Психологические типы детей. Обучение и развитие ребенка в зависимости от его психотипа

Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос «самым-самым»? Самым умным, достойным, успешным. Для этого с самого рождения мы пытаемся придумывать развивающие занятия, создавать нужную среду, следовать современным тенденциям. И как сложно бывает принять то, что ребенок не хочет слушать, когда ему читают книжки, зато с удовольствием рассматривает все картинки; не может пройти в магазине мимо товаров, не потрогав их руками, не погладив плюшевого мишку, не покрутив в руках разноцветную баночку с пластилином. Возможно, ваш ребенок так воспринимает информацию из окружающего мира. И после того, как вы определите, к какому психотипу относится ребенок, вам станет проще доносить информацию и понимать его!

Способы получения информации людьми

Психологи выделяют четыре способа, с помощью которых люди обрабатывают свой жизненный опыт. Три из них зависят от тех анализаторов, при помощи которых происходит основное восприятие информации:

  1. Слуховой анализатор – люди, которые задействуют в первую очередь его называются аудиалы.
  2. Зрительный анализатор – визуалы;
  3. Тактильный анализатор, обоняние, осязание, движения – кинестетики;

Четвертый канал восприятия и переработки информации – дигитальный, сопряженный со словами и числами, редко встречается, но все же такие люди – дигиталы (или дискреты) тоже не исключение.

Определение психотипа ребенка

Ребенок-визуал воспринимает поступающую информацию в основном посредством зрительного анализатора. Такие дети отличные рассказчики, обладающие потрясающим воображением и фантазией. Они без труда могут представить себе картину и описать ее во всех подробностях, для них чрезвычайно важно, чтобы все вокруг было красивым, они не переносят беспорядка! Именно поэтому такие малыши с детства аккуратнее своих сверстников – они не полезут в грязную лужу, потому что можно испачкать одежду. Такие дети чаще всего используют фразы, связанные со зрением, они могут говорить: «посмотри, какая…», «видите ли», «там видно будет», «посмотрим», «это выглядит…». Они достаточно легко запоминают цвета и формы, любят творческие занятия, такие как рисование, лепка.

Родителям важно помнить, если ребенок относится к визуалам, то он с большой вероятностью не услышит то, что ему говорят, если это не подкреплено наглядно. При объяснении какого-то материала малышу-визуалу будет полезно использовать наглядные пособия, графики, картинки, фотографии. Большое внимание необходимо уделять развитию речевого компонента и коммуникации, т. к. по природе такие дети не очень разговорчивы. Они могут долгое время стоять в стороне, приглядываясь, играть в одиночестве. Для того чтобы привлечь внимание ребенка, сделать замечание лучше использовать язык жестов – можно пригрозить пальцем, либо покачать головой, притопнуть ногой.

Материал по теме:

Ребенок-аудиал воспринимает информацию, в основном, через слуховой анализатор, обладает потрясающей памятью и абсолютным слухом. Он хорошо запоминает разговоры и рассказы, может с легкостью пересказать услышанное, очень сложно переносит тишину. Часто можно заметить, как маленький аудиал начинает напевать или «мычать» себе под нос, когда вокруг слишком тихо. Но стоит отметить, что во время занятий им, напротив, просто необходима полнейшая тишина, иначе у них просто не будет возможности сосредоточиться. В речи у них преобладают описания звуков, музыки, пересказы чужих разговоров, начинают фразу они часто словом «послушайте!».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка-аудиала, родителям достаточно сказать «шшш» или «тише», сменить тембр голоса, перейти на шепот. В общении необходимо стараться использовать возможности голоса – варьировать громкость своей речи, играть с интонациями, делать паузы. Таким детям очень важно читать книги вслух, часто обычным бумажным изданиям они предпочитают аудиокниги, не стоит их осуждать за это. Также не надо обращать внимание, если ребенок во время выполнения задания шевелит губами или говорит что-то себе под нос – таким способом он помогает себе.

Ребенок-кинестетик познает окружающий мир преимущественно посредством тактильных ощущений, осязания, обоняния, движений. Такие дети любят прикосновения, телесный контакт для них намного важнее и красноречивее слов. Им необходимо попробовать все на вкус, повертеть в руках, понюхать, они постоянно находятся в движении и рано начинают ходить, т. к. для них главный инструмент познания мира – их тело. Их лексический запас наполнен словами и сочетаниями, описывающими действия и ощущения – мягкий, приятный, ароматный, вкусно пахнет и т. д.

Родителям таких детей необходимо как можно чаще обнимать и ласкать их, прижимать к себе, целовать, ведь только так ребенок-кинестетик сможет понять, что его любят. Ему сложно познать предмет, не поняв, какой он на ощупь, поэтому взрослым в общении с такими детьми стоит говорить медленно и отказаться от фразы «Не трогай!». Они легко отвлекаются, для того, чтобы привлечь внимание кинестетика лучше всего взять его за руку или потрогать за плечо. В ходе занятий таким детям необходимо давать время на двигательную разминку, можно предложить пройтись до кухни, налить воды, попрыгать, поприседать, после чего можно продолжать заниматься.

Дигитал (дискрет) – это редко встречающийся и своеобразный тип, ему свойственно совершенно особое восприятие происходящего вокруг. Люди, относящиеся к данному типу, редко рассказывают о чувствах, эмоциях, используют красочные прилагательные для описания ситуаций. В их картине мира все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. Когда он говорит, может показаться, что человеческие чувства ему чужды, хотя в глаза бросается то, что этот человек очень много знает и стремится узнать еще больше. Но впечатление обманчиво, стоит отметить, что дигиталы чрезвычайно чувствительные люди. Ребята-дискреты часто увлечены программированием и компьютерами, отлично ориентируются в сложных математических задачах и хорошо играют в шахматы, любят всевозможные исследования, легко увлекаются. В их речи встречаются такие фразы как «поразмыслим логически», «над этим стоит подумать», «это необходимо проанализировать».

Стоит отметить, что такой способ восприятия детям не свойственен и встречается самое раннее в подростковом возрасте. Если вы обнаружили, что подросток ближе по типажу к дискретам, то самое правильное – это стараться общаться с ним, оперируя логическими доводами, приводя в подкрепление своим словам различные исследования и статистические данные, опираясь на научные источники.

Мы все очень разные, это неоспоримый факт. Часто, нам сложно понять друг друга, тем более, если при восприятии мира мы опираемся на различные ощущения и руководствуемся информацией, поступающую от разных органов чувств. Действительно, представьте себе, что аудиал, услышав приятную мелодию, будет пребывать в отличном настроении, даже если вокруг него беспорядок. В то время как, визуалу не важно акустическое сопровождение и вид беспорядка может его сильно расстроить. Но, еще один неоспоримый факт заключается в том, что в течении жизни каждый из нас задействует все каналы восприятия. У нас есть все, для того, чтобы понимать тех, кто находится рядом. И для этого требуется лишь быть немного внимательнее, обращать внимание на личностные особенности собеседника и стараться разговаривать с ним на одном языке.

Мария Меролаева

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Чего же хочет каждая субличность, из типов личности.

Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.

Желания взрослого , конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим, что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.

У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

Если вы сможете определить, к какому типу личности относится ребенок, вам будет легче понимать друг друга.

Каждый ребенок - уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натура; здравомыслящий, обязательный ребенок; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Школьный психолог Кристина Каниал-Урбан разработала эту детскую типологию в ходе своей многолетней практики, опираясь также на опыт, накопленный американскими исследователями. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде данные типы практически не встречаются. Иногда это смешанные формы (в частности, чувствительной натуры и обязательного ребенка), но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребенка, его способности, его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То, что обязательному ребенку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то, что ваш ребенок относится к данному основному типу личности, не пытаться переделать его. Это все равно не удастся, но будет иметь серьезные последствия. Для ребенка хуже всего, если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой -ненормально. Это смущает ребенка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности, напротив, поможет ребенку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищенности. Это особенно важно, когда возникают большие и маленькие кризисы: проблемы с друзьями, в школе, разлука с родителями, утрата любимого человека.

Мы опишем четыре типа личности в их основных проявлениях и укажем, как лучше обращаться с ребенком соответствующего типа.

Чувствительная натура

ЧТО ТИПИЧНО. Это коммуникабельный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьей, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Какой женщиной была моя прабабушка? Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком? Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют.

Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, очень способны в обучении иностранным языкам. В ролевых играх они полностью погружаются в свою роль. То же относится к миру фантазий. Не следует оставлять их одних у телевизора: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Дети этого типа очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой нечто особенное, ценное.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Чувствительной натуре трудно проводить границу между Я и ТЫ. Они - "сливающиеся", буквально перетекают в любимого человека. Это подвергает их опасности отказа от собственного Я и полного растворения в личности другого - потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Из-за этого они легко забывают о собственных потребностях. В семьях, которые придают большое значение спорту и другим активным занятиям, ребенок, относящийся к типу чувствительной натуры, часто чувствует себя беспомощным. В таком случае ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют эмоциональными взрывами, плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше погружаются в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

В будни и в кризисы: чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Рассказывал бы ему сказки, занимался рисованием, посвящал в историю семьи. Такому ребенку необходимо признание его дарований, его эстетического чутья (красивые одежды!) и время для мечтаний. Высмеять фантазера - значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, уделяющих особое внимание развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в утешении, уверенности и как можно большей близости. Особенно в кризисных ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Важна также чуткая индивидуальная похвала ("Как замечательно ты это сделал!"). Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

Авантюрный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Ему часто не хватает времени, потому что мир так увлекателен, полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность - чуть ли не круглые сутки. Они - увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. Неудивительно, что в их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам.

У них сильна потребность в движении, они с аппетитом едят, открыто проявляют свои эмоции. Их проблемы: время (часто опаздывают), деньги (не умеют обращаться с ними) и школа. В школе им скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. В семье, придающей большое значение порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится несладко, потому что он вечно вызывает неудовольствие. Поэтому такой ребенок больше всего страдает и от нашей школьной системы.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Еще большим беспокойством. Стремление к движению превращается в беспрестанную активность, потребность в стимулах - в перевозбуждение, многообразие интересов - в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. В конечном итоге такой ребенок может испытыватьтрудности в общении с детьми).

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Давать волю до определенных пределов -элементарное требование применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство настоятельно необходимы, равно как и контакты со сверстниками (даже если авантюрный ребенок, относящийся к типу "Я", стремится к независимости). В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать, например, спортивные занятия, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости - например, с помощью груши для тренировки боксера, активных физических упражнений

Ребенок Умник

ЧТО ТИПИЧНО. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно - тип интеллектуального ребенка. Он всегда задает дополнительные вопросы, хочет знать все досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие-либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него обычно не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой. Или с компьютером. В его комнате на первый взгляд царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети-умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится участвовать в размеренной беседе и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Они ориентируются на результат, преследуют самостоятельно поставленные перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Ребенок-умник не владеет искусством угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. При всем при том это чрезвычайно ранимый ребенок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Обычно высшее правило у детей этого типа - сохранять невозмутимость. В трудные периоды они становятся еще более рассудительными, не дают воли эмоциям. Показательно, что, например, после развода родителей такие дети по-прежнему ведут себя хорошо, однако их спокойствие лишь напускное, в эмоциональном же плане они обедняют себя. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее - совершенно неожиданно для других - крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, пытаются добиваться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНЫИ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

С детьми-умниками выражения типа "Ты сейчас же сделаешь это, потому что я так хочу" вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся, тем меньше можно рассчитывать на авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Тому, кто хочет, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок настоятельно нуждается в поддержке. Важно снова и снова подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе - и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. В случае эмоциональных затруднений родители могут деликатно поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. К примеру: "Я очень огорчена этим и думаю, что ты испытываешь то же самое". Скорее всего, он будет смотреть в сторону, скривив рот. но этого достаточно. Не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

Обязательный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Он в совершенстве владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что-нибудь осмысленное, практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом.

Ужасно переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной, усердием,порядком. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети, способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Распо-ложением обязательного ребенка нередко злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей. Такой ребенок склонен некритично, без должного осмысления, перенимать правила и мнения других людей. Тот, кто слишком рано ожидает от него самостоятельности, тем самым ставит перед ним непосильную задачу. В семьях без четкого распорядка дня, без постоянного времени приема пищи, устойчивых ритуалов такой ребенок чувствует себя беспомощным, ему нужен ясный порядок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя невероятно хорошо, из страха выполняет все действительные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы что может довести его до навязчивых состояний, но может и угрожать: "Если мне нельзя включать компьютер, уйду к папе!"

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в обратной связи, похвале, подтверждении его способностей - и в постоянных вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты - на выбор. Родителям следует давать ему больше указаний о том, как ему поступать в жизни. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Разумно, если он будет выполнять домашние задания по частям и так, как объяснила учительница. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно.

В данной статье раскрываются основные особенности типирования детей, какие методики стоит для этого использовать.

В психологии есть ряд направлений, которые разделяют людей на определенные типы (интроверты и экстраверты; холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; «Родители», «Взрослые», «Дети» в зависимости от ситуации (по Э. Берну) и т.д.).

Рассмотрим соционическую типологию, где люди в зависимости от своих психических особенностей распределяются на 16 типов информационного метаболизма (способов восприятия информации из мира, обработки и выдачи информации обратно в мир).

Одна из практических задач соционики — это определение соционического типа, ведь пока мы не знаем ТИМ (тип информационного метаболизма), мы не сможем грамотно использовать знания по соционике во взаимодействии с этим человеком, не сможем дать рекомендации по выбору подходящего вида деятельности или окружения.

Обычно рассматриваются методики, которые направлены на определение ТИМа взрослого человека.

А как же быть с детьми?

Как быть молодой маме, которая хочет узнать ТИМ ребенка?

Чем лучше мама будет понимать своего ребенка, тем лучше будет проходить общение и процесс воспитания.

Типирование детей — весьма интересная и спорная тема. Интересная, так как методика определения типа ребенка имеет некоторые особенности, спорная, так как бытует мнение, что тип ребенка определить нельзя.

Как определить соционический тип ребенка?

На что стоит обратить внимание?

Какие методы можно использовать?

Перед тем, как переходить к этой теме, я предлагаю вам вспомнить себя в детстве. Это поможет вам лучше понять, как соционические особенности ТИМа проявляют в самые юные годы человека.
Какие книги вы любили?

Какие мультики и сказки вам нравились?

Какие самые яркие воспоминания из детства остались у вас?

Какие истории о вас рассказывали ваши родители или бабушки?

Все это сильно завязано на вашем ТИМе. И уже по этим моментам можно определить самые яркие особенности.

Детей можно поделить на три группы.

Первая группа: 0 — 8 лет.

Анкетирование здесь не подойдет. Детей нельзя опросить. А вот типирование с помощью наблюдения может дать хорошие результаты.

Это удобно. Ведь в детстве человек искренне, естественно реагирует на мир. Еще нет шаблонов в поведении, еще не накладываются социальные нормы. Ребенок естественным образом тянется к тем информационным аспектам (и их источникам), которые ему понятны и интересны.

Можно обратить внимание на то, насколько ребенок активен, насколько он общительный.

Некоторые дети даже в утробе матери очень активны. А после рождения заставляют ходить вокруг себя хороводом папу, маму, бабушку, дедушку, дядю, тетю… Получается модель солнечной системы, где понятно, кто «солнышко». 🙂

А есть спокойные малыши. Есть те, кто не привлекает к себе внимания. И такие дети способны играть сами с собой в каком-то придуманном самим мире.

Если ярких моментов за экстраверсию или интроверсию много, то можно сделать предположение, что перед нами экстраверт или интроверт. Но нужны очень яркие проявления, так как не всегда направленность человека проявляется ярко.

Наблюдаем и подмечаем то, что бросается сильнее всего. Спешить не нужно.

Возможно, вы заметите какие-то ярки проявления одного из макроаспектов (логики, этики, сенсорики, интуиции).

Общайтесь с ребенком, обращайте внимание на то, о чем чаще всего он рассказывает, на что чаще всего обращает внимание.

Ребенок может вам рассказывать о каких-то сложных эмоциях других людей, о том, что он заметил плохое настроение своего друга. Это может говорить о наличии сильной этики у ребенка.

Ребенку-этику будет проще идти на контакт, ему не сложно познакомиться с другим человеком. Скорее всего, он будет искать общения с другими людьми.

Такой ребенок может давать оценки другим людям, он сможете описывать какие-то их качества. Будет заметная ориентация на человека.

Еще он может с большим удовольствием рассказывать стишки для гостей и смотреть на их реакцию.

Если ребенок рассказывает о том, как что-то можно сделать, ярко расписывает последовательность действий, то это может говорить о наличии сильной логики.

Ребенок-логик любит собирать игрушки из конструктора, что-то строить, собирать картинки из паззлов.

Такой ребенок может объяснять другому человеку (даже если это взрослый), как правильно что-то делать (например, как правильно менять батарейки в игрушке).

Они могут рассказывать о том, чем они будут заниматься, когда вырастут.

Есть пример, когда ребенок нашел книгу по механике и просил перед сном вместо сказок читать эту книгу, настолько сильно она его заинтересовала.

Дети-интуиты склонны верить в сказки, в «бабайку», воспринимать персонажей сказок, как реально существующих. Могут придумывать какие-то истории, какие-нибудь страшилки (… не смотри на луну, лунатиком станешь…).

Можно заметить хорошо развитую фантазию, которая будет проявляться в рисунках, в каком-то творчестве.

Дети-сенсорики хорошо чувствуют свое тело. Они чувствительны к комфорту, к удобству в одежде (если сандалики малы, то не станет одевать), более требовательные к пище (если еда не вкусная, то может отказаться)

Они быстро замечают, что у них поднялась температура, или им стало плохо. Ребенок-интуит может долго этого не замечать.

Показательны игры, в которые любят играть дети.

«Дочки-матери» (это скорее говорит о сильной этике, если в игре проявляется яркая забота, то можно отнести это к сенсорике), «машинки» (скорее логика), «казаки-разбойники» или «войнушки» (скорее «черная сенсорика») и т.д. Но нужно наблюдать за тем, как ребенок играет в эти игры. Он предлагает эту игру, или его уговорили в нее играть? Что он делает, когда побеждает? Что делает, когда проигрывает? Как он решает спорные моменты? Приводит логические доводы или выплескивает яркие эмоции?

Какие мультики любил ребенок? «Винни-Пух», «Ежик в тумане», «Ну, погоди!»..?

Какие герои из мультиков его привлекают. Герои мультиков могут транслировать разные аспекты и ценности, это может помочь понять направленность ребенка.

Если ребенок играет с другими детьми, то как он проявляет себя при взаимодействии с ними?

«Давай меняться..!» — это скорее «черная логика».

«Не трогай, это моя машинка!» — это уже скорее «черная сенсорика».

«Давай поженимся..?» — это может говорить о сильной этике.

Тут мы плавно переходим к интертипным отношениям. Если вам известен ТИМ человека, с которым общается ребенок, то по характеру взаимодействия можно сделать некоторые догадки о типе ребенка.

Но тут нужно брать комфортные интертипные отношения и некомфортные отношения. Нейтральных много, будет сложно сказать, какие интертипные отношения срабатывают в общении.

Получается, если ребенку очень нравится общаться с человеком, он радуется при каждой встрече, то можно сделать предположение, что это дуальные отношения, активация или полудуальные.

Если же ребенок избегает общения с каким-то человеком (родственник, воспитатель, соседка…), то это можно отнести к проявлению некомфортных интертипных отношений. Здесь нужно быть внимательным, чтобы в отношения не подмешивалось личное неприятие. Испытывать неприязнь к друг другу могут и дуалы.

Вторая группа: 8 — 14 лет.

Здесь уже можно опрашивать ребенка. Но следует использовать специальную анкету для детей, где простые и понятные для ребенка вопросы.

С кем ты любишь общаться?

Расскажи про своих друзей?

Какие предметы тебе нравятся?

В какие игры ты любишь играть?

Попросить ребенка дать развернутые ответы. Возможно, нужно будет задать ему уточняющие вопросы, чтобы ему было легче рассказать о себе.

Тут очень важно создать для ребенка комфортную психологическую атмосферу. Если ребенок будет бояться дать искренний ответ, то это может помешать правильно определить тип ребенка.

Может быть, ребенок не любит математику, ненавидит учительницу, которая заставляет его эту математику учить… Но родителям он об этом побоится рассказывать, ведь они могут на него за это рассердиться и сказать, что так не хорошо, что надо просто больше стараться.

Будет лучше, если опрашивать будет тот, кому ребенок доверяет, в общении с кем не испытывает зажатости.

Это анкетирование можно превратить в игру, чтобы ребенку не было скучно.

Третья группа: 14 лет и более.

Тут уже можно давать взрослую анкету. Тут можно использовать все методы, которые используются для типирования взрослого человека.

В конце этой статьи хотелось бы сказать, что при определении типа ребенка не стоит спешить с выводами. Если много противоречивых фактов, то это сигнал к тому, что нужно все перепроверять.

Но даже если вы не сможете сойтись на каком-то конкретном ТИМе, у вас будут какие-то близкие версии, которые в процессе дальнейшего наблюдения вы сможете проверить.

Успехов! И до скорого общения.

Мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это не одна черта. Это целый «букет» свойств, которые зависят от природных особенностей организма. Каждое свойство, в зависимости от воспитания и жизненных примеров, может стать как плюсом характера, так и минусом.

Чтобы выстроить воспитание правильно, родителям важно понимать особенности и склонности ребенка. Но как узнать, какой именно характер ему достался?

Основательный, плотный, настойчивый человек. Он делает и чувствует все усиленно, как бы с добавкой. Не просто хочет чего-то, а упрямо добивается, «застревает» на переживаниях. Может долго терпеть и накапливать негативные эмоции, а потом разом выплеснуть их. Основательность делает его внимательным и дотошным, он дисциплинирован, напорист и добивается в жизни многого. Вместе с этим он авторитарен и заботится, прежде всего, о собственных интересах. Это создает благодатную почву для конфликтов, но и помогает пробиться в карьере и бизнесе.

Слабое место напряженного характера проявляется, когда кто-то пытается ущемить интересы такого человека. Или ему просто покажется, что его интересы под угрозой. У ребенка с напряженным характером никто не сможет отобрать конфету, взрослого не заставят отработать лишний час. Он будет бороться за свое, прибегая даже к самым некрасивым способам.

Как воспитывать напряженного ребенка

Такой ребенок склонен к перепадам настроения, бывает плаксивым, агрессивным, упрямым. Маленькие мучители животных и тираны из песочницы, школьные агрессоры, устраивающие травлю однокласснику — это все дети с напряженно-взрывчатым характером. Часто они окружают себя младшими и более слабыми ребятами, которыми безжалостно помыкают.

Важно вовремя смягчить и выровнять проявления характера, иначе они выльются в сложные качества: упрямство, агрессивность, эгоцентризм, игнорирование других. И родители пострадают от этого в первую очередь.

Поощряйте трудолюбие и упорство такого ребенка, выбирайте дело, которое его увлечет, и таким образом направляйте его неистощимую энергию и изобретательность в положительное русло. Помогите ему достичь успех и почувствовать значимость в спорте, в заботе о ком-то. Тогда у него не возникнет потребности самоутверждаться за счет окружающих.

Прививайте такому ребенку сочувствие к другим, учите его быть внимательным, помогать. Это сбалансирует его природную концентрацию на собственной выгоде.


Человек тревожного склада тонко реагируют на людей и события, плохо переносит стрессы и мучаются каждый раз, когда нужно сделать выбор. Он переживает даже по незначительной причине, предъявляет себе завышенные требования, и постоянно боится их не оправдать. Общаться ему трудно, но, в отличие от замкнутых людей, он делится своими переживаниями с близкими, и вообще, наделен эмоциональной теплотой. Тревожные люди быстро устают, поэтому не слишком эффективны в работе. Вместе с этим они интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении и ответственны.

Слабое место тревожного — все, что заставляет его напрячься и создает стрессовые ситуации, требует чрезмерной ответственности и бьет по самооценке.

Как воспитывать тревожного ребенка

О тревожных детях говорят «домашние». Они тихие, застенчивые и послушные, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Очень привязываются к близким, беспокоятся об их здоровье и жизни, иногда доводя себя до паники. Школа для них - постоянный источник стресса. Тут и гиперответственность, и постоянные контакты с массой детей и взрослых.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, тревожному ребенку нужны правила и четкие ориентиры. Не предъявляйте завышенных ожиданий. Он не справится с ними в силу недостатка энергии, но изгрызет себя, мучаясь мыслью, что разочаровал вас.

Наказания и упреки только ранят самооценку такого ребенка. Он послушен и без дополнительных методов воздействия. Если возникают капризы, то только потому, что ребенок перегружен, и взрослые не учитывают особенностей его психотипа.

Тревожному ребенку важно создать щадящий режим. Но не перегибайте палку, чтобы, вместо заботы не взлелеять детские тревоги до максимума. Обеспечьте ему тепло и поддержку: выслушивайте жалобы, спокойно относитесь к промахам. Давайте понять, что он дорог вам вне всяких условий и достижений. И хвалите. Тревожного ребенка перехвалить невозможно.

Все, что нужно людям с демонстративным характером — это постоянно быть в центре внимания, получать похвалу и восхищение. Центральное качество демонстративной личности — эгоцентризм. Они артистичны, привлекательны, умеют влюбить себя всех, от нянечек в детском саду, до коллег и поклонников. У них превосходно развита фантазия и воображение, но часто — в ущерб логике. Они — душа любой компании, всюду вносят оживление и юмор. Общаются много и охотно, но, в основном, на тему своих достоинств.

Слабое место демонстративного — критика, утрата авторитета или высоких позиций в коллективе. Они с трудом переносят отказы, отсутствие внимания к себе, и не выносят одиночества. Чтобы этого избежать, умело манипулируют мнением окружающих. Если же такое случается — реагируют бурно и истерично.

Как воспитывать демонстративного ребенка

Демонстративному ребенку нужны зрители. И он их найдет. Если не на детсадовском утреннике, так во время истерики в магазине. Все, что он делает, должно быть замечено, оценено, похвалено. Учебой часто пренебрегает, не из-за низкого интеллекта, а потому что это работа, и она не приносит почестей. Часто жалуется на несправедливые оценки, непонимающих учителей и одноклассников.

Главное — не сделать из яркого одаренного ребенка кумира семьи. Исключите чрезмерные похвалы. Давайте одобрение, только когда оно залужено трудом и упорством, а не просто за природные данные. Похвала — отличный инструмент для демонстративного ребенка. Зарабатывая ее, он будет развивать именно те качества, которые вы хотите в него вложить. Хвалите его альтруистические порывы, заботу о других, работу над собой, и оставляйте без внимания все нежелательные выходки.

Не поддавайтесь на попытки торговаться, игнорируйте демонстративные истерики и угрозы. Границы устанавливайте твердо и настойчиво.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: