Развитие мелкой моторики у дошкольников через творчество. Зависимость обследования от способа изображения

«Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество».

Слайд 1 Большое значение для детей играет развитие мелкой моторики. Она способствует развитию речи и мышлению

Слайд 2 Главной задачей является развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; Формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;

создать педагогические условия для развития речи и мышление у детей через развитие мелкой моторики путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; ручной труд, лепка, конструирование, аппликация, рисование.

Слайд 3. А так же на развитие мелкой моторики влияют: пальчиковые игры, гимнастика, пальчиковые упражнения, театр на кончиках пальцев, непосредственно образовательная деятельность, особенно художественное творчество. Поэтому мною был разработан цикл комплексных нетрадиционных занятий рисование на макаронах.

Слайд 4. Вы обращали внимание на то, какие красивые и разнообразные по форме макаронные изделия лежат на прилавках магазинов?

Каких только мелких и достаточно крупных скульптурных деталей не увидишь в расфасованных пакетиках. Кажется, что они сделаны не из теста, а вылеплены из белой глины или ровного полупрозрачного пластика.

Так и хочется не только сварить из них вкусное блюдо, но и создать нечто оригинальное для декора, ведь ажурные кружочки, изящные ракушки, словно поднятые с морского дна, как будто специально сделаны для того, чтобы выложить из них орнаментальные композиции.

Для детского творчества продаются специальные наборы из пластика и других материалов (дети могут делать из них бусы, браслеты, мозаики и многие другие вещи).

Но зачем покупать специальные наборы, если есть макароны? Современное производство предлагает огромный выбор макаронных изделий.

Слайд 5 . Они все отличаются по форме: звездочки, спиральки, бантики и колечки! Из них можно сделать огромное количество поделок.

На первом этапе я познакомила детей с различными видами макаронных изделий. И каково же было их удивление, когда я предложила им макароны не сварить, а изготовить из них красивые, необычные аппликации.

Слайд 6. Я предлагаю вашему вниманию ряд идей, воодушевившись которыми мои воспитанники не только весело проводят время, но и наслаждаться результатами своего творчества!

Слайд 7. Начали с простого. Изготовили шубку для барашка, а затем усложнили работу, превратив их в небольшие сюжеты.

Слайд8. Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Если ребёнок ещё мал, то взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, травку, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Слайд 9 - 16. Дети с большим увлечением участвуют в изготовлении аппликации и в оживлении картины яркими красками и с большим интересом ждут следующих занятий. После цикла проведённых занятий я обратила внимание на то, что дети стали аккуратными, усидчивыми, самостоятельно подбирают цвета, высказывают свои мнения и предложения.

Ещё у нас пропала проблема с приобретением подарков, ведь такую красоту не стыдно подарить своим родным и близким

А в дальнейшем я планирую создать в группе мини- музей «Макаронных изделий» и совместить его с выставкой детских работ. Слайд 17

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект « Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» СП- «Детский сад № 1 «Одуванчик» С. Большая Глушица Выполнила: Акимова Н.В.

Цель: Развитие речи и мышления у детей через развитие мелкой моторики рук посредствам приобщения детей к художественному творчеству.

Задачи проекта: формировать представления о художественном творчестве в виде творческой деятельности людей; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности; воспитывать интерес к художественному творчеству; способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения. создать педагогические условия для развития речи у детей через формирование мелкой моторики рук путем приобщения ребенка к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые упражнения РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ театр занятия аппликация лепка конструирование ручной труд рисование тканевый пальчиковый кукольный настольный

«Виды макаронных изделий»

Мастерим из вермишелек Все работы были сделаны из мелкой и крупной вермишели, клея ПВА, гуаши. Пусть взрослый поочередно рисует элементы клеем ПВА. Например, салют, волну, кораблик, а ребенок насыпает на клей вермишель (это хорошо способствует развитию мелкой моторики). После того, как работа высохла, можно ее начать раскрашивать гуашью.

Барашек Это простые поделки и вы можете подключать к ним даже самых маленьких детей. В 2-3 года ребенок уже с удовольствием поучаствует в изготовлении аппликации. Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Вы же знаете, что развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга?

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика

Фото рамка Кроме того, изготовление поделки из макаронин – это хорошая пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики помогает развитию головного мозга.

зима Все работы были выполнены детьми средней группы «Цветик - семицветик.


Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, но в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Изодеятельность хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Целью работы является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

ü Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

ü Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

ü Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

ü Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами.

ü Развивать способности координированной работу рук со зрительным восприятием.

ü Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

ü Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально

В нашей группе развитию мелкой моторики изначально уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. С детьми средней группы мной вёлся кружок по изодеятельности «Радуга», на котором дети овладевали различными техниками нетрадиционного рисования. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Были поставлены следующие задачи:

1) Познакомить детей с разнообразным изобразительным материалом, различными способами изображения: с техникой печати, рисованием подручными средствами и т.д.

2) Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений.

3) Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.

4) Формировать композиционные умения.

5) Воспитывать у детей к изобразительной деятельности, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Занятия проводились 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляло 20-25 минут. Деятельность носила развивающий творческий характер и, как правило, проходило в игровой форме.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:

ü Совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий.

ü Самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности. Сначала с детьми использовались техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе:

ü рисование пальчиками;

ü рисование ладошками.

В средней группе проводилось овладение следующими техниками:

ü тычок жесткой полусухой кистью.

ü печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

ü Подходит для создания фона;

ü печать пробками;

ü восковые мелки + акварель;

ü свеча + акварель;

ü отпечатки листьев;

ü оттиск печатками из картофеля;

ü рисование ватными палочками;

ü волшебные веревочки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы. Позже был сделан анализ, в котором выявлено:

1. Степень освоения ребёнком задач по разделу художественная деятельность, выявлены высокий, средний и низкий уровни.

2. Скомплектованы подгруппы по уровню развития (высокий, средний, низкий).

3. Запланирована работа с каждой подгруппой.

4. Проинформированы родители в индивидуальных беседах о результатах обследования.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, были подготовлены выставки детских рисунков для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности нужно обратить больше внимания на индивидуальную работу с детьми со средним уровнем. Было рекомендовано родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

А в старшем дошкольном возрасте планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

· обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;

· рисование по опорным точкам;

· песком;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная и предметная - на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера;

· печать по трафарету;

· расчёсывание краски;

· рисование нитками;

· рисование солью;

· батик (рисование по ткани)

· набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

· кляксография обычная - на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка предают какое-либо очертание, создают образ;

· пластилинография.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка, который я использую в своей практике – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнения в прописях.

Такая систематическая работа позволяет ориентироваться на следующие результаты:

ü Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

ü Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

ü Повышение уровня развития творческих способностей.

ü Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

ü Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

ü Эффективное развитие воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

ü Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

ü Самовыражение, как личности, то есть отображение своего эмоционального и фантазийного мира.

Рисование с использованием различных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

Ключникова Елена Васильевна
Проскурина Наталия Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

В ходе наблюдений за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности и анализа её, педагогом была выявлена необходимость развития мелкой моторики. Поскольку у малышей была плохо развита зрительно-двигательная координация. Дошкольники быстро уставали, имели низкую работоспособность. Не у всех были сформированы навыки самообслуживания. Перед тем, как приступить к практической части своей работы, педагог изучила следующие положения: младшие дошкольники ощущают повышенную потребность в развитии мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки; продуктивная художественно-творческая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые благотворно влияют на развитие мелкой моторики; в изобразительной деятельности дошкольники проявляют творческую активность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и внимание, мышление и связная речь. Это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Практическая часть работы воспитателя проводилась в форме сотрудничества педагога и детей. Для этого был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников через художественно-творческую деятельность. Начиная с первой младшей группы, педагог постепенно реализовывала технологию развития мелкой моторики детей посредством изобразительной деятельности через ряд последовательных этапов: создания мотивации на приобретение художественно-творческих умений; ознакомления детей со средствами и способами развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности; творческого применения в продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики дошкольников педагог начинала с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, игры и упражнения, пальчиковые разминки, которые проводятся систематически («Гладим руки щёточками», «Прокатывание между ладошками мячиков, карандашей, фломастеров и т.д.). Особенно детям нравится пальчиковая гимнастика. Она обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев («Бутоны», «Бабочка», «Шагающие человечки», «В гости к пальчику большому…», «Моя семья» и т.д. )

Использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать весёлые и эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повышает эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, педагогом в группе создана предметно-развивающая среда. В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Прекрасно оснащён уголок художественно-творческой деятельности. Подобраны наборы красок, фломастеров, цветных и восковых карандашей, акварельных мелков и мягкого пластилина. Шаблоны трафаретов по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеется цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, самоклеющаяся плёнка. В большом количестве нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки). Разнообразный материал для занятий с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: цветные салфетки, гофрированная бумага, фантики, природный материал, крупы и т.д. Весь материал, пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, воспитатель обогатил техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствовало развитию у дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , педагог учит их держать палочку, кусочек поролона, другой, приятный на ощупь материал тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время деятельности. На протяжении двух лет педагогом ведётся работа по внедрению методики развития мелкой моторики рук и психических функций детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике салфеточной аппликации на клеевой основе. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, украшающей группу. («Бабочка и весна», «Первые подснежники» «Я родился!», «Желтые мимозы») Также большая роль воспитателем отводится обрывной аппликации. Детям предоставляется выбор цвета бумаги, фактуры. Педагог с воспитанниками обдумывает тему и придумывает сюжет. («Вечный огонь», «Галстук для папы», «Сказочные облака», «Пушистый цыплёнок», «Нарядное платье» ). Художественная техника создания аппликаций очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Конструируя из бумаги различные работы, ребёнок находит им применение в играх, использует в повседневной жизни. Дети дарят свои шедевры родным, украшают с педагогом группу, приёмную. Основную деятельность дошкольников педагог связывает с обследованием предметов. Воспитанники любят играть с песком, рисуя на нём зигзагообразные и круговые движения, создавать отпечатки причудливых узоров на поверхности песка: солнышка, травки, зайчика, тучки, машины, обкладывать рисунки камешками, семенами. В деятельности, развивающей мелкую моторику, воспитатель нашла применение и крупам (гороху, манке, гречке, пшену и т.д.) Воспитатель предлагает дошкольникам дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания разных круп. Детям нравиться делать дорожку из гороха для колобка, солнышко из пшена и макарон, облака из фасоли, снег из манки и т.д. («Весёлый снеговичок», «Завтрак для птиц», «Солнышко и облака», «Выпал беленький снежок» ). Такие упражнения увлекательны для малышей.

В самостоятельной деятельности воспитанники выкладывают узоры из бутылочных крышек, пластмассовых палочек, геометрических фигур и т. д. Дети упражняются, обводя квадраты, круги по контуру, трафареты всевозможных животных, птиц. Хорошей тренировкой для развития мелкой моторики пальцев рук является обведение готовых рисунков. С целью развития ручной умелости детей младшего дошкольного возраста педагог много времени уделяет такому творчеству, как пластилинография. Данная техника вносит новизну в деятельность малышей, делает работу с пластилином более увлекательной и интересной. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» забавных животных, морских обитателей, природу. («Любимое животное», «Рыбка в аквариуме» ). Особое внимание педагог отводит индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его возрасту, настроению, желанию и возможностям. Есть дети, которые плохо ощущают своё тело, долго сидеть не могут, устают. Воспитатель постоянно в контакте с ребёнком. Игровые задания, благодаря которым рука ребёнка становилась более гибкой, послушной глазу, были добровольными, а результат обсуждался только положительно. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Поэтому педагогом составлен перспективный план работы с родителями, в котором разработан цикл мероприятий по теме опыта.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала хорошие результаты: повысился интерес дошкольников к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребёнка на свой, более высокий для него уровень развития; у родителей сформировалась потребность принимать активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.
    В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 2009. – 424 с.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
  3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 255 с.

«Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов»

(из опыта работы)

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

В настоящее время всё чаще наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это связано, в первую очередь, с тем, что в век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И как следствие, эти, так необходимые навыки, не прививаются и детям.

Еще Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга человека. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка.

В течение года, когда дети посещали младшую группу (2013 – 2014 учебный год), я наблюдала за детьми, их играми, общением со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения я выявила, что у многих детей недостаточно развита речь: некоторые по – прежнему используют в речи облегченные слова, пользуются заменой слов, словарный запас этих детей беден. При этом два ребенка в группе вообще не говорят предложением. Обозначив для себя проблему, я стала много читать по этой теме, искать объяснений у известных физиологов, психологов и педагогов. Изучив большое количество информации, я увидела, что большинство ученых связывает эту проблему с недоразвитием мелкой моторики кисти руки дошкольника.

Исходя из этого, я вновь обратилась к детям. Начала наблюдать за их работой руками, их ручной умелостью. В ходе наблюдений я убедилась, что у детей с проблемами в речевом развитии действительно не развита моторика рук: они с трудом скатывают шарик из пластилина, часто не правильно вкладывают в кисть ложку во время приема пищи, при выполнении пальчиковых гимнастик движения пальцев рук примитивны.

Определив для себя проблему, которая присутствовала у моих воспитанников, я начала подбирать пути ее решения. Детям дошкольного возраста наиболее доступна изобразительная деятельность, поскольку через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Поэтому я решила, что именно изобразительная деятельность поможет мне развить мелкую моторику кистей рук в интересной игровой форме с использованием различных материалов для творчества детей.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов, что будет способствовать развитию речи детей; в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); работу с мелко нарезанной нитью, ватой, опилками (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей, обогащение чувственного опыта детей через работу с разными материалами и умения фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать координацию движений.

Способствовать развитию творческих способностей.

Для успешного решения этих задач и достижения цели я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: "Развиваем мелкую моторику у малышей"; «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития моторных навыков кистей рук и творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр, большую часть которых мы выполняем под музыку («Лезгинка», «Утята», «Дождик», «Зайчишки – трусишки» и т. п.). В этой картотеки имеют место быть и игры с массажными мячами, которые сопровождаются шуточными стишками, потешками. Например, Мячик, ты помощник наш

Сейчас нам сделаешь массаж!

Положи его на стол

И ладошкой мяч прикрой.

Начнём быстро его катать,

Будем весело играть!

(Правой рукой катать мячик)

Ускоряем ещё ход!

(Ускоряя движение)

Назад - вперёд! Назад - вперёд!

А потом круговорот.

(Круговые движения ладошкой)

Если вдруг рука устала,

То массаж начнем сначала,

Но уже другой рукой,

(Левой рукой катать мячик)

Если хочешь песню пой:

Назад - вперёд, Назад - вперёд.

Ускоряем снова ход.

Назад - вперёд, Назад - вперёд

И опять круговорот!

(Вращательные движения ладошкой)

Мячик, ты не понарошку,

Быстро прыгай мне в ладошку.

(Положить массажный мячик в правую руку)

Начнём мячик мы сжимать.

Раз-два-тричетыре-пять,

Интересно нам играть,

(Сжимать массажный мячик, ускоряя движения)

А ну, ещё быстрей, быстрей.

Свою силу не жалей!

Мы прогоним сейчас скуку.

(Перекладываем массажный мячик в левую руку и сжимать с ускорением)

Поменяем быстро руку

И опять, опять, опять,

Продолжаем нажимать!

Разминаем пальчики,

(Пальчиками сначала одной руки, потом другой, поочерёдно нажимать на иголки-шипики)

Нам поможет этот мяч,

Потому что все иголки

У него совсем не колки!

Что-то мы ему не верим,

Иголки пальчиком проверим

Не зевай, не зевай…

На иголки нажимай!

Продолжаем мы игру,

Мячик я сейчас потру.

(Катать массажный мячик между ладошками)

Всё прекрасно, хорошо.

А ну, ещё, ещё, ещё…

Молодец, катаешь ловко.

Тише, тише остановка.

Иглбол прижмём слегка,

(Ладошки прижать к себе)

И шепнём ему: пока!

Вот и кончилась игра,

Завтра встретимся с утра!

Наиболее удачными формами организации детской деятельности по рисованию и аппликации стали формы с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес.

В разных видах деятельности детей (совместной, самостоятельной, НОД) я предлагаю детям различные материалы для творчества (нитки, вата, бумага разной фактуры, опилки, шерсть, крупы, макаронные изделия, пластилин, камушки, ракушки и т. д.). Используя эти материалы, ребенок создает свои шедевр, при этом активизируется работа его пальчиков и происходит развитие творчества ребенка, его фантазии.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики, который очень увлекает детей является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которую можно смять, разорвать на части разных размеров (для выполнения аппликации), сложить (для создания фигурок оригами), а полученные поделки использовать в играх, инсценировках.

Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Часто предлагаю детям порисовать пальчиками, ладошками. Очень любят дети лепить из глины, теста и пластилина. Создание 3D картин из пластилина вызывает массу положительных эмоций у ребенка, одновременно оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и его творчества.

При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация из бумаги и ткани, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Для достижения поставленной цели и задач, с учетом особенностей и потребностей воспитанников моей группы в этом учебном году я организовала работу кружка «Волшебная бумага», где дети, действуя с бумагой разной фактуры и размера, выполняли различные упражнения и изготавливали аппликации, поделки (мячи для клоуна, конфеты для гостей, толстые животики Чебурашки и мишки, осенние листочки, на лесной полянке и т. д.). Большая часть работ, выполненных детьми на занятиях кружка стали участниками и победителями конкурсов детского творчества разных уровней. Кроме этого, детские работы я часто использую для оформления интерьера группы, что вызывает гордость детей за свой успех.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Для того, чтобы родители были в курсе темы, проводила консультации для них, совместные занятия и семинары для родителей и детей, а также мастер – классы и различные конкурсы – выставки, которые помогают развивать мелкую моторику и творческие способности детей дошкольного возраста в содружестве с родителями.

Результаты проводимой работы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Уровень ручной умелости стал достаточно высоким: дети стали более самостоятельными в самообслуживании, работы детей стали иметь средний и высокий уровень выполнения (с технической стороны). Однако работа в данном направлении не заканчивается, поскольку ребенок нуждается в постоянном развитии и творчестве. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Поэтому для себя я определяю задачи на перспективу :

Продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;

Изучение темы « Работа в технике изонить для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.

https://pandia.ru/text/80/017/images/image008_20.jpg" width="262" height="196">

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Покровская основная общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

« Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук »

Воспитатель дошкольной

группы «Радуга»

Тесакова Елена Викторовна,

соответствие занимаемой должности

Покров, 2018 год.

1.Пояснительная записка

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Эта тема актуальна тем, что в современном мире наблюдается много детей с отклонениями в речевом и психа-физическом развитии. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста проводят много времени за просмотром телевизора, компьютерными играми и другими современными гаджетами.

Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребёнка.

Цель : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности.

Задачи :

Обучать ловкости в обращении с разными материалами, тренировать мышцы рук, по средствам активизации движения пальцев рук;

Формировать зрительно - двигательную координацию и ловкость пальцев;

Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Планируемые результаты .

Дети научатся:

Взаимодействию в группе;

Работать индивидуально и в коллективе;

Логически рассуждать;

Строить устные связанные высказывания.

Получат возможность научиться:

Тренировать мышцы рук;

Усидчивости, аккуратности, доброжелательности.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

2. Содержание работы по развитию мелкой моторики

В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений:

1-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью пристёжек, застёжек, шнурков.

По данному направлению организована работа с детьми с применением дидактических игр на развитие мелкой моторики типа «Шнуровок», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», которые преследуют определенную и конкретную цель в зависимости от названия.

Цель направления: развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Задачи направления:

Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

Способствовать развитию речи;

Развивать творческие способности.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Демонстративные пособия: «Шнуровка», «Набор пуговиц», «Набор застёжек и пристёжек»;

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», «Умелые ручки»;

При работе с пристёжками, застёжками и шнуровкой, мы учимся координировать движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развивать мышление и сенсорные способности детей.

Результатом нашей работы являются умения застёгивать пуговицы на одежде, шнуровать свою обувь, завязывать узелки и бантики.

2-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью ниток.

Я использую систему работы по развитию мелкой моторики рук посредствам работы с нитью, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах, индивидуальной работе с детьми , самостоятельной и игровой деятельности, широко используется нить в экспериментальной деятельности.

Цель направления: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи направления:

Развивать умения производить точные движения пальцами рук;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду .

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Созданы альбомы: «Коллекция ниток», «Коллекция тканей»;

Подобраны дидактические игры «Волшебные ниточки», «Разноцветные косички», «Собери по схеме»; «Укрась платье принцессы»

Проводятся опыты и эксперименты, с целью развить умение определять существенные признаки и свойства нитей (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.). Проводятся опыты по изготовлению нитей из ваты, овечьей шерсти «Сделай ниточку сам» , окрашивание нитей в разные цвета «Разноцветные ниточки» и др.

При работе с нитками, мы учимся определять признаки и свойства нити, наматывать на катушки, в клубочки, плести верёвочки и косички. Результатом нашей работы является изготовление поделок из нитей.

3-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью природного материала.

Работая с природным материалом , ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы , оберегать растения от бессмысленного уничтожения.

Данный материал всегда доступен , не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей . Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики , формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов , развитию памяти , мышлению и речи.

Цель направления: развитие мелкой моторики координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала .

Задачи направления:

Р азвивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Р азвивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Укрепить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого я использую следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Самостоятельная деятельность самих детей .

развивающая среда:

Ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи , косточки от персиков, шишки, каштаны;

Набор круп семян, сухих ягод, семечек, камешков;

Схемы-картинки;

Игры с крупой и семенами: «Золушка», «Приготовь обед и накорми» , «Отыщи пиратские сокровища на дне океана».

При работе с природным материалом, мы научились определять и распознавать на ощупь природный материал, координировать движения и точность рук и глаз при выполнении действий.

Результатом нашей работы является изготовление поделок из природного материала.

4-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью работы с бумагой.

Занимаясь с бумагой, дети развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное, руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается на его развитии . Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста.

Эти занятия доставляют нашим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творчества .

Цель направления: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитание у детей терпения, усидчивости и фантазии.

Задачи направления :

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.), художественные способности и эстетический вкус;

Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Коллекция видов бумаги;

Дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»;

Моделирование.

При работе с природным материалом, мы научились распознавать виды бумаги, цвет, форму, размер; работать в парах и группах, оценивать результат своих работ. Результатом нашей работы является изготовление поделок из бумаги: мозаики из рваной бумаги, аппликации, торцевание, объёмные поделки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников и их возможности самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы ДОО учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа ДОО позволяет индивидуализировать сложные работы: детям старшего возраста будет интересна сложная конструкция, младшим можно предложить не сложные композиции.

В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления. Цель занятий – всестороннее интеллектуальное, трудовое и эстетическое развитие детей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью.

3. Организация работы по развитию мелкой моторики

Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области.

Обучение, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности ребёнка, его устойчивость к стрессам.

В процессе деятельности развивается чувствительность кисти рук, зрительно-двигательная координация, что также обходимо для подготовки ребенка к письму.

Создавая изделия, дети учатся следовать устным и зрительным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

Если заниматься этой деятельностью эпизодически она не сможет дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

Фронтальные и подгрупповые занятия,

В индивидуальной работе,

В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Диагностика развития мелкой моторики рук

На основании методик, проведённых с детьми дошкольного возраста (3-6 лет) мною было замечено, что при недостатках развития мелкой моторики рук дети:

Затрудняются провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);

Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

В течение трёх лет (2014-2017) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество.

При этом я использовала следующие методики.

С группой детей 3-4 года:

-«Выполни по зрительному образцу»;

-«Выполнение по тактильному образцу с включением зрительного анализатора»;

-«Перенос позы с включением зрительного анализатора».

Оценка результата:

С группой 5 лет были проведены упражнения и задания:

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев;

2- блок. Упражнения «Дорисуй»;

3-блок. Работа с бумагой;

4-блок. Упражнения на координацию движений.

Оценка результата:

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

1 балл – ребенок справился с заданием.

Для детей 6 лет были использованы методики:

Методика «Нарисуй простой узор»;

Методика «Трудные виражи»;

Методика «Письмо развивающее глазомер».

Оценка результата:

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

1 балл – ребенок справился с заданием.

Наблюдения проводила в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Так как группа у меня разновозрастная, результаты наблюдения я могу обобщить на примере детей, которые сейчас уже учатся в 1 классе.

В 2014-2015 учебном году , я проводила диагностику среди детей 3-4 лет (Приложение 1.)

По результатам проводимой диагностики с детьми, были получены следующие результаты:

3-4 года

2014-2015 год

сентябрь

май

1-задание

50%

100%

2-задание

33%

83%

3-задание

83%

Вывод:

- в сентябре 2014-2015 учебного года (в начале года) , выполняя задания дети, затруднялись найти набор движений (перебирали пальцами, помогали другой рукой, ошибались). Неправильно располагали позу в пространстве, не могли воспроизвести позу зеркально, с трудом переключались на новую позу, повторяли предыдущие движения. Не смогли воспроизвести заданную позу на другой руке.

- в мае 2014-2015 учебного года, результаты улучшились, с первым заданием дети справились на 100%, со вторым и третьим заданием справились самостоятельно,допуская незначительные ошибки.

В 2015-2016 учебном году, с воспитанниками группы 5 лет были проведены упражнения и задания. (Приложение 2)

5 лет

2015-2016год

сентябрь

май

1-задание

50%

100%

2-задание

33%

83%

3-задание

50%

83%

4-задание

17%

67%

Вывод :

- в сентябре 2015-2016 учебного года дети справились с заданием на 36%.Движения скованные, наблюдались нарушения движений рук. Дети испытывали затруднения в выполнении работ с ножницами, не умели правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые. Дети затруднялись повторить движения, в выполнении действий по образцу.

- в мае 2015-2016 учебного года результаты показали, что у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но дети ещё испытывают трудности при работе с ножницами, конструировании из бумаги.

На заключительном этапе диагностики 2016-2017 учебного года с детьми 6 лет проводились задания и упражнения. (Приложение 3)

6 лет

2016-2017 год

сентябрь

май

1-задание

67%

83%

2-задание

67%

83%

3-задание

50%

83%

Вывод :

- в сентябре 2016-2017 учебного года, проведённая диагностика показала средние результаты. Не все дети могут рисовать простые узоры, проводить чёткие линии, не всем было под силу копировать начертания букв.

- в мае 2016-2017 учебного года диагностика показала, что дети в большей степени справились с копированием узоров, начертанием букв. Двое из трёх детей написали слово в предложение и прочли его.

Проведённая диагностическая работа показала, следующие результаты:

сроки

группа

2014-2015

учебный год

2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

3-4 года

28%

89%

5 лет

36%

83%

6 лет

61%

83%

Вывод: У детей страдает развитие мелкой моторики, но не у всех одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие, наоборот, имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. На формирующем этапе я использовала специально подобранные упражнения и методики для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, для разных возрастов связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития мелкой моторики, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих наблюдений, я увидела, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Результаты работы по развитию мелкой моторики

Показателем проделанной мною работы с воспитанниками группы 3-6 лет, стало участие детей в различных творческих конкурсах: «Пасхальное яйцо-2016», «Дорога глазами детей», «Неопалимая Купина», «Подарок маме», «Чудеса волшебницы зимы», «Символ Нового года», «Сохраним живую ель» и многие другие.

А также вовлечение родителей в творческий процесс.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что работа по развитию мелкой моторики рук должна, проводится в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет достичь желаемых результатов.

Приложение 1

Диагностика детей 3-4 лет.

Задание № 1

«Выполнение по зрительному образцу».
- Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо- « O - KEY ».
- Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
- 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2

«Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора».
- С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу".
- Открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

« Перенос позы с выключением зрительного анализатора».
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Приложение 2

Диагностика для детей 5 лет.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

-«Петушок » (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать. ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на «дорисовывание».

Дорисуй прямую линию;

Дорисуй волнистую линию;

Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линиюкарандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок. Работа с бумагой

Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

- «Посолим капусту». «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

Приложение 3

Диагностика детей 6 лет.

Методика «Нарисуй простой узор»

Для этой методики нам понадобятся белый лист бумаги и простой карандаш. Надо показать детям заранее нарисованный узор, предложить им внимательно рассмотреть его.

Спросить у детей, как следует положить лист бумаги, чтобы весь узор поместился на листе. Дальше следует спросить с чего лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к выполняемой работе. В процессе выполнения детьми узора следует наблюдать, чтобы дети не спешили, больше смотрели на образец, сравнивали одну часть с другой. Если замечается ошибка, то следует указать на нее. По окончанию работы предложить оценить свои работы, сравнить с образцом.

Методика «Трудные виражи»

Для методики «Трудные виражи» раздаются детям листы с картинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за стол объяснить, что машина может ехать по прямой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

Методика «Письмо, развивающее глазомер»

Для этой методики мы используем рабочие тетради.Рассмотреть начертание слова «СУП», скопировать его себе в тетрадь. Предложить найти это слово в предложении «МАМА ВАРИЛА СУП» и попробовать его прочесть.

Используемая литература:

1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 2005.

2.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

3. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 2008.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург,2009.

5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду М., 2010.

6. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

7. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

8.Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.12.

9.Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2007 г.;

10. Дарвиш О.Б. «возрастная психология»

11.Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»

12. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

13. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»

14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

15.Интернет- ресурсы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: