Проект на тему день космонавтики. Проект (средняя группа) на тему: День космонавтики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района детский сад №14 “ Подснежник”
Проект “ День Космонавтики “

Выполнила: воспитатель
второй младшей группы
Стецюк Надежда Алексеевна

2017 г.
Проект “ День Космонавтики “
Выполнила: воспитатель
Второй младшей группы

Стецюк Надежда Алексеевна
Цель проекта:
Познакомить детей с российским праздником Днем Космонавтики, с космосом, С первым человеком полетевшем в космос Юрием Алексеевичем Гагариным
Задачи:
1.Активизировать словарь детей: космос, звезда, ракета,луна, космонавт, скафандр.
2.Развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительной активности.
3.Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Участвовать в беседах.
4.Воспитывать уважение к людям,работающих в космосе, дисциплинированность,любознательность.
Прививать любовь и чувство гордости к своей стране.
Ожидаемые результаты:
1.Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
2. Дети сами проявляют инициативу; рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, конструируют из строительного материала и конструктора ракеты, проявляют творчество.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют.
Вид проекта:
Познавательно -творческий. Краткосрочный.
Время реализации проекта:
03.04.2017- 14.04.2017
Участники проекта:
Воспитатели, дети второй младшей группы” Ромашка”, родители
Актуальность проекта:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате
первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
Для решения этой проблемы и возник этот проект.
Продукт проектной деятельности:
-Оформление группы и приемной: выставка детских работ “ Космическое путешествие “.
- папка -передвижка для родителей: “ 12 апреля – День Космонавтики.”
-выставка работ сделанных совместно с родителями: “ Этот удивительный космос”
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
-Подбор литературы по теме “Космос”
-Подбор иллюстраций и картинок. Фотографий Белки и Стрелки. Фотографий первого человека полетевшего в космос.
-Организация развивающей среды в группе.
2 этап. Реализация проекта.
-Проведение бесед о космосе, о первом человеке,который полетел в космос.
-Проведение физкультминуток и дидактических игр.
-Чтение мини рассказов и стихов о космосе.
-рассматривание иллюстраций и фотографий.
-Рисование рисунков, делать аппликации и лепить из пластилина.
-НОД по художественно эстетическому развитию (лепка) “ Космонавт”
-НОД по развитию речи “Какое бывает небо”
-НОД по художественно эстетическому развитию (рисование)” Лети наша ракета”
- НОД по художественно эстетическому развитию (аппликация) “ Ракета летит в космос”
3 этап. Результаты проекта.
-Коллективная работа по теме(аппликация)
-Выставка поделок.
НОД по развитию речи - беседа: ” Какое бывает небо?”
Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.Ход беседы:Воспитатель:Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:Черное, алое, синее, красноеНебо бывает разнообразное.Утро как вечер красным подсвечен,Черное ночью, когда гаснут свечи,Лампы, фонарики и фонари,Звезды с луною ты видишь. Смотри.Утро. И солнышко лучики шлет,Снова синеет наш небосвод. Воспитатель:Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей) .Воспитатель:Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь (Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака?) Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:Ничего нет неба выше,Там гуляют облака.Небо дуновеньем дышит,В небе звёзды с далекаСловно бусинки мерцаютУкрашая небосклон,А под утро исчезают,Растворяясь будто сон.В небе вольно веют птицы,Крылья только им даны,Но бывает людям снится:Над землёй летят они.Справа небо, слева небо,Ну, а ты летишь, летишь:Толи быль, а толи небыль,Сразу и не различишь!Как цветочки незабудки -Нежно - голубое.Иногда, как васильки,А порой, как море!Но бывают дни, когда,Злится и темнеет,Вот тогда меняет цвет -Хмурится, чернеет.Ночью - в ярких звездочках,Днем - с лучистым солнышком!С облаками, цвета снега...Что же это? Это ж... (Небо.)
Чтение стихотворений о космосе. Загадывание загадок.
Земля
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо...Береги свою планету -Ведь другой, похожей, нету!Яков Аким
Свети нам солнышко,свети!Яков Аким- Свети нам, солнышко, свети, Легко с тобой живётся! И даже песенка в пути Сама собой поётся. От нас за тучи-облака Не уходи, не надо! И лес, и поле, и река Теплу и солнцу рады. - Свети нам, солнышко, свети, Не уходи за тучки! На ярком солнце у ежей Быстрей растут колючки. -Напрасно пущена молва, Что солнце нас тревожит. Лягушка изредка - ква-ква, Погреться любит тоже! - Свети нам, солнышко, свети, Проснувшись утром рано. Пока ты здесь - не улетим На юг, в чужие страны.
Путешествие к луне.Джанни Родари-У лунного моря Особый секрет, - На море оно не похоже. Воды в этом море Ни капельки нет, И рыбы не водятся тоже. В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нём плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать Ещё не умеет совсем!
Юрий ГагаринСпросил я у папы однажды: "А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю..." И папа тогда мне ответил: "Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете Мечту космонавтами стать подарил". Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо: Он - космонавт, первым вышедший к звездамСтать космонавтом я хочу, Гагарин мне пример. Он первый в космос полетел Тогда в СССР. С волненьем слушал целый мир- Не чудо ли для всех?!- Впервые в космос полетел Советский человек! С тех пор прошло немало лет. Привыкли мы к тому, Что побывать случилось там Уже не одному. День космонавтики у нас. Я тоже так хочу- Мне надо только подрасти- И в космос полечу!!! Автор – Татьяна Шапиро
Прекрасно нёбо звёздное, Прекрасен мир планет. Но вам скажу серьёзно я: Земли прекрасней нет! Пусть Млечный Путь и стелется, Алмазами пыля, Но верит, ждёт, надеется Любимая Земля, Пусть дальняя галактика И манит, и зовёт, Но в праздник космонавтики Вокруг весна цветёт, И сердце так уверенно Стучит тебе в ответ: Доказано, проверено- Земли прекрасней нет!
Г. СапгирРаскинув свой огнистый хвост,Комета мчится между звёзд.- Послушайте, созвездья,Последние известия,Чудесные известия,Небесные известия!Несясь на диких скоростях,Была у Солнца я в гостях.Я Землю видела вдалиИ новых спутников Земли.Я уносилась от Земли,За мной летели корабли!
Римма АлдонинаЗвёздыЧто такое звёзды?Если спросят вас -Отвечайте смело:Раскалённый газ.И ещё добавьте,Что притом всегдаЯдерный реактор -Каждая звезда!
Г. СапгирКометаКакое роскошное диво!Почти занимая полсвета,Загадочна, очень красиваПарит над Землёю комета.И хочется думать: - ОткудаЯвилось к нам светлое чудо?И хочется плакать, когдаОно улетит без следа.А нам говорят:- Это лёд!А хвост её - пыль и вода!Неважно, к нам Чудо идёт,А Чудо прекрасно всегда!
Интерес к Космосу пробуждается уже в раннем возрасте. Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром.

Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в... (телескоп)
Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный...(спутник)
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.Желтая тарелка всем тепло дарит.(Солнце)
В дверь, в окноСтучать не будет,А взойдетИ всех разбудит.
(Солнце)У бабушки над избушкойВисит хлеба краюшка.Собаки лают, достать не могут
.(Месяц)Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте Она не звезда, не планета,Загадка Вселенной - ...(комета)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна,В небе светит нам...(Луна)
Пальчиковая гимнастика.
“Солнышко светит”Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.Материалы: Круг желтого цвета(двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).“Тучки”Мы наши пальчики сплелиИ вытянули ручки.Ну, а теперь мы от ЗемлиОтталкиваем тучки.(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).
Физкультминутка “Ракета”
Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх)Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)Чтобы долететь до солнца (круг руками)Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)Каждый ведь из нас атлет (сгибает руки в локтях)Пролетая над землею (разводит руки в стороны)Ей передадим привет. (поднимает руки вверх и машет)
НОД по художественно эстетическому развитию. Лепке.
“Космонавт”
Цель: закреплять умения лепить человека, передавать соотношение между частями тела и предавать им движение, составлять общую композицию.
Программное содержание:
- расширять представления детей об окружающем мире (о космосе);
- закреплять умение лепить шлем космонавта приемом скатывания шара круговыми движениями, руки и ноги, приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов;
- прививать желание лепить.
Материал: картон черного цвета с нарисованными звездами, пластилин, дощечка, салфетки.
Предварительная работа: проведение беседы на тему «Космос»; рассматривание книг о космосе.
1. Ход занятия
- Ребята отгадайте загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
- Правильно, наша Земля – это наш дом. Еще одна загадка.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракете).
- Куда можно полететь на ракете? (В космос).
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).
Скоро 12 апреля – день Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет.
- ребята, а кто такие космонавты? (ответы ребят)
- А вы хотите полететь в космос? (ответы ребят)
- А на чем туда можно полететь? (ответы ребят)
Это кто сказал, что дети
Не летают на ракете?
Нам бы только захотеть,
Можем мы на всем лететь!
Физкультминутка:
- Не зевай по сторонам!
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Взлетают вверх ракеты (руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой - 4 раза.)
Ракета в космосе (ноги на ширине плеч, руки выпрямлены над головой, ладони сомкнуты. Делаем наклоны вправо – влево – назад - вперед - 4 раза.)
Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают (имитация надевания скафандра.)
В невесомости летим. (Руки в стороны. Попеременно поднимаем ноги, согнутые в коленях)
Быстро-быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» останавливаемся с закрытыми глазами.
Воспитатель:
Ребята посмотрите на доску. Сегодня мы будем делать вот такого космонавта (показ образца) .
-- Куда летит космонавт? (В космос) .
-- А что есть в небе, в космосе? (звезды, луна, другие планеты) .
--Из каких геометрических фигур состоит тело космонавта? (шар – шлем, столбики – скафандр (руки и ноги)).
Показ приемов выполнения работы.
Сейчас я покажу вам, как делать космонавта. Берем кусочек пластилина, раскатываем между ладонями – столбики толстый и 4 тонких, соединяем друг с другом столбики (это скафандр). Скатываем круговыми движениями шар (это шлем). Соединяем шлем и скафандр. Сглаживаем пальцами поверхность соединенных деталей.
Выполнение работы под наблюдением воспитателя.
Организация окончания работы. Обыгрывание полета космонавтов в космос (на старт, внимание, пуск). Космонавты полетели в космос. Выставка работ на «звездном небе». Похвала детей.
НОД «Художественное творчество. Рисование» во 2-й младшей группе

Как стать космонавтом?

2016 год объявлен Годом Юрия Гагарина в честь 55-летия полёта первого человека в космос.
Хотите побывать на околоземной орбите?.
Поехали?

история освоения космоса

Сергей Королёв. 1957 год

«Спутник-1»

В начале 1957 года к испытаниям подготовили ракету Р-7, разработанную в ОКБ-1 в подмосковном Королёве. 21 августа 1957 года ракета всё-таки сумела справиться с разработанным планом полёта - это стало первым успешным испытанием сверхдальней многоступенчатой ракеты. На её базе была создана известная ракета-носитель «Спутник», которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1».

Подробнее с этим и другими достижениями отечественной космонавтики можно ознакомиться на выставке .


Собака Белка в Музее космонавтики
Фотография: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Белка и Стрелка

3 ноября 1957 года был запущен второй советский искусственный спутник нашей планеты, получивший название «Спутник-2». Этот запуск положил начало изучению воздействия условий космического полёта на живой организм, ведь именно на этом спутнике была доставлена собака Лайка. Почти через три года в космос отправился известный тандем Белки и Стрелки, который 19 августа 1960 года совершил полёт на корабле «Спутник-5» и успешно вернулся на Землю.

Роли животных в освоении космоса посвящена .


На московских улицах 12 апреля 1961 года - в день первого в мире полёта человека в космос.
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Автор - Ю.Д. Королёв

Первый человек в космосе

Ключевой датой в освоении космоса стало 12 апреля 1961 года - первый полёт человека в космос. Юрий Гагарин на корабле «Восток» отправился навстречу неизвестности, а спустя 108 минут исторического полёта благополучно вернулся на Землю.

Подвигом Гагарина гордилась вся планета, но особенно его любили наши соотечественники. Портреты первого космонавта появлялись не только в газетах: художники различных жанров нередко обращались как к образу самого Гагарина, так и к космической тематике в целом.

Узнать подробности вы можете на выставках , .


Герман Титов перед поздравлением
Фотография: Архивный фонд города Москвы

Второй человек в космосе

6 августа 1961 года Герман Титов на борту корабля «Восток-2» отправился во второй для человечества полёт в космос. Впрочем, Титов стал не только самым молодым космонавтом, побывавшим в космосе, но и первым человеком, который совершил полёт, продлившийся более суток.

Через год - 11 и 12 августа 1962-го - на кораблях «Восток3» и «Восток4» стартовали Андриян Николаев и Павел Попович, ставшие первыми людьми, одновременно находившимися в космосе.

Многие важнейшие вехи освоения космоса вы сможете увидеть на , который проходит в Музее космонавтики.


Валентина Терешкова и передовица совхоза «Урожайный» Тося Фомичёва
Фотография: Архивный фонд города Москвы

Первая женщина-космонавт

16 июня 1963 года в космос отправилась Валентина Терешкова, ставшая первой женщиной-космона втом. Её полёт продолжался три дня, а по уровню слаженности и подготовки его неоднократно сравнивали с историческим полётом Юрия Гагарина. Валентина Терешкова стала единственной женщиной в мире, которая совершила космический полёт в одиночку.


Действующая модель лунохода у входа гостиницы «Россия»
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Авторы - О. Булдаков, Л. Пахомова. Дата съёмки - 6 мая 1971 года

Посадка первой автоматической станции на Луне

31 января 1966 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-9». 3 февраля она успешно совершила посадку на поверхности Луны, доставив туда автоматическую лунную станцию для сбора информации. Эта лунная станция вела активную работу в течение 75 часов, передав на Землю ценнейшую информацию.

17 ноября 1970 года станция «Луна-17» успешно села на Луне и благополучно высадила «Луноход-1» на лунный грунт. Станция, чья работа была запланирована на три месяца, провела на Луне 301 полные сутки, собрав важнейшие данные и проведя 157 сеансов с Землёй.

Узнать об истории уникальной космической аппаратуры можно на .


Космонавты направляются к космическому кораблю «Союз Т-3»
Фотография: Архивный фонд города Москвы. Автор - А.С. Моклецов. Дата съёмки - 27 ноября 1980 года. Место съёмки - Казахская ССР, космодром «Байконур»

Исследования в космосе

В 1970-х годах увеличилось количество исследовательски х космических экспедиций. Так, первый полёт Валентина Лебедева в декабре 1973 года на корабле «Союз-13», оборудованном космической обсерваторией, позволил добыть очень большое количество данных, обработка которых заняла целое десятилетие. Крайне важными с технической точки зрения экспедициями стали первый полёт Александра Александрова, который впервые провёл ряд сложных монтажных и конструкционных работ на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Космос-1443», и два путешествия Владимира Соловьёва, в течение которых он находился в космосе почти один год.

Через 19 лет после возвращения Валентины Терешковой состоялся второй полёт женщины в космос. В 1982 году Светлана Савицкая совершила три полёта, а в 1984 году стала первой женщиной, которая вышла в открытый космос.


Фотография: Пресс-служба Роскосмоса

28 апреля 2001 года

28 апреля 2001 года

Первый космический турист

28 апреля 2001 года американский бизнесмен Деннис Тито воплотил в жизнь мечту миллионов людей по всему миру. В составе экипажа с Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным на борту российского корабля «Союз» он отправился на российский сегмент МКС. Первый космический турист вернулся на Землю 6 мая.

Узнать о быте космонавтов, а также услышать истории путешественников можно на выставке «С улыбкой в космос!» .

Познакомиться с историей создания первого в мире космодрома «Байконур», а также увидеть фотографии первого строящегося в России гражданского космодрома «Восточный» можно на станции метро «Выставочная», где работает выставка, приуроченная к 55-летию первого полёта человека вокруг Земли.

Прогулки по космосу: где раскрывают тайны Вселенной

Почувствовать себя космонавтом, пройти испытания на космотренажёре, узнать тайны Вселенной и потрогать метеориты - мы расскажем о нескольких местах в Москве, где всё это возможно.

Сколько километров до космоса? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то из учёных называет цифру в 21 миллион километров - именно на таком расстоянии перестаёт действовать гравитационное поле нашей планеты. Учёные NASA говорят о 122 километрах - на этой высоте отключаются бортовые двигатели и начинается аэродинамический спуск с орбиты. Другие утверждают, что воздействие космических частиц происходит уже в 118 километрах от Земли. Цифра в 100 километров стала компромиссом - Международная федерация аэронавтики предложила условно считать её за точку отсчёта космоса. С другой стороны, метеоры начинают светиться в атмосфере примерно на отметке в 80 километров и те, кто поднимается на такую высоту, считаются астронавтами. В любом случае это очень большие расстояния и просто так туда не доберёшься. Однако чтобы ощутить атмосферу космоса и даже попробовать себя в роли космонавта, не обязательно забираться так высоко - сделать это вполне можно и на Земле.


Музей космонавтики

Как космос стал ближе

В коллекции одного из крупнейших научно-техническ их музеев мира 93 тысячи экспонатов. Среди них образцы ракетно-космичес кой техники, скафандры и шлемы космонавтов, их личные вещи, другие реликвии, а также документы, произведения живописи, графики, декоративно-прик ладного творчества, нумизматика и многое другое. Часть коллекции представлена в постоянных экспозициях и на выставках. В музее восемь залов, каждый посвящён отдельной теме: «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Космический дом на орбите» и другие. К 55-летию первого полёта человека в космос подготовлена специальная программа , в которой выставки, фестивали, автопробег и даже космическое путешествие.

Филиал Музея космонавтики - Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва. Он располагается в другом здании и работает по отдельному графику. В доме сохранено всё так, как было при жизни легендарного конструктора космических кораблей.

Музей космонавтики находится на проспекте Мира, 111 (метро «ВДНХ»). Он открыт ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 19:00 (по четвергам - до 21:00), на экскурсии нужна предварительная запись.


Интерактивный музейный комплекс «Буран»

Прогулка в космопорт

Большой и Малый звёздные залы, Музей Урании и интерактивный музей «Лунариум», парк неба с двумя башнями-обсерват ориями, 4D-кинотеатр - все составляющие планетария предлагают свою программу знакомства со Вселенной.

В исторической части комплекса, Музее Урании, - приборы и инструменты разных эпох изучения космоса, макеты космических аппаратов разных лет, фотографии, исторические документы, а также большая выставка метеоритов и масштабный макет Солнечной системы с полусферами планет, галактиками, туманностями и звёздными скоплениями. В главном зале планетария - Большом звёздном (самый большой зал среди планетариев Европы) - на глубоком чёрном небе можно увидеть мерцание тысячи звёзд и почувствовать безграничность Вселенной. В интерактивном музее «Лунариум» каждый посетитель сможет на время стать учёным-экспериментатором. Здесь создают искусственные облака и торнадо, генерируют электрическую энергию, сочиняют электронную музыку, катаются на космическом велосипеде и узнают свой вес на других планетах. Грандиозный маятник Фуко убедит всех в том, что Земля вращается вокруг своей оси. На крыше музейного корпуса воссоздана астрономическая площадка - парк неба, обсерватория и музей одновременно. Среди экспонатов уникальная коллекция солнечных часов - от гигантских площадных до маленьких парковых. А ещё в планетарии 4D-кинотеатр с современными динамическими креслами, мощной акустической системой, а также дополнительными спецэффектами, которые обеспечивают полный эффект присутствия в кадре.

Московский планетарий находится на Садовой-Кудринской улице, дом 5, строение 1. Он работает ежедневно (кроме вторника) с 10:00 до 21:00. В планетарии несколько разных экскурсий и программ, лучше заранее узнать их расписание.


Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

Как подготовиться к работе в космосе

Тем, кто хочет увидеть, как готовились к полётам первые космонавты, узнать, где закладывался фундамент будущих космических открытий, лучше всего отправиться в Звёздный городок .

Недалеко от Москвы - всего 23 километра от МКАД по Щёлковскому шоссе - расположен небольшой посёлок городского типа. Закрытый. Вход и выход на территорию только через контрольно-пропу скной пункт.

Здесь живут и готовятся к полётам в космос космонавты и астронавты. Отсюда они отправляются на Байконур, чтобы совершить свой полёт к звёздам, сюда же возвращаются. В январе 1960 года здесь был создан первый центр подготовки космонавтов (ЦПК), вокруг которого вырос посёлок, получивший название Звёздный городок. Вскоре практическую подготовку стали сочетать с научной работой и испытаниями новых технологий. Спустя девять лет появилось новое название - Научно-исследова тельский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Не так давно поменялся статус городка - с 2009 года он перестал считаться воинской частью и стал гражданской организацией. Задачи остались прежние - подготовка космонавтов и исследовательска я работа в космосе.

Попасть на территорию городка посторонний человек может только по спецпропуску, который выдаётся экскурсантам. Сегодня в Звёздном большой выбор специальных туров, во время которых предлагается полетать на МиГ-29, погрузиться в воду в гидролаборатории или даже отправиться на Байконур. Не отстают по разнообразию и экскурсии, а увидеть в центре подготовки космонавтов, конечно, есть что, например уникальные тренажёры .

Центрифуга ЦФ-18 в Звёздном городке - самая большая в мире. Она помогает определить, насколько человек готов переносить космические перегрузки. Условия невесомости имитируют в гидролаборатории во время тренировки. Космонавта в скафандре помещают в воду, а к его костюму подвешивают свинцовые грузики. Глубина бассейна - 12 метров, что позволяет там разместить точные копии модулей МКС.

В ЦПК установлен полноразмерный макет орбитальной станции «Мир», находившейся на орбите с 1986 по 2001 год. Сейчас это тоже тренажёр, ну а тех, кто придёт на экскурсию, он познакомит с устройством станции (через открытые люки можно в деталях рассмотреть весь интерьер), а также расскажет о работе и быте космонавтов. Последнему посвящено несколько стендов, на которых и знаменитые тюбики с едой, и комплект снаряжения космонавта, где есть практически всё и на любые случаи.

А ещё в городке свой музей космонавтики, основанный по инициативе Юрия Гагарина. В залах уникальные экспонаты, есть и воссозданный кабинет первого космонавта, в котором все предметы подлинные.

По желанию в программу экскурсии можно включить и дополнительные объекты. Например, провести занятие на тренажёре «перчаточный бокс», который помогает готовиться к работе в космосе, или на тренажёрах орбитальной станции «Мир» и стыковки «Союз ТМА». Можно изучить работу центра управления полётами или научиться управлять самолётом и вертолётом. Экскурсии возможны и длительные - сроком до пяти дней.

Принимать решение о его посещении нужно заранее - заявки от организаторов экскурсий в космоцентр подаются как минимум за две недели.

Ступня космического размера: кого не берут в космонавты

Вы с детства хотели быть космонавтом? И уже пробегаете километр не больше чем за три минуты 35 секунд, умеете выполнять на батуте прыжки с поворотом на 360 градусов, прыгать с трёхметровой вышки в бассейн? Осталось последнее - измерить ступню.

Космонавт, конечно, не самая редкая профессия - по крайней мере, президентов и в России, и в любой другой стране мира точно было меньше. Однако с тем, что она одна из самых необычных, не поспоришь.

Если вы всерьёз решили стать космонавтом и жажда бороздить космические пространства неутолима, то, прежде чем писать заявление о приёме в отряд подготовки космонавтов, стоит заглянуть в «Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты» . В одном только разделе морально-психоло гических требований 12 пунктов, среди которых нравственные, моральные ценности, отношение к людям, готовность к самосовершенство ванию, а также биографические данные, включая сведения о личности кандидата и его семье. Если в этом разделе вас ничего не смущает, внимательно изучите требования к физической подготовке. И если вы пробегаете километр не больше чем за три минуты 35 секунд, умеете выполнять на батуте прыжки с поворотом на 360 градусов, прыгать с трёхметровой вышки в бассейн вниз головой - измерьте ступню. Помимо требований к росту и весу, есть в перечне и такое: длина ступни должна быть не больше 29,5 сантиметра. Всё в порядке, всё соответствует? Тогда - «поехали!», рассмотрим всё по порядку.


Фрагмент экспозиции Дома космонавтов, посвященной 70-летию со дня рождения первого космонавта Земли, Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина. Архивный фонд города Москвы

Где учиться?

То, что у космонавта должно быть высшее образование, не вызывает сомнения - с современной техникой иначе не справиться. Только вот специального космического вуза, куда выпускники могли бы отправить свои результаты ЕГЭ, чтобы потом в процессе учёбы стать, например, магистром космоса, не существует. Более того, в космонавты записывают с 27 лет, а значит, образование должно быть. Предпочтение отдают выпускникам вузов нескольких направлений.

Первый способ стать космонавтом - окончить высшее учебное заведение с технической специальностью и устроиться работать в ракетно-космичес кую корпорацию (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва. Проявив себя на службе и изучив особенности ракетостроения, можно подать заявку в специальную комиссию, которая отвечает за подготовку космонавтов. Так поступил Владимир Аксёнов (дважды Герой Советского Союза, 36-й лётчик-космонавт). Сначала он окончил Мытищинский машиностроительн ый техникум, затем учился в военной авиационной школе первоначального обучения и лётном училище, высшее образование получил во Всесоюзном заочном политехническом институте по специальности «инженер-механик ». В ОКБ-1 (теперь это РКК «Энергия») отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации, разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов, а потом, в 1973-м, и сам стал космонавтом.

Похожая история у Юрия Усачёва (четыре полёта, семь выходов в открытый космос), который окончил Московский авиационный институт и получил распределение в НПО «Энергия», где работал над ракетой-носителе м «Энергия» и участвовал в техническом решении вопросов выхода в открытый космос. В 1991-м был зачислен в отряд космонавтов.

Второй способ - получить высшее образование, не связанное с устройством космических кораблей, но востребованное на орбите. Сейчас больше всего нужны физики и биологи. К примеру, Олег Котов, 455-й космонавт мира и 100-й в России, совершил три выхода в открытый космос, хотя по образованию он медик: окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова в Ленинграде и работал врачом-испытателем в центре подготовки космонавтов. Или Сергей Авдеев, Герой России, экс-чемпион по суммарному пребыванию в космосе (747 суток), - он окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «экспериментальная ядерная физика».


Хотя в идеале лучше иметь два профильных образования, как у Алексея Леонова. Дважды Герой Советского Союза, космонавт № 11, который первым вышел в открытый космос, - инженер по образованию, окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Затем учился в 10-й военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору, а позже окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Образование определяет ваш будущий статус в полёте, вы можете стать космонавтом-испы тателем (это командир или пилот корабля), космонавтом-инже нером (он обслуживает все технические системы) или космонавтом-иссл едователем (он проводит разные эксперименты в условиях невесомости, а также является врачом экипажа).

Если вы претендуете на роль космонавта-испытателя или космонавта-инженера, подайте заявку в ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Если же решили стать космонавтом-исследователем, обратитесь с заявлением в Институт медико-биологических проблем.


Следующий критерий отбора - психологическое здоровье. Здесь учитывается всё: темперамент, особенности характера, тип высшей нервной деятельности, способности, потребности, установки, мотивы, память, внимание, мышление, восприятие, отношение к людям, моральные ценности, способность к позитивному межличностному взаимодействию, толерантность и конфликтность. Отдельными тестами проверяются интеллектуальные способности. Никаких психических отклонений быть просто не должно. Скрытые фобии и слабости также находят с помощью специальных проверок. Вот, например, одна из них: кандидата в космонавты оставляют на целых пять дней одного в закрытом пространстве, при этом он должен всё время бодрствовать. Подобных проверок несколько, ведь в ошибки в космосе слишком дорого стоят, а так называемый человеческий фактор лучше оставить на Земле. Тесты покажут, насколько человек готов взять на себя ответственность, обладает ли он сильными лидерскими качествами, умеет ли быстро приспосабливатьс я к новым условиям и уживаться в любом коллективе. Кроме того, в невесомости необходимы твёрдые убеждения и способность к самоанализу, так как кабинеты психологов на орбитальных станциях не предусмотрены.

Физическое здоровье будущего космонавта определяет медобследование, причём проводится оно дважды и разными комиссиями, куда входят врачи всех специальностей - терапевты, хирурги, офтальмологи, отоларингологи, стоматологи, психиатры.


Ю.А. Гагарин и С.П. Королев. Архивный фонд города Москвы

Комиссии оценивают также профессионально значимые физические качества - выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость. Тесты на выносливость - это бег на один километр (результат не ниже трёх минут 35 секунд), плавание кролем на 800 метров (результат не ниже 19 минут) и лыжная гонка на пять километров (результат не ниже 21 минуты). Чтобы доказать свою силу, кандидат должен как минимум 14 раз подтянуться на перекладине и не меньше 20 раз отжаться. Ловкость и координацию движений проверяют на батуте: будущий космонавт должен уметь в прыжке переворачиваться на 90, 180 и 360 градусов. Ещё ряд упражнений показывает подготовленность к будущим бортовым тренировкам.

Но как бы хорошо физически ни был подготовлен кандидат, каким бы «облико морале» ни обладал - есть ещё специальные антропометрическ ие данные, где размер имеет значение. Параметры достаточно жёсткие: рост в положении стоя - 150–190 сантиметров; рост в положении сидя - 80–99 сантиметров; масса тела - 50–90 килограммов; максимальная длина ступни - 29,5 сантиметра; максимальный поперечный размер плечевой области - 52 сантиметра; максимальное расстояние между углами подмышечных впадин - 45 сантиметров; максимальная ширина бёдер в положении сидя - 41 сантиметр. В общем, Илья Муромец вряд ли полетел бы в космос, несмотря на свои высокие моральные принципы, твёрдые убеждения и богатырское здоровье: космические корабли и станции не отличаются значительным размером, в космосе приходится строго экономить жизненное пространство.

Законодателем космической «моды» можно назвать, конечно, первого космонавта - Юрия Гагарина. Для полёта в космос кандидатов отбирали прежде всего по росту, весу и здоровью, и параметры тогда были ещё жёстче, чем сейчас: возраст не должен был превышать 30 лет, вес - 72 килограммов, а рост - 170 сантиметров. Рост Юрий Гагарина составлял 165 сантиметров, а вес - 72 килограмма. Размер ноги у него был 41-й. Требования к росту и весу тогда были связаны прежде всего с возможностями ракеты-носителя «Восток».

Валентине Терешковой, первой женщине-космонавту, всё-таки повезло больше других. Её отобрали из числа парашютисток, и этот полёт был делом принципа: надо было обогнать американцев. В космос «Чайка» - таким был её позывной - отправилась в 26 лет, провела там двое суток 22 часа и 50 минут. Для 1963 года это большое достижение.

Светлана Савицкая - вторая в мире женщина-космонавт и первая, вышедшая в открытый космос. Кстати, это единственная в истории женщина - дважды Герой Советского Союза. По профессии она лётчик-испытатель - редкий выбор для женщины. Возможно, повлиял пример отца, маршала авиации Евгения Савицкого. Ещё до отряда космонавтов на учебно-боевом МиГ-25ПУ установила четыре женских рекорда высоты и скорости полёта. Ну а в космосе побывала дважды в 1982 году (тогда ей было 34 года) и ещё раз в 1984-м - в общей сложности провела в невесомости 19 суток 17 часов и семь минут, из них три часа 35 минут в открытом космосе.

Елена Кондакова - первая женщина, совершившая длительный полёт в космос. Это был 1994 год, на станции «Мир» она провела 168 суток. Второй полёт, в 1997 году на американском шаттле, был короче, но в общем зачёте у Героя России Кондаковой 178 суток 10 часов 41 минута на орбите. До подготовки к космическим полётам она работала инженером в РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, занималась как раз долгосрочным планированием полётов и тренировками персонала по работе в нештатных ситуациях.

Елена Серова - космонавт-испытатель, в феврале этого года за мужество и героизм в ходе длительного полёта на МКС удостоена звания Героя России. Она, кстати, была первой женщиной на МКС и первой после семнадцатилетнего перерыва в женских полётах. В космос отправилась в возрасте 38 лет, в 2014 году. До этого времени разрабатывали несколько женских космических программ, но каждый раз их закрывали. Сама Серова ждала своего звёздного - в прямом смысле этого слова - часа восемь лет. С детства она мечтала связать жизнь с небом. Окончила школу Западной группы войск (отец был офицером ВВС), затем аэрокосмический факультет Московского авиационного института по специальности «инженер-испытат ель». Там же познакомилась с мужем, Марком Серовым. Вместе они пришли на работу в главную оперативную группу управления Центра управления полётами в подмосковном Королёве. Позже, в 2014-м, он - тогда уже начальник лётно-испытатель ного отдела РКК «Энергия» - занимался подготовкой корабля, на котором его жена улетела в космос на 170 дней. На Земле, кроме мужа и родителей, её ждала десятилетняя дочь. Елена взяла с собой в полёт её плюшевого зайца…

Космос манил и манит многих. Честные и смелые, ловкие и выносливые, умные и образованные - дерзайте! Кстати, женщинам проще, чем мужчинам: у них нога меньше…

Фотографии для спецпроекта предоставлены пресс-службой Роскосмоса.
Архивные документы и фотографии предоставлены Главархивом Москвы.

татьяна куликова

Проект

«День космонавтики»

Для старшей группы.

Паспорт проекта.

Актуальность проекта: Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь правда ли то,что рассказывается о космосе в них. И мало кто знает, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник – Ю. А. Гагарин. Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей первичных представлений о космическом пространстве и людях, покоривших его.

Проблема: поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах.

Цель: формирование у детей старшего, подготовительного возраста первичных представлений о космическом пространстве (планетах, звездах, солнечной системе, освоении космоса (первый космонавт, первая женщина- космонавт, освоение космоса в наши дни).

Образовательные задачи:

1. Расширить знания детей с солнечной системой.

2. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях.

3. Закрепить знания о первом космонавте - Ю. Гагарине.

4. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом - В. Терешковой.

5. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

2. Развивать творческое воображение.

3. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные задачи:

Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей страны.

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение, умение работать в коллективе.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Время реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Предполагаемый результат : Сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др, людях, покоривших космическое пространство первыми, и космонавтах 21 века. Дети создают работы (рисунки, аппликации) на тему «Космос глазами детей».

Продукт проектной деятельности: выставка работ «Космос глазами детей».

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный:

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете.

2. подбор литературы о космосе, видео роликов о космосе и космонавтах, фотографий планет, космического пространства.

2 этап – основной:

1. Проведение мероприятий по данной теме.

2. Работа с родителями поданной теме.

3. Организация групповой и индивидуальной работы.

4. Знакомство детей с понятиями «космос», «солнечная система».

3 этап – заключительный:

1. Организация выставки рисунков и поделок «Космос глазами детей».

2. Итоговое мероприятие: «Мы- веселые космонавты».

4. этап – рефлексия.

Работа с родителями:

1. Создание папки-передвижки «День Космонавтики».

2. Создание совместных работ родителей с детьми на тему «Космос».

3. Список произведений о космосе, которые можно прочитать детям дома.

Перспективный план на тему «День космонавтики».

Беседы с использованием фильма «Прогулки в космосе» - фильм Д. Рогаткина для начальной школы и детского сада, фотографий.

1. Беседа «Что такое космос».

Цель: формировать первоначальное представление детей о солнечной системе (названия планет, движение планет вокруг солнца, звездах, созвездиях.

2. Беседа «Что такое астероид, метеорит и комета?»

Цель: познакомить детей с космическими объектами (астероидами, кометами, метеоритами, рассказать, чем они отличаются друг от друга.

3. Беседа «Солнце- источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о Солнце, его форме, из чего оно состоит.

4. Беседа «Земля - голубая планета».

Цель: объяснить, что такое телескоп, показать снимки Земли из космоса, рассказать, почему нашу планету называют «голубая».

5. Беседа «Первая женщина космонавт».

Цель: познакомить с биографией первой женщины космонавта В. Терешковой. Рассказать, что она является нашей землячкой, провести виртуальную экскурсию по музею В. Терешковой.

Познание. Тема: «Юрий Гагарин. Он покорил космос».

Цель: познакомить детей с биографией космонавта Ю. А. Гагарина. Расширить представление о профессии космонавт, рассказать о работе космонавтов в наши дни.

Коммуникация. Тема: Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине (отрывки).

Цель: познакомить с биографией Ю. А. Гагарина, учить понимать смысл прочитанного, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов, подвести к пониманию таких нравственных качеств как: доброта, бесстрашие, трудолюбие, настойчивость, любовь к Родине.

Художественное творчество (рисование). Тема: Космическая фантазия «Мы не одни во Вселенной».

Цель: расширять кругозор детей, знания о космосе, о предположениях ученых, что мы не одни во Вселенной. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Космонавт в невесомости».

Цель: продолжать учить детей рисовать фигуру человека, используя игрушку в качестве натуры, правильно соотносить части тела, расширять кругозор детей о космическом пространстве, развивать чувство цвета.

Художественное творчество (аппликация). Тема: «Полет на Луну».

Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, вырезать фигуры космонавтов из бумаги, сложенных вдвое, развивать воображение, чувство композиции.

Познание (конструирование). Тема: «Космодром».

Цель: познакомить с понятием «Космодром» и самым известным космодромом - Байконур. Учить, самостоятельно конструировать космодром, ракету, соблюдая правила работы с конструктором.

Познание (математика). Тема: «Урок в школе будущих космонавтов». Е. Ермолаева.

Цель: совершенствовать умение отсчитывать нужное количество предметов в пределах 10 из общего множества. Закреплять умения моделировать предметы из геометрических фигур. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление.

Совместная деятельность:

Просмотр мультфильма «Космос для детей. Увлекательное путешествие в космос».

Подвижные игры (приложение 1)

1. «Ракетодром».

2. «Ждут нас быстрые ракеты».

3. «Кто быстрее соберет космический мусор».

4. «Ноги от земли».

Сюжетно- ролевые игры:

«Космическая станция»

Цель отображать в игре полученные знания о жизни космонавтов в космосе, формировать умение играть группами, при этом самостоятельно распределяя роли.

«Космонавты».

Цель познакомить с работой космонавтов, воспитывать смелость, расширять словарный запас детей: космический корабль, космонавт, полет и др.

«Полет на Луну».

Цель: формировать представления детей о том, как выглядит скафандр, что обязательно нужно взять с собой в космос, для чего космонавты летают на Луну.

Словесно - дидактические игры: (приложение 2)

1.«Найди лишнее».

2. «Назови правильно планету».

3. «Найди недостающую деталь ракеты».

4. «Много звезд на небе…».

Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей с произведениями о космосе, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов.

1. Е. П. Левитан «Звездные сказки».

2. Н. Носов «Незнайка на луне».

3. Стихотворения о космосе.

4. Загадки о космосе.

Загадки о космос: (Приложение 3)

Индивидуальная и групповая работа:

1. Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).

2. Собирание пазлов с данной тематикой.

3. Конструирование из различных видов конструктора.

Литература:

Космос. Детская энциклопедия,- Москва, 2000.

Лагуткин Д. Фильм «Прогулки в космосе для начальной школы».

Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. -М. ,1981.

Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. -М. : Дет. лит., 1979.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под. ред Н. Е Вераксы.

Фильм «Ю. Гагарин -он покорил космос!

htt. raskraska.gulli.ru

www.youtubt.cum .

Приложение 1.

«Ждут нас быстрые ракеты».

Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.

Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планету,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опаздавшим места нет».

После слов дети стараются занять пустой обруч.

Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.

«Ракетодром».

Водящих в игре трое («Космонавты»).

Первый космонавт говорит слова:

«Мы сейчас все космонавты

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.

Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.

В конце игры дети говорят: «Мы удачно приземлились, из полета возвратились».

«Ноги от земли».

Выбираются два водящих. По сигналу они начинают догонять детей.

Главная задача осалить как можно больше ребят. Если ребенок запрыгнул на возвышенность, то его салить нельзя. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один победитель.

«Кто быстрее соберет космический мусор».

По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.

По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.

Приложение 2.

«Найди лишнее».

На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.

Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.

«Назови правильно планету».

Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.

«Найди недостающую деталь ракеты».

Перед детьми лежат двойные карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и ее деталь.

«Много звезд на небе …»

Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.

Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.

Приложение3.

Космические загадки

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая (Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить,

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - … (Комета).



Цель: Создать альбом о российской космонавтике и о том, как готовят космонавтов к полету в космос. Задачи проекта: 1. Познакомиться с материалами о космосе и космонавтах, с помощью книг и Интернета. Найти информацию о первых полетах в космос, о подготовке космонавтов к полету и их жизни на космическом корабле. 2. Проанализировать, обобщить материал, и сделать выводы.


2011 год объявлен годом российской космонавтики В честь 50-летия полета Юрия Гагарина 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Подписав документ, Дмитрий Медведев принял предложение правительства о праздновании в 2011 году годовщины первого полета человека в космос.


Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: « Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?» И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль « Восток ». Космический корабль – это сложная техническая система. И прежде чем посадить в него человека, технику надо проверить.


Перед тем, как человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.




После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета - носитель « ВОСТОК ». Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.










Уже более 30 лет все космонавты готовясь к полету, к невесомости, тренируются в, так называемой, " летающей лаборатории ". Это основной тренажер для отработки навыков работы в отсутствии притяжения к Земле.


В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи.


На корабле, все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.


Одежда космонавта - скафандр. Без него он либо сгорит в палящих лучах солнца, либо замерзнет в ледяной тьме космоса. На спине у него, резервуар с воздухом, на шлеме, светофильтр, защищающий от ослепляющего солнца. Скафандр космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.


При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное « Ложе ». Под космонавтом на кресле точный слепок тела из гипса. Он делается под каждого индивидуально, как маска с лица. Поэтому во время взлета тело точно вжимается в собственный слепок, чтобы кости не сместились.




Космический корабль конструируется так, чтобы обеспечить космонавтам максимальные удобства. Поэтому люди имеют возможность оставаться в космосе в течение многих дней, недель и даже месяцев. Космические исследования – самые опасные и дорогостоящие, но они способствуют созданию новых технологий, например систем спутниковой связи. Освоение космоса расширяет наши представления о Вселенной.


Вывод: Моя исследовательская работа была очень интересной, увлекательной, в ходе проекта, я получил ответы на интересующие меня вопросы и узнал много нового о российской космонавтике. Исходя из моих наблюдений, сделал вывод, что одного желания стать космонавтом очень мало! Профессия - космонавта, очень сложная, трудная и ответственная. Для этого надо многому учиться, работать над собой, быть сильным духом и телом. И я хотел бы этого достигнуть! Полагаю, что своим рассказом я заинтересовал ребят, и предлагаю вам поближе познакомиться с альбомом о космонавтах, который я составил.

Архипенко Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №15
Населённый пункт: город Таганрог Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект " День космонавтики
Дата публикации: 16.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Паспорт проекта

«День космонавтики»
для детей средней группы.
: дети средней группы, педагоги, родители.
Тип проекта
: познавательно – творческий.
Вид проекта
: краткосрочный 04.04. 2016 – 12.04. 2016.
Цель
: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией космонавта; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах. 2. Закреплять знания детей о первом космонавте Ю. Гагарине. 3.Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; подчеркнуть уникальность планеты Земля. 4. Расширить и закрепить знания детей о планетах солнечной системы, созвездиях. 5. Упражнять детей в обратном счёте. 6. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными. Ожидаемый результат: 1.Заинтересованность детей темой «Космос», проявление их познавательной активности. 2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного и бросового материала ракеты, планеты, инопланетян по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе. 3.С удовольствием создают работы (лепка, аппликация, рисование) по теме «Космос»; играют в сюжетно – ролевую игру «Полёт в космос». Этапы реализации: подготовительный, основной, заключительный
Подготовительный этап
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по теме «Космос». - Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта. - Подбор материала для продуктивной деятельности.
Предметно – развивающая среда по проекту:
Глобус, фонарик, модель Земли с ракетой, карта звёздного неба, телескоп; тематические картины, выставка книг в книжном уголке по теме «Космос», портреты космонавтов, модели лунохода, ракеты, модель Солнечной системы, записи песен о космонавтах (по выбору воспитателей).
Наглядно-дидактические пособия
Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов и животных, побывавших в космосе, фотография планеты Земля из космоса, виды ракет, спутников, звёздное небо). Книга «Малышам о звёздах и планетах» из серии «Школа семи гномов», издательство
«Мозаика – Синтез»; наглядно – дидактическое пособие «Космос», издательство «Рыжий кот», 2012год. Дидактические игры «Что лишнее?», «Что нужно в космосе?», «Разрезные картинки», «Созвездия», «Расставь планеты по местам», счётные палочки «Посмотри и составь», блоки Дьёныша.
Подвижные игры, упражнения, физкультминутки:
Физкультминутка «Передай хлопок», «Ракета», «Космодром»; игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики», «Прыжки на Юпитере», «Комета», «Ракеты»; упражнение «Наполним скафандры воздухом», прыжки с поворотом «Планета вращается».
Основной этап

План реализации проекта.
Чтение художественной литературы: Большая энциклопедия «Почемучек». Москва, 2006; книга «Малышам о звёздах и планетах» из серии «Школа семи гномов», издательство «Мозаика – Синтез», методическое пособие «Беседы о космосе» Е.А.Паникова, В.В.Инкина, издательство «Творческий Центр «Сфера»,2010год; загадывание детям загадок на космическую тему; просмотр мультфильмов и кино на космическую тему: "Тайна третьей планеты", «Барбоскины», «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» и другие. Познавательное развитие: беседы с детьми Задачи: оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
«Какое бывает небо?»
Воспитатель: каждый день мы выходим на улицу и смотрим на… (ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение: Черное, алое, синее, красное Небо бывает разнообразное. Утро как вечер красным подсвечен, Черное ночью, когда гаснут свечи, Лампы, фонарики и фонари, Звезды с луною ты видишь. Смотри. Утро. И солнышко лучики шлет, Снова синеет наш небосвод. Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей). Воспитатель: Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое,
черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д. Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки: Ничего нет неба выше, Там гуляют облака. Небо дуновеньем дышит, В небе звёзды сдалека Словно бусинки мерцают Украшая небосклон, А под утро исчезают, Растворяясь будто сон. В небе вольно веют птицы, Крылья только им даны, Но бывает, людям снится: Над землёй летят они. Справа небо, слева небо, Ну, а ты летишь, летишь: Толи быль, а толи небыль, Сразу и не различишь! Е.Горева «Полёты в небе». Как цветочки незабудки - Нежно - голубое. Иногда, как васильки, А порой, как море! Но бывают дни, когда, Злится и темнеет, Вот тогда меняет цвет - Хмурится, чернеет. Ночью - в ярких звездочках, Днем - с лучистым солнышком! С облаками, цвета снега... Что же это? Это ж... (Небо.)
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично
освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца). Спутник близкий для планеты, Светит отражённым светом. То как месяц, то кругла, Мало дарит нам тепла. За собою тянет воду В океанах с небосвода, И поэтому вода Движется туда-сюда, Есть приливы и отливы. А ещё она красива, Если вся освещена – В небе полная Луна.
«Планеты и звёзды».
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Планета, на которой мы живем, называется Земля. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено- коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
«Праздник 12 апреля - День космонавтики», «Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе». «История космонавтики» (чтение и беседы по книге «Беседы о космосе»). Задачи: познакомить детей с днем космонавтики. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия. Просмотр обучающего мультфильма (лекции) в выездном планетарии.
Опыт №1 «Солнечная система».
Цель: - объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца. Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков. Представьте, что желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?.. - Солнцу помогает вечное движение. - Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Опыт №2 « Солнце и Земля».
Цель: - объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли Оборудование: большой мяч и бусина. Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт №3 « День и ночь».
Цель: - объяснить детям, почему бывает день и ночь. Оборудование: фонарик, глобус. Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик - это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем - теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, - у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер.
Опыт №4 «Шарик - ракета».
Цель: объяснить детям принцип запуска ракеты. Оборудование: воздушный шарик, трубочку для коктейля, прочные нитки, скотч. Нитку нужно привязать где-нибудь повыше. Второй конец нитки пропускаем через трубочку. Надуваем шарик как можно сильнее, закручиваем его не завязывая. Прикрепляем шарик скотчем к трубочке, направив хвостик шарика на себя. Передаем
шарик главному естествоиспытателю. Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета. Это очень интересное зрелище. Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».
Дидактические игры
«Что лишнее?», «Что нужно в космосе?», «Разрезные картинки», «Созвездия», «Расставь планеты по местам», счётные палочки «Посмотри и составь», блоки Дьёныша. Развивать память, логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.
Математика
«Планеты», «Полёт в космос» (ракеты). Закреплять умение двигаться в заданном направлении; объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5); учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результат сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Музыка:
слушание песен о космосе и космонавтах. Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать ее. Обогащение музыкальных впечатлений. Развитие умения чувствовать характер музыки. Формирование умения замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
Подвижная игра
«Солнышко и дождик». Учить двигаться легко, действовать после сигнала; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Сюжетно – ролевая игра
: «Полёт в космос» (игровые сюжеты «Подготовка к полёту», «Тренировка космонавтов»). Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, формировать ролевые диалоги.
Рисование, аппликация, лепка.
Учить детей делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином (приемы раскатывания, растягивания, расплющивания). Воспитывать у детей интерес к аппликации. Учить правильно держать ножницы и действовать с ними. Учить составлять изображения предметов из отдельных частей последовательно их наклеивать. Развивать мелкую моторику руки. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение. Рисование «Звёздное небо», «Портрет жителя другой планеты». Аппликация с элементом рисования «Летим на ракете», «Космические фантазии». Аппликация «Ракета». Лепка «Планеты Солнечной системы»,«Луноход», «Инопланетянин». Конструирование ракет из напольного конструктора, блоков Дьёныша, плоскостного раздаточного материала (геометрических фигур), бросового материала (рулончика из под туалетной бумаги, киндерсюрприза, пластилина, трубочек для сока).
Работа с родителями (домашние задания
):
продемонстрировать детям дома опыт №4 «Шарик – ракета»; просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Барбоскины». Чтение загадок, художественной литературы по теме «Космос». Создание совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Космос». Папка – передвижка «12 апреля - День космонавтики», «Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе».
Заключительный этап:
выставка детских и совместных работ, создание книжки «Космическое путешествие»; физкультурный праздник, посвящённый Дню космонавтики.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: