Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Физическое развитие и здоровье Вашего ребенка

Жизнь - это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ребенок! Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. По крайней мере развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями. Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ваш ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.

Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Одно из распространенных заблуждений родителей в том, что главное в развитии ребенка - это интеллект. Часто недооценивается значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей - игра. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: “У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь”.

Дети - такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте - это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики “не бегай”, “не прыгай”, “не крутись” и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений. Благодаря таким детским тренировкам есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом - плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным.

Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители!

Развитие общей моторики.

Упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

2. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

3. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". От сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

4. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

5. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

6. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

7. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело.

Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок" . Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

6. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

7. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

8. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

9. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.

10. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

11. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

12. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

13 . И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

14. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

15. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя).

Упражнения для развития пространственных представлений.

1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т.д.).

2. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

3. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

4. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т.п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

5. Графические диктанты на листочках в клеточку.

6. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

7. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т.д.)

Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам “Сорока-ворона”, “Ладушки” и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект - это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи - это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций - это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые и т.д. Это и массаж и способ познания окружающей действительности одновременно. Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые движения, лучше всего подойдет традиционная “Сорокабелобока”. Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет для ребенка по-настоящему увлекательной игрой. Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь. Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем): “Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе и крошки прямо на ладошке”.

Подрастающего крошку учим делать “Ладушки”, когда вы отдыхаете и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки. “Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем”, стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть. Научите малыша “гладить собачку (мягкую игрушку), показывать, как “капает дождик” - постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек “чашечку” и угощать кого-то, “открывать ключиком” замочек, складывать руки в замок и в щепотку. Научите ребенка сжимать-разжимать пальцы, можно резиновые игрушки-пищалки: “Ты утенок не пищи! Лучше маму поищи”. Обязательно научите махать ручкой “пока-пока”. Но самое, наверное, интересное и полезное, и для вас, и для крохи - это мини-инсценировки (или пантомима) стишков. Вы можете показывать маленькие сказки (обычно после года ребенок начинает повторять за вами наиболее простые движения), но показывать лучше начинать заранее. Сказку или стишок нужно рассказывать громко и выразительно, изображая при этом то, что вы рассказываете. В конечном счете, ваша задача сводится к тому, чтобы ребенок начал повторять движения за вами: вы рассказываете, а он изображает. В дальнейшем Вам нужно вводить в процесс игры различные вспомогательные материалы, игрушки, пособия.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Руки - инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. “Всему свое время” - это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.

Пассивная гимнастика (массаж)

Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

ПОГЛАЖИВАНИЕ: совершается в разных направлениях.

РАСТИРАНИЕ: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

ВИБРАЦИЯ: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).

МАССАЖ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОГО МЯЧИКА: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться, тогда возможно СГИБАНИЕ-РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Активная гимнастика (игры)

Игры для детей от 2-х месяцев:

Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые. Такое упражнение не только развивает моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен “комментировать” предмет (“этот шарик гладкий”, “этот ёжик колючий” и так далее). Кроме того, следует начать массаж ладошек. При кормлении это делать лучше всего, то одну ручку, то другую, когда меняете грудь, меняете и ручку. Делайте круговые движения и разгибайте каждый пальчик.

Игры для детей от 9-ти месяцев:

СБОРНЫЕ МАТРЕШКИ

Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру (после двух лет это должна быть уже тройная матрешка).

ПИРАМИДКИ

Для начала нужно использовать классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине (это поможет развить логическое мышление ребенка).

ОБВЕДИ ПО КОНТУРУ

Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов (например: домик,

ЧАШКИ-ЛОЖКИ

Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.

ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания (шарик, морковка, змейка).

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от одного года:

СИЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ

Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).

МОЗАИКА

Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

КОНСТРУКТОР

Величина деталей и “сложность конструкции” зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

БУСИНЫ

Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно “измельчать”.

ВОЛШЕБНЫЙ ПОДНОС

На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2-3 лет можно рисовать цифры и буквы.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).

ЗОЛУШКА

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

ЗАБАВНЫЕ КАРТИНКИ

По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

МАЛЕНЬКИЙ СКУЛЬПТОР

Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что “скульптуры” впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

Пальчиковые игры

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как “сверху, снизу, правый, левый” и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

Зайчик

указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

Человечек

бегаем указательным и средним пальцами по столу

Кошка

соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

Ёжик

руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

Коза рогатая

указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

Бабочка

руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - “бабочка летит”

Пальчиковый театр

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР - это увлекательная дидактическая игра, которая:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;

Потешки для мелкой моторики

СОРОКА

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(большой палец не загибается)

ЛАДУШКИ

Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
Что ели?
Кашку.
- Что пили?
Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у.. .полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

БРАТЦЫ

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

Логоритмика.

В последние годы наблюдается увеличение детей с проблемами в речи. И на это есть ряд причин, о которых мы уже говорили. Поэтому, планируя психолого-педагогическую работу в нашей студии, мы особое внимание уделяем занятиям по логоритмике.

Логоритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников. Сочетание движений музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом..

Задача логоритмисеких занятий - развитие основных качеств общей моторики: мышечного тонуса, координации движений, переключаемости движений, двигательной памяти.

Проводятся логоритмические занятия на учебно-игровой основе в музыкальном сопровождении. Музыка является средством эстетического, нравственного и умственного воспитания ребенка. Она способствует формированию и развитию двигательных навыков психотерапевтическому преодолению речевого расстройства.

Музыкальное оформление помогает расслабиться ребенку, и все движения выполняются свободно. Музыкальное оформление каждого упражнения индивидуально, скорость движения совпадает с темпом музыки, сила звучания совпадает с мускульным напряжением, ритмический рисунок движения совпадает с музыкальным ритмом.

Логоритмика положительно влияет на настроение и эмоции детей, создает уравновешенное нервно-психическое состояние, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Все компоненты логоритмики сопряжены с работой логопеда. В нее собраны такие упражнения логопедической работы, как закрепление ротового выдоха, диафрагмально-реберного дыхания, отработка голоса, фонационного дыхания, активизация артикуляционного аппарата и автоматизация звукопроизношения, координация движений.

Умение владеть своим телом формируется с помощью ходьбы и бега, прыжков и спортивных игр. Например,

Игра на переключаемость движений: по залу разложены обручи, в них лежат картинки с изображением животных. У каждого ребенка в руках такие же картинки. Пока звучит музыка дети передвигаются по залу, как только музыка перестает звучать, дети должны занять место в обруче так, чтоб картинки совпали.

Игра на развитие координации: педагог держит обруч, а ребенок с расстояния 3-5 метров должен попасть в него мячом.

Игра на развитие двигательной памяти: под музыку педагог показывает детям движения, которые повторяются несколько раз, затем дети делают эти движения вместе с педагогом, а через 2-3 занятия уже самостоятельно выполняют ряд выученных ранее движений.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Развитие моторики у детей – очень важная составляющая его общего развития. По мере взросления, начиная с рождения, младенец постепенно начинает познавать азы движения тела, головы, рук.

Для того чтобы стимулировать у малыша правильные двигательные навыки, врачами разработаны целые методики последовательного развития общей и мелкой моторики .

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. В разговорной речи мелкую моторику часто называют ловкостью рук , тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с , ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. В раннем возрасте на этапе становления речи, вы можете проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Чтобы понимать, как правильно развивать мелкую моторику, необходимо определить – нет ли у ребенка отставания в развитии. Побывав на , обратите его внимание на движения, если вам кажется, что малыш ограничен в них или у него отсутствует координация. Ранняя диагностика и быстро принятые меры позволят родителям вовремя отреагировать на возможные отставания в развитии.

Моторика у детей в возрасте до года

В самом начале только что принесенный из роддома младенец совершает неосознанные подергивания ручками и ножками, не умеет держать голову и самостоятельно переворачиваться. Однако в первые полгода жизни новорожденный шаг за шагом осваивает новые движения , становится активнее.

Мелкая моторика ребенка будет развиваться гораздо быстрее, если вы окажете ему в этом помощь. В силах родителей дать своему чаду больше свободы, поощряя его двигаться. Распеленайте новорожденного и дайте ему как можно больше воли. Даже во время сна движение ног и рук будет укреплять мышцы малыша.

Мелкая моторика рук у детей появляется уже в месячном возрасте. Поднесите к ладошке малыша указательный палец и, почувствовав его, младенец сразу же сожмет кулачок. В двух-трех месячном возрасте развесьте над головой в кроватке или коляске яркие игрушки. Во время бодрствования малыш начнет бить по ним ручками, а со временем хватать их.

У детей развитие мелкой моторики рук происходит очень быстро. В возрасте 3-х месяцев новорожденный уже может сжимать руку, он недолго (до10-15 секунд), но достаточно уверенно будет держать в руке мелкую игрушку. Внимание в этом возрасте еще рассеяно, но хватательные движения с каждым днем становятся более уверенными.

До 6 месяцев , развивая мелкую моторику, регулярно занимайтесь с младенцем. Больше играйте с ним, заставляя делать какие-то движения руками, ногами, головой и телом. По несколько раз в день выкладывайте малыша на животик, на расстоянии вытянутой ручки раскладывайте некрупные игрушки. Вначале малыш будет рассматривать игрушки, а затем начнет тянуть к ним ручки, хватать, подтягивать к себе.

От 6 и до 10 месяцев необходимо подготовить малыша к ходьбе, ведь не пройдет и нескольких месяцев, как он начнет пытаться передвигаться самостоятельно. Для этого всячески укрепляйте ноги – делайте массажи, растягивающие упражнения, отталкивающие. В этом возрасте дети, как правило, уже достаточно устойчиво сидят в манеже. Положите малышу побольше игрушек. Мелкая моторика рук в том возрасте позволяет развивать и другие мышцы. Потянувшись за игрушкой, малыш укрепляет мышцы спины и торс, пытаясь встать, ухватившись за сетку манежа, – ноги.

От 10 месяцев и до года можно начинать тренировать движения поэтапно. Можно разбросать в манеже или кроватке небольшие игрушки и показать, как складывать их в одно место. Такие упражнения на мелкую моторику позволят малышу хорошо развивать координацию и акцентировать свое внимание.

Для того чтобы скоординировать у ребенка развитие двигательных функций, а может быть и ускорить этот процесс, с малышом необходимо регулярно заниматься. Даже просто находясь рядом с ребенком, подавая ему игрушки и рассказывая, что вы делаете, можно быстро обучить малыша не только ловким движениям, но и новым словам, правильному произношению.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.

Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.

Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.

В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.

Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру. Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы.

Мелкая моторика для детей 4-5 лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Значимость развития мелкой ручной моторики в становлении высших психических функций и овладении речью известна каждому, кто сталкивался с проблемой развития речи ребенка в раннем возрасте. Многие дети с ОВЗ обращают на себя внимание педагогов и медиков именно тогда, когда их сверстники начинают говорить.

Недоразвитие речи становится поводом проконсультироваться у невролога, логопеда, дефектолога, и нередко специалисты сообщают родителям неутешительные новости о том, что их ребенку потребуется много усилий семьи и педагогов для того, чтобы получить результат, достающийся большинству детей без труда. Чаще всего родители выражают готовность сделать для своего чада все возможное и включаются в борьбу за лучшее будущее для своего сына или дочери.

Ранний возраст и дошкольное детство у особого ребенка в таком случае проходят в интенсивном процессе восстановления, реабилитации, в занятиях с логопедами и дефектологами, большинство из которых используют развитие мелкой моторики в интересах развития речи и достигают определенных результатов.

Родители тоже понимают, что нужно использовать сензитивный период по максимуму, и дополняют занятия, проводимые с их ребенком специалистами, самостоятельными проектами: рисуют, читают, играют, занимаются лепкой и аппликацией, строго следят, чтобы ребенок был постоянно при деле, а не таращился бессмысленно в телевизор. К сожалению, целью этой титанической борьбы бывает не достижение ребенком своего максимума, не работа с его индивидуальной зоной ближайшего развития, а более прозаический результат — достижение ребенком уровня развития его усредненного сверстника, приближение его возможностей к требованиям общеобразовательной школы.

Как правило, чем бы ни закончилась эта гонка: ребенок «успел впрыгнуть в последний вагон» и попал в первый класс на равных с другими основаниях; несмотря на все усилия, учебное заведение пришлось изыскивать специальное, рассчитанное на малышей с разного рода ОВЗ, — родители принимают факт поступления ребенка в школу как повод немного расслабиться и поручить его стараниям специалистов. Именно в этот момент они пересекают психологически значимый рубеж и перестают требовать от своего ребенка постоянной занятости головы и рук чем-то полезным, предполагая, что в школе им дали дневную норму развития, а дома нужно отдохнуть. Ребенок начинает бесконтрольно смотреть телевизор, приобщается к компьютерным играм, отстраняется от помощи по хозяйству на правах человека, уставшего на учебе.

Мелкая моторика, которой упорно занимались до сих пор, тоже перестает интересовать родителей, воспринимаясь ими как средство, которое должно было развить речь и подготовить руку к письму и которое на определенном этапе сработало или не сработало. В то же время процессы развития продолжают идти в своем режиме, более не поддерживаемые извне.

Без специально организованной деятельности мелкая моторика дошкольника хронически недогружается. В современной школе каллиграфии уделяется значительно меньше внимания, чем во времена учебы мам и пап. Современные молодые люди понятия не имеют о том, что значит «ставить почерк» или «вырабатывать наклон». Объективно говоря, письменная речь все больше используется в печатном виде, и школьников все чаще обязывают сдавать письменные работы распечатанными. В том, что школа идет в ногу со временем, нет ничего плохого, но с уменьшением нагрузки на кисть руки уменьшается и возможность развивать точность мелких движений, регулировать силу нажима, систематически упражнять пальцы, вырабатывать произвольность ручных операций.

Развлекательная деятельность детей в последнее время тоже претерпевает изменения. В ряде случаев она превращает ребенка из непосредственного исполнителя и участника развлечения в простого зрителя, слушателя, пассивного читателя. Собственная подвижность современного ребенка все чаще сводится к управлению понятливой современной техникой, которая все стремится сделать сама. Казалось бы, для гаджетов, которые так полюбились современным детям и подросткам, тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не подразумевают приложения усилия, соотнесения движения пальцев относительно друг друга, разнообразия движений.

Мир изменился — изменился и человек. Уже встречаются взрослые люди, не умеющие зашнуровать собственную обувь, поскольку они с детства носили обувь, которую легко можно застегнуть молнией или «липучкой». Многие испытывают затруднения при рукописном заполнении бланков, поскольку для собственных нужд к письменной речи не прибегали довольно давно. Понаблюдайте, каким пальцем вы нажимаете на кнопку дверного звонка. Сегодня большинство детей и взрослых сделают это большим пальцем правой руки, хотя до широкого распространения мобильных телефонов, несомненно, воспользовались бы указательным. Повседневные ручные манипуляции изменились, техника становится все более удобной и понятливой, все больше рассчитывается «на ленивого пользователя».

В то же время если у нас есть задача постоянно стимулировать развитие психических функций и речь подрастающего ребенка, нам нужно выводить его из зоны комфорта и возвращать к ручному труду, к тренировке кисти в разнообразных целенаправленных движениях.

Но как можно заставить подростка возобновить работу над развитием мелкой моторики? В пальчиковые игры он играть уже не расположен, раскрасками заинтересуется вряд ли. В то же время есть виды деятельности, которые отвечают требованиям развития и в то же время не покажутся подростку излишне детскими.

Одним из увлекательных видов деятельности, тренирующих мелкую моторику, являются настольные игры, возвращающие себе былую популярность. Ряд игр, предлагаемых потребителю сегодня, имеют привлекательный универсальный дизайн, одинаково подходящий и детям, и взрослым. Обратите внимание на игры, в которых требуется уравновешивать балансирующую конструкцию небольшими игровыми фигурами, интересны варианты, в которых требуется вытаскивать элементы сложной конфигурации из общей массы, стараясь не потревожить остальные фигуры. Многие логические настольные игры требуют, кроме мыслительной деятельности, достаточно точных и выверенных движений, аккуратности, координации. Для кого-то полезными могут стать игры, в которых требования к точности движений сочетаются с требованиями к быстроте реакции.

Не стоит недооценивать ценность обслуживающего труда. В любом доме работа по его благоустройству и содержанию в чистоте и порядке не заканчивается никогда, особенно если возложить ее всю на маму или бабушку, выбивающихся из сил. Составьте список дел, который ваш ребенок способен выполнять самостоятельно, привлеките его к составлению перечня его полезных для дома и семьи умений. Закрепите за ребенком те дела, которые будут по-настоящему нужными, посильными и в то же время позволят ему упражняться в экономности, точности, аккуратности движений.

Не менее интересными и полезными для развития мелкой моторики подростков с ОВЗ могут стать творческие и технические хобби, особенно требующие освоения разного рода ручных операций и архаичных технологий. Если у вас нет возможности занять ребенка творчеством под руководством профессионалов, в ваших силах осваивать различные изобразительные техники самостоятельно. Для тех, кто в детстве любил раскрашивать картинки, в последнее время появились наборы для раскрашивания живописных полотен, как по мотивам классических сюжетов, так и с декоративными мотивами: они позволяют работать в своем режиме и удобными материалами, развивая не только точность и произвольность движений, но и эстетический вкус. Другие наборы для творчества могут ознакомить вашего ребенка с техниками линогравюры, литографии, эстампа и многих других, каждая из которых любопытна по-своему и в то же время не требует от исполнителя совершенных навыков рисования, специфических художественных талантов.

Поощряйте интерес подростка к собственным творческим проектам, пробам сил в новых техниках, присоединяйтесь к его деятельности, если он или она об этом попросят. Девочкам может быть полезна работа с бисером, лентами, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, плетение индейских нитяных браслетов, известных у молодежи как «фенечки». Мальчики могут проявить себя в моделировании, раскрашивании коллекционных фигурок, художественном творчестве, связанном с обработкой материалов, рукописных комиксах, изготовлении разного рода инвентаря для увлечений, связанных с исторической или литературной реконструкцией. Важным условием успеха в развитии мелкой ручной моторики является положительное, эмоционально окрашенное отношение к деятельности. Иными словами, дело должно быть не только для рук, но и для души.

Еще одним интересным методом коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей и подростков являются кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение).

Программа кинезиологических упражнений «Гимнастика Мозга» (ГМ) была разработана в 1970-х гг. американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10—15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Кинезиологи исходят из идеи, что развитие идет от движения к мышлению, а не наоборот. Справедливо ли это их предположение или нет, но комплексы специальных кинезиологических упражнений используются во многих детских учреждениях и объективно способствуют развитию детей и подростков с ОВЗ.

Упражнения ГМ доступны во всемирной сети, если вы готовы подойти к этому проекту системно и комплексно. В случае недоступности специфических упражнений важно уловить основную идею полезности физических упражнений, направленных на развитие координации, на крупные и мелкие симметричные и ассиметричные движения, связанные со сменой сосредоточения, неподвижности и активности.

В этом ключе подростку могут быть полезны также дыхательные гимнастики и практики восточных единоборств, не включающие в себя собственно контактные формы борьбы. Если здоровье и состояние ребенка позволяют систематические занятия спортом — плаванием, гимнастикой, общеразвивающими физическими упражнениями, то дозированные нагрузки (спорт высоких достижений в виду не имеется) позитивно скажутся на общем психофизическом статусе подростка.

Таким образом, важно помнить, что, несмотря на то что сензитивным к развитию речи и мышления путем развития телесной моторики преимущественно является ранний и дошкольный возраст, связь, позволяющая стимулировать созревание ЦНС, не нарушается и после. Поэтому необходимо продолжать специальные занятия, направленные на совершенствование скоординированности и точности ручных операций, и за пределами младшего школьного возраста. Помимо того, что подобного рода занятость организует, дисциплинирует особого ребенка, она также положительно сказывается на его реабилитации.

Займите ребенка ручным трудом и займитесь им сами. Можно проводить свободное время у экрана телевизора или компьютера, но лучший отдых — это смена деятельности, интересное творческое хобби станет еще одним поводом торопиться с работы домой в хорошем настроении, а ваш положительный пример будет полезен ребенку в сто крат больше, чем ряд душеспасительных бесед.

Кропивянская С.О.

Многие мамы неоднократно слышали о том, что для малыша очень полезно регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Но мало кто из них знает, что такое мелкая моторика рук и для чего ее надо развивать. А также, какие именно упражнения и игры надо проводить с малышом для развития его моторики.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

  • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
  • степень развития внимания, памяти, воображения;
  • подготовка руки ребенка к обучению письму.

Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

Игры на развитие мелкой моторики

Массаж ладошек и пальчиков . Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.

Игры с мелкими предметами :

  • Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
  • Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
  • Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.

Пальчиковые игры . Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.

Лепка . Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.

Рисование и аппликация :

  • Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
  • Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.

Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.

4.63 из 5 (8 Голосов)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: