Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №167»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №167
____________________
Н.М. Марченкова
Социальный проект
«О дружбе и друзьях»
учащиеся 2 «А» класса
МБОУ СОШ № 167
города Н. Новгорода
Руководитель:
Опарина А.В.,
учитель начальных классов
Нижний Новгород
2013 - 2014г.
Социально - педагогический проект «О дружбе и друзьях».
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Название проекта: «Поговорим о дружбе».
Данный проект был реализован во 2 «А» классе МБОУ «СОШ» №167 г. Нижнего Новгорода.
Проект :
· интегрированный и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
· долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;
· предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;
· совмещает урочную и внеурочную работу;
· комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно - поисковый);
Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.
Приобретение навыков работы в сотрудничестве.
Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Описание действий :
Деятельность учителя.
Проведение классных часов
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти» .Обсуждение.
4. Правила дружбы. Работа в группах.
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.
6.Выбираем темы сочинений - рассуждений для самостоятельной работы. («Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другое)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и мои друзья».
Уроки окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья»
Деятельность детей в творческих группах.
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;
Создание общего рисунка - аппликации «Друзей много не бывает»
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Оформление выставок в классе.
Творческие работы: сочинения «Поговорим о дружбе» на выбранные темы.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Изготовление подарка другу. (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.
Побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.)
Создание «Дерева Дружбы».
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Выступление творческих групп на классных часах.
Создание выставок во внеурочное время.
Оформление общей стенгазеты.
Четвертый этап (рефлексивно - оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему?
Чему научились? Какие знания получили в итоге.
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Презентация детских работ. (сочинения)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент .
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
2. Вступительное слово.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
Притча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Постановка цели.
А может ли эта мудрость помочь нам? И как?
Мы всё это показали на нашем дереве Дружбы. О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?
4.Беседа
Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
5. Игра «Волшебная конфета».
Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…
Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…
6.Презентация детских проектов . А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.
Ваши сочинения.
Молодцы!
7.Рефлексия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.
Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.
Используемая литература
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб. гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
Проект "Поговорим о дружбе"
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Проект :
· интегрированный и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
· долгоосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;
· предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;
· совмещает урочную и внеурочную работу;
· комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый,);
.Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.
Преобретение навыков работы в сотрудничестве.
Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Описание действий :
Деятельность учителя.
Проведение классных часов
1. «Что такое дружба?» Беседа- презентация. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа Н. Булгакова «Анна не грусти» .Обсуждение.
4. Правила дружбы. Работа в группах.
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.
6.Выбираем темы сочинений- рассуждений для самостоятельной работы.(«Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Что такое дружба?» и другое)
Уроки литературного чтения по теме: «Я и м ои друзья».
Уроки окружающего мира по теме: «Ты и твои друзья»
Деятельность детей в творческих группах.
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;
Создание общего рисунка- аппликации «Друзей много не бывает»
Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Оформление выставок в классе.
Творческие работы: сочинения «Поговорим о дружбе» на выбранные темы.
Создание из собранного материала книги « Поговорим о дружбе».
Изготовление подарка другу. (научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.
Побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.)
Создание «Дерева Дружбы».
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем классе…Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Выступление творческих групп на классных часах.
Создание выставок во внеурочное время.
Оформление общей стенгазеты.
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
До написания сочинений провели беседу-самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего? Что не получилось? Почему?
Чему научились? Какие знания получили в итоге.
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Презентация детских работ. (сочинения)
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы; выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент .
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
2. Вступительное слово.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
При?тча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Постановка цели.
А может ли эта мудрость помочь нам? И как?
Мы всё это показали на нашем дереве Дружбы. О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?
4.Беседа
Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
5. Игра «Волшебная конфета».
Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…
Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…
6.Презентация детских проектов . А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.
Ваши сочинения.
Молодцы!
7.Рефлексия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.
Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.
Используемая литература
1.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
2. Festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурc].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана. (20.12.2011).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Проект
«Поговорим о дружбе»
Составитель:
Учитель начальных классов
Созонова Ольга Юрьевна
Г.Алапаевск
2015год
Проект:
интегрированный и практически направленный на включение обучающихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;
предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый).
Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.
Приобретение навыков работы в сотрудничестве.
Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
Описание действий:
Деятельность учителя.
Проведение классных часов
1. «Что такое дружба?» Беседа. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);
2. «Пословицы о дружбе»…Игра.
3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа.
4. Правила дружбы. Работа в группах.
5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.
Деятельность детей в творческих группах.
Поиск пословиц и поговорок из разных источников.
Подбор стихотворений и песен о дружбе.
Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;
Создание общего рисунка «Мои друзья»
Оформление выставок в классе.
Изготовление подарка другу. (научить чуткому,
доброжелательному отношению к товарищам.
Побуждать детей к нравственным поступкам, желание
совершать добрые поступки.)
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг?
Второй этап (планирование деятельности).
Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.
Третий этап (практически - деятельностный)
Выступление творческих групп на классных часах.
Создание выставок во внеурочное время.
Оформление общей стенгазеты.
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего?
Что не получилось? Почему?
Чему научились? Какие знания получили в итоге.
Пятый этап - реализация проекта.
Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить
следующие задачи:
Создать на занятии атмосферу доброжелательного
и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как
анализировать, делать выводы; слушать и слышать своих
товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.
Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,
Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,
Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.
И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди…
2. Вступительное слово.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?
Притча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!
Пастух подумал и выбрал… дружбу.
Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Постановка цели.
А может ли эта мудрость помочь нам? И как?
О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?
4.Беседа
Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
5. Игра «Волшебная конфета».
Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…
Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…
6.Презентация детских проектов.
А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.
7.Рефлексия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.
И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.
Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.
Сценарий классного часа
«Без друзей меня чуть-чуть»
Цель:
Научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких.
Задачи:
Показать важность и ценность настоящей дружбы:
Воспитывать бережное и теплое отношение не только
к близким, но и ко всем окружающим людям;
Создавать дружный сплоченный коллектив.
Оборудование:
Фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»
Магнитофон
Плакат с девизом «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Рассказ В.Осеевой «Три товарища»
Ход классного часа
(звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем
классном часе?
(О дружбе, о друзьях)
А кто такие друзья? Какого человека можно
назвать настоящим другом?
(Друг – это человек, который непременно поможет в
радостью и печалью, которому можно доверить самые
сокровенные желания и тайны).
Послушайте рассказ В.Осеевой «Три товарища» и скажите,
кто же из мальчиков оказался настоящим другом Вите.
(Читаю рассказ. После рассказа – обсуждение героев.
Вывод – Володя оказался настоящим другом).
Если бы у вас были такие же «товарищи», как у Вити, кого из
них вы бы взяли с собой в далекое и трудное путешествие? Почему?
Конечно, в трудные минуты нам рядом нужен человек, на
которого можно положиться, в котором мы можем быть
уверены. А в минуты радости с кем приятнее проводить
время? (Конечно, с теми, кого мы всегда рады видеть, с
близкими друзьями).
Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы
видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить?
Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того,
(обсуждение вопросов, высказывание мнений).
А теперь обратимся к девизу нашего классного часа:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Подумайте и скажите, в чем мудрость этого девиза?
Согласны ли вы с ним? Действительно ли друзья
дороже денег или же все наоборот?
(обсуждение)
Много мнений мы сейчас услышали, но главное –
это то, что вы дружбу считаете важнее денег. Вы сделали
правильный выбор, ведь деньги приходят и уходят,
а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом
друг, разве можно быть одиноким и несчастным?
Я хочу рассказать вам сказку, услышав которую, вы уже
точно будете знать, что лучше – друг или деньги.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную
отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у
него и было много друзей.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то
неизвестным ворам удалось проникнуть во владения
нашего героя и угнать всех овец.
Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством,
он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех
своих денег и работы.
Весть о краже быстро разнеслась по окрестным
селам, и уже на следующий день увидел этот человек,
как по дороге к его дому, идут его друзья. Но друзья
шли не с пустыми руками – каждый из них вел
за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья
собрались и подарили другу своих овец, у него снова
получилось стадо, даже большее, чем прежде».
Вот такая история произошла давным-давно.
Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком,
если бы у него не было таких друзей?
(Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а
если бы и работу потом не нашел, то мог бы умереть от
голода).
Да, ребята, без друзей человек одинок, без друзей его мало,
а с друзьями много.
А были ли в вашей жизни случаи, когда вы, как друг, помогали
своему другу или, наоборот, вам помогали, когда
было трудно? Расскажите о них.
(Дети рассказывают случаи из жизни, параллельно
с рассказами обсуждаем ситуации и делаем выводы).
Молодцы! Я вижу, что многие из вас умеют дружить,
имеют много друзей. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить?
(Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие
друзья никогда не будут ссориться по пустякам,
а серьезные проблемы решат сообща, вместе.
Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите
своим другом, вы сумеете найти способ помириться).
А сейчас я предлагаю вам некоторые ситуации,
которые могут случиться в жизни.
Вы обсуждаете вашу ситуацию в группе.
(Детям раздаются листочки, на которых написаны ситуации):
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку,
чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг хочет совершить плохой поступок, и ты об этом
знаешь.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя.
Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?
(Потерять друга легко, а найти – очень сложно).
Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю
свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко.
Но чтобы иметь много, надо самому общительным,
чутким, отзывчивым, преданным, добрым и
хорошим другом. А когда у вас будет много друзей,
вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
(Звучит та же фонограмма, которая была в начале урока, дети
вместе с учителем подхватывают песню поют).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»
Проект на тему
Подготовила и провела
учитель начальных классов и
библиотекарь Суслина Е. В.
2013год
- Аннотация…………………………………………………… стр. 3
Актуальность……………………………………………….. стр. 3
Цель проекта………………………………………………… стр. 4
Задачи проекта……………………………………………… стр. 4
Формируемые УУД………………………………………… стр. 4
Методический паспорт проекта………………………….. стр. 5
Работа над проектом…………………..…………………... стр. 6 - 7
Результаты и жизнеспособность проекта……………… стр. 8
Используемая литература………………………………… стр. 8
Приложение ………………………………………………… стр. 9 - 19
- Аннотация.
- Актуальность.
Самый прекрасный
подарок после мудрости,
которым могла бы
одарить нас природа
- это дружба.
Ларошфуко .
Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Поэтому воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Одна из приоритетных задач государства в сфере образования определена в стандартах нового поколения, которая ориентирует на «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности».
ФГОС НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность ОУ, где библиотека занимает важное место в формировании личности в духовно – нравственном, социальном, общеинтеллектуальном и общекультурном направлении. Школьная библиотека является вне возрастным пространством, надпредметным кабинетом, где в неформальной обстановке проходит процесс воспитания и обучения личности школьника.
Для достижения успеха в области духовно – нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовывать занятие как проектную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
Каждый библиотекарь, работая с детьми, делает всё для того, чтобы дети стали дружными, сплочёнными. Именно поэтому необходимо проводить с детьми библиотечные часы с элементами проектной деятельности о дружбе, чтобы ещё раз показать ребятам, как важно быть дружными, помогать друг другу, в трудную минуту оказываться рядом.
Так возникла идея создания проекта «Давайте жить дружно!».
Цель:
формирование представления о дружбе как важнейшей человеческой ценности.
Задачи:
формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства;
способствовать развитию дружеских отношений среди детей; эмоциональной сферы личности;
воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
осознавать познавательную задачу;
Регулятивные УУД:
уметь работать по заданиям;
уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью библиотекаря.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
уметь работать над проектом в группе, эффективно распределять обязанности.
Методический паспорт проекта.
форма работы: внеурочная
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран;
презентация для проведения мероприятия;
диск с записями фрагментов песен о дружбе;
выставка книг «Книги о дружбе»;
книжка – малышка «Пословицы о дружбе»;
стенгазета «Мои друзья».
Работа над проектом.
- Мотивационный этап. Постановка проблемы.
- Подготовительный этап (распределение заданий, определение задач).
Название группы
- Информационный этап.
- Рефлексивно - оценочный этап.
- качество выполнения работы по теме; самостоятельность работы над проектом; артистизм и выразительность выступления; убедительность презентации.
Результаты проекта.
Осуществлённая проектная деятельность позволила:сформировать у детей целостное представление о дружбе;
воспитать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства;
способствовать развитию дружеских отношений в коллективе; эмоциональной сферы личности;
развить коммуникативные навыки, познавательный интерес и творческие способности;
укрепить взаимодействие между детьми, родителями и библиотекарем.
Проект в дальнейшем может быть использован классными руководителями на классных часах и родительских собраниях духовно – нравственного направления; педагогом – организатором на внеклассных мероприятиях для воспитания личностных качеств младших школьников.Презентация продукта:
Библиотечный час «Давайте жить дружно!» (Приложение 1)
Используемая литература.
1. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2 частях под редакцией А. Я. Данилюка, Москва, «Просвещение», 2011г.2. Журнал «Начальная школа» № 6, 2010г.3. Справочник классного руководителя 1-4 классы, Н.И. Дереклеева, «ВАКО»М., 2005г.4. Классные часы, выпуск 3, авторы – составители: Усцова Н.И., Дюльденко Д.В. и др., Волгоград, 2008г.5. Газета «Педсовет» № 5, 2010г.6. Материалы Интернета.
Библиотечный час
«Давайте жить дружно!»
Задачи.- Обучающие:
- расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям;
- расширить знания о нашем крае, связанные со словом «дружба».
2. Развивающие: - развивать творческие способности, инициативу, познавательную активность; - развивать у учащихся умения и навыки самооценки.
3. Воспитательные: - воспитывать добрые качества детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу; - воспитывать умение работать в группе (навыки взаимопомощи, доверия при решении различных проблем); - воспитывать гордость за нашу Родину, как за единую дружную многонациональную семью.Оборудование:
- запись песни из м\ф «Приключения кота Леопольда»; презентация; фрагмент из м/ф «Приключения кота Леопольда» толковый словарь С. И. Ожегова; книги с текстами произведений; выставка книг «Книги о дружбе»; стенгазета «Мои друзья»; запись фрагментов мелодий песен о дружбе;
8. клубок ниток.
Ход мероприятия.
I . Организационный момент.
1. Вступительное слово библиотекаря.
Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки, уважаемые родители и гости! Я очень рада видеть вас! Уверена, что у вас сегодня хорошее настроение и рассчитываю на вашу поддержку, помощь, плодотворное сотрудничество и активное участие в открытом разговоре.
2. Психологический настрой.
– Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны, положите на плечи вашим соседям и скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
II. Введение в тему библиотечного часа.
А тему нашей беседы, я думаю, подскажет фрагмент из м/ф «Приключения кота Леопольда» (Звучит песня из м/ф «Приключения кота Леопольда»).
Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе) Да, действительно, мы поговорим о дружбе.
Давайте отложим дела на «потом», О дружбе расскажем, о дружбе споём. Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём, Подарит нам радость, согреет теплом!
Почему мы выбрали сегодня эту тему? (Ответы детей).
III. Беседа с учащимися по теме.
И начать наш разговор мне бы хотелось с такой притчи.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
Постановка проблемы.
Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей: что выбрать?)
– Какое решение он принял? (Ответы детей: он выбрал дружбу)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
– О дружбе размышляли во все времена. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
А что, по – вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют что-то друг другу, помогают друг другу, радуются за друзей, у них есть секреты и т. п.)
В словаре С.И. Ожегова дано такое объяснение слову «дружба». «Дружба»- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
А вот как понимают слово «дружба» ваши ровесники.
(Ученики читают стихотворение «Дружба»)
Что такое дружба?- спросила я у птицы.
Это когда коршун летает вместе с синицей.Спросила я у зверя:- Что такое дружба?- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.А после спросила у девочки:- Дружба - что такое?- Это что-то огромное, радостное, большое.Это когда ребята все сразу, все вместе играют.Это когда мальчишки девчонок не задирают.Дружить должны все на свете:И звери, и птицы, и дети! -А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? (Ответы детей). Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».
Чтец:
Когда ещё никто не знал ни слова, Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», Соседям древний человек привык показывать Кулак или язык и корчить рожи (что одно и то же). Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленнее лицо, умение руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке, Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей - людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. Библиотекарь:
- Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, в кружках, на секциях можно назвать друзьями? Кого мы можем назвать другом? Что значит дружить? - На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.- В ходе подготовки к нашему мероприятию вы объединились в группы, чтобы выполнить полученные задания. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы. Думаю, что вы согласны с этим предложением?! Начинаем!
И сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали ещё одну старую и мудрую притчу.
- Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
Заданием группы «Собиратели – издатели» было найти и объяснить толкование пословиц о дружбе. Послушаем их выступление.
Выступающий:
Мы нашли пословицы о дружбе и их толкование. И пришли к выводу, что
«Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья»
В пословицах заключена народная мудрость. Хотя они простые и короткие, но богатые по смыслу. Каждая из них может служить для нас девизом в жизни.
Библиотекарь :
Ребята, а какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?
(«Не имей сто рублей, а имей то друзей», «Друзья познаются в беде»). Согласитесь, очень хорошо иметь 100 рублей в карманах и сто друзей одновременно. Но что найти легче? Оказывается, найти деньги легче, чем найти друга.
А кого мы можем назвать другом? (Ответы учеников:
Друг – это интересная книга.
Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.
Друг – это библиотекарь, который помогает заглянуть в тайны книг.
Друг – это игрушки, которые выслушают меня, когда мне плохо).
Ученики читают стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья».
С виду мы
Не очень схожи.
Петька толстый,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем
Даже вместе…
Дружба дружбою,
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод,
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
Что-то, Вова,
И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Я как тресну!
Он как даст!?
А я как дам?!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Библиотекарь: - Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.
Если хочешь иметь друга, то и сам должен быть настоящим другом.- Для чего дружить ровесникам? (Дети отвечают.)Вывод : У сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
Библиотекарь: - А как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Ответы детей.)
Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, одноклассники. Но друг – это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать.
Я хочу прочесть вам стихотворение С. Погорелова.
Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слёзы проглотил! Пришел домой, захлопнул двери, Ничком свалился на кровать. А я-то в дружбу нашу верил! Но больше дружбы не бывать! А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом – ты, матросом – я! Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперек Ах, Колька, Колька что ж ты это? Такую дружбу не сберег! Ты не сберег мечты хорошей, И вот всему конец теперь! Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь? Да это Колька – так несмело Вошёл с поникшей головой: Прости уж! Сердишься? За дело! Беда, горячий я такой! Я подхожу к нему мириться И говорю ему: « Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придёшь!»
- Да, настоящая дружба никогда не порвется из-за пустяка. И я думаю, что у ребят из этого стихотворения, самая настоящая дружба. - А теперь послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы детям:
Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»? - Почему покраснела Маша за Таню? (Ответы детей).Библиотекарь:
- Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна. А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба? (Размышления ребят).Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
- А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации и ответьте на вопрос: “Как бы я поступил?”
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. (Ответы детей).
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. (Ответы детей).
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. (Ответы детей).
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. (Ответы детей).
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (Ответы детей.)
- Да, только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
-Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
-
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Чтец
:
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра. Карандаш мне дал однажды, Я в тот день забыл пенал. В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка. Откусить мне дал когда - то, А теперь представил счет. Не влечет меня, ребята, Больше к другу не влечет.
Библиотекарь
: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему? (Ответы детей.) Библиотекарь
: Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной, долгой. Чтецы:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку можно В любую минуту, всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря! Будь весел, чтоб радостней стало Тому, с кем подружишься ты, Чтоб каждому в жизни хватало Прекрасной людской доброты. Услышишь ты песенку чью – то, И станет светлее кругом: Волшебное самое чудо Мы дружбой недаром зовем.Библиотекарь
: - Настоящая дружба познается не только в беде, но и в радости.-Послушайте, как об этом сказано в стихотворении А. Дементьева.
Друг познаётся в удаче.Такой же порой, как в беде,Если он душу не прячет,Чувства не держит в узде.Друг познаётся в удаче,Если удача твоя,Друга не радует – значит,Друг твой лукав как змея.Или же горькая завистьРазум затмила его,И, на успех твой позарясь,Он не простит ничего.Он не простит…Но иначеСкажет об этом тебе.Друг познаётся в удачеБольше порой, чем в беде.
- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть. А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой? (Высказывания учащихся).
Сейчас учащиеся группы «Оформители – творцы» расскажут о своих друзьях. (Дети показывают фотографии своих друзей и рассказывают о них.) Выступающий : - Наша группа собрала фотографии своих друзей и оформили вот такую стенгазету, на которой вы видите их.Библиотекарь: - А есть ли среди вас дети, которые находятся в ссоре? Я очень рада, что все вы – дружный коллектив. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся? (Ответы учащихся). - Какое надежное и емкое слово – дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы помните? (Ответы детей.)- А я вам предлагаю послушать внимательно басню Л.Н.Толстого "Отец и сыновья” и ответить на вопрос: Чему учил отец своих сыновей?Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:- Сломайте.Сколько они ни бились, не могли сломать.Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломили прутья поодиночке.Отец и говорит:- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.- Так чему же учил отец своих детей? (Ответы учащихся: жить в согласии, дружно)- Сейчас мы проведём викторину « Кто с кем дружит?» - Я буду называть разных героев, разные имена, а вы говорите, кто с кем дружит? Кто кому нужен?1. Добрая Белоснежка и …(семь гномов)2. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)
3.Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).
4.Доверчивый Буратино и (Мальвина).
5.Смешной Вини-Пух и (Пятачок).
6. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
7. Карлсон: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (малиновое варенье)
8. Герои Эд.Успенского - Крокодил Гена, Чебурашка и Галя - решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились).
9. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили не тужили. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел).
10. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)11. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)12. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
Библиотекарь: - Передаю слово ребятам группы « Любители – читатели» , которые подготовили нам выставку книг о дружбе.
Выступление учащегося: - Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретёте себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор выставки книг)
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи», Г. Андерсен «Дюймовочка», Р. Киплинг «Маугли», А.Гайдар «Тимур и его команда» и др.
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – близкий товарищ, друг.
Библиотекарь : - Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Давайте вспомним слова этой песни.
О чём эта песня? (ответы детей: об улыбке, о дружбе, о том, что дружба начинается с улыбки)
А какие ещё есть песни о дружбе, мы сейчас услышим от ребят группы «Звонкие голоса», которые приготовили нам музыкальное выступление (Выступление ребят – см. приложение на диске)
Библиотекарь: - Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Будем помогать друг другу в трудную минуту, пусть беды обходят нас стороной. Ну а если случатся, то пусть всегда рядом будут родные, близкие и надёжные друзья.
1 ученик: Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких,Дружба – это если пишут детиПисьма детям из другой страны.Дружба – это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны.2 ученик: Мы за мир, мы за дружбу,Дружбу народов на всей Земле.3 ученик: Мы хотим, чтоб жили дружноНа нашей планете люди всей!
Библиотекарь: Наша родина Россия - самое большое государство мира. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия. Все её народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много. Но одна – самой добрая и прекрасная традиция – дружба народов России.- Во многих городах России есть памятники и монументы, посвященные дружбе народов.- Например, в Москве на ВДНХ есть фонтан «Дружбы народов» (слайд 3). В центре фонтана, над зеркалом воды, возвышается большой золотой сноп из главнейших сельскохозяйственных культур нашей Родины: подсолнуха и пшеницы.Сноп окружают 16 скульптур девушек – колхозниц разных национальностей.- В нашем областном центре, городе Владимире, то же есть парк, который так и называется – парк Дружбы (слайд 4), в котором можно прогуляться по аллеям парка, есть небольшой парк аттракционов. Здесь всегда шумно и полно ребятишек, можно покататься на различных качелях – каруселях, а также можно перекусить в кафе. - Есть дом Дружбы (слайд 5). Здание из красного кирпича расположенное на Соборной площади города Владимира было построено в 1907 году по проекту архитектора Якова Ревякина. Деньги на возведение собрало владимирское купечество. Первоначально в нем располагалась городская Дума. В 1917 году - городской Совет народных депутатов. С 1948 по 1985 годы здесь размещались пионеры и здание называлось Дворцом пионеров. В 2008 году закончилась реконструкция здания. Теперь это Дом Дружбы. Здесь планируется устраивать приемы для гостей из других регионов и стран. В здании также есть гостиничные номера, концертный зал и место для поведения переговоров.- А знаете ли вы, что во многих странах и у нас России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами (слайд 6) - Орденом Дружбы народов награждаются граждане России, предприятия, организации, области, города за большой вклад в укреплении дружбы народов.- Ежегодно 9 июня мир отмечает День друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для её создания не теряет актуальности (слайд -7)- Международный день друзей просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, и порадовали их. Про этот праздник в России знают совсем немногие. Между тем Международный день друзей с каждым годом становится всё популярнее.
Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать и правила.
Какие правила дружбы вы уже знаете? (Ответы детей).
Существует много правил дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Основные правила дружбы (слайд 8)
Один за всех, и все за одного.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Библиотекарь:
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится (слайд 9).
IV. Подведение итогов.
О чём мы сегодня с вами говорили?
Что вам понравилось на нашем мероприятии?
Какая из групп подготовилась лучше? Почему?
Что интересного для себя узнали?
Какие правила дружбы вы запомнили?
Помогут ли эти правила дружбы вам в жизни? (Ответы детей)
V. Рефлексия.
Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения? (Письма, телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка, а также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.)
На сегодняшнем мероприятии я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы.
Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, ещё раз скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно».
И мне думается, что этот библиотечный час даст начало той дружбе, которую мы пронесем через всю школьную жизнь.