Психология отцовства. Рождение отца

Отцовство - достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.

В психологии выделяются несколько стадий родительства:

беременность;

Данные стадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существует определенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.

В результате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияния социальных отношений на становление института отцовства, было сделано предположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка, с которым в перинатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно, и изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новой роли отца - сложный и многофакторный процесс.

Первый -- теоретический -- этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец является фигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и его возможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятся моделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковом возрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияние не только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может быть хорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.

В среднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве. Характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти).Они положительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.

Второй этап - «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в том случае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатом оформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном в желании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложные переживания.

Беременность жены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчины вынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошим отцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем, является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится «материальным», более реальным.

Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу - справиться с внезапными ощущениями и оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальным миром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае, будет зависеть от многих факторов. Основные из них - его личностный склад, зрелость отношений к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом.

Первые два этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком. Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является, очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка -- нормальное физиологическое явление и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены. Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает, что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия по отношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во время беременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований. Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству. Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношения к будущему ребенку и собственной позиции в семье.

Третий этап -- период после рождения ребенка -- практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга - связи мужчины с родившимся - ребенком.

Отец, по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условия развития, эстетическое, нравственное развитие.

Таким образом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.

Основные выводы по первой главе:

В последние два века роль отца сводится исключительно к материальной поддержке.

Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировал, что присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, то есть до трехлетнего возраста.

Отцы, занимающие важное место в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности.

Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определённой культуре

В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли.

Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности для функционирования семейной системы.

Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Существует четыре стиля родительского поведения:

Либеральный

Индифферентный

В структуру отцовства входят следующие компоненты:

Потребностно - эмоциональный;

Операциональный;

Ценностно - смысловой;

Оценочный.

Выделяют стадии родительства:

принятие решения о рождении ребенка;

беременность;

период становления родительства;

период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.

В онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;

Переосмысление стереотипов в течение беременности;

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка.

Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.

Обычно говорят, что для женщины главное – материнство. И . Но разве в таком случае не логично предположить, что для мужчины главное – отцовство? С этим вопросом мы обратились к нашим героям…

Петр Семак, актер Академического Малого Драматического театра – театра Европы, лауреат Государственных премий СССР и России, народный артист России, Санкт-Петербург 

Карьера и деньги преходящи…

Главное для мужчины – отцовство, самой природой так заложено в нас. Можно заниматься любой деятельностью, но главное – дети. В древние времена мужчины не жили больше сорока лет, довольно жесткая была жизнь, и когда они умирали – их заменяли сыновья. Поэтому для каждого мужчины было важно иметь сыновей. К современному мужчине порой только после сорока приходит осознание, в чем самое верное его назначение. Все остальное – карьера, зарабатывание денег – приходящее и уходящее…
Отец – охотник, добытчик, и из своей «пещеры» уходит часто, поэтому больше времени дети проводят с матерью. Часто бывает, что воспитывает детей одна мама… Это неправильно, я считаю. Дети вырастают неполноценными, много страдают в жизни. Важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя!
Когда мой отец играет с внуками (а нас в семье было четверо, поэтому внуков у него много), я чувствую, что он любит их сильнее, чем нас любил: с сыновьями он был строг и не так нежен. Я как-то спросил его, почему. Он объяснил так: «Они будут меня помнить больше, чем ты». В этом есть, наверно, какой-то секрет. Внуки будут его помнить дольше, чем я, потому что жить будут дольше.

Михаил Леонтьев, телеведущий, Москва

Не «главное», а «необходимое»

Для мужчины многое – главное. Я вообще не стал бы выстраивать такую иерархию. Вы представляете себе мужчину, для которого главное – отцовство, а больше ничего он в жизни не сделал? Причем отцовство в полноценном смысле: не только зачал, но и, предположим, пытается воспитывать… Скажите, как может воспитать ребенка отец, который сам в личностном плане ничего из себя не представляет?


Слово «главное» я бы заменил на «необходимое». Отцовство необходимо любому нормальному человеку. Я понимаю, что есть люди, которые, в силу разных социальных обстоятельств (я сейчас не имею в виду медицину – это отдельный вопрос), не смогли стать отцами. Никто не имеет права говорить о них уничижительно, только с состраданием: отсутствие детей – страшная, горькая потеря.
Если человек – действительно человек, то есть божеское существо, созданное по Образу и Подобию, – для него главными должны быть именно человеческие вещи. Я еще раз повторю то, что говорил много раз: человека от животного отличает то, что у него есть прошлое и будущее. А материализованные прошлое и будущее – это предки и потомки.

Дмитрий Дюжев, актер, Москва

Мать и отец делят ответственность поровну

Безусловно, отцовство – главное в жизни мужчины, просто потому, что продолжение рода является основной миссией в земной жизни любого человека. Да, есть люди, у которых иной путь, и у них нет детей. Скажем, монахи, или же те, кто живут в миру, но так и не смогли завести ребенка. Но это все-таки исключение. Думаю, Бог не просто так лишает этих людей родительской роли – готовит им некое другое назначение.
Для большинства же мужчин основным в жизни остается их отцовство, и потому мне очень обидно, когда я вижу, что отца пытаются отодвинуть на второй план. Зачастую это пытаются сделать сами мужчины, готовые отдать все, что связано с детьми, их рождением и воспитанием, на откуп женщине. Но отец несет не меньшую, чем мать, ответственность за ребенка! Он так же обязан выполнять свою родительскую миссию, как и она. И прав, соответственно, должен иметь ровно столько же.
Потому, кстати, я считаю, что вопрос об аборте нужно всегда решать совместно, более того – закрепить такой порядок законодательно. Бывает, что мужчина толкает на аборт женщину, заставляя ее совершить то, что с христианской точки зрения является страшным грехом. Но бывает и так, что женщина делает аборт втайне, даже не говоря мужчине, что он мог бы стать отцом. По-моему, это неправильно. В таком сложном вопросе и мать, и отец должны нести равную совместную ответственность.
У меня детей пока еще нет, но я очень хочу, чтобы со временем они появились. Надеюсь, Господь даст мне эту замечательную возможность: почувствовать себя отцом!

Андрей Кочергин. Президент Международного союза боевого Каратэ Кои но такинобори рю, Санкт-Петербург

Нет большего счастья, чем держать на руках своего ребенка!

Я более чем согласен с тем, что для настоящего мужчины главное – отцовство. Если мужчина не думает о семье, он, скорее всего, думает только о себе. А это сродни нарциссическому любованию собой, категорически неприемлемому для мужчины!
Ответственность за родных и дело продолжения рода созвучны любви к Родине, осознанию себя частью нации. Если мужчина не обременен этой ответственностью, он не имеет корней, а значит – легок в суждениях, поверхностен в отношениях и авантюрен в поступках.
Это вовсе не означает, что глава семьи должен быть задумчив, пуглив и полон мелочных опасений за каждый шаг: свой или своих близких! Это означает, что если мужчине суждено совершить подвиг – он совершит его сознательно, во имя Создателя своего и тех, кто стоит за его спиной. Такая жизненная позиция сводит к нулю возможность совершить мерзость или глупость.
Знаете, для меня нет большего счастья, чем держать на руках своего ребенка… И, уверен, нет большей мотивации, способной подвигнуть человека на подвиг Веры и военный подвиг, чем детская ручонка, лежащая в мозолистой руке солдата.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО(У) МИД России, Москва

Отцовство – это ответственность

Является ли отцовство главным в жизни мужчины? Да. Прежде всего потому, что оно предполагает передачу не только генетического наследия своих предков, родителей – тех, кто жил до тебя, создал все, что нас окружает; но и означает обеспечение будущего: и детей, и собственной старости. Я уже не говорю о том, что отцовство – это, конечно же, огромная ответственность, прежде всего нравственная. Перед своими детьми и внуками.
Если говорить о моем личном опыте, то осознание отцовства ко мне пришло, когда я оказался в родильном доме. И даже несмотря на то, что были помощники в деле воспитания дочери, тем не менее, это был огромный труд. Все равно это бессонные ночи, поиски детского питания, в те времена столь дефицитного, и глажение пеленок, поскольку памперсов еще не было. Было осознание отцовства как тревоги за ребенка, когда он был еще маленьким. Когда случались всякие маленькие беды (которые случаются со всеми детьми) – было не просто осознание ответственности, но даже какого-то стыда… Упала – разбила себе лоб, порезалась где-то: стыд, что не уследили, не досмотрели. И, конечно, совсем иное чувство, когда девочка становится уже девушкой, и появляются совершенно новые для всей семьи радости и горести, переживания и недопонимания.
Если же сравнивать важность для мужчины карьеры и отцовства, то я считаю, что вещи это несопоставимые, но взаимосвязанные. Я уверен, что реализовать себя в полной мере в карьере, не испытав вот это чувство отцовства – трудно. Ведь человек, строящий карьеру – всегда тот, кто руководит людьми. Не бывает «карьеры в одиночку» – только, пожалуй, у писателей или художников. Хотя, знаете, и у художника есть ученики… А быть руководителем, не познав чувства отцовства и ответственности, которое оно дает, мне кажется, очень трудно.

— Ирина Николаевна, наверно, невозможно быть настоящим мужчиной и при этом не быть достойным отцом? Не у всех рождаются дети, но тот молодой человек, который хочет стать настоящим мужчиной, очевидно должен стремиться к тому, чтобы быть хорошим отцом?

— Отцовство — это высший уровень развития личности мужчины. Существует большая разница в проявлении родительских чувств у животных и у людей. Если, скажем, у кошки или собаки рождается детеныш, они сразу же его оближут, приласкают, согреют. Это животные делают инстинктивно. А у человека родительские чувства совсем не так формируются. Отцовство и материнство в мире людей — это не проявление автоматически действующих инстинктов, а результат развития человеческой личности.

Только тогда человек сможет стать отцом или матерью, когда он имеет зрелое сознание и самосознание. Статусы матери и отца очень высоки, поэтому их достижение требует большого внутреннего, духовного труда.

При проведении психологических консультаций некоторые мужчины признаются, что смогли ощутить себя отцами только тогда, когда родился третий ребенок. Многим современным мужчинам приобретение отцовских чувств дается очень тяжело. Они много работают, поздно возвращаются домой, они все время заняты другими важными делами. Отцы практически не видят своих детей, и потому отцовские чувства у них формируются с большим опозданием. Личностный рост человека совершается только при помощи Божией. Но, к сожалению, многие мужчины вообще не ходят в храм, хотя и знают, что они крещены и венчаны со своими женами.

В отношении приобретения родительских чувств, женщина имеет даже некоторое преимущество: она в течение девяти месяцев носит ребенка в своей утробе, потом она его в муках рожает, собирая для этого все свои внутренние, духовные силы. Поэтому роды для женщины — это особый рубеж, на котором меняется ее сознание и самосознание. Мать поднесла ребенка к груди, и уже чувствует свое влияние на малыша, ощущает свою глубокую внутреннюю связь с ним. Сначала она была соединена с ребенком пуповиной, а теперь формируется психологическая связь. Исследования детских психологов показывают, что взаимоотношения матери и ребенка являются отправной точкой его последующего психического и личностного развития. Ребенок чувствует мать, и мать чувствует ребенка. «Мать и дитя» — это живой союз, на первых этапах жизни малыша, это даже симбиоз. Потом, конечно, этот симбиоз должен разрушиться, чтобы ребенок мог расти и жить самостоятельной жизнью.

А вот с отцом такого симбиоза у ребенка нет. Потому что нет прямой физической связи и зависимости между жизнью мужчины и родившегося малыша. Соответственно, мужчина может только наблюдать эту ситуацию со стороны, может посильно участвовать в ней, помогая своей жене в уходе за ребенком.

Сейчас, правда, наблюдается некоторый положительный сдвиг в этой сфере… Замечу, что он наблюдается только среди отдельных слоев населения. Я говорю о мужчинах, которые любят своих жен, которые достаточно образованы и развиты в культурном отношении, достаточно обеспечены и не имееют вредных привычек. Эти мужчины, сознательно стремящиеся к приобретению отцовства, читают книги, интересуются специальной духовной, психологической и медицинской литературой и при подготовке к родам находятся рядом со своими женами. Они проходят специальное обучение, посещают занятия, вместе с женой учатся правильному поведению во время родов и т.д. Некоторые мужчины специально ищут такой роддом, где они смогут сами присутствовать при родах, могут находиться рядом с женой и ребенком в первые дни его жизни. Такие роддома сейчас существуют, но они платные, это предполагает определенные финансовые расходы. Мой сын, например, был рядом с женой, когда она рожала, и даже сам перерезал пуповину. И я вижу, что он действительно очень привязан к ребенку.

Такая подготовка к рождению малыша играет большую роль. Когда отец берет на руки беспомощного грудного младенца, который еще даже головку не умеет держать, это очень важно для формирования отцовской привязанности. И чем старше дитя становится (особенно если это мальчик), тем большая потребность в мужском влиянии у него возникает. Поэтому любящий отец всегда найдет способы участия в жизни ребенка. Ведь это дает малышу ощущение защищенности, ребенок чувствует, что может рассчитывать на поддержку со стороны отца. Отец наставляет ребенка, учит его чему-то такому, чего тот еще не умеет. Отец занимается его физическим развитием, ведь (особенно, если речь идет о мальчиках) с малышом надо и в футбол, и в хоккей поиграть, и на лыжах покататься. Нужно научить его что-то мастерить или хотя бы попадать молотком по гвоздю. Все это возможно, когда отец действительно живет жизнью семьи, а не только зарабатывает деньги.

Мужчине достаточно легко найти место для проявления своего отцовства. Сама бытовая и хозяйственная жизнь предполагает определенный мужской вклад. И если мужчина это понимает, помогает своей жене, берет на себя какие-то сложные задачи, которые требуют физической силы или решительности, ему очень легко вести за собой ребенка, который, подражая отцу, усвоит мужественное поведение.

Однако когда отец вырван из семьи своей профессиональной деятельностью, когда он возвращается домой поздно вечером, его возможности снижаются, становятся ограниченными. И даже когда наступают выходные дни, многие мужчины не испытывают никакого желания пойти погулять, покататься, побегать, поиграть вместе с ребенком.

Должна произойти определенная внутренняя психологическая работа, чтобы у мужчины сформировалось понимание своих отцовских задач. После возращения со службы у мужчины возникает новая сфера созидательного труда, которая совершается в кругу семьи. Труд этот имеет духовно-нравственный, воспитательный характер.

Женщина, в силу присущих ей качеств, просто радуется тому, что ребенок родился, что он есть, что он нуждается в ее заботе. Ей радостно ощущать себя матерью, приятно прижимать к сердцу беспомощное, хрупкое существо, которому она может постоянно себя отдавать. Ее родительская любовь нетребовательная, всеобъемлющая, жертвенная. Но у мужчин родительские чувства проявляются несколько по-другому.

Присутствие отца в доме очень важно для ребенка, оно задает решающий вектор в становлении и развитии личности малыша. Ведь отец не только олицетворяет в себе защиту и покровительство, он не просто добытчик материальных благ. Он является еще и носителем социального и жизненного опыта, Отец побуждает ребенка добиваться решения поставленных жизненно-важных задач. Отец ставит приоритетные цели, определяет жизненные принципы, т.е. обозначает глобальный подход к организации семейной и социальной жизни. Но для этого у самого мужчины должно быть целостное мировоззрение, устойчивые представления о добре и зле, о сущности человеческой жизни и ее базовых ценностях. Настоящий мужчина должен иметь духовно-нравственный стержень, придающий его поступкам целенаправленный, твердый, волевой и логичный характер. Вместе с тем, наличие твердости и воли не должно оборачиваеться жесткостью и жестокостью по отношению к близким, жене и детям. Напротив, способность к твердому соблюдению выработанных принципов жизни, должна сочетаться с воспитательным талантом мудрого и терпеливого взращивания в ребенке качеств полноценной личности. Настоящий мужчина — всегда настоящий отец, наставник, педагог по жизни, ведущий ребенка к преодолению своих страхов, неудач и болезненных комплексов. Он может научить ребенка твердо стоять на ногах и не сгибаться под тяжестью жизненных невзгод!

Мыслящий, интеллектуальный, образованный человек может помочь ребенку в его становлении как личности. Ведь человек — это не просто биологический организм, человек должен выйти в социум, правильно позиционировать себя, выбрать профессию по душе и определить свой жизненный путь. Человек должен быть мотивирован на определенные социальные достижения, на то, чтобы добиться определенного качества жизни. Все это решается через отца. И чем старше становится ребенок, тем значительнее становится отцовское влияние.

Если отец сам живет содержательной, творческой, осмысленной жизнью, жизнью христианина, то ему не трудно передать все это ребенку. Апостол Павел писал: «Для жены глава муж, а для мужа — Христос». Но если для мужа Христос не является главой, то от отца ребенок часто наследует дурное поведение, склонность увиливать от ответственности, привычку лежать на диване, тупо смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Если отец все это делает, то и ребенок тоже начинает поступать также.

Есть в Евангелии такая строчка, где Христос говорит: «Не может Сын творить, если не увидит Отца творящим». Не может сын стать творческой личностью, если ему неоткуда почерпнуть опыт творчества. Значит, состоявшийся мужчина должен, прежде всего, состояться как личность. Он должен жить непраздной, содержательной, творческой жизнью, должен иметь серьезное духовно-нравственное начало, четкий вектор жизни, определенные стремления, созидательную направленность. И когда в личности мужчины такие качества присутствуют, дети, подражая отцу, очень быстро все это приобретают.

Итак, с моей точки зрения, мужественность — это, прежде всего, характеристика личности. Это не просто наличие физической силы, отменного состояния здоровья или высокой сексуальной активности. Хочу подчеркнуть, что в современном обществе бытует совсем другое представление: «мужчина — тот, у кого накачанные бицепсы, крепкий торс, кто способен выпить много пива или водки и не захмелеть, кто покорил сердца многих красивых женщин». Реклама и СМИ навязывают нам образ мужчины-самца. Но истинная мужественность — это зрелость человеческой личности.

— Некоторые мужчины чувствуют себя ущербными, неполноценными, если у них нет ребенка, нет продолжени рода. Как быть?

— Хочу заметить, что многие чувствуют себя неполноценными и при наличии ребенка. Это происходит потому, что они не знают, что с ребенком делать. Ведь, если мужчина сам ничего не мастерит, не клеит, не строгает, не пилит, не работает на земле, а только тупо смотрит телевизор или играет в компьютерные игры, он ничему не может научить своих детей.

Трагедия нашей современной жизни в том, что мы оторвались от земли. До революции крестьянская семья жила в своем доме, вела хозяйство, ухаживала за садом, огородом, в жизни людей присутствовал физический труд. Тогда отец все время работал: строил дом, сеял и пахал. И ребенок с малолетства ходил за отцом, носил ему в поле обед. Он видел отца тружеником, он видел отца творящим.

Что сейчас видит ребенок, глядя на отца? Самый большой труд, который совершает мужчина — нажимать на кнопки, переключая каналы. Все на пульте, так упростилась наша жизнь. Мы совершенно оторваны от земли, мы живем в больших городах, где царят техника и современные цифровые технологии…Многие виды физического труда совершенно исчезли: квартиру ремонтировать приходят гастарбайтеры, кран сорвался — зовем водопроводчика, что-то сломалось — приходит мастер. Позвонил — и все проблемы решены, самому делать ничего не надо. А вот наши родители, которые из деревень вышли, прошли войну, — они все умели делать сами.

Мой папа, например, сам ремонтировал обувь всем членам семьи. Мы и понятия не имели, что такое сапожная мастерская. Также он сам следил за своей военной формой: подшивал воротнички, гладил брюки; сам ремонтировал квартиру, сам сверлил и долбил. И когда он занимался починкой или какой-то другой работой, мы все были соучастниками его качественной и красивой работы. Мы все восхищались его мастерством, ведь он мог все делать своими руками.

— То есть, если мужчина не стал зрелой личностью, он воспринимает ребенка как инструмент для своего самоутверждения в качестве «отца»? Ребенок для него становится просто средством, позволяющим почувствовать себя настоящим мужчиной, погордиться?

— Конечно. Когда рождается ребенок, появляется тот, кем можно командовать, над кем можно властвовать, по отношению к кому можно проявить свою физическую силу. И часто мужчина, который не может доминировать над своей женой, начинает орать на своего ребенка. Он находит объект, на который можно выплеснуть свое раздражение, своей гнев, находит, кого можно во всем обвинить.

Многие мужчины довольно жестко, деспотично наказывают своих детей: лупят ремнем, таскают за уши, дают подзатыльники… И от этого серьезно страдает и психика ребенка, и его душевное здоровье. Такой несостоявшийся мужчина приравнивает отцовство к жестокому обращению.

Мужчина, конечно же, должен быть строгим. Но строгость — это не жестокость, не агрессия. Однако многие советуют: «Надо, чтобы он тебя боялся». И женщины тоже, считают, что если ребенок боится отца — это хорошо. А он боится, потому что отец безудержен в своем гневе: кричит, распускает руки, топает ногами, гоняется с ремнем по комнате… На самом деле такой отец не воспитывает личность, а разрушает ее.

А настоящий отец — это созидатель. Он развивается сам и ведет за собой ребенка. Основной принцип педагогики — это воспитание личным примером. Чтобы воспитывать других, ты должен сам жить честной, открытой и праведной жизнью.

Помните, каким образом был наказам мужчина после грехопадения? «В поте лица будешь добывать хлеб свой». Работать в поте лица — значит не просто ходить на работу, но выполнять свою работу с любовью, творчески, отдаваясь своему делу. «Работать в поте лица» — означает, что у мужчины есть верность и преданность своему делу, готовность к служению. Такое самоотверженное отношение к своему делу, действительно, вызывает пот на лице: ведь очень нелегко работать серьезно и ответственно изо дня в день.

Но сейчас, как правило, такое отношение к своему труду редко встретишь: многие работают в офисах, за компьютером. В одном офисе работать или во другом офисе — нет никакой разницы, можно даже дома работать. Человек не привязан ни к своему месту, ни к коллективу, ни к своему делу, и ищет лишь одного: лишь бы деньги платили и заставляли чрезмерно напрягаться. В итоге мужчина меняет свой образ жизни, свое мышление, и те отцовские качества, которые он мог бы обрести, не получают никакого развития.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о "крахе семьи", "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей". Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь "требовательная" , условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: "ходят на работу", " зарабатывают деньги", "ругают маму", "наказывают".

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей "культуры отцовства".

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизгни: "Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним, в какие игры?" Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело".

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отмели также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что "раз папа здесь, будем играть".В ходе одного эесперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами. (Бразельтон).

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России, отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что впрочем свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства, или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность траняляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей (Кон).

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. (Кэмпбелл)

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского "Я".

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками. (Бютнер)

Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.

Излишняя сторогость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца. (Захаоров).

Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку).

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление люби, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

1. Матери следует предоставлять возможности для взаимодействия отца с ребенком начиная с первых дней жизни.

Он может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой, отвечать на инициативу малыша.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, чутко реагируют на их сигналы становятся значимыми фигурами в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно. Как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведение детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не "ты плохой", а "ты плохо сделал".

Необходимо учитывать, что с воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что- либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может негативно сказаться на самооценке малыша, исказить критерии успешности, деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.


© Все права защищены

Если у женщин от природы заложен инстинкт материнства, то мужчины формируют чувство отцовства в результате некоторых социальных факторов. Именно они диктуют ему играть роль папы. Ведь мужчинам дан инстинкт оплодотворения женщин, а вот об отцовском чувстве природа особо не заботилась.

Социальные стереотипы диктуют мужчинам, какими отцами они должны быть. В каждом народе существуют свои правила и традиции, нарушение которых приводит к упрекам и критике. Так, практически во все времена в почете были мужчины, у которых есть и дети. Те же, кто не стремился к развитию общества, подвергались упрекам и осмеянию. Но на защиту неженатых мужчин вставали достижения, с помощью которых они оставляли свой след в этом мире (именно то, к чему стремятся все представители сильного пола). Если мужчина изменил мир или оставил свое имя в истории человечества, тогда это может заменить роль отца . Поэтому одни представители стремятся к карьерным высотам, где они стараются оставить свой след в развитии той или иной области. Другие же просто играют роль отца, где они являются добрыми и любящими папочками

Проблемы отцовства.

Немаловажным является отношение мужчины к той женщине, ребенка которого он воспитывает. Психологи подтверждают, что именно чувства, которые муж испытывает к своей жене, заставляют его относиться к детям подобным образом. Поэтому, если мужчина любит свою жену, тогда он с удовольствием будет стирать пеленки, бегать по магазинам, покупать игрушки, ползунки, детские матрасы и просто возиться с ее ребенком. Но если он не испытывает теплых чувств к женщине, тогда и дети, которых она родила, ему будут не нужны.

Проблема развития отцовства возникает и тогда, когда женщина отгораживается от своего любимого и не вовлекает его в процесс воспитания детей. Очень часто современные дамы стараются полностью заменить своим детям и мать, и отца в одном лице. Однако именно такое отгораживание не позволяет мужчине развить свои отцовские чувства и умения. Поэтому женщине следует научиться вовлекать в процесс развития и воспитания малышей своего мужа. Не нужно ему давать слишком трудоемкие и серьезные поручения, однако подержать, запеленать, убаюкать или покормить молодой отец все же может.

Настоящий отец.

На становление отцовства в мужчине огромное влияние имеет пример взаимоотношений его родителей. Та семья, в которой мужчина рос и воспитывался в детстве, оставила свой неизгладимый отпечаток в его подсознании. И, несомненно, мужчина перенесет данную модель брака и в свою семью. И здесь будет очень трудно переучить молодого папашу стать настоящим отцом, если в его детстве ни один представитель сильного пола не подавал ему хороший пример. В данном случае нужно обратиться к сознанию мужчины, чтобы он контролировал и корректировал процесс своего становления как отца.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: