Работа с массой папье маше. Как хранить изделия из папье-маше? Из липкой бумажной смеси

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

1:502 1:507

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.

1:928 1:933

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

1:1040

Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.


6:4949 7:503 7:508

Первый способ - лепка из массы

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.

После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.

Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:

смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.

Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.

Затем снять с огня и дать остыть.

Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.

Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.


Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.

Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.

Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:

крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.

Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.

После остывания, клейстер готов к работе.

Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Несмотря на явное французское звучание, ремесло изготовления изделий из папье-маше пришло к нам из Китая и получило распространение на Востоке, где из этого материала делали церимониальные маски. И лишь в XVII веке папье-маше добралось до Европы, где из него начали делать кукол, карнавальные маски, елочные игрушки и различные предметы интерьера.

Старинная, рассыпающаяся на отдельные страницы книга, по которой мы будем изучать, как сделать папье-маше, очень подробно рассматривает классическую технику работы с этим материалом, предлагает различные методики изготовления моделей для будущих изделий, рассматривает способы их росписи и многое другое. Будет интересно!

Для изготовления первых поделок из папье-маше в первую очередь необходимо позаботиться о материалах и инструментах. В наше время распространены три техники работы с папье-маше:

  • классическая, при которой изделие формируется за счет оклейки модели кусочками влажной бумаги;
  • изготовление изделий из жидкой бумажной массы, перемешанной с клеем до состояния теста;
  • послойное склеивание изделия под картонным прессом.

Но, как можно увидеть, в любой технике основным материалом является бумага. Мы будем рассматривать классический метод изготовления папье-маше и для него лучше всего подходят непроклеенные сорта бумаги: газетная, оберточная. Эти сорта лучше всего впитывают влагу, равномерно склеиваются, хорошо сцепляются с грунтом и красителями.

Классический метод изготовления папье-маше в домашних условиях предусматривает формирование изделия из маленьких кусочков бумаги, выложенных в 5-7 слоев по какой-либо форме. Иногда, если поделка должна быть особо прочной, количество слоев увеличивают до 10-12. Эти слои выкладывают равномерно и плотно друг к другу. Чтобы не ошибиться, и в одном месте не наклеить слоев больше или меньше, чем нужно, рекомендуется использовать бумагу двух разных цветов. Если в работе используется газета, то ее можно покрасить: в тазик наливают горячей воды, разводят в ней красители для ткани и в слегка остывший раствор окунают развернутый газетный лист. Затем, когда обе поверхности газеты равномерно окрасятся, лист вынимают из воды и расстилают (или вешают) для просушки.

Кроме бумаги, для работы понадобятся жесткие кисточки для клея, кисточки для красок, пластилин, гипс, глина, вазелин, стеки для лепки форм и емкости для приготовления клейстера.


Как варить клейстер для папье-маше

Самый лучший клейстер делают из картофельного крахмала, пшеничной или ржаной муки с добавлением столярного клея хорошего качества. Зачастую такой клей продается в плитках - чем прозрачнее и тверже такая плитка, тем лучше качество клея. За сутки до приготовления клейстера, плитку клея заворачивают в лоскут ткани, дробят молотком на мелкие кусочки и заливают небольшим количеством холодной воды.

На следующий день, когда клей разбухнет, его помещают в небольшую кастрюльку, добавляют небольшое количество горячей воды и, помешивая, нагревают на маленьком огне. Не стоит доводить клей до кипения, иначе он может потерять свои качества. Приготовленный таким образом клей добавляют в мучной (крахмальный) клейстер.

Чтобы сделать клейстер для папье-маше, в литр воды добавляют 3-4 столовые ложки крахмала, помешивая, массу варят не небольшом огне. Когда на поверхности начнут появляться пузыри, в массу добавляют полстакана жидкого клея и все тщательно перемешивают. На слабом огне клейстер варят еще около получаса, постоянно помешивая, чтобы он не пригорел. Когда состав загустеет, его снимают с огня и остужают.

Елочная игрушка из папье-маше

Чтобы освоить изготовление различных поделок из папье-маше, рекомендуется начать с изготовления простых форм, а затем, уже по мере приобретения практических навыков, переходить к более сложным изделиям.

Прежде чем начать изготовление поделок, необходимо позаботиться о форме, т.е. модели изделия, которую делают из гипса, пластилина, глины, а затем уже обклеивают слоями бумаги. Так, чтобы сделать в качестве новогодней игрушки декоративную елочную шишку, сначала изготавливают из обычной бумаги ее модель. Бумажный лист сминают так, чтобы придать ему сходство с шишкой: длина такой шишки обычно составляет 7-10 см, толщина в самом широком месте - 2,5-3 см. Чтобы бумага не разворачивалась и не теряла форму, ее скрепляют узкими бумажными полосками, промазанными клеем.

От окрашенной бумаги отрывают кусочек размером примерно 20 х 20 см, опускают его в емкость с водой, затем, скомкав в руке, отжимают. Отжатый лист осторожно расправляют на рабочей поверхности стола и тщательно промазывают одну его сторону клейстером. Затем этот лоскут берут в левую руку, а правой отрывают маленькие кусочки (около 2 х 2 см) и обклеивают ими подготовленную форму.

Совет : не нарезайте кусочки бумаги для обклейки ножницами, т.к. их ровные края будут образовывать рубцы и плохо проклеиваться по краям. Оборванные вручную куски бумаги образуют ровную поверхность и плотно прилегают к соседним слоям.

Приклеив на модель шишки кусочек бумаги, его разглаживают пальцами, затем рядом с ним подклеивают второй, третий и т.д. кусочки таким образом, чтобы их края слегка накладывались друг на друга. На закругляющихся местах кусочки бумаги должны быть чуть меньшего размера, чем обычно. Очень важно следить за тем, чтобы на бумаге не образовывались складки и морщины.

Обклеив слоем цветной бумаги всю поверхность модели, приступают к ее заклейке вторым слоем, но для работы используют уже неокрашенную бумагу. Таким образом, выкладывают 5-6 слоев, чередуя окрашенные слои с обычными. После окончания проверяют равномерность выкладки слоев, подравнивают их при необходимости, после чего всю поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и оставляют для просушки. Таким же образом можно сделать и другие елочные игрушки простой формы - яблоко, груша, новогодний шар, фонарик и др.

При сушке изделия стоит избегать сильного жара, т.к. при быстром высыхании слои бумаги будут коробиться, рваться и терять форму. Самые лучшие результаты дает сушка на свежем воздухе под солнечными лучами или недалеко от батарей, работающей духовки и пр. Самое главное - обеспечить поделке из папье-маше равномерную просушку.

Грунтовка папье-маше

Когда изделие высохнет, переходят к этапу грунтования. Грунтовка необходима для дальнейшей раскраски поделки, лучшего сцепления красящих веществ с поверхностью изделия, выравнивания мелких неровностей. Можно воспользоваться готовыми грунтовыми составами, имеющимися в современных строительных магазинах или приготовить эмульсионный грунт (левкас) своими руками. Именно такой грунт был наиболее востребован у старинных мастеров, изготавливающих художественные изделия из папье-маше.

Для приготовления левкаса просеивают мел и тальк через частое сито, в другую емкость выливают два стакана разведенного столярного клея, две столовые ложки олифы и около 100 мл масляного лака. Все жидкие ингредиенты хорошо перемешивают и небольшими порциями добавляют к ним просеянный тальк и мел. Все ингредиенты смешивают до состояния однородной массы и кипятят на небольшом огне.

На поверхность папье-маше грунт наносят в теплом виде, тонким равномерным слоем. Грунт должен выровнять и заполнить собой различные неровности, сгладить резкие перепады. Когда левкас начнет застывать, его осторожно разглаживают пальцем, смоченным в теплой воде. После того, как грунт полностью высохнет, поверхность изделия зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, выравнивая различные неровности. Такую грунтовку и зачистку повторяют 2-3 раза - до тех пор, пока все изделие не станет идеально ровным и гладким.

Покраска изделий из папье-маше

Лучше всего для покраски готовых прогрунтованных и зачищенных изделий подходят краски на масляной основе, которые не только придают поделке красивый законченный вид, но и обеспечивают ей прочность и защиту от внешних воздействий. Чтобы придать окрашенной поверхности красивый блеск, в краску добавляют немного масляного лака. Также лаком можно покрыть и уже окрашенную поверхность; очень интересный эффект получается, если в лак добавляют бронзовую или серебряную пудру.

На готовое изделие из папье-маше краску наносят любым удобным способом: из пульверизатора, тампоном, кистями, окрашивая поверхность 2-3 слоями. После нанесения каждого слоя поделка должна высохнуть, чтобы не образовывались потеки, наплывы и неравномерное распределение красителя.

Приемы покраски и росписи готовых изделий должны быть традиционными: кистью наносят краску на загрунтованную поверхность сначала в одном направлении, а затем, когда вся поверхность будет покрашена, краску растушевывают, т.е. наносят кистью новый слой поперек первоначального нанесенного. Так поступают несколько раз, пока не получится ровного красивого слоя покраски.

Чтобы раскрасить декоративную шишку из папье-маше, всю ее поверхность покрывают слоем светлой или золотистой охры, в которую можно добавить немного масляного лака. Затем, после высыхания этого слоя, шишку покрывают "золотой краской" - так называется бронзовый порошок, разведенной в растворителе. Можно использовать и алюминиевый порошок или серебряную краску - такие игрушки тоже выглядят очень привлекательно и изящно.

После каждого нанесения слоя бронзы шишку просушивают, после чего расписывают масляными красками. Смешав на палитре несколько оттенков, получают мягкий красновато-коричневый цвет. Простым карандашом на елочной игрушке намечают расположение чешуек, которые впоследствии прорисовывают тонкой кистью, обмакнутой в краску.

В верхней части шишки шилом проделывают два небольших отверстия, сквозь которые продевают декоративную ленточку, чтобы игрушку можно было повесить на елку.

Папье-маше по модели из пластилина

Не всегда из мятой бумаги можно сделать хорошую модель для дальнейшей работы в технике папье-маше: по мере приобретения навыков хочется научиться делать более сложные изделия, форму которых трудно повторить с помощью такого материала, как бумаги. Поэтому в таком случае на помощь может прийти пластилин.
Давайте посмотрим технику работы с пластилином на примере изготовления новогодней игрушки из папье-маше в форме рыбки.

Пластилин хорошо разминают и, вооружившись как-нибудь образцом с изображением рыбки, придают материалу приблизительную форму тела рыбки - пока без плавников и хвоста. С помощью стеков модель дорабатывают до нужного уровня правдоподобности, после чего будущую рыбку смазывают вазелином. Вся поверхность пластилиновой заготовки должна быть покрыта ровным однородным слоем - в дальнейшем это очень облегчит отделение слоя папье-маше от пластилиновой "болванки".

Смазанную вазелином заготовку начинают обклеивать бумагой по тому же принципу, что и при изготовлении декоративной шишки: сначала одну сторону рыбки обклеивают смоченной в воде, отжатой и порванной на мелкие кусочки бумагой, затем - другую сторону.

Внимание! Маленькие кусочки бумаги, промазанные клейстером, накладывают на модель клеевой стороной наружу! Кромки соседних кусочков должны немного накладываться один на другой.

Сначала выкладываем слой из окрашенной бумаги, затем - из простой, и так, чередуя цвета, клеят 5-6 слоев. Бумага должна плотно прилегать к пластилиновой модели - для этого ее периодически разглаживают пальцами. После того как будет проклеена одна сторона рыбки, поделку убирают для просушки в теплое, но не жаркое место, чтобы бумага не покоробилась и не порвалась.

Когда все слои бумаги высохнут, осторожно поправляют различные недочеты и дефекты работы, после чего приступают к проклейке второй стороны рыбки. Таким образом мы получим две симметричные стороны игрушки. Из картона вырезают детали плавника и хвоста, закладывают их между двумя половинками из папье-маше, фиксируют эти детали полосками бумаги, промазанными клеевым составом.

Обе половинки игрушки промазывают по местам стыков столярным клеем, после чего сами стыки маскируются узкими бумажными полосками, смазанными клейстером. После просушки рыбку из папье-маше грунтуют, наносят основной слой краски из охры или бронзы, после чего расписывают красками, прорисовывая тонкой кисточкой чешуйки, жабры и все остальные детали. В верхнем плавнике делают дырочку, точно определив центр тяжести игрушки, и продевают в нее петельку, чтобы поделку можно было повесить на ветку новогодней елки.

Папье-маше по модели из глины

Работа с глиняной моделью почти идентична технике работы с моделью из пластилина, за исключением, пожалуй, нескольких нюансов:
  • сухую глину разбивают на мелкие кусочки, промывают водой от мусора и грязи, на ночь закрывают мокрыми тряпками;
  • когда глина перестает прилипать к рукам - это показатель того, что материал готов к лепке;
  • если глина получилась слишком жидкой, за сутки до работы ее раскатывают тонким слоем и оставляют на ночь, не накрывая влажными тряпками.
Из подготовленной к работе глины лепят нужную фигуру, разглаживают ее контуры пальцем, смоченным в воде и помещают на сутки в прохладное помещение, ничем не накрывая. После этого модель смазывают слоем вазелина и начинают работу по обклейке влажными бумажными кусочками.

Как и в предыдущих примерах, чередуют цветные и неокрашенные слои бумаги, тщательно просушивают готовое изделие, после чего кончиком острого ножа папье-маше разрезают на две или более частей - в зависимости от сложности фигуры и снимают его с "болванки".

Части изделия соединяют между собой, склеивая их по стыкам маленькими кусочками бумаги, после чего поделку просушивают, грунтуют и расписывают красками. Если предстоит сделать большую по размеру или сложную по форме поделку, то при изготовлении глиняной модели рекомендуется использовать проволочные каркасы, закрепленные на небольших дощечках. Каркас необходимо очень плотно обкладывать глиной, иначе при высыхании она будет трескаться и оседать.

Папье-маше по готовым моделям

В качестве заготовки для поделки из папье-маше могут выступать не только самодельные модели, но и готовые предметы: тарелки, вазы, чашки и т.д. Так, например. чтобы сделать красивую декоративную тарелку из папье-маше, подбирают готовую тарелку нужного размера, кладут ее дном вверх, смазывают всю поверхность вазелином и начинают работу с бумажными кусочками.

Кусочки газеты накладывают на тарелку сухой стороной, а смазанной клейстером - наружу, как и при изготовлении рыбки из папье-маше. Выложив таким образом 7-8 слоев чередующейся по цвету бумаги, изделие сушат.

Чтобы снять папье-маше с формы, между слоем бумаги и тарелкой в удобном для этого месте просовывают кончик ножа и аккуратно проводят им по окружности. Затем на поделке определяют центр, циркулем проводят по краям окружность и обрезают неровную кромку ножницами. Всю поверхность тарелки грунтуют, просушивают и расписывают в соответствии с собственной фантазией и возможностями.

При росписи изделий из папье-маше рекомендуется придерживаться традиционных правил: сначала подбирают орнамент, наносят на загрунтованное изделие фон нужного цвета, после чего на изделие тонким карандашом рисуют нужный узор и расписывают его красками.

Если поделка покрашена в светлые цвета, на которых хорошо виден след карандаша, то контуры узора наносят проколами иглой или тонким шилом: рисунок копируют на кальку, накладывают ее на изделие и по контурам точечными проколами переносят орнамент. Затем поверхность бумаги протирают тампоном, припудренным мелом - через проколы порошок точно повторит контуры узора.
Расписанные изделия оставляют для просушки, после чего покрывают их лаком.

Поделки в стиле папье-маше родом из Франции. Первые работы были представлены еще в 16 веке. А вот в нашей стране папье-маше приобрело популярность во времена правления Петра I. Сегодня многие дети и взрослые осваивают это направление прикладного искусства. Мы расскажем, как делается папье-маше своими руками.

Основы папье-маше: совершенствуйте свои навыки

Для начала давайте выясним, почему этот вид прикладного искусства называется папье-маше. В дословном переводе с французского языка это понятие обозначает рваную бумагу. И действительно, поделки, выполненные в технике папье-маше, изготавливаются из бумажных отходов и обычного клея.

Чаще всего люди, осваивающие это направление прикладного искусства, интересуются, как сделать папье-маше из газет. Об этом мы поведаем чуть позже, а сейчас хотелось бы рассказать о том, что существует три основных способа изготовления папье-маше:

  • Газетную или офсетную бумагу рвут на мелкие кусочки и обрабатывают клеем, создавая своего рода слои изделия. Чем больше количество слоев, тем прочнее и красивее получается изделие.
  • Второй вариант - бумажная масса. Для этого бумагу сначала замачивают в воде, а затем тщательно перетирают, используя кухонную технику. Разбавив эту массу клеем, мы получаем рабочий гибкий и эластичный материал.
  • Третий вариант используется крайне редко, поскольку для создания конструкции нужно применять плотный картон. Чаще всего такой способ применяется в промышленных отраслях.

На сегодняшний день можно сконструировать различные поделки из папье-маше своими руками, в частности:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • кружки;
  • карнавальные маски;
  • пасхальные яйца;
  • бусы;
  • серьги;
  • подарочные коробки и т. п.

Готовим качественный клейстер

Прежде чем мы рассмотрим пошаговые руководства по конструированию папье-маше своими руками для начинающих, давайте выясним, как приготовить клейстер. Это обязательная составная часть изготовления поделки. Именно клей станет тем цементом, который обеспечит плотность созданного шедевра.

Чаще всего рукодельницы для смазывания бумажных слоев используют обычный канцелярский клей, разбавленный отфильтрованной водой в пропорциях 1:1. Но вы можете изготовить клейстер и самостоятельно, контролируя нужную консистенцию. Для этого используется пшеничная просеянная мука, пищевой крахмал и вода. Заваривать такую смесь нужно до образования густой и клейкой массы.

В зависимости от того, какую поделку вы моделируете, зависит и длительность ее изготовления. Рекомендуется тщательно просушивать каждые четыре бумажных слоя. Чтобы поделка была прочной, просушка должна длиться от 24 до 48 часов. Готовые поделки вы можете оформлять на свое усмотрение, например, гуашевыми или акварельными красками, в технике декупажа, кружевом и пр.

Чтобы поделки, выполненные в технике папье-маше, стали настоящим произведением прикладного искусства, ознакомьтесь с рядом дельных советов:

  • Если для моделирования поделки вы используете бумажные полоски, то выкладывать их нужно в хаотичном порядке, постоянно изменяя направление.
  • Вместо офсетной бумаги или газеты можно использовать упаковки из-под яиц, картонные отходы, гофрированную или туалетную бумагу, салфетки.
  • Все действия по конструированию поделки выполняем в латексных перчатках, чтобы клейстер не оставался на поверхности рук.
  • Перед дизайнерским украшением поделки ее основу из папье-маше можно отшлифовать, используя наждачную бумагу.
  • Для придания дополнительных изгибов и гладкости можно использовать строительную шпатлевку.
  • Если вы наносите бумажные слои на конкретную заготовку, то ее поверхность предварительно нужно обработать подсолнечным маслом. Так вы обеспечите сохранение формы изделия и его легкое отхождение от стенок заготовки.
  • Если готовая поделка будет белого цвета, то нужно использовать чистую белую бумагу.
  • Окрашивание поделки придает ей не только оригинальность, но и дополнительную защиту.
  • Если хотите защитить изделие, выполненное из папье-маше, от влаги, последним слоем на готовую поделку нанесите прозрачный лак.

Станьте звездой карнавальной ночи

Карнавал - прекрасное мероприятие! Жаль, что на сегодняшний день у многих из нас просто не остается времени на посещение подобных праздников. Если вам все-таки выпал шанс посетить карнавал, то не отказывайте себе в таком удовольствии, тем более что сейчас вы узнаете, как смастерить маску из папье-маше своими руками.

Для основы маски можно использовать любую глиняную или пластиковую форму. Мы предлагаем вам сделать маску по контуру своего лица. Так вы будете уверены, что отверстия для глаз не окажутся после изготовления изделия на носу или выше линии бровей. Для декорирования будем использовать оригинальную ажурную ткань и бусины. А для крепления можно взять одну палочку или резинку.

Многие рукодельницы говорят, что клейстер из муки не навредил нежной коже лица, а наоборот, сделал ее мягче и эластичнее.

Необходимые материалы:

  • газетная бумага;
  • салфетки;
  • отфильтрованная вода;
  • просеянная мука;
  • ножницы;
  • тканевый ажурный отрез;
  • резинка;
  • ленты с пайетками;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Пошаговое описание творческого процесса:


Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!


Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: