Развитие и воспитание ребёнка второго года жизни. Тест с пирамидкой

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Ходить самостоятельно, нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку;

Строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать;

частично раздеваться без помощи взрослых;

«подражать» действиям взрослых

Возрастные особенности детей 1,5 - 2 лет .

Прямо хождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.

Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать;

поднимать ногу на ступеньку;

Строить из 2-4 кубиков пирамидку;

самостоятельно кушать;

Частично развеваться без помощи взрослых;

смотреть телевизор и т.д.)

Как развивается ребенок 1,5 - 2 лет Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух -трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком; К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов; Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют; На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания; К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.

Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста:
— организовывать предметную деятельность;
— обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
— формировать речь.
Ведущая деятельность — предметная
Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.

4 голос, средняя оценка: 4,25 из 5

Развитие ребенка в 2 года уже не такое стремительное, как сразу после рождения. Но к этому возрасту дети обрели множество новых навыков. Они ходят и бегают, отлично владеют своим телом, у них неплохо развита мелкая моторика. Малыши сами едят, пробуют одеваться, многие самостоятельно ходят на горшок.

Речь становится богаче, детки начинают говорить короткими предложениями, прекрасно понимают взрослых. Сложности двухлеток связаны с очередным переходным возрастом. Ребенок все больше утверждается, как самостоятельная личность, но детям еще трудно справится со всеми вызовами.

Физическое развитие двухлетнего ребенка

Вес двухлетнего мальчика в среднем достигает 11-14,5 кг, девочки – 10,8-14 кг. Рост – 83,5-93 см и 84-90,4 см соответственно. Окружность головы у мальчиков 47,6 – 50,9 см, а груди – 48,4-54,7 см. У девочек голова в окружности имеет 46,6-50,0 см, грудка – 48,5-54,0 см. Эти показатели не нужно воспринимать, как абсолютную норму, они усредненные. Например, таблица физического развития ВОЗ предлагает большие вариаций по годам и месяцам. Потому отставание может установить только врач, проведя специальные тесты.

Двигается малыш к двум годам уже хорошо. Он ходит и бегает, взбирается на лестницу, поднимается и спускается по ступенькам. Может пятиться задом, кружиться, делать резкие повороты. Дети спокойно припрыгивают через препятствия, могут стоять на одной ноге. Поднимаются на носочки или на цыпочки, чтобы достать нужную им вещь. Переставляют стулья, выкладывают игрушки из ящика, и складывают их обратно. Ребенок может сохранять равновесие на перекладине, копать ногой мячик.

Активно развивается и мелкая моторика. Ребенок в 2 года должен складывать башенки из кубиков, уверенно рисовать вертикальные линии, держать в руках ножницы и резать бумагу. Некоторые дети могут выполнять и более сложные задачи. Большинство в этом возрасте начинают разбирать игрушки на детали. Нельзя за это ругаться за это с детьми, иначе они могут потерять интерес окружающему миру. Не разобрав игрушку, они не смогут понять, как она устроена и функционирует.

Совершенствуются и бытовые навыки ребенка. Он хорошо ест ложкой и не проливает даже суп, пьет из кружки. Многим детям маленькие столики уже не нравятся, они хотят сидеть за большим столом. Малыш сам умывает ручки и личико, пробует чистить зубы. Некоторые дети умеют к двум годам самостоятельно одеваться. Правда у них пока проблемы с застегиванием пуговичек и завязыванием шнурков. Пальчики еще недостаточно развиты, потому родители должны им немножко помогать. Если вы еще не приучили малыша ходить на горшок, самое время начинать. Двухлетним детям уже получается контролировать свои физиологические потребности, они могут учиться ходить в туалет вполне осознанно.

Умственное развитие ребенка

На втором году жизни эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка продолжается. Его сенсорные навыки совершенствуются. Малыш различает около восьми оттенков. Может по образцу подобрать несколько карточек или кубиков одного цвета. Хорошо ориентируется в размерах и формах предметов, может без ошибок сложить фигурки в рамку. Он уже оперирует такими понятиями, как «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», «теплый» и «холодный». Может сортировать предметы по их признакам. Начинают ориентироваться во времени, понимают, что значит «сейчас», «потом», «через несколько минут». Правда более отдаленные временные промежутки пока для детей ничего не означают. Они не ориентируются в понятиях «всегда», «через год» и т.д.

Игры малыша становятся более осмысленными и сложными. Он может построить гараж для машинки, завезти ее туда. Нагружает в кузов кубики и выгружает их. Девочки кормят куклу из ложечки, качают, пытаются одевать ее. Дети активно разговаривают и комментируют свои действия. Любят болтать по детскому телефону, копируя поведение взрослых. Очень важно поддержать в этом возрасте желание крохи помочь вам по дому. Если он хочет вытирать пыль или мыть посуду, дайте ему тряпочку, пусть работает вместе с вами. Игрушки собирайте только вместе с детьми, чтобы приучать их к порядку.

Речь двухлетних детей становится богаче. К концу года ребенок должен знать 200-300 слов. Многие предметы он называет по-своему, но это уже осознанные названия, а не случайные звуки или слоги. Малыши начинают говорить короткими предложениями, пытаются использовать предлоги, прилагательные. Себя детки еще называют в третьем лице. Речевое развитие девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Многие в два годика уже могут повторять за мамой короткие стишки, песенки, говорят довольно большими предложениями, из трех или четырех слов. Тогда как у мальчиков интенсивнее развиваются двигательные функции. Если малыш гиперактивный, говорить он начинает позже, чем спокойные дети. Особо пугаться не нужно, ведь развитие детей индивидуальное. Бывает, что малыши к трем годам срезу начинают разговаривать четко, и большими предложениями. Но если ребенок не начал говорить после трех лет, следует пойти к логопеду.

Пассивный словарный запас у ребенка еще больше, он прекрасно понимает взрослых. Более того, знает какие действия последует после тех или иных слов. Например, когда мама говорит «пошли гулять» ищет одежду, при словах «давай порисуем» начинает вытаскивать альбом и краски. Выполняет довольно сложные просьбы – «положи игрушку в ящик», «помой руки и иди ко мне», «принеси кубики и сложи башенку». Малыш хорошо ориентируется, где лежат его вещи (одежда, игрушки, посуда), может находить спрятанные предметы. Если с детьми разглядывать картинки в книжке, они будут безошибочно показывать их по просьбе родителей.

Усиленно в два года идет развитие памяти. Когда вы идете гулять с детьми, они будут вести вас на уже знакомую площадку. Многие предметы в доме у них ассоциируется с другими людьми. Малыши знают, что куртка папина, а сумочка мамина. Детки к двум годам жизни хорошо запоминают новые материал, короткие стишки, картинки в книжках и даже буквы. Конечно, у каждого ребенка есть свои возрастные особенности, одни разговаривают и учатся быстрее, другие более медленно. Потому советчиком мамы должен быть не форум в интернете, а опытный врач или психолог.

Эмоциональное развитие ребенка и кризис второго года

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает не меньшие изменения, чем интеллектуальное. Он все больше осознает свою индивидуальность, утверждает себя, как личность. Многие вещи ребенок хочет делать самостоятельно. Когда ему не дают, впадает в гнев. Приступы гнева – довольно типичное явление для двухлетки. Родители удивляются, почему их милый малыш вдруг стал капризный, часто бывает агрессивен. Они не понимают, как себя вести в таких ситуациях. Часто считают, что неправильно обращаются с детьми, не уделяют им достаточно внимания, допускают ошибки в воспитании.

Нужно понимать, что приступы гнева у ребенка не вина родителей или недостаток воспитания. Он еще не научился контролировать свои эмоции и понимать их. Ребенок испытывает пределы дозволенного и своих возможностей. В такие моменты для родителей важно сделать две вещи – понять, почему ребенок злится, и не раздражатся самому.

Причины гнева взрослым могут показаться совсем мелочными, а для малыша они очень значительные. Но не всегда стоит уступать, хотя слишком строгими с детьми тоже нельзя быть. Надо четко определить для малыша, что «можно», а что «нельзя» и никогда не отступать от этого принципа. Маленький ребенок нуждается в ограничениях, он так чувствует себя в безопасности. Если мама всегда идет у него на поводу, он становится неуверенным в себе, становится еще более капризным и неуправляемым. Ограничений не должно быть слишком много, бесконечное количество запретов детьми просто не воспринимается.

Разговаривать с ребенком нужно, как со взрослым. Если малыш упал на пол, кричит, швыряет игрушки, но еще не впал в истерику, постарайтесь с ним поговорить. Присядьте рядом, постарайтесь вполне взрослыми фразами и аргументами объяснить, почему не можете выполнить его просьбу. Отвлечь малыша другими делами в этом возрасте получается все реже, через некоторое время он опять возвращается к своим требованиям. Годам к четырем проблема проходит. Если агрессивное поведение сохраняется, необходима консультация психолога, который имеет опыт работы с такими детьми.

Взаимодействие с другими людьми у двухлетки более активное. Он четко различает, чем может заняться с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Малыш становится хитрым, он понимает, что от кого можно требовать, на кого действуют его капризы, а на кого не очень. С чужими людьми кроха по-прежнему ведет себя настороженно, молчит, прячется за маму. Есть и более общительные дети, которые быстро идут на контакт с незнакомцами, все зависит от характера. Другими детьми ребенок интересуется, но их взаимодействие по-прежнему слабое. Скорее всего малыши будут играть рядышком, время от времени забирая друг у друга игрушки, могут даже подраться. Если ребенок жадничает, не слишком охотно играет с другими, переживать не стоит. Настоящее взаимодействие между детьми начнется лишь через несколько месяцев, ближе к трем годам.

Режим и питание ребенка

Двухлетний ребенок уже хорошо пережевывает пищу, у него есть почти все молочные зубы, потому детское питание можно разнообразить. Мяско дают не только в перемолотом виде или в виде паровых котлеток, но и кусочками. Лучше всего его тушить или запекать в духовке с разными соусами. Деткам уже можно давать нежирную свинину, баранину, а вот с уткой и гусем стоит подождать. Основу мясного рациона должна составлять говядина или телятина, курочка, кролик, индейка. Оптимальное суточное количество мяска – 90 грамм. Рыбка тоже полезна малышу, дают ее дважды в неделю, приблизительно по 90-100 грамм. Копченое мяско не рекомендуется, зато к двум годам в рацион вводят мучные изделия, блинчики, оладушки.

Овощи должны составлять основу меню. На их основе варят супчики, делают пюре, салатики, запеканки. Полезными для ребенка будут тыковка, кабачок, морковка, картошка, брокколи, цветная капуста, салат и шпинат, можно добавлять баклажаны. Фрукты и ягодки, содержащие витамины, кроха должна есть каждый день. Разрешены практически все, с осторожностью дают лишь клубнику и цитрусовые, так как на них может быть аллергия. А вот с конфетами шоколадом и сладостями стоит подождать до трех лет. Не утратили своей актуальности и каши. Их нужно делать вязкими, жидкость и крупу смешивают в соотношении 3:1. Если малыш не любит есть кашки, делайте из них котлетки наполовину с мяском, или запеканки с овощами. Молока и кисломолочных продуктов ребенок должен выпивать приблизительно 600 грамм в сутки. Пить малышу можно давать соки разбавленные, компот, чай, мусс из ягодок.

Вот приблизительное дневное меню для ребенка, которому два годика:

  • Утренний прием пищи. Кашка рисовая с курагой, творожок, хлебушек с маслом, чай.
  • Обед. Салатик овощной из огурчика и зелени, супчик фасолевый с морковкой и картошкой, зразы из картошки, фаршированные мяском, яблочный кисель.
  • Полдник. Банан, йогурт, сухое печенье.
  • Вечерний прием пищи. Котлетка из индейки, цветная капуста тушенная, пюре из ягодок (клубнички, черники, земляники), детское молочко, хлебушек с маслом.

Спит ребенок в два года ночью около 9-10 часов, днем – 2-3 часа. В этом возрасте малыш уже переходит на одноразовый сон, период дневной активности длится около 4-5 часов. Дети еще могут просыпаться ночью, особенно если день выдался насыщенным и нервная система перевозбуждена. Если такое случается регулярно, малыш подолгу капризничает, потом вялый целый день, нужно посоветоваться с врачом. Очень важны для двухлетнего ребенка прогулки. В теплое время года его нужно выводить на улицу утром и вечером на 2-3 часа. Зимой прогулки с детьми должны длиться не менее часа. Купать кроху нужно каждый вечер, в ванную обязательно положите игрушки, учите понемножку его мыться самостоятельно.

Гимнастика с ребенком двух лет

Физические упражнения и дальше должны проходить в виде игры, но они могут быть более разнообразными. Полезной ребенку будет гимнастика. Подготовьте план занятия, возьмите мячик, кубики, палку, доску, лесенку (хорошо если в комнате есть шведская стенка). Первое упражнение с детьми – ходьба по наклонной плоскости. Положите доску одним концом на пол, а другим на возвышение. Помогите малышу подняться и спуститься по ней. Дальше перейдите к занятиям с палкой. Ребёнок ложится на коврик, вы просите дотянуться его ножками к палке, которая размещена горизонтально на уровне его груди.

Разложите слева от малыша кубики, попросите его переложить их на правую сторону. Поиграйте с мячиком, сначала перебрасывайте их друг другу, затем предложите крохе попасть мячиком в цель, например, в коробку. Помогите малышу взобраться и спуститься по стремянке или шведской стенке. Все упражнения стоит повторять 4-6 раз, занимайтесь с ним, пока он воспринимает урок, как игру.

Если ребенок жалуется, что устал, гимнастику нужно прекратить. Делайте гимнастику под музыкальное сопровождение, так детям веселее заниматься, и они будут дольше проявлять интерес к физическим упражнениям. На улице попробуйте побегать с ним, поиграть в догонялки. Меньше возите карапуза в коляске, пускай он на прогулке шагает пешком, сам толкает свой «транспорт». Стимулируйте его игры с другими детьми, тогда малыши больше двигаются и лучше физически развиваются.

Занятия на умственное и сенсорное развитие ребенка

В 2 года интеллектуальное развитие ребенка позволяет с ним уже серьезно заниматься. Важно уделить внимание развитию речи, сенсорики, логики у ребенка. Для этого можно выбрать одну из методик раннего развития, или просто регулярно заниматься с малышом. Для совершенствования речевых навыков очень важно читать с детьми книги, заучивать стихи. Для того, чтобы выучить стихотворение, сначала прочитайте его несколько раз, затем попросите малыша повторять последнее слово в строчке. Прочитайте одну строчку, а вторую попросите ребенка продекламировать самому вторую. Многим детям проще петь, чем рассказывать стишок, потому попробуйте разучивать с малышом песни. Комментируйте свои действия, называйте окружающие предметы и картинки в книжке, чтобы ребёнок к двум годам лучше пополнял свой пассивный словарный запас.

Краткое содержание: Психическое развитие ребенка второго года жизни. Тесты психического развития ребенка второго года жизни. Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Упражнения на развитие сенсорных способностей. Упражнения на развитие психомоторики. Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспоминания сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: "Папа бил" (разбил). Позже эти воспоминания возникают уже по слову. Например, когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.
Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: при умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку и т. д.

Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д.
Приучайте его к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Воспитывайте любовь к порядку. Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.

Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.

Мама на приеме спрашивает: "Что мне делать с ребенком, он ничего за собой не убирает, уроки делает до 12 ночи, несобранный какой-то!" Я спросила у этой мамы, а любит ли она сама порядок, организована ли она? "Да, я сама очень неорганизованная, но хочу, чтобы ребенок был другим". Так не бывает. Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить.
В целях его безопасности еще более строго, чем ранее, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Если же вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: "Не трогай, не бери, не ходи", ребенок станет нервным, а ваша жизнь превратится в ад.

Ребенок этого возраста по-прежнему легко переключается. Стоит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем занимался до этого. Но уже нужно иногда наказывать малыша: если он нарушил ваш запрет, можно слегка и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился.

Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее.

Второй год жизни - это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу. Например, слово "на" может означать то "возьми меня на руки" (тянется при этом к взрослому), то "посади на стул" (хлопает рукой по стулу).

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. Мама знает, что "ка" - это машина, "зи-зи" - муха, "ди-ба" - все высокое, большое, "ба-бах" - танк, "ава" - лошадь.

Однако родителям уже не следует быть такими догадливыми и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания.

Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: "Первые слова в одно и то же время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный".

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.

Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам.

Во-вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии.

Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом "шар" ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают, различают ("Мама большая, а Анютка маленькая"), устанавливают связь между явлениями ("Солнышко пигеет - галять пойдем".)

Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.

Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.
При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

От года до пятнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в пятнадцать месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет в точности задание.

Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. (Сейчас продаются геометрические конструкторы, кубики или шары с вырезанными в них геометрическими фигурами.)

Начинайте с самого легкого задания. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руки малыша: "Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой". Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой". Если ребенок правильно поместит фигурку, медленно переверните доску и скажите ему: "Вложи еще раз кружочек в отверстие, чтобы доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга.

3. Тест с пирамидкой.

Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша.

Часто ребенок неправильно учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Очень хорошо, если он, заметив совершенную ошибку, устраняет ее, а не разрушает всю постройку.

Если все попытки являются неудачными, помогите ребенку: "Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше..."
В пятнадцать месяцев ребенок пытается нанизывать кольца пирамидки, но без учета их размера.

4. Тест с предметами быта.

В пятнадцать месяцев ребенок умеет выполнять множество действий с различными предметами быта. Он уже может пользоваться ложкой, подносить ее ко рту; сам пьет из чашки.

Ребенок после года ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, ползти вверх по лестнице, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей.

От пятнадцати до восемнадцати месяцев.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку четыре кубика размером 8 кубических см и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.

Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других).

Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ребенок понимает вас, как он исправляет ошибки, как обучается.
В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата.
Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой.

Ребенок в восемнадцать месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры.

3. Тест с пирамидкой.

На глазах у ребенка рассыпаете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец).
Наблюдаете за самостоятельными действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. Однако следует иметь в виду, что, в среднем, малыш восемнадцати месяцев собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец.

4. Тест с предметами быта.

Полуторагодовалый ребенок уже может: снять с себя варежки, носки, тапки, шапку; есть самостоятельно густую пищу ложкой.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.

Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию.
Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию.

7. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме.
Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти.

8. Тест на оценку речевой сферы.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?" В полтора года ребенок может назвать, как минимум, один предмет.

От восемнадцати месяцев до двух лет.

1. Тест с кубиками.

Используйте те же кубики размером 8 кубических см в количестве 10 штук.
Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа - построить поезд без трубы.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

3. Тест с пирамидкой.

При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов.

4. Тест с предметами быта.

Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, "кормит" и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки.

5. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку.

6. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук.

В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий.

7. Тест на оценку памяти.

Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.

8. Тест на словарный запас.

Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: "Что это?"
Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно.

9. Тест на узнавание изображений по названию.

Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: "Где кошка?" или "Покажи мне кошку, платье и т. д.".
Ребенок двух лет может правильно указать на 5 картинок.

10. Тест на называние изображений.

Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?" Три-четыре картинки ребенок называет правильно.

11. Тест на понимание инструкций.

Двухлетний ребенок выполняет три-четыре простых инструкции.
Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д.

Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет:

Склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями;
- чрезмерную отвлекаемость;
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению,

то обязательно обратитесь к специалистам по детской психологии.

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни.

Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и других сфер.

Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми ребенок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет), и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т. д.

Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребенок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.

Занятия с ребенком этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребенком.

Упражнения на развитие сенсорных способностей.

- Упражнения с пирамидкой.

Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык надевания кольца на стержень.

На втором этапе подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большой и маленький, скажите: "Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое".

На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.

Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание ("не пропускай колечко", "не переворачивай", "надевай правильно"); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: "Какая гладкая у нас получилась пирамидка").

- Упражнения с пирамидками различной формы (от одного года четырех месяцев и старше).

Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные.

Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной - все круглые кольца, а на другой - квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: "Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?"

Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную.

Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: "Смотри, какая она гладкая", и по другой: "А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками".

Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы.

- Упражнения с матрешкой.

Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрешка с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать.

Покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: "Одна матрешка большая, другая маленькая". Спросите ребенка: "Где большая матрешка, а где маленькая?"

Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.

Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Если ребенок научился действовать с этой матрешкой, предложите ему более сложный вариант: с двумя вкладышами.

Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая.

Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю.

Постоянно подсказывайте ребенку: "Открой эту матрешку, а теперь эту", "Как закрыть матрешки?", "Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки", "Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю", и т. д.

Для ребенка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе.

- Упражнения с предметами разной величины.

Продолжайте развивать у ребенка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме.
Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона.

Важно, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета. Например, все кружочки - красные, все квадраты - синие, все треугольники - зеленые. То есть различия - только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких - 2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького - 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5x4,5x4,5 см, малого - 3x3x3 см; овалов: 5x3 см и 3x2 см.

Сначала показываете ребенку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: "Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие - в другую".

Выполняйте это задание сами, спрашивая у ребенка, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.

Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.

И только после того, как ребенок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребенку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики. Раскладываете вместе с ребенком кружки в одну коробочку, квадратики - в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.

Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребенка к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой, не такой, одинаковые, разные; не требуйте, чтобы ребенок произносил и запоминал названия фигур).

- Упражнения с длинной и короткой лентой.

Это упражнение поможет ребенку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая - сантиметров 5, а другая длинная - сантиметров 20. Научите ребенка накручивать ленту на палочку. Когда ребенок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребенка: "Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?" В любом случае дайте ребенку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть.
Еще раз уточните, где короткая, а где длинная лента.
Через несколько дней вернитесь к этой игре.

- Упражнения с досками.

Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребенок мог вставлять в них соответствующие части.

Начинать занятия с ребенком полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30x15 см. Размер вырезанных кружков в диаметре: больших - 4,5 см, маленьких - 3 см.
Говорите ребенку: "Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот - маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки. Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки".

Сначала попросите ребенка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие - справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребенку правильно сопоставлять величины предметов.

Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребенку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т. д.

Самыми сложными являются задания на вкладывание фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.

Если у ребенка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривании отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставлении и сравнивании, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.

- Упражнения с предметами разного цвета.

Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.

1) Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите ребенка отыскать точно такой же.

2) Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и
все сложить в эту же коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.

3) Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую - зеленый, а ребенок раскладывает остальные в соответствии с цветом.

4) Используете кубики (по 5 штук) трех цветов: красные, зеленые, желтые.
Если ребенку трудно дается выполнение этих заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.

Упражнения на развитие психомоторики.

- Прыжки.

Поддерживая ребенка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз,
приговаривая: "Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок".

Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.

- Игра в прятки.

Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: "Ау! Ищи меня!" Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции. Затем научите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.

- Лазанье.

1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.

2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.

3) Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.

- Перешагивание.

Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.

- Игры в мяч.

1) Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг - обучение ловле мяча, точнее - его захватыванию.

2) Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.

3) Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.

4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.

- Рисование карандашами.

Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.

Рисуете вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей.
Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: "Где сильнее дождик идет?"

- Рисование красками.

Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с ребенком рисовать красками.

Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: "Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик - прыг-скок, прыг-скок". И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.

А затем нарисуйте листопад: "Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку - падают, падают листья, в нашем саду листопад".
Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.

- Лепка из пластилина.

Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: "Что было у нас с тобой? - шарик, а что получилось?" Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.

Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.

Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.

- Смотрите книжки с картинками.

Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: "Покажи, где киска?", "Как киска мяукает?", и т. д.

- Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в "Козу рогатую", "Ладушки", " Сороку-бе-лобоку", "Пальчики в лесу".

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то,
что ребенок еще многого не понимает.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!"

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка -
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

- Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: "Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?", и т. д.

- Ролевые игры.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру "Кошки-мышки". Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. "Кот" ходит по комнате, а "мышка" спряталась. Затем "кот" улегся спать, и "мышка" вышла из своего укрытия. "Кот" проснулся, потянулся, замяукал, и "мышке" надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в "Мишку-косолапого".

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

На второму году жизни у ребенка формируются сложные и важные функции мозга, проявляются черты характера. Малыш начинает усваивать новую для него деятельность - игровую. Устойчивее становится внимание. Дети второго года жизни чувствительные к музыке, художественному слову, могут передать простые песенные интонации, начинают учиться соотносить движения с музыкантом. Малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, «растет» в психологическом и социальном аспектах, хорошо ест и спокойно спит.

Физическое развитие

До двух лет ребенок становится тяжелее на 2-3 кг и вырастает на 8-9 см. Средний рост составляет 87-90 см. Отношение к ребенку сохраняйте такое, которым оно было весь первый год его жизни. Будьте уверенны: ваш малыш оценит его.

    Присутствие. Ребенку необходимо на протяжении большей части дня ощущать присутствие любящего его человека.

    Живой голос. Следите за тем, чтобы голоса, которые звучат по радио и телевизору и записанные на кассеты или диски, не вытеснили живого голоса. Язык записаный на магнитофон, и живой язык должны звучать попеременно.

    Жизненное пространство малыша. Не ограничивайте его 1 м 2 . Позволяйте малышу играть в самых неожиданных местах (в кухонном шкафу), но под вашим надзором.

  1. Поощряйте любопытство ребенка. Выработайте такую систему поведения, которая бы стимулировала любопытство малыша и не позволила бы ему превратиться в вашего тирана, ребенок должен понять, что всегда найдет у вас поддержку, даже если придется иногда подождать своей очереди.

Сон

Всем детям нужна разное количество времени для сна. Это факт, с которым нужно смириться. Напряженный, возбудимый ребенок намного позднее заснет, чем более спокойный. Некоторые дети спят крепче чем другие. Также их меньше беспокоит шум. Помните, если вы нервничаете, это передается ребенку в виде общего напряжения, и малышу намного сложнее будет заснуть.

От 12 до 18 месяцев

Несмотря на то, что ваш ребенок стал уже совсем большим, ему, как и раньше, необходимо так же много спать. Малыш должен спать 13-14 часов в сутки. С них 11 часов ночью, остальное время - днем. В 12 месяцев малыш все еще будет иметь потребность в двух дневных снах, но до 18 месяцев он может быть готов до одного полутора-двухчасового дневного сна - режим, которого он может соблюдать до четырех-пяти лет. Переход от двух дневных снов до одного может быть трудным. Рекомендуется чередовать дни с двумя дневными снами с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько ваш малыш спал накануне ночью. Вы можете также попробовать в с одним дневным сном укладывать ребенка спать раньше.

От 18 до 24 месяцев

Отныне ваш малыш должен спать от 10-12 часов ночью, и должен быть двухчасовой послеобеденный сон. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов к своему двухлетию, однако с этим не следует бороться.

Много детей в этом возрасте привязаны к какому-то предмету: игрушки, одеяла, материнский шарф, и такая благосклонность может быть настолько сильной, что без этого предмета малыш чувствует пустоту. Эта вещь должна быть с ребенком всегда и везде, или может быть нужна ему только ночью. С ней малыш ощущает себя более защищенным от печали и одинокости, словно это часть матери, которая дает ему ощущение собственной безопасности. Сосание пальца, которое беспокоит родителей, служит подобный цели - заполнить пространство, дать ребенку что-то свое, за что он может зацепиться, и, возможно, напоминает ему о материнской груди или бутылочке с молочком. С какой бы нежностью и любовью ребенка не укладывали в постель, он воспринимается им как уголок одинокости, и для ребенка в этом возрасте характерна привычка брать с собой в постель разные предметы. Отход к сну - это разлука и для матери, и для малыша. Забирая с собой любимую игрушку, ребенок учится оставаться наедине и преодолевать чувство одинокости. Кроме того, ребенок сможет представлять себя матерью или отцом, который забирает с собой всю свою семью.

В этом возрасте ребенку начинают нравиться мультфильмы. Сейчас детки особую любовь проявляют к мультику Маша и Медведь. Мультфильм Маша и медведь все серии посмотреть онлайн вы сможете вместе с вашим малышом. Обращаем ваше внимание, что просмотр телевизора для ребенка вэтом возрасте следует ограничивать до 20 минут в день.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: