Произведения о воспитанности. Проблема знаний, образования, воспитания — аргументы и сочинение

Всероссийский Фестиваль

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

Номинация: Научное исследование

Исследовательская работа

Тема воспитания и образования в русской литературе

Х VIII –Х I Х веков.

Сабинский район, с. Шемордан

Научный руководитель:

Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу»*.

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – «… все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души»*.

«Энциклопедией русской жизни» назвал один из величайших романов «Евгений Онегин».

Пушкин - великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Прошло почти полстолетия после выхода пьесы Фонвизина, как изменилось молодое поколение. Тогда перед молодыми людьми остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев, подмена родного русского языка французским - писать и говорить по-русски – дурной тон!) , однообразный распорядок дня или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному ее течению. По словам, «Наше общество, состоящее из образованных сословий, есть плод реформы. Оно помнит день своего рождения, потому что оно существовало официально прежде, нежели стало существовать действительно, потому что, наконец, это общество долго составлял не дух, а покрой платья, не образованность, а привилегия.

Оно началось так же, как и наша литература: копированием иностранных форм без всякого содержания, своего или чужого, потому что от своего мы отказались, а чужого не только принять, но и понять не были в состоянии». К этому обществу принадлежит и Онегин:

Спокойно спит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.*

Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ. Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание:

Monsieur I"Abbe, француз убогой

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.*

Воспитание Евгения под руководством чужестранных учителей, беспорядочное, поверхностное, оторванное от национальной почвы, было типичным для людей всего круга светской молодёжи.

Вспомним:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.*

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale ,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.*

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.*

В Петербурге Онегин ведет праздную, суетную, бессодержательную жизнь.

Сравним воспитание и образование Онегина с любимой героиней Пушкина, Татьяной.

В то время как Онегин вел жизнь меж балов и театров, Татьяна, живя в деревне с родителями и сестрой, существовала совсем иначе:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.*

«Дражайшие родители учили своих дочерей только искусству во что бы то ни стало выйти замуж. Дети прозябают в детской, среди мамок и нянек, среди горничных, на лоне холопства, которое должно внушить им первые правил нравственности, развить в них благородные инстинкты, объяснить им различие домового от лешего, ведьмы от русалки, растолковать разные приметы, рассказать всевозможные истории о мертвецах и оборотнях, выучить их браниться и драться, лгать не краснея, приучить беспрестанно есть никогда не наедаться. Девочек приучают прыгать и шнуроваться, немножко бренчать на фортепиано, немножко болтать по-французски – и воспитание, конечно, тогда им одна наука, одна забота – ловить женихов»*.

Вот и все воспитание девушек. Татьяна росла в деревенской глуши, среди полей и лесов, вблизи от простого народа. Ее основная воспитательница – крепостная «Филипьевна седая»*. Эта няня символизирует глубочайшую связь основной героини с крестьянством, с его поэзией и «преданьями простонародной старины».

М., 1984. С.67,69.

«Евгений Онегин». М.,1970.С.7,8,13,50.

Национально-русское, самобытно-народное воздействие оказалось в формировании Татьяны сильнее французских романов, хотя и они привили ей возвышенную мечтательность.

В отличие от пошлой, невежественной провинциально-поместной среды Татьяне свойственны искания тревожной мысли, сильно развитые чувства морального долга, прямота, частота, доброта, сердечность.

Но Татьяна, хоть и является «существом исключительным, натурой глубокой, любящей, страстной»*, не может жить без влияния того общества, в котором находится, поэтому ее тяга к образованию, ее непохожесть на других делали ее странной неуживчивой.

Судьбы лучших героев романа трагичны. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и дикий сад»* блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Роман “Обломов” , вышедший в свет на рубеже 1860-х годов, также не обошел вниманием тему воспитания и образования молодого поколения. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. Это противопоставление мы можем наблюдать на примере наших главных героев: Обломова и Штольца. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их характеров и идеалов. Все остальное - причина или следствие этого. Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей

ленью и апатией он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей породы.

Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь, считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, - как, бывало, нянька, - натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке ногой в нос... Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его...»*. Образование Обломов должен был получить в Верхлёве, в пансионате немца Штольца (отца Андрея), деятельного и строгого человека. «Может быть, у него Ильюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва. А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек, простиралось и на Верхлёво; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью»*.

Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности.

________________________________________________________

*. М., 1984. С.70.

* «Обломов». М., 1958. С.87,90,105.

* «Что такое Обломовщина?». М., 1958.С.406,415.

Энергичность и предприимчивость Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на кого, пробивать себе дорогу в жизни. Это противопоставление усиливается за счет того, что их жизненные пути постоянно пересекаются.

Причем Штольц пытается вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, - надеясь на то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.

Мечтания Обломова, порой детские и наивные, резко отличаются от действительности, что и стало его самой большой жизненной трагедией. Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую толику его грандиозных мечтаний.

Обломов как бы живет двойной жизнью: первая - это обыденная реальность, а вторая - это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать, невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем, кем он хочет быть. Жизнь его - это сон.

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к сознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара автор убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Заключение.

Подводя итоги нашему исследованию, делаем выводы, что система воспитания и образования , принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. Все это мы проследили на судьбах наших главных героев.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал. Именно с детства начинается воспитание ребенка, именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека.

Роль семьи в воспитании ребёнка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Использованная литература

1. . Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Москва. «Просвещение» 1983

2. . Французские гувернеры конца XVIII века: постановка проблемы.

3. , . Русская литература первой половины XIX века. Казань, «Магариф» 2009

4. . Русская литература первой половины XIX века. Москва. «Просвещение»,2000

6. «Недоросль». Москва. «Советская Россия»,1983

7. «Евгений Онегин». Москва. «Художественная литература»,1970

8. «Обломов». Москва. «Просвещение»,1958

9. «Что такое Обломовщина?» Москва. «Просвещение», 1958

А.С. Макаренко писал о том, что вся система воспитания должна работать под девизом внимания к человеку, и речь идёт не только о внимании к его потребностям, желаниям, но и к его долгу. Нередко родители сами во многом виноваты в том, что дети вырастают капризными, избалованными, эгоистичными, мало приученными к труду и безответственными. Беря на себя полную заботу о ребёнке вплоть до его совершеннолетия и даже позднее (и это касается даже таких бытовых мелочей, как разогреть обед, вымыть посуду, погулять с собакой, забрать младших детей из детского сада и пр.), родители изолируют ребенка от трудностей жизни, оправдывая себя тем, что, мол, ребенок вырастет и еще наработается, и ответственности у него будет хоть отбавляй. Но взрослые забывают, что большая ответственность вырастает из малой, по-другому не бывает, иначе ребёнок может просто не выдержать. Это же касается и бесконечных потаканий детям в их капризах: сегодня хочу то, завтра это. Очень хорошо подобную ситуацию описал Сергей Михалков в стихотворении «Про мимозу», в котором мальчик Витя так избалован родителями, что поэт сравнивает его с нежным цветком мимозы. Родители нередко забывают даже о чувстве собственного достоинства, позволяя детям кричать на них и срывать злобу.
Подтверждением моих слов может стать пример из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». Пытаясь хоть что-нибудь заработать, мальчик Серёжа и старик Лодыжкин ходят по крымским усадьбам и дают небольшие цирковые представления. Их повсюду сопровождает пудель Арто, замечательный пёс, тоже участвующий в номере. В одной из усадеб, очень богатой, красивой, где им довелось выступать, им встретился мальчик, который бился в истерике, и его ничем не могли успокоить ни мать, ни няни, ни доктор. Отвлекся он лишь на собаку, искусно выполняющую все команды старика и мальчика. А после выступления мальчик захотел собаку получить себе… Предложение продать собаку артисты отвергли сразу, и тогда семья мальчика пошла на преступление – ночью, когда Лодыжкин и Сережа спали, дворник из усадьбы украл Арто.
Венди и Питер, герои рассказа Р. Брэдбери «Вельд», убивают собственных родителей. Причины этого немыслимого поступка автор видит в воспитании детей, которых чрезмерно баловали, выполняя всех их прихоти.
Обратимся к рассказу В.С. Токаревой «Ничего особенного». Её герой Иван Корольков, отец шестнадцатилетней девочки Оксаны, с огромным сожалением понимает, что дочка растет эгоисткой, потому что мнение родителей для неё ничего не значит и думает она прежде всего лишь о собственных интересах. Отец осознает, что он многое упустил в воспитании дочери, упустил то, что должно закладываться ещё в раннем детстве. Это те нравственные ориентиры и духовные ценности, на которых позднее человек строит всю свою жизнь. А Оксану чересчур любили, баловали; будучи единственным ребенком, она была для родителей светом в окошке. И вот теперь им приходится жать те плоды, что посеяли. И Корольков остро осознаёт, что именно сейчас он глубоко ответственен за свою дочь и намерен исправить прошлые ошибки.
У Д.И. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова так же, как и Корольков, слишком поздно поняла, что не вложила в голову своего сына Митрофана важные истины: уважение к старшим, любовь к родителям, потребность в труде и образовании. Для неё намного важнее, чтобы ребёнок хорошо поел, поспал и не переучился. Поэтому Митрофанушка в 16 лет глуп, глубоко необразован и груб. Как только мать попадает в опалу, сын тут же отворачивается от неё.
Таким образом, все самые важные качества, такие, как доброта, сострадание, ответственность, уважение, помощь старшим и многое-многое другое, должны формироваться у детей с самого раннего детства, иначе во взрослой жизни человек может столкнуться с множеством проблем.

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

Сочинение от учеников общеобразовательной школы. В сочинении могут присутствовать ошибки.

Текст Алексея Дорохова

(1) В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2) При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3) В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4) В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5) Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6) Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7) Но только казалось. (8) И выяснилось это совершенно неожиданно. (9) Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10) И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11) Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12) Речь шла обо мне.
(13) Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
(15) А что? — заинтересовался староста.
(16) Да всё делает не по-людски. (17) Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18) К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19) Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20) Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21) И где только он доселе жил?..
(22) Я слушал и чувствовал, что краснею. (23) «Ну и ну! (24) Так, значит, я «серый»?»
(25) Сперва я, конечно, обиделся. (26) Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27) Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28) Но это её не удивляло. (29) Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31) И примириться с ними она не могла.
(32) Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33) С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34) Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35) Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36) А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38) Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39) Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40) Кое в чём они различаются. (41) Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42) Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43) Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
(По А. Дорохову*)

Сочинение:

К аким должен быть воспитанный человек? Каким правилам он должен подчиняться? Именно над этими вопросами рассуждает в своем тексте современный писатель Алексей Дорохов.
А втор пишет о том, что лирический герой рассказа считал себя воспитанным человеком до тех пор, пока случайно не подслушал разговор артельного старосты со стряпухой. Он узнал много нового о себе, что полностью перечеркнуло его мнение о своей воспитанности. Вскоре герой рассказа Алексея Дорохова задался вопросом:"Что же такое хорошо воспитанный человек?", затем он понял, что самое главное - это уважение других людей. Правила, конечно, существуют, но они отличаются друг от друга в зависимости от условий.
А вторская позиция четко заявлена:"Соблюдай правила поведения, уважай окружающих, считайся с ними, и ты будешь хорошим товарищем всем".
Я согласен с Алексеем Дороховым. Нужно соблюдать правила поведения и уважать окружающих себя людей, в этом случае люди будут уважать тебя.
В оспитанных людей очень много, даже великие русские писатели не раз наделяли своих героев данным качеством. Такого человека можно встретить в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Андрей Болконский с самого начала производит хорошее впечатление на читателя. Он никогда не позволял себе ничего дурного. Напротив, уважал окружающих себя людей. Во всем слушался своего отца, старался угодить ему в те моменты, когда сам того не желал. Из-за этого ему пришлось расстаться с любимой девушкой.
В .Г.Белинский говорил:"Воспитание - великое дело: им решается участь человека". Действительно, человеческое воспитание играет важную роль в жизни. Нельзя поспорить с тем, что во многом жизнь человека зависит от его воспитания.
А лексей Дорохов неслучайно затронул эту проблему. Воспитание человека будет существовать до тех пор, пока живет хотя бы один человек. Нужно быть воспитанным, иначе другие люди не будут уважать тебя.

Здравствуйте! Проверьте пожалуйста, учла все замечания.

Текст Алексея Дорохова

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
-(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
- (15)А что? - заинтересовался староста.
- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
(По А. Дорохову*)

СОЧИНЕНИЕ.
Люди живут в обществе и, чтобы не доставлять неудобства другим, нужно вести себя подобающе, уважать мнение собеседника, быть вежливым в разговоре.
Каждый должен уметь правильно поступать в любой ситуации, соблюдать правила поведения. То, как ведет себя человек, показывает, насколько он воспитанный. Но что же, на самом деле, воспитанность?
В тексте Алексея Дорохова поднимается этот вопрос. Главный герой всегда считал себя отлично воспитанным. Но, оказалось, что это не совсем так. Когда он попал в другое общество, то не смог выполнять определенные правила, закрепленные здесь. Его посчитали тут "серым". Герой понял, что в каждом окружении необходимо вести себя как полагается по местным законам.
Писатель считает, что воспитанность-это, прежде всего, уважение окружающим, внимание к ним. В различных компаниях важно подчиняться установленному порядку, который требует соблюдения особых правил этикета.
Я согласна с мнением автора, потому что правила поведения зависят от условий, в которых находится человек. Но везде каноны одни: нужно быть понимающим, честным и считаться с другими людьми.
Многие писатели описывают эту проблему. Например, в романе-эпопее "Война и мир" Льва Николаевича Толстого герой Николай Ростов вырос в обеспеченной семье, в благоденствии и достатке. Но, попав на войну, Николай смог приспособиться к изменившемуся порядку жизни. Теперь он вместе с другими солдатами жил в землянке, ел скудную пищу. Герой с достоинством прошел это испытание и тем самым показал свою воспитанность и умение привыкать к новым условиям.
Диаметрально противоположный характер имеет герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль". Митрофанушка не умеет правильно вести себя в обществе, он совершенно невоспитанный. Это приводит к тому, что герой не может приспособится к жизни в окружении других людей. В обществе его не принимают, потому что Митрофан не соблюдает элементарные правила этикета.
Таким образом, человек является воспитанным, если он вежлив, уважает мнение окружающих и считается с установленным порядком общества, в котором находится.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: