Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя.

Максимчик Ирина Мечиславовна,

социальный педагог

МБДОУ ЦРР-д/с "Соловушка"

п.г.т. Белый Яр

Паспорт проекта

Актуальность проекта

В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.

Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.

Актуальность темы «Твои права, малыш»» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней; формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».

Задачи проекта :

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по ознакомлению дошкольников с правами детей;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме «Права ребенка»;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с их правами;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей фотовыставку и выставку рисунков;
  • провести заключительное мероприятие: показ спектакля с участием родителей .

Объект проекта : Воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР –д/с «Соловушка»

Предмет проекта : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией « О правах ребенка»

Время реализации проекта : 6 недель.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Информационное обеспечение проекта

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
  3. Детская и методическая литература

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед
  • Воспитательные мероприятия
  • Ориентировочный план занятия
  • Рекомендации воспитателям и родителям
  • Анкета для родителей

Ресурсное обеспечение :

Мультимедийное оборудование; диски с музыкальными произведениями; костюмы и атрибуты для театральной деятельности; материалы для изобразительной деятельности.

Продукт проекта : показ спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков»; выставка творческих работ детей; презентация «Дюймовочка» - о правах детей; рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с их правами; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Твои права, малыш»; разработанные рекомендации и консультации для родителей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой – проведение бесед;

− рассматривание картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребенка»;

− проведение мероприятий;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков;

− создание и презентация спектакля.

– анализ результатов проекта.

План проектной деятельности

Обсуждение идеи проектной деятельности.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Сбор информации и подготовка материала.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

4. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.

Ознакомление педагогов с планом работы.

Размещение стендовой информации для родителей

«Информация о проекте»

«О чем говорят рисунки ребенка»

«Независимый дошкольник»

Работа с педагогами:

Анкетирование

Консультации

«Основные международные документы по защите прав детей»

«Защита прав ребенка и правовое воспитание»

«Жестокое обращение с детьми»

Памятки

«Наказывая, подумай, зачем?»

«Жестокое обращение с детьми»

Работа с детьми:

Цикл занятий

Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»

Интервьюирование

Просмотр мультимедийных презентаций


Сказка «Дюймовочка»

«Как Светик появилась»

Чтение художественной литературы

Сказка «Похищенное имя»

Сказка «Добрый волшебник»

Сказка «Зарядка и простуда»

Рассказ «Мои права»

Стихотворение А.Барто «Одиночество»

Слушание детских песен

«Большой хоровод» сл.Е. Жигалкина, А.Хайта

«Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского

Конкурс стихов


Игры:

Дидактическая игра «Кто права нарушил?»

Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья»

Выставка рисунков

«Мир, в котором я живу»

Просмотр спектакля с участием родителей

«Новое приключение Буратино в стране Чудаков»


Работа с родителями :

Анкетирование

«Знаете ли вы права своего ребенка»

Консультации

«Понимаем ли мы друг друга»

«Защитим детей от физического насилия»

«Жестокое обращение с детьми»

«Ребенок и его права»

Домашние творческие задания

«Домашние обязанности вашего ребенка»

Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Памятки

«Наказан-прощен»

«О поощрении и наказании»

«Искусство быть родителем»

«Четыре заповеди мудрого родителя»

«Три способа открыть ребенку свою любовь»

«Не забывайте про права своего ребенка»

Родительские собрания:

1)«Защита прав и достоинств ребенка»

2) Деловая игра

«Знаем ли мы права ребенка»

Участие в выставке рисунков

Презентация спектакля

«Новое приключение Буратино в стране Чудаков»

Список литературы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
  3. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.
  6. Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М.:2011
  7. В.Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
  8. «Воспитателю о работе с семьей» п/ред.Н.Ф. Виноградовой
  9. З.Ф. Семенова, С.Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
  10. Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9
  11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. М.: 2002.
  12. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
  13. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: 2009.
  14. Пчелицева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу Р.Ф. М.: 2008.
  15. Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
  16. Детская литература

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.1umka.ru
    2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
    3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
    4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»

Актуальность

Процесс формирования личности обусловлен охраной детства и социальным воспитанием. Под социально – правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.

Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм) , установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.

Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности.

Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди.

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всём мире.

Тип проекта: информационно – ориентированный.

Вид проекта – среднесрочный (март, апрель, май 2018 года)

Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы, воспитатели.

Цель:

Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закреплёнными в ней.

Задачи:

    Изучить Конвенцию ООН «О правах ребёнка»

    Создать условия для формирования у детей правовой компетентности.

    Расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире.

    Формировать элементарные представления о свободе личности.

    Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами поведения.

    С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников, повысить правовой уровень культуры родителей.

    Активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей

    Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребёнка, ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Итоговое мероприятие:

Театрализованное развлечение «Мы тоже имеем право»

Ожидаемые результаты:

    Дети и родители познакомятся с Конвенцией «О правах ребёнка» , научатся принимать их в жизни.

    В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.

З.Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

4. Сформированная организационно – правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Реализуемые мероприятия

Образовательная область «Речевое развитие»

∙ Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»

∙ Беседы о правовых праздниках «День прав ребёнка» , «День защиты детей»

∙ Беседа «Что такое права человека?»

∙ Беседа

∙Беседа «Имя, отчество, фамилия»

∙ Составление рассказов по теме «Моя семья» , по картине «Мамины помощники»

∙ Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»

∙ НОД «Пересказ рассказа «Сила – не право» К.Д. Ушинского»

∙ НОД «Нужны ли правила поведения в обществе»

Чтение:

В.Катаев «Цветик - семицветик»

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

К.Д. Ушинский «Умей обождать»

К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Л.Толстой «Два товарища»

Л.Толстой «Филиппок»

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

К.Чуковский «Айболит»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Заучивание:

Я. Аким «Моя родня»

О.Липатова «Я люблю свою сестрёнку»

Р. Сеф «Совет»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»

НОД «Могу, хочу, должен»

НОД «Я – ребёнок имею право»

НОД «Права и обязанности ребёнка»

НОД «Микрорайон нашего посёлка»

Развлечение «Праздник имени»

Образовательная область

Аппликация «Наша группа»

Рисование «Портрет друга»

Рисование «Моя любимая игрушка»

Рисование «Образ моей семьи»

Рисование «Вечерний город»

Лепка «Посуда для кукол»

Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»

Организация совместного с родителями праздника, посвящённого Дню Матери

Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»

Продуктивная деятельность

Создание картотеки пословиц и поговорок о семье

Создание альбома «Я – ребёнок имею право»

Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка

Творческое задание родителям совместно с детьми на тему «Мой мир» (с рисунками и фото)

Создание альбома «Профессии мам и пап»

Образовательная область

- Совместно с родителями подбор картотеки:

- «Профессии мам и пап»

- «Профессии, задействованные в правосудии»

Изготовление атрибутов для с-р игр

Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья»

- «Детский сад»

- «Строители»

Словесно – дидактические игры:

- «Кто я?»

- «Обратись по имени»

- «Назови меня ласково»

- «Можно- нельзя»

- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)»

∙ Развивающие игры

- «Мои права»

- «Я должен…»

- «Кто нарушил права?»

- «Мы разные, но у нас равные права»

Беседа «Если вы остались дома одни»

Беседа «Как избежать опасных домогательств и насилия»

Беседа – рассуждение «Правила поведения в толпе»

Ситуация общения «Правила безопасности на улице»

Сюжетно – ролевая игра на транспортной площадке «Пешеходы и водители»

Беседа «Что делать, если вы оказались заложником»

Взаимодействие с родителями

∙ Анкетирование «Какие Вы знаете документы по правам ребёнка?»

∙ Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в ДОУ и семье»

∙ Консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»

∙ Папка – передвижка «Десять заповедей для родителей»

∙ Папка – передвижка «Права детей»

∙ Книжка – раскладушка «ОБЖ. Безопасное общение»

∙ Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.

∙ Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)

Итоговое мероприятие «Мы тоже имеем права»

к проекту «Я- ребенок имею право»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

    На основе литературных произведений закрепить и обобщить знания детей о правах ребёнка. («Познавательное развитие» )

    Воспитывать у детей уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста. («Социально – коммуникативное развитие» )

    Продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения. («Речевое развитие» )

    Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса. («Речевое развитие» )

    В игре «Если весело живётся…» закрепить умение согласовывать свои действия с действиями других детей. («Художественно – эстетическое развитие» )

    Развивать умение исполнять песни выразительно, эмоционально, не выкрикивая окончания. («Художественно – эстетическое развитие» )

Методы и приёмы:

словесные – беседа, чтение стихотворений

наглядные – рассматривание иллюстраций

практические – исполнение песни

игровые – игра «Если весело живётся …»

Оборудование: ноутбук, сенсорная доска, запись отрывков из мультфильмов: «Снежная королева» , «Золотой ключик или приключения Буратино» , «Цветик – семицветик» , «Золушка» , запись песни «Солнечный круг» , магнитная доска

Материал: белый халат, шапочка, фонендоскоп, градусник, мыло, полотенце, зубная паста и щётка, расчёска; иллюстрации «Права ребёнка» ; ширма с надписью «Права ребёнка»

Ход мероприятия:

Из – за ширмы выходит ребёнок (Дима А.) , читает надпись

Дима А. Вот это да! Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей.

Настя В. (выходя из – за ширмы) - Как это? Что это такое? Я ничего не поняла. Что это за права такие? В этом надо разобраться… Может быть, позвать взрослых?

Слава Н. – Вот ещё! Мы уже сами не маленькие. Знаем, что есть такие науки, как математика, астрономия, история, на компьютере умеем играть, так что пора самим думать и соображать.

А давайте прогуляемся по страницам наших любимых сказок и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются.

Настя В. – Здорово! Может они помогут нам разобраться в правах.

Алина К. – Мы знаем, кто нам поможет! Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок…

Ну а если вдруг у Оли или Коли или Пети

Заболит живот иль ухо,

Или насморк одолеет,

Или голова болит –

Приходите, приходите …

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(Доктор Айболит – Артём Ш ставит «больным» детям градусники, смотрит горло, слушает)

Доктор Айболит (Артём Ш.) – Да, дети, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить своё здоровье?

Анюта В. – Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Андрей П. – Да здравствует мыло душистое!

Миша К. – И полотенце пушистое!

Женя С. – И зубной порошок!

Коля К. – И густой гребешок!

Аня В. Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани

В реке, в ручейке, в океане

И в ванне, и в бане

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Настя В. Значит, у нас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная питательная еда!

Слава Н. А чтобы всё это было, ребёнок должен воспитываться в семье или с теми, кто будет о нём хорошо заботиться.

«Снежная королева» )

Настя В. Смотрите, кто – то идёт … Ой, да ведь это Герда. А из какой она сказки? А почему она такая печальная? Что случилось? … Кто помнит, чем закончилась сказка?

Слава Н. Да, дети имеют право жить с теми, кто о них заботится.

Настя В. И главное любит.

Дима А. А сейчас давайте вспомним другую сказку. Написал её Алексей Николаевич Толстой Может кто – то скажет, как она называется? А кто главный герой? Смотрите, а вот и он!!!

(включить отрывок мультфильма «Золотой ключик или Приключения Буратино» )

Настя В. Но это же безобразие!

Слава Н. – Конечно. Никто не имеет права жестоко обращаться с детьми! Поэтому они и убежали от Карабаса.

Дима А. – Но вы же помните, как закончилась сказка?

(Буратино добыл золотой ключик, им куклы открыли дверь и оказались в волшебной стране)

Слава Н. – Так как дети имеют право объединяться и выражать свои мысли, взгляды и желания, то они создали свой театр

Настя В. – А мне в этой сказке очень нравится Мальвина, она так много знает и хочет, как учитель заниматься воспитанием и образованием других героев.

Слава Н. – А они такие молодцы, понимают, что дети имеют право на образование.

Настя В. – Как здорово, что дети такие весёлые, счастливые и занимаются тем, что им нравится.

Дима А. – Ребята, а вот в этой книге говорится о мальчике, который даже играть в салочки не может.

Настя В. – Я догадалась: это сказка Валентина Петровича Катаева. А вы помните, как она называется? Правильно, «Цветик – семицветик»

(включить отрывок мультфильма)

Настя В. – Конечно, в сказке можно стать здоровым моментально, в жизни, к сожалению, так не бывает!

Слава Н. – Но всё равно, все дети – инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых.

Настя В. – Конечно. Да и все дети имеют право на отдых. Я приглашаю наших детей поиграть в игру «Если весело живётся…»

Дима А. – А сейчас давайте вспомним сказку Шарля Перро «Золушка» В этой сказке нарушены сразу два права ребёнка. Как вы думаете какие?

(«Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы» ; «Дети имеют право на отдых» )

(включить отрывок из мультфильма «Золушка» )

Настя В. – Мне бы очень хотелось для всех этих героев устроить настоящий бал. Ещё я очень хочу, чтобы на балу были дети из разных стран в своих национальных костюмах.

Слава Н. – Молодец! Отлично придумала! Ведь здесь написано (делает вид, что читает) , что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры, исповедовать свою религию, говорить на своём родном языке!

Дима А. – Права, о которых мы сегодня говорили, есть у каждого ребёнка на нашей планете!

В заключении я предлагаю спеть песню «Солнечный круг»

Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Проект по правовому воспитанию в старшей группе

«Право ребёнка на имя » .

«Имя – тончайшая плоть,

посредством которой

объявляется духовная

сущность…

П. А. Флоренский

Актуальность и важность проблемы;

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

представления о правах человека .

Объект исследования : дети (5-6 лет)

Задачи проекта :

Познакомить детей с понятием «право »

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

Гипотеза : Если знать свои права

Критерии оценки проекта :

1. Важность темы проекта ;

2. Полнота раскрытия темы;

3. Оригинальность решения проблемы;

4. Использование средств наглядности.

Ожидаемый результат проекта :

1. Активизация детской творческой активности.

2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

Тип проекта : познавательно-игровой.

Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

План реализации проекта .

1 этап - подготовительный;

2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

3 этап – заключительный результат;

Этапы проекта :

1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

2. Чтение художественной литературы детям.

3. Подбор наглядного и методического материала.

4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

5. Реализация проекта .

6. Подведение итогов.

Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

1. Беседы по теме.

2. Использование сказочных персонажей.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Практическая деятельность.

5. Экскурсия в другие группы .

6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

7. Самостоятельная детская деятельность.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

10. Развлечение, викторина.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный :

1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

2. Составление плана основного этапа проекта .

II этап – практический :

1. Организация работы по решению задач проекта .

2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

IIIэтап – заключительный :

1. Презентация проекта .

2. Анализ и обобщение результатов работы.

Взаимодействие с родителями :

1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

План перспективного планирования недели проекта

«Право ребенка на имя » .

Работа с детьми.

день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Формирования у детей правовой компетентности ;

2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

Список литературы

1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
  • Тип проекта: информационно-ориентированный
  • Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно — образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «Оправах ребёнка».

ЗАДАЧИ:

  • Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
  • Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
  • Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
  • Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально — правовыми нормами и правилами поведения.
  • Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста .

ЗАДАЧИ для родителей

— Закрепить знания родителей воспринимать ребёнка как личность.

— Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.

— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат по проекту: Дети и родители познакомятся с конвенцией «Права ребёнка», научатся применять их в жизни.

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  • «
  • Тематические беседы.
  • Развлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».
  • Родительское собрание на тему «Под защитой закона», « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье».
  • Практические консультации для родителей.
  • Тематические беседы.
  • Оформление стенда « Права ребенка».
  • Тематические занятия по правам ребенка.
  • « Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка на имя, отчество и фамилию», « Мой дом – моя крепость»

Реализация проекта

Коммуникация.

  • Задачи:
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Беседы о правовых праздниках «День защиты детей» « День семьи»
  • Изучать особенности общения детей и взрослых в семье.звлечение для родителей ко Дню семьи « Счастье ребёнка в Ваших руках».

Познание.

Задачи:

  • Привлекать родителей к совместно с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к общению со взрослыми и сверстниками.

Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией о правах ребенка

▪ Познавательные беседы «Поговорим о правах ребенка»:

«Что такое право?».

«Права и обязанности в семье«

«Мы — дети разных национальностей»

«Мы разные».

«Я — живу в России»

«Моя семья»

«Мамины помощники»

«Помощники»

Социализация.

Задачи:

  • Показывать родителям значение матери, отца, а так же дедушек, бабушек, воспитателей, детей-сверстников в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимание социальных норм поведения.
  • Подчеркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Беседы:

« Роль бабушки и дедушки в воспитании детей».

« Какой ты отец?»

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья»

«Детский сад»

«Больница»

«Школа»

«Спасатели»

Дидактические игры:

— «Я имею право»

— «Чьи права нарушены?»

— «Назови права героев«

— «Выбери право»

— «Мы разные, но у нас равные права»

— «Дружные ребята»

ТРУД.

Задачи:

— Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвящённой различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

— Обращать внимание детей на отношение членов семьи к труду.

— М/ф « Песенка мышонка», «Чебурашка и крокодил Гена»

— Совместно с родителями подбор картотеки «Профессии мам и пап» и «Профессии задействованные в правосудии».

— Изготовление атрибутов для игр

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Задачи:

— Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на дороге и т.д, и способами поведения в них.

— Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома.

— Знакомить детей с правилами поведения в различных жизненных ситуаций.

— Игра-беседа «Если чужой стучится в дверь»

— Дидактическая игра «Как обеспечить безопастность?», « Если ты поранился», « Пожар 01».

ЗДОРОВЬЕ.

Задачи:

— Объяснять родителям, как образ жизни семь воздействует на здоровье ребенка.

— На основе просмотра художественных и мультипликационных фильмов ориентировать познание детей на сохранение и укрепление здоровья.

— Дидактичекская игра « Крепыши-малыши»

— Мультфильм « Айболит», « Бегемот который боялся прививок»

Чтение художественной литературы:

Задачи:

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения.
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
  • Учить оценивать поступки героев произведений, драматизировать отрывки сказок.

Картотека пословиц и поговорок о семье

  • А. Рубинов «Ступенька».
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

А. Седугин «Брысь, шапочка!»

А. Барто «Помощница».

Л. Толстой «Два товарища».

Музыка.

Задачи: Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

«Мы на свет родились — что бы счастливо жить» (развлечение по правам ребёнка с участием родителей).

Цель:

— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.

— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

— Развивать умение рассуждать и делать выводы.

— Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

— Прослушивание песни «Мама для мамонтёнка», «Рыжий, рыжий конопатый» и др.

Формы взаимодействия с семьей.

  • Анкетирование «Какие вы знаете документы по правам ребенка», «Хорошие ли вы родители».
  • Консультация.
  • Шпаргалки для родителей».

— «Семь правил для взрослых».

— «Десять заповедей для родителей».

— «Прав ребёнка — соблюдение их в семье».

— «Памятка для родителей о защите прав и достоинства ребёнка в семье».

— «Декларация о правах ребёнка».

— «Понимаем ли мы друг друга».

— «Искусство быть родителем».

— «Жестокое обращение с детьми, что это такое?».

— «Как наказывать ребёнка?»

  • Собрание « Защита прав маленького ребенка в ДОУ и семье», «Под защитой закона».
  • Папка – передвижка «Права детей».

Ожидаемые конечные результаты: Повышение интереса родителей и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Научить ребенка соблюдать закон не оставаться равнодушным к происходящему.

2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012

3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22

4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.

5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4

9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.

10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.

11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

Скачать презентацию

социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Звездочка»,

р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: