Проект для детей старшего дошкольного возраста «Научные забавы. Проект «Чудесная бумага» для детей старшего дошкольного возраста Интересные проекты для детей старшего дошкольного возраста

Международная гимназия инновационного центра «Сколково»

ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

« Предметы, которые нас окружают, помогают нам организовать свой быт»

Дерябина Ю.Ю. воспитатель старшей группы

Москва 2018

Продолжительность проектной деятельности:

(3 часа)

Линии исследования:

1. Зачем человеку нужны предметы быта

2. Функция предметов быта зависит от назначения помещения

3. Современный человек выбирает стиль в интерьере

Ожидаемые результаты :

Ребенок узнает различные предметы быта, умеет их классифицировать (мебель, сантехника, бытовые приборы)

Осознает различное назначение предметов быта в зависимости от назначения помещения (кушетка в детской, кушетка в мед. кабинете, холодильник в квартире и столовой)

Умеет выделять признаки предметов, обобщать их и систематизировать

Узнает стили в интерьере, может выделить явные признаки того или иного стиля

Получает осознание о том, что человек подбирает обстановку дома, в соответствии с собственным вкусом

Предоценивание (30 мин.)

Исследование началось с провокации детей, когда пропали стулья перед завтраком.

Дети очень удивились и начали придумывать различные заменители.

Сели на подушки (низко) и т.д.

Вопросы воспитателя:

«Для чего нужны стулья?,

Без чего мы сможем обойтись?

Как вы думаете, как давно придумали стулья?

На чем сидели древние люди?

А какие предметы еще нам помогают?

Что такое быт?

На какие группы можно разделить предметы быта?

Как люди выбирают предметы быта?

В процессе данной беседы мы пришли к выводу, что дети хотели бы узнать:

Кто придумывает предметы быта?

Чем отличаются предметы быта в разных помещениях?

Какие разновидности мебели существуют?

Как люди подбирают мебель для помещения?

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОСТЕРА «ДОМ, В КОТОРОМ Я БУДУ ЖИТЬ» (40 мин.)

Предварительная работа : экскурсия по гимназии, рассматривание предметов быта с называнием их функции, внешнего вида, рассматривание картинок различных помещений (квартира, мед. кабинет, столовая, ресторан и т.д).

Цель : развивать умение детей классифицировать предметы мебели, выделять характерные признаки предметов и интерьеров, в зависимости от помещения и их функционального назначения. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Материалы: ватман, мольберт, картинки предметов быта для разных помещений.

Ход занятия :

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем придумывать дом, в котором вы хотели бы жить. С чего необходимо начать?"

Дети начали с того, что нужно определить сколько этажей будет в нем, какие помещения (Ответы детей: спальня, библиотека, мед. кабинет на первом этаже, столовая, кладовка, лестница). Несмотря на провокацию, в виде наличия картинки ресторана, дети сказали, что он должен быть в отдельном здании. Но обозначили, что на первом этаже будет мед. кабинет и начали приводить примеры, что у кого-то в доме стоматология.

Ульяна: "В спальне должна быть кровать. Кровати бывают разные двуспальная и детская..",

Федор: "Кушетка в мед. кабинете отличается от кушетки в комнате.. , но там должен быть компьютер"

Итог : Дети построили дом своей мечты, обозначили для каждого помещения свои предметы быта, постарались их подобрать в определенной цветовой гамме и еще долгое время дети дорисовывали и дополняли дом.




«Стили мебели» (40 мин.)

Предварительная работа : Сбор фото детских комнат, беседы на тему разные интерьеры.

Цель : подвести детей к тому, что для каждого помещения существуют свои предметы быта и они разные не только по функциям, но и по внешнему виду. Познакомить детей с разными стилями интерьеров.

Ход занятия :

Игровое упражнение «Четыре угла».

В группе в 4 углах весят картинки помещений, выполненных в стиле Барокко, Классицизм, Модерн и Хай-Тек.

Детям ставится задача найти фото своей комнаты и определить к какому стилю относится его комната или предмет интерьера.

Когда дети разошлись по углам, каждый отвечает на вопрос, почему ты считаешь, что именно туда относится твоя комната?

По каким признакам ты смог это определить (Дети отвечают цвет, украшения, формы самой мебели), воспитатель фиксирует на доске характерные для разных стилей особенности, названные детьми.

После выслушивания всех мнений детям показывают презентацию (см. приложение) и они определяют правильные ли выводы они сделали (см. вложение).

Закрепление полученных знаний: На следующем занятии детям предлагается выполнить задание:

«Проведи линию от картинки к названиям стилей…» (если дети не умеют читать, воспитатель озвучивает цифры)



Итог: Дети безошибочно справились с заданием и еще долгое время обсуждали свои комнаты, выясняли какой же стиль представлен в гимназии, многие говорили о том, что теперь хотят сделать свою комнату в стиле Хай-Тек, какие предметы они хотели бы дополнить в свою комнату. В дальнейшем дети выбрали это задание, как игру на асамблее, которая проводилась с детьми Подготовительной группы и они выполняли роль ведущих и направляли детей из других групп.

Итоговое оценивание (50 мин).

Цель : Определить достижения учащихся, оценка приобретенных в процессе исследования знаний, навыков и отношений.

Студентам предлагаются выполнить задание с помощью «Кругов Вена» и назвать общее и разное в комнатах (гостиная и кухня, гостиная и спальня, спальня и кухня).

Воспитатель фиксирует ответы детей.

Игорь: «В гостиной и спальне могут диван, телевизор, шкаф, стул….»

Мирослава: «В гостиной все сидят, когда пришли гости, значит нужен диван, кресло… А в спальне люди спят, поэтому там должна стоять кровать…»

Кирилл: «У меня на кухне стоит посуда и холодильник…а кресло и диван стоят в гостиной..»

Так же детьми самостоятельно дома и на других предметах, были изготовлен коллективный макет дома, в котором дети собственными руками подбирали и изготавливали мебель, предметы интерьера, обои в соответствии с назначением помещений, их цветовой гаммой и стилем.






САМООЦЕНИВАНИЕ

В конце исследования, проводилось оценивание детьми своей исследовательской деятельности.

Детям предложили выделить критерии и нарисовать человечка на той ступени, на которой находится студент в конце исследования.

1. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, самостоятельно делал выводы, справился со всеми заданиями без помощи взрослого.

2. Студент с удовольствием принимал участие в исследовании, делал выводы при помощи взрослого, справился со всеми заданиями

3. Студенту не очень понравилась тема, он делал выводы при помощи взрослого, справился не со всеми заданиями, так как было сложно.

Итог: Все дети нарисовали себя на второй или верхней ступени.

Итоги

Таким образом, в процессе данного исследования дети познакомились с различными предметами быта, их названиями, внешним видом, функциями, научились устанавливать взаимосвязи между предметами быта и материалом из которого он изготовлен (в мед. кабинете это материалы которые можно мыть, дезинфицировать), научились находить уникальные характеристики предметов, узнали их различные функции и осознали необходимость их создания.

А главное, что дети получили знания не в готовом виде, а в процессе исследовательской деятельности. У них развиваются мыслительные, коммуникативные, исследовательские навыки, дети учатся анализировать и делать выводы, воспитывается бережное отношение к окружающим предметам. Закладываются такие качества как любознательность, креативность, понимание ценности и красоты мира и людей, воспитывается эстетический вкус.

Чтобы из любой ситуации дети в старшем дошкольном возрасте смогли найти приемлемый выход, основы раннего развития незаменимы. В современном мире человек должен чувствовать себя востребованным, уметь реализовать все свои способности. Лучше, если дети научатся многому при посещении детского сада. Самостоятельность, навыки проведения даже простейших исследований, познание окружающего мира – ко всему этому дети должны проявлять внимание. Но как пробудить в них желание мыслить и действовать? На это направлены разнообразные игры, которые прививают ребенку модели необходимого поведения и личностные характеристики современного человека.

Основы продуктивного обучения

Обучение детей старшего дошкольного возраста особенно важно, поскольку в этот период идет интенсивное развитие личности. Если будут заложены необходимые основы, дальнейшая деятельность ребенка станет базой для самообучения и естественного развития. Работы над проектом заинтересуют детей и помогут выразить все творческие задумки. Как только дети младшего возраста начнут с практической стороны познавать разнообразие мира и его объектов, появится естественный интерес. Каждый этап приблизит мышление ребенка к идеям экспериментирования и самостоятельного познания мира.

Именно ради основ свободного экспериментирования, педагогам важно информировать родственников ребенка о важности процесса проектирования. Каждая консультация для родителей должна быть направлена на возможность неограниченного следования вперед по пути познания.

Если педагог отвечает на любой вопрос почемучки, то большинство мам или пап в некоторых случаях просто отмахиваются от пытливого малыша, мотивируя свой поступок нехваткой времени. Но именно такое отношение делает детей этого возраста безразличными к окружающему. Вопросы, которые задает ребенок старшего дошкольного возраста, рождаются не из простого любопытства, а в ходе долгой мыслительной деятельности. Метод самореализации детей основан не только на занятиях в группе детского сада, он происходит при интенсивном включении в этот процесс родителей.

Важно не просто отвечать на вопросы ребенка, но и просить его самого описать увиденный предмет, его свойства, сочинить историю его происхождения и составить проект исследования его свойств. Не стоит забывать о посещении цирка, музеев, театров, зоопарков. Познавательной будет экскурсия в типографию.

Нельзя убивать любознательность детей, даже если они проявляют чрезмерное внимание к каким-либо предметам или сфере деятельности. Занятия над проектом важно направлять на формирование удетей желания постоянно узнавать что-то новое о любом событии.

Преподнося материал маленькому почемучке, педагоги намеренно создают такие ситуации, при которых возникает некая проблема, а решение ее возлагают на ребенка. Часто это дело не занимает много времени, но в некоторых случаях требует детального осмысления и вмешательства взрослых.

В качестве материалов для исследований педагоги выбирают не только игры, но и весь спектр приспособлений, направленных на осуществление познавательной деятельности.

Среди них:

  • Ткани разного свойства и цветов.
  • Бумагу.
  • Элементарные приборы, с которыми каждый человек сталкивается в повседневности или модели нужных в быту вещей.
  • Природные материалы (глина, камень, песок).
  • Подручные материалы, помогающие человеку в его жизнедеятельности.

Метод интенсивного ориентирования мыслительной деятельности малыша предполагает создание уголка экспериментирования и в домашних условиях.

Экспериментальная лаборатория дома

Занятия дома и работы над проектом предполагают простые опыты в любом направлении. Усилий и финансов для этого много не надо. Важно желание, фантазия, элементарные знания законов физики и навыки работы с малышами.

Ванная. Здесь можно организовать массу экспериментов, начиная от изучения жизни водоплавающих, до испытания простейшего устройства для плавания или технического средства для передвижения по воде. Средствами эксперимента могут стать:

  • Сахар
  • Природный материал
  • Бумага

Кухня – территория массы экспериментов. Тут деятельность направлена на культуру приготовления еды, напитков. Опасные предметы и приспособления ребенку давать не стоит, а просто научить его элементарным навыкам мытья посуды или смешивания ингредиентов, можно.

Создать проект самостоятельно

Во время работы над проектом желательно давать возможность малышу мыслить самостоятельно. К примеру, во время работы над картиной или поделкой, вдруг закончился краситель. Но канцелярские магазины уже закрыты, а дома нужной краски нет. Здесь нужно применить метод концентрации внимания малыша на проблеме и попытаться вывести его на самостоятельное решение. Так же поступает и воспитатель в детском саду. Только перед ним целая группа детей, у каждого из которых свое мышление, уровень развития и логика. Тем интереснее. В группе детского сада малыши познают окружающий мир полнее и продуктивнее.

Широко применим метод проб и ошибок. Не стоит ругать малыша за оплошность, неловкость, действия по незнанию. Труд над проектом – это масса интересных этапов и преодоление довольно сложных ступеней познания.

В группе детского возраста творческий или другой проект делается по-иному, а дома в руках родителей деятельность может растянуться надолго. Это не влияет пагубно на развитие малыша. Главное, чтобы в процессе реализации идей, не было препятствий.

Проект для младшей группы

Для группы детского сада методист или воспитатель разрабатывает программу, по которой с малышами будут заниматься другие воспитатели или специальные педагоги. Часто за такую работу берется и руководитель кружка. Для начала необходимо определить цели проекта. Главная из них – тяга детей к познаниям любого плана, в каждой из сфер жизнедеятельности. Особенно это актуально для младшего возраста малышей, когда наибольшее влияние на мышление, воображение и восприятие мира, оказывает экспериментальная деятельность.

В числе задач:

  • Поиск проблем и их решение.
  • Постоянная тяга детей к познаниям.
  • Развитие таких навыков, как умение анализировать ситуации, классифицировать предметы, сравнивать и обобщать материал.
  • Умение делать умозаключения, выводы, подытоживать результаты исследований. Все это достигается в ходе обсуждения ситуаций с детьми.
  • Предоставление детям информации о способах получения данных в процессе исследований и их интерпретация.
  • Деятельность, направленная на понимание ребенком окружающего мира, любовь к природе, желание оберегать все живое.

Реализация каждого проекта проходит несколько этапов. Первая часть посвящена введению детей в курс дела, передаче нужной информации, определению темы, обсуждению деталей. Следующая ступень – организация процесса экспериментирования.

Педагог подробно рассказывает о том, что необходимо получить в итоге, к чему нужно стремиться при реализации проекта, распределяет «роли» между ребятами. Такой метод очень действенен, поскольку формирует у малышей правильное понимание и восприятие действий в группе.

Следующий шаг – сам период познания в ходе опыта. Четвертая ступень – заключительный этап. В ходе него материал обобщается, делаются выводы и прогнозы. В финале обязательно нужно похвалить каждого малыша, даже если кто-то и не принимал активного участия в процессе. Метод «пряника» не менее действенен, чем его аналог с применением «кнута». В ходе эксперимента, как в детском саду, так и дома, детей не следует ни за что наказывать. Даже если ребенок вел себя не вполне корректно. Это полностью отбивает тягу к любому виду обучения, это касается и младшего возраста, и детей постарше.

Любой проект необходимо построить на игровых компонентах. В детском саду малыши привыкли развлекаться. Воспитателю необходимо помогать участникам воплощения проекта на каждом этапе, но интенсивно вмешиваться в дело педагог не должен. Желательно, чтобы до каждого вывода дети додумывались сами. Такая деятельность наиболее оптимальный, приемлемый и поддерживаемый мировым сообществом ученых, вариант на каждом этапе познания.

По итогам воплощения проекта желательно сделать презентацию. Эта задача ложится на плечи воспитателя. Метод, которым воспользуется старший помощник, можно выбрать любой. Главное, чтобы в результате дети младшего возраста запомнили наиболее важные этапы применения проекта. В процессе подготовки презентации они должны участвовать, чтобы преподнесенный ими материал отложился в памяти и мог в любое время быть воспроизведен.

Методисты привыкли классифицировать проекты, которые имеют место в детсаду:

  • Разделение по темам из любой сферы жизни.
  • Ранжирование материала по количеству участников-исполнителей.
  • Разделение по срокам воплощения основных идей проекта.
  • Разделение по сложности воплощения.

По тематике проекты бывают творческие, сугубо исследовательские, только лишь игровые и информационные. В основе каждого стоит свой метод применения на практике.

На последнем этапе важна и оценка результатов. Каждый исполнитель должен знать, что в его действиях было правильным, а над чем следует еще поработать. Желательно, чтобы к этому процессу подключились все методические сотрудники дошкольного учреждения.

Это необходимо для обмена опытом, получения свежих мыслей и идей, адекватной и объективной оценки результатов. Для каждого детского учреждения характерны свои основы применения на практике тех или иных методик воплощения проектов. Главное, чтобы в результате каждый малыш научился мыслить по-новому.

Зайцева Екатерина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ г.Москвы Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Комплексный экологический проект "Деревья" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тема: Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 30.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Комплексный

экологический

проект

«Деревья»

для детей среднего и старшего

Учитель-дефектолог Зайцева Е.А.

Апрель, 2016г.

Апрель, 2016г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «Деревья»

Дефектолог Зайцева Е.А.

Тема: «Прогулка в лес»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами деревьев, расширить кругозор по данной

Обогащение словаря;

Развитие лексико- грамматической стороны речи;

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование: куклы би-ба-бо(Буратино, дед-лесник), крупные картинки с деревьями

(ель, сосна, береза, дуб, рябина, яблоня, осина), картинки (листья и семена деревьев,

рост и развитее дерева, строение дерева, годичные кольца), сюжетная картинка про

мальчика-хулигана, игрушки-животные.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика.

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех

пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Это я, я, я!

« Буратино в лесу»

Педагог: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес, чтобы посмотреть на деревья.

В лесу много разных деревьев» Дети рассматривают елку, сосну, осину и т.д., называют

животных:

Под яблоней живет ежик.

За дубом спрятался кабан, а в дупле сидит белка.

Под елкой медведь берлогу построил.

Под осинкой зайчик ночует.

Под сосной волк логово устроил.

На рябине птички гнездо свили.

Под березой лисичка нору вырыла.

Вдруг появляется Буратино с топором и хочет срубить рябинку. А птички кричат:

« Чик- чирик! Ты что наше деревце губишь! Мы вообще-то сдесь живем и птенчиков

растим! И ягоды клюем! А ты что творишь?» Буратино: « Ладно, извините меня! Не

буду вашу рябину трогать, пойду другое дерево поищу»

Замахнулся Буратино на осину, а оттуда зайчик выпрыгнул: « Не надо мою осинку

губить! Я всегда под ней ночую! Она меня от волка и от лисы оберегает. Как только

волк или лиса подходит, осинка сразу своими листиками тревожно шуршит- меня

будит!» Потом Буратино к березе пошел, а из под нее лиса выскочила и говорит: « Ты

что, носатый, делаешь? У меня скоро лисята будут, а он мне дом ломает! Безобразие!»

яблоки! Ура!» Появляется ежик: « Фыр,фыр! Не губи мою яблоньку, я очень яблочки

люблю! А еще у меня здесь норка!» Пожалел Буратино ежа и пошел к дубу.А там белка

с кабаном как раскричались: «Не руби дуб! Мы его очень любим и жить без него не

сможем!» Потом Буратино подошел к елке, увидел что под ней медведь в берлоге спит

и поспешил уйти. « Ну все,- подумал Буратино,- сосну я точно срублю, а то мы с папой

Карло без дров останемся.» Только Буратино замахнулся, а из под сосны волк

выпрыгнул и зубами щелкает: « А ну, уходи отсюда! А то я тебя съем!» « Не съешь! Я

деревянный!»-отвечает Буратино. « Ах ты еще и деревянный! Тогда иди, выясни, из

какого дерева ты сделан,а потом топором размахивай!»- сказал волк.

Педагог спрашивает детей: « Дети, правда, из какого дерева может быть сделан

Буратино?» (Называние прилагательных-дубовый, сосновый,еловый, осиновый,

березовый)

Буратино и лесник

Педагог: Идет Буратино по тропинке, горько плачет. Навстречу ему лесник идет,

спрашивает: « Ты что, мальчик, плачешь? Может,обидел кто?» « Как же мне,дедушка, не

плакать?! Папа Карло мне дров велел нарубить, а звери и птицы мне не дают! Ругаются!»

« И не дадут!- отвечает лесник,- деревья и людям и животным нужны!»

Педагог предлагает детям предположить, что было бы, если,например не было бы

деревьев(показывает картинки)

ДУБ ЖЕЛУДЬ КАБАН

ЕЛЬ, СОСНА ШИШКИ БЕЛКИ

БЕРЕЗА, ОСИНА ГРИБЫ БЕЛКИ, ЕЖИ

ПТИЦЫ ГУСЕНИЦЫ ДЕРЕВЬЯ

Педагог предлагает детям объяснить данные цепочки (если исчезнут дубы- не будет

желудей и кабаны уйдут из леса и т.д.)

Рост и развитие деревьев.

Лесник рассказывает детям, как растет дерево. Дети сами рассказывают по картинкам,

отвечают на вопросы педагога.

СЕМЕЧКО РОСТОК САЖЕНЕЦ ДЕРЕВЦЕ ДЕРЕВО

СЕМЕЧКО ЕЛКИ РОСТОК ЕЛКИ САЖЕНЕЦ ЕЛЬ

Затем педагог с лесником рассказывают детям о строении дерева (корень, ствол, ветки,

листья) и о годичных кольцах.

Педагог: « Вот видите, ребята, как долго растет дерево! Сколько много лет ему может

быть! А Буратино хотел все срубить!»

Буратино: «А что же мне тогда делать? Где дрова то взять? Папа Карло мерзнет!»

Лесник: «Не беда! Дрова я тебе найду! В лесу есть засохшие деревья-их можно срубить. А

еще много веток и сучьев на земле валяется.»

5)Физкультминутка

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

6) Рассматривание семян деревьев.

Лесник предлагает детям рассмотреть семена дуба, клена, шишки сосны и елки.

Дети « шелушат» шишки, находят внутри них семена сосны и ели, сравнивают их.

Педагог также показывает детям картинки с изображением различных семян и

листьев, предлагает найти с какого дерева каой листочек упал.

Рассказ про мальчика- хулигана.

Педагог показывает детям сюжетную картинку (Мальчик в лесу ломает деревья,разоряет

птичие гнезда, стрелляет из рогатки, разбрасывает мусор, гоняет белок)

Лесник: « Прибежал как-то раз к нам в лес мальчик-хулиган. И смотрите, что он наделал!»

(дети перечисляют проделки мальчика)

Лесник: « Дети, разве можно так себя вести в лесу?

Дети вместе с педагогом осуждают мальчика.

Итог занятия.

Педагог и дети прощаются с Буратино и лесником, говорят им «до свидания!»

Педагог уточняет знания детей о деревьях, о том как надо вести себя в лесу и т.д.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДЕРЕВЬЯ -

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

1.Тема: «Деревья - наши верные друзья »

2.Тип проекта: проектно - исследовательский.

3.Характер проекта: творческо - исследовательский.

4.По характеру контактов: дети,дефектолог, воспитатель, родители.

5.По количеству участников: групповой

6.По продолжительности: краткосрочный (22.03.13 -27.04.13).

7. Предмет исследования: деревья на нашем участке.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического

сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и

бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются

возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию

положительных моральных качеств.

Цель проекта:

- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его

экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с

окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе

наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о деревьях;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства

построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые

знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения

реализовывать интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным

эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества

нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии,

образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы,

экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления

через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для

человека.

Занятия и другие виды работы с детьми в рамках

проекта «Деревья»

Виды работы

Краткое описание

Кто проводит

Занятие по ознакомлению

с окружающим миром

« Прогулка в лес»

Знакомство с разными видами

деревьев, рассмстривание семян,

листьев. Рассказ о значении деревьев

для людей и животных

Дефектолог

Занятие по развитию речи

Тема «Деревья»

Расширение словаря по данной теме,

усовершенствование лексико-

грамматического строя речи

Коллективная аппликация

Дети сначала вырезают из цветной

бумаги листочки и желуди, затем

наклеивают их на ветки дуба.

Воспитатель

Рисование « Осенние

Дети раскрашивают акварелью листья

деревьев(ребины, дуба,клена, липы)

Воспитатель

Лепка « Дары деревьев»

Дети лепят из пластелина яблоки,

груши, сливы.

Воспитатель

Экспериментирование

«Семена»

Проводится как часть занятия по озн. с

окружающим.Дети рассматривают

семена дуба, клена, березы, шелушат

Дефектолог

Экспериментирование

« Как распускаются

Долгосрочный эксперимент. Ветки

тополя, березы, липы ставятся в воду.

Дети вместе с педагогом наблюдают,

как у веток набухают почки,

появляются листья.

Дефектолог и

воспитатель.

Наблюдение за

сезонными изменениями

деревьев на прогулке.

Педагог обращает внимание детей на

деревья, на то как они меняются в

разные времена года.

Воспитатель

Хоровод « Во поле

березка стояла»

Дети водят хоровод вокруг березы под

Музыкальный

руководитель

Игра « Найди свое

деревце»

Дети под музыку сажают деревья,

затем разбегаются. Когда начинает

капать дождик,дети должны спрятаться

каждый под своим деревом.

Педагог по

физкультуре.

Спектакль « Как коза

избушку строила»

Педагог показывает детям спектакль о

том, как коза сбежала от старухи и

решила построить избушку в лесу под

Педагог по

театрализованной

деятельности.

Загадки о деревьях

Белые овечки бегают по свечке.

Ответ (Верба)

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ (Осина)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белёны, шапочки зелёны.

Ответ (Берёзы)

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Ответ (Берёза)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ (Ива)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Ответ (Дерево)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

Ответ (Лиственница)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.(Сосна)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Стихи о деревьях

Дерево

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Скольких птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

ЛИСТОПАД

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Он из жёлудя пророс,

А потом всё рос и рос,

Год за годом подрастал -

И могучим дубом стал!

Береза

От жары и от мороза

Не расплачется берёза,

Но задень её весной -

Слёзы потекут рекой!

Ель, сосна

У зелёной ёлки -

Короткие иголки.

У сосны - длинны

И тоже зелены!

Клен

Клён в рябину был влюблён,

Но стоял безмолвно он,

Как стояла и она,

Тоже в клёна влюблена!

Тополь

За окном, в разгаре лета,

Побелела вся земля.

Неужели снег? Нет, это –

Пух роняют тополя!

Липа

От простуды

И от гриппа

Дарит нам

Цветочки липа!

Ольха

Даже осенью она,

Как и летом зелена.

Так зелёную листву

И роняет на траву!

Кедр

Не боится кедр ветра,

Это тот боится кедра

И обходит его, чтоб

Не ударил больно лоб!

Елка

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета!

(Т. Волгина)

Сказки про деревья

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

М.Скребцова

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все

деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву

удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от

мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.

Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не

нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним

платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у

нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое. Как-то осенью стала

березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:

Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей

красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.

Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до

поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей

бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!

Пожалела осень ольху и говорит:

Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками.

Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-

Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я

ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна

влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы

выше, чем хранить эту влагу для всех.

Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев

да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под

земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом,

где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа.

Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через

несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель

из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей

обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где

ольха - там сена вороха."

Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:

Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

Что нового об ольхе вы узнали из этой сказки?

Какие еще деревья, подобно ольхе, свои листья зелеными сбрасывают?

Какие еще деревья морозов не боятся?

Почему с ольхой все деревья дружили?

Чем береза от ольхи отличается?

Как вы думаете, кому из них легче живется и почему?

Как люди используют уникальное свойство древесины ольхи?

В чем заключается внутренняя красота дерева?

Почему Матушка-природа решила помочь ольхе?

ХВОЙНЫЙ ЛЕС

СОЛНЕЧНОЕ ДЕРЕВО

М.Скребцова

Как-то раз загрустило солнышко, глядя с небес на хвойный лес:

Изо дня в день освещаю я его своими лучами, а лес все равно темный. Вот лиственные

леса свет мой хранить умеют. Пошлю-ка я свой лучик в хвойный лес. Пусть спросит у

деревьев, куда они мой свет прячут.

Послало солнышко свой самый светлый лучик в темный лес хвойный. Деревья его сразу

заметили и жадно к нему потянулись своими лапами.

Удивился лучик и спрашивает деревья: - Если вы свет любите, что же вы всегда темные?

Солнышко удивляется, куда вы свет его прячете?

Отвечают деревья лучику:

Мы храним свет солнышка в иголках - им зиму долгую зимовать, вот и копят они свет да

Лучик снова спрашивает:

Почему же ваша хвоя не светлеет от света солнечного, почему она темной остается?

Деревья отвечают лучику:

У нас только молодые иголочки светятся. Это в начале лета бывает, пока они могут

беззаботно жизни радоваться. Но мы их торопим, чтобы взрослели скорее, - зима суровая

ждать не станет. Вот они и стараются: свет солнышка впитывают, хвоинки свои в толстую

плотную кожицу закутывают да еще поверх нее, будто непромокаемым плащом, сизым

восковым налетом покрываются, чтобы не страшны им были морозы да ураганы. Поэтому

к середине лета они уже темнеют.

Лучик произнес с грустью:

Как жаль, что среди вас нет дерева, чья хвоя всегда светлой оставалась бы: и зимой и

летом. С этим деревом в лесу вашем сразу бы светлее стало.

Попрощался лучик с деревьями и к солнышку вернулся. Выслушало его солнышко и

Знаю я, лучик, что делать. Попрошу-ка я Мать-природу посадить в хвойном лесу семечко

солнечного дерева. Ты, лучик, будешь его растить да оберегать; от твоей заботы многое

зависит. Смотри, не ленись, а потом мне обо всем расскажешь.

Исполнила Мать-природа просьбу солнышка и посадила в хвойном лесу маленькое бурое

Скоро проросло семечко в деревце. Стало деревце расти не по дням, а по часам. Другие

деревья быстро обогнало. Лучик от него ни на минутку не отходил, и выросли у деревца

из каждой почки пучки светло-зеленых лучиков. Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная,

бархатистая.

Радуется лучик:

Наконец-то, светлое деревце выросло.

Привязался лучик к деревцу, полюбил его, целыми днями ласкал да щекотал его. От этого

все деревце будто светилось.

На ночь лучик за гору уходил, а деревце засыпало сладко, обогретое за день любовью и

светом своего друга. Утром лучик снова к деревцу своему спешил.

Наступила осень. Хвоя деревца стала нежно-золотой.

Лучик сам себя не помнил от счастья:

Деревце мое с каждым днем все больше на солнышко похожим становится. Будет теперь

в хвойном лесу золотое пятнышко.

Но вдруг случилось страшное. Как-то утром прилетел лучик в лес, а деревце его голое

стоит. Посмотрел лучик на землю и увидел на ней солнечный коврик из золотых хвоинок.

Заплакал лучик:

Что же я наделал, проглядел деревце, не заметил, как заболело оно. Как я солнышку на

глаза покажусь?

А солнышко тут как тут. Улыбается лучику:

Не плачь, я все уже знаю. Когда Мать-природа по моей просьбе солнечное семечко в

землю посадила, она поведала мне его тайну. Это деревце необычное. Оно так солнышко

любит, что не может жить без него. Ночью, как только вы, лучики, прячетесь, деревце тоже

засыпает и замирает, даже расти перестает, в отличие от елей и сосен. Зимой же оно спит

крепким сном, поэтому и сбрасывает на зиму свои листья - хвою. Весной, лучик, ты снова

увидишь свое деревце в красивом и светлом наряде.

Лучик всполошился:

Как же наше деревце хрупкое зиму суровую переживет без хвои?

Отвечает солнышко:

Но у него же есть друг-лучик! С таким другом солнечному деревцу не страшна даже

лютая зима.

Так все и получилось, как солнышко пообещало. Столь хрупкое на вид деревце

безмятежно пережило лютую зиму и к весне вновь покрылось необыкновенно мягкой и

нежной хвоей. Лучик был счастлив.

Так появилась на земле Лиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где

растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за

тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:

Что нового о жизни лиственницы вы узнали из этой сказки?

Напишите сказку о том, как хвойные деревья лиственницу королевой леса выбрали.

Почему лиственница так вынослива? Что придает ей силу бороться с холодом и стужей?

Как вы думаете, почему природа-мать просьбу солнышка исполнила?

Какие еще деревья на земле вы могли бы назвать солнечными и почему?

Нарисуйте лиственницу из сказки и лучик, ласкающий ее ветви.

Какие еще деревья или растения солнечный лучик вырастил? Напишите об этом сказку.

Напишите сказку о том, как лиственница с солнышком подружилась.

Почему ночью лиственница будто засыпает?

Напишите сказку об одной лиственнице, которой снились удивительные сны.

Какие удивительными свойствами наделила Матушка-природа другие деревья?

Ёлка

В одном лесу деревья научились говорить. Вот однажды дикая яблоня завела разговор:

Скоро зима настанет, выпадет снег, мои веточки будут покрыты толстым слоем снега, а

почки так и останутся живыми, летом я смогу угостить детей сладкими яблочками!

А Дуб ей отвечает:

Ты права, Яблоня. Мои ветви и сучья ни ветер, ни вьюга, ни буря не сломают.

Я тоже зиме радуюсь,- сказал Клён.- Мои семена окрепнут, а весной ветер их разнесёт по

А тут Яблонька спросила Ёлку:

Уважаемая Ёлка, а почему Вы молчите? Вам, наверное, есть, что сказать?

У меня тоже скоро радость случится, в этом году я поеду к детям на Новогодний

праздник!

Всё так и случилось. Ёлку увезли к детям на праздник, нарядили, а все вокруг неё пели,

танцевали, водили хороводы, читали стихи

Цветущие деревья

Росли в саду груша и вишня. Грушу звали – Фрут, а вишню – Чери. И они представляли,

что их сад растёт возле замка, и за ними ухаживает садовник. А на самом деле они были в

заброшенном саду, и уже 10 лет на них не было фруктов. Возле забора росла берёза.

Вот и говорит им берёза:

Всем нужен заботливый хозяин.

Однажды мимо проходила одна девочка. И увидела она Чери и Фрут. И решила за ними

ухаживать. Она каждый день заботливо их поливала, собирала жучков и даже

разговаривала с ними. И в один прекрасный день на Чери и Фрут появились фрукты.

Девочка собрала их и отнесла домой – маме и папе.

Так в любви и заботе цветут сады.

Дятел и два дерева

Летел дятел по лесу, искал себе дерево, чтобы на нем жить, жуков и червяков клевать. Вот

видит он два дерева: молодой клен и старый тополь. Подлетает он к клену и говорит:

Клен, клен, можно на тебе поселиться? Буду на тебе жить и от жуков и червяков тебя

Отвечает ему клен:

Не нужен ты мне, у меня из-за твоего стука все листья попадают. Иди лучше к тополю.

Полетел дятел к тополю и говорит:

Тополь, тополь, можно на тебе поселиться? Буду на тебе жить и от жуков и червяков тебя

спасать, не пожалеешь!

Отвечает ему старый тополь:

Живи, сколько хочешь, вместе веселее!

И поселился дятел на тополе. И живут они вместе до сих пор. А клен через пять лет весь

прогнил и развалился.

Сказка о деревьях

Далеко-далеко от города Москвы был лес, который непростой, а живой. Весь лес

разговаривал, и там жили друзья-деревья. В один прекрасный день начался спор.

Начал спор дуб, и стал он хвастаться так:

Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо

смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь

бурям, не гнусь перед грозою.

Но тут в спор вступил каштан:

А я очень красив цветом, моя большая крона покрывается белыми букетами, и люди

любуются мною.

Перестаньте спорить, все равно, я красивее всех, - крикнула высокая стройная ёлка. – У

меня вечнозелёные пушистые ветви, на Новый год меня украшают цветными шарами и

бусами, вокруг меня водят хороводы и поют песни. Все меня любят и восхищаются мною!

Дуб и каштан возмутились:

Твои иголки такие острые и колючие, что до тебя неприятно дотрагиваться.

Зато я всегда нарядная, а вся ваша красота осенью облетает. И у вас всю зиму унылый

Ни дубу, ни каштану нечем было ответить этой глупой ёлке. Их спор слушала стоявшая

неподалёку сосна.

Перестаньте спорить, – сказала сосна, – все деревья одинаково нужны людям, и чем нас

больше, тем лучше!

И все деревья согласились с сосной, а спор закончился - дружбой.

Сказка про дерево

Жило-было дерево. Именно не росло, а жило. У деревьев ведь все как у людей: рождение,

жизнь, смерть. Родилось оно в обычном лесу и сразу стало бороться за свою жизнь. Это

было легко, потому что жаркое солнце и сильный дождь не всегда были злыми и

жестокими. Дерево их очень любило и прощало им то, что они иногда делали ему больно,

терпело, когда они его наказывали, радовалось, когда отдавали свое тепло и нежность.

Нельзя сказать, что дереву было легко жить, но оно стойко выносило все невзгоды и

ловило моменты счастья, как маленькие дети ловят зеркалом солнце, что бы пустить

солнечного зайчика.

У дерева было много друзей, других деревьев, которые росли вокруг. Вместе они часто

играли с ветром, когда он был не занят. Это было очень весело: ветер смешно взъерошивал

им листья и они притворялись кораблями с большими парусами, мерно раскачиваясь на

воображаемых волнах. Но больше всего они любили, когда одновременно светило солнце

и шел дождь. Тогда они купались в искрящейся теплой воде, с наслаждением смывая

песок и пыль с листьев, блаженно подставляя под солнечный душ каждую веточку. Листья

начинали блестеть и празднично переливаться, и деревья красовались друг перед другом,

стараясь перещеголять соседа нарядом. Тогда они становились похожи на стайку молодых

девушек, которые приехали на бал и хвастают своими новыми кисейными платьями.

Надо сказать, что наше дерево было одним из самых красивых в лесу. Весной оно

расцветало белыми цветами и от него исходил тонкий сладковатый аромат. Летом ярко-

зеленая листва становилась пышной и густой и давала самую прохладную тень в лесу, а

осенью таких ярких чудесных платьев и сладких с кисловатым привкусом плодов не было

ни у кого в лесу.

Наверное, поэтому именно это дерево полюбила девушка из соседнего поселка. Она

приходила к нему каждый день и сидела часами, читая какую-нибудь книгу или просто

сидя и мечтая о чем-то своем. Или обнимала ствол и рассказывала о том, что произошло за

день. Она рассказывала про все свои радости, шептала про свои секреты. Она делила с

деревом все свои горести и тогда по стволу тонкими, непривычно солеными струйками

стекали слезы, теряясь в трещинках коры. Дерево жалело девушку и успокаивающе

шелестело листьями, стараясь усыпить ее грусть. Так они и жили. Дерево каждый день

жило в ожидании девушки. А она, освобождаясь от каждодневных скучных дней, сразу

бежала в лес, к любимому дереву.

Однажды весной, когда дерево чудесно расцвело и благоухало на зависть другим

деревьям, девушка прибежала в лес ранним утром, когда солнце еще не показалось из-за

пригорка, а в лесу стояла звенящая тишина. Было прохладно, сонное дерево стояло в росе,

но белые цветы уже почти раскрылись, готовясь встретить долгожданное солнце. Столь

неожиданный приход очень обрадовал дерево - радостно было встречать новый день с

любимым человеком. Но девушка не стала садиться под дерево и даже не обняла ствол,

здороваясь, как она это делала раньше.

Вместо этого она встала на цыпочки и стала обламывать ветки, покрытые цветами.

Дереву было очень больно, но оно не могло ни убежать, ни спрятаться. Девушка же

обломала все ветки, до которых смогла достать, и побежала домой. А покалеченное дерево

осталось стоять в еще тихом лесу. Поломанные ветки нестерпимо ныли, и боль отдавалась

в ствол. На земле валялись оборванные цветы. Но еще больнее было внутри, и дерево не

могло понять, что это болит.

Девушка приходила еще несколько раз, но дерево болезненно переносило ее приходы и

долго не могло уснуть по ночам.

Уже давно зажили ветки и обросли новыми листьями, а внутри по-прежнему что-то

саднило. Эта боль вонзилась глубоко и остро и не давала дереву забыть о том ужасном

утре. Теперь дерево не участвовало в общих веселых играх. Его больше не радовали

новые наряды, ему не нужно было ласковое солнце, оно хмурилось, когда ветер трепал

ему листья. Дереву нестерпимо было вспоминать об этом предательстве, оно уже не могло

себе представить, что еще когда-нибудь сможет жить так, как прежде.

Так прошло лето, осень, зима. Опять наступила весна. В этом году дерево встречало ее

грустно и уныло. Оно опять покрылось цветами, но теперь они были всего лишь еще

одним напоминанием перенесенных страданий, сломленных веток и боли, застрявшей

глубоко внутри.

Была середина весны, когда однажды днем дерево услышало приближающуюся песню.

Песня была грустная, но очень красивая. Звонкий детский голосок старательно выводил

сложную мелодию. Это была смешная девочка с торчащими светлыми косичками и

веснушчатым носиком. В ладошке она зажимала маленький букетик полевых цветов.

Девчушка увидела дерево и остановилась в изумлении, задрав голову и широко открыв

свои глазенки. Дерево грустно качнуло ветками. Девочка обошла его вокруг и уселась в

тенек, положив рядом букетик. Так она сидела долго, пела песни и любовалась деревом, а

ушла только под вечер.

На следующий день она пришла снова. Потом еще раз. И дерево не заметило, как девочка

стала прибегать к нему почти каждый день.

Дерево стало к ней привыкать и с каждым приходом девочки, с каждой новой песней

утихала боль, уходила тоска, унималась грусть. Постепенно дерево опять стало радоваться

новому дню, солнцу и дождю. А однажды девчушка обняла его ствол и сказала: "Дерево, я

тебя люблю и никогда не обижу". И дерево поверило. Поверило опять несмотря ни на что.

Поверило, потому что хотело поверить. И теперь каждый день дерево опять ожидало

прихода человека, который его любил.

Актуальность.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордвины, армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, казахи, корейцы, немцы, поляки, таджики, украинцы, цыгане и т. д, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.

И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Проект построен на следующих принципах:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель проекта – вызвать толерантное отношение детей разных национальностей, проживающих в нашем городе.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем городе, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.

Воспитательные: способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, креативное мышление, пополнить словарь детей словами , принадлежащих разным народам.

Тип проекта:

Исследовательский
- групповой
- средней продолжительности (1,5 месяца)

Участники проекта:

Дети
- родители
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- Библиотека филиал №3
- инструктор по физвоспитанию
- татарский ансамбль «Туган тел»
- чувашский коллектив «Сувар»

Прогнозируемый результат:

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавщую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Этапы работы над проектом

Литература:

1. Д/в №4 2000г.
2. Д/в №40 2000г.
3. Д/в №39 2000г.
4. Журнал «Воспитатель» №3 2007г.
5. Журнал «Воспитатель №4 2009г.
6. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край».
7. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова «Наша Родина».
8. «Русский дом» (Самара 2000).
9. Г.Н. Данилина «Дошкольникам об истории и культуре России» (Москва 2003).
10. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры» (Москва 1995).
11. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (Москва 2004).
12. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» (Москва 2010).
13. А. Я. Ветохина…» Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Санкт –Петербург 2010).
14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 2008).
15. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (Москва 2002).
16. Н. П.Саккулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (Москва 1982).
17. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (Москва 2007).
18. З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» (Москва 1986).
19. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (Москва 2009).
20. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» (Москва 2006).
21. Н.С. Голицина «Перспективное планирование воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении» (Скрипторий 2010).

Образовательный проект в детском саду "Делу - время, потехе - час"

Пигалкина Юлия Сергеевна, воспитатель СП «Детский сад №70» ГБОУ ООШ №23 г.Сызрань
Описание работы: данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений детей о времени. Проект полезен для воспитателей детский садов, а также учителей начальных классов.
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный, месяц
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Актуальность темы: наша жизнь тесно связана со временем, с умением распределять и беречь его. У детей дошкольного возраста складываются неточные и неполные представления о времени, о необходимости им дорожить. Заучивание названий и последовательности времен года, дней недели, названий месяцев носит формальный характер и не отображает понятие длительности, необратимости времени.
Проблема: проблема определения времени актуальна для человечества на протяжении всей его жизни, и с этим человек сталкивается ежедневно. Несмотря на то, что время идет само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.
Цель проекта: формирование представлений детей о времени и его ценности.
Задачи проекта:
« Познавательное развитие»:
1.Сформировать понятие «время».
2.Показать значение времени в жизни человека.
3. Продолжать формировать представление о режиме дня.
«Речевое развитие»:
1. Продолжать формировать умение вести беседу.
2. Закрепить умение составлять рассказы по картинкам.
3. Закрепить умение составлять рассказы из собственного опыта на тему «Мой
день»
«Художественно-эстетическое развитие»:
1.Продолжать знакомить с пословицами, поговорками, стихами по теме проекта.
2. Продолжать формировать умение слушать художественные произведения, отвечать на вопросы по прочитанному;
3.Закрепить умение рисовать на заданную тему.
4. Приобщать детей к музыкальной культуре, продолжать формировать умение слушать песни, отвечать на вопросы по услышанному, делать выводы.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Продолжать формировать умение общаться друг с другом в совместной деятельности.
Формы организации проекта:
1. Беседы.
2. Дидактические, речевые, подвижные игры.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Рисование.
5. Подбор информации по теме проекта.

6.Составление рассказов из личного опыта и по сюжетным картинкам.
7.Ситуативные беседы.
8. Проблемные ситуации.
9. Чтение художественной литературы.
10. Слушание музыкальных произведений.
11.Отгадывание загадок.
12. Просмотр презентации.
13. ОД «Делу – время, потехе – час».
14. Консультации для родителей
Материалы и оборудование: Г.Рогинская «Книжка – часы: Минутка», Е. Карганова «Твои первые часы. Который час?», Б.Лема «Тик-так. Изучаем часы. Ориентируемся во времени», «Солнечные ступеньки. Знакомство со временем», интернет – ресурсы, презентация «Путешествие в прошлое часов», мультимедийное оборудование; картон, клей, ножницы, альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Определение целей и задач.
2.Изучение методической литературы.
3.Подбор литературы по теме проекта.
4.Выбор форм работы с детьми и родителями.
5.Составление плана работы.
II этап – основной (практический):
1. Проведение бесед.
2.Дидактические и речевые игры
3. Выставка детских рисунков.
4. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
5. Чтение художественной литературы.
6. Отгадывание загадок.
7. Слушание песен по теме проекта.
8.Просмотр презентации.
9.Ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций.
10. Консультации для родителей.
III этап - заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. ОД «Делу - время, потехе – час»
По окончании проекта «Делу – время, потехе - час» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями, так как данная проблема является актуальной в современном мире.
Работа с родителями: подбор информации по теме проекта, консультации для родителей «Как организовать время своего ребенка» «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста», памятка режима дня дошкольника, мини-библиотека книг по теме проекта.
Схема проекта
Социально-коммуникативное развитие
-Подбор информации по теме проекта.
-Беседа «Как организовать свое время»
-Изготовление альбома «Делу – время, потехе – час»
-Составление режима дня
-Проблемная ситуация «Что бы было, если бы не было часов?»
-С/р игра «Семья»
-Познавательное развитие Рассматривание циферблата часов, его частей
-Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов»
-Д/игры «Который час?», «Покажи время», «Ходят стрелочки по кругу», «Вчера, сегодня, завтра»
-Экспериментальная деятельность «Как наступает ночь»
-Презентация проекта ОД «Делу - время, потехе – час»
Речевое развитие
-Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта
-Составление рассказов «Мой день»
-Беседа «Время. Его значение в нашей жизни»
-Д/игра «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?»
Художественно - эстетическое развитие
-Чтение сказки Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
-Чтение Т. И. Ерофеева «Девочка и время»
-Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихов о времени.
-Отгадывание загадок о времени.
-Прослушивание «Песня об обиженном времени» (из дискоспектакля «Алиса в стране чудес»)
-Рисование иллюстраций к песне, подбор рисунков о времени.
-Рисование на тему «Мое любимое время суток»
-Изготовление циферблата часов.
Физическое развитие
-П/игра «День-ночь»
Ожидаемые результаты.
Дети: У воспитанников сформируются представления о времени, желание его беречь.
Родители: Формирование активной жизненной позиции в желании и стремлении правильно организовывать свое время и время своего ребенка



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: