Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Памятка для родителей

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о...

Памятка для родителей «Упражнения звуковой гимнастики и психогимнастики».

МАДОУ детский сад №63 Памятка для родителей Здоровьесберегающие технологии для детей и их родителей. «Упражнения звуковой гимнастики и психогимнастики». Звуковая гимнастика....

Памятка для родителей

    Ребёнок должен прийти в детский сад, переодеться, вымыть руки и подготовиться к занятиям не позднее времени проведения воспитателями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

    У ребёнка ежедневно должна быть папка с принадлежностями для занятий (тетрадь, касса букв, бумажные носовые платки).

    Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

    Поставленные логопедом звуки должны постоянно контролироваться в речи детей родителями.

    Не пропускать занятия без уважительной причины.

    Все логопедические занятия проходят только на положительных эмоциях. Необходимо заинтересовать ребенка в правильном выполнении каждого упражнения.

    Все занятия проводятся взрослыми и обязательно перед зеркалом . Взрослый является примером правильного выполнения упражнения. Все артикуляционные упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

    Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

    У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

    Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

    Перед занятием напомните ребенку подготовиться к занятию (вымыть руки, остричь ногти и достать стерильные салфетки). Часто при выполнении упражнений язычок не слушается, и ребенок пытается захватить его руками.

    Занятия гимнастикой должны быть ежедневными по 5-10 минут в день. Каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. У ребёнка должно быть оборудовано рабочее место с большим зеркалом и достаточным освещением.

Артикуляционная гимнастика.

Название упражнения,

Описание упражнения

«Бегемотики».

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта 5, потом закрыть рот. Повторить 3- 4 раза.

«Заборчик»

Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы, удерживать положение губ под счёт до 10.

«Трубочка»

Вытянуть губы, как при звуке «у», у

«Заборчик-трубочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (как при «у»), затем улыбнуться, показать зубки.

«Блинчик»

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Чтобы язык расслабился, можно похлопать по языку губами, проговаривая «па-па-па».

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка тянуться попеременно к правому и левому углам рта.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка попеременно то достаём до верхних зубов, то упираемся в нижние зубы.

«Почистим зубки»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим по верхним зубам, затем упираемся язычком в нижние зубки, водим из стороны в сторону.

«Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот и щёлкать языком громко и энергично.

Подготовила Учитель – логопед Витенко Ольга Константиновна С/п «Детский сад «Надежда» группа «Солнышко»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Образовательные результаты: родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнений, получат рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, смогут дома помогать своим детям.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

1. Старайтесь проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
3 . Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 5. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6. Следует следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

Уважаемые родители!

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

По материалам СМИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

(памятка родителям)

2015 год

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика»

МАДОУ № 3 «Морозко», учитель-логопед

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.

Каждое упражнение повторяется 5-10 раз.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду .


«Лягушка» («Улыбочка»)

Улыбнуться, показать сомкнутые

зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное

«Слон» («Дудочка»)

Сомкнутые губы вытянуть вперёд

и удерживать в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное

положение. Повторить 3-4 раза.

«Расчёска»

Улыбнуться, закусить язык

зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка

с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»

«Качели»

Улыбнуться, открыть широко

рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

«Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, язык

поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

«Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, покусать

язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами - пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот, положить

широкий язык на нижнюю губу и удерживать его

неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот; не

закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу в направлении сверху-вниз; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть

язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).

Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком

языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

«Киска сердится»

Улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Улыбнуться, широко открыть

рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно,

под счёт до восьми.

«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот, «цокать языком» (как цокают копытами лошадки)

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить

звуки: д-д-д.

«Гармошка»

Улыбнуться, широко открыть рот, сделать «Грибок», Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: