой

— пьет из чашки с помощью взрослого

8 месяцев 8,5 – 9,5 70 – 72 — встает и переступает с ножки на ножку, держась за опору- садится, ложится- понимает вопрос «где?»

— делает «ладушки»

— радуется другим детям

— может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб

— понимает запреты родителей

9 месяцев 9,3 – 9,9 71 – 73 — встает- «танцует»- осознанно играет (машинку катает, коробочку открывает и закрывает, погремушкой гремит)

— находит предметы на вопрос «где?»

— подражает другому ребенку

10 месяцев 9,5 – 10,4 72 – 74 — ходит, держась за взрослого двумя руками- отвечает на просьбы «дай», «принеси», «открой»- играет в «ку-ку», «сороку»
11 месяцев 9,8 – 10,5 73 – 75 — самостоятельно стоит (8-12 мес.)- делает первые шаги- берет маленькие предметы двумя пальцами

— умеет собирать пирамидку, складывать кубики

12 месяцев 10,1 – 10,7 74 — 76 — ходит (10-14 мес.)- пьет из чашки- складывает мелкие предметы в емкость с маленьким отверстием

— «рисует» карандашами

— понимает значение называемых предметов

— узнает на картинках знакомые ему предметы

— понимает значение понятий «можно» и «нельзя»

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: