Проект по технологии елочная игрушка. Проект «Новогодняя игрушка

Светлана Лобко

Цель проекта: Приобщение к культуре новогоднего праздника,его традициям; развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с разнообразием новогодних игрушек и традиций украшать новогоднюю ёлку.

2. Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении новогодних игрушек.

3. Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

4. Воспитывать детейстаршего дошкольного возраста в духе взаимодействия при создании детских коллекций.

Первый этап проекта - подготовительный.

1. Беседа о новогодних игрушках,их разнообразии, совершение с ними исследовательских действий, рассматривание цвета,формы манипулятивные действия с игрушками.

2. Дидактичееские игры и загадки по теме "Новогодние игрушки"

3. Рисование, лепка новогодних игрушек.

Второй этап проекта-этап активной деятельности.

Беседы,экспериментирование, чтение, дидактические игры,театрализованная деятельность, кукольный театр, подвижные игры, художественное творчество

Третий этап проекта-презентация

1. Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных совместно с родителями дома своими руками.

2. Рассказы детей об изготовлении игрушек в семье.

3. Украшение детьми новогодней ёлки своими игрушками.

4. Хороводные игры, театрализованные игры вокруг ёлки, украшенной детьми игрушками собственного изготовления.

5. Сочинение загадок,коротких историй об игрушках на ёлке.

6. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе "Ёлки-иголки". "Мастерская Деда Мороза".

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Но в результате опроса родителей выяснилось, что многие не знают про новогодние традиции и приметы, не спешат делать новогодние игрушки, а торопятся приобрести их в магазине. Вот я и решила предложить родителям принять участие в проекте "Новогодняя игрушка" Я предложила родителям совместно с детьми сделать новогодние игрушки своими руками и украсить ими ёлку в группе. Результат превзошел все ожидания! Родители с удовольствием откликнулись на предложение. А как были счастливы дети! Они с такой гордостью описывали процесс изготовления своей ёлочной игрушки. Ведь они выполняли работу со своими любимыми родителями! Ёлочные игрушки были сделаны из самых разнообразных материалов.

Вот такие замечательные игрушки были сделаны семьёй Вари Гридасовой.

А такую ёлочку сделала семья Дианы Минаевой

Вот такими игрушками украсила нашу ёлку семья Романа Савельева. Новогодний шар сделан из обычной лампочки.

Вот такие игрушки сделала семья Максима Олейникова: ёлочные шары из яичной скорлупы,декорированные бисером и снежинка из макарон.



А этот новогодний фонарик был сделан семьёй Ангелины Булавиновой


Вот такой конфетой украсила нашу ёлочку семья Белолипецкого Степана


Семья Рубцовой Людмилы сделала изящную, нежную снежинку


Семья Даниила Лактионова сделала вот такую необычную ёлочку

Семья Егора Буданцева украсила нашу ёлку новогодними колокольчиками из пластиковой бутылки и декорировала их фольгой, мишурой. бусинами.


Дети с радостью украсили нашу ёлку своими игрушками. Они с интересом рассказывали о своих игрушках,как и с кем они их делали, из каких материалов.




Итогом работы над проектом стало участие всех поделок в двух всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества: "Ёлки-иголки". "Мастерская Деда Мороз". где все ребята стали победителями. заняв первые и вторые места. Дипломы победителей были вручены в торжественной обстановке детям.



Публикации по теме:

К детям елочка пришла, снег на ветках принесла. Нужно елочку согреть, платье новое надеть. Бусы разные висят - замечательный наряд! На свете.

В нашем саду прошла выставка "Лучшая новогодняя игрушка" Хотелось бы выразить огромную благодарность родителям. Родители.

«Новогодняя игрушка». Информационный практико-ориентированный проект Название проекта: «Новогодняя игрушка» Тип проекта: информационно – практико – ориентированный. Возраст детей: 5 - 6 лет. Продолжительность.

Новогодняя елочная игрушка"Дед Мороз".В нашем детском саду мы всегда устраиваем выставки к новому году. Я решила тоже поучаствовать от нашей.

Проект

Тема: «Изготовление новогодней игрушки»

Выполнила воспитатель

Бойченко И.Н.

Актуальность проекта.

Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все с нетерпением ждут встречи Нового года, и каждая семья занята предновогодними покупками. Красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести новогодние товары, а ведь когда - то самым дорогим новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что - то особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.

Проблема проекта.

Развитие связной речи, расширение словарного запаса детей, развитие фантазии, творчества.

Формирование коммуникативных навыков детей, умений поддерживать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности.

Цель проекта.

К Новому году украсить ёлку или интерьер своей комнаты игрушками, сделанными своими руками.

Задачи проекта.

- Создать радостное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес и желание самостоятельно изготавливать игрушки и украшать ими.

Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Методы, используемые в проекте.

Беседы, чтение художественной литературы, игровая деятельность, ручной труд, взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты проекта.

Радость от выполнения новогодней игрушки своими руками.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

Проявление бережного отношения к игрушкам.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, однодневный.

Участники проекта.

Воспитатель, дети подготовительной логопедической группы №3, родители.

Этапы проекта.

1. Организационный этап.

Подготовка к беседе с детьми о новогоднем празднике.

Подбор иллюстративного материала.

Подбор материалов, необходимых для изготовления новогодней игрушки.

Подбор музыкального репертуара.

Подбор художественной литературы.

Привлечение родителей к текущему проекту.

2. Продуктивный этап.

Проведение беседы с детьми:

Как называется самый любимый зимний праздник?

Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?

Чем украшают ёлку на Новый год?

Какие новогодние игрушки вы знаете?

Из чего делают новогодние игрушки?

Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?

Составление детьми рассказов «Как наша семья встречает Новый Год».

Непосредственное изготовление игрушки:

Для изготовления детьми была выбрана белоснежная снежинка. Что же нам для этого нужно? Полоски белой бумаги, круги, клей, лента для подвешивания и украшения. Сколько надо полосок бумаги и какой длины, сколько надо кругов? Снежинки имеют 6 лучиков. Значит необходимо 6 длинных полосок и 12 коротких, а также 2 одинаковых круга.

Изготовление детьми снежинок для украшения своей комнаты. Украсить снежинки было решено дома с родителями.

В свободное время были прочитаны стихи В.Берестова «Новогоднее происшествие» и К. Чуковского «Ёлка». Также, в течение дня дети повторили стихи к Новогоднему утреннику.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей является игра, были использованы дидактические игры «Подбери словечко» (Дед Мороз какой? и т.д.) и «Четвертый лишний» (на новогоднюю тематику). На прогулке дети играли в подвижную игру «Два мороза».

В вечернее время были прослушаны песни про новогодние игрушки.

Были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:

Поиск в интернете раскрасок с новогодней тематикой;

Просмотр вместе с детьми мультфильмов на новогоднюю тему;

Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка».

3. Презентативный этап.

Выставка творческих работ детей в раздевальной комнате. Дети были очень довольны своими, так необходимыми перед Новым годом, поделками. А родители были довольны тем, что их дети довольны.

4. Заключительный этап.

Выставка творческих работ детей.

Совместная деятельность родителей с детьми по украшению новогодней снежинки, сделанной своими руками.

Украшение елки или интерьера своей комнаты.

Приложение 1.

Проведение беседы с детьми.

Отгадывание загадки:

Все на елочке игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет. Что за праздник? (Новый Год)

Правильно, ребята, скоро наступит наш любимый зимний праздник – Новый Год. А вы ждете его? Почему? (Дети отвечают на вопросы).

Традиция отмечать Новый Год 1 января появилась 300 лет назад. Указ издал Петр 1. А вы знаете почему мы отмечаем его в 12 часов ночи? В 12 часов ночи мы прощаемся со старым годом и встречаем Новый. По царскому указу жители нарядили дома еловыми ветками, а на них повесили конфеты, фрукты, орехи.

Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник? (Дед Мороз и Снегурочка, Дед Мороз дарит всем подарки, А Снегурочка помогает ему.)

Ребята, а как же вы с семьей встречаете Новый год? Это наряженная елка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка, Дед Мороз кладет под елку подарки. А о подарках он узнает из наших писем. (Рассказы детей.)

Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (Ответы детей.) Чем можно украшать елку, какими игрушками и украшениями? (Ответы детей). Из чего делают новогодние игрушки? (Ответы детей: из стекла, пластика, бумаги, ткани.) Как же мы с вами можем подготовиться к встрече Нового года? (Ответы детей: помочь родителям украсить дом и елку, выучить праздничные стихи и песни, сделать что – нибудь своими руками).

Приложение 2.

Аппликация.

Тема «Снежинка».

Цель: активизировать творческий интерес, положительные эмоции, продолжать учить детей создавать композицию из отдельных подготовленных деталей, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материалы: полоски бумаги белого цвета разного размера, белая бумага, шаблон круга, клей, ножницы, атласная лента.

Предварительная работа: беседа с детьми о новогоднем празднике, новогодних игрушках, рассматривание иллюстраций поделок новогодних игрушек.

Ход:

Рассмотреть готовую снежинку. Из чего она состоит? (Из полосок бумаги разной длины, из кругов.) Сколько нужно полосок? (6 длинных и 12 коротких) Сколько нужно кружочков? (2)

Дети подготавливают полоски в нужном количестве нужной длины. С помощью шаблона рисуют круги на бумаге и вырезают.

Физкультурная минутка:

Дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют движения.

Наступает Новый Год (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод (идут по кругу, руки сцеплены)

Висят на елке шарики (соединяют пальцы поочередно, образуя шар)

Светятся фонарики (на уровне лица показать «Фонарики»)

Вот сверкают льдинки (поочередно сжимают и разжимают кулаки)

Кружатся снежинки (плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет (хлопают по коленям ладонями)

Всем подарки он несет (потирают ладони)

(Счет от 1 до 10, загибая пальцы).

Дети садятся на места. Склеивание концов полосок бумаги. Приклеивание полосок к кругу. Воспитатель напоминает, что сначала нужно приклеить длинные полоски, а затем короткие. Сверху приклеить второй круг. Продеть в одно колечко отрезок ленты, завязать узелок. Серединку снежинок ребята решили украсить дома с родителями.

Ребята, вечером родители полюбуются вашими снежинками и порадуются вашим умениям.

Приложение 3.

Стихи для чтения

В.Берестов «Новогоднее происшествие»

Простые игрушки сквозь щелку

Однажды увидели елку:

«Давайте – ка елку нарядим!

Залезем на ветки и сядем!»

Полезли на елку игрушки.

Мартышка уже на верхушке.

Под Мишкою ветка прогнулась,

Под Зайчиком чуть покачнулась.

Цыплята висят, как фонарики,

Матрешки – как пестрые шарики…

«Эй, елочные игрушки,

Снегурочки, звезды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые,

Серебряные, золотые!

Пока вы пылились на полке,

Мы все очутились на елке!

Сейчас ребятишек обрадуем!

Ой, батюшки! Падаем! Падаем!»

К. Чуковский «Елка»

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки –

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой, из серебряной бумаги.

Засмеялись бы на елочке матрешки

И захлопали б от радости в ладошки.

Потому что у ворот постучался Новый год!

Новый, новый, молодой, с золотою бородой!

Приложение 4.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: развитие лексико – грамматического строя речи.

Описание: воспитатель предварительно проводит беседу о новогоднем празднике. Затем предлагает детям прослушать слова и подобрать к ним родственные.

Дед Мороз…какой?...старый, добрый, седой и т.д. Снегурочка…какая?... Елка….. Подарок…..Елочные игрушки…..

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие познавательных процессов, закрепление умения группировать и классифицировать предметы по признаку.

Описание: детям называется четыре предмета. Ребенок должен выбрать лишний и объяснить свой выбор.

Метель, буран, ливень, снегопад (ливень)

Береза, тополь, ель, ива (ель)

Хлопушки, звездочки, воздушные шарики, фонарики (воздушные шарики)

И т.д.

Подвижная игра «Два Мороза»

Подготовка: на противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие делятся на 2 команды и располагаются в них. В середине площадки размещаются братья Морозы: Красный Нос и Синий Нос.

Ход игры: по команде два Мороза обращаются к игрокам со словами:

Мы – два брата молодые, два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный Нос, я – Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» И начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого запятнали, считается замороженным и остается стоять на месте с распростертыми руками, преграждая путь остальным. Когда замороженных становится так много, что трудно перебегать, игра прекращается.


МБОУ «Баунтовский эвенкийский район»

Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»

Направление исследовательской работы по технологии

«Новогодняя игрушка:

меняется дизайн, традиция остаётся»

Адрес название учебного заведения:

с. Романовка, ул. Почтовая 24

Ф.И.О. исполнителя: Нестерова Галина Олеговна.

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Домашний адрес:

Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район,

с. Романовка, ул. Почтовая

контактный телефон: 8 924-658-6602

Ф.И.О. руководителя: Карпова Людмила Анатольевна

Учитель технологии.

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Романовка – 2018 г.

Введение__________________________________________________________________

    История одной традиции

    Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи______________________________

    Практическая часть

Изготовление игрушек для елки из подручного материала_________________________

Заключение_______________________________________________________________

Список литературы________________________________________________________

Приложение______________________________________________________________

Введение

Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.

Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги - так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки. Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.

С детства я увлекаюсь разными видами декоративно-прикладного искусства: бисероплетением, вязанием, вышиванием, лоскутной техникой, оригами и т.д. Самое любимое занятие, это рисование. Я второй год посещаю кружок «Клуб юных художников», где учимся рисовать рисунки в технике «графика», «живопись» и т.д. но особенно мне нравиться рисовать на стекле, расписывать стеклянные бутылки, создавать картины в технике «витраж». Своим родным, друзьям в праздники преподношу подарки из собственной коллекции. Ежегодно в нашей школе нам дают задание изготовить новогодние украшения для оформления зала к празднику нового года. В этом году проводился конкурс на лучшее украшение новогодней елки, и мне пришла идея изготовить своими руками елочные игрушки из электролампочек, так как в наше время купленные в магазине лампочки часто перегорают, а чтобы их не выбрасывать, можно создать оригинальные новогодние игрушки. Для начала я решила изучить историю новогодней игрушки, а затем создать игрушки своими руками, чтобы украсить лесную красавицу.

На сегодняшний день цель моего проекта: Изготовить елочную игрушку для школьного праздника и конкурса «Лучшее украшение новогодней елки».

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

    Рассмотреть и отобрать необходимую литературу.

    Изучить историю возникновения елочной игрушки;

    Изготовить елочную игрушку своими руками;

    Представить коллекцию новогодних ёлочных игрушек.

    Провести мастер-класс для учителей, учащихся и родителей.

Объект исследования : Традиция – украшение интерьера дома к новогодним и рождественским праздникам.

Предмет исследования : Новогодняя ёлочная игрушка.

Актуальность темы:

Традиция (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности являются праздники Новый год и Рождество. Они приходят вот уже на протяжение многих лет, а вместе с ними традиционно - украшение дома.

Атрибутом новогодних праздников и знаком наступающего нового года была и остаётся елка. Всякий раз мы достаем ёлочные украшения, развешиваем их на лесной красавице или мастерим эксклюзивные, фантазийные игрушки своими руками. Нарядно украшенная ёлка не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. И какое бы историческое время не вызванивали куранты разных стран, ни что не может прервать эту традицию - украшать новогоднюю или рождественскую елку.

Гипотеза проекта:

Мы предположили, что, возможно, если мы сделаем новогодние игрушки своими руками и подарим им частичку своего тепла, сердца и фантазии, то наша ёлка станет такой же доброй, интересной и сказочной в рождественские праздники.

    История одной традиции

Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё более двух тысяч лет назад. В те далёкие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые, и, чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, приносились обильные дары, которые развешивались на ветках. (Приложение1, рис.1.) В новое время, в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами. И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника. (Приложение1, рис.2..)

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет, свою чрезвычайно интересную историю. Классические правила украшения «рождественского» дерева – «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяющие библейский «запретный плод», горящие свечи – сегодня это всевозможные электрогирлянды. В средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными, добавились ещё орехи, сладости, конфеты

В 1807 году на Дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много ёлок, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных игрушек. Стали изготавливать многоразовые ёлочные украшения. Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы о поделки из ваты, звёзды из серебряной и золотой фольги, животные из скрученных проволок и многое другое. Большой популярностью пользовались свечки, которые прикручивали к еловым веткам тонкими проволочками.

    Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи

Елочные игрушки, история и политика неразрывно связанны между собой. По игрушкам можно проследить все события, происходящие в стране. Для доказательства верности высказывания проведено исследование «Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи».

Дореволюционная Россия (до 1917 года)

В Древней Руси Новый год отмечали в марте. Только в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать зимой. В царском документе повелевалось встречать Новый год 1 января: «По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». При Николае I, его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла из Европы обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. В XVIII веке самыми любимыми ёлочными игрушками в России на протяжении долгих лет были опять же, съедобные изделия. На Руси влияние на такие игрушки оказало ремесло выпечки пряников. Остывшие сладости вешали на ёлку, обернув в золотую, серебряную или цветную фольгу. Многие игрушки делались из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства.

В дореволюционной России праздновалось, в основном, Рождество, а не Новый год, поэтому в елочных игрушках этого периода делался акцент на сюжеты Библии. (Приложение1, рис.4.)

Довоенная Россия (1917г. – 1941г.)

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, сначала 1927 года, когда в новогодней елке усмотрели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества, и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вновь вернулись в жизнь советских граждан. В 1935 году вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы. Игрушки-подвески с серпом и молотом. Эра воздухоплавания отразилась на елочных игрушках – дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крохотными парашютистами. В 1937 году была даже выпущена серия елочных шариков с изображением членов Политбюро и портретами вождей революции – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В конце 30-х годов появились герои детской литературы. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тему. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. В 1935 – 1940 годах появились ватные игрушки «в память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» - животные, фрукты, овощи. Появились ватные Дед Мороз и Снегурочка. (Приложение 1, рис.5.)

Россия во время Великой отечественной войны (1941г. – 1945г.)

Во время Великой Отечественной войны в фронтовые годы елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабричные игрушки выпускались в ограниченном количестве, но елку украшали обязательно – этот обряд напоминал о мирной жизни и предавал сил надеяться на скорую победу. «Военные елки» украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». (Приложение1, рис..)

Советская Россия (1950г. – 1990г.)

После войны елочные игрушки снова стали мирными.

В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.

В начале 50-х годов, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много стеклянных игрушек в виде фруктов, ягод и овощей. С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек – «малюток». Ими украшали маленькую настольную елку. Это было очень удобно, потому что большинство людей того времени жили в коммуналках. В 50-х годах появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и стекляруса. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положение «без пяти двенадцать».

В СССР 1950-60 годах в ассортименте елочных изделий ватные игрушки занимали одно из первых мест. Благодаря своему яркому цвету, разнообразию форм и легкости. Деды Морозы из ваты и папье-маше относились к подставочным фигурам. Подставочными они назывались потому, что укреплялись на деревянной подставке и устанавливались обычно под елкой.

Начало 60-ых годов - период наивысшего расцвета советской промышленности, он отразился и на производстве елочных украшений. Игрушки этих лет отличаются разнообразием сюжетов, очень популярны фигурки сказочных персонажей на прищепке: Айболит, Дед Мороз и Снегурочка, Чиполино, различные звери: белочки, медведи, зайцы совы, цыплята. После полета Гагарина в космос в 1961 году на елках появились космонавты, спутники Земли. В 60-е годы в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки на сельскохозяйственную тему, часто встречалась в ёлочных игрушках царица полей - кукуруза. В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.

В 1965 году производство елочных игрушек поставлено на поток. В моде минимализм, все максимально упростилось. Исчезла скульптурность фигурок, росписи на игрушках стали простыми. Активно используется в производстве елочных игрушек поролон, пластмасса.

В 1970-80 годы, во времена правления Брежнева, ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало меньше. Игрушки стали более абстрактными. В эти годы стал популярен «дождик» из фольги и пушистая разноцветная мишура.

Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской ёлки» - богатое, сверкающее убранство, отражающие политическую и культурную жизнь страны сюжетные игрушки плюс красная пятиконечная звезда на макушке. (Приложение1, рис.7.)

Постсоветская Россия

В 1990 годы появились елочные шары с изображением животных – символов наступающего года, т.к. с 1980-го года страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Популярно течение – искусственные елки ненатуральных оттенков – белого, синего, красного и т.д. и украшение шарами одного цвета и размера. В 1990-е годы была модной западная традиция, украшать елки шарами двух цветов, сочетающимися между собой, например, красный – золотой, синий – серебряный, а также завязывать на ветвях парчовые банты и никакой мишуры и «дождя». Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников и вскоре домашние елки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зелёной хвои на дереве не было видно. В 90-е годы рынок заполнили западные и китайские ёлочные игрушки – появились всевозможные шары, сердечки, Санта-Клаусы, постепенно вытесняющие нашего Деда Мороза. (Приложение1, рис.8.)

Современная Россия, XXI век

С начала 2000-х годов стали популярны оригинальные «самодельные» игрушки – своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани. А мода на советские ретро игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей и старинных комодов.

Новинки 2005 года, елочные украшения из акрила – пластика высокого качества, имеющего свойство отражать даже самые мельчайшие детали фигурки. Акриловые игрушки своим видом напоминают изделия из венецианского стекла.

Каждый год дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … ёлочных игрушек. Сегодня в дизайне ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинками русской зимы, а также государственной символикой. На новогодних ярмарках присутствует также большое количество разнообразных ёлочных украшений китайского производства. Тем временем европейцы производят более разнообразные елочные игрушки – из проволок и цепочек, из всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайэток, стразов, даже драгоценных металлов и камней.

Все течет, все меняется и подчас елка уже сама по себе считается украшением праздника: она может быть с листьями вместо иголок, с блестящими ветками, сделанная из страусинных перьев, сложенная из значков на стене, составленная из книжных полок подход. Что же касается современных елочных украшений, то каждый год появляются новые тенденции: технодерево – елка украшенная компакт дисками; елка в стиле кантри, украшенная пряничными домиками с глазурью, печеньем в виде снеговиков и настоящими шишками, фруктовые елки, конфетные елки и т.д. Каждую зиму дизайнеры создают очередную коллекцию одежды, украшений, парфюма и … елочных игрушек. (Приложение1, рис.9.)

III. Практическая часть

Изготовление игрушек для ёлки из подручного материала

В наши дни сохранилась традиция изготовления игрушек своими руками. Это очень увлекательное и интересное занятие. В настоящее время в России проводятся всевозможные конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, сделанную своими руками. Приступая к работе по созданию новогодней игрушки, ознакомилась с историей новогодней игрушки во всем мире. Красота игрушек доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная игрушка выражает стремление ее носителя, воспитывает возможность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

Для изготовления игрушек нам понадобятся: электролампочка, акварельные краски и гуашь, водоэмульсионная краска и кисточки, картон, ножницы, клей, пряжа, цветочки, бантики.

Последовательность изготовления новогодней игрушки представлено в таблице «Технологическая карта». (Приложение 2)

Заключение

Мы узнали, что новогодняя игрушка это не только элемент зимнего праздника, но и часть истории нашей страны и всего мира. С начала елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветке рядом с фруктами, сладостями и орехами. Но позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Появились стеклянные игрушки самые разнообразные, их внешний вид менялся с годами, и они становились все более доступными для большинства жителей нашей страны.

Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими во всем мире и в нашей стране. В ней отражались многие исторические события того времени и достижения человечества того времени: освоение космоса, юбилеи писателей, продовольственный кризис, война и т.д. Сейчас же игрушки делают из разного материала: из проволоки, металла, стекла, пластика, перьев, засушенных фруктов и пряных специй. А так же в 2000-х годах появились игрушки с изображением животного – символа наступающего года.

А самое главное, я получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук. А впереди у меня новые мечты, изготовления разных видов игрушек из другого подручного материала. Меняется дизайн новогодней игрушки, а традиция – наряжать ёлку остается!

Список литературы

    Анисонян М. Как новый год к нам пришел... Природа и человек (Свет). - 2005. - № 12.

  1. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Книга 1. - М. : Художественная литература, 1998.

    Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002,Русская ёлка.-

    Овешкова Ф.И., Данилевсий В.Г. Производство елочных украшений из ваты. М., КОИЗ, тип. "Гудок, 1950 г., 104 с

    Сальникова А. «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку».- Издательство «Новое литературное производство». М.;. -2010 г.

    Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка. Наука и жизнь. - 2003. - № 12

Интернет ресурсы

    http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=103

    http://www.christmasheaven.ru/forum/index.php?showtopic=44

    http://www.klinvk.ru/history.html.

    http://www.kostromama.ru/articles/holidays/article/Istoriia_novogodneii_igruschki.html История новогодней игрушки

    https://www.litmir.co/br/?b=7095 -Библиотека Чарльз Книга: "Рождественская елка"

    https://ru.wikipedia.org/wiki/ Новый_год_в_России

Приложение 1

МС (К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская С (К) ШИ VIII вида»

Творческий проект

Новогодняя игрушка

выполнила

Николаева Ксения, 4 класс

руководитель проекта:

Аширова Галима Азмиковна,

воспитатель

с. Брюхово, 2015

страница

    Введение……………………………………………………………………………………………………………..3

    История ёлочной игрушки………………………………………………………………………………….4-5

    Материалы и инструменты………………………………………………………………………………..6

    Правила работы с режущими предметами……………………………………………………….6

    Последовательность выполнения проекта… …………………………………………………… .7-8.

    Экономические расчеты…………………………………………………………………………………… 9

    Заключение…………………………………………………………………………………………………………10

    Список литературы……………………………………………………………………………………………..11

Введение

Актуальность: Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза.

Украшение ёлки в канун праздника одно из самых приятных и увлекательных занятий.

И украшения могут быть самыми разнообразными. Можно купить новогодние игрушки в магазине, а можно приложить немного усилий и сделать их собственноручно!

А особенно приятно, когда твою работу увидят не только близкие родственники, но и совсем незнакомые тебе люди.

В нашей школе ежегодно украшается новогодняя красавица. И мне хотелось бы, чтобы моя работа сделала елку, еще более привлекательной.

Начиная работать, я поставила цель : изготовление новогодней игрушки.

А из цели сами собой и задачи появились:

    Познакомиться с историей ёлочных игрушек

    Освоить технологию изготовления новогодней игрушки

    Заготовить необходимые материалы и инструменты

    Выполнить работу по составленному плану

Моё изделие должно отличаться оригинальностью, простотой изготовления, небольшими затратами материала и времени.

Начиная работу над изделием, я ориентировалась на экологическую направленность. Если использовать для изготовления поделок пустые пластиковые бутылки, то их меньше будут выбрасывать и загрязнять улицы нашего села, и экологическое состояние будет немного лучше.

2.История ёлочных игрушек

Новогодняя игрушка имеет свою, интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году.

По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века.

До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными.

Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы, звёздочки.

А в 1867 году мастера могли выдувать птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.

В России, обычай наряжать елку пришел при Николае Первом. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия.

После в 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.

В 50-60-е годы - игрушки на прищепках, макушки вместо звёзд, сосульки.


В 1970-е годы фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди.

3. Материалы и инструменты

Чтобы сделать колокольчики своими руками нам потребуется:

    пластиковая бутылка из-под минеральной воды

    фольга

    ёлочная мишура

    ножницы

    клеящий пистолет

    ленточка для подвязки

4.Правила работы с режущими предметами

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами!

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания,

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперед.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

    Последовательность выполнения проекта

п.п

Название операции

Эскиз

Описание операции

Инструменты материал

Подготовка основы изделия

Отрезаем у пластиковой бутылки, нижнюю часть

Канцелярский нож, ножницы, бутылка

Делаем надрезы вокруг основания 1,5 см

Отгибаем эти надрезы вверх

Ножницы, основа

Обработка основы фольгой

Отрезаем кусок фольги по размеру нашей основы

Оборачиваем основу изнутри фольгой, фиксируя клеем

Оборачиваем основу снаружи фольгой, разглаживаем при этом руками, фиксируя клеем

Должно получиться вот так!

Отмеряем кусок мишуры и прикрепляем к широкой части игрушки.

Ножницы, фольга

Основа, фольга, клеящий пистолет

Отделка игрушки

Наклеиваем конфити

Прикрепляем мишуру на верхнюю часть колокольчика.

Клеящий пистолет, мишура, основа

Основа, клеящий пистолет, конфити.

Мишурура

Изготовление бубенчиков

Из полосок фольги скручиваем стебельки, на конце бубенчик

Прикрепляем получившиеся бубенчики во внутрь игрушки

Фольга, ножницы

Клеящий пистолет, игрушка,

Изделие готово!

Экономические расчеты

    Используем ранее приобретенную бутылку из-под минеральной воды.

    Фольга – 0,18кв. м на одну игрушку – 7руб.

    Клеевой стержень – 1х10руб=10руб.

    Новогодняя мишура – 7 руб.

Экономические расчеты показали, что для изготовления новогодней игрушки на елку было потрачено 24руб.

6 . Заключение

Изготовленная мною новогодняя игрушка получилась праздничной и нарядной. Ее размер позволит обратить на нее внимание гостей, когда они придут на новогоднее представление около елки. Возможно, мне посчастливится выиграть какой-нибудь приз за оригинально выполненную игрушку. Я очень рада, что приму участие в украшении елки.

Шары, снежинки и хлопушки -

Новогодние игрушки,

Выбирай здесь цвет любой:

Серебристый, золотой,

Будем ёлку наряжать,

С Новым Годом поздравлять,

Соберём мы всех друзей,

Чтобы было веселей.

Каждая сделанная своими руками игрушка несет в себе частичку волшебства, добра и любви.

Список литературы

    Новогодние поделки вместе с детьми/Екатерина Пугачёва, Елизавета Барышева, Анастасия Чесалова. - М.: Эксмо, 2013. – 80с.: ил. – (Азбука рукоделия)

Internet – ресурсы

images.yandex.ru›картинки новогодних игрушек

mastera-dekupazha.com›…kartinki…elochnyx-igrushek/

Ирина Чернышова

Проект «Новогодняя игрушка своими руками »

Украшение ёлки в канун праздника одно из самых приятных и увлекательных занятий. И украшения для этого случая могут быть самыми, что ни есть разнообразными. Можно купить новогодние игрушки в магазине , а можно приложить немного усилий и сделать эксклюзивный вариант собственноручно!

Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели

Вид проекта : творческий, исследовательский

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Возраст детей : 6-7 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета , письма Деду Морозу, украшение дома игрушками , долгожданные подарки под елкой. На территории детского сада тоже есть елки, но чем же их украсить? В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками , как-то необычно украсить елки в детском саду.

Цель проекта : расширение знаний детей о традициях новогоднего праздника , истории возникновения елочной игрушки , технологии ее изготовления.

Задачи проекта :

Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.

Посетить библиотеку, узнать историю происхождения новогодней игрушки .

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Развивать познавательную активность дошкольников.

Развитию творческой инициативы при изготовлении игрушки .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

Продукт проекта : новогодняя игрушка

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап :

- работа с родителями :подбор иллюстративного материала, выход в библиотеку «Лукоморья»

Подбор произведений о новогодних игрушках

Побор открыток, фотографий о Новом годе ;

Подбор тематических дидактических игр.

2. Основной этап :

- Работа с детьми :

1. Образовательные ситуации :

«История новогодней игрушки » (познание)

«Как наш детский сад встречает Новый год» (познание) ;

«Придумывание загадок-описаний о новогодней игрушке » (коммуникация) ;

«Укрась новогоднюю игрушку » (аппликация) ;

«Шары на новогоднюю ёлку » (рисование) ;

«Новогодние игрушки для новогодней ёлки » (ручной труд, гофрированная бумага) (пр

Игры :

Дидактические и развивающие :

- «Украсим ёлку» (блоки Дьенеша) ;

- «Четвёртый лишний» ;

- «Найди о чём расскажу» ;

- «Чем похожи и чем отличаются» ;

- «Из чего сделано»

- «Что будет если»

Режиссёрские :

- «Встречаем Новый год» ;

Сюжетно-ролевые :

- «Магазин новогодней игрушки » ;

- «Встречаем Новый год» ;

Подвижные :

- -«Два Мороза» ;

2. Ситуации, общение :

«Что делает новогоднюю ёлку красивой » ;

«Кто делает новогоднюю ёлку красивой » ;

«Откуда пришла новогодняя игрушка » ;

«Как я делал новогодние игрушки сам » ;

«Что такое Новый год? Это всё наоборот» ;

«Кто сделал игрушки на нашу ёлку ;

3. Подборка книг в книжном уголке о новогоднем празднике .

4. Творческая мастерская :

3. Завершающий этап :

Украшение елок на территории детского сада.

Поход в библиотеку "Лукоморье". Нам рассказали много интересного про то как же появилась первая игрушка .

Чем же украсить елку? Много было предложений у детей. Но все же все решили принести мягкие игрушки из дома и украсить елки. Что же у нас получилось, игрушки падают и совсем не держатся.




И тогда Рита предложила сделать игрушку своими руками . Родители активно участвуют во всех наших проектах . С мастером классом к нам пришла мама Ани, Юлия Александровна. Вместе с ребятишками она сделала такие замечательные шапочки.






Также к нам приходила Надежда Николаевна, она с ребятами сделала замечательного оленя и санта клауса.






Наталья Олеговна показала мастер класс как можно из пластмассовой бутылки сделать красивый колокольчик.







Итоговое мероприятие : наряжали елки на территории детского сада.





Публикации по теме:

18 апреля 2017 года в нашем детском саду «Звездочка» прошел мастер-класс с родителями и детьми 2ой младшей группы «Гномики». Родители.

Игрушка для развития мелкой моторики своими руками. Для заинтересованных педагогов не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики.

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи- игры.

Давайте для начала разберемся, что такое развивающая и обучающая игрушка? Если исходить из названия,то это игрушка, которая что- то развивает.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: