Психоанализ для детей и их родителей. Методы психологической помощи детям и их родителям в психоанализе

Раньше было принято считать, что детский психоанализ, как и в случаях со взрослыми пациентами, может помочь при работе с "невротическими" симптомами - чем-то таким, что связано с трудностями прохождения эдиповой стадии развития. Однако впоследствии оказалось, что психоанализ хорошо зарекомендовал себя и при работе с самыми тяжелыми психическими расстройствами у детей: аутизмом и детской шизофренией. Именно работы детских психоаналитиков показали, что детская шизофрения существует как феномен и может возникать даже в раннем детстве.

Следует отметить, что целенаправленные исследования в направлении доказательства эффективности детского психоанализа проводятся в подавляющем большинстве случаев только в русле подхода А. Фрейд и учеников ее школы. Ряд серьезных эмпирических исследований, проведенных под общим руководством П. Фонаги, позволяет сделать следующий вывод относительно условий эффективности метода детского психоанализа, проводящегося в русле Эго-психологии. Больше всего от аналитической техники смогут получить дети с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией, имеющие серьезные трудности в отношениях с другими детьми, проблемы с регуляцией аффекта, с низким порогом к переживанию фрустрации, с нарушенным образом себя, с хрупким контактом с реальностью и с магическим мышлением . Это дети, живущие в замкнутом мире своих причудливых фантазий, подозрений, с повышенным уровнем социальной тревожности. Статистический анализ позволил выявить и ряд других личностных особенностей детей, с которыми психоаналитическая терапия будет приводить к улучшению их состояния:

  • - интеллект выше среднего;
  • - стабильное и поддерживающее окружение;
  • - отсутствие выраженных нарушении функций Эго;
  • - достаточная сознательная мотивация к сложной психоаналитической работе ради избавления от чувств вины, тревоги, стыда;
  • - способность к установлению отношений.

С этими выводами могли бы поспорить представители школы М. Кляйн, однако системных исследований в этой области они не проводят.

Для того чтобы детский психоанализ был возможен, необходим надежный сеттинг. Он является важным и неотъемлемым компонентом детского психоанализа и включает в себя четко регламентированные правила, устройство комнаты, где проводится психотерапия, устный договор относительно проводимой работы (частота встреч, оплата, возможность пропусков занятий, прерывания работы, ее продолжительность и т.д.). Этический кодекс подразумевает соблюдение конфиденциальности не только при работе со взрослым пациентом, но и с ребенком.

Психические особенности ребенка, его отличие от взрослого, безусловно, предъявляют специфические требования к организации психотерапевтического процесса, сеттингу, самому устройству игровой комнаты не только и не столько в буквальном плане (расположение предметов, игрушек), сколько в символическом: что нужно для того, чтобы психически "удерживать" ребенка во время сессии, как создать ему безопасное, надежное психотерапевтическое пространство, в котором он мог бы развиваться. Как указывает Б. Джозеф, "мы не можем ожидать, что ребенок расскажет нам обо всем с помощью слов, он будет говорить своими действиями, и игровая комната должна быть к этому приспособлена" .

Размер комнаты нужно соотносить с типом тревоги и ведущих фантазий, переживаемых ребенком: в слишком большой и пустой комнате ребенок будет чувствовать себя потерянным, а в слишком маленькой - пойманным в капкан своими преследователями. Это нс значит, что работа будет невозможна в принципе - важно уметь увидеть это в ассоциациях ребенка и при необходимости давать нужные интерпретации, проясняющие его эмоциональные состояния и перенос на терапевта (ведь это его комната, и это он приглашает ребенка туда приходить).

Не стоит понимать смысл аналитической работы с ребенком как направленный на достижение скорейшего улучшения состояния - сильное и неотрефлексированное терапевтом желание помочь может оказаться вредным для самого ребенка. В такой ситуации терапевт начнет форсировать события, станет выделять позитивные и радующие его самооценку моменты, в то время как ребенок на самом деле с определенной вероятностью начнет бессознательно "подыгрывать" терапевту, будто от него ожидается, что он как можно быстрее избавится от своих пугающих фантазий и мыслей.

Форма реализации детской психоаналитической психотерапии, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - игровая. Терапевт не дает каких-либо инструкций, наставлений; активность исходит от самого ребенка. Игра в детском психоанализе понимается как аналог свободных ассоциаций (в кляйнианском подходе). Предполагается, что все игровые действия, которые совершает ребенок в течение аналитического часа, вызваны той или иной бессознательной фантазией, которую аналитик должен уловить и проинтерпретировать в нужный момент. Понимая символический характер игры ребенка, терапевт обозначает с помощью слов то, что он понял относительно внутренней фантазии ребенка, представленной в данном игровом сюжете. Ребенок не обязательно будет играть -он может рисовать, рассказывать то, что приходит ему в голову, просто молчать .

В психоаналитической психотерапии нет специальных инструкций о том, как именно ребенку следует использовать ту или иную игрушку. Он может использовать куклу как молоток, а молоток как куклу. Скомканная бумажка может превратиться в ужасного монстра. Вместе с тем в игрушках, специально подобранных для терапии, могут заключаться и определенные, соответствующие стадии психосексуального развития и развития объектных отношений.

Развитию ребенка двух-трех лет, а иногда и старше очень могут помочь, например, игры с соединением и разрезанием. Для этого нужны ножницы, бумага, клубок веревки, клей и скотч. Развитию соперничества, здоровой конкуренции помогут игрушки супермена, разбойника. Формированию представлений о структуре семьи, половых и возрастных отличий помогут куклы, изображающие разных членов семьи - маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, а также беременная кукла Барби, взрослый Кен, игрушечные кровати (взрослая и детская), пупсы с половыми отличиями. Это может быть домик, в котором можно открывать и закрывать окна и дверь и помещать в него куклы взрослых или детей. Принятию правил помогут игрушечная полицейская машина, кукла полицейского.

Поскольку есть серьезные основания рассматривать действие в каждом ребенке деструктивных импульсов и связанной с ними агрессивности, малышу нужны игровые средства для символизации подобных влечений. Идентификация ребенка со "злой" игрушкой, куклой, с которой он играет, допустима, но она, во-первых, не является единственно возможным способом отношений с ней, а во-вторых, необходимо понимать, что это не просто зеркальное бездумное копирование качеств персонажа (а ребенок при этом - чистый белый лист). Скорее, это защитная идентификация против сильных чувств страха, беспомощности и отчаяния, либо, что также важно и возможно на определенном этапе развития, необходимая возрастная идентификация с важными качествами взрослых (сила, умение преодолевать препятствия, активность); для мальчиков - с отцом, мужчиной .

Одна мать очень волновалась из-за того, что ее сынок боялся заснуть, не мог начать говорить, казался очень испуганным. Малышу было три года. Психолог предположил, что ему снится что-то страшное, на что мальчик утвердительно покивал головой. "Может быть, игрушки помогут тебе показать, что снится?" - спросил психолог. Тогда мальчик выбрал игрушки Бабы-яги и разбойника, на лицах которых были запечатлены злость и жестокость, и поместил их лежа одна на другую. Затем он стал тереть их одну о другую. Изумленная мать сразу сказала, что они с мужем занимаются любовью рядом с ребенком, поскольку их кровати стоят рядом. Но она никогда не могла подумать, что ребенок что-то слышит и понимает .

Вместе с тем, возможна и разговорная форма психоаналитической терапии с детьми, но она все равно в любом случае подразумевает наличие рядом вспомогательного материала - игрушек, настольных игр, бумаги, карандашей, пластилина и т.п. Работа с подростками обычно имеет разговорный характер. Лучше всего, конечно, в этом возрасте подходит психоаналитическая психодрама, однако в России эта форма работы применяется пока еще достаточно редко.

В технике современного детского психоанализа все больше внимания уделяется невербальным коммуникациям, понимаемым как производные бессознательного. У ребенка еще мало средств для вербального выражения своих мыслей и фантазий, но невербальные способы он использует очень активно. Например, к телесным можно отнести следующие коммуникации:

  • телесная "замороженность" (ребенок кажется сильно зажатым, скованным, как будто находящимся в скорлупе);
  • диспластичность, раскоординированность движений тела, телесная "неустойчивость" (словно почва "уходит из-под ног", ребенку трудно удерживать равновесие);
  • прижимание к полу (часто всем телом, лежа), вжимание в стул, табуретку;
  • обнимающий жест или положение рук и кистей, как будто держащих что-то;
  • почесывания, щипания, пальцы теребят одежду. Мимические проявления бывают следующими:
  • многочисленные оральные действия (сосание пальца, облизывание или посасывание губ и языка, трогание губ пальцами и т.п.);
  • взгляды на дверь (отсутствующие, ожидающие, с интересом);
  • "отсутствующий взгляд" или взгляд "внутрь себя" и т.д. Привлечению внимания к невербальным коммуникациям и пониманию их содержания во многом способствовало развитие метода наблюдения за младенцами, предложенному более 60 лет назад известной британской исследовательницей-психоаналитиком Э. Бик в Тавистокской клинике детского развития. Она развила оригинальный, основанный на психоаналитической традиции подход, в котором во главу угла поставлено внимание к мельчайшим деталям взаимодействия матери и младенца, в большой степени невербального, и тому эмоциональному отклику, который сам наблюдатель отслеживает в себе во время наблюдения.

Для реализации метода детского психоанализа важно понимать, какими инструментами он оперирует. Основными инструментами, помогающими терапевту в работе, являются анализ контрпереноса, интерпретация (в первую очередь, переноса) и контейнирование.

Под контрпереносом понимаются такие чувства, переживания и фантазии самого аналитика, которые возникают у него в ответ на взаимодействие с ребенком. Анализ контрпереноса предполагает возможность размышлять над подобными своими состояниями, пытаясь попять их происхождение и смысл в контексте терапевтических отношений с ребенком. Для этого у аналитика с необходимостью должно быть как можно меньше слепых пятен в собственной личности, чтобы отклик на ребенка не был спутан с собственными проекциями и не приводил бы к так называемым отыгрываниям, когда терапевт вдруг начинает воспитывать ребенка на сессии, теряя свою терапевтическую позицию.

Отмечается, что роль анализа контрпереноса в детском анализе еще значительнее, чем во взрослом. Это связано как с бессознательными конфликтами, возникающими в связи с родителями ребенка, так и с самой природой сообщений, транслируемых ребенком. В первом случае аналитику приходится иметь дело с бессознательными идентификациями с ребенком против родителей или же с родителями против ребенка. Во втором случае интенсивный перенос, рост зависимости ребенка, примитивная природа бессознательных фантазий у ребенка вызывают бессознательную тревогу у самого аналитика.

Ребенок может вызывать очень сильные чувства у аналитика - от желания помочь, защитить вплоть до сильного гнева и раздражения. Необходимость понимания природы этих чувств у терапевта позволит ему лучше понимать, что происходит в пространстве "здесь-и-сейчас" аналитической сессии. Существенную помощь в этом оказывают аналитику три разных источника: супервизия, личный анализ и обучение методу наблюдения за младенцами по Э. Бик.

Интерпретация является основным инструментом психоаналитического лечения. Однако суть интерпретации, ее основные цели могут быть различными - как в зависимости от стадии лечения и локальной задачи терапевтического процесса, так и в зависимости от психоаналитической школы и, соответственно, модели понимания природы психической патологии ребенка.

Можно интерпретировать внутренний конфликт в контексте личной истории ребенка. Например, если в игре мышонок плохо себя ведет, а его мама-мышь в это время занимается мышонком-малюткой, можно, выбрав подходящий момент и решив для себя, что интерпретация действительно нужна, сказать: "Похоже, мышонок злится на маму, что она не с ним". В какой-то ситуации можно связать сюжет игры с реальными событиями и продолжить предыдущую интерпретацию словами: "...как и ты, может быть, злишься на свою маму за то, что она так много времени проводит с твоим братиком".

Суть интерпретации - обозначение, вербализация, объяснение чувств и фантазий ребенка. Но возможна и другая интерпретация - интерпретация переноса: "Ты злишься на меня, потому что видел, что сюда на занятия ко мне могут приходить другие дети". Когда обнаруживаются и интерпретируются чувства ребенка, которые он испытывает "здесь-и-сейчас" в отношении психотерапевта, это составляет саму суть психоаналитической работы с ребенком.

В современной технике детского психоанализа в школе А. Фрейд широко применяется метод ментализации. Она имеет определенные родственные связи с понятием о когнитивных схемах, но во главу угла ставит проблему адаптации Эго к принципу реальности. Техника основывается на модели психических процессов, исследующей природу мыслей, чувств и психических состояний, в которых могут находиться сам пациент и окружающие его роли. В интерпретации, даваемой ребенку, фокус делается на вербализации его чувств и отличении его состояний и реакций от побуждений другого человека (например, "то, что произошло с тобой в той ситуации, вызвано твоей злостью"). Вербализация усиливает Эго, поскольку теперь можно отличить желания и фантазии от реальности. Это развивает способность ребенка контролировать свои чувства вместо ситуации, когда его чувства переполняли и контролировали его самого.

Техника кляйнианского детского анализа подразумевает обнаружение бессознательных фантазий в речевой и игровой продукции ребенка во время сессии, и особенно в переносе. Перенос проистекает из внутреннего мира ребенка, т.е. по сути это его экстернализация в отношениях с терапевтом. Однако интерпретация дастся в терминах чувств и переживаний. Кроме того, это преимущественно работа в терминах "здесь-и-сейчас". "Сейчас я обращаю большое внимание на то, как меня воспринимает ребенок, а не только на то, что он чувствует; на то, каким объектом я являюсь для него, какой его внутренний объект на меня проецируется, что определяет в свою очередь то, кем становится тогда он".

Мальчик Н., трех с половиной лет, на каждой встрече с психотерапевтом ревностно прятал свои рисунки в различных частях кабинета, желая получить заверения терапевта, что они не достанутся другим детям (его маленькому братику один год). На одну из встреч он пришел в тревоге, взял ножницы, зажги их в кулаке, поднес к глазу так, что острые концы были направлены па терапевта и стал совершать режущие движения. Терапевт интерпретировал: "У тебя теперь стал как будто такой режущий взгляд... Может быть, ты злишься". Мальчик тут же положил ножницы на стол, схватил две мягких подушки, между которыми сидел на диване, и стал ими со злостью бить одна о другую. Терапевт сказал, держа в мыслях материал прошлых сессий и то, о чем рассказывали родители мальчика: "Наверное, ты очень злишься, когда видишь, как мама кормит грудью твоего братика" (предполагая символическое равенство двух мягких игрушек и материнских грудей). Мальчик тут же ответил: "Мы его уже перестали кормить грудью".

Он успокоился и некоторое время сидел молча. Затем он встал, подошел к терапевту и сказал: "Я принесу сюда пилу и распилю тут все на мелкие кусочки: твои стены, твои занавески, твой шкаф, твои игрушки". Терапевт спросил: "И меня тоже? Ты очень злишься на меня, когда думаешь, что сюда могуч приходить другие дети и я играю с ними в эти игрушки?" (обратим внимание, что, как это было указано ранее, это является важной фантазией и тревогой мальчика - другие дети, от которых надо спрятать все свои поделки). "Нет, - ответил мальчик, - вот тебя я резать не буду, а всех остальных - буду".

Тогда терапевт дал интерпретацию переноса, переходящую в так называемую генетическую интерпретацию: "Ты хочешь, чтобы я принадлежа! только тебе, а всех остальных соперников хочешь разрезать пилой. Точно так же, как хотел бы, чтобы твоя мама была только с тобой".

Проработка подобных фантазий мальчика, возможность их символизации и вербализации ведет к постепенному отказу мальчика от его "всемогущих" фантазий и лежащих в их основе чувств беспомощности и одиночества. Вместе с тем возможно и иное понимание происходящего, когда действия ребенка оказываются его реакцией на непонимание или преждевременность интерпретаций терапевта. Тогда его злость и битье подушек могут быть связаны и со злостью на терапевта, которому, возможно, не следовало так быстро говорить, но имело смысл подождать и пронаблюдать, что будет происходить дальше.

Важнейшей задачей детского психоаналитика является контейнирование интенсивных и зачастую невыносимых переживаний, которые есть у ребенка, пришедшего на психотерапию. Само по себе контейнирование может несколько отличаться в зависимости от школы психоанализа. Это отнюдь не способность аналитика быть "ведром" для сбора внутрь себя всего "плохого", это скорее способность к трансформации непереносимой злости или ужаса в переносимые и символизируемые с последующим возвращением их ребенку в такой новой, освобожденной от ужаса форме, что теперь это можно снова принять внутрь себя без боязни, что это нечто разрушит его изнутри.

Здесь связываются представления о роли матери для младенца с ролью психотерапевта для своего пациента (идеи Биона и Винникотта). В этом плане очень важно понять, в чем заключается контейнирующая функция матери для своего младенца, невыполнение которой может привести к серьезным психическим трудностям у ребенка и которую теперь должен восстановить психоаналитик в своей работе с ребенком.

Допустим, младенец испытывает какие-то сильные внутренние ощущения, и он дает о них знать своим криком, плачем, искривленным в гримасе боли или отвращения личиком, позой тела, движениями рук и ног. И мать младенца в такие моменты не только пытается понять, что именно вызвало плач, и устранить причину дискомфорта (подчас интуитивно понимая ее, а иногда и методом слепого перебора возможных вариантов), но она также помогает ребенку вынести психическое переживание боли: она подходит к ребенку и говорит: "Мой малыш, бедняжка, у тебя, наверно, болит животик, сейчас я тебя поглажу, пожалею, согрею, покачаю, дам капельки, у кошки боли, у собачки боли, а у Вани не боли" и т.п.

Конечно, порой достаточно трудно проявлять спокойствие в подобные моменты: не всегда понятно, в чем причина крика и как успокоить ребенка. Кричащий младенец причиняет много беспокойства и душевного страдания, особенно если напрямую эмоционально присоединяться к его переживаниям. Иначе говоря, мать может сама очень сильно испугаться, когда кричит ее малыш. В такой ситуации очень важно, чтобы мать могла выдержать этот крик, не бежала от него прочь, продолжала с сочувствием относиться к младенцу и пыталась понять, что ему нужно, чем она могла бы ему помочь.

Держа плачущего ребенка в объятиях, она контактирует напрямую с болью, с его страхом, как бы вбирая их в себя. Она перерабатывает невыносимый "безымянный ужас" младенца (термин и теоретические идеи У. Биона, концепция "альфа-функции") в слова "бедненький, как болит твой животик" или "как напугал тебя шум на улице, мой маленький".

Сама того не подозревая, она непереносимое превращает в нечто вполне понятное и терпимое. И она сообщает об этом малышу ласковым поглаживанием и нежными словами успокоения. Такое психическое "переваривание" похоже на обязанность мамы-птицы перед своим птенцом: он еще не умеет клевать сам, поэтому мама сначала сама проглатывает пищу, частично переваривая ее в зобу, и только йотом отдает ее птенцу, вкладывая в его клювик. У человека подобная психическая работа матери закладывает основы того, что чуть позднее мы назовем "внутренним миром". Выполняя подобную функцию на сессии, психотерапевт создает в ситуации "здесь-и-сейчас" то, чего его пациент был лишен в младенческом возрасте - надежное контейнирование.

В одном из терапевтических наблюдений по методу Э. Бик за ребенком с риском развития аутизма мать стала одевать своего полуторагодовалого сына для прогулки. Он очень напрягся телесно, на него было просто невозможно натянуть верхнюю одежду, он стал громко кричать. Психотерапевт почувствовала ужас, наполняющий мальчика, его тело казалось полностью одеревеневшим. В этот момент наблюдательница стала громко, на какой-то особой высокой ноте, как будто жалобно причитать: "Как это страшно - идти на улицу, какими опасными могут быть вещи и события вокруг!" Мальчик, к огромному изумлению его матери, успокоился, расслабился, и они спокойно пошли гулять.

В этой ситуации терапевт эмпатически точно воспроизвела, как зеркало, стенания мальчика, но у нее они были лишены ужаса и, кроме того, словесно обозначали те чувства, которые мог испытывать мальчик в тот момент. Терапевт выполнила "альфа-функцию" матери: она восприняла от ребенка его ужас, но вернула ему его переживания лишенными страха, в "переваренной", символизированной, выносимой форме, которую он мог без страха принять и успокоиться .

Среди множества достижений современного детского психоанализа стоит остановиться на двух из них, совершивших прорыв в технике психоаналитической работы. Это психотерапевтическая работа с младенцами и детьми раннего возраста и метод психоаналитической психодрамы, помогающий подросткам с тяжелыми психическими расстройствами.

  • Калина О. Г., Папкова Т. В. Трудно быть ребенком. М.: Форум, 2011.
  • Калина О. Г., Проничева Е. Е. Невербальные способы выражения внутренней психической реальности у дошкольников в контексте сепарации // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 42-62.
  • Gretton A. An account of a year"s work with a mother and her 18-month-old son at risk of autism // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and lis Applications. 2006. № 1 (9). P. 21-34.
  • Психоанализ был и остается для нас самым противоречивым и таинственным методом психологии. Слово это знает каждый, даже самый далекий от психологии человек. Ну кто не слышал о Зигмунде Фрейде?
    С другой стороны, психоанализ является мало распространенным и доступным, поскольку в России еще не сформирована практика психоанализа.
    Получит ли этот метод у нас такую же широкую популярность, как на Западе, - покажет время. Но, как считает известный французский психоаналитик, профессор Элизабет РУДИНЕСКО (мы уже писали о ее приезде в Россию в № 48, 2000), у психоанализа в России большое будущее. О возможностях и преимуществе психоаналитической работы, в том числе и с детьми, с Элизабет беседует наш корреспондент Ольга РЕШЕТНИКОВА.

    Психоанализ неотделим от имени Зигмунда Фрейда. Соответствует ли то, чем вы занимаетесь сейчас, классическому образцу, или это уже что-то другое?

    Зигмунд Фрейд остается отцом-основателем психоанализа. Знание его теории необходимо для человека, который интересуется психоанализом. Сейчас возникло много разных направлений, которые называют себя фрейдистскими, но они развивают какую-нибудь одну из идей фрейдизма.
    Психоаналитикам хорошо известно имя Мелани Кляйн. Она, если можно так сказать, является изобретателем психоанализа для детей. В Англии, например, возникли целые течения, которые основаны последователями М. Кляйн.
    Фрейд в 1905 году создал учение о детском психоанализе. Это учение базировалось на его воспоминаниях и на поведении его отца. А Мелани Кляйн, вопреки существовавшему мнению, что на маленького ребенка можно воздействовать только через родителей, стала практиковать общение с ребенком в русле психоанализа. Для этого она использовала массу предметов и игрушек. Ими наполнялась комната, они помогали устанавливать контакт с маленьким человечком.
    Хотя английская школа детского психоанализа продолжала называться фрейдистской, она пошла по собственному пути. Акцент, в частности, был сделан на взаимотношениях ребенка с матерью, а не только с отцом. Особое внимание обращалось на отношения человека (ребенка или взрослого) с его окружением.
    Во Франции крупнейшим последователем Фрейда был Жак Лакан, который внес свое понимание в психоанализ. Для Лакана основным фактором является речь человека, которая и отражает подсознательное. При этом Лакан считал себя учеником Зигмунда Фрейда.
    Учение Фрейда сохранилось, и ему верны очень многие, но возникло как минимум шесть-семь разных направлений в психоанализе. я думаю, что сам Зигмунд Фрейд был бы удивлен, если бы узнал, во что сегодня превратилось его учение.

    Насколько широки возможности психоанализа при работе с детьми и какие проблемы можно решать с его помощью наиболее успешно?

    Работа с детьми остается приоритетной для психоанализа, поскольку чем раньше начинаешь заниматься с ребенком психоанализом, тем больше вероятность того, что он избежит каких-либо проблем в будущем.
    Моя мама - Женни Обри (Genny Aubry) - одна из основательниц детского психоанализа во Франции. Она родилась в 1903 году и была современником и другом Франсуазы Дольто и Жака Лакана. Начинала она свою карьеру как педиатр и нейропсихолог. После Второй мировой войны заведовала одним из отделений в детской больнице. Тогда она и увлеклась психоанализом: ездила в США и познакомилась там с Анной Фрейд.
    Вернувшись во Францию, Ж. Обри начала заниматься детским психоанализом. Она работала с теми детьми, которые не имели родителей и находились в учреждениях, сравнимых с вашими детскими домами. У этих детей были проблемы, связанные с недостатком родительской любви, поэтому у них возникали различные психологические комплексы.
    В пятидесятые годы Женни Обри работала в медицинском центре, занимающемся школьными проблемами детей. Этот центр находился в 18-м округе Парижа, где жили очень бедные семьи. Здесь были возможны грубость и насилие по отношению к детям.
    Работа была направлена на то, чтобы оградить детей от пагубного влияния таких семей. При возможности шла работа со всей семьей или с матерью. Женни пыталась доказать, что длительный психоанализ может вывести ребенка из негативного психического состояния. Накопленный ею опыт до сих пор служит основным базовым материалом для тех, кто занимается подобными проблемами. Все они ссылаются на Дольто и Женни Обри.
    Выдающиеся английские детские психоаналитики Джеймс Винникотт и Джон Боулби занимались трудными детьми. Вообще английская школа внесла весомый вклад в развитие психоанализа и стоит того, чтобы труды ее представителей были переведены на русский язык. Английские психоаналитики изучали ребенка в его окружении, занимались предупреждением умственных нарушений и болезней, связанных с расстройством психики.
    Я думаю, что у детского психоанализа большое будущее, в том числе и в России, поскольку большинство проблем ребенка лежат к области подсознательного и имеют своей исходной точкой взаимоотношения с родителями.

    В чем преимущество психоанализа по сравнению с другими методами при работе с детьми?

    В процессе психоанализа могут произойти какие-то прояснения (изменения) в отношениях между родителями и родителей с детьми. Причем не только осмысленные, осознанные, но и неосознанные. Наряду с этим открывается возможность увидеть глубинный источник проблем. Понять истинные переживания детей можно через игру, через рисунки. Психоанализ дает возможность найти причины насилия в семье, в том числе и сексуального, поскольку эти причины лежат в области бессознательного. Через психоанализ также можно понять детскую сексуальность, ее выражение у детей.
    Психоанализ в свое время дал возможность женщине выговориться, точно так же и ребенок получил право говорить не через родителей, а самостоятельно. Даже если родители не исключаются из этого контакта. При этом психоаналитик никогда не будет говорить что-то матери за спиной у ребенка. Проговаривая свои проблемы, ребенок уже начинает их разрешать. Мы считаем, что ребенок - полноценный человек и он имеет право на собственный мир.

    Где во Франции ребенок или семья могут получить помощь психоаналитика?

    Существует немало специализированных центров. Возьмем конкретного ребенка из парижского пригорода. Там живет много семей эмигрантов, и, как правило, почти у всех детей есть проблемы. Обычно на них обращают внимание школьные учителя, родители, а иногда и сам ребенок. Эта информация поступает к социальному работнику, который есть в каждой школе. Он и приводит ребенка в медико-психиатрический центр. Такие центры расположены повсюду. В них работают психоаналитики или психотерапевты. В эти центры приглашаются и другие члены семьи.
    Иногда работают отдельно с ребенком, иногда сразу со всей семьей. При необходимости ребенок может быть изолирован от семьи. В случае, если у ребенка диагностируется тяжелое психическое расстройство, его помещают в специальную школу, где он получает образование.
    При этом все расходы берет на себя служба социального обеспечения. Есть и психоаналитики, которые работают с детьми частным образом.

    Каких специалистов во Франции больше: психоаналитиков или психотерапевтов?

    Большинство психиатров и психотерапевтов, которые работают с детьми, используют психоанализ. Возможно, что они сами проходили курс психоанализа и знают, что это такое. Это очень важно. Сейчас пациентами психоаналитиков нередко являются преподаватели школ или социальные работники, то есть те люди, которые потом используют этот опыт для работы с детьми. Это помогает им.

    Какова продолжительность терапевтической работы с одним ребенком?

    Отдельный сеанс длится от 45 минут до одного часа. Что касается всего курса, то он может продолжаться бесконечно долго в зависимости от ситуации. Задача такого курса: помочь ребенку адаптироваться или вернуться в нормальную (в том числе школьную) среду.
    Если это происходит, то, значит, работа может быть закончена. Но если семья не хочет продолжения работы, тогда она прекращается.

    С какого возраста можно применять психоанализ?

    Психоаналитики убеждены, что именно слово является главным средством для выявления подсознательных мотивов.
    Правда, во Франции уже стал развиваться психоанализ детей, которые еще не начали говорить. Психоаналитическая работа в этих случаях проводится вместе с матерью. Никаких чудес здесь нет.
    Подобные методы дают хороший эффект даже при работе с новорожденными детьми, не имеющими органических нарушений. Замечено, что соматические нарушения связаны с тем, что родители недостаточно говорят с ребенком, мало общаются с ним, не смотрят на него. Психоаналитик начинает говорить с ребенком в присутствии матери, и это дает потрясающие результаты. Ребенка как бы «опускают в ванночку речи». И он «купается» в окружении этих слов, этой речи, получая то лечение, которое ему необходимо.
    Психоанализ в раннем возрасте особенно ценен тем, что его последователи стараются как можно меньше прибегать к лекарственным препаратам. Понятно, что опасно прописать совсем маленькому ребенку в качестве успокоительного химический препарат. Конечно, и это применяется, особенно в США. Но единственное безопасное лекарство - это слово.

    В ПРОШЛОМ И СЕЙЧАС

    Во время нашей беседы Элизабет поинтересовалась, как в России сейчас лечат детей с психическими расстройствами. В 1974 году она, Женни Обри и еще ряд французских психотерапевтов посетили Россию и были приглашены в интернат для детей с умственными нарушениями. Исследователи были шокированы тем, что им удалось увидеть: дети ходили по струнке, одинаково одетые. Им даже брили головы, чтобы они не дергали друг друга за волосы.

    Я ответила, что сейчас, к счастью, ситуация изменилась. В специализированных школах и интернатах есть психологи, психотерапевты. С детьми проводятся развивающие и коррекционные занятия. Элизабет спросила, не бреют ли сейчас детей и как они одеты? Больше всего в 1974 году Элизабет потрясло, что русские специалисты показывали все это с гордостью, считая, что так и надо обращаться с умственно отсталыми. В интернате было действительно чисто, дети были ухоженные, накормленные. Но, увидев совершенно безликих детей, французы стали возмущаться, доказывая, что у всех детей должны быть права, в том числе и право пачкаться.

    Теперь даже трудно представить себе такое «передовое» учреждение. А тогда мы все так жили. Мне оставалось сожалеть, что в этот приезд в Россию Элизабет не имела возможности посетить интернат или спецшколу, где увидела бы все своими глазами.

    Но французская коллега никак не могла забыть обритых наголо детей и продолжала выражать несогласие с теми взрослыми, которые считают одинаковость детей своим достижением.

    Ольга РЕШЕТНИКОВА

    Редакция выражает искреннюю признательность Французскому
    культурному центру в Москве за содействие в подготовке материала.

    Лечение, направленное на внутренний пересмотр психической структуры и функ­ции. Метод основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых пациен­тов: внимание к внутренней психической жизни, интерпретация сопротивления, защи­ты и переноса, реконструкция и проработ­ка.

    Точно так же детский психоанализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.

    Техники детского психоанализа, хотя и сопос­тавимы...

    1. Симптомы, происходящие из первоначальной слитности соматических и психологических процессов: психосоматика. В начале жизни, пока еще соматические и психологические процессы не отделились друг от друга, телесные ощущения.

    Такие как голод, холод, боль и т. д., легко выплескиваются через психические каналы в форме беспокойства, неудовольствия, гнева, ярости, так же как и любые психические недомогания выражаются соматическими расстройствами, проблемами питания, пищеварения, выделения, дыхания...

    1. Поскольку ребенок поступил к аналитику не по своей воле и не имел с ним договоренности, он не чувствует себя связанным никакими аналитическими правилами.

    2. Дети не воспринимают больших временных отрезков. И неизбежные в анализе чувства неудовольствия и страха значат для них больше, чем перспектива излечения в будущем.

    3. Поскольку в соответствии с возрастом, ребенок предпочитает разговорам действия, в анализе преобладает отыгрывание1.

    4. Поскольку незрелое эго ребенка неуверенно...

    Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах.

    На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

    Позже были разработаны методы психоанализа...

    ПСИХОАНАЛИЗ - часть психологии, которая с 1784 года включила в свою область исследований бессознательное. Оно изучается с помощью определенной Краткое введение в психоанализсовокупности методов, опирающихся в основном на выявление неосознаемых субъектом значений; слов при оговорках, описках, ассоциациях очитках, ослышках; ошибочных действий (забываний, затериваний, запрятываний, ошибок-заблуждений); продуктов воображения (сон, фантазия, бред, мечта и т.п.).

    Термин "психоанализ" был введен 3...

    Мы рассмотрели ранние ответвления психоаналитического дерева, забыв о его стволе, как это сделали в свое время первые отступники от Фрейда. Внутренним содержимым ствола психоанализа являются теория инстинктов и психоаналитическая теория сексуальности.

    Сообразно с этим поведение людей определяется важнейшими сексуальными мотивами. Движущая сила обусловлена биологически.

    Мы можем сравнить инстинкты психоанализа с инстинктами растений, которые весной развиваются из почек. С инстинктами...

    Разговор о них мало кого из нас оставляет равнодушными. Похоже, поговорка о том, что счастье не в деньгах, а в их количестве, становится все более популярной. 83% россиян считают, что в первую очередь им не хватает материального достатка*.

    Причем для многих из нас дело не сводится лишь к объективному отсутствию денежных средств. «Десять лет назад я мечтала и не верила, что когда-нибудь смогу поменять свою старую «шестерку» на что-то более приличное, – вспоминает 40-летняя Юлия. – Сегодня...

    Знаете ли вы, что Золушка и ее завистливые сестры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки – а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям.

    Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей – наши архетипические внутренние конфликты. Сказки затрагивают семейные отношения (например, соперничество между...

    “Что? У тебя в анализе маленькие дети? Дети до 6 лет? Возможно ли это? И не опасно ли это для детей?”
    Это очень даже возможно. Трудно представить, что происходит в ребенке 4-х-5-ти лет. У детей в этот период очень живой ум; этот ранний сексуальный период также является временем интеллектуального расцвета. …. Первый ребенок, с которым был впервые предпринят этот эксперимент, почти двадцать лет назад, с тех пор вырос в здорового и одаренного молодого человека, который безукоризненно прошел пубертат, несмотря на серьезные психические травмы. Можно надеяться, что не хуже будет обстоять дело и с другими «жертвами» раннего психоанализа. Много интересного связано с этими детскими анализами; возможно, в будущем они станут еще более важными. С точки зрения теории их ценность бесспорна.

    (З.Фрейд “К вопросу о неврачебном анализе”, 1926)

    Открытие З. Фрейдом того, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека, вызвало живой интерес к эмоциональному развитию ребенка. Многие участники знаменитых встреч по средам в доме Фрейда были в то время молодыми родителями, которые обсуждали друг с другом развитие и сны своих детей. Предполагается, что знаменитый случай Маленького Ганса начинался именно так.
    Одной из первых, кто стал применять психоаналитическую теорию к анализу детей стала Гермина Хаг-Хельмут. Впоследствии детский анализ развивали Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

    Проблемы, с которыми столкнулись детские психоаналитики

    Личность ребенка находится в процессе созревания, многие психические структуры еще не сформированы, ему трудно противостоять давлению импульсов Ид. Взаимодействие с первичными объектами (родителями, сиблингами и т.д.) происходит в настоящем, а не стало частью прошлого. Можно ли в работе с детьми использовать условия классической психоаналитической техники – кушетку, метод свободных ассоциаций, нейтральность аналитика? Решение проходить психоанализ в большинстве случаев исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем. В работу с ребенком неизбежно включены родители. Как с этим быть?

    Анна Фрейд

    Анна Фрейд считала, что в связи с этими проблемами невозможно анализировать ребенка младше семи лет. Она подчеркивала различия в детском и взрослом психоанализе, важность установления терапевтического альянса, приоритет анализа защит, а также необходимость сочетания анализа и педагогического воздействия на ребенка.

    Мелани Кляйн

    Мелани Кляйн , в свою очередь, предположила, что свободная игра ребенка играет роль свободных ассоциаций взрослого, и, значит, можно анализировать ребенка так же, как и взрослого, интерпретируя смысл его игры, перенос и бессознательные фантазии. Она считала, что можно анализировать ребенка, начиная с двух лет.

    Различия, которые вначале касались техники, затем распространились и на область теории, дав начало двум школам психоанализа – эго-психологии и кляйнианской психоаналитической школе. Дискуссия между ними была чрезвычайно плодотворной и оказала большое влияние на развитие современного психоанализа.

    Дональд Вудс Винникотт

    В попытке выйти за рамки противоречий между этими подходами в Лондоне сформировалась Независимая группа, одним из представителей которой был Дональд Вудс Винникотт . Его представления о «достаточно хорошей» матери, единстве матери и младенца, переходном объекте, «использовании» объекта, роли холдинга и регрессии оказали большое влияние на психоанализ как детей, так и взрослых.

    Психоаналитик не только интерпретирует внутренний конфликт и бессознательные фантазии ребенка, но и способствует развитию его психических структур – благодаря пониманию и «контейнированию», помощи в наименовании, модуляции и переработке аффектов. Он становится для ребенка и объектом переноса, и новым «развитийным» объектом.

    Детский психоанализ является очень интересной и благодарной практикой. В работе с детьми и подростками изменения происходят гораздо быстрее, чем при работе со взрослыми, поэтому времени на психоанализ детей, как правило, требуется меньше.

    Детская игра

    Ребенку часто бывает сложно выразить свои чувства в словах, но он многое сообщает в процессе игры – как чувства, о которых он хорошо знает, так и те, которые он не осознает. Ребенок может использовать комнату, игровой материал и самого аналитика, чтобы воспроизвести различные роли: например, аналитик может стать непослушным ребенком, а сам ребенок занять роль строгого учителя.

    Вместо кушетки и свободных ассоциаций ребенку предлагается коробка (символизирующая его внутренний мир) с простым игровым материалом, который позволяет наделить его множеством проекций. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься в ходе сеанса – разговаривать, играть или рисовать. Психоаналитик не направляет его деятельность, что позволяет спонтанно появляться бессознательному материалу, подобно тому, как это происходит в свободных ассоциациях взрослого.

    Игрушки, которые использовала М. Кляйн

    Аналитик играет и разговаривает с ребенком, помогая ему выразить свои переживания, раскрыть лежащие за внешними проявлениями внутренние конфликты. Чем старше становится ребенок, тем большее место в его анализе занимает разговор и меньшее – игра. Хотя, если воспринимать слова как действия и игру, а действия в игре как коммуникацию, то различия становятся не столь уж очевидными.

    С чем обращаются к детскому аналитику?

    Часто эмоциональные проблемы ребенка выражаются на поведенческом и соматическом уровне – возникают проблемы в отношениях в детском саду/школе, дома, ребенок начинает плохо успевать или болеть чаще обычного. Ребенок может как осознавать свое страдание и просить о помощи, так и не отдавать себе в нём отчет. Однако, внимательные родители могут заметить подавленность, страхи, трудности в общении, повышенную тревожность и агрессивность ребенка, или понимать, что ему требуется помощь в преодолении трудной жизненной ситуации (развод родителей, потеря близких и т.д.). Форма психоаналитической работы варьирует от классической психоаналитической техники до совместной работы с матерями и младенцами и работы с ребенком через родителей (начало которой было положено случаем Маленького Ганса).

    Цели детского психоанализа

    Психоаналитик помогает ребенку и родителям сделать понятными их собственные чувства и поведение и восстановить ход нормального развития ребенка. Целью лечения является не только облегчение эмоционального страдания, но и интеграция его личности, развитие внутренних структур регуляции и переработки эмоций. Психоанализ позволяет устранить задержки и торможения и создать более прочный базис для прохождения ребенком последующих кризисов развития.

    Встречи с родителями

    Детский психоаналитик работает в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, периодически с ними встречаясь. С детьми более старшего и подросткового возраста эти контакты становятся менее интенсивными.

    Родителям помогают лучше понять эмоциональные проблемы ребенка и прервать патологический круг реагирования.

    Часто родителям бывает сложно обратиться к детскому психоаналитику, потому что они чувствуют беспомощность, стыд, вину и ощущение неудачи. Эти чувства мешают развитию их контакта с ребенком. Психоаналитик помогает восстановить любящие и взаимно удовлетворяющие отношения между родителями и ребенком.

    Обучение детскому психоанализу

    Для обучения и получения квалификации детского психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации необходимо сначала пройти тренинг по взрослому психоанализу и получить квалификацию психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации (работающего со взрослыми). С 2014 года стало возможным обучение детскому психоанализу параллельно с обучением психоанализу взрослых (“интегрированное обучение”).

    В 2009 году Психоаналитическим институтом для Восточной Европы им. Хан-Гроен-Праккен (PIEE) впервые была организована программа по детскому и подростковому психоанализу для членов и кандидатов IPA из Восточной Европы. В ней стали учиться психоаналитики из Болгарии, Венгрии, Латвии, России и Украины.

    В 2017 году члены МПО Элина Рафаэлевна Зимина и Маргарита Александровна Нестеренко получили квалификацию детского и подросткового психоаналитика IPA. Кандидат МПО Галина Павловна Гусева продолжает обучение детскому психоанализу в PIEE.

    Тренинг по детскому психоанализу включает в себя следующие компоненты:

    • Личный психоанализ (обычно его проходят в рамках обучения психоанализу взрослых).
    • Наблюдение за младенцем по методу Эстер Бик. В течение двух лет кандидат программы по детскому психоанализу раз в неделю посещает семью, в которой появился малыш, и наблюдает за развитием здорового младенца, установлением его взаимодействия с окружением, а также своим откликом на его интенсивные аффекты. Кандидат учится наблюдению и эмпатии, способности опознавать проективную идентификацию и переносить собственные переживания без их отыгрывания. Наблюдения и чувства наблюдателя обсуждаются на семинаре.
    • Теоретические семинары по психоаналитическим теориям развития и технике детского психоанализа.
    • Клинические семинары – обсуждение в группе случаев детского/подросткового психоанализа под руководством супервизора – квалифицированного детского психоаналитика.
    • Проведение двух случаев психоанализа детей/подростков под супервизией тренинг-аналитика Международной психоаналитической ассоциации, имеющего квалификацию детского психоаналитика.
    • Описание двух случаев детского психоанализа и сдача квалификационного экзамена


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: